Научная статья на тему 'Содержательная характеристика психологической готовности к выбору профессии в раннем юношестве'

Содержательная характеристика психологической готовности к выбору профессии в раннем юношестве Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1372
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
психологическая готовность / компоненты психологической готовности / системный подход / субъектный подход / ценностно-смысловой компонент / psychological readiness / components of psychological readiness / a systematic approach / subjective approach / valuesemantic component

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — А. А. Лукомец

Статья посвящена теоретическому обзору понятия психологической готовности старшеклассников к выбору профессии. Проанализировано содержание данного понятия и его структура с точки зрения отечественных исследователей. В статье рассматриваются системный и субъектный подходы в связи с определением психологической готовности молодых людей к выбору профессии, к выделению ее структурных компонентов. Рассматривается ценностно-смысловой компонент как системообразующий для психологической готовности личности. Обосновывается его связь с другими компонентами психологической готовности личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — А. А. Лукомец

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical Aspects of the Essential Characteristics of Psychological Readiness for Career Choice in Early Adolescence

The article is devoted to the theoretical review of the concept of high school students’ psychological readiness to the profession. Here is analyzed the content of this concept and its structure from the Russian researchers’ viewpoint. The article examines the systemic and subjective approaches, in relation to the definition of young people’s psychological readiness to choose profession, to the selection of its structural components. Is considered a value-semantic component, as a core component of the individual’s psychological readiness. Here is substantiated the relationship of this component with other components of the individual’s psychological readiness.

Текст научной работы на тему «Содержательная характеристика психологической готовности к выбору профессии в раннем юношестве»

УДК 159

А. А. Лукомец

Содержательная характеристика психологической готовности к выбору профессии в раннем юношестве

Статья посвящена теоретическому обзору понятия психологической готовности старшеклассников к выбору профессии. Проанализировано содержание данного понятия и его структура с точки зрения отечественных исследователей. В статье рассматриваются системный и субъектный подходы в связи с определением психологической готовности молодых людей к выбору профессии, к выделению ее структурных компонентов. Рассматривается ценностно-смысловой компонент как системообразующий для психологической готовности личности. Обосновывается его связь с другими компонентами психологической готовности личности.

Ключевые слова: психологическая готовность, компоненты психологической готовности, системный подход, субъектный подход, ценностно-смысловой компонент.

A. A. Lukomets

Theoretical Aspects of the Essential Characteristics of Psychological Readiness for Career Choice in Early Adolescence

The article is devoted to the theoretical review of the concept of high school students' psychological readiness to the profession. Here is analyzed the content of this concept and its structure from the Russian researchers' viewpoint. The article examines the systemic and subjective approaches, in relation to the definition of young people's psychological readiness to choose profession, to the selection of its structural components. Is considered a value-semantic component, as a core component of the individual's psychological readiness. Here is substantiated the relationship of this component with other components of the individual's psychological readiness.

Keywords: psychological readiness, components of psychological readiness, a systematic approach, subjective approach, value-semantic component.

Актуальность решения проблемы подготовки старшеклассников к правильному выбору будущей профессии за последние годы сравнительно возросла. Расширилось профессиональное пространство современного российского общества, появились новые направления деятельности, новые профессии, ушли с рынка труда некоторые старые профессии - все это создает сложности при ориентации молодых людей в современном мире профессий и формировании их психологической готовности к этому непростому в их жизни выбору.

Основополагающим фактором успешного профессионального самоопределения, которое является одним из новообразований в ранней юности, многие психологи-исследователи называют психологическую готовность к выбору профессии. Однако в отечественной науке, в силу постановки разных исследовательских задач и применения разных методологических подходов, до сих пор не сложилось единого представления о сущностных характеристиках данного феномена. Нет единства и в определении данного понятия. Все это затрудняет решение практических

задач формирования психологической готовности у молодых людей к будущей профессиональной деятельности. В связи с этим возникает необходимость уточнить представления о психологической готовности личности к выбору профессии, что, в свою очередь, требует глубокого теоретического анализа и обоснования той психической реальности, которая определяется этим феноменом.

