Научная статья на тему 'Содержательно-технологические детерминанты процесса формирования профессионально-прикладной физической культуры курсантов 1-3 курсов вузов МВД России - будущих сотрудников специальных подразделений'

Содержательно-технологические детерминанты процесса формирования профессионально-прикладной физической культуры курсантов 1-3 курсов вузов МВД России - будущих сотрудников специальных подразделений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
67
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / PROFESSIONAL-APPLIED PHYSICAL TRAINING / БАЗОВЫЕ КОМПОНЕНТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / BASIC COMPONENTS OF PROFESSIONAL-APPLIED PHYSICAL EDUCATION / КУРСАНТЫ 1-3 КУРСОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ / CADETS OF 1-3 COURSES OF THE EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF THE RF / СОДЕРЖАТЕЛЬНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ / CONTENT-TECHNOLOGICAL DETERMINANTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ганченко И.О., Ахметов Р.С., Чернышенко К.Ю., Кузнецов А.И.

В статье представлены результаты многолетних исследований, в ходе которых была разработана и обоснована эффективность дидактической модели процесса формирования профессионально-прикладной физической культуры (ППФК) курсантов 1-3 курсов вузов МВД России будущих сотрудников специальных подразделений. Методологической основой модели являлись фундаментальные положения теории профессионально-прикладной физической культуры, в соответствии с которыми структура данного личностного феномена интегрирует три базовых компонента: интеллектуального, социально-психологического (мотивационно-потребностного) и собственно-биологического. Сутью интеллектуального компонента является определенный объем теоретических знаний, отражающих содержание и закономерности развития избранного вида профессиональной деятельности. Социальнопсихологический (мотивационно-потребностный) компонент характеризуется определенной структурой мотивации обучающихся к освоению основ профессиональной деятельности, во многом определяющей итоговую результативность процесса профессиональной подготовки. Основой собственно-биологического компонента является системное развитие профессионально важных физических, психических, эмоциональноволевых качеств, способствующее освоению состава служебных обязанностей. в ходе характеристики содержательнотехнологических детерминант процесса формирования ППФК курсантов 1-3 курсов изложены следующие результаты научных исследований: содержание теоретической, практической и самостоятельной подготовки обучающихся; технологические особенности формирования базовых компонентов ППФК курсантов 1-3 курсов; основные рекомендации по оценке достижений обучающихся в ходе формирования ППФК.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ганченко И.О., Ахметов Р.С., Чернышенко К.Ю., Кузнецов А.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Content-technological determinants of the formation process of professionally-applied physical training of 1-3 courses cadets of universities of the ministry of internal affairs of russia - future members of special units

The article presents the results of long-term researches. The didactic model effectiveness of professionally-applied physical education formation process of 1-3 courses cadets of universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia future members of special units was developed and proved. Methodological basis of the model was fundamental theories of professional-applied physical education in accordance with which the structure of this personal phenomenon integrates three basic components: intellectual, socially-psychological (motivational and consumable) and the actuallybiological. The essence of the intellectual component is a certain amount of theoretical knowledge that reflects the content and patterns of the chosen professional activity development. Socially-psychological (motivational and consumable) component is characterized by students motivation specific structure to mastering the basics of professional activity which in many ways determines the final performance of professional training process. The basis of the actually-biological component is the systematic development of professionally important physical, mental, emotional and volitional qualities, contributing to the development of official duties. In the course of the characteristics of content and technological determinants of the formation of the professional-applied physical education of 1-3 courses cadets we have obtained the following research results: the content of theoretical, practical and self-training of students; technological peculiarities of the basic components of professional-applied physical education formation of 1-3 courses cadets; main recommendations for assessing the achievements of students during the professional-applied physical education formation.

