Научная статья на тему 'Содержание и основные принципы программы «Современные пространственные и пластические искусства» в профессиональном образовании студента - дизайнера'

Содержание и основные принципы программы «Современные пространственные и пластические искусства» в профессиональном образовании студента - дизайнера Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
999
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОГРАММА / ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ И ПЛАСТИЧЕСКИЕ ИСКУССТВА / ХУДОЖЕСТВЕННО ОБРАЗНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ / ДИЗАЙНЕРСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / PROGRAM / SPATIAL AND PLASTIC ARTS / ARTISTIC FIGURATIVE REPRESENTATION / DESIGN THINKING

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Портнова Т.В.

В статье поставлены проблемы профессиональной подготовки студента дизайнера в контексте изучения авторской программы «Современные пространственные и пластические искусства» Рассматриваются базовые принципы программы, ее содержательные аспекты и смысловые блоки, способствующие развитию необходимых умений и навыков будущих специалистов творческой профессии. Использованные историко-культурные взаимосвязи, прежде всего архитектуры и других пространственных и пластических искусств заявлены в качестве теоретического обоснования пластического языка как инструмента обучения дизайнерскому проектированию. Темы, включенные в программу, не только касаются рассмотрения современных пространственных и пластических искусств, но и новейших тенденций историко-теоретических исследований в этой области, дают представление о структуре и институтах современного искусствознания, арт-критики, арт-бизнеса, архитектурно дизайнерской деятельности. Дизайн и архитектура изучаются с позиций высокотехнологичных медиа: виртуальное пространство мыслится как новая среда. Достижения современных пластических искусств, внедренные в учебный процесс, представлены в качестве основы для разработки концепции проектно-пластического синтеза в системе профессионального образования. Творческое мышление это как раз тот компонент и звено, без которого нет современного дизайна. Мысль, органически сплавленная с активной жизненной позицией будущего специалиста, есть та доминанта, которая формирует практические навыки в создании новых образов и форм, используя как историческое наследие, так и инновационные технологии. В сфере дизайна. Апробация программы показала, что комплексное изучение пространственных и пластических искусств формирует интегральную профессионально-личностную характеристику студентов и открывает новые возможности художественно-образного мышления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTENTS AND MAIN PRINCIPLES OF THE PROGRAM "MODERN SPATIAL AND PLASTIC ART" IN PROFESSIONAL EDUCATION OF THE STUDENT-DESIGNER

The article deals with the problems of professional preparation of a student-designer in the context of studying the author's program "Modern spatial and plastic arts". The basic principles of the program, its content aspects and semantic blocks that promote the development of the necessary skills and skills of future professionals of the creative profession are considered. The used historical and cultural interrelations, first of all architecture and other spatial and plastic arts, are declared as a theoretical basis for plastic language as a tool for teaching design design. The topics included in the program not only concern the consideration of contemporary spatial and plastic arts, but also the latest trends in historical and theoretical research in this field, give an idea of the structure and institutions of contemporary art criticism, art criticism, art business, architectural and design activity. Design and architecture are studied in terms of high-tech media: virtual space is conceived as a new environment. The achievements of modern plastic arts, introduced in the educational process, are presented as a basis for the development of the concept of project-plastic synthesis in the system of vocational education. Creative thinking is precisely that component and link, without which there is no modern design. The idea, organically fused with the active life position of the future specialist, is the dominant that forms practical skills in creating new images and forms, using both historical heritage and innovative technologies. In the field of design. Approbation of the program showed that a comprehensive study of spatial and plastic arts forms an integral professional and personal characteristics of students and opens up new opportunities for artistic and imaginative thinking.

Текст научной работы на тему «Содержание и основные принципы программы «Современные пространственные и пластические искусства» в профессиональном образовании студента - дизайнера»

http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2226-7425-2017-19-11-291-296

УДК: 74.01.09+ 72.03

СОДЕРЖАНИЕ И ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРОГРАММЫ «СОВРЕМЕННЫЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ И ПЛАСТИЧЕСКИЕ ИСКУССТВА» В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ СТУДЕНТА - ДИЗАЙНЕРА

Портнова Т.В.

