Научная статья на тему 'Содержание музыкально-коммуникативного образования учителя музыки в вузе'

Содержание музыкально-коммуникативного образования учителя музыки в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
453
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / МУЗЫКАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МУЗЫКАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНАЯ ЛИЧНОСТЬ / МУЗЫКАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / MUSIC COMMUNICATION / MUSIC-COMMUNICATION EDUCATION / MUSIC-COMMUNICATION PERSON / MUSIC-COMMUNICATION COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Миронова Марина Петровна

В статье анализируются содержание музыкально-коммуникативного образования в профессионально-педагогической сфере и практические формы музыкально-коммуникативной деятельности. Формулируются ключевые понятия, определяются цель и задачи музыкально-коммуникативного образования в педагогическом вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Contents of music-and-communication education of a music teacher in higher school

The article analyzes the contents of music-and-communication education in the vocational-pedagogical area and practical forms of music-and-communication activities. Key concepts are defined, the purpose and objectives of music-and-communication education in a pedagogical university are revealed.

Текст научной работы на тему «Содержание музыкально-коммуникативного образования учителя музыки в вузе»

М. П. Миронова

(Саранск)

СОДЕРЖАНИЕ МУЗЫКАЛЬНО-КОММУНИКАТИВН ОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ В ВУЗЕ

В статье анализируются содержание музыкально-коммуникативного образования в профессионально-педагогической сфере и практические формы музыкально-коммуникативной деятельности. Формулируются ключевые понятия, определяются цель и задачи музыкально-коммуникативного образования в педагогическом вузе.

В современных условиях коммуникативные знания и умения все больше признаются обязательным и необходимым компонентом гуманитарного образования и поэтому включаются в систему критериев профессиональной компетентности педагога-музыканта. Соответственно становится необходимым обоснование концептуальных основ музыкальнокоммуникативного образования в педагогическом вузе, его цели, задач и структур но-со-держательных компонентов. Актуальность данного исследовательского направления вызвана необходимостью разрешения возникшего противоречия между возрастающими требованиями к личности учителя музыки в связи с инновационными процессами в российском образовании и несоответствием уровня музыкально-коммуникативной образованности как профессионально важного качества педагога этим требованиям.

В данной статье предпринята попытка определить содержание музыкально-коммуникативного образования, для чего необходимо вначале соотнести данное понятие с более распространенным теоретическим конструктом - коммуникативным образованием. Согласно принятым в настоящее время представлениям, коммуникативное образование выступает как «совокупность межкультур-ных, языковых, межличностно-коммуникационных и дискурсивных знаний и умений, в основе которых лежит концепция развития языковой личности, способной к продуктивному общению» [1, с. 23], как «процесс формирования коммуникативных знаний, умений, развитие коммуникативных качеств личности и накопление профессиональнокоммуникативного опыта» [2, с. 9]. Идеи коммуникативного образования выражаются как в опытах построения соответствующих онто-

логий [3], так и в разработке конкретных моделей учебного процесса, призванных заменить ныне действующие педагогические устройства.

Задачи, которые ставит такое коммуникативное образование, обычно связываются с тем, чтобы научить специалистов гуманитарного профиля эффективно строить общение (коммуникативный процесс] и управлять им [4]. При таком подходе коммуникация вводится в образование как отдельное дисциплинарное поле знания с целью подготовки будущего специалиста к тому, чтобы быть «грамотным коммуникатором», что может рассматриваться как важная задача в процессе профессионализации и преобразования социальных отношений.

Ряд ученых говорят о «коммуникативном повороте» современного образования, имея в виду поворот образования к самим формам осуществления коммуникации и самоосуще-ствления в коммуникации, а также акцентируя внимание на процедурном характере образовательной коммуникации. «Коммуникативный поворот - процедура выработки образовательных ситуаций в качестве коммуникативных практик» [5, с. 25].

Таким образом, само коммуникативное образование рассматривается в первую очередь, как практическое образование, представляющее собой конгломерат коммуникативных практик или действий, утверждающих и поддерживающих определенный тип знания и понимания [6]. В процессе такого взаимопроникновения образования и коммуникации образование становится коммуникативным (коммуникативные отношения конституируют саму ткань образования], а коммуникация - образовательной, так как приобретаемый в процессе обучения образователь-

ный опыт трансформирует те или иные формы коммуникации.

Какого рода коммуникативные практики могут быть актуализированы в профессиональной подготовке педагога-музыканта? Для ответа на этот вопрос необходимо кратко очертить педагогический ракурс музыкальной коммуникации.

В современном гуманитарном знании утвердился системный взгляд на природу художественной коммуникации (М. С. Каган], который позволяет ученым рассмотреть с этих позиций феноменологию музыкальной коммуникации. По определению А. С. Якупова, музыкальная коммуникация есть «открытая, сложно организованная система, обеспечивающая циркулирование неоднородной (слуховой, визуальной и иной] информации в обширном пространстве-времени, охватываемом музыкальной культурой» [7, с. 2]. Основными составляющими этой системы являются музыкальное творчество, музыкальное произведение и музыкальное восприятие. Одновременно «музыкальная коммуникация выступает как подсистема систем более высокого порядка, таких как художественная культура общества и его духовная культура» [10].

