Научная статья на тему 'Содержание региональной социально-экономической политики в сфере занятости населения: теоретический подход'

Содержание региональной социально-экономической политики в сфере занятости населения: теоретический подход Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
759
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАНЯТОСТЬ / ТРУДОВОЙ ПОТЕНЦИАЛ / АКТИВНАЯ / ПАССИВНАЯ ПОЛИТИКА ЗАНЯТОСТИ / EMPLOYMENT / EMPLOYMENT POTENTIAL / ACTIVE AND PASSIVE EMPLOYMENT POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Залозная Галина Михайловна, Исхакова Наиля Бисингалеевна

Переход России к рыночной экономике потребовал глубоких экономических реформ в сфере занятости. В основе трансформации общественного устройства России обозначился выбор новой социальной модели государства и формирование качественно новых социальных институтов. Социальная политика отходит от принципов патерналистского государства, в том числе в сфере занятости населения, что требует нового подхода к определению содержания региональной социально-экономической политики в сфере занятости. Для содержания современной социально-экономической политики на региональном уровне необходимы надстройки в сфере регионального управления посредством совершенствования экономической и институциональной среды в сфере занятости, которые должны опираться на общие и специальные меры, соответствующие национальным условиям, и учитывающие стратегические и тактические задачи, реализуемые в сфере занятости населения. Сформулировано современное содержание региональной социально-экономической политики в сфере занятости, включающее совершенствование региональной институциональной среды, позволяющей гражданам приобретать навыки производительной работы с учетом требований и перспектив развития экономики региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONTENT OF REGIONAL SOCIO-ECONOMIC POLICY IN THE SPHERE OF EMPLOYMENT: A THEORETICAL APPROACH

Russia's transition to a market economy has required a deep economic reforms in employment. Drawing on international experience, in the Russian society have been developed and enshrined in legislation, particularly the Constitution of the Russian Federation and the Federal law «About population employment in the Russian Federation», the main directions in the sphere of employment. Thus, we should not forget that the transformation of the social structure of Russia in 90th years of the twentieth century put on the agenda the task of choosing a new social model of the state and the formation of new social institutions. Improvement of socio-economic policy in employ¬ment is any qualitative changes, i.e. changes in the composition of the elements present links within them and as a result of changes in the entire socio-economic system. It should be emphasized that a special role in the implementation of socio-economic policy areas of employment given to the provision of unemployment benefits. Benefits associated with protection. They are paid in the form of partial or temporary loss of income, but, at the same time, the implementation of the policy should be implemented in such a way as not to reduce the incentives for the generation of income or to find jobs. Think it is worthwhile to note that the effectiveness of the implementation of regional socio-economic policy in the sphere of employment of population in modern conditions in the Russian Federation, in addition to institutional conditions, requires the improvement of the functioning of organizational-economic mechanism, by the designation of new forms of relationships between the state, employers and employees.

Текст научной работы на тему «Содержание региональной социально-экономической политики в сфере занятости населения: теоретический подход»

УДК 331.5.024.5

Залозная Г.М., Исхакова Н.Б.

Оренбургский государственный аграрный университет

СОДЕРЖАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД

Переход России к рыночной экономике потребовал глубоких экономических реформ в сфере занятости. В основе трансформации общественного устройства России обозначился выбор новой социальной модели государства и формирование качественно новых социальных институтов. Социальная политика отходит от принципов патерналистского государства, в том числе в сфере занятости населения, что требует нового подхода к определению содержания региональной социально-экономической политики в сфере занятости.

Для содержания современной социально-экономической политики на региональном уровне необходимы надстройки в сфере регионального управления посредством совершенствования экономической и институциональной среды в сфере занятости, которые должны опираться на общие и специальные меры, соответствующие национальным условиям, и учитывающие стратегические и тактические задачи, реализуемые в сфере занятости населения.

Сформулировано современное содержание региональной социально-экономической политики в сфере занятости, включающее совершенствование региональной институциональной среды, позволяющей гражданам приобретать навыки производительной работы с учетом требований и перспектив развития экономики региона.

