Научная статья на тему 'Содержание регионального компонента филологического образования в педагогическом университете (на примере изучения литературного творчества Д. И. Стахеева)'

Содержание регионального компонента филологического образования в педагогическом университете (на примере изучения литературного творчества Д. И. Стахеева) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
87
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Хабибуллина Г. Н.

The article deals with material concerning regional component of philological education in teachers training college. Morals' and church's crisis is revealed through literary creativity of Russian writers. The problem of church's moral role in Russian life at the end of XIX century which is shown in the D. I. Staheev's novel "Renewed temple" is stressed out. The author's life and creative activity is closely connected with Elabuga which is situated in Tatar Republic.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Essence of philological education's regional component in the higher educational establishment (studying D. I. Staheev's literary creativity)

The article deals with material concerning regional component of philological education in teachers training college. Morals' and church's crisis is revealed through literary creativity of Russian writers. The problem of church's moral role in Russian life at the end of XIX century which is shown in the D. I. Staheev's novel "Renewed temple" is stressed out. The author's life and creative activity is closely connected with Elabuga which is situated in Tatar Republic.

Текст научной работы на тему «Содержание регионального компонента филологического образования в педагогическом университете (на примере изучения литературного творчества Д. И. Стахеева)»

связанных этапов - вербализацию, формализацию и логическое объяснение интуитивного содержания процесса решения задачи.

Для реализации данного требования целесообразно использовать следующий алгоритм, стимулирующий мыслительный процесс на всех его этапах:

- реализация возможности всестороннего изучения деталей конструктора (способствует вербализации - осознанию устройства механизма);

- поиск названия деталей и их расположения в каталоге (обеспечивает формализацию знаний);

- заполнение графы «назначение деталей» (стимулирует мышление, связанное с логическим объяснением взаимодействия технических устройств).

5. Отказ от использования подсказок, локализующих область поиска решения задачи и наводящих учащихся на интуитивное решение с помощью дидактических материалов, находящихся у преподавателя:

- текстовых дополнений, описывающих

устройство в той его части, где учащемуся предстоит сделать «открытие»;

- рисунок (эскиз, чертеж), локализующий область поиска;

- технологическая карта;

- аппликации из фотографий деталей и т. п.

Использование в практике педагогической деятельности обозначенных требований позволит повысить эффективность организации образовательного пространства технолого-экономического факультета на основе использования реальных технических устройств.

Литература:

1. Ахметов Л.Г., Шабашвили Е.М. Методика творческого изучения техники на конструкторах из реальных технических устройств.

2. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. - М.: Педагогика, 1976.

3. Ромайкин В.Ю. Соотношение понятий «воспитывающая среда» и «воспитательное пространство» Н Ярославский педагогический вестник. - 2003. - №3 (36).

СОДЕРЖАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

(НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ТВОРЧЕСТВА Д. И. СТАХЕЕВА)

Г.Н.Хабибулина, ст. пр. кафедры русской и зарубежной литературы ЕГПУ

Изучение регионального компонента с будущими преподавателями русского языка и литературы является неотъемлемой составной частью общекультурного и профессионального развития студентов.

Н.В.Гоголь, призывая соотечественников к серьёзному изучению страны, к постижению души народа со всеми её тёмными и светлыми проявлениями, пришёл к невесёлому выводу: «Велико незнанье России посреди России» [1].

Актуализация внимания на творчестве Д.И.Стахеева связана с тем, что до настоящего времени его творчество не подвергалось достаточно целостному и глубокому анализу, это позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал студентов. Кроме того, для студентов Елабужского государственного педагогического университета литературная деятельность

Д.И.Стахеева интересна и по той причине, что он родился и вырос в семье известного

елабужского купца-мецената Стахеева. Во многих его произведениях праобразом провинциального города выступает Елабуга, а герои ассоциируются с елабужанами тех времен.

Произведения Д.И.Стахеева отражали особенности той эпохи, они логично вплетены в канву литературной деятельности его известных предшественников и современников. Последняя треть XIX века— сложнейший период русской истории, когда страна после реформы 1861 года сделала рывок, проведя, наряду с другими реформу просвещения и нравственного воспитания, но с гибелью Александра II всё вернулось назад. Ещё недавно владевшее умами народничество, теперь, перед лицом катастрофического «расстройства народных порядков» [2, 48] переживало кризис и шло к распаду, его деятели видели выход в том, чтобы отказаться от больших задач и исполнять свой долг, служа ближайшим потребностям народных масс, творя «малые дела». В этом витке российской истории особое место необходимо отвести либеральной философии, искавшей пути будущего, сходясь в одном: настоящий путь к познанию будущего может идти только через проникновение в тайники характера народа российского.

