Научная статья на тему 'Содержание понятия и основные ориентиры современной социал-демократии'

Содержание понятия и основные ориентиры современной социал-демократии Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
4835
443
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЯ / СОЦИАЛИЗМ / ЛИБЕРАЛИЗМ / СОЛИДАРНОСТЬ / ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ / SOCIAL DEMOCRACY / SOCIALISM / LIBERALISM / SOLIDARITY / POLITICAL AND LEGAL ASPECT

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Балобанов Ярослав Викторович

Рассматриваются основные аспекты социал-демократии с учетом современной актуальности политико-правовых воззрений движения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Concept content and main guidelines in modern social democracy

The article considers main aspects of social democracy subject to the present urgency of political and legal views of the movement

Текст научной работы на тему «Содержание понятия и основные ориентиры современной социал-демократии»

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Правоведение

УДК 321 Я.В. Балобанов

СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ И ОСНОВНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОВРЕМЕННОЙ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИИ

Рассматриваются основные аспекты социал-демократии с учетом современной актуальности политикоправовых воззрений движения.

Ключевые слова: социал-демократия, социализм, демократия, либерализм, солидарность, политико-правовой аспект.

Социал-демократия, по мнению большинства аналитиков, несомненно, относится к числу партий и движений левого типа. Она не исчерпывает полностью данное движение, но занимает в нем особое и весьма заметное место. Общепринятое деление партий на правых и левых имеет, прежде всего, политический характер. В привычном значении правые «голосуют» за капитализм, а левые соответственно - за социализм. Оба термина - «капитализм» и «социализм» - нуждаются сегодня в существенной корректировке, но их можно принять за основу упомянутого деления. Поэтому дальнейшее их использование будет осуществляться именно в контексте вышеизложенного. Во всяком случае, социал-демократия зародилась во времена, когда противостояние капитализма и социализма принималось всерьез.

Правда, уже тогда, как отмечает профессор В.М. Межуев, переход к социализму (как и сам социализм) мыслился его сторонниками по-разному. Для одних он означал революционный захват власти, диктатуру одного класса и его партии, насилие и террор. Другие же искали более мирные пути социалистического преобразования общества. В этом кроется причина раскола внутри левого движения на радикалов и реформаторов. Хотя социал-демократия родилась задолго до этого раскола, свой наиболее оформленный вид она обрела в странах (Г ермания, а за ней Россия), где не было еще ни демократии, ни развитого капитализма. Здесь во многом сохранялись остатки феодального строя, который сегодня принято называть традиционным обществом, и борьба за социализм предполагала еще и борьбу за демократию, за свержение самодержавия и абсолютной монархии. По тем временам такая борьба не могла не быть революционной. Но, возникнув как революционная партия, социал-демократия разделилась затем внутри себя в соответствии с тем, как решался вопрос о целях революции [1. С. 41].

Вместе с тем на сегодняшний день понятие «социализм», являющееся составной частью таких ключевых явлений, как социал-демократия и демократический социализм, а также связанные с ним ценности «свобода», «равенство», «справедливость», начинают терять свой первоначальный смысл, приобретают расплывчатость и аморфность, наполняются новым, зачастую негативным, содержанием. Теория и практика современной социал-демократии становятся все более и более прагматичными. Построение общества с «социалистическими» ценностями уже не ассоциируется с требованиями «разрыва с капитализмом», который, в свою очередь, трактуется по-новому - как система, социально ориентированная и способная к саморазвитию [2. С. 65-68].

Для любого исследователя социал-демократии не вызывает сомнения важность той роли, которую играла марксистская теория в формировании идеологии этого движения. Однако дальнейшее развитие социал-демократической теории характеризуется постепенной и неуклонной эволюцией «вправо» от своей первоначальной идеологической базы. В разных социал-демократических партиях, а также различных течениях внутри партий этот процесс выразился неоднозначно: от ревизии отдельных теоретических положений марксизма до полного идеологического разрыва с ним. В связи с этим почти каждая социал-демократическая партия имеет свою собственную, обладающую специфическими особенностями, концепцию демократического социализма [3. С. 30].

По мнению Е.В. Верещагиной, официальной доктриной современной социал-демократии, заменившей в этом качестве марксизм, является концепция так называемого «демократического социа-

2011. Вып. 4 ЭКОНОМИКА И ПРАВО

лизма», представляющая собой итог длительной идеологической эволюции социал-демократического движения [4. С. 116].

