Ostrovskiy Alexander Valentinovich, post-graduate student, [email protected]. Russia, Moscow, Russian State Social University.
УДК 37.018.46
СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ КАДРОВ МАЛОГО БИЗНЕСА
А.В. Островский
Содержит анализ подходов разных авторов к интерпретации понятий «компетентность», «компетенция», «менеджмент», «компетентностный подход». Впервые представлено содержание понятия «управленческая компетенция кадров малого бизнеса».
Ключевые слова: кадры, компетентность, компетенции, малый бизнес, менеджмент.
На рубеже XX-XXI веков в России, как и во многих зарубежных странах, стал интенсивно развиваться специфический сектор экономики -малый бизнес. Понятие «малый бизнес» относится к небольшим производственным, торговым и сферы услуг предприятиям. Как правило, они работают по индивидуальным заказам, оперативно реагируя на запросы рынка, умеют быстро адаптироваться к меняющейся рыночной конъюнктуре, тем самым придавая экономике гибкость и формируя конкурентную среду. Именно малые предприятия способствуют насыщению рынка разнообразными товарами и услугами. Спектр профессиональной деятельности работников малого бизнеса довольно широкий - это производство товаров легкой и пищевой промышленности, декоративно-прикладная отрасль, сфера услуг, торговля, туризм.
По данным зарубежной и отечественной статистики число предприятий малого бизнеса постоянно увеличивается, а это требует для малых предприятий должного кадрового обеспечения. Качество профессиональной подготовки каждого специалиста в малом бизнесе с особой остротой понимается как соответствие его профессиональной подготовки актуальным требованиям рынка. В теории менеджмента понятие компетентности связывается со способностью и умением управлять системами разного уровня и содержания. В малом бизнесе это умение особенно ценно, и в связи с острой потребностью в нем появилась новая образовательная парадигма, предлагающая использовать в профессиональном образовании так называемый «компетентностный подход». Особенность этого подхода в том, что он направлен на формирования у обучающихся нужных в производстве профессиональных компетенций [12].
Компетентностный подход - явление не новое, он становился популярным на Западе в 60-80 гг. в периоды обострения социальных проблем,
когда общество было вынуждено срочно решать вопросы реформирования своих институтов. В такие периоды появлялся запрос на компетентных специалистов разного профиля, от мнения и действий которых зависело решение злободневных проблем той или иной отрасли. Позже пришло понимание того, что компетентных специалистов можно и должно взращивать из состава работников собственного предприятия, то есть готовить их на специальных курсах в учебных заведениях, предназначенных для переподготовки уже сложившихся специалистов. Из отдельных спецшкол во многих странах стали складываться системы переподготовки и повышения профессиональной квалификации работников предприятий. Там уделялось особое внимание содержательной стороне образования, направленного на переподготовку персонала предприятий, там занимались взращиванием фактически новых специалистов - не только высокого уровня и иного профиля, но и соответствующих все более ужесточающимся условиям труда на современных производствах.
Многообразие подходов к изучению компетентности как фактора профессионального мастерства отражают материалы конференции «Актуальные проблемы современного профессионального образования». Все подходы к данной проблеме, зафиксированные в материалах конференции, можно разделить на две группы - философские и практического назначения. Философские анализируют место компетентности в структуре личности, ее роль в развитии, приобретении опыта жизнедеятельности, соотношение с нравственно-этическим восприятием действительности и степенью приобщения к мировой культуре. Вторые (механические, бихевиористские и другие) подходы нужны, когда требуется описать и измерить определенные компетентности, произвести их количественный и качественный анализ.
И.А. Зимняя [12] выделяет несколько этапов в развитии компетент-ностного подхода. Начальный этап (1960-1970 гг.) характеризовался введением в научный аппарат категории «компетенция», созданием предпосылок разграничения понятий «компетентность» и «компетенция» (последнее впервые стало употребляться в США еще в 60-е годы в период глубокого социально-экономического кризиса в контексте деятельностного образования - performance-based education, целью которого было подготовить специалистов, способных успешно конкурировать на рынке труда). Второй этап (1970 - 1990 гг.) отличало использование категорий «компетентность» и «компетенция» как в теории и практике обучения языку, так и в сфере практического менеджмента.