В духе философских устремлений эпохи развивается и русская литература последней трети XIX века.

Не нашёл в России «положительно прекрасного человека» Достоевский и со всей силой своего гения развенчал «свирепый» нигилизм в «Бесах» [3, 235].

В конце XIX века Толстой увидел невозможность появления людей, подобных богатырям 1812 года, и, подводя итог всей русской жизни века, поставил вопрос о «воскресении» нации. Русская литература, как и философия, мучилась в поисках ответа на вопрос, куда идти России и устремляла так же свой взгляд к церкви. Борясь за неё уже в своей «Исповеди», Л.Н.Толстой замечает, как падает авторитет церкви, утверждает, что современный храм исказил учение Христа, изменил заповедям нравствен-

ного христианского учения.

Открыто в спор о роли церкви в русской жизни включается Ф.М.Достоевский («Братья Карамазовы»).

Если Толстой и Достоевский дискутировали о роли церкви в человеческой жизни, то Лесков в своих «Соборянах» идёт иным путем, раскрывая духовное богатырство людей из той среды, которая была для литературы предметом традиционных обличений.

Взгляд Н.С.Лескова на русскую церковь, её служителей во многом близок Д.И.Стахееву, который чутко улавливает «незнание России» и стремится раскрыть читателю новые страницы жизни русской глубинки.

В 1891 году Стахеев издаёт свой роман «Обновлённый храм» — произведение, обобщающее многолетние наблюдения над жизнью русской провинции с её неторопливым ритмом, независимостью от большой политики, нехитрыми житейскими радостями и в то же время глубинными конфликтами, скрытыми за внешним покоем. Перед читателем провинциальная Елабуга конца XIX века, город, находящийся в «глухой, дальней стороне».

Центром жизни города представлен православный храм. Это не случайно. По переписи 1897 г. в Елабуге насчитывалось 12 церквей, монастырь, две часовни, мечеть, а жителей в 1892 году было чуть более 21 тысячи. Естественно, что интерес к духовной жизни был в городе необычайно высок.

С другой стороны, появление храма как центрального художественного образа в романе, вокруг которого и разворачивается конфликт, незримым образом, по всей видимости, связано с тем кризисом, который развернулся в русской церкви в конце XIX века: кризис официального богословия и народной веры стал очевидным.

Об этом кризисе свидетельствуют и В. Розанов, написавший в начале XX века: «Европа стала задыхаться... Не стало в Европе молитвы. ... Это — finis Европы. И в то же время это кризис христианства» [4, 380].

В своем романе «Обновлённый храм» Д.И.Стахеев возвел эту проблему больше всего в нравственную психологическую плоскость, но она, в той или иной мере, включает все аспекты этого вопроса, отражённые в творчестве писателей— современников. Стахеев много внимания в романе уделяет созданию образов служителей церкви. Их четверо — Никанор, Павел, Леонид, а также архиепископ Никтополион. Даже здесь, в провинциальном городишке России, понимают, что произошли большие перемены. Вспоминает прежние времена меценат: «Ох, грешник я, большой грешник... Теперь вот с детьми не так живут, не так. Жёны модничают, всё у них по-барски, кареты, коляски, корзинки разные, башмаки по двадцати пяти рублей, а ума нет... » [5, 203]. После службы в храме дьяк записывает прихожан, объясняя: «Ныне, знаете, времена, народ ослабел даже до невероятности; некоторые приходят лишь бы отбыть как-нибудь, в особенности которые из университетских: самая, я вам скажу, легкомысленная публика» [5, 188]. Об изменениях в церкви говорит отец Павел: «Вообще, нужно сказать, большое везде охлаждение замечается...» [5, 192].

Д.И.Стахеева привлекает духовная сторона храма. Романист очень бережно относится к духовному началу в человеке. Изучая биографию писателя, мы узнаём, что его отец тщательно следил, чтобы дети аккуратно посещали церковь, «вера в Бога сформировала его нравственные установки» [6 22]. Это была среда, которую Дмитрий Иванович знал. Церковь появляется во многих произведениях Стахеева: её быт, нравы, поведение церковников были ему знакомы по личным впечатлениям, но писателю удалось избежать бесконечных повторов в описании ветхозаветных ритуалов, окостенелости службы. Он видит недостатки православия, хотя не опускается до того резкого отрицания церкви, которое было свойственно Л.Н.Толстому. Церковный клир в христианской церкви, т.е. совокупность всех священнослужителей и церковнослужителей, то же, что духовенство среднего города в

романе «Обновлённый храм», далеко не однозначен.

