Научная статья на тему 'Содержание гимнастики в физическом воспитании школьников'

Содержание гимнастики в физическом воспитании школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1154
196
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ / АЭРОБИКА / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ГИМНАСТИКА / ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА / ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / PHYSICAL UPBRINGING OF SCHOOLCHILDREN / AEROBICS / CALISTHENICS / AESTHETIC GYMNASTICS / PHYSICAL QUALITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михайлова Э.И., Михайлов Н.Г., Деревлёва Е.Б., Каймин М.А., Кудрявцева О.В.

В статье рассмотрены варианты использования аэробики, художественной и эстетической гимнастики в процессе физического воспитания школьников. Материал. Рассмотрено влияние различных видов гимнастики на физическую подготовленность школьников. Методы исследования: анализ и обобщение научной литературы, анализ использования видов гимнастики в физическом воспитании, педагогический эксперимент,педагогическое тестирование. Результаты. Представлены результаты применения аэробики, художественной и эстетической гимнастики, подтверждающие их влияние на развитие основных физических качеств и культуру формируемых движений.Заключение. Показана возможность решения задач физического воспитания средствами аэробики, художественной и эстетической гимнастики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Михайлова Э.И., Михайлов Н.Г., Деревлёва Е.Б., Каймин М.А., Кудрявцева О.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GYMNASTICS IN THE CONTENT OF SCHOOLCHILDREN PHYSICAL UPBRINGING

The article is about the variants of aerobics, calisthenics, aesthetic gymnastics use during physical upbringing of schoolchildren. Materials. The influence of different kinds of gymnastics on physical readiness of schoolchildren is considered. Research methods: scientific literature analysis and summarizing, analysis of different kinds of gymnastics use in physical upbringing, pedagogical experiment, pedagogical testing. Results. The results of aerobics,calisthenics, aesthetic gymnastics use are presented and they confirm their influence on the main physical qualities and the culture of the formed movements development. Conclusion. The opportunity to solve physical upbringing problems with the help of aerobics,calisthenics, aesthetic gymnastics means is presented.

Текст научной работы на тему «Содержание гимнастики в физическом воспитании школьников»

education: history and modernity: Sat. sci. Art]. M. 2004: 38-41.

3. Clarin M.V. Interaktivnoe obuchenie instrument osvoeniya novogo opyta [Interactive learning tool to learn new experiences]. Part I. St. Petersburg: Chrysostom. 2004.

4. Heysinga J. Homo lidens. V teni zavtrashnego dnya [Homo ludens. In the shadow of tomorrow]. M.: Progress. 1992.

5. Fayerabend P. Izbrannye Trudy po metodologii nauki [Selected works on the methodology of science]. M.: Progress. 1986.

6. Solodova G.G. Cel' I suchnost' processa vospitaniya: Uchebnoe posobie po kursu "Obchaya I vosrastnaya pedagogika " [The purpose and essence of the process of education: A manual on the course "General and age pedagogy." Part 4]. Kemerovo: Kuzbassvuzizdat. 2003: 128.

7. Milovanova I.G. Essential aspects of patriotic education of youth, Actual problems and innovations in ensuring security. Materialy dnej nauki (6 -9 dekabrya 2016g.) v 2-h chastyah [Materials of the Days of Science (December 6-9, 2016) in 2 parts]. Part 2. Ekaterinburg: Ural Institute of the State Fire Service of Russia. 2017: 115.

8. Mudrik A.V. Socializaciya cheloveka: Uchebnoe posobie dlya studentov vysshih uchebnyh zavedenij [Socialization Rights: Proc. allowance for

Подано: 12.05.2018

stud. supreme. training. Institutions]. Moscow: Publishing Center "Academy". 2004: 304.

9. Petrovsky A.V. Obchaya psihologiya [General psychology]. M. 1976: 393.

10. Kuzmina E.O. The educational process and the role of the teacher in his organization. Molodoj uchenyj. 2009; 2: 285-288 [In Russ.].

11. URL: /http: https://ur-consul.ru/Bibli/Tyeoriya-i-myetodika-vospitaniya-konspyekt-lyektsiyi.76.html.

12. Decree of the of December 30, 2015 N 1493 Russian Federation Government "On the state program «Patriotic education of citizens of the Russian Federation for 2016-2020 years» (with changes and additions)

13. Kuznetsova Z., Kuznetsov A., Mutaeva I., Khalikov G., Zakharova A., 2015. Athletes training based on a complex assessment of functional state. In

Proceedings of the 3rd International Congress on Sport Sciences Research and Technology support. SCITEPRESS. P. 156-160 (Scopus).