Анализ работ по проблеме компетенций и компетентности позволяет заключить, что в настоящее время нет однозначного понимания понятий «компетенция» и «компетентность». «Компетентность» в Энциклопедическом словаре трактуется как происходящее от латинского «compete» - «добиваюсь, соответствую, подхожу». Это, во-первых, «круг полномочий,
представленный законом, уставом или иным актом конкретному органу или должностному лицу» и, во-вторых, «знания и опыт в той или иной области» [2].
В словаре В.И. Даля [8] понятия «компетенция» и «компетентность» взаимозаменяемы. «Компетенция» рассматривается двояко: во-первых, как круг полномочий какого-либо органа или лица, во-вторых, как круг вопросов, в которых кто-либо хорошо осведомлен. В литературе компетентность представляет собой «обученность» (в отличие от «обучаемости» как способности к обучению), которая проявляется через характеристики поведения, доминирующую форму активности личности, актуальный уровень владения языком и речью.
А.В. Хуторской [17] предлагает различать компетентность и компетенцию как соотношение общего и индивидуального. Под компетенцией он подразумевает «некое отчужденное, наперед заданное требование к образовательной подготовке учащегося» по овладению совокупностью взаимосвязанных качеств личности, знаниями, умениями, навыками, способами деятельности, необходимыми для продуктивной деятельности. Термин «компетентность» автор предлагает использовать для фиксирования уже состоявшихся качеств личности, «владения, обладания человеком соответствующей компетентностью, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности».
В западных исследованиях в последнее время наметилась тенденция разделять эти два понятия: компетентность стали рассматривать как личностную категорию, а компетенция превратилась в единицу учебной программы и стала составной частью, входящей в структуру компетентности.
Н.В. Кузьмина [14] определяет профессиональную компетентность специалиста как способность превращать специальность, обладателем которой он является, в средство формирования личности. В.Н. Введенский [5] считает, что профессиональная компетентность не сводится к набору знаний и умений, а определяет необходимость и эффективность их применения в реальной образовательной практике. Т.Г. Браже [3] определяет профессиональную компетентность как многофакторное явление, включающее в себя систему знаний, умений, ценностные ориентации, мотивы деятельности. В трудах психологов В.В. Давыдова и П.Я Гальперина [7] ведущим в определении компетентностного подхода является ориентация на освоение обобщенных знаний, умений и способов деятельности в развивающих моделях обучения.
В акмеологии компетентность рассматривается как свойство индивида, ставшего субъектом своей личной, социальной и профессиональной активности, проявляющееся в умении действовать инновационно и управлять субъективными и объективными факторами.
Определяя понятие «компетентность», следует исходить из ее интегрирующего характера, вбирающего в себя не только отдельные знания, умения, навыки, но и личностные качества в особые целостные образования, которые становятся показателями индивидуализации личности, способствуют ее скорейшей и наиболее эффективной адаптации к изменяющимся условиям жизни и при этом более полной личностной реализации.
Ряд современных российских ученых (А.Г. Бермус, Н.Ф. Ефремова, И.А. Зимняя и др.) выделяют компетенцию и рассматривают ее в рамках соответствия уровня подготовки выпускников вузов специальным профессиональным требованиям [12].
Э.Ф. Зеер и О.Н. Шахматова под профессиональной компетенцией подразумевают совокупность профессиональных знаний и умений, а также способы выполнения профессиональной деятельности [10].
С позиции деятельностного подхода компетенция определяется как способность и возможность человека осуществлять определенную деятельность, наличие необходимых для этого знаний и способов эмоционально воздействовать на окружающих. Особенность образовательных целей по развитию компетенций состоит в том, что они формируются не в виде действий обучающего, а с точки зрения результатов деятельности обучаемого, то есть его продвижения и развития в процессе усвоения определенного социального опыта.