ГБОУ ВПО Российский Университет дружбы народов, г. Москва, Российская Федерация

Аннотация. В статье поставлены проблемы профессиональной подготовки студента - дизайнера в контексте изучения авторской программы «Современные пространственные и пластические искусства» Рассматриваются базовые принципы программы, ее содержательные аспекты и смысловые блоки, способствующие развитию необходимых умений и навыков будущих специалистов творческой профессии. Использованные историко-культурные взаимосвязи, прежде всего архитектуры и других пространственных и пластических искусств заявлены в качестве теоретического обоснования пластического языка как инструмента обучения дизайнерскому проектированию. Темы, включенные в программу, не только касаются рассмотрения современных пространственных и пластических искусств, но и новейших тенденций историко-теоретических исследований в этой области, дают представление о структуре и институтах современного искусствознания, арт-критики, арт-бизнеса, архитектурно - дизайнерской деятельности. Дизайн и архитектура изучаются с позиций высокотехнологичных медиа: виртуальное пространство мыслится как новая среда. Достижения современных пластических искусств, внедренные в учебный процесс, представлены в качестве основы для разработки концепции проектно-пластического синтеза в системе профессионального образования. Творческое мышление - это как раз тот компонент и звено, без которого нет современного дизайна. Мысль, органически сплавленная с активной жизненной позицией будущего специалиста, есть та доминанта, которая формирует практические навыки в создании новых образов и форм, используя как историческое наследие, так и инновационные технологии. В сфере дизайна. Апробация программы показала, что комплексное изучение пространственных и пластических искусств формирует интегральную профессионально-личностную характеристику студентов и открывает новые возможности художественно-образного мышления.

Ключевые слова: программа, пространственные и пластические искусства, художественно - образное представление, дизайнерское мышление

Введение. Подготовка архитектора-дизайнера, как и сама сфера дизайна, является актуальным направлением развития современного образовательного пространства. Оно социально востребовано как образование, направленное на подготовку креативных профессиональных кадров, обладающих гибкостью мышления, способностью создавать предметно - пространственную среду, оказывающую огромное влияние на мировоззрение людей. «В мировой проектной практике происходит постоянная переориентация целей и переоценка возможностей архитектурного искусства. В этой связи необычайно важной становится проблема воспитания проектировщика, готового к восприятию постоянных изменений как нормы профессиональной деятельности. Для архитектурно-дизайнерской педагогики по-прежнему приоритетной остается задача преобразования постоянно усложняющейся прагматики архитектурного процесса в ясные художественные

принципы его реализации» [7]. Формирование творческой личности студентов является одной и важных задач подготовки к профессиональной деятельности будущего специалиста - дизайнера. Ее решение требует моделирования новых образовательных систем, в том числе и содержательного уровня разрабатываемых учебных программ.

Цель и задачи программы. Целью преподавания дисциплины «Современные пространственные и пластические искусства (живопись, скульптура, дизайн, сценография, архитектура)» является формирование у студентов профессиональных компетенций, связанных с использованием теоретических знаний в области истории современных архитектуры, искусства, дизайна, скульптуры, живописи, сценографии в контексте развития мировой культуры и практических навыков, позволяющих творчески применять свои умения при ар-

хитектурном проектировании в дальнейшей профессиональной деятельности и при выполнении курсовых и практических работ при последующем обучении. Как заметила Т.О. Шулика; «Искусство является источником формирования художественного мировоззрения и «картины мира», что предполагает необходимость изучения его языка в качестве основы проектно-художе-ственного образования» [10:с.7] Цель преподавания дисциплины: изучение истории пространственных и пластических искусств, в контексте развития мировой культуры, усвоение происхождения и сущности пространственных искусств в ходе исторической эволюции, овладение классификацией видов искусств и основами техник и материалов, установление связей пространственных искусств с другими искусствами (театром, музыкой и т.д.)

В задачи изучения дисциплины «Современные пластические и пространственные искусства» входит:

- освоение специфических особенностей искусства как одной из форм общественного сознания, где важно ознакомить студентов со стилями, школами и группами, определяющими современное искусство, а так же научить студентов воспринимать произведения современного искусства в историческом контексте художественной практики новейшего времени;

- усвоение структуры художественного образа; понимание роли и места искусства с идейными и общественными движениями своего времени - освоение пространственных искусств в мировой художественной культуре, достижений мировой культуры в области пластических искусств: графика, живопись, скульптура, фотография, кинематограф и др. и их внедрение в проектную практику;

- ознакомление студентов с этапами формирования и логикой развития объектов предметного мира, созданного человеком с момента возникновения универсального проектного метода дизайнера - с конца XIX века до наших дней.

