М. Г. Хугаева
СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИСТОРИЧЕСКОГО МУЗЕЯ
Работа представлена кафедрой музееведения и экскурсоведения Санкт-Петербургского университета культуры и искусств. Научный руководитель - кандидат исторических наук, доцент Е. Н. Мастеница
В статье рассматриваются теоретические вопросы одного из ведущих направлений развития музея - культурно-образовательной деятельности. В предметном и функциональном аспектах автор исследует взаимосвязь содержания и форм культурно-образовательной деятельности исторического музея, предлагает типологию их соотношения.
The article considers theoretical questions of cultural and educational activities as one of the leading trends in a museum's development. The author studies the correlation between the content and forms of cultural and educational activities in the objective and functional aspects and proposes the typology of their correlation.
3 18
На современном этапе особенно интенсивно трансформируется содержание культурно-образовательной деятельности музея, которая в современном музееведении рассматривается как компонент музейной коммуникации и одно из ведущих направлений развития, связанное с изменением социальной роли музея. Особое значение приобретает осмысление методологических подходов к содержанию и формам культурно-образовательной деятельности в условиях новой парадигмы гуманитарного знания в целом. Обоснование концептуальных проблем музейной работы и понимание взаимодействия различных компонентов культурно-образовательной деятельности музея требует исследования внутренней структуры ее содержания и форм, находящихся в определенных отношениях друг с другом. Решение данной задачи тесно связано с определением структуры содержания и форм в музее (предметный аспект) и взаимодействием элементов этой структуры внутри и вне системы (функциональный аспект).
Содержание культурно-образовательной деятельности музея складывается из различных составляющих, зависит от социокультурной ситуации в целом, методологии гуманитарных наук, общенациональных и мировых тенденций в музейном деле, от развития и состояния практики конкретного музея. В структуре содержания культурно-образовательной деятельности музея следует особо выделить содержание экспозиции и содержание трансляции (рассказ экскурсовода, музейного педагога, экспликации, аудиогид, путеводитель). Изучение деятельности отечественных музеев в исторической ретроспективе показывает, что содержание экспозиции может оставаться достаточно долгое время неизменным, а содержание культурно-образовательной деятельности (политико-просветительской, научно-просветительной работы) трансформируется с изменением социокультурной ситуации. Следовательно, содержание «трансляции» является более «подвижным»
элементом структуры, а содержание экспозиции - более устойчивым.
В содержании экспозиции нам представляется целесообразным выделение трех уровней. Первый уровень - непосредственное или авторское содержание, к которому относится содержание, задуманное экспозиционерами (авторами). Этот уровень может не совпадать с восприятием посетителя. Второй уровень - содержание восприятия - связан со сферой «осознаваемых содержаний»1 и с рефлексией посети -телей. К нему относятся речевые реакции посетителей, их восприятие и понимание экспозиции. Третий уровень - скрытое содержание или неразвернутое - связан с еще неосознаваемым содержанием в данный период времени экспозиционером и посетителем. Этот уровень предполагает нали-чие скрытых смыслов и связан с относительной длительностью их выявления и де-кодировки. Длительное разворачивание смыслов экспозиции можно сравнить с историческими событиями, полное значение которых видно по прошествии времени. В том случае, когда авторы являются также и трансляторами, первый уровень содержания экспозиции и уровень трансляции могут максимально совпадать. В пересечении этих уровней происходит их взаимное обогащение и дополнение, образование новых контекстов и смыслов.
В содержание исторической экспозиции входит не только план, представляющий прошлое, но и выражающий значение этого прошлого в настоящем и будущем (ис-торико-ситуативный и историко-ретро-спективный методы исторического познания). Возможен вариант невыраженного или слабо выраженного наличия историко-ретроспективного подхода в первом уров-не, в этом случае его функции могут осуществляться посредством экскурсий, консультаций или занятий на экспозиции, т. е. через формы культурно-образовательной деятельности музея. Мы выделяем несколько типов соотношения содержания культурно-образовательной деятельности музея
3 19
ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ, ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ
(«содержание-1») и содержания экспозиции («содержание-2»).
Первый тип предполагает, что множество «содержание-1» содержит множество «содержание-2», образуя таким образом «собственное подмножество». Материалы экспозиции дополняются экскурсией, консультацией, буклетом или путеводителем, аудиогидом, т. е. вербальным комментарием. Музейно-образовательные экскурсии и программы расширяют содержательные аспекты экспозиции и способствуют образованию дополнительных смыслов по теме, в ряде случаев изначально не заложенных авторами.
Второй тип соотношения характеризуется тем, что множество «содержание-2» содержит множество «содержание-1». Экскурсия или другая форма работы с посетителем не включает всех материалов и смыслов экспозиции. Возникает ситуация, при которой содержание экспозиции оказывается многозначнее содержания ее трансляции.
