УДК 340.12
А.н. Коршунов СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ»
И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
Аннотация. Современная теория государства и права представляет собой устойчивую, сложившуюся систему, что, однако, не исключает привнесения в нее новых терминов и понятий или обновления уже имеющихся. В статье аргументировано доказано, что это утверждение в полной мере относится и к понятию «правовая информация».
Ключевые слова: правовая информация, ретроспектива понятия «правовая информация» и ее современные интерпретации, качественная и количественная характеристики правовой информации, структура правовой информации.
Alexander Korshunov THE CONCEPT OF «LEGAL INFORMATION» AND ITS
SIGNIFICANCE FOR THEORY OF STATE AND LAW
Abstract. The modem theory of state and law is a stable, established system, which, however, does not preclude the introduction into it ofnew terms and concepts or upgrade existing ones. Не convincingly argues that this statement isfully applicable to the concept of «légal information». Keywords: légal information, a rétrospective concept of «légal information» and its modem interprétation, the qualitative and quantitative characteristics of légal information, légal information structure.
Процессы глобализации, активное развитие информационных технологий в современном мире, несомненно, оказывают влияние на право, и осмыслить новые тенденции в его развитии возможно с помощью понятия «правовая информация». При всей актуальности и значимости данного термина для будущего юриста и для профессионального роста юристов-практиков, юристов-теоретиков, авторы учебников по теории государства и права не раскрывают содержание понятия «правовая информация» [14; 17], полагая, что оно является предметом изучения информационного права.
Впервые в научный оборот исследуемое понятие было введено в конце 60-х гг. XX в. Среди исследователей, разрабатывавших понятие «правовая информация» в 70-80-е гг. XX в., отметим работы А.Ф. Шебанова, А.Б. Венегрова, Ю.В. Кудрявцева, С.С. Москвина. Так, А.Ф.Шебанов в научном сборнике «Правовая информация» подверг содержательному анализу понятие «правовая информация», опираясь на господствующую в то время марксистско-ленинскую философию и достижения в области кибернетики. По его мнению, «правовая информация - это совокупность сведений о праве и всех процессах и явлениях, с ним связанных [22, с. 7].
А.Б. Венгеров в статье «Категория «информация» в понятийном аппарате юридической науки» приводит следующее определение правовой информации: «...нормативные акты, сведения о различных юридических и околоюридических явлениях, содержание норм права, та часть информации, которая имеет предписывающий, командный характер, и многое другое» [4, с. 73]. Ю.В. Кудрявцев разрабатывает не менее важные аспекты понятия правовой информации, а именно ее избыточность и ценность [8; 9]. С.С. Москвин считает, что правовую информацию можно определить как используемые в общественной практике знания, сообщения, сведения о правовой сфере жизни общества, о явлениях и процессах, происходящих в этой сфере» [10]. С.С. Москвин, в отличие от современных классификаций правовой информации, которые, как правило, ограничиваются делением ее на официальную и неофициальную, считает, что «определение ее видов способствует выявлению направленности потоков правовой информации, правильной ее аккумуляции, разработке отраслевых и общеправового информационно-поисковых языков, объединению автоматизированных систем в единую интегрированную сеть. Виды правовой информации, разумеется, не отделены друг от друга «китай© Коршунов А.Н., 2014
ской стеной». Одна и та же правовая информация может быть подразделена на различные виды» [10].
В 80-90-е годы XX вв. продолжились исследования данного понятия, но уже на новом уровне. Переход к рыночному хозяйствованию способствовал полному обновлению законодательства социалистического общества. Объем правовой информации многократно увеличился. Это потребовало активное развитие правовых информационных технологий, разработку и внедрение справочно-правовых систем: «Консультант Плюс», «Гарант». «Вопросы доступа к информации в условиях, когда постиндустриальное общество переходит в общество информационное, в общество знаний, становятся актуальными» [22, с. 42]. Сейчас уже трудно себе представить юриста, который мог бы обойтись в поиске правовой информации без электронных ресурсов.
Новые реалии потребовали от исследователей выработку новых подходов к понятию «правовая информация». Способствовало этому и принятие ряда указов Президента РФ, в которых впервые на законодательном уровне было употреблено понятие «правовая информация». В Указе Президента РФ от 23.04.1993 № 477 (ред. от 22.03.2005) «О мерах по ускорению создания центров правовой информации» впервые употребляется понятие «правовая информация»: «В целях ускорения создания региональных центров правовой информации и организации эталонного банка данных правовой информации, необходимого для формирования правовой политики, программ законопроектных работ и правового обеспечения, осуществляемых в Российской Федерации реформ...» [18]. Законодательного же определения правовой информации вышеупомянутый Указ Президента не дает.
