Научная статья на тему 'Содержательные характеристики феномена профессионально-ценностных ориентаций личности'

Содержательные характеристики феномена профессионально-ценностных ориентаций личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
557
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
СибСкрипт
ВАК
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН / PROFESSIONAL TRAINING / PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES / PROFESSIONAL COMPETENCE / PROFESSIONAL-VALUE ORIENTATIONS / PSYCHOLOGICAL PHENOMENON

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Самойлик Наталья Анатольевна

В статье представлена необходимость изучения профессионально-ценностных ориентаций исходя из условий современного динамичного общества. Изучение категории профессионально-ценностных ориентаций направлено на формирование специалиста, способного и мотивированного на эффективную реализацию профессиональной деятельности. В работе рассмотрены особенности профессионально-ценностных ориентаций как самостоятельного психологического феномена, имеющего ведущее значение при определении профессионального уровня специалиста. На основании методологического анализа таких категорий, как профессионально-важные качества и профессиональные компетенции, выделены дефиниции (понятие, механизмы формирования, сфера развития) профессионально-ценностных ориентаций и представлена их общая структура. Показано, что профессионально-важные качества и профессиональная компетентность не могут отражать содержательные аспекты развития специалиста. В то время, как профессионально-ценностные ориентации способны выступать в качестве универсального критерия сформированности значимости профессиональной деятельности для личности и ее самореализации в труде. Дальнейшее изучение рассматриваемого в статье конструкта необходимо для разработки диагностического инструментария и программ психологического сопровождения формирования профессионально-ценностных ориентаций в процессе обучения в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Самойлик Наталья Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEANINGFUL CHARACTERISTICS OF THE PHENOMENON OF PROFESSIONAL-VALUE ORIENTATIONS OF THE PERSON

The paper presents the necessity of studying professional-value orientations based on the conditions of the modern dynamic society. The study of the category of professional-value orientations is aimed at training specialist able and motivated for the effective implementation of their professional activity. The paper considers the features of professional-value orientations as an independent psychological phenomenon that has the leading role in determining the professional level of a specialist. On the basis of the methodological analysis of such categories as professionally important qualities and professional competence, the definitions (concept, formation mechanisms, development) of professional-value orientations are specified and their general structure is presented. It is shown that the professionally important qualities and professional competence do not reflect meaningful aspects of the specialist’s development. In contrast, professional-value orientations can act as a universal criterion that measures the level of the personal professional activity relevance and the individual self-realization in work. Further study of the construct mentioned in the paper is necessary for developing diagnostic tools and programs of psychological support of the formation of professional-value orientations in the learning process at the higher educational institution.

Текст научной работы на тему «Содержательные характеристики феномена профессионально-ценностных ориентаций личности»

11. Серый А. В., Яницкий М. С. Ценностно-смысловая сфера личности. Кемерово: Кемеровский государственный университет, 1999. 92 с.

12. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: Речь, 2004. 250 с.

13. Современные проблемы социокультурного развития коренных малочисленных народов Севера. Магадан: изд-во СВГУ, 2009. 265 с.

14. Steve J. Langdon. The Native People of Alaska. Anchorage: Greatland Graphics, 1989. 128 p.

Информация об авторе:

Рябова Марьям Амировна - аспирант Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», специалист по учебно-методической работе Северо-Восточного государственного университета г. Магадан, may_mi@mail.ru.

Maryam A. Ryabova, post-graduate student at the Faculty of Psychology, National Research University «Higher School of Economics», specialist in educational and methodological work at North-Eastern State University, Magadan.

(Научный руководитель: Серкин Владимир Павлович - доктор психологических наук, профессор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», г. Москва, serkinv@mail.ru.

Academic advisor: Vladimir P. Serkin - Doctor of Psychology, Professor at the Faculty of Psychology, National Research University «Higher School of Economics»).

Статья поступила в редколлегию 21.12.2015 г.

УДК 159.99

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ФЕНОМЕНА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЛИЧНОСТИ

Н. А. Самойлик

MEANINGFUL CHARACTERISTICS OF THE PHENOMENON OF PROFESSIONAL-VALUE ORIENTATIONS OF THE PERSON

N. A. Samoylik

В статье представлена необходимость изучения профессионально-ценностных ориентаций исходя из условий современного динамичного общества. Изучение категории профессионально-ценностных ориентаций направлено на формирование специалиста, способного и мотивированного на эффективную реализацию профессиональной деятельности. В работе рассмотрены особенности профессионально-ценностных ориентаций как самостоятельного психологического феномена, имеющего ведущее значение при определении профессионального уровня специалиста. На основании методологического анализа таких категорий, как профессионально-важные качества и профессиональные компетенции, выделены дефиниции (понятие, механизмы формирования, сфера развития) профессионально-ценностных ориентаций и представлена их общая структура. Показано, что профессионально-важные качества и профессиональная компетентность не могут отражать содержательные аспекты развития специалиста. В то время, как профессионально-ценностные ориентации способны выступать в качестве универсального критерия сформированности значимости профессиональной деятельности для личности и ее самореализации в труде. Дальнейшее изучение рассматриваемого в статье конструкта необходимо для разработки диагностического инструментария и программ психологического сопровождения формирования профессионально-ценностных ориентаций в процессе обучения в вузе.