Ключевые слова: занятость, трудовой потенциал, активная, пассивная политика занятости

Переход России к рыночной экономике потребовал глубоких экономических реформ в сфере занятости. Опираясь на мировой опыт, в Российском обществе были выработаны и закреплены в законодательных актах, прежде всего в Конституции РФ и в Федеральном законе «О занятости населения в Российской Федерации», основные направления в сфере занятости. При этом не следует забывать, что трансформация общественного устройства России в 90-е годы ХХ в. поставила на повестку дня задачу выбора новой социальной модели государства и формирования качественно новых социальных институтов.

Совершенствование социально-экономической политики в сфере занятости - это любые качественные изменения, то есть изменения состава элементов, имеющихся связей внутри них, и как результат изменения всей социально-экономической системы. Следует подчеркнуть, что особая роль в реализации социально-экономической политике сферы занятости населения отводится вопросам предоставления пособий по безработице. Пособия связаны с видом защиты. Они выплачиваются в виду частичного или временного утраченного дохода, но, одновременно с этим, реализация политики должна осуществляться таким образом, чтобы не снизить стимулы к получению дохода или к поиску места работы.

Считаем целесообразным отметить, что эффективность реализации региональной социально-экономической политики в сфере занятости населения, в современных условиях в Российской Федерации, кроме институциональных предпосылок, требует совершенствования функционирующего организационно-экономического механизма, посредством обозначения новых форм взаимоотношений между государством, работодателями и работниками.

В современных условиях приоритетным направлением развития Российской Федерации обозначен переход к инновационной, социально-ориентированной экономике. Выбранное направление определяет важность развития трудового потенциала России, как одного из необходимых, что обозначено в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.

Реализация концепции предопределяет необходимость рассматривать трудовой потенциал в системе взаимосвязанных и взаимообусловленных социально-экономических явлений. Формирование трудового потенциала напрямую связано с реализацией политики занятости.

Социально-экономическая политика имеет два основных направления реализации, а именно функционирование и развитие.

Залозная г.М., Исхакова Н.Б.

Содержание региональной социально-экономической политики

Функционирование - это поддержание, сохранение функций, которые определяют целостность политики, качественную определенность и ее особенные характеристики.

Развитие - это выделение новых качеств, которые являются необходимыми для перемен прогрессивного характера, возможности реализации в новых условиях. Новые условия в сфере занятости могут характеризоваться изменениями в предметах труда и в самом человеке. Изменения являются ключевыми моментами социально-экономической политики. Под изменениями понимают процесс преобразования структуры, функционирования и поведения социально-экономической системы. Структурные изменения, осуществляемые в ходе реализации социально-экономической политики, являются базисными для системы и ведут к изменениям в составе и структуре внутренних и внешних связей элементов системы, и в целом приводят к изменениям в функционировании и поведении системы.

Таким образом, совершенствование социально-экономической политики - это любые качественные изменения, то есть изменения состава элементов, имеющихся связей внутри них, и как результат изменения всей социально-экономической системы. К современным социально-экономическим системам относят и регион, на который оказывают воздействие различные изменения, они происходят во внутренней и во внешней среде, таким образом, непосредственно и косвенно влияют на функционирование и развитие.

С экономической точки зрения, о роли занятости в социально-экономическом развитии региона, можно судить на примере того, как осуществляется распределение и перераспределение рабочей силы в различных отраслях промышленности. Осуществляя мероприятия в сфере занятости населения в целях социально-экономического развития региона государство может решать стратегические и тактические задачи.

К стратегическим задачам региональной политики можно отнести: обеспечение высокого уровня жизни, достижение необходимых показателей повышения роста ВРП; возможность формирования условий, способствующих разностороннему развитию человека.

Тактические задачи региональной политики социально-экономического развития в сфере занятости включают в себя баланс спроса и предложения рабочей силы.

Совершенствование региональной социально-экономической политики в сфере занятости населения осуществляется за счет формируемых программных региональных продуктов, стимулирующих занятость населения, развития форм соглашений, заключаемых субъектами социально-трудовых отношений в рамах предприятий, важная роль принадлежит проводимой финансово-бюджетной политики, инвестиционным мероприятиям. Организация и исполнение программ занятости лежит на органах государственной власти по вопросам занятости и включает работу, как с наемными работниками, так и с работодателями. Урегулирование интересов между наемными работниками и работодателями осуществляется при участии государства на основе социального партнерства.

