Научная статья на тему 'Содержание правовой категории «Общественный порядок»'

Содержание правовой категории «Общественный порядок» Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1486
204
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОРЯДОК / ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПОРЯДОК / БЕЗОПАСНОСТЬ / ОБЩЕСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / СТАБИЛЬНОСТЬ / AN ORDER / A PUBLIC ORDER / SAFETY / PUBLIC SAFETY / STABILITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дондоков Цырен Сономович

Рассматривается возникновение в правовой системе России правовой категории «общественный порядок». Раскрывается содержание данного понятия и прослеживается его эволюция. Приводятся точки зрения зарубежных и российских авторов в разный исторический период на содержание понятия «общественный порядок»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Contents of the legal category «public orderѕ»

The article discusses the emergence in the Russian legal system such important legal category as «public order». Revealed the content of this notion, and traces its evolution. Given points of view of foreign and Russian authors in different historical periods on the concept of notion «public order»

Текст научной работы на тему «Содержание правовой категории «Общественный порядок»»

Юридические науки

УДК 347.96

Дондоков Цырен Сономович Tsyren Dondokov

СОДЕРЖАНИЕ ПРАВОВОЙ КАТЕГОРИИ «ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПОРЯДОК»

CONTENTS OF THE LEGAL CATEGORY «PUBLIC ORDERS»

Рассматривается возникновение в правовой системе России правовой категории «общественный порядок». Раскрывается содержание данного понятия и прослеживается его эволюция. Приводятся точки зрения зарубежных и российских авторов в разный исторический период на содержание понятия «общественный порядок»

Ключевые слова: порядок, общественный порядок, безопасность, общественная безопасность, стабильность

The article discusses the emergence in the Russian legal system such important legal category as «public order». Revealed the content of this notion, and traces its evolution. Given points of view of foreign and Russian authors in different historical periods on the concept of notion «public order»

Key words: an order, a public order, safety, public safety, stability

Для любого современного государства вне зависимости от его формы: правления, территориального устройства и правового режима охрана и обеспечение общественного порядка является одной из наиважнейших задач правоохранительных органов и не теряет своей актуальности. Как правило, решение этой задачи еще больше актуализируется в условиях проведения в стране разного рода реформ, преобразований в период кризисных ситуаций, вызванных различными причинами: как внутренними, так и внешними.

Поэтому проблема исследования категории общественного порядка чрезвычайно актуальна как в теоретическом, так и практическом отношении и требует глубокого философского, исторического и правового осмысления.

По мнению Н.В. Рейнгарда, который занимался исследованием судебной полиции, термин «общественный порядок»

нашими законодателями заимствован из французских источников начала XIX в., когда во Франции была проведена четкая граница между судебной (криминальной) полицией и полицией административной, на которую возлагалась обязанность «охранять общественный порядок в каждой местностп»[1; С. 5]. В российских нормативных актах понятие «общественный порядок» впервые закрепляется в «Уставе о предупреждении и пресечении преступлений» 1832 г. [2]. Кроме этого, оно встречается в «Положении о мерах по охранению государственного порядка» 1881 г. и в Указе Правительствующему Сенату от 12 июля 1889 г. [3].

Согласно последнему Указу, в сельской местности устанавливалась должность земского начальника, что объяснялось отсутствием близкой народу твердой правительственной власти, которая соединяла бы в себе попечительство над сельскими обыва-

телями с заботой по завершению крестьянского вопроса и с обязанностями по охране благочиния, общественногопорядка [3].

К концу XIX в. понятие «общественный порядок» фактически полностью вытесняет другое, родственное ему понятие: «благочиние» — правомерное поведение граждан в общественных местах, «благоустройство»

— рациональное устройство улиц, «благополучие» — нормальное продовольственное, медицинское и экологическое состояние населения [4; С. 89; 5].

