Научная статья на тему 'Содержание самостоятельной работы студентов педагогических специальностей по дисциплине «Теория и методика обучения физике»'

Содержание самостоятельной работы студентов педагогических специальностей по дисциплине «Теория и методика обучения физике» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
683
211
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ / СИСТЕМА МЕТОДИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ / ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Истомина Л. С.

В статье рассматривается проблема организации самостоятельной работы студентов по методике преподавания физики. Анализируются наиболее интересные подходы к построению системы самостоятельной работы. Анализ охватывает большой исторический период (четыре последних десятилетия).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Истомина Л. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Содержание самостоятельной работы студентов педагогических специальностей по дисциплине «Теория и методика обучения физике»»

УДК 371.388+53(07)

Л.С. Истомина

СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ»

Ключевые слова: теория и методика обучения физике, самостоятельная работа студентов, система методических заданий, применение ИКТ.

В статье рассматривается проблема организации самостоятельной работы студентов по методике преподавания физики. Анализируются наиболее интересные подходы к построению системы самостоятельной работы. Анализ охватывает большой исторический период (четыре последних десятилетия).

В Государственном образовательном стандарте 3 поколения (ФГОС) увеличена доля учебного времени, отводимого на самостоятельную работу студентов (СРС). В связи с этим возрастают требования к организации самостоятельной работы студентов и ее результатом. Необходима модернизация содержания, методики организации СРС, средств ее дидактической поддержки. Данные требования касаются всех дисциплин, в том числе и дисциплины «Теория и методика обучения физике». Возникает проблема определения содержания СРС, ее видов, требований к заданиям.

Представляет интерес проблема определения содержания СРС в историческом контексте. Как научная проблема исследования самостоятельная работа обозначила себя в 1970-е годы. Первые работы в ТиМОФ связаны с именами А.В. Усовой, З.А. Вологодской, Л. Анциферова, Л.И. Рубиновой и др.

В различных источниках проблема организации самостоятельной работы учащихся рассматривается с разных сторон. В работах Б.Г. Ананьева, А.А. Бодалева, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Н.Ф. Талызиной, Л.М. Фридмана и др. раскрыты роль и место самостоятельности в формировании человеческой личности. Необходимость и важность формирования самостоятельности рассматривается в работах В.В. Давыдова, В.С. Мерлина, Д.Б. Эльконина и др.

В вузовской дидактике различные аспекты организации самостоятельной работы обучающихся нашли отражение в работах С.И. Архангельского, Ю.К. Бабанского, А.И. Берга, П.Я. Гальперина, Я.Г. Гендлера, Н.Г. Дайри, М.А. Данилова, A.M. Дорошке-вича, A.JI. Думчене, Б.П. Есипова, С.И. Зиновьева, Т.И. Ильиной, A.M. Ивасишина,

Н.Ф. Краснова, Н.П. Краевской, И.И. Кобыляцкого, Н.В. Кузьминой, Г.Н. Кулагиной,

© Истомина Л.С., 2012

P.A. Лозовской, A.C. Лынды, А.Г. Молибога, Т.К. Мучаидзе, P.A. Низамова, Н.Д. Ни-кандрова, И.Т. Огородникова, Е.К. Осипьянц, П.И. Пидкасистого, М.Н. Скаткина, Н.Ф. Талызиной, A.B. Усовой и др.

Авторами раскрываются понятия самостоятельности, самостоятельной работы, самостоятельной учебной деятельности, виды и уровни самостоятельности, самостоятельной работы, самостоятельной учебной деятельности, пути активизации самостоятельной работы учащихся и студентов при помощи форм учебных занятий и методов их проведения, программированного контроля и т.д.

В ряде исследований самостоятельная работа студентов рассматривается в тесной связи с логико-содержательными особенностями конкретных специальных дисциплин (Я.Г. Гендлер, М.К. Койчуманов, Н.П. Краевская, Р.А. Лозовская, А.И. Мелюков, Я.Я. Сприеслис и др.) или курсов психологии и педагогики (Г.И. Гусев, Г.Н. Новоселова, Ю.С. Пименов и др.)