В состав общекультурных и профессиональных компетенций, которыми студент должен обладать в результате освоения материала курса входят:

- владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;

- пониманием картины мира как взаимодействия функционально-процессуальной деятельности человека и предметно-пространственных условий ее осуществления;

- способностью действовать со знанием исторических и культурных условий в отечественной и мировой культуре, в смежных сферах пространственных искусств, учитывая параллельно ценность традиционных решений и перспективы социальных и технических инноваций.

Концепция и структура программы. Структура программы соответствует смысловым блокам учебной методики: от знакомства с видами пластических искусств к освоению композиционных приемов, связанных с именами мастеров к овладению такими понятиями как «стиль времени» и, наконец, к развитию в обучающемся художественного начала. Искусство снабжает дизайн формально-композиционными системами, представляет дизайну технологии моделирования, средства и приемы образной художественной выразительности. Образование архитектора-дизайнера представляет собой процесс формирования проектно-твор-ческого мышления, способного к эстетическому преобразованию любых объектов: от, предметно-пространственных до метафизических. Этот уровень профессиональной культуры определяется такими ценностными компетенциями, как пластическое чувство -пространства, формы, материала и пластическая интуиция, объединенными категорией пластической культуры. Искусство является одним из универсальных средств развития и воспитания индивидуальной, неповторимой личности. Как исторически сформированный социально-духовный опыт искусство обладает уникальным свойством и способностью передавать этот опыт последующим поколениям. Особое значение в связи с этим приобретают проблемы развития художественного творчества дизайнеров.

Как род художественной деятельности пластические искусства занимают на всех ступенях истории развития человечества важное место в духовном освоении действительности. Пластическим искусствам, особенно живописи, доступен самый широкий круг тем. Пластические искусства тяготеют к синтезу искусств, то есть к слиянию и взаимодействию друг с другом: архитектуры с монументальной живописью и, скульптурой, живописью декоративно-прикладным искусством; живописи со скульптурой (в рельефах); живописи с декоративно-прикладным искусством (в керамических изделиях, вазах) и т. д. [9] Пластические искусства включаются как один из художественных элементов в состав многих синтетических искусств (театр, экранные искусства). Существуют попытки объединения живописи с музыкой (цветомузыка), впервые осуществленные русским композитором А. Скрябиным. Или картины английского художника Дж. Уистлера на музыкальные темы под названием «Ноктюрн». В структуру образа пластических искусств (каллиграфия, плакат, карикатура) может входить материал языка (слово, буква, надпись). В искусстве книги графика объединяется с литературой, создавая его художественное оформление. Пластические искусства могут даже приобретать качества и соприкасаться с временными искусствами (кинетическое, мультипликационное искусство). Однако как правило образная

—--—

структура произведения пластического искусства строится основными выразительными средствами (пространство, объем, форма, линия, цвет, пространство и др.).

Проблема изобразительного искусства, рассматривается как одна из важных составляющих системы профессионально-педагогической подготовки, открывающая новые возможности в формировании творчества студентов образного начала в проектировании, содержанию и принципам обучения профессии. Что определяет работу художника - дизайнера, какие импульсы руководят его творчеством? Эти вопросы естественно встают после знакомства с любым созданным дизайнерским объектом. Поэтому в программу включены темы, касающиеся роли креативности в профессиональной деятельности дизайнера, особенности создания художественных образов и стиля, дизайн (формы), роли аналогов в этом процессе.

Границы между изобразительными и неизобразительными искусствами не абсолютны и достаточно подвижны. Так, в декоративно-прикладном искусстве широко используются более или менее условные изобразительные мотивы, а нередко и законченные изображения, родственные изобразительному творчеству. Архитектура, вступая в синтез с изобразительными искусствами (живописью, скульптурой) тем не менее является выразительным искусством «Поскольку открытия «нефигуративного» искусства XX в. во многом стерли границы между отдельными художественными жанрами - рисунком, живописью, скульптурой, более значимыми оказались объединяющие их основные элементы пластического языка и их композиционные соединения. Поэтому, говоря о художественном образовании, имеется в виду не какой-либо конкретный вид искусства, а единая пластическая культура в целом. Под современной пластической культурой понимается совокупность наиболее заметных стилеобразующих направлений, художественных течений, творческих фигур, мировоззренческих парадигм современности.» [8:с.3]

«Развитие современной пластической культуры формирует ее язык, называемый, в отличие от вербального, литературного - визуальным. Элементы пластического языка являются общими для произведений графического искусства и дизайна, искусства фотографии, живописи, скульптуры, предметного дизайна, архитектурных объектов и средовых комплексов, участвуют в формообразовании на плоскости, в объеме, и пространстве.» [4]

Визуальный (пластический) язык понимается как коммуникативная система, носитель определенной информации и компонент культуры.

