Научная статья на тему 'Содержательно-функциональные характеристики модели формирования проектной культуры будущих дизайнеров в процессе профессиональной подготовки в вузе'

Содержательно-функциональные характеристики модели формирования проектной культуры будущих дизайнеров в процессе профессиональной подготовки в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
336
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИЗАЙНЕР / МОДЕЛЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ / ПРОЕКТНАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каукина Ольга Валерьевна, Мышинская Марина Сергеевна

Формирование проектного мышления будущего дизайнера направлено на развитие мышления: понятий, суждений, умозаключений. Необходимы поиск и реализация модели и технологии, включающих: принципы, формы, методы и результат.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Содержательно-функциональные характеристики модели формирования проектной культуры будущих дизайнеров в процессе профессиональной подготовки в вузе»

8. Тэшфел, А. Эксперименты в вакууме [Текст] / А. Тэшфел // Современная зарубежная социальная психология. Тексты / под ред. Г. А. Андреевой и др. - М. — 1984.-С. 224-229.

9. Шнейдер, Л. Б. Профессиональная идентичность / Л. Б. Шнейдер. - М.: МОСУ, 2000.

УДК 37

Каукина Ольга Валерьевна

Старший преподаватель кафедры Рекламы и художественного проектирования ГОУ ВПО МаГУ, член Союза Дизайнеров России, proektJ7@masu.ru, Магнитогорск

Мышинская Марина Сергеевна

Ассистент кафедры рекламы и художественного проектирования Магнитогорского государственного университета, proektl7@masu.ru, Магнитогорск

СОДЕРЖАТЕЛЬНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОЕКТНОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ ДИЗАЙНЕРОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ВУЗЕ

Kaukina Olga Valerevna

Senior teacher ofAdvertisment and art Design Department of Magnitogorsk State University, member of the Union of Designers of Russia, proektl7@masu.ru, Magnitogorsk

Myshinskaya Marina Sergeevna

The assistant of an advertising and art-design department, Magnitogorsk State University, proektl7@masu.ru, Magnitogorsk

CONTENT-FUNCTIONAL CHARACTERISTICS OF THE MODEL OF THE FORMATION OF THE FUTURE DESIGNERS’ CULTURE DURING THE PROFESSIONAL TEACHING AT THE UNIVERSITY

Формирование проектного мышления будущего дизайнера направлено на развитие логических форм мышления: понятий, суждений, умозаключений, аналогий. Данный процесс связан с основными мыслительными операциями: индукцией и дедукцией, сравнением, анализом и синтезом, абстракцией и обобщением при решении проектных проблем.

В общем виде под проектной культурой студента-дизайнера как активного субъекта образовательного процесса мы понимаем культуру, представляющую собой систему преобразований мировоззренческих и профессиональных взглядов на картину мира, выраженных творчеством

в художественно выразительных образах с целью достижения высших способов организации бытия.

Проектная культура рассматривается, как реальная проектность, как ценность и содержание многих видов деятельности человека, и как особый тип его мышления. Культура как система ценностей ориентирует человека на постижение законов красоты и гармонии объектов культурного наследия, на опытное освоение профессиональных тайн посредством декодирования композиционно-структурных классических произведений, на самосовершенствование себя как мастера. Проектная культура проявляется в умении решать проблемы в условиях неопределенности задач и вариативности результатов. Дизайн является одним из условий для эффективной реализации процесса формирования проектной культуры.

Проектная культура, по определению О. И. Генисаретского, это «пространство для творчества, в котором проектное воображение реализуется благодаря производным от него способностям понимания, проектного мышления и вкуса» [4, с. 34].

По мнению М. Н. Ахметовой проектная культура - это совокупность «проектных» способов инновационного преобразования педагогической действительности на основе прогнозирования, планирования, конструирования и моделирования образовательно-воспитательных явлений, процессов и систем [1, с. 1].

В результате исследования проектная культура определена нами как пространство для творчества, формирующееся в процессе изобретательской и исполнительской деятельности учащегося, направленной на преобразование среды в соответствии с его эстетическими представлениями и жизненными потребностями.

Путь непрерывности предполагает реализацию идей дизайна во всей системе образования, чтобы решать важнейшую проблему - создания необходимой критической массы носителей проектной культуры, а также создания базы для экспериментальной работы в специализированных классах и школах.

Будущий дизайнер должен обладать проектной культурой, включающей владение многообразными средствами выражения мысли; понимать сегодняшнюю социально-культурную ситуацию; чувствовать тенденции развития современной художественной культуры; ориентироваться в вопросах экологии, технологии, экономики, организации дизайн-производства, материаловедения, тектоники организации формы.