Учитывая размытость и аморфность концепции демократического социализма, следует отметить и ее позитивный аспект. Только социал-демократию отличает повышенная восприимчивость к веяниям времени, умение быстро интегрировать в свою идеологию самые противоречивые вызовы современности. На эволюцию социал-демократической идеи оказывает влияние не только плюрализм взглядов, но и объективные социально-экономические изменения в развитии той или иной страны. Таким образом, изменение формы собственности перестало быть актуальной проблемой для социал-демократии не только в рамках текущей идеологии, но и в качестве перспективной цели [3. С. 35].

При этом необходимо помнить, что первоначальным побуждением социализма было стремление к созданию общества, в котором бы все люди, будучи равными, жили и работали вместе в условиях свободы и солидарности. Организация труда и справедливое распределение его результатов должны были гарантировать для всех жизнь и равные шансы на самоосуществление. Ныне лучше по сравнению с прошлым люди понимают, что речь должна идти не только о постоянном росте благосостояния. Общество, достойное человека, не может быть побочным продуктом технико-индустриального развития, предоставленного самому себе. Таким оно может стать только в результате сознательного формирования новых человеческих отношений.

Поэтому в политико-правовой доктрине демократического социализма произошло смещение ориентиров от экономического обоснования упразднения частной собственности к стремлению самоопределения человека во всех областях социальной жизни. Таким образом, каждый предполагает осуществление действенных прав на самоопределение и соучастие в государственном управлении, праве, в сферах труда и культуры. Данное требование социализма ценится везде. Другое его требование - это гарантия справедливого распределения и удовлетворения материальных потребностей. Пути к достижению такой цели будут различными и зависят от условий развития стран, идущих по пути демократического социализма [5. С. 308].

На наш взгляд, обращают на себя внимание детальный анализ современной трактовки социал-демократической идеи и проработка ее признаков, предпринятые В.М. Межуевым. Во-первых, не отрицая необходимости рыночных преобразований, программа социал-демократизма должна включать в себя меры по защите от их воздействия природного и культурного (духовного) богатства общества. И то, и другое должно оставаться под покровительством государства и общественных организаций при наличии четкого, непротиворечивого правового регулирования данного вопроса.

Во-вторых, для социал-демократии необходимо сочетать задачу подъема благосостояния населения с задачей предоставления каждому человеку, независимо от его имущественного положения, места проживания и национальной принадлежности, основных социальных прав, включая право на труд, образование, медицинское обслуживание, жилище и др. Особое внимание следует уделить образованию, которое в системе социальной защищенности занимает примерно то же место, что и право собственности в либеральной программе. Именно образование является той ценностью, которая позволит хоть как-то компенсировать неравенство в распределении собственности (культурный капитал), а также создать условия для реализации социал-демократического видения свободы и социальной справедливости. Это значит, что реальное положение человека в обществе напрямую зависит от того культурного капитала, которым он владеет.

В-третьих, приоритетными для социал-демократов должны становиться интересы и запросы людей, занятых преимущественно умственным трудом. Это, конечно, не исключает ее озабоченности проблемами людей физического труда - крестьян и рабочих.

В-четвертых, особое внимание предлагается уделять повышению политической активности и гражданской инициативы населения. При этом свобода сможет проявиться в определенной гражданской позиции каждого. Прямое участие широких масс людей в политике, не исключая представительной формы власти, позволит освободить политическую жизнь от ее монополизации частными лицами и властными элитами, покончить с политтехнологиями, которые манипулируют обществом (общественным мнением), и исключит олигархическую форму правления государством. Свобода, таким образом, сможет проявиться в определенной гражданской позиции каждого.

Наконец, в-пятых, социал-демократическая идея призвана утверждать в обществе главенствующую роль моральных ценностей, их императивный характер но отношению к любым соображениям экономической выгоды и политической целесообразности. Другими словами, в интерпретации

демократического социализма В.М. Межуев делает акцент на его социокультурном измерении. В постиндустриальном обществе базовое экономическое требование социал-демократизма о соединении труда и собственности наполняется новым содержанием. Труд соединяется с собственностью в рамках культурного капитала, делая социал-демократическое движение партией культуры, защищающей не просто гражданина и человека с его нравами, а «свободную индивидуальность», претендующую на измерение личного богатства освоением всей накопленной человечеством культуры [4. С. 15, 16].

