Научная статья на тему 'Содержание налогового консалтинга и перспективы его развития в РФ'

Содержание налогового консалтинга и перспективы его развития в РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1017
197
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВЫЙ / КОНСАЛТИНГ / ПРОБЛЕМЫ / ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ / CONSULTING / PROBLEMS / PERSPECTIVES OF THE DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Улыбина Лариса Витальевна

Рассмотрены сущность налогового консалтинга, проблемы формирования и перспективы развития рынка консультационных услуг в сфере налогообложения в РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTENTS OF TAX CONSULTING AND PERSPECTIVES OF IT'S DEVELOPMENT IN RUSSIAN FEDERATION

The article reflects the essence of tax consulting, problems of establishing and perspectives for the development of tax consulting service in Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Содержание налогового консалтинга и перспективы его развития в РФ»

Л.В. УЛЫБИНА

СОДЕРЖАНИЕ НАЛОГОВОГО КОНСАЛТИНГА И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО РАЗВИТИЯ В РФ

Ключевые слова: налоговый, консалтинг, проблемы, перспективы развития.

Рассмотрены сущность налогового консалтинга, проблемы формирования и перспективы развития рынка консультационных услуг в сфере налогообложения в РФ.

L.V. ULIBYNA

CONTENTS OF TAX CONSULTING AND PERSPECTIVES OF IT'S DEVELOPMENT IN RUSSIAN FEDERATION

Key words: tax, consulting, problems, perspectives of the development.

The article reflects the essence of tax consulting, problems of establishing and perspectives for the development of tax consulting service in Russian Federation.

В период перехода России к экономическому росту все большее значение приобретают задачи становления и эффективного развития нового института -института консалтинга, или консультирования.

В настоящее время консалтинг в большинстве развитых стран мира выступает как отдельный сектор экономики, по темпу роста уступающий только рынку информационных технологий. Основной причиной такого роста является объективная тенденция к углублению специализации управленческого труда, проявляющейся в непрерывном усложнении хозяйственных связей, договорного и финансового законодательства, появления новых бизнес-технологий и т.д.

В составе рынка консалтинговых услуг важное место принадлежит налоговому консалтингу. На сегодняшний день это наиболее динамично развивающаяся область консультационных услуг. В 2006 г. на ее долю приходилось 16,23% в структуре рынка консалтинговых услуг РФ, что обеспечило данной отрасли 3-е место после оказания услуг в сфере информационных технологий и управленческого консалтинга (рисунок).

Оценочная деятельность; 8,15

Общее управление и нистрирование;

8,08

Фи нансовое управление; 6,37

Юридический консалтинг; 5,06

предприятий; 2,67

Маркетинг; 2

Производство; 1,69

ение ом; 1,32

Структура российского рынка консалтинга [3]

Следует отметить, что необходимость в налоговом консультировании возникла в нашей стране одновременно с созданием налоговой системы и была обусловлена следующими моментами.

Сформированная в РФ в 1992 г. налоговая система не отличалась написанием единой концепции системы налогообложения и стабильностью налогово-

Налоговый консалтинг; 16,23

Информационнь технологии; 39,

Реструктуризация

_Пппни о1

го законодательства, что существенно усложняло положение налогоплательщика. Введение в действие Налогового кодекса РФ несколько упростило эту ситуацию. Однако на сегодняшний день процесс корректировки налогового законодательства еще не закончен: в Налоговый кодекс вносятся постоянные поправки, Минфин публикует противоречащие друг другу письма, арбитражные суды выносят разные решения по аналогичным делам. В результате этого бухгалтер остается один на один с налоговой инспекцией в решении проблемных ситуаций.

Согласно Налоговому кодексу РФ, каждая фирма вправе получать от государственных органов разъяснения, связанные с исчислением и уплатой налогов. Однако закон предусматривает, что в обязанности ФНС входит лишь информирование налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, порядке их исчисления и уплаты, а также предоставления форм отчетности (п. 4 ст. 32 НК РФ). Кроме этого, из-за наличия других приоритетных направлений деятельности разъяснительная работа не является для налоговых органов основной и не удовлетворяет в полном объеме запросов налогоплательщиков. Возникшую нишу полноценно заполнили налоговые консультанты, основной задачей которых является защита интересов налогоплательщиков.