В отечественной науке психологическая готовность к какой-либо деятельности, в том числе к выбору профессии, рассматривается в основном с позиции функционального и личностного подходов.

С точки зрения функционального подхода готовность к деятельности является психическим состоянием, мобилизацией ресурсов личности на оперативное или долгосрочное выполнение конкретной деятельности, «предстартовое состояние» (Н. Д. Левитов), состояние «оперативного покоя» (А. А. Ухтомский), «интегральный динамический комплекс наличных характеристик физиологических, психологических, поведенческих функций и качеств» (В. Н. Дружинин).

© Лукомец А. А., 2017

Таблица 1

Теоретический обзор понятия психологической готовности отечественными исследователями

Ф. И. О. автора Основные аспекты определения психологической готовности Основные содержательные характеристики (компоненты) психологической готовности

Д. Н. Узнадзе [21] Жизненные установки - готовность личности проявлять активность в определенном направлении в конкретной ситуации Установка возникает на основе взаимодействия актуальной потребности человека и внешней среды

Б. Г Ананьев [1] Как «проявление способностей» Осознанное решение индивида к высокопродуктивной деятельности в определенной области труда, общественной жизни в виде проявившихся способностей

Е. А. Климов [8] Психологическая готовность включается в систему профессионального самоопределения Гражданские качества: идейный и моральный облик человека, его нравственные качества; отношение к труду и профессии: мотивы, интересы, склонности, способности, физическое развитие, дееспособность; профессиональная подготовленность: знания, навыки, умения, опыт

А. Ц. Пуни [13] Симптомокомплекс черт личности Воля, направленность интеллектуальных процессов, наблюдательность, воображение, стенические эмоции, гибкое внимание, саморегуляция

Л. Ю. Ювенская [25] Общее состояние личности человека, помогающее ему оценить свои силы и знания, осмыслить перспективы будущей профессии Совокупность нравственных и психологических качеств личности

А. В. Массанов [10] Понимается как устойчивое образование, которое имеет определенную структуру Эмоциональный, волевой, познавательный и мотива-ционный компоненты

Н. В. Нижегородцева, О. А. Таротенко, М. В. Ретивых [11, 20, 16] Психологическая готовность как интегральное свойство индивидуальности Личностные качества, направляющие, регулирующие деятельность личности, развивающиеся неравномерно, свойства личности, способствующие самостоятельному осуществлению стратегии профессионального выбора, готовности к формированию и реализации профессиональных намерений

В. Д. Шадриков [23] Сложный целостный процесс личности Уверенность человека в своих силах; мобилизационная готовность достигать определенных целей; оптимальный уровень эмоционального возбуждения; высокая степень психической устойчивости к действию различных факторов; произвольная регуляция своей деятельности

М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович [7] Избирательная, прогнозируемая активность личности на этапе ее подготовки к деятельности Мотивационный, ориентационный, операциональный, волевой и оценочный компоненты

И. А. Ревина [17] Внутренняя деятельность, направленная на построение и осмысление альтернатив профессионального выбора, определение критериев для сравнения этих альтернатив, выделение ключевых альтернатив и реализация окончательного выбора Информационный, мотивационно-ценностный и практический компоненты

А. М. Столяренко [18] Психологическая готовность к деятельности как способность к быстрому переходу от ожидания к действию Познавательный, мотивационный, эмоциональный, волевой компоненты, психомоторные психические явления, участвующие в осуществлении движений

Е. М. Борисова [2] Динамичное личностное образование, имеющее специфическую структуру на разных возрастных этапах Наличие знаний о мире профессий и их динамике; наличие профессиональных намерений, интересов и склонностей к разным видам деятельности; активность в стремлении познать себя; адекватная оценка своих возможностей; определенная зрелость личности

А. Э. Попович [14] Целостный комплекс как устойчивая характеристика личности, связанная с ее психическим состоянием Личностно-целевой, информационно-гностический, рефлексивно-оценочный компоненты

Ю. М. Тихомирова [19] Целостное личностное явление; феномен психологической готовности приобретает свойства и качества, отличные от суммы характеристик его структурных компонентов Мотивационный, когнитивный, эмоциональный, волевой, операциональный компоненты

В рамках личностного подхода психологиче- личностное образование, проявление личност-ская готовность рассматривается как целостное ных особенностей и возможностей, свойств и

качеств человека, дающие возможность эффективного выполнения своих функций [1, 2, 7, 23].

