Научная статья на тему 'Содержание культурологического образования будущего педагога-музыканта'

Содержание культурологического образования будущего педагога-музыканта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
257
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КУЛЬТУРНОЕ САМОРАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лозовская Раиса Ивановна

Статья посвящена проблеме совершенствования содержания высшего музыкально-педагогического образования. Автор даёт характеристику культурологическому типу образования и раскрывает его возможности при подготовке педагога-музыканта. Особое внимание уделяется культурологическому аспекту в преподавании музыкально-педагогических дисциплин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Содержание культурологического образования будущего педагога-музыканта»

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 78 (07) ББК 85. 31р Л 72

Р.И. Лозовская

Содержание культурологического образования будущего педагога-музыканта

Аннотация:

Статья посвящена проблеме совершенствования содержания высшего музыкально-педагогического образования. Автор даёт характеристику культурологическому типу образования и раскрывает его возможности при подготовке педагога-музыканта. Особое внимание уделяется культурологическому аспекту в преподавании музыкально-педагогических дисциплин.

Ключевые слова:

Культурологическое образование, культурное саморазвитие личности, профессиональные ценности педагога-музыканта.

Под культурологическим типом высшего образования понимается процесс овладения личностью не только суммой знаний, умений и навыков, но, прежде всего, культурными смыслами и ценностями будущей профессиональной деятельности. В основе

культурологического образования лежит понимание культуры как творческого процесса, связанного с созданием, развитием и сохранением общечеловеческих ценностей.

Компонентами культурологического образования выступают: отношение к обучаемому как субъекту жизни и культуры, отношение к педагогу как посреднику между обучаемым и культурой, отношение к образованию как культурному процессу, отношение к образовательному учреждению как целостному культурно-образовательному пространству.

Образование культурологического типа предоставляет студенту возможность для культурного саморазвития в процессе обучения. Движущими силами такого типа образования являются личностные смыслы, диалог и сотрудничество его участников. Вхождение в мир культуры, самоопределение личности в мире культурных ценностей происходит благодаря тому, что содержание образования наполняется культурными смыслами, целостными представлениями о жизнедеятельности человека. Механизм приобщения к культурным смыслам и ценностям включает в себя этап их восприятия, этап их осознания, осмысления и понимания, этап переживания их содержания, этап принятия или отторжения.

Содержание образования педагога-музыканта в данном контексте должно быть наполнено профессиональными ценностями педагогической и музыкальной культуры. Основными ценностями педагогической культуры личности выступают познание, творчество, развитие, свобода. Музыкальная культура

является частью духовной культуры личности. Уровень развития музыкальной культуры определяется по степени музыкальной образованности, развитости музыкальных способностей, по наличию потребностей в приобщении к ценностям музыкального искусства. Среди компонентов музыкальной культуры ведущее место занимает музыкально-эстетический вкус, поскольку благодаря тому в какой именно музыке испытывает личность потребность, и какая именно музыка является для личности ценной, происходит либо духовное обогащение, либо духовное опустошение человека. Высокое музыкальное искусство наполнено познавательными, нравственными,

эстетическими ценностями, абсолютными формами

которых выступают Истина, Добро и Красота. Высокохудожественная музыка принимается личностью в том случае, если личность испытывает потребность в нравственных и эстетических идеалах, стремление к которым заключается в этой музыке.

Согласно мнению современных отечественных

учёных М. С. Кагана, Э. С. Маркаряна, В. Е. Давидовича, Ю. А. Жданова и др., приобщение личности к культуре происходит в результате деятельности. Придерживаясь этой позиции, следует отметить, что будущий педагог-музыкант должен иметь возможность реализовать свой культурный потенциал, удовлетворять свои культурные потребности не только в учебной, но и в музыкальнопедагогической деятельности. Возможность

осуществления такой деятельности студенты получают в период педагогической практики и при проведении экспериментальной работы в школе для выполнения дипломного проекта.

Одним из основных признаков осуществления образования культурологического типа является его ориентация на личность будущего специалиста. Лишь в этом случае профессионально-значимые ценности

приобретают личностный смысл для педагога-музыканта. Это происходит благодаря диалогичности общения педагога со студентами, проблемно-поисковым ситуациям в учебном процессе, свободе выбора содержания образования и способов его постижения.

Основными профессиональными ценностями для педагога-музыканта, на наш взгляд, являются ребенок как субъект музыкального образования и развития, и, музыка как средство духовного обогащения ребенка. Основной профессиональной потребностью учителя музыки выступает потребность в передаче ребенку ценностного отношения к музыкальному искусству.

Цель высшего музыкально-педагогического образования заключается не только в овладении студентами комплексом общекультурных, психологопедагогических, музыкальных знаний, умений и навыков, а, прежде всего, в развитии их личностных качеств, духовно-нравственной сферы будущего учителя, позволяющей передавать школьникам опыт эмоциональноценностного отношения к миру.