По видам компетенции можно классифицировать следующим образом: ключевые, базовые и функциональные. Под ключевыми понимаются компетенции, необходимые для жизнедеятельности человека и связанные его успехом в профессиональной деятельности в быстро меняющемся обществе. Под базовыми понимаются компетенции, отражающие специфику определенной профессиональной деятельности. Функциональные компетенции представляют собой совокупность характеристик конкретной деятельности и отражают набор функций, характерных для данного рабочего места или должности.
В качестве нормативного ориентира Советом Европы утвержден набор ключевых компетенций, овладение которыми должно стать показателем качества образования во всех европейских странах. За основу взяты основные области жизнедеятельности человека. Анализируя ключевые компетенции современной Европы, И.Б. Будик выделяет социальные и политические компетенции, куда входят такие ее виды, как социальная активность, способность деятельно содействовать урегулированию межличностных и национальных конфликтов, практичность, то есть способность быстро и гибко применять свои знания и опыт в решении практических задач, профессионально-нравственные качества; коммуникативные компетенции, касающиеся владения устным и письменным общением (общительность, способность к «диалогу культур», владение основами лингвострановедческой культуры посредством изучения иностранных
языков); компетенции, касающиеся жизни в мультикультурном обществе, такие, как понимание различий, уважение к другой культуре, религии; компетенции, связанные с возникновением общества информации (готовность к работе в единой информационной среде, понимание значения использования информационных технологий и владение ими в учебном процессе); компетенции, связанные с формированием способности постоянного самообразования как основы непрерывной подготовки в профессиональном плане, способности учиться (эрудированность, то есть наличие широкого кругозора в сочетании с глубокими познаниями в области предметного образования, готовность и потребность к постоянному профессиональному росту) [4].
Р.П. Мильруд выделяет предметную, коммуникативную, деятельностную, развивающую компетенции. В структуру предметной компетенции автор включает знания, проблемные задачи и деятельность. Основными компонентами коммуникативной компетенции Мильруд считает следующие: лингвистический (знание лексики), дискурсивный (коммуникации), стратегический (преодоление коммуникативных неудач), прагматический (достижение коммуникаций), социокультурный (норма поведения) [15]. Деятельностная компетенция включает следующие компоненты: планирование, достижение результатов, их рефлексия, рост личностного потенциала.
Таким образом, конкретизируя понятия «компетентность» и «компетенция» можно сделать следующие выводы [10].
Компетентности - это содержательные обобщения эмпирических и теоретических знаний, представленные в форме понятий, принципов и смыслообразующих положений. Компетентности теоретического уровня обобщения отражают внутренние связи и отношения предметов и явлений действительности, их конкретизация выражается в понятиях, законах, принципах.
Компетенции - это обобщенные способы действий, обеспечивающие продуктивное выполнение профессиональной деятельности. Это способности человека к практической реализации своей компетентности. Ядром компетенции являются так называемые «деятельностные способности», то есть совокупность способов действий. Сущность компетенций определяет операционно-технологический компонент. Поскольку реализация компетенций происходит в процессе выполнения разнообразных видов деятельности для решения теоретических и практических задач, то в структуру компетенций кроме деятельностных (процедурных) знаний, умений и навыков входят также мотивационная и эмоционально-волевая сферы. Важным компонентом компетенции является опыт, представляющий собой интеграцию в единое целое усвоенных человеком отдельных действий, способов, отношений.
Однако персонал, задействованный в малом бизнесе, должен содержать в себе не только качества специалистов, но и менеджеров, способных самостоятельно спроектировать, организовать и обеспечить ресурсами собственный производственный процесс, другими словами, владеть управленческой компетенцией.
