Научная статья на тему 'Содержание механизма публичного управления инвестиционным потенциалом территориальной социально-экономической системы'

Содержание механизма публичного управления инвестиционным потенциалом территориальной социально-экономической системы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
139
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Публичное управление / механизм управления системой / территориальная социально-экономическая система / инвестиционный потенциал / public administration / system management mechanism / territorial socio-economic system / investment potential

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Архипова Марина Валентиновна

Дается определение механизму публичного управления инвестиционным потенциалом территориальной социально-экономической системы. Раскрывается содержание и характеризуются составляющие данного механизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The mechanism of the territorial socio-economic system investment potential public administration is defined. The content of this mechanism is revealed, and its constituents are characterized.

Текст научной работы на тему «Содержание механизма публичного управления инвестиционным потенциалом территориальной социально-экономической системы»

M.V. Arkhipova Contents of the Mechanism of Territorial Socio-Economic System Investment Potential Public Administration

The mechanism of the territorial socio-economic system investment potential public administration is defined. The content of this mechanism is revealed, and its constituents are characterized.

Key words and word-combinations: public administration, system management mechanism, territorial socio-economic system, investment potential.

Дается определение механизму публичного управления инвестиционным потенциалом территориальной социально-экономической системы. Раскрывается содержание и характеризуются составляющие данно-

Ключевые слова и словосочетания: публичное управление, механизм управления системой, территориальная социально-экономическая система, инвестиционный потенциал.

УДК 338.24:330.322 ББК 65.050:65.263

М.В. Архипова

СОДЕРЖАНИЕ МЕХАНИЗМА

ПУБЛИЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ

ИНВЕСТИЦИОННЫМ

ПОТЕНЦИАЛОМ

ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ

СОЦИАЛЬНО-

ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

Я

Ч^адачи по модернизации российской экономики и ее инновационному развитию невозможно решать без инвестиций в реальный сектор экономики, в новые технологии, в обучение персонала. Следовательно, процесс преобразования отечественной экономики должен быть организован на инвестиционной модели роста, а инвестирование становится основой развития экономики государства и территориальных социально-экономических систем.

Несомненно, что в современных условиях эффективность инвестиционной деятельности непосредственно связана с умением управленческой команды разрабатывать реализуемые инвестиционные планы и обеспечивать повышение инвестиционной привлекательности территории, поэтому самого пристального внимания со стороны публичной власти требует задача установления на территории субъекта Федерации эффективных инвестиционных взаимоотношений. Необходимость и важность их установления обусловлена также тем, что на территориях субъектов РФ пока слабо работают саморегулируемые рыночные механизмы, а производственные отношения между субъектами хозяйствования различных отраслей экономики, как и отношения между участниками инвестиционной деятельности, далеки от совершенства.

2011 • ВЕСТНИК ПАГС

181

Эффективный механизм управления инвестиционным потенциалом территориальной социально-экономической системы нельзя сформировать без согласования и взаимосвязи различных его элементов. В целом комплекс управленческих мер должен быть направлен на мотивацию деятельности всех субъектов инвестиционной инфраструктуры по достижению целей и решению задач, предусмотренных социально-экономической политикой конкретного субъекта Федерации.

В самом общем смысле любой механизм можно рассматривать как систему для преобразования и передачи какого-либо состояния или движения. Трактовку механизму управления как «совокупности средств воздействия, используемых в управлении...» и как «...комплексу рычагов, используемых в управлении» дает Дж. Лафта [1, с. 61]. Э.М. Коротков рассматривает механизм управления как «совокупность мотивов деятельностной активности персонала, которые определяют как саму возможность, так и эффективность управления, от которых зависит восприятие воздействия» [2, с. 91]. Общеизвестно определение любого механизма управления как совокупности принципов, методов, инструментов и связующих процессов, обеспечивающих стабильность функционирования и целенаправленное развитие объекта управления в динамичной среде.

Наиболее содержательной и близкой к предмету исследования представляется трактовка В.М. Мишина, который рассматривает механизм управления как совокупность организационных и экономических компонентов, обеспечивающих согласованное, взаимосвязанное и взаимодействующее функционирование всех элементов системы для достижения целей организации [3, с. 46]. Механизм управления инвестиционным потенциалом территориальной социально-экономической системы, на наш взгляд, следует представить как систему управления, обеспечивающую сбалансированное развитие на конкретной территории сфер и объектов инвестирования, формирующих инвестиционный спрос, а также создание и функционирование объектов инфраструктуры, необходимы« для разработки, оценки, отбора и реализации инвестиционных проектов и инвестиционных программ.

В структуре механизма обязательно должны быть ведущий и ведомые элементы. При этом ведомые элементы могут быть весьма сложными и представлять собой либо отдельную систему, либо быть подсистемой более высокого порядка, которая будет исполнять уже роль особого ведущего элемента в другом процессе. Следовательно, решая проблему управления инвестиционным потенциалом, механизм управления данным процессом необходимо представлять сложным объектом исследования. Это означает, что такой механизм должен стать ключевым элементом общей системы управления инвестиционным процессом, являясь ее подсистемой, в которую входят множество составляющих более низкого порядка, обеспечивающих рост инвестиционного потенциала.

