Научная статья на тему 'Событие культуры как пространство творческой коммуникации актер - зритель'

Событие культуры как пространство творческой коммуникации актер - зритель Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
223
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОБЫТИЕ КУЛЬТУРЫ / ТВОРЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ / КУЛЬТУРОСООБРАЗНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / АРТИСТ ТЕАТРА КУКОЛ / ЗРИТЕЛЬ / ИНКЛЮЗИЯ / НЕФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТЕАТРАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА / CULTURE EVENT / CREATIVE COMMUNICATION / CULTURE-CONGRUENT ACTIVITY / ACTOR OF PUPPET THEATER / SPECTATOR / INCLUSION / INFORMAL EDUCATION / THEATRICAL PEDAGOGICS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Хабарина Наталья Евгеньевна

В статье систематизированы результаты осмысления опыта работы с неформальными методами в контексте театрального образования в качестве художественного руководителя курса студентов специализации «артист театра кукол» ЯГТИ. Выявлен и обоснован творческий и коммуникативный потенциал внеаудиторной деятельности студентов и со студентами в культуросообразном процессе со-участия в организации и проведении культурных мероприятий с ярославской городской и районной геолокацией. Доказано, что использование неформального образования активизирует самостоятельную деятельность студентов, раскрытие и развитие их творческого потенциала, формирует понимание интересов реальной зрительской аудитории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Culture Event as Space of Creative Communication the Actor - the Spectator

In the article results of understanding the experience work with informal methods in the context of theatrical education as an artistic director of a course of students of the specialization «the actor of puppet theater» of YSTI are systematized. Here is revealed and proved a creative and communicative potential of out-of-class activity of students and with students in the culture-congruent process of partnership in the organization and holding cultural actions with Yaroslavl city and regional geolocation. It is proved that use of informal education stirs up students’ independent activity, disclosure and development of their creative potential forms understanding of real audience’s interests.

Текст научной работы на тему «Событие культуры как пространство творческой коммуникации актер - зритель»

УДК 008 (37.018.7)

Н. Е. Хабарина

Событие культуры как пространство творческой коммуникации актер - зритель

В статье систематизированы результаты осмысления опыта работы с неформальными методами в контексте театрального образования в качестве художественного руководителя курса студентов специализации «артист театра кукол» ЯГТИ. Выявлен и обоснован творческий и коммуникативный потенциал внеаудиторной деятельности студентов и со студентами в культуросообразном процессе со-участия в организации и проведении культурных мероприятий с ярославской городской и районной геолокацией. Доказано, что использование неформального образования активизирует самостоятельную деятельность студентов, раскрытие и развитие их творческого потенциала, формирует понимание интересов реальной зрительской аудитории.

Ключевые слова: событие культуры, творческая коммуникация, культуросообразная деятельность, артист театра кукол, зритель, инклюзия, неформальное образование, театральная педагогика.

N. E. Khabarina

Culture Event as Space of Creative Communication the Actor - the Spectator

In the article results of understanding the experience work with informal methods in the context of theatrical education as an artistic director of a course of students of the specialization «the actor of puppet theater» of YSTI are systematized. Here is revealed and proved a creative and communicative potential of out-of-class activity of students and with students in the culture-congruent process of partnership in the organization and holding cultural actions with Yaroslavl city and regional geolocation. It is proved that use of informal education stirs up students' independent activity, disclosure and development of their creative potential forms understanding of real audience's interests.

Keywords: culture event, creative communication, culture-congruent activity, actor of puppet theater, spectator, inclusion, informal education, theatrical pedagogics.

Процесс формирования актера явление сложное и очень индивидуальное. Во многом этот процесс зависит от художественного руководителя набранного курса. Художественный руководитель - это же не только профессиональный лидер, но и лидер творческий, это тот человек, чьи слова и поступки формируют в будущем актере отношение к профессии, понимание ее смысла и предназначения. Многолетний и многогранный опыт ярославской театральной школы в этой связи представлен, прежде всего, работами практического характера, авторами которых выступили как раз художественные руководители с многолетним педагогическим стажем: действующий ректор ЯГТИ, профессор и заведующий кафедрой мастерства актера, заслуженный артист России С. Ф. Куценко [5], режиссер, кандидат педагогических наук, народный артист России, профессор кафедры мастерства актера ЯГТИ А. С. Кузин [4], профессор кафедры мастерства актера Т. Н. Куценко [6]. Красной нитью в них представлена идея о процессе театрального образования как воспитания, творческой личности, процесса

долгого, кропотливого и, зачастую, с отложенным результатом.

Наиболее концептуально эта идея, как характерная черта ярославской театральной школы, дается в многочисленных публикациях кандидата культурологии И. В. Азеевой - ее историка и теоретика, театроведа, действующего проректора по научной и творческой работе, заведующего и профессора кафедры общих гуманитарных наук и театроведения [1].

Однако научные и методические труды коллег по Ярославской театральной школе относятся, прежде всего к работе с актером драматического театра и кино. Между тем в процессе профессиональной подготовки актера-кукольника имеются свои нюансы. И насколько они существенны можно судить, в первую очередь, по методическим разработкам коллег из Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства, посвященных таким важным аспектам формирования профессиональных навыков как тренинг [2] и речь [3]. Поскольку специфика профессии определяет образ жизни артиста-кукольника, то и образовательный процесс не ограничивается про-

© Хабарина Н. Е., 2018

странством учебных аудиторий и временными рамками занятий. Важными факторами личностного и профессионального характера, обеспечивающими успешный процесс обучения и дальнейшее становление в профессии является расширение кругозора студентов-кукольников [8] и развитие их коммуникативных навыков.

