и по тому, насколько данные об этой экономике доступны всем, кто в них нуждается, и насколько высоко качество этих данных. Максимальное приближение к МСФО дает возможность банкам Казахстана конкурировать с иностранными банками на международной арене. Все это способствует экономическому процветанию страны, повышению суверенного рейтинга Казахстана и, как следствие, социальной обеспеченности и росту благосостояния граждан Республики Казахстан.
Список литературы:
1. Гражданский кодекс РК от 27.12.94 г. за № 269-XII (с изменениями и дополнениями на 26.12.2012 г.).
2. Закон Республики Казахстан «Об акционерных обществах» от 13 мая 2003 года № 415-II.
3. Миржакыпова С.Т., Аппакова Г.Н., Иманкулова Ш.А., Бекова Р.Ж. «Основы бухгалтерского учета по МСФО» (учебное пособие для ВУЗов). -Алматы, 2009.
4. Сейдахметова Ф.С. Современный бухгалтерский учет: учебное пособие. - Алматы, 2005.
5. Круковская Т.А., Шаров А.В. История бухгалтерского учета: учебное пособие. - Кемерово, 2006.
6. Этапы развития бухгалтерского учета: учебное пособие / Под. ред. Л.Н. Родина, Л.В. Пархоменко. - Тамбов, 2007.
7. Кутер М. И. Теория бухгалтерского учета. - М., 2006.
8. Соколов Я.В., Соколов В.Я. История бухгалтерского учета: учебник. -М., 2006.
9. Лупикова Е.В. История бухгалтерского учета: учебное пособие. - М. 2007.
СОДЕРЖАНИЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ЗНАЧЕНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО АНАЛИЗА В ХЛЕБОПЕКАРНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
© Урасова Н.Г.*
Академия маркетинга и социально -информационных технологий -ИМСИТ, г. Краснодар
В статье раскрыто содержание термина «управленческий анализ», который с одной стороны рассматривается как вид экономического ана-
* Доцент кафедры Бизнес-процессов и экономической безопасности, кандидат экономических наук, доцент.
лиза, а с другой - составная часть управленческого учета. Одним из актуальных направлений управленческого анализа для хлебопекарных организаций в настоящее время является анализ прогнозируемой точки безубыточности производства хлебобулочной продукции.
Ключевые слова: управленческий учет, управленческий анализ, анализ безубыточности, точка безубыточности, маржинальный доход, хлебопекарные организации.
Под управленческим анализом принято понимать внутренний анализ, имеющий перспективную направленность, базирующийся на уместной информации, данные которого конфиденциальны и необходимы менеджерам различных уровней для принятия оптимальных управленческих решений.
Понятие «управленческий анализ» широко используется в научной и специализированной литературе. Вместе с тем, отсутствует единое определение его сущности.
В экономической литературе присутствуют различные трактовки понятия «управленческий анализ» в зависимости от выбранных за основу признаков. Наиболее интересным в целях выполнения настоящего исследования является управленческий признак, согласно которому этапу предварительного управления (планированию) соответствует перспективный (прогнозный) анализ, этапу оперативного управления - оперативный анализ, заключительному (контрольному) этапу управления - текущий (ретроспективный) анализ. При этом подробно рассматриваются сущность, цели, задачи перспективного анализа и отмечается, что развитая рыночная экономика порождает потребность в дифференциации анализа на внутренний управленческий и внешний финансовый [1, с. 9].
Используемые в настоящее время определения данного термина носят противоречивый характер в виду разделения точек зрения касательно места управленческого анализа. С одной стороны управленческий анализ представляет собой, вид экономического анализа, а с другой - является составной частью управленческого учета.
Поскольку регламента проведения управленческого анализа в нормативной литературе не закреплен, представляется возможным использование различного рода методик, приемов и способов в ходе его проведения.
Обзор работ зарубежных и отечественных ученых-экономистов позволил сделать вывод, что управленческий анализ имеет свои отраслевые особенности, которые необходимо учитывать при его проведении.
