Научная статья на тему 'Содержание когнитивного компонента и доминирующие ценности в структуре экологического сознания военнослужащих срочной службы'

Содержание когнитивного компонента и доминирующие ценности в структуре экологического сознания военнослужащих срочной службы Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
373
168
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Армия и общество
ВАК
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / ЦЕННОСТИ / ИССЛЕДОВАНИЕ КОГНИТИВНОГО И АФФЕКТИВНОГО КОМПОНЕНТОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Селезнева Ольга Владимировна, Мамаева Наталья Анатольевна

Cтатья посвящена вопросу исследования элементов экологического сознания. Приведены результаты опроса военнослужащих срочной службы. Обсуждается соотношение когнитивного и аффективного компонентов при выборе значимых (с точки зрения угрозы) экологических проблем, а так же взаимосвязь доминирующих ценностей как компонентов экологического сознания военнослужащих срочной службы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Селезнева Ольга Владимировна, Мамаева Наталья Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Содержание когнитивного компонента и доминирующие ценности в структуре экологического сознания военнослужащих срочной службы»

УДК 57.026, ББК 28.08, С 29 О.В. Селезнева, Н.А. Мамаева

СОДЕРЖАНИЕ КОГНИТИВНОГО КОМПОНЕНТА И ДОМИНИРУЮЩИЕ ЦЕННОСТИ В СТРУКТУРЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ СРОЧНОЙ СЛУЖБЫ

При эксплуатации вооружения и военной техники (ВВТ) в основу обеспечения экологической безопасности военных объектов, наравне с глубоким знанием личным составом экологических требований и особенностей ВВТ, должно быть заложено осознание необходимости организации экологического мониторинга и контроля, эффективной работы очистных устройств, профилактики чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий.

Осознание данных аспектов тесно связано с готовностью военнослужащих к осуществлению экологически обоснованной деятельности как в социоприродной среде, так и в профессиональной. По сути это «установка», при осмыслении которой военнослужащий может самостоятельно проявлять активность при включении в экологическую ситуацию, мотивируя свою деятельность актуальными потребностями ее положительного разрешения как для выполнения поставленных перед ним военно-профессиональных задач, так и для благополучия личного состава, гражданского населения, общества в целом и окружающей природной среды [2,11].

Целостный многомерный и динамичный пласт в сознании военнослужащего, в котором представлены многовариантные аспекты его взаимодействия с окружающей средой и миром в целом, есть экологическое сознание, индикатором сформированности которого как раз является экологически осознанная и обоснованная военно-профессиональная деятельность [9,12].

В монографии И.А. Шмелевой представлен анализ современных теоретических представлений об экологическом сознании, психологии экологического сознания [9].

В рамках данной статьи важно положение о том, что экологическое сознание (ЭС), как и сознание вообще, имеет много форм и проявлений и, соответственно, возможно множество различных подходов к его изучению:

во-первых, ЭС можно рассматривать как генерализованную форму осознания потребностей человека;

во-вторых, ЭС можно рассматривать как реакцию на угрозу, как форму проявления психологического стресса с элементами фрустрации;

в-третьих, ЭС можно рассматривать как проявление конфликтных взаимоотношений человека и природы.

Не менее интересным и значимым, пишет И.А. Шмелева, является рассмотрение ЭС с точки зрения когнитивного анализа, в котором особое внимание уделяется роли и методу рефлексии в ЭС [9].

Пространство существования экологического сознания, по мнению авторов концепции психологии ЭС (С.Д. Дерябко, В.А. Ясвина, В.И. Панова), накладывается на так называемое «пространство» личности, которое не сводимо ни к одному из видов взаимодействия и занимает промежуточное положение между миром вещей, людей и природы (рис. 1).

В едином ЭС можно выделить определенную иерархию понятий и отношений: глобальное ЭС, региональное ЭС, локальное ЭС (рис. 2).