Следует заметить, что уже в 80-90-х гг. XX в. произошел серьезный сдвиг в теории и практике вопроса, касающегося политико-правовой ориентации социал-демократического движения. Новейшие обновленческие тенденции в социал-демократии сформировали «новый лейборизм» в Англии в лице партий «новой середины», в Германии - в виде концепции «либерального социализма», в Италии и других европейских странах - в форме идей «третьего пути», который претендует на преодоление негативных аспектов как «первого» (неолиберализма), так и «второго пути» (традиционный «старый» социал-демократизм). Таким образом, главной особенностью новой социал-демократии является ориентация на конвергентную модель общественного развития, отражающую общемировую тенденцию к взаимодействию (и сочетанию) социалистических и либеральных идей в эпоху глобализации мировой экономики, финансов, торговли и культуры.

Следует согласиться с В.М. Межуевым, что качественный сдвиг в развитии социал-демократии в сторону многообразия ее массовой базы (электората) с упором на интересы средних слоев и обусловил эволюцию ее идейно-теоретических позиций. Образ жизни и интересы средних слоев в современном обществе все более сдвигаются в середину политического спектра, в котором потребность строительства социального государства сочетается с ориентацией на либеральные ценности [1. С. 46-50].

В связи с вышеизложенными аспектами возникает вопрос, что же означает понятие «социализм» в теоретической традиции и в практике социал-демократии? Последовательная защита социал-демократией идей свободы и демократии с самого начала согласовалась с политическими целями буржуазных либеральных и демократических партий, именно поэтому, например, Социал-демократическая партия Германии (СДПГ) стала сильнейшей партией свободно-демократического движения против авторитарного административного государства прусского образца. Но, на наш взгляд, основная идея социальной демократии сводится к тому, что люди смогут использовать демократические права и свободы только в том случае, если для этого будут существовать определенные социальные и экономические предпосылки.

«Буржуазная демократия, - писал в 1870 г. А.Бебель в брошюре «Наши цели», - исходит из представления, что политическая свобода - это, собственно, все, чего может требовать человек; самое большее, что должно делать государство, - это заботиться о достаточном уровне образования для всех граждан и справедливом налогообложении. Это три вещи, которые мы подтверждаем, но не считаем достаточными. Государство, разумеется, должно гарантировать свободу, но оно должно также заботиться о том, чтобы свобода одного не наносила ущерба свободе другого» [6. С. 38].

Упрощенная Ф. Энгельсом и К. Каутским марксистская теория социализма (называемая также научным коммунизмом, историческим материализмом) исходила из критики существующего капиталистического строя (экономического и общественного). Данная концепция как альтернатива несправедливому капиталистическому строю легла в основу Эрфуртской программы СДПГ 1891 г. Она объявила причинами социальной несправедливости и неравенства, вслед за учениями Аристотеля, Ш.Л. Монтескье и других философов, частную собственность и вытекающую из нее анархию производства, то есть рыночное хозяйство. Отсюда выводилась простая, однозначная и запоминающаяся формула: «Социализм - это социализация плюс плановое хозяйство».

Такую модель можно охарактеризовать как «экономическую концепцию социализма», сводившую последний только к экономике, то есть «базису». Все остальные сферы жизни общества объявлялась вторичными, производными от него и именовались «надстройкой». Социалистическое движение того времени вдохновлялось двойной мотивацией: субъективной - моральный протест против угнетения, эксплуатации и несправедливости капитализма и объективно-научной - убежденностью в обреченности капитализма и неизбежности победы социализма.

