Е. В. Комиссарова
СОДЕРЖАНИЕ, СРЕДСТВА, МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩИХ ПОКОЛЕНИЙ В НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКЕ ГОРЦЕВ
Работа представлена кафедрой педагогики Северо-Осетинского государственного университета им. К. Л. Хетагурова. Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор А. Б. Тахохов
Статья исследует сущность, содержание, средства и методы воспитания подрастающих поколений. В ней рассмотрены вопросы умственного, нравственно-эстетического и трудового воспитания молодых горцев, запечатленные в народной педагогике.
The essence, content, means and methods of oncoming generation's education are studied in the article. Particularly, the author considers the issues of mental, moral and labour upbringing of young mountain-dwellers, which are reflected in folk pedagogics.
Проводимая в стране перестройка общества, процессы его обновления привели к кардинальным изменениям во всех сферах жизни людей, в том числе и духовной. Однако этот процесс идет медленно, болезненно, обнажая серьезные недостатки нашей воспитательной системы. Отсюда необходимость переосмысления всего воспитательного процесса возрождения прогрессивных национальных традиций, аккумулирующих в концентрированном виде национальную культуру и культуру воспитания с целью рационального их использования во всестороннем формировании подрастающих поколений, что, на наш взгляд, должно привести и к лучшему взаимодействию разных социальных институтов.
Изучение и анализ опыта горской народной педагогики показывает, что ее центральными вопросами являлись развитие у подрастающего поколения интеллектуальных качеств, формирование у него эстетических понятий и вкусов, нравственное, трудовое и физическое воспитание1.
В системе народного воспитания горцы первостепенное значение придавали умственному развитию детей, определяющему их место в жизни. Основной формой умственного воспитания в народной педа-
гогике являлось сообщение знаний в процессе трудовой деятельности, которое носило, главным образом, индивидуальный характер. При этом применялись различные методы, средства сообщения знаний: объяснения, показ, как нужно выполнять данную работу, рассказ и беседа о предстоящих делах и др.2
Опытные родители сами не рассказывали детально детям, как нужно выполнять то или иное дело, а принуждали их самих делать открытия, это приучало их самостоятельно мыслить. Умственное воспитание горцы считали базой всесторонней подготовленности подрастающей смены к жизни.
Исследуя традиционные методы воспитания в горских семьях, мы должны отметить, что важным аспектом являлось трудовое воспитание. В условиях отсутствия школ в Северокавказском регионе оно имело особую воспитательно-дидактическую ценность: труд являлся основой жизни семьи. В процессе соответствующего семей -ного воспитания дети убеждались в необходимости трудиться, овладевали для этого необходимыми умениями и навыками.
Крестьянский труд требовал от работника хорошей физической закалки организма, крепкого здоровья, потому физическо-
32 1
ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ, ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ
му воспитанию придавалось не менее важная роль. Система физического воспитания северокавказских народов во взаимодействии с другими составными частями семейного воспитания являлась важным фактором гармоничного развития личности3.
Народные идеалы нравственного воспитания определялись моральным кодексом, существовавшим у всех горских народов, который обозначал не только систему правил и норм поведения, но также и волевые качества, эмоции, чувства, связанные с соблюдением благопристойности в поступках и в отношениях между людьми, освященных традициями, обычаями, народным правом. Последние требовали воспитания детей в духе любви к отечеству, своему народу, родителям, дружбы и уважения к другим народам4.
Из прививавшихся детям нравственных качеств особое значение придавали чувству долга и родственной солидарности, дисциплинированности и вежливости, сознанию мужского достоинства и женской чести. Человек хорошей репутации не мыслился без знания норм адатов и правил этикета (каб.-черк. - «Адыгэ хабзэ», осет. -«Ирон дегъдзеуттге», кар.-балк. - «Намыс» и т. п.). Помимо досконального знания норм взаимоотношений между старшими и младшими родственниками, подросток должен был хорошо усвоить правила поведения в общественных местах. Он должен был помнить, что каждый взрослый житель селения вправе попросить его об услуге и отказать в ней нельзя. Ему надо было знать, что со взрослым нельзя заговорить первым, обогнать его или пересечь ему дорогу. Идти или ехать верхом надо, слегка приотстав от взрослого, а при встрече с ним полагается спешиться и пропустить его стоя. Двоим подросткам, идущим или едущим со взрослым, положено располагаться так, чтобы старший был справа, а младший — слева от взрослого и т. д.5
Подросток должен был также в совершенстве изучить законы гостеприимства и
его изощренный этикет. Подросшему мальчику полагалось знать все знаки внимания, оказываемые мужчиной женщине; девочке -оказываемые женщиной мужчине; вместе с тем им обоим - знаки взаимного отчуждения. В частности, положено было приветствовать друг друга вставанием и т. д.