Аспекты изучения. Изучение дисциплины "Современные пространственные и пластические искусства" предусматривает ознакомление и освоение студентами

актуальной проблематикой теории и практики современных пространственных и пластических искусств, в контексте современных процессов в культуре, обществе, технологии, а так же раскрытие тенденций и перспектив развития современных пространственных и пластических искусств и проектной сферы творчества. С хронологической точки зрения данный курс предполагает изучение развития архитектуры, градостроительства, дизайна и искусства со второй половины XIX до начала XXI века. Ознакомление студентов с основными стилями и направления в архитектуре и искусстве того или иного периода, знакомство с закономерностями и методами проектирования мастеров данного периода. Особая роль отводится воспитанию способности понимать и чувствовать ход эволюции искусства, связь конкретных произведений с мировоззрением эпохи, в которую они создавались. Другим аспектом, раскрытым в программе, является ориентация на поиски в области пластической формы и содержания произведений дизайна, которые ведут к расширению его жанровых границ и знаменуют определенный этап в освоении проблем, общих для всей проектной культуры. В процессе изучения искусства прошлого студенты учатся понимать законы создания художественного образа, роль художественных средств: композиции, пропорций, пространства, объема, силуэта, контура, цвета. [2]

Проблемы формообразования выступает как лидирующая художественная и проектная проблема в дизайне. Ее актуальность в конце XX начале XXI вв, связана с появлением новых форм организации жизни общества, становлением новых идеалов общественного и художественного сознания.[1] Создание образа в дизайне требует определенного уровня сформированно-сти образного мышления, на которое можно влиять, используя следующие методы и приемы: просмотр аналогов (современных и исторических), показ способов их интерпретации в конкретных проектах. Далее использование разнообразных художественных материалов и техник, их нетрадиционные сочетания, несвойственные им приемы работы. Так же интерпретация художественных произведений, фотографий в качестве основы для упражнений с цветом, формой, фактурой, изменение или переработка исходных данных и т.д. Дизайн черпает из художественной культуры и искусства многое (искусство снабжает дизайн формально-композиционными системами, представляет ему технологии моделирования, средства и приемы образной художественной выразительности.)

В изучение программы «Современные пространственные и пластические искусства» включены вопросы художественного творчества, касающиеся оформления спектакля и созданием его изобразительно-пластического образа, существующего в сценическом времени и пространстве. Сценография сопри-

касается со всеми видами пластических искусств, с архитектурой, инженерией, техникой и механикой с одной стороны, в с другой - со всеми зрелищными искусствами. В спектакле к искусству сценографии относится все, что окружает актера, все, с чем он имеет дело - играет, действует и все, что находится на нем (костюм, грим, маска, другие элементы преображения его внешности). При этом в качестве выразительных средств сценическое оформление может использовать, то, что создано природой и то, что рождается в результате творческой деятельности художника (от масок, костюмов, вещественного реквизита до живописи, графики, сценического пространства, света, динамики и пр.) Сценография не копия и не иллюстрация, а обязательно открытие нового. «Художник-сценограф - художник, создающий образное пространственное решение театрализованного представления, он должен отчетливо представлять не только внешнюю оболочку разыгрываемого действия, но и предлагать средства динамического преображения пространства. Для него важно понимание того, что вся работа над декоративным решением подчинена сценическому действию.» [7; с.4] Сценография подобна пространственному решению проекта, строящегося по законам визуального эстетического восприятия действительности. Сценография в структуре театрального образа, так же как и внешний вид предмета дизайна определяют их визуальную значимость. Вследствие того, что образный строй сценографии основывается на зрительном восприятии, в конкретном произведении он выражается через определенный материал, обладающий параметрами пространства. В арсенале мировой сценографии есть работы, в том числе последнего времени, которые свидетельствуют о несомых достижениях на различных художественно - технических и проектных направлениях. Закономерность этого материала объективной действительности в художественном произведении определяет его композиционные уровни, которые находятся в взаимодействии, формируя каждую деталь произведения. Темами, изучаемыми вслед за синтетическим искусством сценографии являются дизайн, архитектура и высокотехнологичные медиа, виртуальное пространство как новая среда. Большое значение здесь приобретает концепции Gesamtkunstwerk Р. Вагнера в синтетических поисках ХХ и XXI столетий. Использование медиа в синтетических произведениях: "фотограммы" и коллаж дада; цвето- и светомузыка (от В.В. Кандинского, М.К. Чюрлёниса до компьютерных синтезаторов); кино в театре 1920-х гг. (Э. Пискатор, Ф. Кислер); видеоарт 1970-80 гг.; мультимедийный театр 1990-2000 гг., его пространственно-пластические и семантические аспекты, коммуникативные, суггестивные и художественные возможности. Интересна тема «Land Art и проектно-художественное

