Научная статья на тему 'Содержательное развитие курса «Медицинская информатика» для студентов лечебного и педиатрического факультетов'

Содержательное развитие курса «Медицинская информатика» для студентов лечебного и педиатрического факультетов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
81
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Содержательное развитие курса «Медицинская информатика» для студентов лечебного и педиатрического факультетов»

■■J,1 Информатизация медицинской ВРЭЧ ESSS науки и образования

™ и информационные

технологии Материалы конференции

«Информатизация здревоохрвнения-2008»

Е.Н. НИКОЛАИДИ,

кафедра медицинской кибернетики и информатики ГОУ ВПО РГМУ Росздрава, г. Москва

СОДЕРЖАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ КУРСА «МЕДИЦИНСКАЯ ИНФОРМАТИКА» ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЛЕЧЕБНОГО И ПЕДИАТРИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТОВ

Профессиональная деятельность современного врача тесным образом связана с прикладными возможностями информационных технологий при решении задач медицины и здравоохранения. В связи с этим большую актуальность имеет подготовка специалистов по вопросам медицинской информатики. Программа по данной дисциплине была подготовлена на кафедре медицинской кибернетики и информатики медико-биологического факультета РГМУ и утверждена М3 РФ в 2000 г.

На кафедре медицинской кибернетики и информатики РГМУ дисциплина «Медицинская информатика» преподается студентам 4-го курса лечебного факультета (дневное и вечернее отделения) и 5-го курса педиатрического факультета (дневное и вечернее отделения). Учебный план по данной дисциплине реализован в виде цикла длительностью 5 учебных дней, состоящего из 6 лекций и 5 практических занятий.

С момента начала работы со студентами по дисциплине «Медицинская информатика» прошло более 7 лет. 3а это время курс претерпел определенные изменения с учетом накапливаемого опыта и современных требований к высшему медицинскому образованию.

В объем материала, предлагаемого студентам в настоящее время на практических занятиях, включены следующие основные разделы:

• Автоматизированные МИС управления здравоохранением территориального уровня;

• Автоматизированные МИС управления ЛПУ;

• Автоматизированные МИС управления отделением ЛПУ;

• АРМ врача;

• Компьютерная реализация математической 1-камерной модели фармакокинетики.

Современный уровень общей подготовки студентов по владению навыками работы на ПК позволил нам заменить тему «Введение в информатику» на более соответствующую преподаваемой дисциплине тему «МИС в управлении здравоохранением террито-

© Е.Н. Николаиди, 2008 г.

■ 72 ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ ■

Информатизация медицинской науки и образования

Материалы конференции

«Информатизация здрввоохрвнения-2008»

www.idmz.ru

гсюг, № з

риального уровня». В практическом занятии по указанной теме в качестве программного обеспечения задействована Автоматизированная информационная система управления здравоохранением округа Москвы (УЗОМ), разработанная сотрудниками кафедры медицинской кибернетики и информатики и ПНИЛ разработки медицинских информационных систем РГМУ под эгидой Научно-практического центра экстренной медицинской помощи Департамента здравоохранения г. Москвы. Система ориентирована на использование руководящими работниками здравоохранения различного уровня и оказывает автоматизированную информационную поддержку таким видам деятельности, как исследование тенденций в динамике общественного здоровья, выявление приоритетных проблем для охраны здоровья населения, обоснование планирования потребности здравоохранения в ресурсах, необходимых для охраны здоровья населения, и т.д.

Программное обеспечение, задействованное в проведении практических занятий по темам «АРМ врача» и «Автоматизированные МИС управления ЛПУ», — типовая медицинская информационная система «Интерин PROMIS» является продуктом Института программных систем РАН. В составе медицинской информационной системы «Интерин PROMIS» представлен широкий круг АРМов врачей различных специальностей: врач приемного отделения, врач-терапевт, врач-кардиолог, врач хирургического отделения, врач-диагност, врач-лаборант. Это позволяет научить студентов пользоваться возможностями аналогичных МИС при решении задач практической врачебной деятельности.

На примере данной информационной системы мы также знакомим студентов с целым спектром прикладных задач, которые

могут быть решены в медицинском учреждении с применением современных информационных технологий: информационная поддержка функционирования лечебного учреждения и автоматизация документооборота; планирование ресурсов и менеджмент клинической организации, мониторинг лечебно-диагностического процесса, лабораторно-диагностические функции, поддержка принятия решений.

На практическом занятии по теме «Автоматизированные МИС управления отделением ЛПУ» в качестве программного обеспечения используется современная информационная система отделения реанимации и интенсивной терапии ИНТЕРИС. Разработчиками данной системы являются сотрудники кафедры медицинской кибернетики и информатики и ПНИЛ разработки медицинских информационных систем РГМУ и Российский научный центр рентгенорадиологии МЗ РФ. Система ИНТЕРИС позволяет оптимизировать решение широкого круга задач, связанных с оказанием медицинской помощи в отделении реанимации и интенсивной терапии, и обеспечивает информационную поддержку всем основным участникам лечебного процесса. Система представляет собой программно-аппаратный комплекс, который включает специализированное программное обеспечение и вычислительные средства, объединенные в локальную сеть.

Дальнейшее развитие курса «Медицинская информатика» мы во многом связываем с обсуждением и принятием новой учебной программы по данной дисциплине, а также с реализацией важнейших решений 1-й Всероссийской учебно-методической конференции по вопросам преподавания медицинской информатики в медицинских ВУЗах России.

■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ 73 ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.