Так называемый «научный коммунизм» исходит из детерминированности исторического процесса, прогнозируемости развития капиталистического общества. Важнейшие прогнозы содержались в теории классовой борьбы (обострение борьбы между основными классами, свержение господства буржуазии, замена рыночного хозяйства плановым), теории абсолютного обнищания масс (которое

2011. Вып. 4 ЭКОНОМИКА И ПРАВО

способствует выработке революционного сознания и победе социализма) и теории неизбежного крушения капитализма из-за обострения экономических кризисов. Эти якобы научные прогнозы, как пишет Хайман, создавали основу для исторического оптимизма в рабочем движении, поскольку объявляли капитализм обреченным. Такой исторический детерминизм привел к тому, что в теории революции К. Каутского нет призыва к подготовке и проведению революции; она должна совершиться естественным путем. «Совершить революцию - не в нашей власти, - писал Каутский, - но и не во власти наших противников помешать ей...» [1. С. 43]. Социалистическое движение в то время вдохновлялось двойной мотивацией: субъективной (моральный протест против угнетения, эксплуатации и несправедливости капитализма) и объективно-научной - убежденностью в обреченности капитализма и неизбежности победы социализма.

Отказ от революции в ходе не только социалистических (характерных для ранней социал-демократии), но и демократических преобразований в обществе вносит существенные коррективы в политику и идеологию современной социал-демократии, в том числе и российской. Она уже не может рассматривать себя в качестве революционной партии, находящейся в непримиримой оппозиции к существующему общественному строю, однако сохраняет за собой право оставаться в оппозиции к власти, если та расходится с ней в своих целях и задачах. Такую оппозицию можно назвать парламентской, что вовсе не означает ее полного согласия с существующим строем, примирения с его изъянами и недостатками. Но в любом случае ныне социал-демократия - это партия не революции, а реформы. Причем содержание предлагаемой ею реформы требует специального рассмотрения.

Для дальнейшего укрепления социал-демократических идей представляется необходимым не просто декларировать социальную справедливость, а, скорее, создавать необходимые правовые предпосылки ее реализации. Во-первых, социал-демократической партии необходимо включить в свою программу те права и свободы, которые отстаивают либеральные демократы. В этом вопросе не может быть и речи о противостоянии социал-демократов и либералов. Во-вторых, программа идей должна избавиться от элементов социального утопизма, ранее заставлявших социал-демократов требовать, забегая вперед, ликвидации частной собственности и рыночной экономики. В свое время это поняли и большевики, провозгласив переход к новой экономической политике.

Кроме того, следует преодолеть ситуацию, имеющую место на протяжении всей истории социал-демократии и заключающуюся в постоянном расхождении между собственной идеологией и той политикой, которую она вынуждена проводить, сообразуясь с реально сложившимися обстоятельствами. Причем, это расхождение особенно ярко проявляется в период проведения либеральных рыночных реформ. Именно на имеющиеся различия программных заявлений социал-демократии и необходимости соответствия политико-правовой реальности обращает внимание Х. Хайман [7. С. 92]. Однако совершенно очевидно: строить сегодня социал-демократическую политическую программу на полном отрицании рынка и частой собственности - значит обрекать себя на неминуемое поражение. Поэтому в современном постиндустриальном обществе базовое экономическое требование социал-демократии о соединении труда и собственности наполняется новым содержанием. Труд соединяется с собственностью в рамках культурного капитала. Это делает социал-демократию партией культуры, защищающей не просто гражданина и человека с его нравами, а «свободную индивидуальность, претендующую на измерение личного богатства освоением всей накопленной человечеством культуры» [4. С. 16].

Критический анализ собственной марксистской традиции побуждает социал-демократов к признанию того, что происходит крушение так называемого «реального социализма». В связи с этим перед лидерами и теоретиками данного политического движения встает задача заново определить понятие «демократический социализм». Однако, по мнению Хаймана, в этом нет необходимости. При этом он напоминает, что именно в германской социал-демократии была пересмотрена марксистская концепция социализма, - это сделал Эдуард Бернштейн. Он пришел к заключению, что марксистские теории о неизбежном крушении капитализма, классовая теория и теория абсолютного обнищания не согласуются с действительным положением вещей, и выдвинул положение об отказе от революционной стратегии в переходе к долгосрочной стратегии реформ. Этот путь, указывал Бернштейн, не приведет к созданию рая на земле, общества без конфликтов и без проблем. Поэтому политическая борьба за социалистические ценности и цели останется постоянной задачей. «Демократический социализм в духе Бернштейна, - подчеркивает Хайман, - включает в себя не только все демократические, но и все либеральные идеи и ценности» [7. С. 92,93]. Поэтому он не представляет собой позицию,