Социальное партнерство в сфере занятости населения - это комплекс взаимодействий между работающими (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), различными ветвями органов власти, направленный на формирование согласованности интересов сторон участников в вопросах регулирования трудовых отношений. В качестве сторон социального партнерства могут выступать работники, работодатели, которые, установленным порядком, были обозначены уполномоченными представителями.

К основными принципами социального партнерства следует отнести:

- равенство сторон;

- всесторонний учет мнений;

- демократическую основу укрепления и развития социального партнерства;

- выполнение условий трудового законодательства всеми участниками;

- свободный выбор направлений, обсуждаемых вопросов сферы занятости;

- добровольное принятие обязательств среди всех участников;

- реалистичность принимаемых и взятых обязательств, способствующих занятости населения;

- гарантированность реализации коллективных договоров и соглашений;

Экономические науки

- контрольные мероприятия, способствующие эффективному выполнению коллективных договоров и соглашений.

Социальное партнерство осуществляется на всех уровнях управления:

- федеральный уровень, где формируются база, способствующая регулированию отношений в сфере занятости населения в целом по Российской Федерации;

- региональный уровень, формирует основу позволяющую регулировать отношения в сфере занятости в том или ином субъекте Российской Федерации;

- отраслевой уровень, формирует основы регулирования отношений в сфере занятости с учетом отраслевой специфики;

- муниципальный уровень, обосновывает регулирование отношений в сфере занятости на уровне муниципальных образований;

Рекомендации Международной Организации труда о занятости включают такие разделы, как:

- политика в области занятости;

- политика занятости и реабилитация инвалидов;

- необходимые условия, способствующие стимулированию создания рабочих мест на предприятиях с различными формами собственности;

- страхование от безработицы;

- обеспечение занятости в условиях глобализации.

Акты региональных межправительственных организаций о занятости классифицируются на такие разделы, как:

-социальная политика;

- стимулирование занятости;

-защита трудовых прав работников.

В условиях кризиса региональная социально-экономическая политика в сфере занятости включает следующие мероприятия:

1) первоочередность внимания вопросам защиты и расширение занятости путем создания жизнеспособных предприятий;

2) увеличение спектра мероприятий, способствующих поддержанию необходимого жизненного до кризисного уровня;

3) создание и развитие эффективных государственных служб занятости и иных институтов рынка труда;

4) поддержание социального диалога, в основе которого фундаментальным остается принцип трипартизма.

Все выше обозначенное, позволяет выделить основные формы реализации социально-экономической политики в сфере занятости: активную и пассивную.

Активная политика занятости - это единство в организации мер правового и экономического характера, которые способствуют сокращению безработицы до ее естественного уровня и ориентируют на формирование полной, продуктивной и свободно избранной занятости. При этом у предприятий всех форм собственности сохраняется право свободно нанимать работников в целях реализации эффективности производства.

Принципы активной политики занятости гарантируют:

- защиту рынка труда;

- сохранение рабочего места;

- доходы;

- воспроизводство рабочей силы;

- права представителей трудящихся.

Активная политика занятости может включать следующие меры:

- повышение конкурентоспособности работников;

- инициирование спроса на рабочую силу со стороны государственного сектора экономики;

- поощрение развития малого предпринимательства и самозанятости.

К средствам активной политики занятости относят:

- информацию о рынке труда (предоставляемую потенциальным работникам, работодателям, другим заинтересованным субъектам);

- содействие в трудоустройстве;

- профессиональное обучение безработных;

- профессиональное консультирование;

- общественные работы;

- организацию занятости подростков;

- временную, субсидируемую занятость;

- квотирование;

- поддержку самозанятости безработных граждан;

- территориальное перераспределение рабочей силы (переезд в места трудоустройства).

Содержание региональной социально-экономической политики

Залозная г.М., Исхакова Н.б.

Пассивная политика занятости - это комплекс мер, направленных на снижение негативных последствий безработицы.