14. Kuznetsov A., Mutaeva I., Kuznetsova Z., 2017. Diagnostics of Functional State and Reserve Capacity of young Athletes' Organism. In Proceedings of the 5th International Congress on Sport Sciences Research and Technology support. SCITEPRESS. P. 111-115 (Scopus).

Милованова Ирина Геннадьевна - куратор Региональной Общественной Организации «Свердловская областная ассоциация бывших узников гетто и нацистских концлагерей», независимый эксперт Регионального отделения «Союз Десантников России», 620000, Россия, г. Екатеринбург, e-mail: milig63@ mail.ru

Моисеева Людмила Владимировна - доктор педагогических наук, профессор, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уральский государственный педагогический университет», 620017, Россия, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, дом 26, e-mail: moiseeva.lv@Mspu.me

Байназарова Турсынбай Бейсембековна - кандидат педагогических наук, и.о. ассоциированный профессор, член-корреспондент МанПО, «Казахский женский государственный педагогический университет», Казахстан, г. Алматы, e-mail: tursinai-64@mail.ru

Б01 10.14526/02_2018_321 УДК 796.4, 373.1

СОДЕРЖАНИЕ ГИМНАСТИКИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ

Михайлова Э.И.1, Михайлов Н.Г.1, Деревлёва Е.Б.1, Каймин М.А.1, Кудрявцева О.В.1

1 Педагогический институт физической культуры и спорта ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет»

Россия, г. Москва, elvira.i.mikhailova@gmail.com

Аннотация. В статье рассмотрены варианты использования аэробики, художественной и эстетической гимнастики в процессе физического воспитания школьников. Материал. Рассмотрено влияние различных видов гимнастики на физическую подготовленность школьников. Методы исследования: анализ и обобщение научной литературы, анализ использования видов гимнастики в физическом воспитании, педагогический эксперимент,педагогическое тестирование. Результаты. Представлены результаты применения аэробики, художественной и эстетической гимнастики, подтверждающие их влияние на развитие основных физических качеств и культуру формируемых движений.Заключение. Показана возможность решения задач физического воспитания средствами аэробики, художественной и эстетической гимнастики

Ключевые слова: физическое воспитание школьников, аэробика, художественная гимнастика, эстетическая гимнастика, физические качества.

Для цитирования: Михайлова, Э. И., Михайлов Н.Г., Деревлёва Е.Б., Каймин М.А., Кудрявцева О.В. Содержание гимнастики в физическом воспитании школьников. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2018;. 13(2): 156-165. DOI 10.14526/02_2018_321

GYMNASTICS IN THE CONTENT OF SCHOOLCHILDREN PHYSICAL UPBRINGING

Mikhailova E.I.1, Mikhailov H.G.1, Derevleva E.B.1, Kaimin M.A.1, Kudryavtseva O.V.1

Pedagogical Institute of Physical Culture and Sport State Autonomous Educational Establishment of Higher Education "Moscow City Pedagogical University" Russia, Moscow, elvira.i.mikhailova@gmail.com

Annotation. The article is about the variants of aerobics, calisthenics, aesthetic gymnastics use during physical upbringing of schoolchildren. Materials. The influence of different kinds of gymnastics on physical readiness of schoolchildren is considered. Research methods: scientific literature analysis and summarizing, analysis of different kinds of gymnastics use in physical upbringing, pedagogical experiment, pedagogical testing. Results. The results of aerobics,calisthenics, aesthetic gymnastics use are presented and they confirm their influence on the main physical qualities and the culture of the formed movements development. Conclusion. The opportunity to solve physical upbringing problems with the help of aerobics,calisthenics, aesthetic gymnastics means is presented.

Keywords: physical upbringing of schoolchildren, aerobics, calisthenics, aesthetic gymnastics, physical qualities.