В словаре современного русского языка понятие «порядок» трактуется как состояние благоустроенности, налаженности и организованности, противопоставляя его «беспорядку и хаосу» [6]. Если говорить об общественном порядке, то распространение получил взгляд, согласно которому различают:

1) общественный порядок как политико-правовую категорию, т.е. в широком смысле слова;

2)общественный порядок как милицейскую категорию, т.е. в узком смысле [4; С. 85].

По мнению многих исследователей, такое деление оправдано и существует давно.

Общественный порядок как политикоправовая категория означает социальную благоустроенность и организованность всего общества, охватывает все сферы общественных отношений, регулируемых юридическими и неюридическими нормами. Основу общественного порядка в широком смысле составляет правопорядок. Правопорядок является составной частью общественного порядка, который складывается в результате деятельности общества в различных сферах деятельности и регулируется социальными нормами [7; С. 345], т.е. порядок в семье, коллективе, обществе, в государственном управлении, в общественных местах, в сфере природы.

Подобный порядок характеризуется определенной устойчивостью в обществе. Конфликты, локальные военные конфликты, социальные потрясения предупреждаются или устраняются с помощью государственных и общественных механизмов. Без

общественного порядка невозможна жизнь людей. Стихийные бедствия, войны, эпидемии, революции нарушают общественный порядок как политико-правовое состояние общества.

Само государство как форма организации возникает из необходимости создать в обществе порядок, чтобы жизнь людей проходила в условиях безопасности и благосостояния. Исторический опыт показывает, что производство материальных и культурно духовных благ требует определенного общественного порядка, который может, в основном, обеспечить государство.

В политико-правовом смысле общественный порядок, писал философ Платон в работе «Государство», возлагал на стражей порядка охрану от внутренних и внешних врагов [8; С. 160, 181, 262]. Подробное представление об общественном порядке имели представители русской юриспруденции А.Г. Градовский, Н.М. Коркунов и др.

Государство, — писал известный русский государствовед А.Д. Градовский,

— есть организованная масса лиц и общественных союзов, живущих на определенной территории и подчиненных одной власти, облеченной правами законодательства, суда и управления для обеспечения юридического порядка и общих условий благосостояния [9; С. 1].

Государство не есть договорное изобретение людей, как думали мыслители в Европе в ХУ11-ХУ1П вв.; это — не машина для подавления одного класса другим, как односторонне полагали марксисты. Однако Ш.Л. Монтескье в своих работах наибольшее значение придал учению о разделении властей, различая при этом законодательную, исполнительную, судебную [10; С. 290-291]. Для предотвращения злоупотреблений властью, считал он, необходим такой порядок, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга.

Свою точку зрения по этому поводу высказал и В.И. Ленин в апреле 1917 г., где отметил, что необходимо установить порядок, вот такую власть будут не только слушать, но и уважать рабочие и крестьяне [11; С. 152].

Исходя из положений общей теории права и теории административного права и управления, под общественным порядком в широком смысле понимается весь строй, вся система общественных отношений, существующих в данном обществе.

Содержание общественного порядка в широком смысле включает всю систему общественных отношений, складывающихся вследствие соблюдения и реализации действующих в обществе во всех сферах жизни социальных норм, принципов, идей, заключающих общественно необходимое и наиболее важное для данного политического и экономического поведения людей, государственных организаций и общественных объединений. В таком значении общественный порядок является объектом охранительного воздействия всех социальных институтов государства [12; С. 7].

Параллельно с широкой трактовкой общественного порядка в законодательстве и юридической литературе его понятие употребляется и в более узком (милицейском) смысле, включающем не всю систему общественных отношений, а лишь определенные их совокупности, складывающиеся в различных областях социально-политической жизни.

Общественный порядок в узком смысле обеспечивает безопасность граждан, защиту их прав и свобод, охрану всех форм собственности, нормальные условия труда. Именно понимание общественного порядка в узком смысле применяется в общеразговорном языке, в государственном управле-нииизаконодательстве [13; С. 274].