Для понимания сущности психологической готовности к профессиональному самоопределению важно знать не только состав компонентов психологической готовности, но и их структуризацию. Разные исследователи в структуру психологической готовности включают различные компоненты, что свидетельствует о многогранности характера этого понятия. Краткая характеристика особенностей содержания понятия психологической готовности и ее структурных компонентов представлена в Таблице 1. Представленный анализ понятия и сущностных характеристик психологической готовности позволяет нам сделать вывод, что некоторые авторы рассматривают готовность как особое состояние личности, как проявление личности, но большинство авторов рассматривают данный феномен как целостное личностное образование, имеющее специфическую многокомпонентную структуру. Основными структурными компонентами психологической готовности к выбору будущей профессиональной деятельности являются мотивационный компонент, включающий мотивы деятельности, интерес к ней, настрой на успешное ее выполнение; когнитивный компонент - понимание поставленных задач, знание способов их решения и средств достижения цели, анализ вероятных изменений ситуации; эмоциональный компонент - чувство уверенности в себе, чувство ответственности; волевой компонент - способность управлять собой, мобилизация сил [19]. Личностными предпосылками формирования готовности к осознанному выбору профессии являются осмысленность жизни, опора в принятии решений на себя, компетентность во времени, определенность выбора, гибкость в реализации своих ценностей, способность быстро реагировать на изменяющиеся аспекты ситуации и творческая реализация в деятельности [17].

Таким образом, под психологической готовностью к выбору профессии в раннем юношестве мы понимаем интегральное (системное) динамическое проявление личности, представленное совокупностью смыслов, ценностей и жизненных целей, интересов, установок, а также осознанием возможностей и способностей в осуществлении своего профессионального замысла.

В гносеологической логике невозможно решить задачу выявления системообразующего компонента психологической готовности лично-

сти, поэтому мы прибегли к системному подходу, который позволит увидеть данный феномен в целостности и единстве. Одним из методологических оснований системного подхода является принцип всеобщей обусловленности явлений, который фиксирует факт объединения отдельных объектов природы в более крупные образования, что обнаруживается на всех уровнях ее организации. Мы считаем, что именно системный подход позволит нам исследовать позиции не только между частями объекта, но и между частями и целым [5], а также раскрыть существенные и несущественные связи между компонентами психологической готовности.

В основе идей Б. Ф. Ломова заложено представление о полисистемности бытия человека и интегральности качеств и свойств личности. Согласно взглядам Б. Ф. Ломова, представление об установке как упорядоченном единстве всех биологических и психологических функций дает возможность оценивать состояние готовности как многомерную, многокомпонентную и многоуровневую систему, объединяемую в некоторое единство общим системообразующим фактором. Именно установка является тем направляющим фактором, который объединяет социальные, психологические и биологические компоненты готовности к деятельности [9].

А. Г. Асмолов выделяет следующие свойства системного подхода:

Целостность - несводимость любой системы к сумме образующих ее частей и невыводимость из какой-либо части системы ее свойств как целого.

Структурность - связи упорядочены в структуру, которая определяет поведение системы в целом.

Взаимосвязь системы со средой - открытый и закрытый характер (не изменяет среду и систему).

Иерархичность - каждый компонент системы - и элемент, и система.

Множественность описания - предполагает для полного описания системы сосуществование множества разных ее отображений [22].