The paper presents the necessity of studying professional-value orientations based on the conditions of the modern dynamic society. The study of the category of professional-value orientations is aimed at training specialist able and motivated for the effective implementation of their professional activity. The paper considers the features of professional-value orientations as an independent psychological phenomenon that has the leading role in determining the professional level of a specialist. On the basis of the methodological analysis of such categories as professionally important qualities and professional competence, the definitions (concept, formation mechanisms, development) of professional-value orientations are specified and their general structure is presented. It is shown that the professionally important qualities and professional competence do not reflect meaningful aspects of the specialist's development. In contrast, professional-value orientations can act as a universal criterion that measures the level of the personal professional activity relevance and the individual self-realization in work. Further study of the construct mentioned in the paper is necessary for developing diagnostic tools and programs of psychological support of the formation of professional-value orientations in the learning process at the higher educational institution.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, профессионально-важные качества, профессиональная компетентность, профессионально-ценностные ориентации, психологический феномен.

Keywords: professional training, professionally important qualities, professional competence, professional-value orientations, psychological phenomenon.

Вопрос профессиональной подготовки кадров всегда занимал центральное место в психолого-педагогических исследованиях. Ученые неоднократно ставили вопросы о факторах, условиях и механизмах развития специалиста для осуществления продуктивной трудовой деятельности. Выдвигая ряд требований к личности профессионала, они обозначили проблему определения критериев готовности к профессиональной деятельности и эффективной ее последующей реализации.

Однако, как отмечает А. Р. Фонарев, «в связи с профессиональной переструктуризацией общества, появлением новых профессий, сокращением численности специалистов, занятых в отдельных сферах деятельности, в наиболее массовые из них или более интенсивно развивающиеся стали вливаться работники из других сфер деятельности, зачастую далеко не лучшие, а иногда и просто неуспешные в них» [11, с. 4]. В подобной ситуации на первый план выходит проблема определения ведущего критерия профессионального развития личности. Естественно, что наиболее адекватным должен стать такой показатель, который в полной мере способен демонстрировать субъективную и объективную готовность и осуществление профессиональной деятельности. Среди особенностей данного критерия следует выделить его универсальность для разных типов профессиональной деятельности, с одной стороны. Но с другой стороны необходимо дифференцировать предложенный критерий от уже имеющихся, таких как профессионально-важные качества и профессиональные компетенции специалиста.

В то же время заметим, что зачастую профессиональные компетенции, профессионально-важные качества личности и профессионально-ценностные ориентации ставятся в один ряд и употребляются как синонимы. Мы считаем, что такой поход является не совсем правильным.

Изучению и детальному анализу профессионально-важных качеств в психологии традиционно уделяется большое внимание (А. А. Деркач, Э. Ф. Зеер, Е. А. Климов, Н. В. Кузьмина, В. А. Сластенин, В. Д. Шадриков). Исследователи отмечают необходимость включения профессионально-важных качеств в структуру профессиональных способностей специалиста, мотивированного и способного эффективно осуществлять трудовую деятельность.

Категорию «профессионально-важные качества» в отечественную психологическую науку ввел В. Д. Шадриков. Под профессионально-важными качествами автор понимал систему «индивидуальных качеств субъекта деятельности, влияющих на эффективность деятельности и успешность ее освоения» [12, с. 158]. Согласно данному подходу, профессионально-важные качества выступают в роли внутренних ресурсов, «через которые преломляются внешние воздействия и требования деятельности», что детерминирует всю систему профессиональной деятельности [12, с. 86 - 87].