Понимание общественного порядка в узком смысле научно впервые обосновал французский ученый Деламар, занимавший при Людовике XIV должность градоначальника Парижа. В «трактате о полиции» он характеризовал милицейскую деятельность как важнейшую область деятельности государства, призванную охранять порядок в общественных местах и пресекать элементы «кулачного права», основанного на насилии, используя при этом набор таких понятий, как «благочиние», «благоустройство», «благосостояние», «благополучие» [14; С. 331].

Другие ученые XVII-XIX вв. (И. Юсти, Р. Моль) продолжили разработку категории общественного порядка и подчеркнули необходимость его регламентации юридическими нормами, составляющими милицейское право.

В 50-90-х гг. XX в. категория общественного порядка исследуется в работах таких ученых, какВ.В. Борисова, И.И. Веремеенко, М.И. Еропкина, Ф.Е. Колонта-евского, A.B. Серегина, Л.Л. Попова [15; 16; 17; 18; 19]. Отмечая, что контуры этой категории становятся более четкими, обозначаются сущностные элементы, анализируются правоотношения, К.С. Вельский, вместе с тем, подчеркивает, что для «теоретических работ об общественном порядке, несмотря на имеющиеся в них ценные и глубокие положения, характерен узкий «милицейский» взгляд на проблему в целом» [14; С. 89].

Две основные концепции общественного порядка в узком смысле в 60-е гг. XIX в. были представлены М.И. Еропкиным и A.B. Серегиным.

М.И. Еропкин определял общественный порядок как «обусловленную интересами всего народа, регулируемую нормами права, морали, правилами общежития и обычаями систему волевых общественных отношений, складывающихся, главным образом, в общественных местах, а также общественных отношений, возникающих и развивающихся вне общественных мест, но по своему характеру обеспечивающих охрану жизни, здоровья, чести граждан, укрепления народного достояния, общественное спокойствие, создание нормальных условий для деятельности предприятий, учреж-денийиорганизаций» [20; С. 7].

A.B. Серегин характеризует общественный порядок как «урегулированную нормами права и иными социальными нормами систему общественных отношений, установление, развитие и охрана которых обеспечивают поддержание состояния общественного и личного спокойствия граждан, уважение их чести, человеческого достоинства и общественной нравственности» [16; С.4].

Основным различием в этих двух взглядах в понятии общественного порядка является то, что М.И. Еропкин, определяя круг отношений в данной сфере, в качестве основного критерия выделяет место их возникновения и развития (общественные места), а A.B. Серегин — содержание отношения. Следует также обратить внимание на тесную связь общественного порядка и общественной нравственности, подчеркну-туюА.В. Серегиным.

К.С. Вельский отмечает, что в исследовании понятия общественного порядка в 60-80-х гг. XIX в. основное внимание уделялось порядку в общественных местах, его охране, «призванной пресекать элементы «кулачного права», защищать население от хулиганов, обеспечивать безопасность и т.д.» [16; С. 118]. На наш взгляд, данный подход, оправданный в условиях социалистического строя и монополии государственной собственности, нельзя признать удовлетворительным при переходе к рыночной экономике [21; С. 50].

Однако ряд авторов высказывают замечания по поводу рассуждений К.С. Вельского, связывающего такие категории, как «общественный порядок», «безопасность», «общественная безопасность», со специфическим общественным состоянием — публичным экономическим порядком. Верно отмечая, что этот порядок устанавливается при активной и разумной государственной протекции, поддержке надзорно-контрольных органов, и он невозможен без защиты бизнеса от рэкета, малого бизнеса от недобросовестной конкуренции, обеспечения личной и имущественной безопасности фер-

меров от «ленивых и завистливых соседей». К.С. Вельский оставляет открытым вопрос о том, как же называется такой порядок и как он соотносится с традиционным пониманием общественного порядка в узком смысле слова (т.е. порядок в общественных местах) и общественной безопасностью.