В качестве основного системообразующего компонента психологической готовности к выбору профессии нам представляется чрезвычайно важным выделение ценностно-смыслового компонента, поскольку показателем психологической готовности старшеклассников к выбору будущей профессиональной деятельности является осознание ими смысла и цели своей жизни, нрав-

ственное, личностное самоопределение является важнейшим новообразованием в ранней юности. М. М. Шибаева, например, определяет «важность процесса самоопределения личности в культуре с целью обоснования и выделения для себя ценностно-смысловых оснований собственной жизненной концепции, а также выбора способов и форм ее реализации» [24]. Представление о ценностно-смысловой природе личностного самоопределения предложено М. Р. Гинзбургом, который утверждал, что наличие интереса к смыслу жизни и его активное обсуждение свидетельствуют об активно идущем процессе самоопределения, их отсутствие - о его искажении [4]. О чрезвычайно важной характеристике самоопределения, его ориентированности на будущее, говорил еще М. М. Бахтин: «...осознавать самого себя активно, значит освещать себя предстоящим смыслом; вне его меня нет для себя самого» [3]. К. Обуховский пишет: «.потребность в смысле жизни - это необходимость осознавать свою жизнь не как серию случайных, разрозненных событий, а как целостный процесс, имеющий определенную направленность, преемственность и содержание» [12]. Благодаря этой потребности молодой человек способен мобилизовать все свои способности и ресурсы в достижении целей и в решении поставленных задач.

С точки зрения субъектности человека исследователи подчеркивают активную роль субъекта во всех сферах деятельности (С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, А. В. Брушлинский,

Н. С. Глуханюк, Е. В. Дьяченко). Активность человека в процессе его становления и саморазвития, возникающая в ответ на воздействия окружающей среды, сменяется собственной активностью по поиску того, что представляет смысл для его жизнедеятельности [6]. Стало быть, формируя психологическую готовность к выбору профессии, мы тем самым поощряем молодых людей «в самостоятельном и осознанном построении перспектив своего развития в определенной трудовой деятельности и во всей жизни целом, в самостоятельном отслеживании своей деятельности, в нахождении ее смыслов и поиске путей совершенствования себя в этой деятельности»

[25].

Таким образом, ценностно-смысловой компонент психологической готовности включает осмысленность жизни, компетентность во времени, осознание личностного смысла профессии, профессионально важные ценностные ориента-

ции и гибкость в их реализации, становление ценностно-нравственной основы, моральных принципов, развитие представлений о себе. Ценностно-смысловой компонент содержит мотива-ционный, когнитивный и эмоционально-волевой компоненты психологической готовности к выбору профессии. Мотивационный компонент включает потребность в осуществлении своего профессионального самоопределения; развитые профессиональные намерения; мотивы, интересы и склонности к разным видам деятельности; потребность успешно выполнять поставленную задачу; профессиональные установки; стремление добиться успеха. Когнитивный компонент включает сформированность необходимых знаний и умений для выбора профессии; наличие знаний о содержании деятельности и о динамике мира профессий; понимания поставленных задач, знания способов их решения и средств достижения цели, анализ вероятных изменений ситуации. Эмоционально-волевой компонент включает адекватную самооценку профессионально значимых качеств личности, положительное отношение к трудовой деятельности, эмоциональную устойчивость, уверенность в успехе, воодушевление, особенности саморегуляции и планирования деятельности, составление программы действий для достижения целей, мобилизацию сил и сосредоточение на задаче, целеустремленность в выборе, преодоление сомнений и боязни, самоконтроль, наличие таких волевых качеств, как решительность, самостоятельность, настойчивость, выдержка, умение нести ответственность за результат деятельности.

Наша дальнейшая задача определяет важность последующего теоретико-эмпирического исследования обозначенных компонентов психологической готовности, их взаимосвязь и значение в выборе будущей профессии в раннем юношестве. Этому будет способствовать оказание про-фориентационной психологической поддержки, направленной на формирование всех компонентов психологической готовности. Например, Н. С. Пряжников одним из основных акцентов профориентационной помощи в ранней юности считает интерес к ценностно-смысловым и нравственным аспектам будущей профессиональной деятельности [15].