противоположную по отношению к идейно-политическому либерализму, более того, «не только по времени, но и по своему идейному содержанию является его законным наследием». Так как свободу для всех можно гарантировать путем организации, то социализм можно назвать «организованным либерализмом». Соперничество между социал-демократией и либеральными партиями объясняется не идейно-политическими противоречиями, но тем, что партии, назвавшиеся либеральными, в дальнейшем стали чистыми защитниками капитализма. Таким образом, Бернштейн еще на пороге XX в. предвосхитил критику системы «реального социализма», когда он предупреждал, что без демократии, децентрализации и экономической ответственности индивидуума обобществление средств производства приведет только к бессмысленному экспериментаторству и бесцельному насилию, и политическое господство рабочего класса на деле сможет осуществиться только в форме диктаторской революционной централизованной власти.

Кроме того, в своих трудах Бернштейн предостерегал от превращения людей в иждивенцев государства в результате замены самостоятельной экономической ответственности индивидуумов государственным попечительством. «Чувство собственной ответственности, - писал он, - как известно, только одна сторона социального принципа, другая его сторона - личная свобода. Одно без другого немыслимо. Как бы противоречиво это ни звучало, идея ликвидации чувства собственной ответственности индивидуума - совершенно антисоциалистическая. Альтернативой собственной ответственности могут быть либо полная тирания, либо разрушение всякого общественного порядка» [8. С. 105].

Таким образом, как показано выше, особое значение для социал-демократии имеет отказ от марксистской экономической концепции социализма. Частная собственность на средства производства имеет право на защиту постольку, поскольку она не препятствует развитию справедливого социального порядка. Рыночное хозяйство, свободная конкуренция и свободная предпринимательская инициатива признаются современными социал-демократами в качестве основополагающих инструментов экономического роста и экономической эффективности.

Именно благодаря последнему тезису партии социал-демократической ориентации возникают практически на всех континентах, за исключением Антарктиды. В условиях, когда в мире в начале XXI в. наблюдается новое столкновение - теперь уже не на идеологической (тоталитарные и демократические режимы), а на цивилизационной основе (в первую очередь между западным индивидуализмом и восточным традиционализмом, наиболее отстаиваемым исламским фундаментализмом), на долю именно социал-демократии выпадает роль связующего звена, прежде всего по той причине, что ее ценностные установки вбирают в себя как индивидуалистские, так и коллективистские начала [8. С. 94-110].

Таким образом, все вышеперечисленные аспекты, связанные с воззрениями социал-демократии в совокупности с достижением принципов солидарности и благосостояния, делают политико-правовые взгляды данного политического движения актуальными и в ныне существующих условиях развития правового государства и становления гражданского общества.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Межуев В. Социал-демократия как политика и идеология: российский вариант // Свободная мысль. 2001. №2.

2. Мысливченко А.Г. Западная социал-демократия: поиск обновления // Свободная мысль - ХХ1. 2000. №5.

3. Александров Ю. Социал-демократия и социализм. М., 1999.

4. Верещагина Е.В. Политическое аутсайдерство современной российской социал-демократии: монография. Ростов-н/Д, 2002.

5. Социал-демократы в Восточной Европе: реф. сб. / отв. ред. Б.С. Орлов, Л.Н. Шаншиева. М.: ИНИОН, 1992.

6. Бебель А. Наши цели. Одесса, 1905.

7. Хайман X. Предпосылки демократического социализма и задачи социал-демократии // Актуальные проблемы социал-демократии: реф. сб. АН СССР, ИНИОН. М., 1993. Вып. 1.

8. Орлов Б.С. Политическая культура социал-демократии и проблемы России // Вестн. Воронеж. ун-та. Сер. 1. Гуманит. науки. 1999. Вып. 2.

Поступила в редакцию 13.06.11

2011. Вып. 4 ЭКОНОМИКА И ПРАВО

Ya. V. Balobanov

Concept content and main guidelines in modern social democracy

The article considers main aspects of social democracy subject to the present urgency of political and legal views of the movement

Keywords: social democracy, socialism, democracy, liberalism, solidarity, political and legal aspect.

Балобанов Ярослав Викторович, старший преподаватель Balobanov Ya.V., senior lecturer

ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет» Udmurt State University

426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 4) 426034, Russia, Izhevsk, Universitetskaya st, 1/4

E-mail: [email protected] E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.