В эстетическом воспитании решающую роль играло народное художественное творчество. Устно-поэтическому развитию детей способствовали обрядовые и другие песни, сказки, сказания, поговорки, которые в той или иной степени были приняты в быту каждой семьи. Как не раз отмечалось в кавказоведческой литературе, своего рода очагом народного творчества была кунацкая, где на стенах висели музыкальные инструменты и по вечерам собирались мужчины показать свое искусство, а также послушать заезжего сказителя или певца. Игре на музыкальных инструментах и танцам учили больше девочек, чем мальчиков, но если одаренность подростков привлекала внимание, их старались не только учить дома, но и могли послать к известному в народе музыканту или певцу. Народное театральное искусство было делом мужчин, и к нему постепенно приобщались способные подростки. Они принимали участие в театрализованных свадебных и календарных обрядах, инсценировках и т. п. Большое художественное воздей-ствие на подраставшее поколение оказывали изделия прикладного искусства, распространенные в быту даже небогатых семей. Девочки приучались к изготовлению узорных циновок и войлоков, вышиванию и златоткачеству, для чего их нередко специально собирали в домах искусных мастериц; мальчиков учили резьбе по дереву, а в семьях ремесленников — художественной обработке металла, тиснению по коже, резьбе по камню6.
Весь уклад старокавказской семьи, патронимии, селения способствовал воспитанию в детях религиозного мировоззрения. Практически все дети носили амулеты.
Дети были свидетелями, а по мере подрастания - и участниками семейных и общественных культов. Так, у ингушей они вместе со взрослыми боготворили очаг, у карачаевцев оставляли что-нибудь из пищи для «хозяина дома», у многих народов соблюдали семейно-родственные «запретные дни» и т. д. Немногие семейные и общественные обряды обходились без участия мальчиков и девочек, а в некоторых (например, в молении с куклой о ниспослании урожая) они наряду с женщинами играли наиболее активную роль. Тем более не обходились без них официальные религиозные праздники -такие, как Ураза-байрам и Курбан-байрам
у мусульман или Пасха и Рождество у христиан7. Таким образом, нравственно-эстетическое воспитание отражало духовные ценности горских народов, выработанные в течение тысячелетий, потому оно имеет не только научно-теоретическое, но и прикладное значение для современной школы. Нравственные нормы и ценности в этнической культуре приобретают свое особое звучание, и лишь исторически выработанный механизм их воспроизводства (этнопедагогика) способствует эффективному воспитанию. Вот почему мы считаем, что нравственное воспитание должно опираться на народные педагогические традиции.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Бессонов Б. Н. Пути формирования новой личности. М., 1988.
2 Бгажноков Б. X. Адыгский этикет. Нальчик, 1978.
3 Мамбетов Г. X. Общественный и семейный быт кабардинцев и балкарцев в ХУ1-Х1Х вв. // История Кабардино-Балкарской АССР. М., 1967.
4 Смирнова Я. С. Детский и свадебный циклы обычаев и обрядов у народов Северного Кавказа М., 1976.
5 Борисевич К. Черты нравов православных осетин и ингушей Северного Кавказа // Этнографическое обозрение. М., 1899. № 1-2.
6 Бузоева 3. С. Влияние семейных традиций и обычаев горской семьи народов Северного Кавказа на воспитание подрастающих поколений. Методическое пособие. Владикавказ, 2002.
7 Амироев И., Межидов Д. Чеченцы и ингуши: обычаи, традиции, нравы. Грозный, 1992.