Библиографический список

1. Ананьев, Б. Г. О проблемах современного чело-векознания [Текст] / Б. Г. Ананьев. - М. : Наука, 1977. - 380 с.

2. Борисова, Е. М. Профессиональное самоопределение: Личностный аспект [Текст] : автореферат дис. ... канд. психол. наук / Е. М. Борисова. - М., 1995.

3. Бахтин, М. М. К философии поступка [Текст] / М. М. Бахтин // Философия и социология науки и техники. Ежегодник. 1984-1985. - М., 1986. - С. 80-160.

4. Гинзбург, М. Р Личностное самоопределение как психологическая проблема [Текст] / М. Р. Гинзбург // Вопросы психологии. - 1988. -№ 2. - С. 19-26.

5. Ганзен, В. А. Системные описания в психологии [Текст] / В. А. Ганзен. - Л. : Изд-во Ленингр. ун-та, 1984. - 176 с.

6. Глуханюк, Н. С., Дьяченко, Е. В. Я в профессии и профессиональное Я: Результаты исследований [Текст] / Н. С. Глуханюк, Е. В. Дьяченко. - Екатеринбург : Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2005. - 173 с.

7. Дьяченко, М. И., Кандыбович, Л. А. Психологические проблемы готовности к деятельности [Текст] / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович. - Минск : Изд-во БГУ 1976. - 176 с.

8. Климов, Е. А. психология профессионала [Текст] / Е. А. Климов. - М. : Институт практической психологии. - Воронеж : НПО «МОДЭК», 2000. -400 с.

9. Ломов, Б. Ф. Системность в психологии [Текст] / Б. Ф. Ломов. - М. : Изд-во Московского психолого-социального института, 2011.

10. Массанов, А. В. Формирование психологической готовности старших подростков к профессиональному самоопределению [Текст] : автореф. дис. ... канд. психол. наук / А. В. Массанов. - Киев : НИИ психологии УССР, 1998.

11. Нижегородцева, Н. В., Шадриков, В. Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе [Текст] / Н. В. Нижегородцева, В. Д. Шадриков. - М. : ВЛАДОС, 2001. - 256 с.

12. Обуховский, К. Психология влечений человека [Текст] / К. Обуховский ; пер. с польск. - М. : Прогресс, 1972. - 247 с.

13. Пуни, А. Ц. Психологическая подготовка к соревнованию в спорте [Текст] / А. Ц. Пуни. - М., 1993.

14. Попович, А. Э. Формирование у старших школьников готовности к выбору профессии в воспитательном процессе общеобразовательной школы [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / А. Э. Попович. - М., 2004. - 189 с.

15. Пряжников, Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение [Текст] / Н. С. Пряжников. -М., 1996.

16. Ретивых, М. В. Формирование профессионального самоопределения школьников как научно-педагогическая проблема [Текст] / М. В. Ретивых // Вестник Брянского государственного университета. -2010. - № 1.

17. Ревина, И. А. Формирование готовности к осознанному выбору будущего образовательного профиля и будущей профессии в подростковом возрасте [Текст] : автореферат дис. ... канд. психол. наук / И. А. Ревина. - Нижний Новгород, 2008.

18. Столяренко, А. М. Психология и педагогика [Текст] : учеб. пособие для вузов / А. М. Столяренко. -М. : Юнити-Дана, 2004. - 423 с.

19. Тихомирова, Ю. М. Теоретический анализ структурных компонентов психологической готовности к профессиональной деятельности [Текст] / Ю. М. Тихомирова // Психологические науки: теория и практика : материалы II междунар. науч. конф. (г. Москва, март 2014 г.). - М. : Буки-Веди, 2014. -С. 6-9.

20. Таротенко, О. А. Психологическая готовность к выбору профессии в подростковом и юношеском возрасте [Текст] / О. А. Таротенко ; Федер. агентство по образованию, Акад. гуманитар. наук и образования, Омское отд-ние, Омский гуманитар. ин-т. -Омск : Сфера, 2008. - 199 с.