В отличие от широко понимаемой общественно-музыкальной коммуникации коммуникация в прикладных сферах может иметь более узкую функциональную направленность. В частности, в сфере образования центральной осью музыкально-коммуникативного процесса становится потребление (восприятие, осмысление, интерпретация] и оценка музыкально-культурных ценностей, а его специфика заключается в первую очередь в умении понимать музыкальный язык и переживать то, что с его помощью транслируется. В этом смысле показательна позиция Д. К. Кирнарской, которая определяет музыкальную коммуникацию как «процесс порождения, трансляции и понимания содержательной музыкальной речи» [8, с. 49].

В образовательной транскрипции музыкальную коммуникацию обычно рассматривают как способ художественного общения (взаимодействия] с музыкой, позволяющий человеку познать окружающий мир и себя в этом мире. Специфика музыкальной коммуникации состоит в её способности пробуждать отклик, своего рода «душевно-духовные движения», являющиеся результатом взаимодействия исполнителя, слушателя и самого

произведения, разворачиваемого во времени.

Таким образом, образовательная музыкальная коммуникация есть процесс художественного взаимодействия слушателя с музыкальным произведением с целью обогащения личностного мира индивида за счет присвоения образно-смыслового содержания, заключенного в музыке.

Возвращаясь к вопросу, поставленному выше, назовем ведущие, на наш взгляд, виды коммуникативной деятельности педагога-музыканта, выступающие в роли коммуникативно-образовательных практик и реализующие умения понимать и передавать содержание музыкального высказывания.

К одной из них отнесем слушательскую деятельность, смысл которой состоит в выстраивании внутреннего духовного «диалога» с творцом-композитором, благодаря чему происходит проникновение в суть музыки и в самого себя. В ситуации музыкальной коммуникации, относимой к сфере слушательского восприятия музыкального искусства, участвуют две стороны: личность воспринимающего и художественное явление - музыкальное произведение. Смысловое значение произведения, которое стремится воспринять, понять и соотнести с собственным опытом слушатель, существует не само по себе как постоянная и неизменная данность художественного текста, реализованная в совокупности технических средств, и не как форма воплощения авторского замысла, поскольку художественный результат не тождествен идее, его породившей. Оно существует только в постижении и выражается через слушательскую интерпретацию, реализуемую в словесных образах. Поэтому в качестве другой важнейшей коммуникативной практики в подготовке педагога-музыканта выступает коммуникационная музыкальная риторика, связанная с умением вербализовать музыкальнокоммуникативную информацию в форму публичного высказывания. Сложность данного процесса заключается в необходимости интегрировать внешний коммуникативный прием - точное и яркое слово о музыке - с более глубокими способами постижения музыкального языка как главного средства содержательного обобщения.

Актуализация в подготовке педагога-му-зыканта обозначенных коммуникативно-образовательных практик ведет к переосмыслению содержания музыкального образования.

Оказываясь коммуникативным, оно теряет ориентацию на усвоение разделенных на отдельные предметности знаний и обращается в сторону формирования музыкально-коммуникативной личности как личности, способной «вступать во взаимодействие» с музыкальным произведением и выступать полноправным субъектом художественного общения; личности толерантной и открытой всему другому и разному; личности, владеющей словом и культурой невербального общения.

Исходя из этого понятие «музыкальнокоммуникативное образование» можно трактовать как процесс формирования музыкально-коммуникативных знаний и умений в ходе освоения культурных ценностей, представленных в музыкально-художественной форме, с целью развития музыкально-коммуникативной личности, а также обеспечения высокого уровня коммуникативной компетентности, позволяющей осуществлять коммуникацию в границах собственно музыки.

В приведенном определении две дефиниции требуют своего дальнейшего уточнения. Что понимать под «музыкально-коммуникативной личностью» и что есть компетенция в музыкальной коммуникации?

Понятие коммуникативной личности обсуждалось в работах по коммуникативной лингвистике (В. В. Дементьева, В. И. Карасик,

О. А. Дмитриева, Е. А. Ярмахова, М. С. Салома-тина и др.] и социологии коммуникации (В. Б. Кашкин, В. П. Конецкая]. Ученые склонны определять индивидуальную коммуникативную личность как совокупность интегральных и дифференциальных характеристик и особенностей коммуникативного поведения. Определяющими для коммуникативной личности являются характеристики, которые составляют три основных параметра

- мотивационный, когнитивный и функциональный [9].

Мотивационный параметр, определяемый личностными потребностями (А. Н. Леонтьев, А. Маслоу] в художественном общении, занимает центральное место в структуре музыкально-коммуникативной личности и обеспечивает успешность ее коммуникативной деятельности уже на начальном этапе.

Потребность в музыкальной коммуникации можно определить как систему побуждений, включающих мотив как личностно-смысловое ценностное, творческое, познавательное отношение к музыке, осуществляемое в

деятельности художественного общения с автором (композитором], исполнителем, другими субъектами в процессе восприятия музыки.