Однако, как констатирует А. В. Карпов, конструкт «профессионально-важных качеств» в целом не может отражать внутреннюю характеристику лично-

сти профессионала по следующим причинам. Первая причина связана с преобладанием аналитической установки при изучении профессионально-важных качеств. В основе подобного представления заложена идея «о наличии стойкой и однозначной связи между отдельными качествами и эффективностью деятельности» [3, с. 17], что не позволяет учитывать влияние индивидуально-психологических качеств личности на особенности профессиональной деятельности. В содержании второй причины представлено мнение о профессионально-важных качествах как максимально обобщенных характеристиках либо как приближенных «к базовым, первичным качествам психических процессов, свойств личности и даже к отдельным сторонам» [3, с. 73]. Выделяемые качества становятся неспецифичными для профессиональной деятельности и не позволяют прогнозировать эффективность деятельности специалиста. Так, например, доброжелательность традиционно относится к профессионально-важным качествам педагогических работников. Однако доброжелательность следует рассматривать как одно из центральных профессионально-важных качеств у медицинских сотрудников, менеджеров по персоналу, обслуживающих сфер деятельности и сервиса и т. д. Поэтому диагностика таких качеств у представителей разных профессий достаточно затруднена и не может рассматриваться как ведущий компонент при определении профессиональной пригодности специалиста.

Неразрешенность представленных выше проблем относительно профессионально-важных качеств в современной психологической науке привела к появлению исследований противоположного направления (В. А. Бодров, Э. Ф. Зеер, А. К. Маркова, С. В. Кондратьева, Л. М. Митина). Если ранее при изучении профессионально-важных качеств анализ осуществлялся от особенностей профессии к специфике структуры личности, то согласно новому подходу, взгляд ученых обратился на определение в структуре личности тех значимых качеств, которые могут влиять на успешность реализуемой деятельности. При этом заметим, что исследования в данном направлении также не лишены недостатков, среди которых: не всегда объективное профилирование той или иной профессиональной деятельности и блокирование привлечения других необходимых для профессии качеств личности.

Таким образом, несмотря на подробное содержательное и функциональное изучение профессионально-важных качеств в отечественной психологической школе, приходится констатировать, что они не могут выступать в качестве центрального звена модели специалиста в профессиональной деятельности. Как отмечают исследователи, профессионально-важные качества формируются в процессе адаптации к профессиональной деятельности в период профессионального обучения либо образуются в ходе самой трудовой деятельности.

Другим конструктом, влияющим на становление специалиста в профессиональной деятельности, с точки зрения Л. И. Бершедовой, Ю. В. Варданяна,

И. А. Зимней, Л. В. Львова, А. П. Садохина, В. В. Серикова, А. В. Хуторского, является профессиональная компетентность. В рамках психолого-педагогических исследований категория «профессиональная компетентность» рассматривается в контексте деятельностной парадигмы и определяется как «готовность и способность целесообразно действовать в соответствии с требованиями дела, методически организованно и самостоятельно решать задачи и проблемы, а также самооценивать результаты своей деятельности» [1, с. 28].

Профессиональная компетентность отражает содержание системы «человек-профессия», обусловлена спецификой личностно-профессионального развития и детерминирует становление профессионала в процессе труда. С одной стороны, профессиональная компетентность позволяет максимально приблизить человека к требованиям профессиональной деятельности, но с другой - формирует определенный уровень профессионализма конкретного специалиста.

Согласно авторскому подходу А. К. Марковой внутри профессиональной компетентности необходимо выделить следующие элементы: специальная компетентность; социальная компетентность; личностная компетентность; индивидуальная компетентность [5].

Основным механизмом формирования профессиональной компетентности является идентификация, позволяющая развивать «модель поведения человека при решении определенного класса задач, осуществления ролей или функций в определенных ситуациях профессиональной деятельности» [10, с. 51]. Однако, как считает А. Р. Фонарев, если процесс идентификации с профессией «продолжается длительное время, то становится непонятным, за счет чего человек сможет развиваться в дальнейшем» [11, с. 107].

Резюмируя выше сказанное, подчеркнем, что ведущими в содержании категории профессиональная компетентность выступают способности, отражающие системные качества индивида и характеризующие уровень его успешности в профессиональной деятельности. В то же время до настоящего момента остается не совсем ясной проблема соотнесения компетентности и способностей, что в целом не позволяет рассматривать профессиональную компетентность как ведущую характеристику профессионального становления личности и как самостоятельный феномен.

Возникающее противоречие заключается в необходимости детальной разработки методологического конструкта, позволяющего влиять на процесс «вхождения» и последующего развития в профессиональной деятельности. Но следует учитывать интеграцию личностных качеств в некоторую структуру, востребованную в современном профессиональном обществе. Мы считаем, что данное противоречие возможно разрешить, если взять за основу профессионального развития, которое неразрывно связано с личностным, профессионально-ценностные ориентации.