действие», в которой природный ландшафт рассматривается как объект художественных преобразований. Арт-трансформация фрагментов городского ландшафта, интеллектуальная поэтика остранённого ландшафта проявляется в работах дизайнеров, где ландшафт - событие - действо. а так же концептуальные "ландшафтные объекты" исследуются как синтез ландшафтного дизайна, кинетической скульптуры и архитектуры.

На современном этапе дизайну, его различным проектным направлениям свойственны свобода и раскованность (пространственно-средовая, пластическая, колористическая), многообразные, ярко выраженные ценностные, образно-семантические параллели с живописью, которые являются несомненным свидетельством стремления к синтезу искусств. Интеграционный характер объемно-пространственных и художественных решений этих видов искусств выдвигает на первый план необходимость системного изучения механизмов синтеза пластических искусств, их взаимодействия на стадии проектирования. Процесс работы над объектом дизайна в ходе обучения является последовательным, от простого к сложному.[3] Преподаватель направляет студента, формирует чувство стиля, помогает развить идею, образ и воплотить их в жизнь. Вначале на уровне эскиза, проекта, а затем и в материале, предварительно отработав и уточнив идею в макете. Даже тогда, когда задуманная идея не совсем соответствует идеальной гармонии, личностное начало так или иначе заявляет о себе в создаваемом образе. Оно может несколько переориентировать его трактовку, придать в чем-то спорный ракурс прочтения, но это свое будет выражать принципиально сущностные черты будущего дизайнера.

Образное раскрытие предмета дизайна остается приоритетным направлением в современной проектно-художественной практике. Это обусловлено последними достижениями в области технологий и материалов, что позволило авторам расширить границы изобразительности в конструировании. В теории дизайна отмечается, что изобразительные виды искусства должны рассматриваться как «исток и модель», как «образец» для дизайна среды: «Способность искусства отразить в микрокосме одной вещи - живописного холста, например, - весь макрокосм», выступает «как реальность материальной практики лишь в проектировании целостной среды»[6;с.22] Живопись трактуется как концептуальная модель средового подхода для дизайна. Подобно живописцу, дизайнер архитектурной среды стремится к созданию не столько сооружения и его предметного наполнения, сколько «средового состояния», «атмосферы», определяющей образное начало. Интеграционные процессы в формообразовании привели к стиранию граней между архитектурой и

пластическими искусствами, участвующими в создании образа.

Выводы: Итак, комплексное преподавание пространственных и пластических искусств рассматривается как одна из важных составляющих системы профессионально-педагогической подготовки, открывающая новые возможности в формировании творчества студентов дизайнера. Формированию творчества студентов в процессе теоретической, практической и методической профессиональной подготовки средствами пластических искусств способствует интегрированный подход к художественной и методической творческой успешности, создание обстановки диалога и творческой атмосферы, оптимальное включение различных видов педагогической практики в процессе комплексного преподавания изобразительного искусства, формирование эстетического отношения к искусству, как части целостного художественного процесса, способствующей профессиональному становлению и творческому развитию.

В конечном итоге программа нацелена на подготовку высококлассных специалистов способных на современном уровне разрабатывать оригинальные дизайн-проекты, промышленные образцы, серии и авторские коллекции в области архитектурной среды; научно исследовать вопросы своей профессиональной деятельности, совершенствовать технологические процессы создания творческих объектов; организовывать и проводить выставки творческих работ; выдвигать и разрабатывать инновационные идеи в сфере дизайна.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИИ СПИСОК

[1] Борев Ю.Б. Художественная культура ХХ в. (теоретическая история): учебник для вузов. М.: ЮНИТИ-[ДАНА], 2007. - 495 с.

[2] Ермолаев А.П. Словарь дизайнера для работы в XXI веке / Ермолаев А.П. и др.. - М.:«ТУРБО-ПРИНТ», 1999. - 178 с.