ЭС как таковое не выделяется в какую-то особенную область, оно является как бы голографическим отражением сознания вообще и отделяется от него лишь в процессе научного анализа. Индивид не знает, что является носителем ЭС.

Большинство авторов придерживается точки зрения о тройственном составе структурных компонентов ЭС: когнитивном, аффективном и конативном. Они выражаются в таких психологических образованиях, как установки, отношения, ценности. При этом ценности в сфере экологического сознания выступают как детерминанты конкретных установок, поведений и верований.

И.А. Шмелева утверждает, что успешность деятельности во многих аспектах зависит, в большей степени, не от приобретенных знаний и умений, а от определенных мотивационных целей [9].

Автор теории ценностей С. Шварц выделяет следующие основные характеристики ценностей:

Ценности - это убеждения (верования), но связанные непосредственно с эмоциями, а не с объективными «холодными» идеями.

Ценности - это мотивационный конструкт; они имеют отношение к задуманным целям, которых люди намереваются достигнуть.

Ценности направляют выбор или оценку действий, линий поведения, людей или событий.

С точки зрения тематики нашего исследования, интересна классификация ценностей, которую представляет И.И. Савич в своем диссертационном исследовании [7]. Ценности определяются как:

ценности-цели, составляющие мотивационно-целевой компонент «ядра» личности;

ценности-знания, ценности-умения и ценности-навыки, составляющие содержательно-процессуальный компонент «ядра» личности;

ценности-взгляды и ценности-убеждения, определяющие стремление к нравственным эмоциональным проявлениям, к лидирующему виду ценностно-значимой деятельности.

Мы считаем, что именно ценности как форма убеждений и представления мотивационных целей личности должны лежать в основе экологически осознанной и экологически обоснованной военно-профессиональной деятельности.

Однако, как показывает анализ философских, педагогических, психологических, методических исследований, в настоящее время все больше

обостряется противоречие между потребностью общества в военном профессионале, обладающем способностью обеспечить экологическую безопасность при решении военно-профессиональных задач, и реальным уровнем экологического сознания военнослужащих, в том числе (а может быть и особенно) военнослужащих срочной службы [1, 3-5, 7, 8, 10-13].

Обозначим общие проблемы, отмечаемые в структуре экологического сознания военнослужащих:

на мотивационном уровне - в большинстве процентов случаев отсутствие личного интереса и эмоциональной включенности в работу по охране и восстановлению окружающей среды;

на ценностно-смысловом уровне - преобладание потребительского подхода к природе; низкий уровень восприятия экологических проблем как личностно значимых;

на когнитивном уровне - слабый познавательный интерес к проблеме взаимодействия природы, человека и общества, Вооруженных сил (ВС) и окружающей среды, незнание, непонимание законов экологии;

на содержательном уровне - слабое владение материалом по экологизации техники и технологий, особенностям природопользования в военных экосистемах;

на деятелъностно-практическом уровне - большей частью не добровольное, а принудительное участие в работе по охране и восстановлению окружающей среды;

на рефлексивном уровне - деформация системы экологических отношений, дефицит ответственности перед будущим;

на эмоционально-эстетическом уровне - неумение видеть красоту окружающего мира, получать эстетическое наслаждение от общения с природой, вести здоровый образ жизни.

Для специальной организации психолого-педагогического сопровождения формирования экологического сознания военнослужащих срочной службы, в том числе их готовности к осуществлению экологически осознанной и обоснованной военно-профессиональной деятельности необходимо выявить степень включенности военнослужащих в проблемы взаимоотношения с окружающей средой, готовность решать военно-профессиональные задачи с учетом экологических требований и норм.

В связи с этим, цель исследования - изучение содержания аффективного компонента и доминирующих ценностей в структуре экологического сознания военнослужащих срочной службы.

Основные задачи заключались в изучении:

соотношения когнитивного и аффективного компонентов при выборе значимых (с точки зрения угрозы) экологических проблем военнослужащими срочной службы;

инвайроментальных ценностей как компонентов экологического сознания военнослужащих срочной службы;

взаимосвязи доминирующих ценностей и направленности экологических установок при выборе стратегии поведения военнослужащих срочной службы.