For citations: Mikhailova E.I., Mikhailov H.G., Derevleva E.B., Kaimin M.A., Kudryavtseva O.V. Gymnastics in the content of schoolchildren physical upbringing. The Russian Journal of Physical Education and Sport (Pedagogico-Phycological and Medico-Biological Problems of Physical Culture and Sports).2018; 13(2):156-165. DOI 10.14526/02_2018_321

ВВЕДЕНИЕ

Закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ провозглашает одним из принципов современного образования обеспечение права на образование в течение всей жизни. Это создаёт предпосылки для внедрения

непрерывной системы образования, отдельные ступени которого должны строиться на преемственности этапов образования. Не является исключением и система физического воспитания личности, основная направленность которой предусматривает преобразование

физической природы человека в течение всей его жизни. Это делает актуальным изучение преемственности средств и методов физического воспитания на различных этапах жизненной карьеры человека.Проблема эта многогранна и имеет значительное количество аспектов. В данном исследовании остановимся на возможностях физического воспитания женского населения нашей страны. В связи с этим рассмотрим, какие виды двигательной активности могут широко использоваться для укрепления здоровья девушек и женщин и решать задачу по формированию двигательных умений и навыков, жизненно необходимых для этой категории людей.

Известно, что базовые основы физической культуры закладываются во время обучения в общеобразовательной школе, которая призвана развивать необходимость постоянных занятий физическими упражнениями. Однако построение программ по физической культуре предусматривает включение в рамках вариативной части разнообразных видов двигательной активности, среди которых преимущественно находятся виды спорта, учитывающие национальные традиции обучающихся. И здесь можно видеть такие виды спорта, как лапта [2],футбол [9] и другие.

Вместе с тем значительное количество публикаций подтверждает благотворное влияние занятий аэробикой на физическое развитие девочек и девушек и укрепление здоровья женщин[4-8, 10-12].

Значительный опыт в подготовке девушек в художественной гимнастике

трансформировался в программу для учеников начальной школы [1]. Из художественной гимнастики берет свое начало эстетическая гимнастика, которая сохранила в себе изящность, красоту движений, при этом смягчив сложность выполняемых движений, что позволяет заниматься не только юным гимнасткам, но и девушкам любого возраста. Занятия этими видами двигательной активности способствуют развитию

основных физических качеств, начиная с гибкости и заканчивая выносливостью, обучают пластичности, выразительности, виртуозному владению своим телом, умению оценивать движения в пространстве, времени и по степени мышечных усилий, повышают

функциональную устойчивость

вестибулярного аппарата. Их отличает широкое разнообразие физических упражнений, которые включают ходьбу, бег, прыжки, наклоны, повороты, махи и другие упражнения, которые служат основой для формирования жизненно необходимых двигательных навыков женской части населения нашей страны [7, 8].

Цель исследования заключается в изучении возможностей использования различных видов гимнастических упражнения в физическом воспитании школьниц.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Методы и организация исследования.

Для изучения влияния различных видов гимнастики в физическом воспитании школьниц применялись традиционные методы педагогических исследований: педагогическое тестирование и

педагогический эксперимент.

Педагогическое тестирование включало ряд тестовых заданий, которые представлены в таблицах 1-5. Педагогические эксперименты

проводились в период с 2015 по 2017 год в образовательных организациях города Москвы с участием школьниц. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Рассмотрим, каким образом можно выстроить занятия по физической культуре с использованием разных видов гимнастики. Начальная школа может быть использована как период формирования базовых движений у девочек в возрасте 711 лет. Занятия аэробикой начинаются с разучивания базовых аэробных шагов, которые включают «Шаг» ("March"), «Подъем колена» ("Kneeup"), «Мах» ("Kick), «Выпад» (Lunge), «Прыжок ноги

врозь - ноги вместе» (JumpingJack), «Скачок» (Skip) и «Бег» (Jog). При разучивании базовых аэробных шагов вначале осваиваются движения ног и фиксируется правильное положение туловища. Затем добавляют движения руками.

Время обучения в начальной школе включает в себя сенситивные периоды для развития быстроты, гибкости и совершенствования координационных способностей. Также этот период считается наиболее благоприятным для обучения разнообразным двигательным умениям и навыкам для формирования культуры движений, которая заключается в освоении правильной техники выполнения широкого круга движений. Поэтому занятия аэробикой в младшем школьном возрасте могут успешно

использоваться для достижения указанных целей [9].