Если рассматривать механизм управления инвестиционным потенциалом конкретной территории в качестве системы, то ее подсистемами будут такие составляющие, как система государственного регулирования инвестиционного процесса, система инвестиционных нормативно-правовых документов, система

182 2011 • ВЕСТНИК ПАГС

стратегического территориального инвестиционного управления, система управления производственным потенциалом и другие. Ведущим же элементом в механизме управления инвестиционным потенциалом следует считать производственный потенциал, система управления которым ставит перед другими системами, подсистемами и элементами задачу устойчивого функционирования в едином режиме.

Система управления производственным потенциалом задает режим работы и механизму управления инвестиционным потенциалом в целом, поскольку предельная величина инвестиций, которую способна освоить территориальная социально-экономическая система в конкретный период времени, напрямую зависит от развития производственного потенциала в различных отраслях экономики (промышленности, строительстве, сельском хозяйстве). Именно падение рентабельности производственной сферы отражается на изменении предпочтений инвесторов и стимулирует отток капиталов из данной сферы, тем самым реализуя рыночный принцип распределения свободных ресурсов в рамках социально-экономической системы, основанный на критериях эффективного вложения капитала в производство.

В содержательном плане механизм публичного управления инвестиционным потенциалом территориальной социально-экономической системы будет представлять собой совокупность последовательно осуществляемых процессов, определяющих комплексное управленческое воздействие на субъекты инвестиционной деятельности в целях снижения для них инвестиционного риска, обеспечения гарантированного уровня дохода на инвестированный капитал и роста инвестиционного спроса на конкретной территории. Кроме того, подобный механизм должен представлять собой комплекс элементов, объединенных на полисистемной основе, обеспечивающих превращение инвестиционного потенциала в реальную инвестиционную емкость посредством активной разработки и реализации инвестиционных проектов. Полисистемность данного механизма означает, что каждый его элемент является системой управления соответствующей сферой либо системой, обеспечивающей эффективность деятельности в конкретной сфере.

Механизм публичного управления инвестиционным потенциалом территориальной социально-экономической системы должен быть ориентирован на стратегический аспект управления экономическим, социальным и инвестиционным развитием территориальной социально-экономической системы, отражающий формируемые территориальной властью стратегические цели, задачи, приоритеты и условия для инвестиционной деятельности. Подобная ориентация предполагает тщательный мониторинг, информационное обеспечение и прогнозирование социально-экономического развития территории, а также необходимость формирования региональной инвестиционной системы и создания условий для ее стабильной работы. Следовательно, основными элементами данного механизма должны быть нормативная, организационная, финансовая, кадровая и информационная составляющие, без которых любой механизм управления не может быть действенным. Такие составляющие могут с успехом реализовываться в рамках соответствующих аспектов региональной политики

2011 • ВЕСТНИК ПАГС

183

(в экономическом, социальном, промышленном, бюджетно-финансовом, кадровом и других).

Нормативная составляющая механизма представляет собой комплекс мер нормативно-правового регулирования инвестиционного процесса, основу которого составляют совокупность законодательных актов и нормативных документов, а также система законодательных и исполнительных институтов, обеспечивающих практическое применение данной нормативно-правовой базы. При отсутствии четкого правового регулирования инвестиций, юридического определения фундаментальных понятий и категорий в соответствующей области неизбежны сложности во взаимоотношениях между участниками инвестиционной деятельности, что скажется на эффективности публичного управления конкретной территорией в целом. Соответствующая нормативно-правовая база должна представлять собой целостную систему нормативно-правовых документов стратегического, отраслевого и оперативного характера, согласующих между собой функционально-структурные составляющие инвестиционной и инновационной политики, реализуемой на конкретной территории.

Организационный аспект состоит в создании необходимых элементов инвестиционной инфраструктуры и инфраструктуры публичного управления, ответственных в равной мере за благоприятные условия для поддержки и развития инвестиционного процесса, а также за формирование и реализацию государственной инвестиционной политики. Кроме того, для внедрения инноваций необходимо создание в регионе инновационно-предпринимательских экономических зон и института независимых инвестиционных советников. Наряду с этим необходимы еще такие организационные элементы, как бизнес-школы; центры поддержки малого предпринимательства и соответствующие фонды; научно-технические парки и инновационно-технологические центры; информационно-аналитические и консалтинговые центры и другие составляющие.

Финансовая составляющая механизма публичного управления инвестиционным потенциалом территориальной социально-экономической системы должна основываться на эффективном финансово-кредитном механизме региональной экономики, элементами которого являются банки и инвестиционные фонды, включая венчурные.