Исследование ценностного и аффективного компонента экологического сознания военнослужащих срочной службы войсковой части 54097 было проведено в 2013 году. Общее число опрошенных солдат - 147 человек, в том числе 74 человека в возрасте до 20 лет (группа № 1), 70 человек - после 20 лет (группа № 2). Для выявления степени и характера озабоченности экологическими проблемами военнослужащим срочной службы предлагалось выбрать 5 наиболее значимых (с точки зрения наибольшей угрозы) проблем окружающей среды и прокомментировать свои ответы. Использовался соответствующий бланк опросника, представленный на рисунке 3.

Для выявления ценностей испытуемых мы опирались на теоретический и методический инструментарий концепции Ш. Шварца. В качестве методического инструментария использовался русскоязычный вариант вопросника В. Карандашева [6]. Оценка значимости ценностей проводилась испытуемыми по шкале Ликкерта, диапазон шкалы от -1,0 («отвергаемые ценности») до +6...7 («полностью предпочитаемые ценности, находящиеся на уровне очень высокой и высшей степени важности») (рис. 4).

Результаты исследования аффективного компонента экологического сознания приведены в таблице 1.

Военнослужащие группы № 1 среди глобальных (Гл), региональных (Р) и локальных (Л) проблем на I место (83%) поставили уничтожение лесов (проблема категории Р-Л); II место (58%) - загрязнение воздуха (Р-Л проблема); III место (46%) - промышленные отходы (Р-Л проблема); IV место (30%) - безработица (Р-Л проблема); V место - голод и бедность (Гл-Р-Л проблема). Ранги проблем среди военнослужащих группы № 2 распределились следующим образом: I место (52%) - уничтожение лесов (проблема категории Р-Л); II место (43%) -промышленные отходы (Р-Л проблема); III место (39%) - угроза ядерного оружия (Гл-Р-Л проблема); IV и V места (35%) были отведены проблемам голода и бедности (Гл-Р-Л проблема) и перенаселенности планеты (Гл-Р-Л проблема).

Комментарии к проблемам, вызывающим обеспокоенность, представляют интерес для исследователя. Именно они позволяют определить, так называемую, честность выбора в противовес формальному, отчасти шаблонному подходу, раскрывают уровень обеспокоенности экологическими проблемами: за биосферу в целом (альтруистический подход) либо за себя и своих близких (эгоистический подход) (рис. 5).

Комментарии (в тексте статьи комментарии приводятся без редакции авторов):

«Лес, в первую очередь, поглощает углекислый газ и выделяет кислород. Его нужно беречь, но у нас, наверное, такого никогда не будет».

«Уничтожение лесов запрещено. Много незаконной вырубки лесов. Уничтожая лес, уничтожаем свое здоровье».

«Накопление промышленных отходов ведет к загрязнению среды и в итоге появлению многих болезней, с которыми человечество не справляется».

«Попадая грязный воздух в легкие человека, может привести к тяжелым заболеваниям, у женщин будут рождаться нездоровые дети».

«Данная проблема, на мой взгляд, относится к числу наиболее значимых в том плане, что много талантливых, умных и работящих людей вынуждены попросту спиваться из-за того, что не могут по каким-то критериям устроиться на работу».

«Одна из наиболее значимых проблем. В случае ошибки или начала войны возрастает риск гибели всего человечества».

Проблемы ни разу не упомянутые в группе среди значимых и (или) волнующих: подземные ископаемые; проблема севера и юга; опустынивание; этнические конфликты; глобальное потепление; сексуальная детерминация; проблема миграции; природные катастрофы, как следствие терроризма или саботажа; аномальная погода; кислотные дожди.

Проблемы, которые опрашиваемые записали в графе 34 «Другие»:

«Экология - оказывает негативное влияние на развитие людей. Приводит ко многим заболеваниям».