Указом Президента РФ от 28.06.1993 № 966 (ред. от 22.03.2005) утверждена Концепция правовой информатизации России [19]. Ее принятие обусловлено в Указе следующими факторами: «стремительное качественное обновление общества, становление рыночной экономики, построение демократического правового государства - эти и многие другие проблемы выдвигают на первый план решение глобальной задачи - формирования в России единого информационно-правового пространства, обеспечивающего правовую информированность всех структур общества и каждого гражданина в отдельности, ибо правовая образованность необходима, чтобы расти в условиях демократии» [19]. Между странами СНГ в 1994 г. было подписано соглашение об обмене правовой информацией «с целью эффективного выполнения многосторонних и двусторонних соглашений между государствами-участниками Содружества, создания единого информационного пространства и развития сотрудничества в правовой сфере...» [15]. Президентом РФ в 2011 г. утверждены Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан
[П].
В последующем исследователи стали больше внимание уделять практической составляющей правовой информации; изучение же феномена правовой информации в контексте теории государства и права стало уходить на задний план. В подтверждении данного тезиса приведем несколько наиболее характерных определений понятия «правовая информация». «Правовая информация представляет собой всю информацию, связанную с правом, это массив правовых актов и тесно связанных с ними справочных, нормативно-технических и научных материалов, охватывающих все сферы правовой деятельности» [6]. Считаем дискуссионным вопрос о включении в структуру правовой информации нормативно-технических материалов. Причем, заметим, что авторы не конкретизируют, что такое «нормативно-технический материал». Полагаем оправданным включение тесно связанных нормативно-технических материалов в структуру правовой информации, т.к. многие нормативно-правовые акты могут быть разъяснены и применены только после обращения к тем или иным нормативно-техническим материалам, а некоторые судебные решения принимаются в связи с невыполнением требований, установленных нормативными техническими документами (например, о признании недействительным отрицательного заключения государственной экспертизы проектной документации, об устранении выявленных нарушений промышленной безопасности и др.).
Обратим внимание и на Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О техническом регулировании» [21], предметом которого является законодательное регулирование отношений между юридическими и физическими лицами, государственными органами, возникающие, изменяющиеся или прекращающиеся по поводу установления обязательных технических норм и правил, подтверждения соответствия продукции, процессов (методов) ее производства обязательным требованиям, стандартизации, аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), привлечения к ответственности в случаях несоответствия требованиям технических регламентов и финансирования работ в области технического регулирования.
Т.С. Соловьев, ссылаясь на мнение Ю.В. Кудрявцева, полагает, что «правовая информация является одним из важнейших результатов взаимодействия права и информации, при котором право само выступает в качестве носителя информации. Под правовой информацией понимается информация, которая содержится в нормах права» [16, с. 6]. Автор указанной статьи ставит одну проблему, которая требует теоретического осмысления. По мнению Т.С. Соловьева, «...правовой информации соответствует не вся правовая область, а только область действующего права; информация о недействующем праве к правовой информации отношения не имеет» [16].
Действительно, с какого момента нормативные правовые акты уже не являются источником правовой информации? С момента утраты ими юридической силы или с момента неприменения? Юристы-практики нередко используют при разрешении правовых конфликтов в суде нормативные правовые акты, которые законодательно утратили силу, но действовавшие в тот момент, когда возникли спорные правоотношения. Нередко можно встретить ситуацию, когда действует часть того или иного нормативного правового акта, а остальная утратила сила. Получается, что одна часть - это действующее законодательство и является источником правовой информации, а другая - уже таковой не является? Нельзя не согласиться с утверждением A.A. Демидова, что «законодательство прошлых лет является своеобразной политической и правовой памятью каждой страны, а ретроспективный взгляд на законодательство позволяет выявить устойчивые процессы в развитии государственно-правовых институтов и учесть исторический опыт политико-юридических подходов в решении современных проблем с учетом национальных традиций и сформировавшейся ментальности российского общества...» [5, С. 44].