В соответствии с намеченной целью было проанализировано содержание высшего музыкальнопедагогического образования и внесены некоторые изменения. Аксиологический компонент образования является одним из основных в подготовке учителя музыки, поскольку его профессиональная деятельность в первую очередь направлена на формирование у школьников опыта эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру. Это подтверждается тем, что из трех основных задач музыкального образования школьников, выраженных в формировании эмоционального, осознанного и деятельнопрактического отношения к музыке, первому отдается предпочтение. Соответственно в процессе подготовки самого учителя важное место занимает приобретение опыта эмоционально-чувственного отношения к действительности, формирование у него системы профессиональных ценностей посредством их эмоционального переживания.

Для этого необходимо предоставить студенту наибольшую возможность общения с духовнонравственными ценностями музыкальной культуры. Аксиологический компонент образования выражается в наполненности преподаваемых дисциплин этими ценностями. Общекультурный блок дисциплин содержит в себе духовные ценности, представленные следующими предметами: философия, история мировых цивилизаций, культурология, эстетика, история религий, мировая художественная культура. Психолого-педагогические

дисциплины в первую очередь дают установку на ценностное отношение к личности ребенка, а также содержат другие ценности педагогической культуры,

постигаемые студентами в процессе обучения. Предметный блок музыкальных дисциплин наполнен высшими ценностями человеческого существования. Но, как уже было сказано, само высокохудожественное искусство не оказывает должного влияния на внутренний мир человека. Поэтому предметы музыкальнопедагогического блока, имея педагогическую

направленность, на наш взгляд, в большей мере, чем какие-либо другие, нацеливают будущего педагога на постижение ценностей музыкального искусства. Обучаясь мастерству педагогической организации музыкального образования школьников, студенты осознают механизм воздействия музыки на формирование личности человека. Кроме этого, блок музыкально-педагогических дисциплин интегрирует музыкальные, психолого-педагогические и общекультурные предметы. Знания, полученные из различных областей наук, на этих занятиях направляются в узкопрофессиональное русло, что способствует осознанию студентами необходимости единства их педагогической и музыкальной подготовки.

Содержание музыкально-педагогических дисциплин включает в себя знания по теории преподавания музыки, по методике преподавания музыки, по истории музыкального образования, по методологии музыкального образования. В государственном стандарте определены знания по этим предметам, нами определено ценностное содержание каждой дисциплины. Это позволяет акцентировать внимание студентов на профессиональных ценностях, в результате чего происходит их осмысление, переживание и приобщение к ним.

При изучении теории и методики преподавания музыки внимание студентов акцентируется на таких смыслах профессии учителя музыки как любовь к детям, переживание ребёнком содержания музыки,

самовыражение ребёнка в музыкальной деятельности, общение педагога с детьми посредством музыки. На примерах деятельности известных педагогов-музыкантов демонстрируется осуществление творческого подхода к музыкальному образованию школьников.

История музыкального образования предполагает знакомство студентов с зарождением и становлением музыкально-педагогического образования в нашей стране и за рубежом. Преподаватель нацеливает студентов на выявление актуальных для современного музыкального образования ценностей, накопленных историей развития музыкально-педагогической мысли. При изучении данной дисциплины выделяются такие ценности как уважение к личности ребёнка, стремление к гуманному характеру педагогической деятельности, музыкальное развитие личности и т. д. Всё это в целом составляет одну из главных профессиональных ценностей деятельности педагога-музыканта, а, именно отношение к ребёнку как к субъекту музыкального образования и развития.

Преподавание методологии музыкального образования нацелено на овладение студентами методом познания и преобразования музыкально-педагогической действительности. При изучении данной дисциплины выделяются такие ценностные смыслы как научное познание явлений музыкально-педагогической действительности, её творческое преобразование, самореализация личности в музыкально-педагогической деятельности. Особое внимание обращается на духовные ориентиры профессиональной деятельности учителя музыки.

В содержание блока музыкально-педагогических дисциплин был включен спецкурс «Основы духовной культуры учителя музыки». Целью данного спецкурса является активизация развития духовной культуры студентов и осознание ими необходимости этого процесса для осуществления педагогической деятельности.

Спецкурс «Основы духовной культуры учителя музыки» интегрирует ценностные смыслы профессиональной деятельности учителя музыки. Выделяются такие ценности как развитие духовной культуры школьника, постижение духовно-

интонационного содержания музыки, развитие потребности в музыке, передача ценностного отношения к музыке детям, духовно-творческая самореализация личности в музыкально-педагогической деятельности.

Освоение студентами способов организации духовного общения укрепляет их ценностное отношение к музыке и ребёнку.

В результате осуществления культурологического образования будущего педагога-музыканта происходит самовыражение его личности, знания, умения и навыки приобретают более осмысленный характер, они становятся личностно значимыми. Студент получает целостное видение профессиональных проблем, вариантов их решения. Развивается вариативность его мышления, повышается его творческая активность и самостоятельность. Приобретение культурных смыслов будущей профессиональной деятельности направляет все личностные проявления будущего специалиста в русло творческой самореализации его личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.