«Терроризм - уничтожают в основном мирных жителей, и не только обычным оружием, но и химическим и биологическим».

«Отсутствие библиотек в казармах - в каждой казарме есть спортивный уголок, чтобы военнослужащие могли совершенствоваться физически. Почему нет, например, библиотек?».

«Некачественное медицинское обслуживание».

«За 6 месяцев службы в ракетных войсках стратегического назначения мной было написано немало подобных анкет, в которых военнослужащие по призыву рассказывают о своих проблемах. Зачем проводить анкетирование, если ничего не меняется?»

«В настоящее время в современном обществе служба в ВС РФ потеряла свой престиж. Военнослужащим не в полной мере предоставляются условия для комфортного проживания (например, редко баня, в казармах нет душа, горячей воды)».

«Алкоголизм - высокая смертность из-за большого употребления алкоголя».

Результаты ранжирования ценностей на уровне нормативных предпочтений испытуемых представлены в таблице 2.

Как следует из данных таблицы 2, доминируют ценности достижения и традиций (ранг - I, среднее значение оценки - 5,92), безопасности (ранг - II, среднее значение оценки - 5,87), наименьшее значение имеют ценности конформизма и гедонизма (ранги -VIII и IX, среднее значение оценки 5,11 и 4,52 соответственно).

Такие качества как самостоятельность, универсализм, стимуляция оказались среднезначимыми, в числе малозначимых - власть и доброта.

Обобщая полученные данные, следует отметить следующие результаты:

1. Выбор наиболее значимых проблем (с точки зрения угрозы) показал, что военнослужащие срочной службы в обеих возрастных группах озабочены как экологическими, так и эколого-экономическими и эколого-социальными проблемами. Выбранные проблемы относятся, в большинстве своем, к проблемам регионального и локального характера, в меньшей степени, к проблемам

глобального, биосферного характера. Проблемы, упомянутые в графе «Другие» некоторыми респондентами указывают, с одной стороны, на озабоченность личным комфортом и благополучием в среде обитания, с другой —на рефлексию относительно губительности некоторых видов человеческой деятельности для человечества в целом.

2. В комментариях к значимым проблемам военнослужащие срочной службы отмечают приоритет в обществе материальных ценностей над духовными, эстетическими; высокий уровень развития промышленности, технологий при недостаточно организованном экологическом контроле со стороны государства; неравномерное распределение ресурсов планеты среди населения; низкий уровень культуры, бездуховность, безнаказанность.

3. Анализ проведенного исследования позволяет говорить о том, что общие закономерности, касающиеся функций, структуры, состава компонентов сознания могут быть отнесены к проявлению экологического сознания военнослужащими срочной службы.

4. Характер приведенных комментариев к выбранным значимым проблемам (с точки зрения угрозы) иллюстрирует, скорее, проявление когнитивного компонента экологического сознания, чем аффективного. Когнитивный компонент не является приоритетным при формировании экологического сознания, хотя процесс экологического обучения в настоящее время в большей степени ориентирован на парадигму «знания и информация», чем на парадигму «ценности и смысл».

5. Выбор приоритетных ценностей, скорее всего, обусловлен тем, что они соответствуют социально одобряемым нормам и детерминированы специфическими условиями армии, как особой социальной системы. Ценность безопасности занимает второе ранговое место и объясняется напряженностью военной службы. В то же время необходимо отметить высокий уровень оценок, данных военнослужащими срочной службы по шкале Ликкерта, что может свидетельствовать о высоком уровне эмоциональной вовлеченности, т.е. проявления эмоционального компонента экологического сознания.

Таким образом, на первый план выходит противоречие между демонстрируемой альтруистической позицией в вопросе обеспокоенности экологическими проблемами и доминирующими ценностями, которые с ней негативно коррелируют.

Вывод: Результаты исследования ценностей и аффективного компонента экологического сознания военнослужащих срочной службы войсковой части 54097 позволяют говорить о том, что первоначально экологические ценности присутствуют в сознании на уровне знания, без реального личностного смысла и побудительной силы, и требуют специально организованной деятельности по формированию личностных экологических ценностей.