Экспериментальная проверка

эффективности использования аэробных упражнений в рамках вариативной части программы по физической культуре у первоклассниц доказывает возможность формирования высоких показателей физической подготовленности (таблица 1). Другое направление позволяет

использовать опыт подготовки юных в художественной

[3]. Исследования,

в рамках Педагогического физической культуры, доказывают, что выполнение комплексов упражнений с элементами художественной гимнастики в школьных учреждениях положительно влияет на развитие координационных способностей (таблица 2).

спортсменок гимнастике проведённые института

Таблица 1 - Результаты тестирования первоклассниц контрольной (КГ) и экспериментальной

групп ( ;эг)

Тесты КГ (n=15) ЭГ (n=18) Значение t критерия Стьюдента Уровень значимости, P

Бег 500м, мин До 3,43+0,59 3,31+0,61 0,37 >0,05

После 3,33+0,2 3,02+0,4 2,88 <0,01

Наклон вперёд сидя, До 2,8+0,4 3,0+0,5 1,33 >0,05

см После 5,0+0,7 13,0+0,8 30.76 <0,001

Вис, с До 3,6+0,8 4,0+0,9 1,37 >0,05

После 4,9+0,3 8,0+0,5 22,14 <0,001

Бег 30 м, с До 6,9+0,3 6,8+0,4 0,83 >0,05

После 6,8+1,6 6,3+0,3 1,19 >0,05

Челночный бег До 11,5+0,3 11,3+0,3 1,90 >0,05

3х10м, с После 11,3+0,9 10,7+0,5 2,31 <0,05

Предложенная методика, направленная на развитие координационных способностей у девочек 6-8 лет, включала специально разработанные комплексы упражнений для воспитания способностей к сохранению равновесия с использованием

гимнастического бревна, а также подвижные игры для формирования общих координационных способностей. Каждый комплекс состоял из 10 упражнений продолжительностью от 30

секунд до 3 минут и включал 10-15 повторений. В комплексы, наряду с разновидностями передвижений в виде ходьбы и бега, входили общеразвивающие упражнения в виде махов, прыжков, подскоков и равновесий, которые выполнялись в условиях уменьшения площади опоры и ограничения зрительной ориентации в пространстве. Включение комплексов в занятия учениц начальной школы позволило добиться достоверного

прироста показателей статического и динамического равновесия.

Таблица 2 - Сравнительные показатели развития равновесия у девочек контрольной и __экспериментальной группы_

Группы Экспериментальная группа (n=12) Контрольная группа (n=12)

Показатели Показатели

Тесты исходные, с конечные, с Р исходные, с конечные, с Р

X±o X±o X±o X±o

Показатели динамического равновесия 10,7±3,1 13,8±3,6 <0,01 11,1± 12,3±3,2 >0,05

Показатели статического равновесия 10,8±3,3 13,0±3,1 <0,01 10,8± 11,5±3,1 >0,05

Сравнительно новое направление, эстетическая гимнастика, берущая свое начало из художественной гимнастики, позволяет реализовать себя девочкам в новом физкультурно-спортивном виде деятельности. В этом виде спорта нет такого жесткого ограничения к отбору гимнасток, что дает возможность использовать его средства и методы подготовки в системе дополнительного образования с девочками 7-8 лет. Занятия эстетической гимнастикой позволяют развивать гибкость, изящность, красоту движений, при этом смягчив сложность.

Особенность этого вида спорта заключается в необходимости

демонстрировать большую амплитуду движений при выполнении

гимнастических элементов, сохраняя при этом плавность и грациозность. Исследования, проведённые с

использованием методики обучения обязательным элементам эстетической гимнастики, показали, что у учениц начальной школы повышается балльная оценка уровня развития основных физических качеств (таблица 3).

Таблица 3 - Оценка выполнения элементов эстетической гимнастики девочками 6-8 лет

Показатели Гибкость (шпагаты) Координация (равнове-сия, поворот) Скоростно-силовые качества (прыжки) Интегральная оценка

Первоначальное тестирование (n=14) Правой Левой Поперечны й Равно-ве-сие бо-ко-вое Ласточка Пассе «Касаясь» Группировка