Кадровая составляющая механизма зиждется на дальнейшем развитии образовательных комплексов по обучению и переподготовке квалифицированных менеджеров и консультантов бизнеса, а также на высоких требованиях к представителям инновационного и инвестиционного менеджмента.

Информационный аспект содержания механизма публичного управления инвестиционным потенциалом территориальной социально-экономической системы должен базироваться на справочной, патентной, аналитической, технической и рекламной информации, представляемой в печатных и электронных средствах массовой информации.

Формирование механизма публичного управления инвестиционным потенциалом требует высокого уровня развития территориальной науки, без которой нельзя создать теоретических основ экономически эффективной инвестиционной системы. Акцент здесь должен быть сделан на соответствующем, с научной

184 2011 • ВЕСТНИК ПАГС

точки зрения, анализе работы всех предприятий и предпринимательских структур, функционирующих на территории субъекта Федерации в целях формирования полноценной информационной базы для государственной поддержки тех из них, кто осуществляет эффективную инновационную деятельность и имеет свою инвестиционную программу.

В рамках реализации инвестиционных проектов, получивших государственную поддержку, должен осуществляться мониторинг, целью которого становится получение информации для расчетов фактической эффективности и окупаемости поддерживаемых проектов. Это важно в силу того, что вложенные в экономику конкретного региона инвестиции повышают его производственно-хозяйственный потенциал и деловую активность; способствуют увеличению доходов от собираемых налогов; обеспечивают рост занятости населения на основе создания новых рабочих мест; позволяют поддерживать на высоком уровне состояние социальной сферы, снижая социальную напряженность. При осуществлении мониторинга следует ориентироваться на следующие показатели: срок окупаемости инвестиций; бюджетный эффект от реализации проекта; фактически получаемый чистый доход участниками инвестиционного процесса; число новых рабочих мест; продолжительность реализации инвестиционного проекта.

Составными частями инвестиционной политики территориальной социально-экономической системы должны стать инвестиционные программы каждого предприятия, отрасли, района и города, что обосновывает необходимость усиления функциональной значимости в публичном управлении территориальных систем мониторинга, прогнозирования и планирования, а также повышения качества их информационного и аналитического обеспечения, включая открытость информации о социально значимых результатах реализации инвестиционных проектов. В исходные положения такой инвестиционной политики следует закладывать четкую стратегическую направленность, которая, в свою очередь, станет основой функционирования механизма публичного управления инвестиционным потенциалом территориальной социально-экономической системы.

Эффективное функционирование механизма будет определяться следующими составляющими:

наличие соответствующего инструментария в виде системы нормативно-правовых документов стратегического, отраслевого и оперативного характера;

организационное, информационное и методическое обеспечение данного процесса в рамках его государственного регулирования на уровне федеральной власти и стратегического территориального инвестиционного управления;

мера согласованности инвестиционной и инновационной политики в их взаимосвязи с промышленной, экономической, социальной, аграрной, бюджетно-финансовой, кадровой и внешнеэкономической политикой, реализуемой на данной территории.

Таким образом, механизм управления инвестиционным потенциалом конкретной территории призван обеспечивать согласование инвестиционной и инновационной политики и их взаимосвязь с другими видами политики, реализуемыми на данной территории (бюджетно-финансовой, промышленной,

2011 • ВЕСТНИК ПАГС

185

аграрной, внешнеэкономической, кадровой и пр.). При этом важно учитывать влияние экономической и социальной политики государства на разработку и реализацию территориальной инвестиционной политики.

Библиографический список

1. Лафта Дж.К. Менеджмент. М., 2004.

2. Короткое Э.М. Концепция менеджмента. М., 1997.

3. Мишин В.М. Исследование систем управления: учебник для вузов. М., 2003.

A.Ya. Geller

Background and the Development of an Open Auction in Electronic Form as a Tool for Public Procurement

The background and nature of changes to the procedure of an open auction in electronic form for public use are investigated.

Key words and word-combinations: public procurement, auction, digital signature.

Исследуются предпосылки и характер изменений, вносимыге в процедуру открытого аукциона в электронной форме для государственных нужд.

Ключевые слова и словосочетания: государственный заказ, аукцион, электронная цифровая подпись.

УДК 658.71 ББК 65.41

А.Я. Геллер

ПРЕДПОСЫЛКИ И ПУТИ

РАЗВИТИЯ

ОТКРЫТОГО АУКЦИОНА

В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ

КАК ИНСТРУМЕНТА

ЗАКУПОК

ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ

НУЖД

I I ринятие в 2005 г. Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» [1] положило начало одной из наиболее радикальных реформ второй половины 2000-х годов, затронувшей массу экономических агентов на стороне государства и частного сектора. Сегодня проходит очередной этап реформирования государственного заказа - активное внедрение открытого аукциона в электронной форме.

Направление развития электронного аукциона для государственных нужд было задано Президентом РФ. 22 октября 2010 г. в блоге главы государства появилась видеозапись с Третьего съезда социальных работни-

186 2011 •

ВЕСТНИК ПАГС

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.