Научная статья на тему 'Содержательная модель профессиональной компетентности экономиста–переводчика'

Содержательная модель профессиональной компетентности экономиста–переводчика Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
68
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белькова Е. В.

В статье предпринимается попытка представить обобщенную содержательную модель профессиональной компетентности специалиста путем анализа и сопоставления точек зрения ученых на феноменологию понятия «профессиональная компетентность». Представленная модель конкретизируется применительно к специалисту-экономисту, получающего дополнительную квалификацию переводчика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Белькова Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Содержательная модель профессиональной компетентности экономиста–переводчика»

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

113

СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ЭКОНОМИСТА-ПЕРЕВОДЧИКА

© Белькова Е.В.*

Международный институт экономики и лингвистики Иркутского государственного университета, г. Иркутск

В статье предпринимается попытка представить обобщенную содержательную модель профессиональной компетентности специалиста путем анализа и сопоставления точек зрения ученых на феноменологию понятия «профессиональная компетентность». Представленная модель конкретизируется применительно к специалисту-экономисту, получающего дополнительную квалификацию переводчика.

В настоящее время поиск путей эффективной подготовки специалистов в системе высшего образования ведется с позиций компетентностно-го подхода, фиксирующего новую систему целеполагания, планирования, организации и оценки учебного процесса. При этом основным образовательным результатом выступает профессиональная компетентность специалиста.

Термин «профессиональная компетентность» (ПК) является на сегодня одним из наиболее востребованных в различных областях научного знания (И.В. Арановская, О.М. Бобиенко, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, В.А. Каль-ней, С.Е. Шишов, В. Ландшеер, Л.В. Львов, А.К. Маркова, С.Г. Молчанов, Е.М. Павлютенков, Ю.Г. Татур и др.). Несмотря на множественность подходов к его интерпретации, наблюдается отсутствие единства в позициях ученых.

Ландшеер В. рассматривает ПК с позиций деятельностного подхода. Автор трактует ПК как «способность субъекта к актуальному выполнению деятельности» [1, С. 33]. В своем подходе ученый акцентуируют процессуальную природу рассматриваемого феномена, подчеркивая, что ПК проявляется и формируется в деятельности.

Более широко представляет ПК А. К. Маркова, определяя это понятие как систему, «структурными компонентами которой являются: профессиональные знания, умения; профессиональные психологические позиции, установки, требуемые профессией; личностные особенности, обеспечивающие овладение профессиональными знаниями и умениями и позво-

* Старший преподаватель кафедры Европейских языков

ляющие действовать самостоятельно и ответственно» [2, С. 8]. Такой ракурс рассмотрения данной категории позволяет говорить о ПК как о сложном, системообразующем феномене. В представленном определении - помимо процессуального компонента ПК - достаточно эксплицитно представлен и содержательный, выраженный в категориях «знания», «умения», «психологические позиции», «личностные особенности».

Павлютенков Е.М. также видит необходимость более широкого толкования ПК специалиста. Автор представляет ее как форму исполнения им своей деятельности, «обусловленную глубокими знаниями свойств преобразуемых предметов, свободным владением содержанием своего труда, а также соответствием этого труда профессионально важным качествам специалиста, его самооценке» [3, С. 65]. Позитивным аспектом в этом определении является констатация значимости глубины знаний человека, сформированности умений, навыков, наличие опыта и профессионально важных качеств, обращение к ценностям, мотивам, интересам, рефлексии личности.

Сходную позицию в определении ПК специалиста высказывает С.Г. Молчанов. Он трактует данное понятие как «круг вопросов, в которых субъект обладает познаниями, опытом и совокупность которых отражает социально-профессиональный статус и профессиональную квалификацию, а также некоторые личностные, индивидуальные особенности (способности) или качества, обеспечивающие возможность реализации определенной профессиональной деятельности» [4, С. 84].

В позициях Е.М. Павлютенкова и С.Г. Молчанова отчетливо просматривается личность специалиста - субъекта деятельности, подчеркивается роль профессионально важных и личностных качеств для успешной реализации этой деятельности. Этот ракурс рассмотрения дополняет представление о ПК как явлении и позволяет говорить о рассматриваемом феномене как о качестве личности.

Личностная акцентуация ПК еще более очевидна в подходе Л.В. Львова, который определяет ПК как «интегративное качество личности специалиста, состоящее из компетенций, включающее систему адекватных профессиональных умений (знаний, навыков, освоенных обобщенных способов решения профессиональных задач), а также личностных и профессионально важных качеств» [5, С. 40].

Анализ существующих подходов к рассмотрению ПК специалиста позволяет установить, что современный взгляд на данный феномен связан с личностной и деятельностной направленностью его интерпретации, с комплексностью и интегративностью его составляющих. Знаменательно, что компоненты ПК представляются авторами в виде компетенций, что полностью соответствует актуальному ныне компетентностному подходу

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

115

к определению результативно-целевого компонента системы высшего профессионального образования.

