Научная статья на тему 'Содержание и методика профессионально-прикладной физической подготовки студентов, обучающихся сервисным специальностям на основе применения средств аэробики'

Содержание и методика профессионально-прикладной физической подготовки студентов, обучающихся сервисным специальностям на основе применения средств аэробики Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
324
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Барановский Виктор Александрович, Порубова Инна Николаевна

В условиях современного производства, все более возрастающие требования предъявляются к физическим и психофизическим качествам работающего. Одним из средств их развития и поддержания на высоком уровне является профессиональноприкладная физическая подготовка (ппфп).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Барановский Виктор Александрович, Порубова Инна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Содержание и методика профессионально-прикладной физической подготовки студентов, обучающихся сервисным специальностям на основе применения средств аэробики»

педагогические проблемы коллектива и личности: Сб. научн. трудов // Под ред. Бодалева A.A. М., 1978. 94 с.

6. Крысько В.Г. Психология и педагогика: Схемы и комментарии. М.: Владос, 2001.368 с.

7. Марков В. А., Буш Г.Я. Неопределенность и вероятность в структурах творческого мышления // Теория и практика обучения научно-техническому творчеству / Под ред. Ляудис В.Я. М.: Поиск, 1992.

8. МашбицЕ.И. Психологические основы управления учебно-познавательной деятельностью. Киев, 1987.

9. Миллз М О социологии малых групп /Американская Социология, перспективы, проблемы, методы. М., 1972.

10. Петровский A.B. Психологическая теория коллектива. М.: Педагогика, 1979:

В. А. БАРАНОВСКИЙ И. Н. ПОРУБОВА

Омский государственный институт сервиса

УДК 796.011.3.

Физическая культура положительно воздействует на организм студентов, однако организованная без учета специфики труда, она может не только не способствовать эффективному освоению профессии, но и в ряде случаев затруднить формирование профессиональных навыков.

Занимаясь проблемами ППФП, ученые утверждают, что ППФП - это специализированный педагогический процесс с преимущественным использованием форм, средств и методов физического воспитания, которые в оптимальной степени обеспечивают развитие и совершенствование функциональных и двигательных возможностей человека, необходимых для конкретных видов трудовой деятельности [1,2, 4, 5, 7, 8, 9].

Целью ППФП студентов [7] является содействие повышению эффективности профессионального обучения и достижению высокой и устойчивой работоспособности при выполнении профессиональных функций.

Анализ работ многих авторов [3,6] свидетельствует, что наиболее общей интегрированной задачей ППФП является заблаговременное создание у будущих специалистов предпосылок и готовности к следующему:

- ускорение профессионального обучения;

- достижение высокопроизводительного труда в избранной профессии;

- предупреждение профессиональных заболеваний и травматизма, обеспечение профессионального долголетия;

11. Петровский A.B., Ярошевский М.Г. Психология. М.: Академия; 2001. 512 с.

12. Практикум по теории статистики.Учебное пособие/ Под ред. Шмойловой P.A. М.:Финансы и статистика, 1998. -416 с.

13. Теория статистики. Учебник/Под ред.Шмойловой Р.А.-З-е изд., перераб. М.: Финансы и статистика, 1999. -560 с.

14. Чередов И.М. Формы учебной работы в средней школе. М.: Просвещение. 1988.157 с.

15. Щедровицкий Г.П. Изб. труды. М., 1995. 800 с.

КРУКОВСКАЯ Татьяна Юрьевна, преподаватель.

- использование средств физической культуры и спорта для активного отдыха и восстановление общей и профессиональной работоспособности в рабочее и свободное время;

- выполнение служебных и общественных функций по внедрению физической культуры и спорта в профессиональном коллективе.

Отсюда вытекают конкретные задачи ППФП: приобретение, воспитание и формирование прикладных знаний, физических и психических качеств и психологических свойств личности, а также специальных качеств, умений и навыков.

При составлении профессиограммы необходимо учитывать факторы, требующие предварительного изучения динамики:

1. Внешние (объективные): требования к характеру производственной деятельности, производственные условия, в которых работает человек (психологический климат, санитарные и гигиенические условия), социальные условия жизни работающего, его квалификация, стаж работы, возраст, физическая общая и специальная подготовленность.

2. Внутренние (субъективные): характер ответных реакций, решений и рабочих действий, обусловленных требованиям производственного процесса и состоянием рабочего динамического стереотипа.

Принимая во внимание внешние и внутренние факторы, мы составили профессиограммы работников эконо-

содержание и методика профессионально-прикладной Физической подготовки студентов, обучающихся сервисным специальностям на основе применения средств аэробики_

В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА, ВСЕ БОЛЕЕ ВОЗРАСТАЮЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ПРЕДЪЯВЛЯЮТСЯ К ФИЗИЧЕСКИМ И ПСИХОФИЗИЧЕСКИМ КАЧЕСТВАМ РАБОТАЮЩЕГО. ОДНИМ ИЗ СРЕДСТВ ИХ РАЗВИТИЯ И ПОДДЕРЖАНИЯ НА ВЫСОКОМ УРОВНЕ ЯВЛЯЕТСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА (ППФП).