Средние показатели M 4,8 4,3 4,4 4,5 4,6 4,1 3,6 4,3 4,3

Стандартное отклонение а 0,3 0,6 0,9 0,6 0,3 0,6 0,9 0,6 0,6

Ошибка среднего т 0,08 0,16 0,24 0,16 0,08 0,16 0,24 0,16 0,16

Заключительное тестирование (п=14) Правой Левой Поперечн ый Равновес ие бо-ко- Ласточка Пассе «Касаясь » Группиро вка Интеграл ьная оценка

Средние показатели М 5 4,9 4,9 4,9 5 4,9 4,8 5 4,9

Стандартное отклонение а 0 0,3 0,3 0,3 0 0,3 0,3 0 0,2

Ошибка среднего т 0 0,08 0,08 0,08 0 0,08 0,08 0 0,05

При первоначальном тестировании уровня выполнения обязательных элементов эстетической гимнастики интегральная оценка составила 4,3 балла, что можно отнести к уровню выше среднего, и соответствует возрасту занимающихся. Наиболее качественно участницы экспериментальной группы справились с элементами, демонстрирующими гибкость (шпагаты: правый, левый, прямой): средние оценки - 4,8±0,3, 4,3±0,6; 4,4±0,9 баллов и равновесия (боковое с захватом, ласточка): средние оценки - 4,5±0,6 и 4,6±0,3 баллов соответственно.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Наибольшую трудность вызвали элементы, характеризующие скоростно-силовые показатели, оцениваемые по результатам прыжков (таблица 3). Вероятно, что эти элементы являются технически сложными для данного контингента детей вследствие слабого развития мышц, участвующих в отталкивании вовремя прыжков. Для более успешного освоения обязательных элементов эстетической гимнастики нами были разработаны комплексы специальных упражнений, которые проводились в конце основной части занятия и предусматривали развитие гибкости в голеностопных и тазобедренных суставах (комплекс 1), развитие координации (комплекс 2) и развитие скоростно-силовых качеств

(комплекс 3). Использование комплексов на протяжении всего времени проведения констатирующего педагогического

эксперимента позволило улучшить результаты освоения упражнений эстетической гимнастики: показатели гибкости для шпагатов составили: на правой - 5 баллов у всех участниц эксперимента, на левой - 4,9±0,3 и для поперечного - 4,9±0,3 балла.Это подтверждает положение о сенситивности этого периода для развития гибкости. Хорошее развитие гибкости позволяет качественно выполнять упражнение «ласточка», оценка за которое также составила 5 баллов. Несколько ниже оценка за упражнение «пассе» - 4,9±0,3 балла. Удалось повысить и оценки за технику выполнения прыжков (таблица 3). Такие результаты указывают на возможность использования упражнений эстетической гимнастики в программе физического воспитания учениц начальной школы.

В средней и старшей школе возможности этих видов двигательной активности не ослабеваюти даже позволяют усилить эффект от занятий. Однако меняется направленность совершенствования

развиваемых физических качеств. Например, использование фитнес-аэробики в вариативной части программы

по физической культуре у учеников средней школы позволяет добиться достоверного улучшения общей выносливости, силы брюшного пресса и гибкости (таблица 4), тогда как показатели быстроты и скоростно-силовых качеств улучшились, но не достигли уровня достоверности.

Таблица 4 - Результаты тестирования экспериментальной группы (6-й класс) при

использовании аэробики в вариативной части программы по физической культуре (п=14)

Тесты До X±m После X ± m t-критерий Уровень значимости, P

Бег 1000 м, 4,55±0,1 4,35±0,1 2,9 <0,05

мин.

Наклон вперед из 8±1 14±1 4,3 <0,05

положения седа,

см

Поднимание 23±1 27±1 2,1 <0,05

туловища из

положения лежа,

раз

Бег 30 м с высокого 5,3±0,1 5,2±0,02 1 >0,05

старта, с

Прыжок в длину с 160±5 170±5 1,4 >0,05

места, см.

В старшей школе наблюдается прирост показателей, характеризующих силовые качества, выносливость и гибкость, у девушек ЭГ, которые оказались достоверно более высокими по сравнению с данными КГ (таблица 5).

К особенностям организации занятий с ЭГ следует отнести выполнение упражнений для развития силовых качеств, которые выполнялись с гантелями весом 1 или 2 кг, а также выполнение сгибаний и разгибаний рук в упоре лёжа. Внимание к развитию силовых качеств в этом возрасте является оправданным, поскольку

позволяет формировать правильную осанку и красивую фигуру. Кроме того, следует отметить, что у девушек ЭГ улучшились показатели координационных способностей, характеризуемых

увеличением времени сохранения равновесия (таблица 5).