Необходимость целостного осмысления непрерывной проектно-художественной подготовки как сложной, интегративной и развивающейся образовательной системы, позволяющей разрабатывать адекватные современной ситуации формы и методы включения молодежи в социальную действительность, придают особую актуальность проблемы формирования проектных умений учащихся и студентов во взаимосвязи.

Таким образом, проектная культура-это реальность и проектность, ценность и содержание многих деятельностей и как особый тип и как культура мышления. Данный процесс сопровождается не только профессиональнодеятельностными характеристиками, но активизируется и внутренними духовными потребностями субъекта, что приводит к появлению, по мнению Б. Ф. Ломова, личностного смысла высоких побуждений, проецируемый на формирование профессиональной культуры. В инновационных технологиях внешние педагогические условия опосредуют активность субъекта как носителя культуры в случае субъект-субъектного взаимодействия участников (сотворчество).

Введение в программы вузовского образования пропедевтических курсов дизайна, дисциплины интегрирующей рациональные и иррациональные начала, способствует исследованию диалоговых функций концепта и структуры как феномена гармонического единства произведения. Структурное декодирование теоретического материала, зарождаясь, как интеллектуальный базис процесса формирования проектной культуры студента-дизайнера приобретает статус познания канонических основ культуры.

Необходимость более полного представления сущности и содержания профессиональной подготовки студентов-дизайнеров привело нас к построению модели исследуемого явления. Моделирование связано с мысленным имитированием реально существующей системы путем создания специальных аналогов, в которых воспроизводятся принципы организации и функционирования данной системы обучения (П. И. Пидкасистый, М. В. Соколов, В. А. Штоф и др.).

«Под моделью, - пишет В. А. Штофф, - понимается такая мысленно представляемая или материально реализованная система, которая, отображая или воспроизводя объект исследования, способна замещать его так, что её изучение даёт нам новую информацию об этом объекте» [6, с. 116].

Модель - это образец для последующего воспроизведения в управлении развитием профессионального творчества учителя, а также исследования сложных психолого-педагогических проблем (педагогическая энциклопедия).

Под моделью понимается «образ, аналог (мысленный или условный: изображение, описание, схема, чертеж, график, план, карта) какого-либо объекта, процесса или явления (оригинала данной модели), используемый в качестве его представителя».

Таким образом, под моделью в общем случае понимается специально спроецированный «объект», обладающий необходимой степенью подобия исходному объекту и адекватный целям исследования. На основе результатов исследования нами разработана структурно-функциональную модель формирования проектной культуры в процессе профессиональной подготовки будущих дизайнеров (рисунок). С целью эффективной профессиональной подготовки будущего дизайнера разработанная нами модель, отражает

Цель:

эффективное

формирование

проектной

культуры

будущих.

дизайнеров

Целенаправленное использования учебно-профессиональных заданий, направленных на отработку различных видов проектного мышления.

Педагогическое обеспечение принципа преемственности в проектной деятельности: наличие и нтегр и ру Ю ЩИ X учебных программ.

Этапы формирования проектной культуры будут их дизайнеров:

1 .Отбор абитуриентов.

2.Формирование проектной культуры.

3.Совершенствование профессиональных качеств.

Методы: диалог, проверка и контроль знаний.

Форма: проектные задания, само стоятел ь н ы е проекты.

Средства: аэрография, Бодиарт, Смарт-моб.

Принципы:

Культурно -деятел ьностн ы й.

Преемственности.

Самореализации.

Формирование проектной кулыуры на основе деалогического взаимопонимания субъектов учебного процесса.

Комплекс

педагогических

условий.

Результат: наличие сформированной проектной кулыуры будущих дизайнеров, мотивирующих их на получение профессионального дизайн-образования, включающая разные уровни подготовки: -достаточный: иметь представление о художественном проектировании;

- оптимальный: выполнять проекты; -высокий: использовать компьютерные средства проектирования.

Структрурно-функциональная модель формирования проектной культуры в процессе профессиональной подготовки будущих дизайнеров

О. В. Каукина, М. С. Мъшинская

самые необходимые структурные компоненты: от начального этапа (отбор абитуриентов) до оценочных критериев и конечного результата.

Предметом моделирования в нашем исследовании выступал процесс профессиональной подготовки будущих дизайнеров. Целью моделирования было спроектировать процесс формирования профессиональной проектной культуры. Профессиональная подготовка студентов-дизайнеров осуществлялась путем решения последовательного ряда взаимосвязанных проектных задач и заданий в учебной деятельности.