В рамках нашего исследования представляют интерес виды самостоятельной работы.

Д. Шарифов, Е.Н. Трущенко в своих работах выделяют следующие виды самостоятельной работы:

1) работа над лекцией; подготовка к лекции; слушание и запись лекции;

2) подготовка к практическо-семинарским занятиям и самостоятельная работа на этих занятиях;

3) подготовка к лабораторным занятиям и самостоятельная работа на этих занятиях;

4) работа с книгой; с учебниками, с рекомендованной преподавателем дополнительной литературой;

5) самостоятельная работа при выполнении домашних заданий;

6) составление докладов, рефератов и т.п.;

7) подготовка к контрольной работе, к коллоквиуму, к зачету, к экзамену;

8) курсовые работы;

9) дипломные работы;

10) самостоятельная работа на педагогической практике в школе;

11) учебно-исследовательская деятельность.

М.В. Белобородова использует фасетный метод для выделения видов самостоятельной работы. Автор использует следующие основания: самостоятельность в деятельности, самостоятельность в контрольно-оценочной деятельности на основе рефлексии, самостоятельность на основе типологий личности.

Обратимся к организации самостоятельной работы студентов по курсу «Теория и методика обучения физике».

Проблеме организации самостоятельной работы студентов по дисциплине «Теория и методика обучения физике» посвящен ряд исследований (И.А. Бобковой, З.А. Вологодской, В.В. Завьялова, Г.А. Засобиной, И.П. Коновалой, Д.И. Кульбицкого, Ю.И. Лукьянова, Л.А. Манчевой, В.А. Маркушева, И.К. Турышева, А.В. Усовой, И.И. Цырку-на, А.И. Шаблыкина, А.Н. Ярошенко и др.). В этих работах освещаются вопросы организации самостоятельной работы студентов в связи с лекционным курсом, семинарами, практическими и лабораторными занятиями, а также в связи с учебной деятельностью в период педагогической практики.

А.В. Усова и Л.И. Рубинова в методических рекомендациях «Система самостоятельных работ в связи с лекционным курсом по методике преподавания физики» [6]

предлагают систему самостоятельной работы студентов. Системообразующим началом является программа курса ТиМОФ. Задания нацелены на формирование определенных умений, они отличаются разнообразием и точностью формулировки.

Л. А. Прояненкова в своей монографии «Методическая подготовка будущих учителей к решению типовых задач организации учебно-воспитательного процесса по физике: проблема, концепция, модель» описывает модель методической подготовки [5]. Автор формулирует требования к организации учебного процесса, одним из которых является требование к организации учебной деятельности студентов. Выделяются основные направления совершенствования организации деятельности и раскрывается каждое из них. Одним из направлений является увеличение доли самостоятельной работы студентов (СРС) с возможностью выбора видов учебной деятельности, а также усиление роли управления СРС для получения запланированных результатов. Автор подчеркивает, что самостоятельная работа может осуществляться как на занятиях под контролем преподавателя, так и вне занятий. СРС может быть организована на занятиях любых организационных форм.

Автором разработана модель методики подготовки будущего учителя к организации учебно-воспитательной деятельности по физике, в которой СРС занимает важное место. Модель включает 3 блока. Целевой блок - подготовка и проведение уроков различных типов и подготовка к преподаванию темы школьного курса физики. Этот блок включает 2 группы типовых профессиональных задач (ТПЗ). Данные ТПЗ представляют собой систему, так как охватывают все цели изучения школьного курса физики (ШКФ). Содержательный блок - система знаний и способов деятельности, критерии установления последовательности решения ТПЗ. Процессуальный блок - методы, средства, формы организации и учебный контроль.