Таблица 5 - Результаты тестирования старшеклассников контрольной и экспериментальной

группы

Тесты Значение t критерияСтьюдента Уровень значимости, P

КГ (n=15) ЭГ (n=15)

Подъем туловища в сед, раз До 22±6 23±5 0,54 >0,05

После 23±6 27±5 2,16 <0,05

Сгибание-разгибание рук, раз До 10±5 11±4 0 >0,05

После 12±5 15±4 1.81 >0,05

Наклон из седа ноги вместе, см До 0,7±6,0 0,7±6,2 0 >0,05

После 1,7±5,0 4,8±3,2 2,15 <0,05

Прыжки через скакалку, раз До 99±5 100±5 0,55 >0,05

После 101±6 113±8 4,68 <0,01

Равновесие, с До 8,9±5,4 10,9±6,6 0,91 >0,05

После 10,6±4,6 13,6±7,8 1,15 >0,05

Завершая разбор возможностей применения разных видов двигательной активности у девушек школьного возраста, следует отметить, что меняется направленность выполняемых

упражнений. В начальной школе закладывается фундамент базовых движений средствами избранного вида гимнастики с акцентом на развитие гибкости и координационных

способностей. В средней школе упражнения указанных видов гимнастики подбираются для всестороннего воздействия их на основные функциональные системы и различные группы мышц, которые постоянно функционируют во время выполнения комплексов гимнастических упражнений в динамическом режиме. Наконец, в старшем школьном возрасте акцент при занятиях аэробикой может состоять в развитии выносливости и силы при помощи комплексов упражнений соответствующей направленности, а художественной и эстетической гимнастики - в воспитании красоты движений посредством развития выразительности движений тела и отдельных его сегментов, пластичности движений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Использование различных видов гимнастических упражнений

сопровождается целенаправленным

улучшением показателей развития физической подготовленности школьниц на протяжении всего времени обучения в общеобразовательной школе. Выполнение гимнастических упражнений в начальной школе преимущественно направлено на формирование правильной техники выполнения исходных положений и поз широкого круга движений, составляющих комплексы аэробики, художественной и

эстетической гимнастики. В средней школе средства этих видов двигательной активности используются с акцентом на расширение двигательных умений и навыков выполнения гимнастических упражнений, развитие пластичности и гибкости выполняемых движений. А в старшей школе гимнастические

упражнения подбираются в комплексы для развития силовых качеств и общей выносливости посредством увеличения продолжительности упражнений и применения лёгких отягощений в виде дополнительных предметов. Упражнения из арсенала художественной и эстетической гимнастики воспитывают красоту движений у старшеклассниц, усиливая умение создавать при помощи движений тела и отдельных его частей образы и выражать чувства.

Список литературы

1. Винер И.А., Горбулина Н.М., Цыганкова О.Д. Физическая культура. Гимнастика. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией И.А. Винер. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений. М.: Просвещение. 2011: 31.

2. Готовцев Е.В., Германов Г.Н., Машошина И.В. Школьный спорт. Лапта: учебное пособие для академического бакалавриата. М.: Издательство Юрайт. 2017: 389.

3. Квашнина Е.В. Повышение эффективности тренировочного процесса девочек, занимающихся художественной гимнастикой. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2017; 12(3): 53-60. URL: http://www.journal-science.org/ru/article/839.html. D0I10.14526/03_2017_234.

4. Кочурова Л.А., Гурьянова С.А. Особенности организации занятий по оздоровительной аэробике девушек 17-20 лет. Педагогико-психологические и медико-

биологические проблемы физической культуры и спорта. 2015; 10(1): 89-97. URL: http://www.journal-science.org/ru/article/123.html.

5. Лисицкая Т.С., Сиднева Л.В. Аэробика: Теория и методика. М.: Федерация аэробики России. 2002: 188-192.

6. Мингалишева И.А., Назаренко Л.Д. Моделирование спортивной подготовки занимающихся фитнес-аэробикой. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2016; 11(2): 36-45. URL: http://www.journal-science.org/ru/article/568.html. DOI 10.14526/01_1111_102.