21. Узнадзе, Д. Н. Экспериментальные основы психологии установки [Текст] / Д. Н. Узнадзе. - Тбилиси : Изд-во АН ГрузССР, 1961. - 210 с.

22. Хрестоматия [Текст] / сост. И. В. Герасимова. Методологические основы системного подхода в психологии. - Владивосток : ДВГМА, 1999. - 159 с.

23. Шадриков, В. Д. Мотивация деятельности в процессе производственного обучения. Психология производственного обучения [Текст] /

B. Д. Шадриков. - Ярославль : ЯрГУ 1974. - 144 с.

24. Шибаева, М. М. Самоопределение личности в культуре как мировоззренческая проблема [Текст] / М. М. Шибаева // Культура и мировоззрение. Вып. 11. Материалы Всесоюзной научно-практической конференции «Формирование научного мировоззрения -основа коммунистического воспитания». - М., 1985. -

C. 93-97.

25. Ювенская, Л. Ю. Формирование у старшеклассников готовности к выбору профессии текстильного профиля в условиях совместной деятельности школы со средним ПТУ и предпятиями [Текст] : автореф. дис. канд. пед. наук / Л. Ю. Ювенская. - М., 1979. - 21 с.

Bibliograficheskij spisok

1. Anan'ev, B. G. O problemah sovremennogo che-lovekoznanija [Tekst] / B. G. Anan'ev. - M. : Nauka, 1977. - 380 s.

2. Borisova, E. M. Professional'noe samoopredelenie: Lichnostnyj aspekt [Tekst] : avtoreferat dis. ... kand. psi-hol. nauk / E. M. Borisova. - M., 1995.

3. Bahtin, M. M. K filosofii postupka [Tekst] / M. M. Bahtin // Filosofja i sociologija nauki i tehniki. Ezhegod-nik. 1984-1985. - M., 1986. - S. 80-160.

4. Ginzburg, M. R Lichnostnoe samoopredelenie kak psihologicheskaja problema [Tekst] / M. R. Ginzburg // Voprosy psihologii. - 1988. - № 2. - S. 19-26.

5. Ganzen, V A. Sistemnye opisanija v psihologii [Tekst] / V. A. Ganzen. - L. : Izd-vo Leningr. un-ta, 1984. - 176 s.

6. Gluhanjuk, N. S., D'jachenko, E. V Ja v professii i professional'noe Ja: Rezul'taty issledovanij [Tekst] / N. S. Gluhanjuk, E. V D'jachenko. - Ekaterinburg : Izd-vo Ros. gos. prof.-ped. un-ta, 2005. - 173 s.

7. D'jachenko, M. I., Kandybovich, L. A. Psiholog-icheskie problemy gotovnosti k dejatel'nosti [Tekst] / M. I. D'jachenko, L. A. Kandybovich. - Minsk : Izd-vo BGU, 1976. - 176 s.

8. Klimov, E. A. psihologija professionala [Tekst] / E. A. Klimov. - M. : Institut prakticheskoj psihologii. -Voronezh : NPO «MODJeK», 2000. - 400 s.

9. Lomov, B. F. Sistemnost' v psihologii [Tekst] / B. F. Lomov. - M. : Izd-vo Moskovskogo psihologo-social'nogo instituta, 2011.

10. Massanov, A. V. Formirovanie psihologicheskoj gotovnosti starshih podrostkov k professional'nomu sa-moopredeleniju [Tekst] : avtoref. dis. ... kand. psihol. nauk / A. V. Massanov. - Kiev : NII psihologii USSR, 1998.

11. Nizhegorodceva, N. V., Shadrikov, V D. Psi-hologo-pedagogicheskaja gotovnost' rebenka k shkole [Tekst] / N. V. Nizhegorodceva, V. D. Shadrikov. - M. : VLADOS, 2001. - 256 s.

12. Obuhovskij, K. Psihologija vlechenij cheloveka [Tekst] / K. Obuhovskij ; per. s pol'sk. - M. : Progress, 1972. - 247 s.