Автором сформулированы концептуальные положения, касающиеся целей, содержания и методики организации учебной деятельности студентов. Подчеркивается, что:

• цели подготовки должны представлять собой систему независимых типовых задач;

• содержание подготовки представляется в виде методов решения типовых задач;

• структура методической подготовки - система модулей, охватывающая ТПЗ;

• методика организации учебной деятельности студентов должна:

строиться на теории поэтапного формирования умственных действий,

^ давать возможность самостоятельного получения информации студентам,

^ обеспечивать возможность оперативного взаимодействия преподавателя и студентов.

Модель методической подготовки к решению ТПЗ организации учебновоспитательной деятельности по физике (по Л.А. Прояненковой) представлена на рис. 1.

Рассмотрим более подробно процессуальный блок. В его составе выделяются 2 группы профессиональных задач: 1) разработка и проведение уроков разных типов, имеющих своей целью формирование у учащихся различных видов и уровней знаний и умений: фундаментальных философских понятий материи и метазнаний, умений по «созданию» физических знаний; 2) подготовка к преподаванию темы школьного курса физики.

В рамках процессуального блока при подготовке будущего учителя к проектированию учебно-воспитательного процесса по физике предполагается решение целого комплекса типовых профессиональных задач:

Целевой блок

Формирование готовности студентов к решению системы ТПЗ: • Знание формулировок ТПЗ • Знание методов решения ТПЗ и ориентиров •Умение разрабатывать учебно-методические материалы по любой теме ШКФ на основе методов решения ТПЗ

Содержательный олок

• Система независимых ТПЗ. методы их решения и знания-ориентиры • Критерии установления последовательности ТПЗ в учебном процессе

Процессуальный блок

Методы ♦ Методики формирования деятельности по решению ИВ, построенные на основе теории поэтапного формирования умственных действий (ТТЗФУД) • Модель системы контроля, включающая входной, пооперационный, текущий и итоговый контроль

Дидактические средства • Для работы с информацией (учебные тексты на электронных носителях, задания на их осмысление) • Дтя организации самостоятельной работы студентов по решению ТЛЕ (учебные карты, форматы учебно-мет одических проектов, образцы деятельности по решению ТПЗ на конкретном материале ШКФ. задания по решению ТПЗ в разных формах) • Средства входного, текущего и итогового контроля

Организационные формы • Индивиду альная, групповая раб от а по проектированию учебного процесса по ШКФ * Гр\’пповаяработа над \’чебно-методическими проектами

Контроль • Входной контроль усвоения физического материала, на примере которого будет осваиваться ТПЗ • Пооперационный контроль в ходе освоения ТПЗ ■ Текущий контроль за результатами каждого этапа методики формирования деятельности по решению ТПЗ • Итоговый контроль по модулю • Итоговый контроль по дисциплине

Рис. 1. Модель методической подготовки к решению ТПЗ организации учебно-воспитательной деятельности по физике (по Л.А. Прояненковой) [5]

ТПЗ 1.1. Разработка уроков формирования элементов физических знаний и адекватных умений.

ТПЗ 1.2. Разработка системы уроков, на которых у учащихся формируется понятие об определенном виде физических знаний и метод получения физических знаний этого вида на эмпирическом или теоретическом уровнях познания.

ТПЗ 1.3. Разработка уроков формирования системы знаний о физическом явлении и методов решения типовых физических задач на ее применение.

ТПЗ 1.4. Разработка урока формирования прикладных знаний и умения решать практически значимые задачи.

ТПЗ 1.5. Разработка урока формирования системы знаний о физической теории и умения систематизировать элементы физических знаний в соответствии со структурой теории.

ТПЗ 1.6. Разработка уроков формирования философски осмысленных знаний о материи, способе и формах ее существования, о процессе познания.

ТПЗ 1.7. Разработка уроков формирования системы знаний - физической картины мира - и умение систематизировать физически и философски осмысленные знания в соответствии со структурой физической картины мира.