Безусловно, есть и другие определения понятия «правовая информация», и главная задача -это сформулировать такое понятие правовой информации, которое наиболее объективно отразит ее феномен в контексте теории государства и права. В этом плане наиболее удачным видятся определения И.Л. Бачило и Р.Ф. Азизова-оглы. И.Л. Бачило считает, что правовая информация - это носитель знаний о действующем и прошлом законодательстве - регулятор правоотношений в области гражданских, публичных, международных и внутригосударственных форм взаимодействия субъектов [2]. Действительно, разрабатываемая сейчас коммуникативная теория права (Вернер Кравиец) не может обойтись без понимания правовой информации в вышеуказанном контексте. По мнению Р.Ф. Азизо-ва оглы, «правовая информация представляет собой сведения о форме и содержании правовых предписаний, которые с определенной долей условности могут быть сведены к нескольким группам: информации историко-теоретического характера (гносеологии, онтологии, аксеологии, антропологии права); информации инструментального характера (отраслевой теории права, информации, получаемой в процессе правотворчества и правореализации)» [1].
Другие определения разрабатываются в рамках позитивного права. Например, по утверждению А.А.Шмелева, «правовая информация - сведения о фактах, событиях, предметах, лицах, явлениях, протекающих в правовой сфере жизни общества, содержащихся как в нормах права, так и в других источниках, и используемая при решении правовых задач» [23]. Тем самым можно заключить,
что на сегодняшний момент есть два подхода к пониманию правовой информации: теоретический и практический.
Структура правовой информации достаточно подробно разработана и здесь нет разночтений в ее делении на официальную и неофициальную правовую информацию. Добавим лишь, что с каждым годом становятся все обширнее источники опубликования, например, актов федеральных органов исполнительной власти. Процесс этот начался в связи с принятием Постановления Правительства РФ от 13.08.1997 № 1009 (ред. от 22.11.2013) «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» [12]. В дальнейшем практически все федеральные органы исполнительной власти (министерства, федеральные службы и агентства) приняли подзаконные нормативные правовые акты, в которых указываются источники официального опубликования их приказов и распоряжений [13].
Говоря о форме носителя правовой информации, на первый план все активнее выдвигаются электронные ресурсы правовой информации, как официальные, так и неофициальные. Так, Федеральным законом от 21.10.2011 № 289-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» к официальному опубликование федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания теперь относится первое размещение (опубликование) на «Официальном интернет-портале правовой информации» [20]. Тем самым государство способствует оперативности доведения правовой информации до конкретного потребителя. В связи с этим в научный оборот введено понятие «официальное электронное опубликование».
Одним из важнейших критериев правовой информации является ее доступность, поэтому ее систематизация и возможность быстрого получения выходит на первый план. Наибольшую трудность вызывает доступ не к федеральным нормативным правовым актам, а к актам органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и к актам органов местного самоуправления. Сейчас по большей части данный вопрос решается с помощью федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов, федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Федеральный регистр ведется с использованием автоматизированной подсистемы единой системы информационно-телекоммуникационного обеспечения Министерства юстиции Российской Федерации.
Как никогда насущным является вопрос об избыточности и ценности правовой информации, о чем уже говорилось выше. Ценность информации - это субъективное свойство правовой информации, поскольку «... определяется получателем, следовательно, изменяется от одного получателя к другому» [9]. Только анализ правоприменительной практики дает возможность сделать вывод о том, насколько ценен тот или иной принятый нормативный правовой акт и, следовательно, содержащаяся в нем правовая информация.
Ю.В. Кудрявцев четкого определения избыточности правовой информации не дает, но вполне применимо к современному законодательству утверждение, что должен быть некий оптимальный уровень избыточности, «...переход через который в сторону увеличения загромождает законодательство, а в сторону уменьшения - лишает правовую информацию доступности, общепонятности, а порой вызывает и пробелы в законодательстве» [8]. Добавим, что сейчас наблюдается уровень избыточности правовой информации как на федеральном, так и на региональном уровне. Это проявляется, в частности, в постоянных изменениях, вносимых в Кодексы, особенно часто применяемых в юридической практике (Налоговый кодекс, Уголовный кодекс, Уголовно-процессуальный кодекс и др.), что ставит уже вопрос об искажении, содержащейся в них правовой информации, значительные трудности в правоприменении.
Правовая информация не должна замыкаться только национальными актами, ее источниками являются и международные акты, как ратифицированные, так и нератифицированные Российской Федерацией. Правовая информация в Российской Федерации, как правило, распространяется на русском языке, поскольку он является языком официального опубликования законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Законом РФ от 25.10.1991 № 1807-1 (ред. от 02.07.2013) «О языках народов Российской Федерации» закреплено, что «Законы и иные нормативные правовые акты республик наряду с официальным опубликованием на государственном языке Российской Федерации могут официально публиковаться на государственных языках республик» [7].
