СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
СОДЕРЖАТЕЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И КУЛЬТУРЕ РЕЧИ В ВУЗЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
С. А. АРИСТАРХОВА, Н. А. ШНАЙДЕР
В статье рассматриваются вопросы формирования творческой самореализации студентов вузов физической культуры на занятиях по русскому языку и культуре речи. Исследуются механизмы передачи студентам социального опыта, знаний, способов деятельности, опыта творческой деятельности, опыта ценностного отношения к миру.
Совместная учебная деятельность преподавателя и студентов предполагает построение механизмов саморегуляции учения, усваиваемой предметной деятельности и самих актов взаимодействий, отношений и общения. Продуктом деятельности является самостоятельное выдвижение студентами новых целей учения и целей, связанных с содержанием усвоенной деятельности, а также регуляции личностных позиций в партнерстве.
Педагог, наблюдая за обучающимися, следит за тенденциями личностного развития, выявляет избирательность к предметному содержанию знаний (что может не совпадать с успеваемостью по предмету), фиксирует характер и направленность познавательной активности, предпочтения к различным видам деятельности.
При изучении русского языка и культуры речи в вузе физической культуры целесообразно вместо упражнений с общеупотребительной лексикой предлагать упражнения, наполненные спортивными терминами и понятиями. Это позволяет развить специфические языковые навыки.
Кроме того, при изучении ораторского искусства студентам предлагается подготовить доклады по темам: «Подготовка к Олимпийским играм Сочи-2014», «Развитие спорта в моем городе», «Зачем ходить в поход».
Такой подход к наполнению содержания заданий по русскому языку и культуре речи воспитывает понимание у студентов того, что происходит погружение в будущую профессию.
Ключевые слова: творческая самореализация, самопознание, самомоделирование, самоутверждение, самообразование, ценностные ориентации, билингвальное занятие.
Важным компонентом всестороннего развития личности современного студента является его творческая самореализация. В ходе предварительного исследования выявилась недостаточная сформиро-ванность этой характеристики личности у студентов. Необходимой была целенаправленная работа по ее формированию и дальнейшей ее реализации.
Основным условием творческой самореализации является самостоятельность студентов. Из ее возможных составляющих особое внимание мы уделяли самопознанию, самомоделированию и самоутверждению. Самомоделирование подразумевает личностное становление студента, что является ведущей тенденцией развития педагогики в третьем тысячелетии. Нами была предпринята попытка создать условия для ее реализации на практике на занятиях по русскому языку и культуре речи. Здесь нами использовались различные подходы, разработанные в трудах ведущих педагогов [2].
На первом этапе исследования нами осуществлялось выявление интереса студентов к вопросам самомоделирования, для чего на вводном занятии им предлагалось ответить на следующие вопросы:
1. Каким вы представляете себе хорошего специалиста в области физической культуры и спорта (учителя физкультуры в школе, тренера, спортивного менеджера, врача-реабилитолога)?
2. Насколько взаимосвязаны его профессиональный и личностный рост?
3. Когда следует начинать профессиональноличностное моделирование студента?
4. Кто ответственен за профессиональноличностное моделирование студента: преподаватели, сам студент, преподаватели и сам студент?
5. Какова роль культуры речи в профессиональной деятельности специалиста?
В короткой беседе исследователь разъяснял суть вопросов и получал первую, спонтанную ре-
акцию студентов. При этом выяснялось, что многие студенты над этими вопросами раньше не задумывались. Далее исследователь предлагал написать небольшие письменные работы в форме сочинения-эссе, в которых студенты давали ответы на поставленные вопросы. Изучение этих работ давало представление также и об уровне их лингвистической осведомленности.
Далее студентам предлагался ряд практических заданий, основанных на групповом и самостоятельном изучении спортивных достижений известных спортсменов (просмотр фильмов, изучение биографий, поиск материалов в интернете). При этом перед студентами открывалась новая грань предмета. Так, например, в тексте о Ю. Власове, известном тяжелоатлете, можно почерпнуть информацию о необыкновенной целеустремленности, умении преодолеть себя, умении найти себя после того, как уходишь из большого спорта.
В течение курса русского языка и культуры речи на занятиях студентам предлагался механизм формирования творческой активности. Студентов знакомили с принципами самомоделирования. На практических занятиях преподаватель предлагал в качестве учебного материала научные тексты, справочную и спортивно-публицистическую литературу, предъявлял образцы лингвистических исследований студентов прежних лет обучения, помогал найти оптимальные способы решения теоретических и практических задач. Итоги подводились по показателям (табл. 1).