ТПЗ 1.8. Разработка уроков формирования умения находить в учебном тексте элементы физических знаний и уяснять их смысл.

ТПЗ 2.1. Годовое планирование.

ТПЗ 2.2. Разработка системы физических задач.

ТПЗ 2.4. Разработка системы познавательных задач.

ТПЗ 2.5. Разработка системы контрольных мероприятий.

ТПЗ 2.6. Научно-методический анализ темы.

ТПЗ 2.7. Тематическое планирование [5].

Автором предложены алгоритмические предписания по решению ТПЗ, включающие постановку учебно-методической задачи, разработку метода решения и выделение опорных знаний, показ образца решения, самостоятельное решение ТПЗ на конкретном физическом материале с контролем по каждому действию метода, самостоятельное решение ТПЗ на конкретном материале с прописыванием действий, самостоятельное решение ТПЗ на конкретном материале в свернутом виде. Каждый этап характеризуется с точки зрения содержания учебных заданий для студентов и дидактических материалов для поддержки их самостоятельной работы. Акцент делается на самостоятельном изучении разделов методики преподавания физики по источникам информации. Задания, предложенные автором, ориентированы на самостоятельное приобретение знаний по формированию типовых учебных умений.

Эффективность данной модели доказана Л.А. Прояненковой в педагогическом эксперименте.

Организация СРС в период педпрактики рассматривается в работе Л.А. Манчевой [1]

Л.А. Манчева считает, что подход к построению обучения в период педагогической практики связан с разработкой для студентов системы методических заданий, в процессе решения которых достигаются цели, связанные с формированием некоторых профессиональных умений будущего учителя физики.

В основе построения системы заданий лежат принципы:

• обеспечения планомерности формирования у студентов умений проектировать учебно-воспитательный процесс; соответствия содержания и структуры заданий основным структурным компонентам педагогической системы;

• обеспечения формирования профессиональных умений у студентов на теоретическом уровне (синтез знаний по физике, философии, педагогике, психологии, методике преподавания физики) и в соответствии с теоретической концепцией структуры учебнопрофессиональной деятельности в период педагогической практики.

Эти принципы (второй и третий) в известной мере определяют видовое разнообразие самостоятельной работы у данного автора

Принимается за основу деятельностный подход к обучению студентов.

Система заданий включает 6 основных групп:

I. Формирование у студентов умения выстраивать иерархию целей обучения физике в средней школе.

II. Формирование у студентов умения по проектированию и композиционному построению учебного материала по физике.

III. Формирование у студентов умения построить систему задач для конкретного физического содержания.

IV. Формирование у студентов умения проектировать использование демонстрационного эксперимента при обучении учащихся в соответствии с поставленными целями.

V. Формирование у студентов умения проектировать методы обучения физике для достижения поставленных целей.

VI. Формирование у студентов умения проектировать учебный процесс по физике в пределах конкретной темы.

И.П. Коновалова рассматривает учебное задание как совокупность логически связанных действий, реализация которых обеспечивает педагогический микропроцесс: от выделения цели до получения и оценки результата. И.П. Коновалова выбирает классификацию заданий с позиции деятельности. Автор подчеркивает, что система заданий должна быть направлена на осознание и освоение студентом той совокупности логически связанных действий, которые составляют реальную педагогическую деятельность в ее целостности. Компоненты системы заданий - это составляющие цикла познания педагогических явлений. Кроме того, в системе заданий системообразуются: проблемы, виды деятельности и последовательность действий, которые студент выполняет. Задания в системе СРС И.П. Коноваловой представлены по 6 разделам:

• «Наблюдение педагогических явлений»,

• «Постановка проблемы»,

• «Выдвижение гипотезы»,

• «Выбор психолого-педагогической модели»,

• «Использование педагогических концепций и идей»,

• «Получение теоретических выводов».