Такая церковь не может стать опорой, надеждой на будущее возрождение России. Где же сила, способная возродить человеческий храм? Этот вопрос Стахеев решает вместе с другими русскими писателями, но решает его по-своему. Автор изображает различные психологические типы церковников, но главное он стремится показывать неспособность младшего клира победить свою натуру и отдать себя служению людям. Их поведение можно выразить фразой: «Ничто человеческое мне не чуждо», хотя сан требует преодоления чуждого и создания крепкого «духовного храма»

Нельзя не отметить те детали церковной жизни, которые отчётливо свидетельствуют о наступлении ХХ века. Стандарты, обезличивавшие людей, привёли к тому, что уже в конце XIX века церковь в лице дьякона вела тетрадь, в которой записывались пожертвования. «Тогда ещё не было по этой части таких порядков, какие завелись теперь, и плата за исповедь и за запись собиралась священнослужителями невозбранно» [5,

187]. В церкви зазвучало слово «статистика».

Мир пошлости, интриганства, зависти, корысти отрицали лучшие персонажи Д.И.Стахеева. Они появились в его книгах с самого начала творческого пути— в рассказах. Купцы города N в «Обновлённом храме» не желают помочь бедным прихожанам, у них нет потребности к обновлению жизни. Стахеевские герои, названные «отцами города», недалеко ушли от средневековья. Эта пёстрая картина купеческого мира дополняет всю сложность и разнообразность человеческих отношений в романе. Типы купцов безлики — это масса, которая была индивидуализирована в ранних рассказах автора.

В позднем романе «Обновлённый храм» писатель создаёт образы двух лучших купцов России, разных поколений. Уже в 27 лет Д.И.Стахеев не соглашается с однобоким толкованием купеческой среды. Писатель сам обнаруживает причины такого состояния русского купечества в провинции:

узость умственного кругозора, отсутствие образования, считает, что такой тип купца «изживает себя».

В «Обновлённом храме» появляется образ купца-мецената. Автор называет его то купцом, который «позёвывал, делая при этом малое крестное знамение надо ртом», то стариком, сложившим «на столик руки с локтями», то «богатым стариком», то он «старик-купец». Интересен портрет купца: «Он был высокий, широкоплечий, когда-то, несомненно, крупный и могучий человек. ... Тут же на столике около чайного прибора лежал старинного фасона картуз котикова меха, сильно выцветшего и потёртого, а в картузе шёлковый фуляровый платок. И картуз, и его владелец, оба, по-видимому, были давнишними знакомыми» [5, 197]. Во внешности купца подчёркнуты все приметы русского богатыря. В то же время автор отмечает неразрывность его быта с бытом народа: герой не любит быть заметным, как будто в этом человеке всё обычно, но от него веет богатырским духом, меценат в курсе всех местных интересов, хорошо знает церковные дела, служителей церкви, оценивает всё со знанием, достоинством. Люди в трактире выглядят, «как слабые перед большими и сильными, купцы среднего состояния перед миллионерами» [5, 199].

Он хорошо знал старосту Зайчикова: следил за его делами, поступками, торговлей. Знал старик из писем отца Никанора и о нуждах храма. В рассказе о своих делах отец Никанор жаловался: «И денег много и уважения со всех сторон, а всё ни к чему. Пустяки всё. Вот новые ряды выстроил на монастырской земле на десять лет, по десять тысяч аренды в год дал, да настоятелю сунул десять единовременно. Ничего, берут и они. ... А всё суета, так канитель пустая... Душу, брат, спасать надо. В грехах-то как мухи путаемся» [5, 201]. Но старик не доверяет Никанору, потому что давно знает его, а письма воспринимает негативно. Купец верующий. Он ежедневно посещает церковь и у ранней обедни подаёт нищим на паперти. Меценат— человек крайне бережливый. За чай он отдаёт половому две серебряные