Текст научной работы на тему «Содержательно-технологические детерминанты процесса формирования профессионально-прикладной физической культуры курсантов 1-3 курсов вузов МВД России - будущих сотрудников специальных подразделений»

УДК 796.07-057.875

СОДЕРЖАТЕЛЬНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КУРСАНТОВ 1-3 КУРСОВ ВУЗОВ МВД РОССИИ - БУДУЩИХ СОТРУДНИКОВ СПЕЦИАЛЬНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ

Доктор педагогических наук, профессор, первый заместитель начальника Краснодарского университета Министерства внутренних дел РФ И. О. Ганченко,

кандидат педагогических наук, преподаватель кафедры специальной тактики Р. С. Ахметов, кандидат педагогических наук, преподаватель кафедры физической подготовки и спорта К. Ю. Чернышенко,

кандидат социологических наук, начальник кафедры специальной тактики А. И. Кузнецов. Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации. Контактная информация для переписки: 350005, г. Краснодар, ул. Ярославская, 128.

В статье представлены результаты многолетних исследований, в ходе которых была разработана и обоснована эффективность дидактической модели процесса формирования профессионально-прикладной физической культуры (ППФК) курсантов 1-3 курсов вузов МВД России - будущих сотрудников специальных подразделений.

Методологической основой модели являлись фундаментальные положения теории профессионально-прикладной физической культуры, в соответствии с которыми структура данного личностного феномена интегрирует три базовых компонента: интеллектуального, социально-психологического (мотивационно-потребностного) и собственно-биологического. Сутью интеллектуального компонента является определенный объем теоретических знаний, отражающих содержание и закономерности развития избранного вида профессиональной деятельности. Социально-психологический (мотивационно-потребностный) компонент характеризуется определенной структурой мотивации обучающихся к освоению основ профессиональной деятельности, во многом определяющей итоговую результативность процесса профессиональной подготовки. Основой собственно-биологического компонента является

системное развитие профессионально важных физических, психических, эмоционально-волевых качеств, способствующее освоению состава служебных обязанностей. В ходе характеристики содержательно-технологических детерминант процесса формирования ППФК курсантов 1-3 курсов изложены следующие результаты научных исследований:

- содержание теоретической, практической и самостоятельной подготовки обучающихся;

- технологические особенности формирования базовых компонентов ППФК курсантов 1-3 курсов;

- основные рекомендации по оценке достижений обучающихся в ходе формирования ППФК.

Ключевые слова: профессионально-прикладная физическая культура; базовые компоненты профессионально-прикладной физической культуры; курсанты 1-3 курсов образовательных организаций МВД России; содержательно-технологические детерминанты.

В ходе многолетних исследований была разработана модель процесса формирования профессионально-прикладной физической культуры курсантов 1-3 курсов вузов МВД России - будущих сотрудников специальных подразделений.

Методологической основой разработанной модели являлись известные положения, декларирующие наличие трех основных компонентов в структуре ППФК: когнитивный, мотивационный и деятельностный, которые, в свою очередь, подчеркивают процессуальную сторону ее формирования, базирующуюся [1, с. 48-49; 8, с. 84-86]:

- на освоении знаний о возможностях использования средств физкультурно-спортивной деятельности с целью повышения уровня профессиональной подготовленности;

- на формировании необходимой структуры мотивационно-потребностной сферы индивида в контексте освоения ценностей будущей производственной деятельности;

- на специализированной физической подготовке как важнейшем факторе повышения качества выполнения профессиональных обязанностей.

Опыт использования разработанной модели в практике формирования профессионально-прикладной физической культуры курсантов 1-3 курсов вузов МВД России - будущих сотрудников специальных подразделений полиции, свидетельствует о важнейшей роли содержательного и технологического компонентов.

Содержание теоретической подготовки:

Базовые дефиниции феномена профессионально-прикладной физической культуры.

Современные теории формирования общей и профессионально-прикладной физической культуры индивида.

Взаимосвязь составляющих производственных обязанностей с профессионально важными личностными качествами сотрудников специальных подразделений полиции.

Основное содержание экспериментальной модели процесса формирования и развития профессионально-прикладной физической культуры курсантов.

Методические особенности самостоятельной работы по развитию профессионально-прикладной физической культуры.

Основные критерии оценки уровня сформирован-ности профессионально-прикладной физической культуры.