В современных психолого-педагогических исследованиях проблема профессионально-ценностных отношений звучит все чаще. Однако, приходится констатировать, что полученные авторами результаты носят скорее отрывочный характер и в большинстве направлены на анализ профессионально-ценностных ориентаций педагогов как наиболее социальной значимой деятельности по развитию личности подрастающего поколения. Ранее нами были проанализированы причины пристального внимания к категории профессионально-ценностных ориента-ций на современном этапе психологической науки

[7].

Одной из особенностей профессионально-ценностных ориентаций является их универсальность как самостоятельного психологического феномена. Отмеченные выше недостатки в анализе профессионально-важных качеств и профессиональных компетенций не позволяют рассматривать их в качестве основополагающих критериев при оценке профессиональной пригодности будущих специалистов, в то время как профессионально-ценностные ориентации могут определять уровень готовности к осуществлению той или иной профессиональной деятельности через формируемое отношение к труду.

Профессионально-ценностные ориентации представляют собой ценностно-смысловое отношение к профессиональной деятельности. А. В. Серый, исследуя смысловое отношение к профессиональной деятельности психологов-практиков, отмечает, что в деонтологически-ориентированных видах деятельности профессионально важные качества специалиста проявляются на личностном уровне в форме этических интенций. А знания, навыки и умения генерализуются на ценностно-смысловом уровне отношения к самой деятельности [8; 9]. Подобной точки зрения придерживаются М. С. Яницкий и соавторы, отмечающие, что ценностное отношение учителей к профессиональной деятельности определяется целым рядом социокультурных факторов, среди которых важное место занимает профиль преподаваемого предмета, «определяющий профессиональное видение мира, и тем самым, оказывающий влияние на мировоззрение педагога» [14, с. 30].

Содержанием профессионально-ценностных ориентаций выступают три взаимосвязанных компонента. Когнитивный компонент позволяет субъективно оценить значимость реализуемой профессиональной деятельности. Эмоциональный компонент отражает удовлетворенность профессиональной деятельностью. В основе конативного (поведенческого) компонента находится мотивация личности к самореализации в процессе профессиональной деятельности. Центральным механизмом формирования ценностных ориентаций является интернализация, в ходе которой личность сознательно «присваивает» и пропускает через свой внутренний мир и в дальнейшем активно воспроизводит в своей деятельности те профессионально значимые ценности, которые необходимы для ее личностного развития в профессии [13].

Возможность актуализировать свои внутренние ресурсы для реализации продуктивной трудовой деятельности связана с необходимостью осуществлять рефлексию, способствующую общей оценке овладения профессионально-ценностными ориента-циями и постановке новых задач в процессе трудовой деятельности. Предложенное В. В. Давыдовым определение рефлексии как умения человека «выделять, анализировать и соотносить с предметной ситуацией собственные действия» [2, с. 39] позволяет констатировать тесную взаимосвязь между рефлексией и профессионально-ценностными ориентация-ми.

Особенность становления профессионально-ценностных ориентаций заключается в том, что они на-

Дефиниции профессионально-]

чинают формироваться внутри социума, окружающего ребенка. В данном контексте следует вспомнить периодизацию развития человека как субъекта труда, предложенную Е. А. Климовым [4]. В процесс профессионального становления автор включил периоды детства, закладывающие основы представления ребенка о труде как способе саморазвития и жизнедеятельности человека. По мере взросления происходит расширение ценностно-смысловых понятий относительно профессиональной деятельности, вследствие чего возникают собственные представления о значимости и смысле труда, которые выражаются в профессионально-ценностных ориен-тациях.

Таблица

ориентаций личности

Критерии для сравнения Профессионально-ценностные ориентации Профессиональная компетентность Профессионально-важные качества

Определение Ценностно-смысловое отношение к профессиональной деятельности Специальные способности, необходимые для профессиональной деятельности Индивидуальные свойства личности, определяющие эффективность трудовой деятельности

Структура Когнитивный компонент; эмоциональный компонент; поведенческий (ко-нативный) компонент (по А. К. Марковой) [5]: специальная компетентность; социальная компетентность; личностная компетентность; индивидуальная компетентность (по А. В. Карпову) [1]: абсолютные профессионально-важные качества; относительные профессионально-важные качества; мотивационная готовность; антипрофессиональ-но-важные качества

Механизм(ы) формирования Интернализация, рефлексия Идентификация Адаптация

Сфера развития Семья, учебная деятельность, трудовая деятельность Учебная деятельность Учебная деятельность, трудовая деятельность

Согласно О. Е. Пермякову и С. В. Меньковой, «с момента осознанного выбора будущей профессиональной деятельности у человека формируется направленность, которая определяет активную деятельность человека на удовлетворение его потребности в профессиональном самоопределении в социуме» [6, с. 41]. Основы профессиональных компетенций закладываются в период обучения в профильных классах, когда происходит осознанное понимание функций своей будущей профессиональной деятельности. Однако наиболее активный процесс становления профессиональной компетентности осуществляется во время профессионального обучения в виде накопления практико-ориентированных знаний в конкретной профессиональной деятельности.