монетки, «положил их на скатерть за пару чаю», а когда Зайчиков предлагает взять извозчика говорит: «Ну, вот ещё, зачем деньги зря бросать и так дотянем...» [5, 202]. Купец понимает, что его жизненный путь близок к завершению и желает лишь одного— спасти свою душу, горюет, что дети погрязли в роскоши, мужчины в семье слабые, живут по-барски: «...слаб народ стал, одобрить не за что»— таков его вывод о собственной семье. Меценату дорог город с обветшалым храмом как воспоминание о далёкой юности, когда он закупал там хлеб по поручению своего отца. Он решает дать деньги на обновление храма не отцу Никанору, а старосте церкви Ивану Петровичу, ибо понимает, что «...ни сан, к примеру, ни богатство на том свете нипочём— грош цена» [5, 205]. Дарителю хочется, чтобы храм был восстановлен, а он сам остался неизвестным, хотя позже отец Никанор удивляется поведению дарителя, понимая, что он мог орден получить за свои заслуги. Бескорыстие старика удивляет и жителей города, ибо редко кто воспринимал деньги на храм как «дар Божий», не понимали, почему даритель отказался от возможной славы.

Итак, здесь выступает купец-меценат, каких немало было в России, в том числе в семье Стахеевых. В купечестве появились люди, заботящиеся о будущем России, о вере, бескорыстно служащие родине. Главный конфликт романа— события, развернувшиеся вокруг старого храма, нуждающегося в обновлении. Экспозиция затянута и конфликт зарождается лишь в XII главе, когда И.П.Зайчиков привозит деньги на восстановление храма и отдаёт их владыке Никто-полиону. Известие со скоростью звука распространилось по городу и вызвало много суждений, надежд, желаний получить подряд. К дому епископа потянулась толпа просителей. Как-то утром собралось у ворот десятка два. Все они противостоят благородству мецената, его сдержанности, скромности, непритязательности в быту. Подстать ему выступает Зайчиков.

Иван Петрович купец средней руки. Кроме купеческих дел герой много лет ос-

тавался церковным старостой и вёл церковные дела с тем же усердием, что и купеческие. Он, считая каждую копейку, на свои деньги благоустроил церковь, облагородил её территорию, сторожей одел в сюртуки «со светлыми пуговицами». Зайчиков служил прихожанам образцом для подражания, всегда чувствовал ответственность за свою должность, иногда сам обходил церковь с тарелочкой во время службы, собирая жертвенные деньги.

Стахеев пытается показать, что перед нами не запрограммированная машина, а личность, сознательно организующая себя, несущая ответственность за всё на свете. В экспозиции романа рассказ о купце ведёт сам автор, но рассказ совершенно лишён эмоции: писатель спокойно повествует о поступках Зайчикова, считая их нормой поведения человека, который руководствуется в жизни духом веры. Отношения со служителями церкви складываются у него естественно. Иван Петрович всегда исповедовался у отца Павла, произнося «Грешен и каюсь, особых грехов, которые бы тревожили душу, не имею и сердечно желаю быть лучше» [5, 188]. А вот Леонид и Никанор «чужды его сердцу». Леонид был очень обидчив и совершенно не имел голоса, чего Зайчиков не прощал священному лицу, потому что духовному пению он отдавался душой, что говорит о развитом в нём чувстве красоты, о которой он любил беседовать с Павлом. Отцу Никанору не нравилась чрезмерная увлечённость служителя церкви поисками денег. Он был, с одной стороны прекрасным чтецом Евангелия и акафиста в церкви, но его увлечение мирской жизнью удивляло старосту: не нравились бесконечные придирки при игре в карты, не нравилось умиление отца Никанора собственной значимостью. Одни горожане считали Ивана Петровича «бесчестным человеком», другие - защищали его. Купец имел свою точку зрения, но сначала отмалчивался («Всё, мол, переменится»), а потом «стал уже утрачивать своё обычное спокойствие духа и невольно бледнел и сжимал крепко губы», когда видел отца Никанора.

Со стороны Никанора начались придирки к старосте и по поводу «смятого коврика, скомканного как тряпица», упреки в отсутствии «достодолжного радения к своему делу» [5], невыполнении своих обязанностей.

