Научная статья на тему 'Содержание и формы культурно-образовательной деятельности исторического музея'

Содержание и формы культурно-образовательной деятельности исторического музея Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1008
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕЙ / ИСТОРИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ / РАЗВИТИЕ МУЗЕЯ / КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Хугаева М. Г.

В статье рассматриваются теоретические вопросы одного из ведущих направлений развития музея культурно-образовательной деятельности. В предметном и функциональном аспектах автор исследует взаимосвязь содержания и форм культурно-образовательной деятельности исторического музея, предлагает типологию их соотношения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers theoretical questions of cultural and educational activities as one of the leading trends in a museum's development. The author studies the correlation between the content and forms of cultural and educational activities in the objective and functional aspects and proposes the typology of their correlation.

Текст научной работы на тему «Содержание и формы культурно-образовательной деятельности исторического музея»

М. Г. Хугаева

СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИСТОРИЧЕСКОГО МУЗЕЯ

Работа представлена кафедрой музееведения и экскурсоведения Санкт-Петербургского университета культуры и искусств. Научный руководитель - кандидат исторических наук, доцент Е. Н. Мастеница

В статье рассматриваются теоретические вопросы одного из ведущих направлений развития музея - культурно-образовательной деятельности. В предметном и функциональном аспектах автор исследует взаимосвязь содержания и форм культурно-образовательной деятельности исторического музея, предлагает типологию их соотношения.

The article considers theoretical questions of cultural and educational activities as one of the leading trends in a museum's development. The author studies the correlation between the content and forms of cultural and educational activities in the objective and functional aspects and proposes the typology of their correlation.

3 18

На современном этапе особенно интенсивно трансформируется содержание культурно-образовательной деятельности музея, которая в современном музееведении рассматривается как компонент музейной коммуникации и одно из ведущих направлений развития, связанное с изменением социальной роли музея. Особое значение приобретает осмысление методологических подходов к содержанию и формам культурно-образовательной деятельности в условиях новой парадигмы гуманитарного знания в целом. Обоснование концептуальных проблем музейной работы и понимание взаимодействия различных компонентов культурно-образовательной деятельности музея требует исследования внутренней структуры ее содержания и форм, находящихся в определенных отношениях друг с другом. Решение данной задачи тесно связано с определением структуры содержания и форм в музее (предметный аспект) и взаимодействием элементов этой структуры внутри и вне системы (функциональный аспект).

Содержание культурно-образовательной деятельности музея складывается из различных составляющих, зависит от социокультурной ситуации в целом, методологии гуманитарных наук, общенациональных и мировых тенденций в музейном деле, от развития и состояния практики конкретного музея. В структуре содержания культурно-образовательной деятельности музея следует особо выделить содержание экспозиции и содержание трансляции (рассказ экскурсовода, музейного педагога, экспликации, аудиогид, путеводитель). Изучение деятельности отечественных музеев в исторической ретроспективе показывает, что содержание экспозиции может оставаться достаточно долгое время неизменным, а содержание культурно-образовательной деятельности (политико-просветительской, научно-просветительной работы) трансформируется с изменением социокультурной ситуации. Следовательно, содержание «трансляции» является более «подвижным»

элементом структуры, а содержание экспозиции - более устойчивым.

В содержании экспозиции нам представляется целесообразным выделение трех уровней. Первый уровень - непосредственное или авторское содержание, к которому относится содержание, задуманное экспозиционерами (авторами). Этот уровень может не совпадать с восприятием посетителя. Второй уровень - содержание восприятия - связан со сферой «осознаваемых содержаний»1 и с рефлексией посети -телей. К нему относятся речевые реакции посетителей, их восприятие и понимание экспозиции. Третий уровень - скрытое содержание или неразвернутое - связан с еще неосознаваемым содержанием в данный период времени экспозиционером и посетителем. Этот уровень предполагает нали-чие скрытых смыслов и связан с относительной длительностью их выявления и де-кодировки. Длительное разворачивание смыслов экспозиции можно сравнить с историческими событиями, полное значение которых видно по прошествии времени. В том случае, когда авторы являются также и трансляторами, первый уровень содержания экспозиции и уровень трансляции могут максимально совпадать. В пересечении этих уровней происходит их взаимное обогащение и дополнение, образование новых контекстов и смыслов.

В содержание исторической экспозиции входит не только план, представляющий прошлое, но и выражающий значение этого прошлого в настоящем и будущем (ис-торико-ситуативный и историко-ретро-спективный методы исторического познания). Возможен вариант невыраженного или слабо выраженного наличия историко-ретроспективного подхода в первом уров-не, в этом случае его функции могут осуществляться посредством экскурсий, консультаций или занятий на экспозиции, т. е. через формы культурно-образовательной деятельности музея. Мы выделяем несколько типов соотношения содержания культурно-образовательной деятельности музея

3 19

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ, ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ

(«содержание-1») и содержания экспозиции («содержание-2»).

Первый тип предполагает, что множество «содержание-1» содержит множество «содержание-2», образуя таким образом «собственное подмножество». Материалы экспозиции дополняются экскурсией, консультацией, буклетом или путеводителем, аудиогидом, т. е. вербальным комментарием. Музейно-образовательные экскурсии и программы расширяют содержательные аспекты экспозиции и способствуют образованию дополнительных смыслов по теме, в ряде случаев изначально не заложенных авторами.