Таблица 1

Динамика показателей гибкости у студенток (х ср.)

Тесты сентябрь декабрь февраль май

опыт конт. опыт конт опыт конт опыт конт.

1. Выкрут назад с гимнастической палкой (оценивается по ширине хвата), см. 72 71 70 67 66 65 65 64

2. Поднимание рук вверх-назад, см. 11 10 13 12 15 13 13 12

3. Поднимание рук назад из положения руки внизу, см. 49 48 51 49 52 49 53 50

4. Наклон туловища вперед из положения стоя, см. 14 12 17 15 17 15 18 16

мики и управления на предприятиях бытового обслуживания. Анализируя условия профессиональной деятельности экономистов, следует отметить широту диапазона специальных знаний, умений и навыков.

Обычная рабочая поза у экономистов - сидя. Деятельность их характеризуется гиподинамией и по энергозатратам относится к категории легкого физического труда.

В течение рабочего дня экономисты находятся в вынужденной лозе, которая характеризуется наклоном головы и туловища вперед, поверхностным дыханием, что требует постоянного напряжения мышц шеи, плечевого пояса, спины. Нижние конечности обычно согнуты в тазобедренных и коленных суставах и находятся в практически неподвижном состоянии.

Наиболее характерными рабочими движениями являются ограниченные по амплитуде частые отведения и приведения в лучезапястном и пястном суставах (при работе на компьютере), супинация и пронация предплечья (при перекладывании обработанной документации), сгибании и разгибании верхних конечностей.

Содержание работы представителей данной специальности требует определенной координации, точно продуманных действий; умений, навыков в выполнении столь ответственной работы.

Поэтому, мы считаем, что многогранная, разносторонняя ППФП поможет решить следующие задачи:

1. Сохранить высокую работоспособность при длительном пребывании в условиях гиподинамии;

2. Повысить устойчивость организма к однообразным движениям и действиям;

3. Обеспечить формирование и поддерживание правильной осанки;

4. Сформировать соразмерные и дозированные движения руками, кистями, пальцами в разных плоскостях с различными по времени и величине мышечными усилиями, амплитудой, разнообразные движения туловищем, стопой (улучшающих кровообращение в нижних конечностях);

5. Оптимизировать функционирование дыхательной и сердечно-сосудистой систем.

С учетом актуальности изучаемой проблемы мы поставили перед собой следующие задачи

1. Определить уровень физической подготовленности студенток экономического факультета в начале и в конце учебного года.

2. Изучить влияние упражнений аэробики на организм испытуемых.

Принимая во внимания, что в вузе, в котором мы проводим исследование (ОГИС), обучается в подавляющем большинстве женский контингент, мы решили в качестве средств развития способностей, отвечающих специфическим требованиям избранной профессиональной деятельности, использовать преимущественно один из популярнейших видов массовой физической культуры - аэробику.

Поэтому наша задача - не только развивать у студентов заинтересованность и необходимость в занятиях физической культурой, но и подготовить их к будущей профессиональной деятельности с помощью ППФП, используя при этом средства аэробики.

Эксперимент проводился в течение девяти месяцев, где принимали участие две учебные группы экономического факультета, первого года обучения (по 15 человек в каждой группе). Первая группа - опытная, вторая - контрольная. В каждой группе проведено по 67 двухчасовых занятий.

В начале учебного года (сентябрь) в обеих группах было проведено тестирование по 10 тестам, где мы оценивали деятельность ССС (проба Руфье), вестибулярного аппарата (проба Ромберга), определяли физическую работоспособность (Гарвардский степ-тест), оценивали общую выносливость, быстроту движений, проводили тесты для оценки переключения и распределения внимания, устойчивости концентрированного внимания и т.д.

Результаты исследования: тестирование, проведенное в начале учебного года, показало идентичность обеих групп в выполнении контрольных тестов (таблица 1).

В течение исследования опытная группа занималась аэробикой, включая в учебный процесс занятия легкой атлетикой и лыжами, которые проходили на открытом воздухе. В основную часть занятия включалось по 3-4

Таблица 2

Динамика показателей физической подготовленности студенток (х ср.)

Тесты сентябрь декабрь февраль май

опьгг конт опыт конт опыт конт опыт конт

1. Бег 2000 м„ мин. 12,0 12,08 - - - - 10,40 11,5

2. Бег 100 м., сек. 18,9 18,7 - - - - 16,0 17.0

3. Прыжок в длину с места, см. 164 160 170 163 173 168 180 169

4. Поднимание и опускание туловища, кол-во. 54 52 55 54 60 50 60 50

5. Сгибание-разгибание рук в упоре лежа, кол-во. 6 7 8 9 10 10 16 12

специально подобранных упражнения аэробики, где нагрузка приходилась преимущественно на нижние конечности, спину и брюшной пресс, в то время как в контрольной группе такие упражнения не применялись, а использовались упражнения общей физической подготовки. В обеих группах особое внимание уделялось развитию гибкости. Упражнения на гибкость включались в заключительную часть занятий.