Еще одно направление к определению понятия «ПК» связано с рассмотрением этого термина как актуального явления в отличие от потенциальной сущности компетенции. В своих научных трудах И.В. Арановская, О.М. Бобиенко, В. А. Кальней и С.Е Шишов подчеркивают, что о сформи-рованности ПК можно говорить лишь при условии, когда составляющие ее потенциальные компетенции становятся компетенциями в действии в условиях реальной профессиональной ситуации. Бобиенко О.М. рассматривает ПК личности как «готовность мобилизовать персональные ресурсы (организованные в систему знания, умения, навыки, способности и личностные качества), необходимые для эффективного решения профессиональных задач в типовых и нестандартных ситуациях» [6, С. 11]. По мнению В. А. Кальней и С.Е. Шишова, быть компетентным означает «умение мобилизовать в конкретной ситуации полученные знания и опыт» [7, С. 32]. «Компетентность предполагает не столько наличие объема знаний и опыта, сколько способность и готовность актуализировать их в нужный момент» [8, С. 94-95]. Таким образом, будучи профессионально компетентным, человек обладает не только знаниями, навыками и умениями в определённой области деятельности, но еще и способностью их использовать адекватно конкретной профессиональной ситуации.

Анализ определений понятия «ПК» демонстрирует, что при раскрытии его (понятия) содержательной сущности ученые учитывают:

- интегративный характер этого явления (С.Г. Молчанов, Л.В. Львов);

- его процессуальную природу (В. Ландшеер, А. К. Маркова, Е.М. Павлютенков, С.Г. Молчанов);

- способность и готовность субъекта к самостоятельной деятельности в условиях конкретной ситуации (И.В. Арановская, О.М. Бобиенко,

B. А. Кальней, А.К. Маркова, С.Е Шишов);

- определяющее значение профессионально важных качеств специалиста, обеспечивающих успешность этой деятельности (Л.В. Львов,

C.Г. Молчанов, Е.М. Павлютенков);

- высокую роль знаний, умений, навыков, приобретенных как в процессе обучения, так и в ходе самостоятельной профессиональной деятельности (Л.В. Львов, А.К. Маркова).

Такова в целом обобщенно-абстрагированная содержательная модель ПК специалиста, которая должна конкретизироваться применительно к профессионалу определенной предметной области. С целью спецификации ПК представляется необходимым сконцентрировать внимание на том специалисте, который находится в центре внимания настоящей статьи -на профессионале-экономисте, осваивающем (помимо основной специ-

альности) программу дополнительного образования «Перевод в сфере профессиональной коммуникации». Такой специалист должен быть компетентным в сфере как основной (экономической), так и дополнительной (переводческой) специальности.

ПК экономиста (как способность и готовность использовать знания, навыки, умения и ПВК в ситуациях профессиональной экономической деятельности) являются системным явлением, конституируемым двумя компонентами. В качестве составляющих выступают а) специально-экономическая компетентность и б) профессиональная переводческая компетентность.

Сочетаясь в одном индивиде, эти составляющие дополняют друг друга. Между ними существуют объективные взаимосвязи и взаимовлияние. Предметные знания в области экономики (как компонент специально-экономической компетентности) оказывают воздействие на результативность осуществления переводческой деятельности. В свою очередь, компетентность в переводческой деятельности повышает конкурентоспособность выпускников экономических специальностей, содействует их профессиональной мобильности и социальной защищенности.

Список литературы:

1. Ландшеер, В. Концепция минимальной компетентности [Текст] /

B. Ландшеер // Перспективы: вопросы образования. - 1988. - № 1. - С. 3234.

2. Маркова, А.К. Психология профессионализма [Текст] / А.К. Маркова. - М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. - 312 с.

3. Павлютенков, Е. М. Профессиональное становление будущего учителя [Текст] / Е.М. Павлютенков // Педагогика. - 1990. - № 11. - С. 64-69.

4. Молчанов, С.Г. Профессиональная компетентность и система повышения квалификации педагогических и управленческих работников [Текст] / С.Г. Молчанов // Вестник Челябинского университета. Серия 5. Педагогика, Психология. - 2001. - № 1 (3). - С. 84-99.

5. Львов, Л. В. Формирование профессиональных умений у студентов вузов: в помощь преподавателю [Текст] / Л.В. Львов. - Челябинск: Юж.-Урал. научн.-образоват. центр РАО, 2004. - 43 с.

6. Бобиенко, О.М. Ключевые компетенции личности как образовательный результат системы профессионального образования [Текст]: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / О.М. Бобиенко. - Казань, 2005. - 186 с.

7. Шишов, С.Е. Мониторинг качества образования в школе [Текст] /

C.Е. Шишов, В. А. Кальней. - М.: Академия, 1999. - 168 с.

8. Зеер, Э.Ф. Психология профессионального образования [Текст]: учебное пособие / Э.Ф. Зеер. - М.: Изд-во Моск. псих.-соц. института, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2003. - 480 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.