Содержание практической подготовки курсантов базируется на трех основных составляющих:

- программном материале по физической подготовке, регламентированным Федеральными государственными образовательными стандартами;

- учебно-тренировочном материале, содержащемся в стандартизированных обучающих комплексах (СОК), предназначенных для использования в ходе академических занятий и самостоятельной подготовки. Данные комплексы дифференцированы в зависимости от целей их применения и представлены в двух основных формах:

- учебно-тренировочные комплексы, применяемые, как правило, в связи с развитием основных двигательных качеств, обеспечивающих общую и специальную

физическую и физико-тактическую подготовленность обучающихся. В составе входящих в них средств представлены специализированные действия, акцентиро-ванно воздействующие на определенные профессионально важные качества курсантов;

- комплексы-тренинги, предназначенные для развития профессионально важных психических свойств курсантов, базирующиеся на использовании как специальных, так и физкультурно-спортивных средств;

- материале, предназначенном для самостоятельной работы курсантов, который базируется также на разработанных в ходе предварительных исследований СОК.

Технологические подходы к формированию и развитию компонентов профессионально-прикладной физической культуры курсантов дифференцируются в соответствии с задачами теоретической подготовки, формирования у них мотивации к системному освоению основ будущей профессиональной деятельности, а также физической подготовки обучающихся.

Теоретическая подготовка курсантов осуществляется, как правило, в ходе лекционных занятий, а также фрагментарно, во время практической подготовки по определенным темам. Существенным фактором активизации познавательной деятельности обучающихся являются интерактивные формы обсуждения поставленных вопросов, а также применение методов активного обучения (разбор конкретных ситуаций, мозговая атака, игровые проектирования и др.).

Процесс формирования необходимой структуры мотивационно-потребностной сферы опирается на два основных методических подхода:

- на когнитивный, базирующийся на установленных во многих исследованиях взаимосвязях между уровнем мотивации индивида к определенному виду профессиональной или какой-либо другой деятельности и знаниями индивида о ее фундаментальных закономерностях и особенностях [1, с. 54-57; 3, с. 39-40; 4, с. 135-139]. В этой связи весь процесс теоретической подготовки обучающихся сопряженно обеспечивает и формирование у них определенного индивидуального уровня мотивации к профессиональной физкультурно-спортивной деятельности, в том числе и в контексте профессионально-прикладной физической культуры;

- на индивидуализацию системы оценки достижений обучающихся в учебном процессе по физическому воспитанию.

В этой связи необходимо отметить, что уровень физической подготовки в вузах МВД России определяется на основе сопоставления результатов курсантов в обязательных контрольных упражнениях с утвержденными на федеральном ведомственном уровне специальными нормативами. Очевидно, что не все обучающиеся способны сразу их выполнить. Для нивелирования этих случаев предполагается индивидуализировать оценки за результаты тестирования курсантов на основе анализа динамики темпов прироста отстающих качеств, что, по нашим наблюдениям, позволяет улучшить ре-

зультаты и формировать мотивацию обучающихся к их повышению.

Решение собственно биологических задач осуществляется на основе комплексирования учебного программного материала и содержания СОК, облегчающего дифференциацию педагогических воздействий с целью развития недостаточно сформированных профессионально важных личностных характеристик курсантов.

Возможны следующие варианты организации занятий:

- проведение академических занятий по физической подготовке с выделением учебного времени для использования СОК фронтальным способом;

- проведение академических занятий с выделением учебного времени на индивидуальную коррекцию с учетом СОК недостатков в отдельных компонентах общей физической подготовленности курсантов;

- проведение академических занятий только на основе комбинирования отдельных СОК.

Рассматривая особенности проведения комплексов-тренингов, необходимо отметить, что они базируются на известных принципах, сутью которых являются [5, с. 19-20; 9, с. 126-131]:

1. Предоставление каждому участнику возможности всестороннего исследования конкретного, «единичного» случая своего собственного пребывания в группе и той психической реальности, которая вокруг него разворачивается.

2. Предоставление права участнику высказываться только от своего имени и о том, что воспринято, прочувствовано, переживается здесь и сейчас.

3. Запрет использования содержания обсуждаемых проблем вне пределов группы.

4. Реальное включение каждого члена группы в интенсивное групповое взаимодействие.