Значимую роль в понимании смысла противостояния Зайчикова и отца Никанора играет финал — последняя встреча Ивана Петровича с сосланным батюшкой. Через несколько лет староста проезжал по делу через тот город, где жил Никанор и зашёл к нему. Священник встречает пришедшего агрессивно: «Ты мне враг», а тот просит прощения. Тяжела жизнь отца Никанора на старости лет: бедный приход, одинокие дочери, внуки и спасает его в жизни лишь благодетель, неизвестный батюшке. Сцена наполнена драматизмом, строится на диалоге двух разнонаправленных персонажей. Враждебность отца Никанора подкрепляется завистью («Говори — медаль или орден, какой тебе дали?»), жалобами на бедность, он полон недоверия к гостю. У Ивана Петровича одно желание— примирение: «много было греха и огорчения, были и размолвки. Теперь всё миновало». «... не будем говорить о прошлом... не стоит! Одно только раздражение... для обоих. Ежели считаешь виноватым меня, прошу об одном, примиримся. ... Забудь мою вину... » [5, 286]. И, наконец, услышал: «Ты ... ты... сломил меня, сокрушил... непамятозлобием,... » голос его оборвался. Он обнял Ивана Петровича и, склонившись на его плечо, зашептал: «Я виноват, ... много... сам Господь послал тебя ко мне. Ты обновил храм сердца моего. Он был осквернён. Прости меня!» «И ты прости»— Иван Петрович хотел наклониться ему в ноги, но отец Никанор удержал его в своих объятиях. Глаза обоих были полны слёз» [5, 286].

В образе Зайчикова Стахеев создаёт свой идеал. Поиски такого человека мы находим в творчестве всех писателей, они разные, как представления авторов о жизни, в будущем. Романист хорошо знает этого человека, сросся с ним душой. Это деловой человек, купец, который живёт не ради наживы, но ради деятельного добра, человек, в

душе которого Бог, глубоко верующий, мало говорящий, но много делающий. Понятие храм имеет и символическое значение. Храм духовный внутри каждого персонажа. Иван Петрович ни на минутку не разрушал его, в то время как отец Никанор и отец Павел предали его. Что такое душевный храм? Это главный вопрос, поставленный в романе. Человеческое достоинство проявляется в своём умении и готовности пронести свой храм через всю жизнь, это очень трудно и удаётся не всем. Но именно в этом будущее человечества. Незаметный человек с ласковой, какой-то детской фамилией Зайчиков не только несёт своё достоинство по жизни, но и возрождает, обновляет этот храм в душах других. В финале романа Иван Петрович вернул человеческое достоинство отцу Никанору, своим незаметным творением

добра. Он выступает творцом новой жизни, в которую верит автор.

Литература:

1. Гоголь Н.В. Полное собрание сочинений: В 6т.— М, 1953.— Т.5.— 462с.

2. Успенский Г.И. Собрание сочинений в 9т.— М., 1955.— Т.2.— 544с.

3. Достоевский Ф. М. Собр. соч. в 30-титт.— Л.— Т.4.— 289с.

4. Розанов В.В. Собрание сочинений. О писательстве и писателях/ Под общ. ред. А.Н.Николюкина.— М.: Республика, 1995.— 734с.

5. Стахеев Д.И. Собрание сочинений: В 12.т.— М., 1902-1903.— Т. 2.— 402с.

6. Валеев Н.М. Дмитрий Стахеев/

Н.М.Валеев.— Казань: Академия наук Татарстана, 1995.— 176 с.

ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ДИСЦИПЛИН К ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ПЕДВУЗА

С.М.Файрушина, ст. преподаватель НГПИ (г.Набережные Челны)

Высокое качество образования составляет сегодня стратегический национальный ресурс, является одним из фундаментальных условий устойчивого динамичного развития общества. На смену формуле «образование на всю жизнь» приходит формула «образование через всю жизнь», реализовать которую призвана система непрерывного профессионального, в том числе, и педагогического образования.

В последние 10-12 лет наблюдается ярко выраженная тенденция сокращения в школьной программе часов, отведенных на изучение физики, химии, биологии, географии, математики. В результате чего снижается уровень успеваемости учащихся и возникает необходимость внедрения новых

предметов, таких как «Естествознание», «Экология». Сокращение учебных часов по естественным наукам вызвано рядом причин: перегруженностью учащихся учебным материалом по всем предметам, снижением показателей здоровья школьников, недостаточной учебной базой школы, старением педагогических кадров, стремительным развитием новых технологий дополнительного образования. Вместе с тем наблюдается заметное сокращение притока молодых учителей в среднюю образовательную школу, что не может не отразиться на качестве естественнонаучного образования.

Нами проведен опрос с целью выявления возраста и квалификации учителей, преподающих естественнонаучные предметы, в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.