13. Puni, A. C. Psihologicheskaja podgotovka k sorevnovaniju v sporte [Tekst] / A. C. Puni. - M., 1993.

14. Popovich, A. Je. Formirovanie u starshih shkol'nikov gotovnosti k vyboru professii v vospi-tatel'nom processe obshheobrazovatel'noj shkoly [Tekst] : dis. ... kand. ped. nauk / A. Je. Popovich. - M., 2004. -189 c.

15. Prjazhnikov, N. S. Professional'noe i lichnostnoe samoopredelenie [Tekst] / N. S. Pijazhnikov. - M., 1996.

16. Retivyh, M. V Formirovanie professional'nogo samoopredelenija shkol'nikov kak nauchno-pedagogicheskaja problema [Tekst] / M. V. Retivyh // Vestnik Bijanskogo gosudarstvennogo universiteta. -2010. - № 1.

17. Revina, I. A. Formirovanie gotovnosti k osoz-nannomu vyboru budushhego obrazovatel'nogo profilja i budushhej professii v podrostkovom vozraste [Tekst] : avtoreferat dis. ... kand. psihol. nauk / I. A. Revina. -Nizhnij Novgorod, 2008.

18. Stoljarenko, A. M. Psihologija i pedagogika [Tekst] : ucheb. posobie dlja vuzov / A. M. Stoljarenko. -M. : Juniti-Dana, 2004. - 423 s.

19. Tihomirova, Ju. M. Teoreticheskij analiz strukturnyh komponentov psihologicheskoj gotovnosti k professional'noj dejatel'nosti [Tekst] / Ju. M. Tihomirova // Psihologicheskie nauki: teorija i praktika : materialy II mezhdunar. nauch. konf. (g. Moskva, mart 2014 g.). -M. : Buki-Vedi, 2014. - S. 6-9.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20. Tarotenko, O. A. Psihologicheskaja gotovnost' k vyboru professii v podrostkovom i junosheskom vozraste [Tekst] / O. A. Tarotenko ; Feder. agentstvo po obra-zovaniju, Akad. gumanitar. nauk i obrazovanija, Omskoe otd-nie, Omskij gumanitar. in-t. - Omsk : Sfera, 2008. -199 c.

21. Uznadze, D. N. Jeksperimental'nye osnovy psihologii ustanovki [Tekst] / D. N. Uznadze. - Tbilisi : Izd-vo AN GruzSSR, 1961. - 210 s.

22. Hrestomatija [Tekst] / sost. I. V. Gerasimova. Metodologicheskie osnovy sistemnogo podhoda v psihologii. - Vladivostok : DVGMA, 1999. - 159 s.

23. Shadrikov, V. D. Motivacija dejatel'nosti v processe proizvodstvennogo obuchenija. Psihologija pro-izvodstvennogo obuchenija [Tekst] / V. D. Shadrikov. -Jaroslavl' : JarGU, 1974. - 144 s.

24. Shibaeva, M. M. Samoopredelenie lichnosti v kul'ture kak mirovozzrencheskaja problema [Tekst] / M. M. Shibaeva // Kul'tura i mirovozzrenie. Vyp. 11. Materialy Vsesojuznoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Formirovanie nauchnogo mirovozzrenija - osnova kommunisticheskogo vospitanija». - M., 1985. -S. 93-97.

25. Juvenskaja, L. Ju. Formirovanie u starsheklassni-kov gotovnosti k vyboru professii tekstil'nogo profilja v uslovijah sovmestnoj dejatel'nosti shkoly so srednim PTU i predpjatijami [Tekst] : avtoref. dis. kand. ped. nauk / L. Ju. Juvenskaja. - M., 1979. - 21 s.

Reference List

1. Ananev B. G. About problems of modern human study. - M. : Nauka, 1977. - 380 p.

2. Borisova E. M. Professional self-determination: Personal aspect: author's thesis ... Candidate of Psychological Sciences / E. M. Borisova. - M., 1995.