5. Равенство психологических позиций участников, признание ценности личности другого человека, принятие во внимание его интересов, стремление к соучастию, безусловное принятие друг друга.

6. Создание в ходе тренинга таких ситуаций, в которых участникам приходится самим решать проблемы, открывать уже известные в психологии закономерности взаимодействия и общения людей.

7. Создание условий для интенсивного включения познавательных процессов при общении.

8. Необходимость перевода поведения участников в начале занятий с импульсивного уровня на объективированный уровень (уровень осознания), на котором оно поддерживается на протяжении всего тренинга.

Заканчивая изложение технологических особенностей реализации экспериментальной модели, поясняем, что планирование учебно-воспитательного процесса осуществляется на основе стандартных документов.

Организация самостоятельной работы курсантов.

Анализ Федеральных государственных образовательных стандартов и учебных планов подготовки сотрудников специальных подразделений в вузах МВД

России свидетельствует о существенном резерве повышения качества их итоговой подготовленности в виде часов, отведенных на самостоятельную работу обучающихся. Их целесообразно ориентировать на самостоятельную деятельность курсантов по развитию профессионально-прикладной физической культуры. При этом их самостоятельная работа как важная составляющая общего процесса физической подготовки имеет тот же компонентный состав.

В связи с этим основными задачами самостоятельной работы являются:

- Формирование у обучающихся позитивного отношения к самостоятельной работе как важной детерминанте улучшения качества их итоговой профессиональной подготовленности.

- Развитие задатков курсантов к самообразованию, самосовершенствованию, самоорганизации теоретической и практической деятельности.

- Использование средств и методов самостоятельной работы как важных факторов повышения уровня развития профессионально важных личностных характеристик обучающихся.

В целях совершенствования самостоятельной теоретической работы курсантов целесообразно детально ознакомить с возможностями использования библиотечных фондов, в том числе средств Интернет-ресурсов, а также с алгоритмами поиска необходимой учебной и научно-методической литературы.

Основными формами самостоятельной теоретической работы являются: аудиторные и внеаудиторные виды - самостоятельная работа в ходе лекционных академических занятий, методических форм обучения, интерактивное общение в ходе практических занятий, работа с учебной и научно-методической литературой, подготовка сообщений и докладов.

Самостоятельная практическая подготовка курсантов осуществляется на основе использования разработанных СОК. Алгоритм их самостоятельного применения заключается в последовательной реализации следующих организационно-методических мероприятий:

- Тестирование уровня развития профессионально важных качеств на основе разработанной методики педагогического контроля физической подготовленности и оценки уровня сформированности психических свойств.

- Расчет значений интегральных показателей.

- Сопоставление значений интегральных характеристик с граничными показателями уровня их развития с целью выявления слабых звеньев в специальной подготовленности обучающихся.

- Составление на основе комбинирования СОК программы самостоятельной работы курсантов для нивелирования недостатков с преимущественным воздействием (до 30-40% общего времени самостоятельной работы) на недостаточно развитые профессионально важные качества.

- Систематическая оценка изменений в уровне раз-

вития изучаемых качеств (после окончания 1 и 2 семестров годичной профессиональной подготовки).

- Коррекция в случае необходимости индивидуальной учебно-тренировочной программы.

Например, если потребуется, в ходе самостоятельного проведения комплексов-тренингов для развития профессионально важных психических свойств можно объединять курсантов в рамках самостоятельной работы в небольшие группы.

Мониторинг уровня сформированности профессионально-прикладной физической культуры курсантов целесообразно проводить на основе представленных рекомендаций по организации процедур педагогического контроля уровня сформированности их профессионально-прикладной физической культуры.

Для определения уровня теоретической подготовленности курсантов необходимо использовать тесты.

Уровень мотивации обучающихся к физической культуре и спорту, а также к профессиональной прикладной физической культуре оценивается на основе известного алгоритма [6, с. 495-498].