В модели нами выделяются и характеризуются три этапа учебной деятельности студентов-дизайнеров: формирующий, развивающий и творческий, которые совпадают с уровнями учебно-познавательной деятельности: воспроизводящей, интерпретирующей, творческий.

На первом - формирующем этапе, закладывается основа образования личности студента. На развивающем этапе происходит систематизация знаний и умений студентов-дизайнеров, ликвидируются пробелы, произошедшие на первом этапе. Творческий этап призван воплощать и реализовывать проекты студентов на высоком профессиональном уровне. Переход студентов на следующий уровень отслеживается промежуточной диагностикой и выполнением контрольных работ.

В перечне наиболее общих характеристик личности, претендующей на обучение проектированию, фигурируют такие качества, как способность к визуальному мышлению и креативность (созидательность, «творчес-кость»), а также некоторые черты характера. На эти качества и проводится тестирование абитуриентов поступающих на дизайнерские факультеты.

Необходимость тестов на визуальное мышление объясняется тем, что, согласно результатам специальных исследований, дизайнер мыслит «графически» - зрительными образами и моделями.

С точки зрения психологии восприятия такое мышление включает в себя ряд перцептивных процессов - определение пространственных соотношений, опознавание облика объекта по его линейным очертаниям, реконструирование трехмерного объекта по его двухмерному изображению, а также процессы зрительной памяти. Наиболее простые тесты для проверки таких способностей - это задания на воспроизведение по памяти предъявленного на короткое время объекта или воспроизведение внутренней структуры объекта по его внешнему виду (например, план простого дома по фотографиям с него) и т. п. Для подростков подобные задания не следует переусложнять.

Наиболее доступный тест - предъявление простого задания проектного характера.

Немаловажным в профессиональном отборе специалисты считают и имманентные качества личности претендента, черты его характера. Среди таких черт выделяются контактность в отношениях с людьми, самодисциплина, независимость суждений, склонность к самоанализу, наличие интуиции, эмоциональность, чувствительность и пр. Проектные умения формируются

в процессе проектной деятельности и, в свою очередь, существенно влияют на качество обучения и воспитания учащихся, развивая изобретательность, настойчивость в достижении цели, сопротивляемость стрессам в условиях неопределенности, возможных неудач и просчетов, критичность и рефлексию сознания личности. В процессе коллективной проектной деятельности развиваются коммуникативные способности, способности к кооперации, творческому сотрудничеству, формируется позитивная самооценка и мировосприятие, концепция мира и «Я-концепция» личности.

Проектные умения эффективны на начальном (концептуальном) и завершающем этапах, а дизайнерские и конструкторские умения параллельно используются на этапе технического исполнения эскизов, чертежей, макетов. Кроме того, проектные, художественные и конструкторские умения имеют разные механизмы мыслительной деятельности. В основе проектных и художественных умений-латеральное мышление, в основе конструкторских - логическое. Латеральное мышление работает с информацией иначе, гак как выходит за рамки рационального подхода.

«Латеральное мышление особенно полезно при решении сложных проблем и при поисках новых идей» (Э. Боно) [2].

Следует заметить, что формирование проектных умений осуществляется целостно (системно) на всех этапах обучения дизайнерской деятельности. Однако целостность этого процесса предполагает выделение доминирующего компонента на разных этапах формирования: на начальном этапе выступает мотивационный компонент, затем познавательный, и, далее, компонент самореализации образовательного субъекта. Таким образом, интерес учащихся к проектной деятельности возникает не на пустом месте, а на базе осознания содержания, требований и функций дизайна и стимулируется методами и формами преподавания.

Педагогические принципы - основное правило поведения в ходе осуществления человеком того или иного вида деятельности, ведущее понятие, представляющее собой обобщение и распространение какого-либо положения на другие явления той или иной области. Они тоже составляют определенную часть теоретического знания. Принцип - это основополагающие требования, которыми руководствуются при организации процесса обучения и воспитания. Рассмотрим те, которые на наш взгляд являются действенными для нашей модели.

Деятельностный принцип обеспечивает в образовательной системе предметно-практическую направленность: у учащихся должны быть способы и приемы учебной деятельности и деятельности познгшательной. Учащиеся школы должны уметь самостоятельно ставить цели и организовывать свою деятельность для их достижения. Обучение деятельности предполагает то, что каждый ребенок, чтобы обрести себя как личность, должен научиться выстраивать свой мир знаний, овладевать творческими способами решения научных и жизненных проблем. Этот принцип закладывает в себя обучение

в деятельности в реальном проекте. Вся деятельность студента направлена на конечный результат (внешний эксперт, заказчик).