Во всех остальных тестах (таблица 2), прирост показателей произошел в обеих группах, но в контрольной группе этот прирост незначительный, кроме тестов на гибкость, в то время как в опытной показатели по всем тестам выросли на 20-30%.

Результаты эксперимента дают основание утверждать, что включение в занятия упражнений аэробики способствует более разностороннему воздействию на организм испытуемых, что подтверждено существенным приростом показателей в контрольных тестах.

Следовательно, ППФП студентов-экономистов должна содержать упражнения аэробики, с помощью которых в движения вовлекаются части тела, не принимающие активного участия в трудовом процессе. Они должны быть подобраны таким образом, чтобы нагрузка приходилась на нижние конечности, спину и брюшной пресс.

Таким образом, наша работа была направлена на разработку научно-практических рекомендаций по содержанию и методике ППФП студентов, обучающихся сервисным специальностям, на основе широкого использования средств аэробики.

Литература

1. Богданов С.Н., Коровин С.С., Греченая И.В. Обоснование прикладных видов спорта ППФП учащихся специали-

В. А. БАРАНОВСКИЙ М. Н. КУРНОСОВА

Омский государственный институт сервиса

УДК 796.011.3

В эксперименте участвовало 10 студенток I - II курсов группы отделения спортивного совершенствования по легкой атлетике, не имеющих спортивного разряда. Студентки проходили подготовку в течение 4-х месяцев по три занятия в неделю продолжительностью 1,5-2 часа. Тестирование проводилось в легкоатлетическом манеже СибГАФК, а обследования функциональных возможностей -в Омском областном врачебно-физкультурном диспансере.

В начале эксперимента (см. таблицу 1) результаты тестирования свидетельствовали о том, что уровень функциональных возможностей наших испытуемых уступал должным величинам, рекомендованным для положительной оценки функциональной подготовленности занимающихся оздоровительной физической культурой.

зированных производственно-технических училищ массовых торговых профессий. ТиПФК, 1995 №7. С. 47-48.

2. Загорский Б.И. О содержании основных понятий теории и методики ППФП. ТиПФК, 1984 №9.С.44-46.

3. Ильинич В.И. О некоторых проблемных вопросах ППФП (вопросы теории). ТиПФК, 1990 №3. С. 13-15.

4. Кабачков В.А. ППФП. История развития и современное представление. ФК в школе, 1989 №11.С.34-38.

5. Лыонг-Ким-Чунг (СРВ). Исследование эффективности использования физических упражнений с профессиональной направленностью при подготовке специалистов текстильной промышленности. Автор, дис. на соиск. ученой степени к.п.н. М., 1976.

6. Матвеев Л.П. Введение в теорию физической культуры. М„ ФиС, 1983. С. 13,67.

7. Раевский Р.Т. ППФП студентов технических вузов. Учебное пособие. М.: Высшая школа, 1985,136 с.

8. Сирис П.З., Кабачков В.А. Профессионально-производственная направленность физического воспитания школьников. М.: «Просвещение» 1988.

9. Фурманов А.Г., Юспа М.Б. Источник бодрости, здоровья, работоспособности. Мн.: Полымя, 1981.94 с.

БАРАНОВСКИЙ Виктор Александрович, кандидат педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой физического воспитания.

ПОРУБОВА Инна Николаевна, преподаватель кафедры физического воспитания.

Задачу повышения аэробной производительности организма и теснейшим образом связанного с ней показателя уровня иммунной защиты [7,8 и др.] решила аэробная программа оздоровительной тренировки (бег на выносливость), предусматривающая предварительное определение физической работоспособности каждого занимающегося по тесту PWC170. По результатам тестирования занимающихся разбивали на пять функциональных классов [7], каждому из которых соответствовала определенная ступень аэробной тренировочной программы с оптимальным для данного уровня подготовленности объема и интенсивностью тренировочных занятий.

Для определения допустимых беговых нагрузок в аэробном режиме использовался монитор сердечного ритма Polar S610 (Финляндия). Об изменениях в организме сту-

оценка функциональных возможностей организма студенток,

специализирующихся в беге на длинные дистанции

С ЦЕЛЬЮ ОЦЕНКИ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ И ДЫХАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМ ИСПОЛЬЗОВАНЫ ТЕСТ КУПЕРА, ПРОБА РШС170, ОДНОМОМЕНТНАЯ ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ПРОБА С ПРИСЕДАНИЕМ, ПРОБЫ ШТАНГЕ И ГЕНЧИ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.