Управление как понятие имеет различные толкования: это и наука, и процесс взаимодействия в обществе и природе. А.В. Сергейчук определяет управление как социальный процесс целенаправленного взаимодействия нескольких элементов, различных в целях, в распределении результатов достижения цели, полномочий, средств, функций, составляющих целевую деятельность [16]. Л.И. Кравченко говорит о том, что управление - это целенаправленный, планируемый, координируемый и сознательно организуемый процесс, способствующий достижению максимального эффекта при затрате минимальных ресурсов, усилий и времени [13]. Н.Г. Веселова определяет управление не только как особый вид профессиональной деятельности, но и как средство поддержания целостности любой сложной социальной системы, ее оптимального функционирования и развития [6].
Всеми авторами в той или иной степени подчеркивается социокультурный характер управления, суть которого - выработка единой стратегии функционирования предприятия. Специалисты по управлению выделяют собственно управленческую деятельность, отмечая при этом, что эффективная реализация управленческой деятельности возможна при условии высокопрофессиональной подготовки персонала, другими словами, при сформированности у него управленческой компетенции.
Современный этап в развитии управления характеризуется возникновением и развитием новых методов управления на всех этапах работы с сотрудниками, формированием новых подходов и взглядов на работника. Если прежде работник рассматривался лишь как один из факторов производства, ничем, по существу, не отличающийся от машин и оборудования, то ныне он превратился в главный стратегический ресурс, достояние компании в стратегической борьбе. Люди рассматриваются как «человеческие ресурсы, ценность которых все время возрастает. Затраты, связанные с персоналом, воспринимаются уже не как досадные расходы, а как инвестиции в человеческий капитал - основной источник прибыли. Они направлены не только на социальную программу жизнеобеспечения, но и на создание условий для развития профессионального мастерства» [11].
Необходимость обладания управленческой компетенцией кадрами малого бизнеса обусловлена появлением в кадровом менеджменте в конце ХХ - начале XXI вв. нового подхода, получившего название «командный менеджмент» (в англ. варианте - team management).Он стал результатом социального и культурного творчества самих работников, их непосредственного участия в самоорганизации совместной деятельности и управле-
нии технологическими процессами, во взаимном контроле, взаимопомощи и взаимозаменяемости, согласованности общих ценностей и целей, определяющих поведение каждого члена команды. Важным фактором стали коллективная ответственность за эффективность и результаты работы, развития и использования индивидуального и группового потенциала.
Как одна из форм коллективного управления командный менеджмент, то есть менеджмент, осуществляемый посредством создания и функционирования управленческих команд, основан на делегировании полномочий. Многие организации наделяют менеджеров различных уровней ответственностью за более широкий круг задач, нежели тот, который им предписан занимаемой должностью и с которым они могли бы справиться. Чтобы они могли нести эту ответственность, создаются те или иные формы коллективного управления, основанные на перераспределении ответственности. В успешных управленческих группах выработка и принятие решений осуществляются непосредственно группой, а роль администратора сводится к тому, чтобы создать для этого необходимые условия, определить границы пространства решения и дать в затруднительном случае необходимый совет. Таким образом, категория «квалифицированный управленческий персонал» - это особый социально-профессиональный статус сотрудников в системе управления, зависящий в полной мере от уровня сформированности их управленческой компетенции. Об этом свидетельствует круг полномочий сотрудников современного бизнеса: владение необходимыми знаниями, навыками, умениями, отражающими социальнопрофессиональный статус и профессиональную квалификацию, а также личные особенности, обеспечивающие возможность эффективной реализации профессиональной деятельности.
Исходя из интерпретации понятий «компетентность», «компетенция», «менеджмент в малом бизнесе» нами была определена категория «управленческая компетенция кадров малого бизнеса». Ее следует рассматривать как интегративное личностно-профессиональное образование, ядром которого являются деятельность человека, базирующаяся на единстве его профессиональной подготовки с мотивационными и эмоционально-волевыми факторами, без этого сочетания осуществление командного менеджмента невозможно.
Суть командного менеджмента заключена в переходе ответственности руководителя за функционирование и развитие предприятия к ответственности работников всех его звеньев, подчас даже низшего звена. Разумеется, работники привлекаются к управлению при условии овладения ими вышеупомянутых операционально-технологических компонентов, т.е. знаний, умений, навыков. Сформированность структур управленческой компетенции - а это информационная компетентность, мотивационная система, эмоционально-волевая сфера - является обязательным условием их успешной производственной деятельности.