7. Михайлова Э.И., Михайлов Н.Г. Аэробика: учебник для институтов физической культуры. М.: ГБОУ ВПО МГПУ. 2014: 178.

8. Михайлова Э.И., Михайлов Н.Г. Аэробика в школе: учебно-методическое пособие для учителя физической культуры. М.: Советский спорт. 2014: 124.

9. Грибачева М.А., Круглыхин В.А. Программа интегративного курса физического воспитания для учащихся начальной школы на основе футбола. М.: Изд-во «Человек». 2010: 248.

10. Саитов Р.М. Особенности использования круговой тренировки в фитнесе для женщин первого периода зрелого возраста: автореф. дис. ... канд.пед.наук. М. 2017: 22.

11. Трофимова О.В. Совершенствование физического воспитания студенток вуза на основе углубленного изучения фитнес-аэробики: автореф. дис. ... канд.пед. наук: 13.00.04. Чебоксары. 2010: 24.

12. Шавырина С.В. Методика физического воспитания на основе учета индивидуально-типологических особенностей темперамента студенток вуза: автореф. дис. ... канд.пед. наук: 13.00.04. Тула. 2011: 23.

13. Кузнецова З.М., Рогова Р.В., Селиверстова Н.Н. Потенциал средств гимнастики для реабилитации людей с ограниченными сенсорными возможностями. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2009; 3(12): 20-24. URL: http://www.journal-science.org/ru/article/427.html.

14. Титов С.В., Кузнецова З.М. Повышение уровня физической подготовленности студентов в специальных медицинских группах средствами атлетической гимнастики. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2009; 4(13): 125130. URL: http://www.journal-science.org/ru/article/428. html.

15. Kuznetsova Z., Kuznetsov A., Mutaeva I., Khalikov G., Zakharova A., 2015. Athletes training based on a complex assessment of functional state. In Proceedings of the 3rd International Congress on Sport Sciences Research and Technology support. SCITEPRESS. P. 156-160 (Scopus).

16. Kuznetsov A., Mutaeva I., Kuznetsova Z., 2017. Diagnostics of Functional State and Reserve Capacity of young Athletes' Organism. In Proceedings of the 5th International Congress on Sport Sciences Research and Technology support. SCITEPRESS. P. 111-115 (Scopus).

References

1. Wiener I.A., Gorbulina N.M., Tsygankova O.D. Fizicheskaya kul'tura. Gimnastika. Rabochie programmy. Predmetnaya liniya uchebnikov pod redakciej I.A. Wiener. 1-4 classy: posobie dlya uchitelej obcheobrazovat. uchrezhdenij [Physical culture. Gymnastics. Working programs. Subjective direction of textbooks under edition of I.A. Wiener. 1-4 grades : manual for teachers of educational establishments] Moscow: Prosveshchenie. 2011: 31.

2. Gotovtsev E.V., Germanov G.N., Mashoshina I.V. Shkol'nyj sport. Lapta: uchebnoe posobie dlya akademicheskogo bakalavriata [School sport. Lapta : manual for academic bachelor course]. Moscow: Yurayt publishing house. 2017: 389.

3. Kvashnina E.V. The effectiveness of the training process increase among girls, who go in for calisthenics. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problem fizicheskoj kul'tury I sporta = Pedagogico-psychological and medico-biological problems of physical culture and sport. 2017; 12(3): 53-60. URL: http://www.journal-science.org/ru/article/839.html. DOI 10.14526/03_2017_234 [In Russ., In Engl.].

4. Kochurova L.A., Guryanova S.A. The peculiarities of health-improving aerobics lessons organization among 17-20 year-old girls. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problem fizicheskoj kul'tury I sporta = Pedagogico-psychological and medico-biological problems of physical culture and sport. 2015; 10(1): 89-97. URL: http ://www.j ournal-science.org/ru/article/123 .html.

5. Lisitskaya T.S. Aerobika: Teoriya I metodika [Aerobics: Theory and methodology]. Moscow: Aerobics federation in Russia. 2002: 188192.

6. Mingalisheva I.A., Nazarenko L.D. Sports training modeling of those, who go in for fitness-aerobics. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problem fizicheskoj kul'tury I sporta = Pedagogico-psychological and medico-biological problems of physical culture and sport. 2016; 11(2): 36-45. URL: http://www.journal-science.org/ru/article/568.html. DOI 10.14526/01_1111_102.