Из рассмотренных точек зрения общественного порядка в широком и узком смыслах, следует отметить, что, на наш взгляд, вне зависимости от того, какая концепция преобладает, соблюдение гражданами социальных норм придает общественному порядку состояние прочности и устойчивости. Поэтому правильная трактовка общественного порядка подводит к его пониманию как морально-правового состояния общества. При этом подобное состояние необходимо как отдельному гражданину, так и государству. Гражданин хочет быть твердо уверен, что существующие правовые отношения прочны и установлены на длительное время, что в условиях стабильности он может свободно пользоваться своими правами и строить планы на будущее. В свою очередь, государство также заинтересовано в прочном общественном порядке: только на его основе оно может эффективно осуществлять управление экономикой, административно-политической и социальнокультурной деятельностью.

Исходя из этого, следует отметить, стабильность — существенный признак общественного порядка и стоит согласиться с учеными, рассматривающими общественный порядок как определенный итог правового регулирования [22: С. 38; 23: С. 48; 4: С. 95].

Литература

1. Рейград Н.В. Судебная полиция. — Казань, 1990.

2. Свод законов Российской Империи. — СПб., 1833. — Т. 14.

3. Полное собрание законов Российской Империи. — СПб., 1891. — Т.9. — № 6196.

4. Вельский К.С. Феноменология административного права. — Смоленск, 1995.

5. Мушкет И.М., Хохлов Е.В. Полицейское право России: проблемы теории. — СПб., 1998.

6. Словарь современного русского языка. — Т. 10.—М., 1960.

7. Юридическаяэнциклопедия. — М., 1997.

8. Платон: собрание сочинений в 4-хтт. Т. 3. — М., 1993.

9. ГрадовскийА. Курсобщегогосударственногоправа(лекция). — СПб., 1879-1880.

10. Монтескье Ш.Л. Избранное произведения. — М., 1955.

11. Ленин В.И. Полное собрание соч. — Т. 31.

12. Теория и практика совершенствования охраны общественного порядка: Труды Академии МВД СССР.-М., 1985.

13. Еропкин М.И., Клюшниченко Л.П. Советское административное право. — М., 1979.

14. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. — Т. 10,— СПб., 1893.

15. Еропкин М.И. Управление в области охраны общественного порядка. — М., 1965.

16. Серегин A.B. Советский общественный порядок и административно-правовые средства егоукрепления. — М., 1975.

17. Веремеенко КН. Механизм административно-правового регулирования в сфере охраны общественного порядка. — Ч. 1-2. — М., 1981.

18. Борисов В.В. Правовой порядок развитого социализма. — Саратов, 1977.

19. Колонтаевский Ф.Е. Организационные основы охраны общественного порядка в совре-менныхусловиях: дне. ... д-раюрид. наук. — М., 1996.

20. Еропкин М.И. Управление в области охраны общественного порядка. — М., 1951.

21. Аврутин Ю.Е., Кикоть В.Я., Сыдорук И.И. Правопорядок: организационно-правовое обеспечение в Российской Федерации. Теоретическое административно-правовое исследование: монография. — М., 2003.

22. ЯвичЛ.С. Социалистическийпорядок. — М., 1972.

23. Баланник Б.Г. Общественный порядок как категория советского законодательства// Сов. гос. и прав. — 1982. — №11.

Коротко об авторе

Briefly about the author

Дондоков Ц.С., канд. юрид. наук, доцент, профессор кафедры административного права и таможенного дела, зам. директора юридического института по науке, Читинский государственный университет (ЧитГУ)

Служ. тел.: (3022) 35-24-05

Ts. Dondokov, Candidate of Law, assistant professor, professor of administrative law and customs affairs department, law institute director assistant on science, the Chita state university

Научные интересы: административное право, административно-правовая деятельность органов внутренних дел, история развития правоохранительных органов

Scientific interests: administrative law, administrative law activity of inner affairs body, history ofjuridi-cal bodies’ development

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.