Основываясь на этом, выделим основные направления управленческого анализа в хлебопекарных организациях:
- анализ эффективности использования основных средств;
- анализ эффективности использования трудовых ресурсов;
- анализ эффективного управления затратами;
- анализ безубыточности производства.
Данная методика стратегического управленческого анализа актуальна на сегодняшний день, так как она способна определить результативное использование всех видов ресурсов производства, снижение затрат при необходимости и рост доходности, которые являются основными стратегическими задачами управленческой деятельности.
Методика управления финансовым результатом через точку безубыточности достаточно целесообразна для хлебопекарных организаций. Расчет точки безубыточности, правильное распределение постоянных и переменных затрат позволят принять эффективные решения по увеличению прибыли организации.
Анализ безубыточности позволяет определить критическое соотношение общей выручки от реализации и объема производства хлебобулочных изделий. Критической можно считать ту точку объема продаж, при которой хлебопекарные организации имеет затраты, равные выручке от реализации. Точка безубыточности определяет, каким должен быть объем продаж для того, чтобы предприятие работало безубыточно, могло покрыть все свои расходы, не получая прибыли [2, с. 58].
Иными словам, точка безубыточности - это рубеж, который организации необходимо перешагнуть, чтобы выжить. Поэтому многие экономисты считают точку безубыточности порогом рентабельности. Соответственно, чем выше порог рентабельности, тем труднее его перешагнуть.
Для определения точки безубыточности может быть использован метод уравнений, основанный на определении прибыли по формуле:
Объем продаж - Переменные затраты - Постоянные п.
затраты = Прибыль от продаж
Эту формулу можно представить в виде уравнения:
(Количество реализованных хлебобулочных изделий х Цена единицы продукции) - (Количество реализованных хлебобулочных изделий х Переменные расходы на единицу) - Постоянные затраты в общей сумме = Чистая прибыль от продаж
Для определения точки безубыточности в натуральном выражении по каждому виду выпускаемых хлебобулочных изделий необходимо определить точку х, отражающую количество хлеба, хлебобулочных изделий, соответствующих точке безубыточности. Для этого, используя показатели таблицы, определим наименьшее количество изделий и примем его за х.
Условно допускаем, что до критической точки х шт. выпуска плюшки «Московской» необходимо выпустить:
- хлеба пшеничного в/с, 0,5 кг - 30 551 / 2 796 = 10,926 х;
- батона нарезного в/с, 0,5 кг - 30 218 / 2 796 = 10,808 х;
- батона нарезного с обсыпкой, 0,4 кг - 28 908 / 2 796 = 10,339 х;
- хлеба «Царицынского» заварного, 0,35 кг - 13 241 / 2 796 = 4,736 х;
- булочки сдобной с начинкой в/с, 0,1 кг - 9 792 / 2 796 = 3,502 х.
Таблица 1
Сводные показатели для расчета точки безубыточности
Показатель Хлеб пшеничный в/с, 0,5 кг Хлеб «Царицынский» заварной, 0,35 кг Батон нарезной в/с, 0,5 кг Батон нарезной с обсыпкой, 0,4 кг Булочка сдобная с начинкой в/с, 0,1 кг Плюшка «Московская» в/с, 0,2 кг Всего
Объем продаж, кг 30 551 13 241 30 218 28 908 9 792 2 796 115506
Цена за кг, руб. 50,0 56,0 54,0 74,0 96,0 83,0 х
Выручка, руб. 1 527 550 741 496 1 631 772 2 139 192 940 032 232 068 7212 110
Себестоимость
по переменным 1 110488 399 332 1 307 720 1 599 216 700 620 189 948 5 307 324
затратам, руб.
Себестоимость
единицы изделия
по переменным 36,35 30,16 43,28 55,32 71,55 67,94 х
затратам
(п. 4 / п. 1), руб.