Исходя из вышесказанного, можно выделить три этапа развития налогового консультирования в России, основные черты каждого из которых сложились под влиянием особенностей становления и развития налоговой системы в Российской Федерации (таблица).

Этапы развития налогового консультирования в России [1]

Период Характеристика этапа Характеристика консультационных услуг

1992-1998 гг. Становление налоговой системы в РФ происходило одновременно с созданием рыночных отношений в экономике. На этапе становления налоговой системы центр тяжести налогового бремени переносится с одного направления на другое: прибыль, доходы, имущество Спрос на консультационные услуги информационного характера о введенных налогах, об изменениях и дополнениях по налоговому законодательству; о порядке применения нормативно-правовых актов по налогообложению и т.п.

1998-1999 гг. Стихийно развивающиеся рыночные отношения привели к экономическому кризису 1998 г., который обострил проблему мобилизации доходов в государственный бюджет. Налоговая политика приобрела преимущественно фискальный характер, что повлекло за собой чрезмерное изъятие доходов налогоплательщиков Налоговое консультирование по анализу применяемых схем, позволяющих сокращать налоговые платежи в бюджет. Спрос на услуги по налоговому консультированию касается в основном вопросов минимизации налогов.

2000 г. -по настоящее время Совершенствование налоговой системы происходит в направлении последовательного снижения налогового бремени с переориентацией налоговой нагрузки на конечного потребителя. Стабилизация налоговой системы, введение налогового кодекса, сокращение числа налогов Появление новой категории профессиональных участников рынка услуг - налоговых консультантов. Активное развитие в России консультационного бизнеса, появление крупных отечественных аудиторских, консультационных и юридических компаний с большим штатом специалистов

О современном развитии процесса налогового консультирования в нашей стране говорят следующие факты. С 2000 г. должность консультанта по налогам и сборам была включена Министерством труда РФ в Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих. В январе 2002 г. создана Палата налоговых консультантов, Президентом который был назначен известный специалист в области налогообложения доктор экономических наук, профессор Д.Г. Черник. Одной из важных задач деятельности Палаты является организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации налоговых консультантов.

Налоговый консалтинг представляет собой деятельность по оказанию налогоплательщикам консультационных, информационных и представительских услуг по уплате и исчислению налогов [1]. При этом следует акцентировать внимание на том, что это деятельность независимых от налоговых органов субъектов, осуществляемая в интересах налогоплательщика.

Особенностью функционирования рынка консалтинговых услуг в области налогообложения является то, что цель оказания таких услуг налогоплательщику состоит в снижении сумм налоговых платежей в бюджет, осуществляемое в рамках действующих правовых документов и процедур.

В состав предоставляемых консультационных услуг в сфере налогообложения входит обеспечение налогоплательщиков информацией по применению законодательства о налогах и сборах; текущее и перспективное налоговое планирование; оценка налоговых последствий сделок и инвестиций; разъяснения по различным вопросам налогообложения организаций и физических лиц; оптимизация налогообложения и разработка налоговых схем; внедрение информационных систем учета, отчетности и консультации по работе с ними; консультационное сопровождение в ходе выездной и камеральной налоговой проверки; юридическая поддержка, связанная с представительством интересов клиента в суде по налоговым спорам и т.д. При этом следует отметить ежегодное расширение спектра предоставляемых услуг по налоговому консультированию.

Однако, несмотря на то, что рынок российского налогового консалтинга развивается достаточно динамично, все же его объемы намного уступают объемам развитых стран, а количество консультантов, приходящееся на 10 тыс. жителей, так называемая «консультантовооруженность», в России характеризуется очень низкими показателями и фактически не используется официальными органами. При этом исследования показывают наличие многообразных управленческих проблем на российских предприятиях, в решении которых могла быть актуальной помощь консультантов, а также осознание этих проблем руководством предприятий. Так, проведенные в 2006 г. среди топ-менеджеров российских компаний исследования показали, что в качестве приоритетных задач менеджмента 39% опрошенных выделяют финансовые; 24% - налоговые; 21% - маркетинговые; 10% - стратегические; 6% - производственные задачи [2]. Однако при этом менее половины российских руководителей готовы доверить вопросы разработки управленческих решений в области финансового и налогового менеджмента внешним консультантам.