Второй тип соотношения характеризуется тем, что множество «содержание-2» содержит множество «содержание-1». Экскурсия или другая форма работы с посетителем не включает всех материалов и смыслов экспозиции. Возникает ситуация, при которой содержание экспозиции оказывается многозначнее содержания ее трансляции.

Третий тип: «содержание-1» и «сод ер-жание-2» не пересекаются друг с другом («непересекающиеся множества»). Например, в пространстве экспозиции проходят конференция, викторина, праздник, олимпиада, не имеющие прямого отношения к «содержан ию -2».

Каждая социокультурная ситуация актуализирует приоритетные для нее содержание и формы музейной деятельности. Изменение содержания приводит к появлению новых форм, трансформации и обогащению старых (традиционных) форм и даже к отмиранию или временному исчезновению некоторых из них. Мы можем констатировать, что трансформация содержания деятельности музея предопределяет динамику форм, а также характер отношений «содержание - форма», который может быть различным: взаимодополнение, взаимоисключение, взаимообусловленность, взаимозависимость, эволюция, отмирание.

Ретроспектива деятельности музеев показывает, что в различные исторические

периоды та или иная форма актуализируется в разной степени. Некоторые формы обнаруживают длительную устойчивость во времени, например: экскурсия, лекция, кружки, консультация, путеводитель. При этом содержание форм, как правило, меняется в соответствии с потребностями и особенностями социокультурной ситуации. Нам представляется целесообразным в этой связи выделить такое свойство формы культурно-образовательной деятельности музея, как цикличность, в которую входят точки минимума и точки максимума - периоды минимальной и максимальной актуализации формы. Актуализация форм культурно-образовательной деятельности музеев может происходить не линейно, а в хронологической прерывности. Так, минимально-актуализированные формы, а также отмирающие, исчерпавшие свой внутренний потенциал развития и потерявшие социальную актуальность, являются индикатором изменившейся социокультурной ситуации. Какая-либо форма может исчезнуть из арсенала форм деятельности музея, а через какое-то время вновь войти в него.

Содержание (тема, идея) связано с формой и воплощается в ней. Согласно философскому пониманию форма является внешним отражением какого-либо содержания2 . Общая форма исторической экспозиции обусловлена характером связей и отношений экспонатов, посредством которых конституируется ее идея и смыслы, т. е. раскрывается ее содержание.

Внутренняя форма - это способ выражения и преобразования упорядоченности содержания в упорядоченность формы. В эстетике внешняя форма (материально-изобразительные средства) определенным образом организована для воплощения содержания и внутренней формы3. Применительно к музею внутренняя форма раскрывает идею и смыслы элементов и целого -экспозиции. Внешняя форма экспозиции маркирует границы и выражает организацию в пространстве элементов, составляющих форму внутреннюю. Образование свя-

зей между ними, таким образом, является выражением внешней формы, стремящейся к раскрытию внутренней. Однако возможен вариант расположения экспонатов, выполненный без выявления внутренних связей между ними, что в меньшей степени способствует раскрытию внутреннего содержания.

Существуют специфические закономерности отношения формы и содержания в музее. Возможен переход внешней формы экспозиции во внутреннюю, т. е. содержание, когда внешняя форма является и смысловой частью внутренней. К примеру, на экспозиции «Улица времени» в ГМИ СПб внешняя форма организации экспозиции представлена в виде городского пространства, вместе с тем она выражает внутреннюю (переходную) форму - пространство, объединяющее различные исторические периоды Санкт-Петербурга.

Рассмотрим характер соотношения форм и содержания культурно-образова-тельной деятельности. Первый тип предполагает вариант, когда при использовании одной формы транслируется разное содержание. Например, экскурсия для дошкольников и взрослых на одной экспозиции. Обозначим эту ситуацию следующим образом: «Форма-1» = С1 + С2 + С3ит. д. (где С1, С2, С3 - различное содержание). Одни и те же формы музейной работы могут иметь

различное содержание, таким образом, содержание экспозиции используется дифференцированно.

Второй тип характеризуется тем, что содержание трансляции экспозиции не трансформируется при использовании различных форм (экскурсий, бесед, лекций): С1 = ф1 + ф2 + ф3... Данная ситуация характеризуется «единичностью» содержания и множественностью форм его трансляции.

Содержание экспозиции музея может быть включено в межмузейную или внут-римузейную тематическую программу, межмузейный проект и т. д. Эта форма культурно-образовательной деятельности музеев наполнена содержанием экспозиций музеев различных профилей, таким образом, третий тип отличается тем, что множество «форма-1» содержит множество «ф-а, ф-в, ф-с» (форма культурно-образовательной деятельности отдельного музея). Этой форме свойственны такие характеристики, как интегративность и меж-дисциплинарность, долго временность действия.

Установленные нами типы соотношений будут способствовать пониманию взаимоотношений и связей содержания и форм культурно-образовательной деятельности музея и выработке на этой основе условий, оптимизирующих музейную работу.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Гачее Г. Д. Содержательность художественных форм (Эпос. Лирика. Театр). М.: Просвещение, 1968. С. 39.

2 Большая советская энциклопедия. 3-е изд. М.: Советская Энциклопедия, 1977. С. 539.

3 Волкова Е. Н. Проблема содержания и формы в искусстве. М.: Знание, 1976. С. 31.

32 1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.