3. Bakhtin M. M. To philosophy of an act // Philosophy and sociology of science and technology. Year-book. 1984-1985. - M., 1986. - P. 80-160.

4. Ginzburg M. P Personal self-determination as psychological problem // Psychology Questions. - 1988. - № 2. - P. 19-26.

5. Ganzen V. A. System descriptions in psychology. -L. : Leningrad University Publishing House. 1984. -176 p.

6. Glukhanyuk N. S., Dyachenko E. V. Self in a profession and professional Me: Results of researches. - Yekaterinburg: Publishing house of Russian State Prof. -Ped. University, 2005. - 173 p.

7. Dyachenko M. I., Kandybovich L. A. Psychological problems of readiness for activity. - Minsk : BSU publishing house, 1976. - 176 p.

8. Klimov E. A. Psychology of the professional. -M. : Institute of practical psychology. - Voronezh : NPO «MODEK», 2000. - 400 p.

9. Lomov B. F. Systematicity in psychology. - M. : Publishing House of the Moscow Psychological-Social Institute, 2011.

10. Massanov A. V Formation of psychological readiness of the senior teenagers for professional self-determination: aothor's thesis.... Candidate of Psychological Sciences /A. V Massanov. - Kiev : Scientific research institute of psychology of USSR, 1998.

11. Nizhegorodtseva N. V., Shadrikov V D. Psychology and pedagogical readiness of the child for school. -M. : VLADOS, 2001. - 256 p.

12. Obukhovsky K. Psychology of the person's inclinations. - M. : Progress, 1972. - 247 p.

13. Puni A. Ts. Psychological preparation for a competition in sport. - M., 1993.

14. Popovich A. E. Formation of the senior school students' readiness for choice of profession in educational process of comprehensive school: dissertation. ... Candidate of Pedagogical Sciences / A. E. Popovich. - M., 2004. - 189 p.

15. Pryazhnikov N. S. Professional and personal self-determination. - M., 1996.

16. Revina M. V Formation of school students' professional self-determination as scientific and pedagogical problem // Bulletin of Bryansk State University. - 2010. -№ 1.

17. Revina I. A. Formation of readiness for the conscious choice of future educational profile and future profession at teenage age: athour's thesis. . Candidate of Psychological Sciences. A. Revina. - Nizhny Novgorod, 2008.

18. Stolyarenko A. M. Psychology and pedagogics: studies. workbook for higher education institutions / A. M. Stolyarenko. - M. : Unity Dana, 2004. - 423 p.

19. Tikhomirova Yu. M. Theoretical analysis of structural components of psychological readiness for professional activity // Psychological sciences: theory and practice: materials of the II international scientific conference (Moscow, March, 2014). - M. : Buki-Vedi, 2014. -P. 6-9.

20. Tarotenko O. A. Psychological readiness for choice of profession at teenage and youthful age. Federal agency for education, Academy of the Humanities and Education, Omsk Office, Omsk Humanitarian University. - Omsk: Sfera, 2008. - 199 p.

21. Uznadze D. N. Experimental bases of mindset psychology. - Tbilisi : AN GRUZSSR publishing house, 1961. - 210 p.

22. Anthology / athour I. V. Gerasimova. Methodological bases of system approach in psychology. - Vladivostok : DVGMA, 1999. - 159 p.

23. Shadrikov V D. Motivation of activity in the course of inservice training. Psychology of inservice training. - Yaroslavl : YarSU, 1974. - 144 p.

24. Shibaeva M. M. Self-determination of the personality in culture as a world outlook problem // Culture and outlook. Issue 11. Materials of the All-Union scientific and practical conference «Formation of Scientific Outlook - a Basis of Communistic Education». - M., 1985. - P. 93-97.

25. Yuvenskaya L. Yu. Formation of seniors' readiness for choice of profession of a textile profile in the conditions of joint activity of school with average technical training college and companies: author's thesis... Candidate of Pedagogical Sciennces / L. Yu. Yuvenskaya. - M., 1979. - 21 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.