В контексте оценки степени развития физической подготовленности курсантов необходимо использовать трехуровневый алгоритм, включающий [2, с. 2629]:

- Первый уровень - тестирование уровня развития отдельных мышечных групп и физических способностей на основе батареи информативных контрольных упражнений, а также пропорциональных шкал, позволяющих перевести достижения обучающихся в сопоставительные балльные оценки. В ходе тестирования необходимо ориентироваться на следующие рекомендации:

- проведение тестирования соревновательным методом;

- чередование контрольных упражнений, предназначенных для оценки различных мышечных групп и физических качеств;

- дополнительное стимулирование высоких достижений обучающихся в тестах, требующих максимального или длительного напряжения;

- предварительное освоение курсантами техники выполнения некоторых контрольных упражнений, например, при оценке физико-тактической подготовленности.

- Второй уровень - расчет значений интегральных показателей уровня развития отдельных физических качеств на основе перевода результатов тестирования в баллы и их суммирования.

- Третий уровень - расчет значений суммарного показателя физической подготовленности на основе суммирования баллов, интегральных показателей.

С целью определения уровня сформированности компонентов профессионально-прикладной физической культуры курсантов необходимо ориентироваться на граничные значения, характеризующие пять градаций: высокий, выше среднего, средний, ниже среднего, низкий.

В ходе контроля динамики параметров профессионально-прикладной физической культуры курсантов с целью индивидуализации данного процесса также рекомендуется производить расчет показателей темпов прироста изучаемых личностных характеристик по формуле S. Brody [7, с. 19-20]:

V - V

Т пр. =-1-2-X100%

Р (VI + х 0,5

где

У1 - исходный уровень развития показателей; - итоговый уровень развития показателей.

Эффективность предложенных в данной статье содержательно-техно логических подходов к формированию профессионально-прикладной физической культуры курсантов 1-3 курсов образовательных организаций МВД России - будущих сотрудников специальных подразделений полиции, доказана в ходе формирующих педагогических экспериментов.

Литература:

1. Ахметов, С. М. Интенсификация процесса подготовки специалистов по физической культуре в системе среднего профессионального образования: учебно-методическое пособие для студентов институтов физической культуры и колледжей / С. М. Ахметов. -Краснодар, 2003. - 90 с.

2. Ганченко, И. О. Методика педагогического контроля уровня общей и специальной физической подготовленности курсантов вузов МВД России - сотрудников специальных подразделений / И. О. Ганченко, Р. С. Ахметов // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2012. - № 3. - С. 26-30.

3. Картынь, В. Н. Развитие интереса к профессии / В. Н. Картынь, Г. И. Славянская, А. И. Юдина // Среднее профессиональное образование. - 2001. - № 7. - С. 39-40.

4. Николаев, В. В. Средства и методы формирования готовности курсантов образовательных учреждений к занятиям физической подготовкой: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / В. В. Николаев. - Ярославль, 2010. - 181 с.

5. Петрусевич, А. А. Педагогические условия активизации профессионального обучения / А. А. Петрусевич, М. Н. Шабарова // Специалист. - 2000. - № 8. - С. 19-20.

6. Регион: управление образованием по результатам (теория и практика) / под ред. П. И. Третьякова. - М.: Новая школа, 2001. - С. 495-502.

7. Сирис, П. З. Темпы прироста физических качеств - фактор, определяющий потенциальные возможности спортсмена / П. З. Сирис // Теория и практика физической культуры. - 1973. - № 4. - С. 19-22.

8. Чернышенко, Ю. К. Соотношение сущностных характеристик феноменов общей физической и профессионально-прикладной физической подготовки / Ю. К. Чернышенко, А. Б. Медников, Е. Е. Витютнев, К. Ю. Чернышенко // Физическая культура, спорт -наука и практика. - 2013. - № 4. - С. 84-87.

9. Шульгатый, Л. П. Методы активного обучения: классификация, характеристика и основы применения: учеб. пособие / Л. П. Шульгатый, В. А. Баландин, Ю. К. Чернышенко. - Краснодар, 1991. - 143 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

CONTENT-TECHNOLOGICAL DETERMINANTS OF THE FORMATION PROCESS OF PROFESSIONALLY-APPLIED PHYSICAL TRAINING OF 1-3 COURSES CADETS OF UNIVERSITIES OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA - FUTURE MEMBERS OF SPECIAL UNITS

I. Gunchenko, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, the First Deputy Chief of the Department of Special Tactics of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation; R. Akhmetov, Candidate of Pedagogical Sciences, Lecturer of the Department of Special Tactics; K. Chernyshenko, Candidate of Pedagogical Sciences, Lecturer of the Department of Physical Training and Sport ;

A. Kuznetsov, Candidate of Sociological Sciences, Head of the Department of Special Tactics, Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. Contact information for correspondence: 350005, Krasnodar, Yaroslavskaya street, 128.

