Научная статья на тему 'Содержание опытно-экспериментальной работы по развитию социального творчества учащихся сельской школы'

Содержание опытно-экспериментальной работы по развитию социального творчества учащихся сельской школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
86
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА / VILLAGE SCHOOL / ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА ОБРАЗОВАНИЯ / HUMANISTIC PARADIGM OF EDUCATION / СОЦИАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО УЧАЩИХСЯ / PUPILS' SOCIAL CREATIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кумирова С. С.

Статья основана на экспериментах, проведенных в сельской школе в с. Богданиха Ивановской области, и ставит своей целью определение условий для успешного развития социального творчества учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кумирова С. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTENT OF THE EXPERIMENTAL WORK ON DEVELOPMENT OF SOCIAL CREATIVITY OF A VILLAGE SCHOOL PUPILS

The article is based upon experimental materials from village school in Bogdanikha, Ivanovo region and aims to define the condi-tions for successful development of pupils' social creativity.

Текст научной работы на тему «Содержание опытно-экспериментальной работы по развитию социального творчества учащихся сельской школы»

СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА

УДК 37.013.42 ББК 74.04.73

СОДЕРЖАНИЕ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ СОЦИАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА

УЧАЩИХСЯ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ

С.С. Кумирова, аспирант кафедры педагогики Ивановского государственного университета, директор МОУ ВСОШ г. Кохма, (4932) 32-62-10

Статья основана на экспериментах, проведенных в сельской школе в с. Богданиха Ивановской области, и ставит своей целью определение условий для успешного развития социального творчества учащихся.

Ключевые слова: сельская школа, гуманистическая парадигма образования, социальное творчество учащихся. CONTENT OF THE EXPERIMENTAL WORK ON DEVELOPMENT OF SOCIAL CREATIVITY OF A VILLAGE SCHOOL

PUPILS

Kumirova S.S.

The article is based upon experimental materials from village school in Bogdanikha, Ivanovo region and aims to define the conditions for successful development ofpupils' social creativity.

Keywords: village school, humanistic paradigm of education, pupils' social creativity.

Идеи взаимодействия и сотрудничества социальных Опытно-экспериментальным путем было установлено, субъектов процесса образования в современном об- что наиболее эффективным средством комплексного форми-ществе приобретают особую актуальность. «Реализа- рования компонентов готовности учащихся к осуществлению СТ в сельском социуме является продуктивная технология социального проектирования. Предпосылками эффективности применения технологии социального проектирования становится участие сельских школьников в коллективной творческой деятельности.

Отталкиваясь от определения понятия «проектирование», данного Н.И. Загузовым [3, с. 178], мы определяем «социальное проектирование» как комплексную социально ориентированную деятельность, сочетающую в себе индивидуальный творческий процесс и процесс коллективного творчества.

Социальное проектирование находит свое выражение в совместной работе учащихся и учителей над социальным проектом.

В результате формирующего эксперимента нами были уточнены педагогические условия формирования готовности учащихся к осуществлению социального творчества в сельском социуме:

• социокультурная образовательная среда школы;

• гуманистическая воспитательная система школы социальной ориентации;

• система стимулов, способствующих социально-нравственному самоопределению каждого учащегося и добровольности их участия в СТУ в опоре на внутреннюю творческую социальную активность;

• «социальное портфолио» учащегося, которое используется в качестве комплексной оценки его участия в социальных проектах;

• система управления развитием социального творчества учащихся, обеспечивающая согласованность действий всех участников педагогического взаимодействия и чуткое их реагирование на наличествующую ориентацию учащихся на социальное творчество.

Намечены перспективы разработки комплексно-целевой программы развития социального творчества учащихся на региональном уровне.

Литература

1. Байбородова Л.В. Концепция педагогической деятельности ассоциации сельских школ // Сельская школа России: история и современность. Материалы Всероссийской конференции. - Ярославль, 2006.

2. Воронова Т.А., Засобина Г.А. Реализация в университете гуманистической парадигмы образования в условиях дополнительной профессионально-образовательной программы «Преподаватель» // Вестник ИвГУ. - 2000. - №2.

3. Загузов Н.И. Энциклопедия научной аттестации в 2 т. Сборник. - М.: НП «АПО», 2008. - Т. 1.

_ществе приобретают особую актуальность. «Реализация этих идей позволяет обогатить сферу социальных связей детей, обеспечить их адаптацию, автономизацию, социальную устойчивость и активность в условиях современной жизни, повысить культурный и образовательный уровень школьников, обогатить их социальный опыт, а также предоставить возможность осуществлять социальные пробы» [1, с. 8].

В условиях изменяющегося общества становится важным формирование у сельских школьников готовности к осуществлению социального творчества в сельском социуме как залога их успешной социальной адаптации и социализации.