В заключении отметим, что в структуре понятий теории государства и права правовая информация должна занять ведущее место. На первый план выходит изучение не только ее сущности, но и взаимодействие с такими понятиями, как «правотворчество», «правореализация», «правовое сознание», «правоприменение», «правовой нигилизм», «правовое образование». Не менее важным и перспективным является исследование ответственности за непредоставление или несвоевременное представление сведений о правовой информации.
Таким образом, правовая информация содействует развитию качественного юридического образования, т.к. она «является главным источником знаний, а также резервом развития юриста, обеспечивающая ему возможность выбора при стремлении к достижению успеха в правовой деятельности» [3], способствует повышению правовой культуры населения, преодолению правового нигилизма.
Библиографический список
1. Азизов Р.Ф. оглы Правовая информация: Теоретические аспекты понимания и особенности законодательного закрепления // История государства и права. - 2007. - № 4. - С. 3-5.
2. Бачило И.Л. Право и закон: инфокоммуникационный аспект // Информационное право. - 2012. - № 3. - С. 3-10.
3. Брызгалов Д.В., Жилкин М.Г. Некоторые аспекты передачи правовой информации в юридическом образовании / Юридическое образование, наука, практика: взаимодействие и перспективы: материалы межрегиональной научно-практической конференции. - Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2003. - С. 16-20.
4. Венгеров А.Б. Категория «информация» в понятийном аппарате юридической науки // Советское государство и право. - 1977. - № 10. - С. 70-76.
5. Демидов А. А. Публичные центры правовой информации // Информационное право. - 2007. - № 4. - С. 44-48.
6. Егоров A.B. Информационные системы в юриспруденции: учебник / A.B. Егоров [и др.]. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.-315 с.
7. Закон РФ от 25.10.1991 № 1807-1 (ред. от 02.07.2013) «О языках народов Российской Федерации» //Ведомости СНД и ВС РСФСР. - 1991. - № 50. - Ст. 1740.
8. Кудрявцев Ю.В. Избыточность правовой информации // Правоведение. - 1978. - № 12. - С. 53-60.
9. Кудрявцев Ю.В. Ценность правовой информации // Правоведение. - 1977. - № 1. - С. 45-51.
10. Москвин С.С. Теоретические проблемы системы правовой информации в СССР: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. - М., 1977. - 38 с.
11. Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан (утв. Президентом РФ 28.04.2011 № Пр-1168) //Российская газета. -2011.-14 июля.
12. Постановления Правительства РФ от 13.08.1997 № 1009 (ред. от 22.11.2013) «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» // СЗ РФ. - 1997. - № 33. - Ст. 3895.
13. Приказ Минюста России от 01.11.2012 № 197 «Об утверждении Порядка опубликования и вступления в силу актов Министерства юстиции Российской Федерации, признанных не нуждающимися в государственной регистрации» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2012 № 25798) // Российская газета. -2012.-21 ноября.
14. Протасов В.Н. Теория государства и права: учебник / В.Н. Протасов. - М.: Юрайт, 2014. - 494 с.
15. Соглашение стран СНГ от 21.10.1994 «Об обмене правовой информацией» // Бюллетень международных договоров. - 1995. - № 2.
16. Соловьев Т.С. Понятие правовой информации // Право и государство. - 2008. - № 5. - С. 6-8.
17. Теория государства и права: учебник / A.B. Малько [и др.]. - 4-е изд., стер. - Москва: КноРус, 2014 - 400 с.
18. Указ Президента РФ от 23.04.1993 № 477 (ред. от 22.03.2005) «О мерах по ускорению создания центров правовой информации» // Собрание актов Президента и Правительства РФ. - 1993. - № 17. - Ст. 1473.
19. Указ Президента РФ от 28.06.1993 № 966 (ред. от 22.03.2005) «О Концепции правовой информатизации России» // Собрание актов Президента и Правительства РФ. - 1993. - № 27. - Ст. 2521.
20. Федеральный закон от 21.10.2011 № 289-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» к официальному опубликование федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания теперь относится первое размещение (опубликование) на «Официальном интернет-портале правовой информации» // СЗ РФ. - 2011. - № 43. - Ст. 5977.
21. Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О техническом регулировании» // СЗ РФ. - 2002. - № 52 (ч. 1). - Ст. 5140.
22. Шебанов А.Ф. Содержание и цели правовой информации // сборник Правовая информация. - М.: Наука, 1974. - С. 7-16.
23. Шмелев A.A. О правовой информации // Федеральное государственное учреждение «Научный центр правовой информации» при Министерстве юстиции Российской Федерации. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.scli.ru/rights/index.php