Список литературы
1. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в процессе общения. СПб.: Питер, 1999.
2. Большой энциклопедический словарь. М.: БРЭ, 1998.
3. Браже Т.Г. Соотнесение объективного и субъективного эталона профессионализма как одно из направлений работы с учителем в системе повышения квалификации // Современные адаптивные системы образования взрослых. СПб., 2002. С. 25-30.
4. Будик И.В. Развитие профессионально значимых качеств будущего учителя в контексте формирования ключевых компетентностей // Дополнительное образование. 2001. № 3. С. 52-54.
5. Введенский В.Н. Профессиональная компетентность педагога: пособие для учителя. СПб.: Просвещение, 2004.
6. Веселова Н.Г. Социальное управление и элементы его культуры М., 2008.
7. Давыдов В.В. Научное обеспечение образования в свете нового педагогического мышления // Новое педагогическое мышление / под ред. А.В. Петровского. М.: Педагогика, 1989. С. 74-88.
8. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 3. М., 1994.
9. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. М., 1996.
10. 3еер Э.Ф., Шахматова О.Н. Личностно-ориентированные технологии профессионального развития специалиста. Екатеринбург, 1999.
11. Зигерт В., Ланг Л.Руководить без конфликтов. М., 1990.
12. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата современного образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 34-42.
13. Кравченко А.И. Социология менеджмента. М., 1999.
14. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М.: Высшая школа, 1990.
15. Мильруд Р.П. Компетентность в изучении языка // Иностранный язык в школе. 2004. № 7. С. 30-36.
16. Сергейчук А.В. Социология управления. СПб., 2002.
17. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования // Народное образование. 2003. № 2. С. 58-64.
Островский Александр Валентинович, аспирант, ostrov2005@шndex. т, Россия, Москва, Российский государственный социальный университет.
THE SUBSTANTIONAL CHARACTERISTIC OF THE MANAGEMENT COMPETENCE OF
SMALL BUSINESS PERSONNEL
A.V.Ostrovskiy
The article analyses various authors’ approaches to interpretation of the notions of —competence”, —competency”, —management”, —competency building approach”. The concept content of —management competence of small business professionals ” is introduced for the first time.
Key words: personnel, competency, competences, small business, management.
Ostrovskiy Alexander Valentinovich, post-graduate, [email protected], Russia, Moscow, Russian State Social University.
УДК 371.3.016
ПОИСК ПУТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ ШКОЛЬНИКОВ В ОБЛАСТИ КОСМОНАВТИКИ
Е.В. Попова, С.Н. Ревин
Рассматривается проблема развития профессиональной направленности школьников в условиях современного состояния образовательной системы и отраслевой профессиональной деятельности.
Ключевые слова: формирование знаний школьников, профессионализация, подготовка космонавтов.
В Научно-исследовательском испытательном Центре подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина в 2010-2012 гг. проводилась работа по итоговой защите детских проектов, направленная на поиск путей формирования знаний школьников в области космонавтики. Одна из главных целей системы профессионализационной работы со школьниками являлось формирование направленности знаний школьников на выбор профессии в соответствии с личными интересами подрастающего поколения и потребностями рынка труда. При этом знания молодых людей о возможностях выбора профессии и самих профессиях расширяются и углубляются. Решение о выборе профессии становится более осознанным.
На базе НИИ ЦПК имени Ю.А. Г агарина (Космоцентр) проведена защита детских проектов «Станция будущего», «Придумай свой космический эксперимент» по программе «Профессиональной ориентации слушателей (школьников) в системе обучения космонавтов по научноприкладным исследованиям и экспериментам», в презентации которых участвовали школьники 5-6-х классов, и было защищено 8 проектов «Станция будущего» и 8 проектов космических экспериментов. Всего принимало участие 103 школьника, из числа которых было сформировано 16