Изучение фактического состояния российского консультационного рынка в области налогообложения позволило выявить и классифицировать основные причины его недостаточной развитости:

- недостаток конкуренции на российском рынке. Объективная потребность обращения к консультантам возникает в условиях высокой конкуренции, когда цена неверного управленческого решения очень высока и от хозяйствующего субъекта постоянно требуется повышение эффективности его

деятельности. Так как во многих отраслях производства в России до сих пор нет достаточно жесткой конкуренции, остается возможность принимать не всегда эффективные управленческие решения, даже совершать ошибки, и при этом сохранять свои позиции на рынке;

- недостатки управленческой культуры. Во-первых, многие руководители не понимают, что управленческие решения в области налогообложения требуют высокой компетенции и глубоких специальных знаний. Во-вторых, они психологически не готовы делегировать некоторые этапы принятия решений внешнему консультанту. В-третьих, на консалтинг, как сферу, связанную со знанием и интеллектом, в нашей стране традиционно смотрят как на область, за которую платить не нужно и которая, как культура или образование, должна финансироваться по остаточному принципу;

- недостатки культуры консультирования. В настоящее время налоговый консалтинг не регламентируется специальными законодательными актами и для осуществления консультационной деятельности юридическим и физическим лицам не требуется соответствующая лицензия, недостаточно источников, из которых клиенты могли бы узнать о надежности и профессионализме отдельного консультанта или консалтинговой компании. Как следствие - приход в консалтинг людей с низким профессиональным уровнем, дилетантов, не соблюдающих этические нормы консалтинга, что негативно отражается на общем качестве консалтинговых услуг и имидже консультанта в глазах российских руководителей предприятий и индивидуальных предпринимателей;

- недостаток финансовых средств. Услугами консультантов пользуются в основном крупные предприятия, так как средний и малый бизнес, как правило, не имеет достаточного количества денежных средств для оплаты их советов.

Проблемы российского консалтинга в области налогообложения связаны с тем, что этот сегмент рынка услуг только начинает развиваться и. соответственно, особое внимание необходимо уделить выявлению основных проблем и перспектив его развития. Одной из серьезных проблем дальнейшего развития данной отрасли, как было уже отмечено выше, является отсутствие законодательного обеспечения деятельности налоговых консультантов при значительной востребованности их услуг. При этом ответственность за проделанную работу налоговые консультанты несут наравне с остальными специалистами финансового сектора. Чтобы исправить сложившуюся ситуацию, Палатой налоговых консультантов в конце 2006 г. был подготовлен законопроект «О налоговом консультировании», который поступит на рассмотрение в парламент и будет принят в течение 2008 г. Проект Закона «О налоговом консультировании» оговаривает права и обязанности как консультанта, так и консультируемого. Этот документ будет не только регламентировать деятельность в данной сфере, но и уменьшит риск обеих сторон остаться недовольными оказанными услугами.

Еще одной проблемой является то, что значительная часть налоговых консультантов в Российской Федерации не имеет профильного образования. В связи с этим необходима разработка мер по подготовке высокопрофессиональных специалистов по данному направлению. Основными критериями качества их подготовки на сегодняшний день являются компетентность и профессионализм.

Весь комплекс проблем по подготовке профессиональных налоговых консультантов, по нашему мнению, должны решать высшие учебные заведения, выпускающие специалистов требуемой квалификации, а также осуществляющие дополнительное образование и переподготовку.

Развитие профессионального ресурса налоговых консультантов в нашей стране осуществляется через систему обучения, включающую довузовскую

подготовку, обучение в вузе, повышение квалификации и переподготовку. Следует отметить, что в настоящее время практически в каждом экономическом вузе имеет место подготовка экономистов по специальности «Налоги и налогообложение», но только в некоторых из них осуществляется подготовка по двум направлениям: «Налоговое администрирование» и «Налоговое консультирование», что объясняется спецификой деятельности будущих специалистов и фактическим отсутствием методологической и учебно-методической базы, обусловленным не до конца установленным институциональноправовым статусом налогового консультанта. В результате необходимо совершенствование образовательной деятельности с ориентацией на перспективу роста потребности в специалистах по налоговому консультированию.