Цель нашего исследования заключается в определении и научном обосновании комплекса педагогических условий, обеспечивающих эффективное развитие социального творчества учащихся сельской школы. Методологической основой исследования является гуманистическая парадигма образования, «в которой смысловой задачей существования человека провозглашается целенаправленное преобразование им не только окружающего мира, но и самого себя как главной разумной части этого мира, реализация природной функции человека - творить» [2, с. 131].

Мы определяем социальное творчество учащихся (СТУ) сельской школы как практико-ориентированную деятельность, направленную на целесообразное изменение и преобразование окружающей среды сельского социума на основе сотрудничества взрослых и детей в работе над совместным социальным проектом.

Сформулированная нами цель исследования конкретизирована в системе исследовательских задач, каждая из которых была решена на соответствующем этапе опытно-экспериментальной деятельности. Схема опытно-экспериментальной деятельности по изучению педагогических условий развития СТУ сельской школы представлена на рис. 1.

Базами для проведения экспериментального исследования были определены Богданихская сельская школа Ивановской области и детский оздоровительный лагерь «Игнатов-ский» Вичугского района Ивановской области.

В ходе формирующего эксперимента были проверены две стратегии решения исследовательских задач. Первая стратегия формирования готовности учащихся к осуществлению социального творчества в сельском социуме была направлена на формирование каждого компонента, а именно: мотивационного, содержательного, операционального, эмоционально-волевого, рефлексивного. Вторая стратегия реа-лизовывалась через комплексное формирование готовности учащихся к осуществлению социального творчества в сельском социуме как личностного интегрального качества.

Цель: определить возможности участия Богданихской школы в опытно-

экспериментальной работе.

Задачи

1. Выявить приоритетные функции Богданихской сельской школы среди жителей микрорайона школы, особенности сельского социума.

2. Соотнести полученный результат с общепедагогическим анализом специфики функционирования сельских школ страны.

3. Определить реально существующие педагогические условия развития СТУ, сложившиеся в процессе стихийного формирования готовности учащихся к осуществлению СТ в сельском социуме.

Цель: зафиксировать результат стихийного формирования готовности учащихся к осуществлению СТ в сельском социуме при существующих педагогических условиях.

Задачи

1. Определить показатели формирования готовности учащихся к осуществлению СТ в сельском социуме.

2. Выявить наличие проблем в сфере взаимоотношений между субъектами социально ориентированной воспитательной системы школы, а именно: «учитель - ученик», «ученик - ученик», «ученик - родители», «ученик - другие люди из социального окружения ребенка».

3. Выявить наличие направлений преобразовательной деятельности учащихся в окружающей среде: школа, территория около школы, сельский социум; в социальной сфере сельского социума.

4. Выявить влияние участия подростков в социальном творчестве на самосовершенствование себя в СТ.

Формирующий эксперимент 2004-2006 гг.

8а и 8б кл. (35 чел.) Богданихской шко-

Летний загородный лагерь: гр. спец. набора из 8а и 8б (21 чел.) и гр. допол. набора из других школ региона (12

9а и 9б кл. (36 чел.) Богданихской школы Ивановской области

Отсроченный эксперимент 2006-2007 гг.

10 кл.-17 чел. школы ПТУ-15 чел. Кол-лежд-4 чел.

Цель: опытно-экспериментальным путем проверить, какие педагогические условия развития СТУ являются наиболее эффективными применительно к процессу формирования готовности учащихся к осуществлению СТ в сельском социуме.

Задачи

1. Реализовать комплекс педагогических условий (КПУ) развития СТУ сельской школы, выявленных в ходе анализа научной литературы и практической деятельности по проблеме исследования на подготовительном этапе.

2. Проверить две стратегии формирования готовности учащихся к осуществлению СТ в сельском социуме (покомпонентно и комплексно).

3. Уточнить и описать новый комплекс педагогических условий, обеспечивающих эффективное развитие социального творчества учащихся (СТУ) сельской школы.

4. Доказать эффективность КПУ развития СТУ.

Покомпонентное формирование готовности учащихся к осуществлению СТ в сельском социуме

Комплексное формирование готовности учащихся к осуществлению СТ в сельском социуме

Направления опытно-экспериментальной деятельности

Цель: проверить достоверность полученных результатов опытно-экспериментальной работы в ходе формирующего эксперимента через получение отсроченного результата.

Задачи

1. Получить отсроченный результат, подтверждающий эффективность выявленного КПУ развития СТУ.

2. Выявить признаки процесса самоорганизации учащихся в осуществлении СТ в окружающей среде сельского социума, в ближайшем социальном окружении выпускников школы.

лы

Рис.1. Опытно-экспериментальная деятельность по изучению педагогических условий развития СТУ сельской школы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.