Маржинальный
доход 417 062 342 164 324 052 539 976 239 412 42 120 1 904 786
(п. 3 - п. 4), руб.
Постоянные затраты, руб. - - - - - - 819 760
Прибыль (п. 6 - п. 7), руб. - - - - - - 1 085 026
Подставляем значения в уравнение (2), получим:
(50,0 х 10,926х) + (54,0 х 10,808х) + (74,0 х 10,339х) + (56,0 х 4,736х) + + (96,0 х 3,502х) + 83х - (36,35 х 10,926х) - (43,28 х 10,808х) -- (55,32 х 10,339х) - (30,16 х 4,736х) - (71,55 х 3,502х) - 67,94х - 819 760 = 0
681,197х = 819 760
х = 819 760 / 681,197 = 1 203 кг плюшки «Московской» в/с хлеба пшеничного в/с, 0,5 кг - 10,926 х 1 203 = 13 144 кг батона нарезного в/с, 0,5 кг - 10,808 х 1 203 = 13 002 кг батона нарезного с обсыпкой, 0,4 кг - 10,339 х 1 203 = 12 438 кг хлеба «Царицынского» заварного, 0,35 кг - 4,736 х 1 203 = 5 697 кг булочки сдобной с начинкой в/с, 0,1 кг - 3,502 х 1 203 = 4 213 кг Всего хлеба и хлебобулочных изделий 49 697 кг
Далее определим точку безубыточности в стоимостном выражении, путем умножения полученных значений точки безубыточности по каждому изделию в натуральном выражении на цену за единицу продукции: хлеба пшеничного в/с, 0,5 кг - 13 144 х 50,0 = 657 200 руб. батона нарезного в/с, 0,5 кг - 13 002 х 54,0 = 702 108 руб. батона нарезного с обсыпкой, 0,4 кг - 12 438 х 74,0 = 920 412 руб. хлеба «Царицынского» заварного, 0,35 кг - 5 697 х 56,0 = 319 032 руб.
булочки сдобной с начинкой в/с, 0,1 кг - 4 213 х 96,0 = 404 448 руб.
плюшки «Московской» в/с, 0,2 кг - 1 203 х 83,0 = 99 849 руб.
Итого 3 103 049 руб.
Проверим расчет точки безубыточности, используя метод маржинального дохода.
Объем продаж, _Условно-постоянные затраты_
соответствующий Условно-переменные Объем
= Объем х ,
точке . - затраты, соответст- продаж (3)
продаж
окупаемости у вующие объему продаж
Объем продаж, соответствующий точке окупаемости, в целом по организации составляет:
(819 760 / 1 904 786) х 7 212 110 = 3 103 865 руб.
Следовательно, проведенные расчеты верны, так как наблюдаются незначительные отклонения за счет округления значений «х».
Таким образом, при постоянных затратах в размере 819 760 руб. и маржинальном доходе в сумме 1 904 786 руб. организация обеспечит безубыточность хлеба и хлебобулочных изделий на уровне продажи 3 103 865.
В сравнении с предыдущим результатом, точка безубыточности изменилась на 816 руб. в сторону увеличения.
Рассчитанная точка безубыточности соответствует такому уровню дохода от продажи, который позволяет покрыть затраты организации на производство и реализацию хлебобулочной продукции, но не обеспечивает получение прибыли.
Таким образом, расчет точки безубыточности, правильное распределение постоянных и переменных затрат позволит принимать эффективные решения по увеличению прибыли хлебопекарной организации.
Список литературы:
1. Управленческий анализ: вопросы теории, практика проведения: монография / М.А. Вахрушина, Л.Б. Самарина. - М.: Вузовский учебник: ИН-ФРА-М, 2010. - 144 с.
2. Пошелюк Л.А. Стратегический анализ затрат в сельскохозяйственных организациях / З.В. Удалова, Л.А. Пошелюк // Вестник аграрной науки Дона. - 2012. - № 4.