Исходя из сущности налогового консультирования как нового вида деятельности в российской практике в программе подготовки студентов по специальности «Налоги и налогообложение» особо выделена дисциплина «Организация и методика налогового консультирования», позволяющая раскрыть специфику будущей деятельности выпускников. По ней предусматриваются большее по сравнению с другими дисциплинами специализации количество учебных часов, ориентация на деловые игры и другие виды активного обучения.

Особое внимание при подготовке специалистов данного профиля уделяется преподаванию дисциплины «Прогнозирование и планирование в налогообложении». Эта дисциплина состоит из двух самостоятельных блоков: планирование налоговых поступлений на макроуровне и налоговое планирование в организации (микроуровень), что является одним из главных направлений практической деятельности налогового консультанта при оказании соответствующих услуг клиенту.

Кроме того, предусмотрен спецкурс «Этика делового общения», необходимый не только для внешних налоговых консультантов, но и для специалистов, которые будут заниматься вопросами налогообложения и налоговой оптимизации непосредственно в своих организациях (внутренний налоговый консультант).

С учетом новизны специализации «Налоговое консультирование» и отсутствия в связи с этим аналитического обобщающего материала по итогам трехлетнего периода подготовки специалистов данного профиля основное внимание необходимо уделить методологическим основам формирования модели подготовки специалиста по налоговому консультированию. Разработка такой модели должна быть основана на программно-целевом методе, который предполагает постоянную ориентацию на конечную цель - подготовку квалифицированного конкурентоспособного специалиста, быстро адаптирующегося к новым условиям труда; предусматривает комплексное включение в целостный процесс подготовки всех необходимых и достаточных мероприятий для достижения этой цели.

Таким образом, непременным условием дальнейшего развития налогового консультирования в нашей стране является подготовка высокопрофессиональных специалистов по данному профилю. Принципиальное значение при этом имеет реализация мер по совершенствованию учебного процесса, перечня изучаемых дисциплин, методики преподавания, по разработке методических материалов, организации активных методов обучения, оценки полученных знаний.

На наш взгляд, профессия «налоговый консультант» имеет огромные перспективы в России. По мере реформирования налогового законодательства, когда упрощается система налогообложения, эта профессия не теряет своей актуальности. С упрощением налогового законодательства могут лишь измениться акценты в работе налогового консультанта. Если сейчас при сложной российской системе налогообложения налоговый консультант в первую очередь должен внести ясность в ее понимание для конкретного налогоплательщика, то

в дальнейшем его миссия, в основном, может заключаться в разработке методов налогового планирования и оптимизации налогообложения.

Литература

1. Башкирова Н.Н. Основы налогового консультирования / Н.Н. Башкирова, Е.Б. Сугробова. М.: Изд. Дом «Магистр-Пресс», 2008. 175 с.

2. Кирина Л.С. Формирование и развитие рынка услуг налогового консультирования в России: опыт, проблемы, перспективы / Л.С. Кирина. М.: ЗАО «Издательство "Экономика"», 2006. 240 с.

3. Кращенко Л.Н. Российский консалтинг-2006 / Л.Н. Кращенко, В.В. Ханферян // Аудитор. 2007. № 6. С.13-25.

4. Маринко Г.И. Управленческий консалтинг: учеб. пособие / Г.И. Маринко. М.: ИНФРА-М, 2005. 380 с.

УЛЫБИНА ЛАРИСА ВИТАЛЬЕВНА родилась в 1975 г. Окончила Московский университет потребительской кооперации. Кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры налогов и налогообложения Чебоксарского кооперативного института (филиала) Российского университета кооперации. Область научных интересов - проблемы теории и практики налогообложения, становление и развитие рынка налогового консалтинга. Автор более 30 научных публикаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.