Формирование профессионально-важных качеств, как отмечают Ю. П. Поваренков, В. Д. Шад-риков, происходит в условиях учебной деятельности студента в процессе профессиональной подготовки и в большей степени связано с появлением специфического сознания, способного решать профессиональные задачи. После окончания учебного заведения

профессионально-важные качества продолжают развиваться и реализовываться в дальнейшей трудовой деятельности.

Таким образом, проведенный теоретико-методологический анализ исследований по проблеме формирования личности в профессии позволил выделить дефиниции профессионально-ценностных ориента-ций (таблица).

Таким образом, в динамичных условиях современного общества возникает необходимость рассмотрения и анализа готовности специалиста к реализации профессиональной деятельности. В то же время может сложиться мнение, что рассматриваемая проблема отнюдь не нова в науке. Такими критериями могут выступать профессионально-важные качества и профессиональные компетенции. Однако, в силу ограниченности применения в процессе профессионального становления, они не могут быть использованы для оценки уровня готовности к профессиональной деятельности.

Исходя из представления о том, что личностное развитие неразрывно связано с профессиональным,

считаем своевременным рассмотрение и детальный анализ профессионально-ценностных ориентаций как самостоятельного психологического феномена. Выделенные в ходе анализа дефиниции профессионально-ценностных ориентаций (понятие, структура, механизмы формирования, сфера развития) позволяют констатировать психологическую значимость

данной категории для дальнейших теоретических и практических научных исследований, в том числе создание методики диагностики профессионально-ценностных ориентаций и психологического сопровождения формирования данной личностной структуры в процессе обучения в вузе.

Литература

1. Байденко В. И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические и методические вопросы): метод. пособие. М., 2005. 227 с.

2. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986. 240 с.

3. Карпов А. В. Психологическая структура профессиональной деятельности // Психология труда. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. 352 с.

4. Климов Е. А. Введение в психологию труда. М.: Культура и спорт: ЮНИТИ, 1998. 350 с.

5. Маркова А. К. Психология профессионализма. М.: Знание, 1996. 312 с.

6. Пермяков О. Е., Менькова С. В. Диагностика формирования профессиональных компетенций. М.: ФИ-РО, 2010. 114 с.

7. Самойлик Н. А. К вопросу об актуализации понятия «профессионально-ценностные ориентации» личности в современной науке // Альманах современной науки и образования. 2015. № 11. С. 100 - 102.

8. Серый А. В. Осмысленное отношение к профессиональной деятельности как условие развития профессионально значимых качеств психологов-практиков // Вестник Кемеровского государственного университета. 2005. № 2(22). С. 158 - 162.

9. Серый А. В. Становление компетентности практического психолога // Высшее образование в России. 2005. № 5. С. 63 - 66.

10. Субетто А. И. Онтология и эпистемология компетентностного подхода, классификация и квалимет-рия компетенций. СПб.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. 257 с.

11. Фонарев А. Р. Психология становления личности профессионала. М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: МОДЭК, 2005. 240 с.

12. Шадриков В. Д. Деятельность и способности. М.: Логос, 1995. 72 с.

13. Яницкий М. С., Серый А. В. Развитие системы ценностно-смысловых ориентаций личности в профессиональной деятельности специалистов деонтологического статуса // Личность и профессиональная деятельность / под ред. Л. Г. Дикой, Т. Х. Невоструевой. Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2008. Т. 1. С. 147 - 159.

14. Яницкий М. С., Браун О. А., Пелех Ю. В., Франчек З., Саласса М. Социокультурные детерминанты становления системы ценностей учителей // Сибирский педагогический журнал. 2014. № 6. С. 27 - 35.

Информация об авторе:

Самойлик Наталья Анатольевна - кандидат психологических наук, преподаватель кафедры пенитенциарной психологии и пенитенциарной педагогики Кузбасского института ФСИН России (г. Новокузнецк), nat_asp@mail.ru.

Natalia A. Samoylik - Candidate of Psychology, Lecturer of at the Department of Penitentiary Psychology and Penitentiary Pedagogics, Kuzbass Institute of the FPS of the Russian Federation (Novokuznetsk).

Статья поступила в редколлегию 18.01.2016 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.