Принцип самореализации - раскрывается при формировании когнитивных, креативных, методологических, нравственных качеств. К креативным качествам относятся вдохновенность, воображение, интуиция, изобретательность, прогностичность, творческость. К методологическим качествам - целеполагание, устойчивость в достижении цели, стремление к планированию, гибкость, коммуникативность, рефлексивность, самоанализ, самооценка. К нравственным качествам можно отнести такие, как: уважение личности, способность к состраданию, милосердие, человеколюбие, честность и т. д.

Развитие перечисленных групп качеств - условие и результат образовательной деятельности, структурно-организационной, основой которой являются дидактические законы, где выражены нормативные основы организации целостного процесса обучения и воспитания.

Данный принцип предполагает применение своих знаний в реальной практике, с целью повышения своего профессионального уровня (статуса). Студент может себя реализовать с помощью участия в профессиональных конкурсах, выставках, олимпиадах, научных конференциях.

Принцип преемственности - использование межпредметных связей с учебными курсами, изученными студентами ранее (рисунок, композиция, макетирование, формообразование). Интегрирующим звеном являются отдельные приемы, правила, законы, которые на одной дисциплине изучаются, а на другой закрепляются и наоборот. Например: композиция в школе изучается на уроке черчения, изобразительного искусства, а в университете, композиция изучается на начальных курсах, в рамках отдельной дисциплины. В данном случае, преемственность проявляется только в одной дисциплине, А так же данный принцип можно рассмотреть в рамках двух или нескольких дисциплин. Например: правила композиции «ритм», «композиционный центр» изучаются на композиции, а могут применяться на учебной дисциплине «Формообразование». И, наоборот, на формообразовании, изучаются способы создания объемных конструкций, а теория закрепляется на учебной дисциплине «Композиция», по теме «Объемно пространственные композиции»

Рассмотрев данные принципы, мы пришли к выводу, что значимым для нас является деятельностный принцип, освоение которого включает следующие этапы:

- рафинирование субъектно-творческого импульса, т. е. проявление у образовательного субъекта индивидуальных особенностей проектного мышления, уровня проектной культуры, побуждение его к поиску, узнаванию, формированию образа своего «Я»;

- погружение в проектно-культурологическую среду, т. е. создание определенных условий для образовательного субъекта, позволяющих ему всту-

пить в деятельностный диалог с существующей проектной культурой, обогащая при этом собственный культурный запас;

- экстраполяция в меональное пространство, т. е. перенос в социальную практику обогащенного культурного запаса для формирования и преобразования социокультурной действительности.

Данные этапы, индивидуализирующие дизайн-образование, адаптированы к существующей системе учебных дисциплин, не нарушая ее целостности. Визуальная модель, реконструированная в процессе исследования по тематическому принципу, дает возможность наглядно представить систему творческих заданий, направленных на развитие проектной культуры учащихся на занятиях изобразительным искусством. Среди них особо интересна тема «декоративные композиции», представленная тремя заданиями. В процессе ее усложнения учащимися на протяжении двух лет обучения решаются композиционные, колористические, конструктивные и пространственно-композиционные задачи.

В процессе выполнения заданий у учащихся формируются следующие компоненты проектной культуры.

Когнитивный компонент выражается в освоении первичных навыков владения цветными карандашами, развитии умения заполнять плоскость листа, группировать предметы в соответствии с заданными параметрами композиции.

Эмоционально-ценностный компонент находит выражение в умении избирать и изображать понравившиеся эстетические качества предложенного объекта, выражать свои впечатления в целостном образе. Важно, что в рисунках проявляются наблюдательность и воображение, работы носят творческий, индивидуальный характер. Когнитивный компонент отражает многоплановость знания, способствующего пониманию и реализации на практике творческой деятельности. В первую очередь это знания о человеке, личности, её креативности.

Термин «креативность» обозначает способности индивида творчески осмысливать события жизни и собственный опыт, творчески использовать и преобразовывать известное, созидать качественно новое. Креативность, находит отражение в профессиональной деятельности, в том, что принято характеризовать как творчество. Знание его специфики является ещё одним показателем когнитивного компонента. Вместе с тем для педагога-мастера, педагога-творца мало знать свой предмет и быть эрудитом. Необходимо так преподнести это знание, чтобы оно вызвало живой отклик у слушателей, пробудило у них желание к познанию, а для этого важно в свою очередь знать и владеть разноплановым педагогическим инструментарием. К инструментарию такого рода относят педагогические технологии, средства, формы, методы.