Таблица 1
Показатели ведения исследовательской работы
Так, при изучении темы «Особенности публичной речи» студенты, работая с различными источниками, выясняли, в чем, по известному вы-
ражению М. В. Ломоносова, содержится «ключ к ораторскому искусству». Студентам удалось подтвердить ставшее крылатым утверждение классика о том, что «ключ к ораторскому искусству лежит в логике». А, значит, грамотное изложение речи требует соблюдения основных принципов логики: 1) закона тождества; 2) закона противоречия (непротиворечия); 3) закона исключенного третьего; 4) закона достаточного основания. На таких занятиях студенты находили доказательства связи русского языка и культуры речи с философией, логикой.
Так, студентка Марина Н. представила интересную самостоятельную работу, где рассказала об использовании цитат, афоризмов, аллюзии, реминисценции и впоследствии выступила с докладом на тему «Слова - тоже поступки» (А. Франс), продемонстрировав при этом и сформировавшееся в процессе занятий ораторское мастерство.
Современная практика предлагает широкий круг типов семинарских занятий: семинары-
дискуссии, семинары-исследования, семинары-зачеты, проблемные семинары, семинары, проводимые в форме коллективной познавательной деятельности и т. д. [3]. На семинарах по русскому языку и культуре речи мы предлагали студентам обсуждение подготовленных сообщений, докладов и т. п.
Именно на семинаре исследователь актуализировал поставленные задачи по формированию у студентов ценностных ориентаций, обучая приемам самоанализа (взаимоанализа), самокритики (взаимокритики), самооценки (взаимооценки). Это давало возможность выявлять факты различия (сходства) собственных ценностей с ценностями других людей, развивало стремление строить общение со сверстниками на кооперативносоревновательных началах, проявлять демократичность в принятии решений, строить диалог, предупреждать конфронтацию.
Значительное место в работе со студентами занимала организация самостоятельной учебной работы студентов. Домашние задания являются тем связующим звеном, которое объединяет обучение и самообразование, способствует тем самым созданию единой системы подготовки студентов к самообразованию [4]. При этом наиболее типичными домашними заданиями до сих пор остаются традиционные задания воспроизводящего характера [1; 5].
При изучении стилей речи нами предлагались задания такого типа: «Выявить своеобразие использования падежных форм в разных стилях речи (разговорная речь, художественный стиль, на-
1 Выбор актуальной проблемы и темы
2 Составление плана работы
3 Обоснование поставленных целей
4 Наличие теоретических знаний по проблеме
5 Самостоятельность в организации работы
6 Консультационно-методическое обеспечение
7 Широта предметно-информационного поля
8 Подбор научно-методической литературы
9 Определение перспектив исследования
10 Техническое оформление работы
учный стиль)». Группа студентов провела исследование, в ходе которого были получены следующие данные (табл. 2).
Таблица 2
Соотношение падежных форм (в %)
ПАДЕЖИ
Стиль речи Имени- тельный - ь тел й 1 Й доР й ы н Й тДа ь-л § Ви Творитель- ный ж- 11 ен Пер н
Разговор- ный 40 16 4 20 6 7
Художе- ственный 27 20 4 18 11 14
Научный 21 40 3 12 8 13
Студенты самостоятельно пришли к выводу, что для письменной речи характерно преимущественное употребление форм родительного падежа, а для разговорной - именительного и винительного. В связи с этим им легко было исправить в своих сочинениях ошибки, связанные с использованием именительного и винительного падежей.
Таким образом, домашняя работа давала возможность подготовки студентов к самостоятельному познанию. Преподаватель становился активным помощником студента в плане организации выполнения домашней работы. В связи с тем, что уровень знаний не у всех студентов был одинаковым, требовались условия, которые позволили бы организовать самостоятельную работу каждому студенту согласно его собственному уровню знаний, способностей и интересов. Ряду студентов предлагалось выполнение упражнений из учебника, а некоторым студентам предлагалось провести самостоятельную исследовательскую или поисковую работу. При выполнении самостоятельных заданий студент становился организатором своей деятельности, как при выполнении домашней работы, так и в условиях самостоятельного творческого поиска, так как ему приходилось оценивать работу самому, что развивало качество самоконтроля.
Мы стремились к тому, чтобы самостоятельная работа студента в меньшей степени носила репродуктивный характер и включала обучающихся в самостоятельный поиск и самостоятельное творчество. Студентам предлагались задания такого характера:
Подберите материал для устных выступлений:
- иллюстративные примеры из художественных текстов;
- афористические высказывания (сентенции, пословицы);
- прецедентные высказывания и их источник.
1. Лень - двигатель прогресса?