До 2008 года методические материалы для самостоятельной работы не включали задания с применением средств ИКТ в обучении. И лишь с 2008 года такими авторами как М.Д. Даммер, В.К. Крахоткина, О.В. Боброва, Е.В. Оспенникова, А.А. Оспенников, Е.С. Ремизова, А.И. Назаров, А.Ф. Кавтрев, Т.А. Андреева были предложены методические задания, включающие использование цифровых образовательных ресурсов в учебной практике. Ниже приведены примеры таких заданий (см. примеры заданий нового типа)

Примеры заданий нового типа (задания с применением ИКТ) [2]

1. Автор: М.Д. Даммер (2008).

• Описать способ создания проблемной ситуации и методику ее разрешения с помощью компьютерного эксперимента. Используется: «Библиотека наглядных пособий» (ООО «Кирилл и Мефодий»). Видеозадача «Прозрачно ли стекло» из раздела «Общие представления о свете».

• Разработать систему натурного и компьютерного эксперимента по теме «Тепловые двигатели».

• Выделите существенные признаки понятий «работа» и «мощность», «энергия» в курсе физики основной школы (составьте граф-схему) и опишите систему самостоятельной работы учащихся с применением ЦОР.

• Опишите содержание и методику проведения урока, целью которого является систематизация знаний по теме «Тепловые явления» курса физики основной школы. Разработайте конспект урока с применением ЦОР.

• Опишите содержание и методику проведения экспериментальных работ по теме «Гидроаэростатика» с применением ЦОР.

• Предложите содержание фрагмента урока с натурным и компьютерным демонстрационным экспериментом по изучению второго закона Ньютона.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Выделите существенные признаки понятия «Механические колебания» (составьте граф-схему). Предложите систему упражнений с применением ЦОР.

• Опишите методику заключительной систематизации знаний о массе в 11-м классе с использованием ИКТ.

• Предложите содержание фрагмента урока с демонстрационным экспериментом по изучению второго закона Ньютона с использованием ЦОР.

2. Авторы: В.К. Крахоткина, О.В. Боброва (2008)

• Разработка содержания лабораторных работ для учащихся 7-9-х классов с использованием цифровой лаборатории «Архимед».

• Разработка системы демонстрационного эксперимента с использованием цифровой лаборатории «Архимед» по темам: «Электрические явления», «Электромагнитное поле».

• Создание методической «копилки» учителя физики по использованию ЦОР по темам: «Строение атома и атомного ядра», «Основы механики», «Электромагнитное поле», «Электрические явления», «Изменение агрегатных состояний вещества».

3. Авторы: Е.В. Оспенникова, А.А. Оспенников (2008)

• Подготовка коллекции виртуальных учебных объектов к демонстрационному физическому эксперименту.

• Разработка на основе материалов коллекции диагностирующих тестовых заданий для фронтальной работы с учащимися по содержанию демонстрационного физического эксперимента.

• Разработка цифровых дидактических материалов по содержанию эксперимента.

• Видеодемонстрация натурного опыта.

• Разработка фрагмента УМК учебного занятия, включающего проведение демонстрационного физического эксперимента в условиях использования средств ИКТ.

• Подготовка и демонстрация фрагмента занятия, включающего демонстрационный физический эксперимент с применением ЦОР и современных инструментов познания (ролевая игра).

4. Авторы: Е.В. Оспенникова, Н.А. Оспенников (2008)

• Разработка системы заданий для самостоятельной работы, ориентированной на использование учащимися средней школы материалов ЦОР и новых инструментов учебной деятельности при подготовке и выполнению лабораторного эксперимента.

• Создание комплекта цифровых дидактических материалов для лабораторного занятия по физике в средней общеобразовательной школе.

• Разработка УМК лабораторного занятия, включающего использование учащимися ресурсов и инструментов виртуальной среды обучения.

5. Авторы: Е.В. Оспенникова, Е.С. Ремизова (2008)

• Разработка элементов комплекта цифровых дидактических материалов для самостоятельной работы учащихся с учебными ресурсами по истории ФФЭ.