The article presents the results of long-term researches. The didactic model effectiveness of professionally-applied physical education formation process of 1-3 courses cadets of universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia - future members of special units was developed and proved.

Methodological basis of the model was fundamental theories of professional-applied physical education in accordance with which the structure of this personal phenomenon integrates three basic components: intellectual, socially-psychological (motivational and consumable) and the actually- biological.

The essence of the intellectual component is a certain amount of theoretical knowledge that reflects the content and patterns of the chosen professional activity development. Socially-psychological (motivational and consumable) component is characterized by students motivation specific structure to mastering the basics of professional activity which in many ways determines the final performance of professional training process. The basis of the actually-biological component is the systematic development of professionally important physical, mental, emotional and volitional qualities, contributing to the development of official duties.

In the course of the characteristics of content and technological determinants of the formation of the professional-applied physical education of 1-3 courses cadets we have obtained the following research results:

- the content of theoretical, practical and self-training of students;

- technological peculiarities of the basic components of professional-applied physical education formation of 1-3 courses cadets;

- main recommendations for assessing the achievements of students during the professional-applied physical education formation.

Keywords: professional-applied physical training, basic components of professional-applied physical education, cadets of 1-3 courses of the educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation a, content-technological determinants.

References:

1. Akhmetov S. M. Intensifikatsiia protsessa podgoto-vki spetsialistovpo fizicheskoi kul'ture v sisteme srednego professional'nogo obrazovaniia [Intensification of process of training of specialists on physical culture in system of secondary professional education]. Krasnodar, 2003, 90 p. (in Russian).

2. Ganchenko I. O. , Akhmetov R. S. Technique of pedagogical control of level of the general and special physical fitness of cadets of higher education institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia - the staff of special divisions. Fizicheskaia kul'tura, sport - nauka i praktika [Physical education, sport - science and practice], 2012, no. 3, pp. 26-30 (in Russian).

3. Kartyn' V. N., Slavianskaia G. I., ludina A. I. Development of interest in a profession. Srednee professional'noe obrazovanie [Secondary professional education], 2001, no.7, pp. 39-40 (in Russian).

4. Nikolaev V. V. Means and methods of formation of readiness of cadets of educational institutions for occupations by physical preparation. Candidate's thesis. Iaro-slavl', 2010, 181 p. (in Russian).

5. Petrusevich A. A., Shabarova M. N. Pedagogical conditions of activization of a vocational education. Spetsialist [Expert], 2000, no. 8, pp. 19-20 (in Russian).

6. Region: upravlenie obrazovaniem po rezul'tatam (teoriia i praktika) [ Region: management of education by results (the theory and practice]. Moscow, Novaia shkola, 2001, pp. 495-502 (in Russian).

7. Siris P. Z. Rates of a gain of physical qualities - the factor defining potential opportunities of athlete. Teoriia i praktika fizicheskoikul'tury [Theory and practice of physical culture], 1973, no. 4, pp. 19-22 (in Russian).

8. Chernyshenko Iu. K. Mednikov A. B., Vitiutnev E. E., Cher-nyshenko K. Iu. Ratio of intrinsic characteristics of phenomena of the general physical and professional and applied physical preparation. Fizicheskaia kul'tura, sport - nauka i praktika [Physical education, sport - science and practice],2013, no. 4, pp. 84-87 (in Russian).

9. Shul'gatyi L. P., Balandi A. V.,. Chernyshenko Iu. K. Metody aktivnogo obucheniia: klassifikatsiia, kharakteristika i os-novy primeneniia [Methods of active training: classification, characteristic and bases of application]. Krasnodar, 1991, 143 p. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.