Третий тип: «содержание-1» и «сод ер-жание-2» не пересекаются друг с другом («непересекающиеся множества»). Например, в пространстве экспозиции проходят конференция, викторина, праздник, олимпиада, не имеющие прямого отношения к «содержан ию -2».
Каждая социокультурная ситуация актуализирует приоритетные для нее содержание и формы музейной деятельности. Изменение содержания приводит к появлению новых форм, трансформации и обогащению старых (традиционных) форм и даже к отмиранию или временному исчезновению некоторых из них. Мы можем констатировать, что трансформация содержания деятельности музея предопределяет динамику форм, а также характер отношений «содержание - форма», который может быть различным: взаимодополнение, взаимоисключение, взаимообусловленность, взаимозависимость, эволюция, отмирание.
Ретроспектива деятельности музеев показывает, что в различные исторические
периоды та или иная форма актуализируется в разной степени. Некоторые формы обнаруживают длительную устойчивость во времени, например: экскурсия, лекция, кружки, консультация, путеводитель. При этом содержание форм, как правило, меняется в соответствии с потребностями и особенностями социокультурной ситуации. Нам представляется целесообразным в этой связи выделить такое свойство формы культурно-образовательной деятельности музея, как цикличность, в которую входят точки минимума и точки максимума - периоды минимальной и максимальной актуализации формы. Актуализация форм культурно-образовательной деятельности музеев может происходить не линейно, а в хронологической прерывности. Так, минимально-актуализированные формы, а также отмирающие, исчерпавшие свой внутренний потенциал развития и потерявшие социальную актуальность, являются индикатором изменившейся социокультурной ситуации. Какая-либо форма может исчезнуть из арсенала форм деятельности музея, а через какое-то время вновь войти в него.
Содержание (тема, идея) связано с формой и воплощается в ней. Согласно философскому пониманию форма является внешним отражением какого-либо содержания2 . Общая форма исторической экспозиции обусловлена характером связей и отношений экспонатов, посредством которых конституируется ее идея и смыслы, т. е. раскрывается ее содержание.
Внутренняя форма - это способ выражения и преобразования упорядоченности содержания в упорядоченность формы. В эстетике внешняя форма (материально-изобразительные средства) определенным образом организована для воплощения содержания и внутренней формы3. Применительно к музею внутренняя форма раскрывает идею и смыслы элементов и целого -экспозиции. Внешняя форма экспозиции маркирует границы и выражает организацию в пространстве элементов, составляющих форму внутреннюю. Образование свя-
зей между ними, таким образом, является выражением внешней формы, стремящейся к раскрытию внутренней. Однако возможен вариант расположения экспонатов, выполненный без выявления внутренних связей между ними, что в меньшей степени способствует раскрытию внутреннего содержания.
Существуют специфические закономерности отношения формы и содержания в музее. Возможен переход внешней формы экспозиции во внутреннюю, т. е. содержание, когда внешняя форма является и смысловой частью внутренней. К примеру, на экспозиции «Улица времени» в ГМИ СПб внешняя форма организации экспозиции представлена в виде городского пространства, вместе с тем она выражает внутреннюю (переходную) форму - пространство, объединяющее различные исторические периоды Санкт-Петербурга.
Рассмотрим характер соотношения форм и содержания культурно-образова-тельной деятельности. Первый тип предполагает вариант, когда при использовании одной формы транслируется разное содержание. Например, экскурсия для дошкольников и взрослых на одной экспозиции. Обозначим эту ситуацию следующим образом: «Форма-1» = С1 + С2 + С3ит. д. (где С1, С2, С3 - различное содержание). Одни и те же формы музейной работы могут иметь
различное содержание, таким образом, содержание экспозиции используется дифференцированно.
Второй тип характеризуется тем, что содержание трансляции экспозиции не трансформируется при использовании различных форм (экскурсий, бесед, лекций): С1 = ф1 + ф2 + ф3... Данная ситуация характеризуется «единичностью» содержания и множественностью форм его трансляции.
Содержание экспозиции музея может быть включено в межмузейную или внут-римузейную тематическую программу, межмузейный проект и т. д. Эта форма культурно-образовательной деятельности музеев наполнена содержанием экспозиций музеев различных профилей, таким образом, третий тип отличается тем, что множество «форма-1» содержит множество «ф-а, ф-в, ф-с» (форма культурно-образовательной деятельности отдельного музея). Этой форме свойственны такие характеристики, как интегративность и меж-дисциплинарность, долго временность действия.
Установленные нами типы соотношений будут способствовать пониманию взаимоотношений и связей содержания и форм культурно-образовательной деятельности музея и выработке на этой основе условий, оптимизирующих музейную работу.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Гачее Г. Д. Содержательность художественных форм (Эпос. Лирика. Театр). М.: Просвещение, 1968. С. 39.
2 Большая советская энциклопедия. 3-е изд. М.: Советская Энциклопедия, 1977. С. 539.
3 Волкова Е. Н. Проблема содержания и формы в искусстве. М.: Знание, 1976. С. 31.
32 1