Со стороны командиров (начальников) в процессе боевой подготовки необходима переориентация с формирования ценностей содержательно-процессуального типа на ценности-взгляды и ценности-убеждения в отношении взаимодействия военнослужащих с окружающей средой. Формирование данных ценностей является необходимым условием развития экологического сознания,

основанного на определенной совокупности и иерархии военно-профессиональных ценностей, адекватных аксиосфере военного заведения.

Список литературы:

1. Алексеенко, О.М. Ценности военной службы и проблемы повышения ее престижности в ВС РФ: дис. ... канд. филос. наук: / О.М. Алексеенко. - М, 1996. 149 с.

2. Бояркина, Ю.А. Формирование экологического мышления учащихся через содержание экологизированного курса физики: Развитие мышления в процессе обучения физике: Сборник научных трудов. Выпуск 7/ Под ред. С.А. Суровикиной. - Омск: Издательство Полиграфический центр КАН, 2011. - С. 121 - 125.

3. Военная экология: Учебник для высших военных учебных заведений / И.П.Айдаров, Б.Н. Алексеев, А.В. Бударагин и др. Под редакцией Н.В. Петрухина, А.В. Тарабары, И.А. Постовита. - М.: Издательство «Русь-СВ», 2000. - 360 с.

4. Демин, П.С. Ценностные ориентации и установки курсантов -выпускников военно-учебных заведений / П.С. Демин. - URL:http://www. isras.ru/files/File/socis/2013-12/dyomin.pdf.

5. Дермелева, Е.В. Специфика формирования профессионально-ценностных ориентаций курсантов высшего военного учебного заведения: автореф. дис. .канд. пед. наук: 13.00.02 / Е.В. Дермелева; Смол.гос. пед. ун-т. - Смоленск, 2005. - 29 с.

6. Карандашев, В.Н. Методика Ш. Шварца по изучению ценностных ориентаций личности / В.Н. Карандашев. - СПб., 2004. - 72 с.

7. Савич, И.И. Формирование ценностного отношения курсантов высших военных учебных заведений к педагогической деятельности офицера: дис. .канд. пед. наук / И. И. Савич; Уральский гос. пед. университет. - Екатеринбург, 2006. -243 с.

8. Романов, Д.В. Формирование духовно-ценностных ориентаций у курсантов в воспитывающей среде военного вуза: дис. .канд. пед. наук / Д.В. Романов; Костромской гос. университет им. Н.А. Некрасова. - Кострома, 2009. -273 с.

9. Шмелева, И.А. Психология экологического сознания / И.А. Шмелева. -СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2006. - 204 с.

10. Шубин, В.А. Профессиональные стратегии как фактор успешности профессиональной социализации курсантов вузов ГПС МЧС РФ / В.А. Шубин// Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки.-2010. - №4(16). - с. 120 -127.

11. Яценко, О.В. Исследование готовности курсантов к осуществлению экологически обоснованной профессиональной деятельности / О.В. Яценко, Н.А. Мамаева, Н.Н. Кобзев. - Материалы межвузовской научно-практической конференции военно-научного общества курсантов ОАБИИ и студентов вузов (военных кафедр) г. Омска «Совершенствование системы эксплуатации ВВСТ». -Омск: ОАБИИ, 2014 г., с. 141-145.

12. Яценко, О.В. О методике формирования экологического сознания курсантов военного вуза (статья) / О.В. Яценко. — Деп. в ЦВНИ МО РФ. — СРДР, серия Б, вып. 94, 18.03.11, №Б7570 — М, 2011.

13. Яценко, О.В. Современные проблемы военной экологии в области военно-профессиональной подготовки выпускников вузов МО РФ / Образование и наука: современное состояние и перспективы развития: мат-лы межд. научно-практ. конф. — М-во обр. и науки РФ. Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», ч. 10. -2013. С. 157 — 158.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.