Деятельностный компонент обеспечивает проявление других потенциальных творческих особенностей его личности, способствует творческой организации им образовательного процесса. В качестве важнейшей состав-

ляющей данного компонента выступают творческие способности. Опираясь на изученные материалы, собственные исследования и профессиональный опыт, мы выделяем в деятельностном компоненте творческого потенциала личности следующие способности: генерирование идей, создание нестандартных композиций из стандартных элементов, соединение традиционного и инновационного, аранжировка и детализация высказанных ранее идей и предшествующего опыта, способность находить позиции сближения в несхожих явлениях и позиции расхождения в явлениях близких по сути. Свобода ассоциаций, быстрое реагирование на изменения, видение незнакомого в знакомом, выявление скрытого замысла, осмысление и учёт многомерности педагогических явлений, плодотворное с позиции творчества. Использование актов общения, продуктивное использование «эффекта зеркал» (отражение творчества педагога в творчестве студента и творчества студента в творчестве педагога), частота, чёткость, эмоциональная насыщенность и продолжительность творческого представления, отказ от тупиковых творческих решений и стимулирование нового творческого поиска, рефлексия, совершенная речь. Каждый из названных элементов может существовать в отдельности и с успехом активизироваться в практике, научной деятельности, но вместе они не только усиливают друг друга, но, главное, расширяют сам творческий потенциал личности и придают ему дополнительную мощь.

Задание на изображение с помощью цвета, передача настроения, эмоционального состояния. Данные задания позволяют педагогу развивать индивидуальные особенности эмоционально-эстетического отношения. Сопоставление работ с программами позволяет сделать вывод об осознанном отношении к композиционному решению образов, о проведенном отборе форм, характерных линий. Оформление работ свидетельствует об ориентации учащихся на картинную завершенность каждой работы.

Использование компьютера расширяет возможности в реализации замысла, облегчает выполнение построений, пространственная модель позволяет видеть объект с разных сторон. Работы, выполненные на компьютере, отличает качественный уровень исполнения, что является трудно достижимым при работе традиционными техниками, чем привлекает многих учащихся.

Также для студентов даются задания на формирование творческого компонента проектной культуры в процессе реализации проектов культурологического содержания: учащиеся самостоятельно избирают основу для проектирования средства воплощения замысла, возможность реализации в материале (примеры: открытка, плакат, календарь). На этом этапе происходила реализация индивидуальных и групповых проектов. При отсутствии возможностей воплощения проекта в материале проводилась презентация проектов.

Органическое соединение ретроспективных методов и инновационных технологий способствуют формированию проектной культуры учащихся,

что выразилось в поступательном развитии когнитивных, эмоциональноценностных и творческих ее компонентов. В результате оценки работ по названным выше критериям (оригинальность замысла, художественная выразительность, завершенность образа, качество выполнения) выявлены приоритетные типы учебно-развивающих заданий для каждой возрастной категории учащихся. На первых курсах, приоритетными являются композиционно-колористические задания, в средних - композиционно-конструктивные, в старших - пространственно-композиционные.

Каждый из компонентов не только усиливает друг друга, но и, расширяет творческий потенциал личности:

- когнитивный компонент формирует первичные творческие навыки личности;

- деятельностный компонент проявляет творческие способности личности;

- креативный компонент пробуждает к созиданию качественно нового знания.

Результаты эксперимента показали, что графический дизайн обеспечивает осознанное поступательное формирование проектной культуры учащихся как пространства для творчества, в котором проектное воображение реализуется благодаря «способностям понимания, замышления и вкуса». Сочетание традиционных графических средств с новыми технологиями открывает оптимальный путь для организации творческого процесса работы над проектом - от замысла до его исполнения в электронной форме.

Библиографический список

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Ахметова, М. Н. Лекция. «Опыт моделирования самостоятельной исследовательской деятельности». - Чита, 2002 г. - С. 1.

2. Берн, Р. Развитие «Я-концепции» [Текст] / Р. Берн и воспитание - М.: Про-священие, 1986 г.

3. Боно, Э. Латеральное мышление / Э. Боно- СПб: Питер, 1997 - 316 с.

4. Генисаретский, О. И. Проблемы исследования и развития проектной культуры дизайна [Текст]: автореферат дис. канд. искусствоведения (17.00.06). / О. И. Генисаретский - М., 1988. - С. 8.

5. Наумов, В. П. Учебное пособие [Текст] / В. П. Наумов, А. Г. Куликов -Под. ред В. Д Симоненко - Магнитогорск : МаГУ, 2001 - 150 с.

6. Педагогическая энциклопедия «Актуальные понятия современной педагогики» [Текст] / Под. ред Н. Н Тулькибаевой, Л. В Трубайчук- М.: Изд. дом Восток 2003 - 274 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.