7. Mikhaylova E.I., Mikhaylov N.G. Aerobika: uchebnik dlya institutov fizicheskoj kul'tury [Aerobics: textbook for physical culture Institutes]. Moscow: State Budgetary Educational Establishment of Higher Education Moscow City Pedagogical University. 2014: 178.

8. Mikhaylova E.I., Mikhaylov N.G. Aerobika v shkole: uchebno-metodicheskoe posobie dlya uchitelya fizicheskoj kul'tury [Aerobics at school: educational-methodical manual for physical culture teacher]. Moscow: Soviet sport. 2014: 124.

9. Gribacheva M.A., Kruglykhin V.A. Programma integrativnogo kursa fizicheskogo vospitaniya dlya uchachihsya nachal'noj shkoly na osnove futbola [Physical upbringing integrative course program for elementary school pupils on the basis of

football]. Moscow: "Chelovek" publishing house. 2010: 248.

10. Saitov R.M. The peculiarities of circuit training use in fitness for women of the first period of adulthood. Candidate's thesis. Moscow. 2017: 22.

11. Trofimova O.V. Physical upbringing improvement among female students of a higher educational establishment on the basis of thorough study of fitness-aerobics. Candidate's thesis. Cheboksary. 2010: 24.

12. Shavyrina S.V. Physical upbringing methodology on the basis of taking into account temperament individual-typological peculiarities of higher educational establishment female students. Candidate's thesis. Tula. 2011: 23.

13. Kuznetsova Z.M., Rogova R.V., Seliverstova N.N. Gymnastics means potential for rehabilitation of people with restricted sensory abilities Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problem fizicheskoj kul'tury I sporta = Pedagogico-psychological and medico-biological problems of physical culture and sport. 2009; 3(12): 20-24. URL: http://www.journal-science.org/ru/article/427.html [In Russ., In Engl.].

Подано: 31.03.2018

14. Titov S.V., Kuznetsova Z.M. Students' physical readiness level increase in special medical groups by means of athletic gymnastics. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problem fizicheskoj kul'tury I sporta = Pedagogico-psychological and medico-biological problems of physical culture and sport. 2009; 4(13): 125-130. URL: http ://www.j ournal-science.org/ru/article/428.html [In Russ., In Engl.].

15. Kuznetsova Z., Kuznetsov A., Mutaeva I., Khalikov G., Zakharova A., 2015. Athletes training based on a complex assessment of functional state. In Proceedings of the 3rd International Congress on Sport Sciences Research and Technology support. SCITEPRESS. P. 156-160 (Scopus).

16. Kuznetsov A., Mutaeva I., Kuznetsova Z., 2017. Diagnostics of Functional State and Reserve Capacity of young Athletes' Organism. In Proceedings of the 5th International Congress on Sport Sciences Research and Technology support. SCITEPRESS. P. 111-115 (Scopus).

Михайлова Эльвира Ивановна - кандидат педагогических наук, профессор, Педагогический институт физической культуры и спорта государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Московский городской педагогический университет», 117303, Россия, г. Москва, Балаклавский проспект, дом 32 корпус 4, e-mail: elvira.i.mikhailova@gmail.com

Михайлов Николай Георгиевич - кандидат педагогических наук, доцент, Педагогический институт физической культуры и спорта государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Московский городской педагогический университет», 117303, Россия, г. Москва, Балаклавский проспект, дом 32 корпус 4, e-mail: MichailovN@,mgpu. ru

Деревлёва Елена Борисовна - кандидат педагогических наук, доцент, Педагогический институт физической культуры и спорта государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Московский городской педагогический университет», 117303, Россия, г. Москва, Балаклавский проспект, дом 32 корпус 4, e-mail: ederevleva@yandex.ru

Каймин Маргарита Адольфовна - кандидат педагогических наук, доцент, Педагогический институт физической культуры и спорта государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Московский городской педагогический университет», 117303, Россия, г. Москва, Балаклавский проспект, дом 32 корпус 4, e-mail: KaiminMA @mgpu. ru

Кудрявцева Ольга Викторовна - старший преподаватель, Педагогический институт физической культуры и спорта государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Московский городской педагогический университет», 117303, Россия, г. Москва, Балаклавский проспект, дом 32 корпус 4, e-mail: olgavikku@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.