Среди когнитивных характеристик музыкально-коммуникативной личности существенным является знание специфики языка и выразительных возможностей музыки (музыкального кода], обеспечивающих адекватное восприятие музыкально-содержательной информации, а также определенный уровень рефлексии - самоанализа внутренних психологических процессов под воздействием музыкального произведения.

Функциональный параметр определяет такие свойства личности, которые мы называем музыкально-коммуникативной компетентностью, а именно: практическая реализация в профессиональной деятельности музыкально-грамматических (музыкально-языковых], музыкально-речевых, музыкально-эстетических и музыкально-риторических компетенций. Перечисленные свойства обеспечивают: а] продуктивное владение музыкальной речью, проявляющееся в способности выражать себя на музыкальном языке и понимать его смысл в музыкальной речи других, б] построение речевых конструкций и дискурсов в соответствии с семантическим «полем значений» музыкального образа и правилами «словесного творчества».

Таким образом, мы рассматриваем музыкально-коммуникативную личность как совокупность индивидуальных свойств и характеристик личности, которые определяются степенью ее музыкально-коммуникативных потребностей, когнитивным диапазоном, сформировавшимся в процессе музыкального опыта, и собственно музыкально-коммуникативной компетенцией, обеспечивающей адекватное восприятие и передачу художественной информации в конкретной ситуации музыкальной коммуникации.

Говоря о компетенциях в музыкальной коммуникации, отметим, на наш взгляд, важнейшие из них: умение осознанно и эмоционально воспринимать музыкальное искусство, умение творчески слушать (т.е. слушать-мыслить, а не просто пассивно воспринимать] и интерпретировать музыкальное содержание, умение сформировать в своем сознании образ прослушанной музыки в соответствии с ее жанрово-стилевыми закономерностями, владение навыками художественно-

эстетического и отчасти - музыковедческого анализа произведений, умение вербализовать музыкально-коммуникативную информацию в форму публичного высказывания.

Музыкально-коммуникативная компетентность - есть функциональный комплекс личностно и профессионально значимых качеств, позволяющих реконструировать, воссоздавать в своем сознании художественнообразное и музыкально-смысловое содержание произведения в процессе духовно-интеллектуальной деятельности по его восприятию-познанию. Самое главное в музыкально-коммуникативной компетентности - это способность ориентироваться в музыкальнокультурном пространстве, быть субъектом коммуникативных взаимодействий в самых разных музыкально-коммуникативных практиках.

Конкретизируя музыкально-коммуникативные компетенции, мы определяем одну из

важнейших составляющих содержания музыкально-коммуникативного образования учителя музыки в вузе.

Таким образом, Музыкально-коммуникативное образование будущего педагога актуализирует профессионально-ориентированные практические формы музыкальной коммуникации: восприятие, понимание и вербализацию содержательной музыкальной речи. Целью его становится развитие музыкально-коммуникативной личности, способной выступать полноправным субъектом художественного общения и обладающей совокупностью индивидуальных характеристик. Важнейшими параметрами музыкально-коммуникативной личности становятся мотивационные потребности, когнитивно-рефлексивный опыт и музыкально-коммуникативная компетентность. Их формирование определяет актуальные задачи коммуникативного образования педагога-музыканта в вузе.

Литература

1. Афанасьева О. Ю. Педагогическое управление коммуникативным образованием студентов вузов: методология, теория, практика : автореф. ... дис. д-ра пед. наук. - Челябинск, 2008. - 36 с.

2. Громыкина Т. С. Коммуникативное образование как компонент профессиональной подготовки будущего специалиста социально-культурной сферы в вузе : автореф. ... дис. канд. пед. наук.

- Орел, 2009. - 22 с.

3. Петрова Г. И. Социальные коммуникации и коммуникативная онтология образования // Межкультурные взаимодействия и формирование единого научно-образовательного пространства / под. ред. Л. А. Вербицкой, В. В. Васильковой. - СПб.: Политехника-сервис, 2005. - С. 181-190.

4. Матьяш О. И., Биби С. А. Коммуникативное образование в России: история и современность // Сибирь. Философия. Образование: Научно-публицистический альманах- Вып. 7. - Новокузнецк: Институт повышения квалификации, 2003. - С. 60-76.

5. «Коммуникативный поворот» современного образования: сб. науч. ст. - Минск : Пропилеи, 2004. - 304 с.

6. Коммуникативные практики в современном обществе: сб. ст. / под ред. В. В. Васильковой, И. Д. Демидовой. - СПб.: Скифия принт, 2008. - 344 с.

7. Якупов А. Н. Музыкальная коммуникация : автореф. дис. ... д-ра искусствоведения. - М., 1995. - 48 с.

8. Кирнарская Д. К. Музыкально-языковая способность как компонент музыкальной одаренности // Вопросы психологии. -1989. - №2. - С. 47-59.

9. Конецкая В. П. Социология коммуникации. - М.: Между-народ. ун-т бизнеса и управления, 2004. - 304 с.

10. Черемисин А. М. Музыкально-коммуникативное событие: факторы формирования музыкального дискурса : дис. ... канд. фи-лос. наук. - Тамбов, 2004. - 162 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.