2. Горе - от ума?
3. Наглость - второе счастье?
3. «Кто людям помогает, лишь тратит время зря?»
4. Стоит ли верить снам?
При изучении темы «Роль культуры речи в профессиональной деятельности специалиста» исследуемым было предложено изучить и оценить речь учителя физкультуры, тренера, руководителя фитнес-клуба, массажиста, комментатора спортивной программы. Каждому исследуемому давалось конкретное задание. Студенты фиксировали речь вышеназванных лиц, анализировали запись текста вместе с исследователем, находили как речевые погрешности, так и выразительные языковые средства (метафоры, эпитеты, олицетворения). Подобная работа позволяла на конкретных примерах убедиться в эффективности применения полученных теоретических знаний на практике.
Успешно зарекомендовали себя билингваль-ные занятия, способствующие повышению филологической культуры и умению видеть язык как целостную систему. Студенты в рамках конкретной темы имели возможность сравнить два языка (русский и английский). Специально подобранный материал и упражнения давали студентам представление об аналогичных явлениях в английском и русском языках. Такие занятия готовились совместно с преподавателем английского языка и проводились один раз в семестр как обобщающее занятие. Студентам предлагались поисковые задания, например, изучение языка рекламы и плаката. В своих сообщениях обучающиеся отмечали, что лексика рекламы и плаката далеко идет в своих западных устремлениях, вошедшие в русский язык и укоренившиеся заимствованные слова, которые принято писать по-русски, облекаются в латиницу: photo, taxi, glass, style, press, monarch и уже без напряжения воспринимаются русским потребителем.
Мы пришли к выводам, что целенаправленное научно обоснованное формирование творческой самореализации у студентов зависит от переосмысления традиционных подходов и разработки новых моделей. Исследование показало не-
обходимость параллельной работы над совершенствованием различных форм обучения (практические занятия, семинары, творческие и поисковые формы самостоятельной работы) и над наполнением их профессионально ориентированным и социально значимым содержанием.
Представляется целесообразной передача студентам социального опыта, а именно знаний, способов деятельности, опыта творческой деятельности, опыта ценностного отношения к миру. Это создает благоприятные условия для того, чтобы студент с помощью педагога-исследователя постоянно поднимался на более высокие ступени своих интеллектуальных возможностей. При этом важно, чтобы мотив был направлен на достижение результата, тогда сотворчество педагога и студентов выведет учащихся на творческую самореализацию.
Литература
1. Андреев А. Знания или компетенции? // Высшее образование в России. 2006. № 8. С. 5-8.
2. Архангельский С. И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М., 1980.
3. Берденникова Н. Г., Меденцев В. И., Панов Н. И. Организационное и методическое обеспечение учебного процесса в вузе: учебно-методическое пособие. СПб., 2006.
4. Пидкасистый П. И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении: Теоретико-экспериментальное исследование М., 1980.
5. Самерханова Э. Принципы организации единого образовательного пространства в вузе // Вестник высшей школы. 2006. № 4. С. 26-27.
* * *
SUBSTANTIAL PROVIDING OF RUSSIAN LANGUAGE AND SPEECH CULTURE LESSONS IN HIGHER EDUCATION INSTITUTION OF PHYSICAL CULTURE
S. A. Aristarkhova, N. A. Schneider
In article questions of formation of creative self-realization of students of higher education institutions of physical culture at Russian language and speech culture lessons are considered. Mechanisms of transfer to students of social experience, knowledge, ways of activity, experience of creative activity, experience of the valuable relation to the world are investigated. Joint educational activity of the teacher and students assumes creation of mechanisms of self-control of the doctrine, acquired subject activity and acts of interactions, relations and communication. Product of activity is independent promotion by students of new purposes of the doctrine and purposes connected with the content of acquired activity, and also regulation of personal positions in partnership. The teacher, supervising students, watches tendencies of personal development, reveals selectivity to the subject content of knowledge (that cannot coincide with progress in a subject), fixes character and an orientation of informative activity, preference to different types of activity. At Russian language and speech culture studying in higher education institution of physical culture expediently instead of exercises with common lexicon to offer the exercises filled with sports terms and concepts. It allows to develop specific language skills. Besides, when studying oratory art students are offered to prepare reports on subjects: «Preparation for the Olympic Games in Sochi-2014», «Sports development in my city», «Why to go hiking». Such approach to filling of the maintenance of tasks on Russian language and speech culture cultivates understanding at students of that there is an immersion in future profession.
Key words: creative self-realization, self-knowledge, selfmodeling, self-affirmation, self-education, valuable orientations, bilingual lesson.