• Разработка УМК занятия, включающего организацию учебной работы школьников с цифровым контентом по истории ФФЭ.

6. Авторы: А.И. Назаров, А.Ф. Кавтрев, Т.А. Андреева (2008)

• Актуализация знаний и умений по темам «Электростатика» и «Электромагнитная индукция» курса «Общая и экспериментальная физика» с помощью ЦОР. Отбор материала для планирования урока по решению задач.

На основании анализа выполненных исследований можно сделать вывод о том, что предпринимаются попытки построить некоторую систему заданий для самостоятельной работы студентов, ориентированных на их профессионально-методическую подготовку.

В рамках настоящего исследования был выполнен анализ методических материалов, касающиеся организации самостоятельной работы студентов по дисциплине «Методика обучения физике» в период 1974 - 2009 годы.

Итак, существует две модели построения системы самостоятельной работы студентов:

1. Классическая модель (А.В. Усова, Л.И. Рубинова, Е.В. Оспенникова и др.). В этой модели система заданий формируется, исходя из содержания программы курса и квалификационной/компетентностной характеристики выпускника. Большинство авто-

ров разрабатывают СРС в рамках данной модели. Разница в предложенных системах в содержании и видовом разнообразии заданий.

2. Нетрадиционная модель (Л.А. Прояненкова): система самостоятельной работы строится из типовых профессиональных задач учителя физики и подзаданий, раскрывающих их содержание. Содержание дисциплины осваивается в процессе решения типовых задач на основе СР.

Независимо от модели построения системы СРС проблема видового разнообразия учебных заданий может иметь относительно самостоятельное решение.

Существует проблема поиска подходов к определению системы СРС. На наш взгляд, можно выделить три таких подхода:

• эмпирический подход: изучение методических материалов, касающихся содержания и организации самостоятельной работы студентов, анализ заданий для СРС, выделение их типов и видов, построение диаграмм количественного соотношения заданий разных типов и видов;

• теоретический подход: построение системы заданий на основе обобщенной модели учебного процесса.

• нормативный подход: построение система заданий исходя из концепции и содержания стандартов образования (ГОС, ФГОС). Для разных поколений стандартов характерна ориентация на вполне определенные результаты профессиональной подготовки специалистов (ГОС - квалификационная модель специалиста, наличие профессиональных знаний и умений; ФГОС - компетентностная модель специалиста, наличие общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций). Данный подход не лежит в общем ряду, поскольку стандарты образования, как правило, вбирают в себя результаты ранее выполненных исследований как наиболее прогрессивные и отвечающие актуальным задачам социального развития общества.

На наш взгляд в исследовании проблемы видового разнообразия СРС для получения наиболее объективного ее решения целесообразно реализовать все подходы.

В настоящей статье рассматривается содержание и результаты эмпирического подхода к определению видов СРС. Анализ методических пособий (около 20 источников), посвященных проблеме организации СРС, показал, что студентам, как правило, предлагаются задания пяти типов:

1. Изучение и конспектирование материалов из различных источников информации.

Пример:

• законспектировать определения основополагающих единиц каждого раздела курса физики по журналу «Физика в школе» (автор: Л. Анциферов) [2];

• выписать из программы перечень умений политехнического характера, которыми должны овладеть учащиеся 6-7 классов в процессе изучения курса физики (автор: А.В. Усова, Л.И. Рубинова, 1982) [6].

2. Подготовка кратких аналитических обзоров.

Пример:

• выполнить анализ определений задачи в частных дидактиках (методика преподавания математики, методика преподавания физики) (авторы: А.В. Усова, Н.Н. Тулькибаева) [4];

• подготовить критический анализ задач на закон сохранения импульса, имеющихся в учебнике и в сборнике задач под ред. П.А. Рымкевича (авторы: А.В. Усова, З.А. Вологодская) [7].

3. Задание на конкретизацию методического знания.