[3] Ермолаев А.П. Очерки о реальности профессии архитектор-дизайнер. Архитектура-С, М., 2004. - 208 с.

[4] Ермолаев А.П. Шулика Т.О. Соколова М.А. Основы пластической культуры архитектора-дизайнера: Учеб. пособие. / Ермолаев А.П. и др. - М.: Архитектура-С,2005. - 464 с.

[5] Мурина Е.Б. Проблемы синтеза пространственных искусств (очерки теории). М.: Искусство, 1982. 192 с.

[6] Кантор К.М. Искусство как исток и модель экологически обоснованного дизайна // Дизайн: сборник материалов IV. - М.: 1996. - С. 22

[7] Литвинов Г.В. Сценография. Учебное пособие по направлению «Режиссура театрализованных представлений и праздников». Челябинская Государственная академия культуры и искусства.- Челябинск 2013 . -184 с.

[8] Соколова М.А. Современный визуальный язык и пластическое образование. AMIT 4 (13) 2010 - C.3.

[9] Степанов Г.П. Композиционные проблемы синтеза искусств. Л: Художник РСФСР, 1984. . - 320 с.

[10] Шулика Т.О. Концепция проектно-пластического синтеза в системе архитектурно-дизайнерского образования. Автореферат дис. Московский архитектурный институт. М.,2011 - 26с.

CONTENTS AND MAIN PRINCIPLES OF THE PROGRAM "MODERN SPATIAL AND PLASTIC ART" IN PROFESSIONAL EDUCATION OF THE STUDENT-DESIGNER

Portnova T.V.

Russian University of Peoples'Friendshi, Moscow, Russian Federation

Annotation. The article deals with the problems of professional preparation of a student-designer in the context of studying the author's program "Modern spatial and plastic arts". The basic principles of the program, its content aspects and semantic blocks that promote the development of the necessary skills and skills of future professionals of the creative profession are considered. The used historical and cultural interrelations, first of all architecture and other spatial and plastic arts, are declared as a theoretical basis for plastic language as a tool for teaching design design. The topics included in the program not only concern the consideration of contemporary spatial and plastic arts, but also the latest trends in historical and theoretical research in this field, give an idea of the structure and institutions of contemporary art criticism, art criticism, art business, architectural and design activity. Design and architecture are studied in terms of high-tech media: virtual space is conceived as a new environment. The achievements of modern plastic arts, introduced in the educational process, are presented as a basis for the development of the concept of project-plastic synthesis in the system of vocational education. Creative thinking is precisely that component and link, without which there is no modern design. The idea, organically fused with the active life position of the future specialist, is the dominant that forms practical skills in creating new images and forms, using both historical heritage and innovative technologies. In the field of design. Approbation of the program showed that a comprehensive study of spatial and plastic arts forms an integral professional and personal characteristics of students and opens up new opportunities for artistic and imaginative thinking.

Key words: program, spatial and plastic arts, artistic - figurative representation, design thinking

REFERENCES

[1] Borev Yu.B. Art culture of the twentieth century. (Theoretical history): a textbook for high schools. Moscow: UNITY- [DANA], 2007. - 495 p.

[2] Ermolaev A.P. Dictionary designer for work in the XXI century / Ermolaev AP. And others. - M.: "TURBO-PRINT", 1999. - 178 p.

[3] Ermolaev A.P. Essays on the reality of the profession of architect-designer. Architecture-S, Moscow, 2004. - 208 p.

[4] Ermolaev A.P. Shulika TO Sokolova MA Basics of plastic culture of the architect-designer: Proc. Allowance. / Ermolaev AP And others - M .: Architecture-S, 2005. - 464 p.

[5] Murina E.B. Problems of synthesis of spatial arts (essays of theory). M .: Art, 1982. 192 p.

[6] Kantor K.M. Art as a source and model of environmentally sound design // Design: a collection of materials IV. - M .: 1996. - p. 22

[7] Litvinov G.V. Scenography. Textbook on the direction "Directing theatrical performances and celebrations". Chelyabinsk State Academy of Culture and Art-Chelyabinsk 2013. - 184 with.

[8] Sokolova M.A. Modern visual language and plastic education. AMIT 4 (13) 2010 - p.3.

[9] Stepanov G.P. Compositional problems in the synthesis of arts. L: Artist of the RSFSR, 1984.. - 320 p.

[10] Shulika TO The concept of design and plastic synthesis in the system of architectural and design education. Abstract of the dis. Moscow Architectural Institute. M., 2011 - 26p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.