К таким мерам относят:

- поддержку доходов, посредством выплачиваемых пособий по безработице, доплат на иждивенцев, обеспечение товарами первой необходимости, лечение, отдых и т. д.);

- выплаты компенсационного характера, для целей сдерживания массовых увольнений;

- временную, частичную компенсацию доходов работников, находящихся в вынужденных

отпусках, работающих не полный рабочий день, по не зависящим от них причинам;

- уменьшение возраста выхода на пенсию;

- перераспределение имеющихся рабочих мест между большим количеством работников с сокращением рабочего времени.

Представленная детализация методов активной и пассивной политики занятости, как основополагающих структурных элементов, может являться фундаментом формирования механизма социально-экономической политики в сфере занятости на уровне региона.

3.08.2015

Список литературы:

1. Аралбаева, Ф.З. Теоретические аспекты экономического развития региона: исследование предметно-содержательной области / Аралбаева Ф.З., Ахмадулина А.Т. // Вестник Оренбургского государственного университета. 2012.- №13. - с. 4-8.

2. Боброва, В.В. Промышленно-производственный и инновационный потенциалы Оренбургской области: понятие, структура, состояние и перспективы развития / Боброва В.В., Мартынюк Е.А. // Региональная экономика: теория и практика.- 2014. -№25.- с. 2-9.

3. Гербеева, Л.Ю. Регулирование территориального развития / Гербеева Л.Ю., Буреш О.В., Исхакова А.Ф. // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2014. - №14. - с.96-99.

3. Владимирова, Е.О Конкурентноспособность трудового потенциала региона / Владимирова Е.О. // Региональная экономика: теория и практика.- 2009.- №13.- с. 64-67.

4. Кутубарова, Г.Д. Возможные пути консолидации финансовых институтов Оренбургской области / Кутубарова Г.Д. // Региональная экономика: теория и практика - 2014.- №13.- с. 60-65.

5. Кейнс Д. Общая теория занятости процента и денег. М. Москва - 1992 г.

6. Никулина Ю.Н., Требования работодателей Оренбургской области к молодым специалистам / Никулина Ю.Н. // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2014. - №14. с. 121-125.

7. Третьякова, Л.А. Сущность категории «трудовой потенциал»: социально-экономический аспект / Третьякова Л.А., Бессонова М.А., Трофименко Е.Н. // Региональная экономка: теория и практика.- 2014 - №34. с. 12-14.

8. Пальниченко с.А. Современные инструменты управления экономикой региона: финансовый аспект / Пальниченко с.А., Кузьмин А.Г. // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2014. - №14. с. 126-128.

9. Роик, В.Д. Социальная модель государства: опыт стран Европы и выбор современной России / Роик В.Д. // Государственная власть и местное самоуправление. - 2006.- N 10.- с. 22-23.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10.Залозная, Г.М. Совершенствование механизма финансирования детского дополнительного внешкольного образования в условиях реформирования бюджетных учреждений / Залозная Г.М., Пальниченко с.А. // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. - 2012.- №3.- с. 182-184.

11. Лютов Н.Л. Политика в области занятости во время экономического кризиса: международный опыт и ситуация в России / Лютов Н.Л // Трудовое право.- 2010.- №12.- с. 3-6.

12. Лапаев С.П. Инновационные приоритеты развития экономики Оренбургской области / Лапаев С.П. // Экономика и управление.-2012.-№2 с.85-89.

13.Соболева И. Реализация трудового потенциала / Соболева И.// Человек и труд.- 2006. - №9.- с. 17-21.

14. Лексин, В.Н. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития [Текст] / В.Н. Лексин, А.Н. Швецов. - М.: ЛКИ, 2007. - 368 с.

15. Янгиров, А.В. Макроэкономические проблемы формирования воспроизводственного потенциала в субъектах Приволжского Федерального округа / Янгиров А.В., Юсупов К.Н., Зарипова Л.И. // Региональная экономика: теория и практика. - 2013.-№18.- с.2-9.

Сведения об авторах:

Залозная Галина Михайловна, декан факультета экономики Оренбургского государственного аграрного университета, доктор экономических наук, профессор

Исхакова Наиля Бисингалеевна, доцент Оренбургского государственного аграрного университета

460000, г. Оренбург, ул. Ленинская, 63, тел. (3532)764000, е-таП: econom@orensau.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.