Пример:

• написать конспект фрагмента урока, иллюстрирующий один из способов создания проблемной ситуации на уроке (автор: В.Л. Кокшаров) [3];

• составить СНВ к предложенной задаче на тему «Электрические явления» (автор: В.Л. Кокшаров) [3].

4. Проектирование учебного процесса в рамках конкретной темы.

Пример:

• проанализировать раздел учебника А. В. Перышкина «Физика 7» «Давление твердых тел, жидкостей и газов» и предложить новый план изучения данной темы (автор: В.Л. Кокшаров) [3];

• описать методику организации и разработать учебно-методический комплекс (УМК) 2 уроков решения задач на тему «Давление твердых тел, жидкостей и газов» (автор: В.Л. Кокшаров) [3];

• разработка УМК занятия, включающего организацию учебной работы школьников с цифровым контентом по истории ФФЭ (авторы: Е.В. Оспенникова, Е.С. Ремизова) [8].

5. Проектирование средств обучения.

Пример:

• разработка содержания заданий для контрольной работы по теме: «Строение атома и атомного ядра» (авторы: В.К. Крахоткина, О.В. Боброва) [8];

• составить тест, цель которого - выяснить степень усвоения учащимися темы «Электрические явления» (автор: В.Л. Кокшаров) [3];

• разработка содержания лабораторных работ для учащихся 7-9 классов с использованием цифровой лаборатории «Архимед» (авторы: В.К. Крахоткина, О.В. Боброва) [8].

Эта типология заданий характерна для изучения студентами как общих вопросов ТиМОФ, так и частных.

Отметим, что в последние десятилетия для заданий 4-го и 5-го типов характерно появление новых разновидностей, а именно заданий, связанных с проектированием цифровых средств обучения и учебного процесса с применением этих средств (примеры заданий см. выше).

Вполне очевидно, что основные виды деятельности, касающиеся профессиональной подготовки будущих специалистов, должны составлять основу для разработки системы заданий для СРС. Анализ теории и практики организации СРС по ТиМОФ показал, что видовое разнообразие заданий для СРС пока еще не является полным.

На сегодня является актуальной проблема построения построить системы заданий для самостоятельной работы студентов по курсу ТиМОФ, а также на период их педагогической практики. Необходимо создать такую систему заданий, которая охватывала бы

ключевые направления и этапы профессионального роста будущего специалиста и обеспечивала формирование соответствующих профессиональных компетенций. Требуется найти основание для классификации, систематизировать уже существующие задания, предварительно определив возможные основания классификации.

Список литературы

1. Манчева Л.А. Совершенствование профессиональной подготовки студентов - будущих учителей физики в условиях университетского образования в НРБ. - М., 1983.

2. План изучения методики физики / сост. Л. Анциферов. - Курск, 1977.

3. План семинарских занятий по курсу «Разработка моделей учебных занятий» / сост. В.Л. Кокшаров. - Пермь, 1998.

4. Планы спецкурсов и спецсеминаров по методике преподавания физики / сост. А.В. Усова, З.А. Вологодская, Н.Н. Тулькибаева. - Челябинск, 1978.

5. Прояненкова Л.А. Методическая подготовка будущих учителей к решению типовых задач организации учебно-воспитательного процесса по физике: проблема, концепция, модель. - М., 2009. - 160 с.

6. Система самостоятельных работ в связи с лекционным курсом по методике преподавания физики: метод. рекомендации для студентов пединститутов / под ред. А.В. Усовой. - Челябинск, 1982.

7. Усова А.В., Вологодская З.А. Планы лекций и практических занятий по методике физики. Задания для самостоятельных работ. - Челябинск, 1977.

8. Цифровые образовательные ресурсы в школе: методика использования. Естествознание: сб. учеб.-метод. материалов для педагогических вузов / сост. Н.П. Безрукова, А.С. Звягина, Е.В. Оспенникова; под общ. ред. Е.В. Оспенниковой. - М.: Университетская книга, 2008. - 480 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.