Данная работа посвящена обобщению личного культурносообразного педагогического опыта в качестве художественного руководителя курса артистов театра кукол с 2014 по 2018 годы. В центре внимания здесь анализ методов неформальной (внеаудиторной) работы со студентами в этот период.

Итак, уже в самом начале нашего совместного пути, одна из важных задач, обучения их профессии актера-кукольника, была определена мной следующим образом: моделировать ситуации внеаудиторного учебного процесса, в которых студенту будет предоставлена возможность коммуникации со зрителем.

Такой опыт позволил бы решать педагогические как задачи общего характера, по формированию курса как творческого коллектива, так задачи индивидуально-психологического характера для каждого студента в отдельности. Само же мероприятие при таком подходе должного было стать для курса коммуникативно-творческим экспериментом.

Задачей общего характера мной предполагалось формирование курса как единого творческого коллектива, объединенного общими художественными и этическими принципами, способного к разным формам интеллектуальной и творческой деятельности. Важным фактором этого является формирование у студентов коммуникационных навыков вообще и культуры профессионального общения в частности: способность слышать собеседника, умение аргументировано высказывать свою точку зрения, корректное использование профессиональной лексики, тактично высказывать критические замечания.

В субъективно-личностном плане эти опыты должны были с одной стороны помочь студентам адекватно оценивать потенциальную целевую аудиторию, с другой - критично отнестись к собственным коммуникативным способностям, профессиональным компетенциям и творческому потенциалу. На практике осознать собственные слабые и сильные стороны, стимулировать их дальнейшую работу, в первую очередь, по специальным дисциплинами.

Поскольку опыт и художественного руководства и, соответственно, работы в таких предлагаемых обстоятельствах был первым и для нас режиссеров-организаторов и для студентов актеров исполнителей, то и задачи усложнялись в соответствии с психологическим и творческим ростом студентов.

Наш первый год прошел в формировании у курса устойчивого познавательного интереса к освоению выбранной профессии, осознанию студентами собственного творческого личностного потенциала. В течение этого времени проводились тренинги внеаудиторного характера, осуществлялись выезды на творческие мероприятия в другие организации. Значимым для курса стало открытие выставки, посвященной творчеству

А. Н. Островского в ГЛММЗ Н. А. Некрасова «Карабиха». В презентацпии выставки, проводимой В. А. Летиным, в то время заведующим экс-позиционно-выставочным отделом музея, были использованы приемы интерактивной работы с гостями мероприятия [7]. И студенты приняли активное участие, отвечая на вопросы викторины о творчестве драматурга и представив живые картины сцен из его пьес.

Поскольку это был уже конец первого курса, то по тому, как проявились студенты, можно было констатировать их умение работать в коллективе, попытки взаимодействовать с партнером, чувство юмора. Продемонстрированные на презентации выставки качества коллектива группы стало стартом для нового этапа наших неформальных исканий. Показательным результатом этого неожиданного неформального «экзамена» стало приглашение администрации музея-заповедника в лице его директора А. А. Ивушкина, сделанное мне, как художественному руководителю курса принять участие вместе со студентами в организации проведении Праздника Поэзии.

Всероссийские Некрасовские Праздники Поэзии в ГЛММЗ Н. А. Некрасова «Карабиха» как экстремальный коммуникативный практикум. Так в 2015 году я вместе с А. В. Борисовой, в то время художественным руководителем тогда Ш-го курса специальности артист театра кукол ЯГТИ, дебютировали в качестве главных режиссеров 48-го Всероссийского Некрасовского Праздника Поэзии в музее-усадьбе Н. А. Некрасова «Карабиха». И в течение трех лет с 2015 г. в начале июля студенты ЯГТИ принимают активное участие в этом празднике, значимом для культуры города и Ярославского района событии. На них ложится большая ответственность и совершенно разноплановая

работа - от общения с гуляющими на празднике людьми, естественно, в рамках театрализованных игровых программ, и выступлений на сценических площадках до администрирования и организации. А главной задачей и педагогической, и художественной поэзии стала организация общения студентов с гостями Праздника. Перед началом работы на празднике были обозначены основные направления работы. Дана примерная характеристика того, чем предстоит заниматься.

Не многие из студентов-первокурсников, имели сценический опыт, а опыт интерактивного общения с залом был у единиц, а вот опыта уличных представлений и непосредственного контакта с публикой, который необходим для работы на Празднике поэзии, не было ни у кого. Да и проблемы ставились для первого творческого опыта очень серьезные - привлечь к себе публику и удерживать ее внимание! Решая их, студенты в игровой форме и непосредственном общении с гостями Праздника обучались азам и основным принципам Уличного театра: с какой энергией и посылом нужно работать чтобы заинтересовать проходящих мимо людей, в какое действие их увлечь, чтобы поддерживать эту заинтересованность. Как общаться с праздничной публикой, которая открыто выражает свои эмоции как позитивные так и негативные. Ребята работали честно, хотя и не все получалось сразу: они выходили к зрителям, пробовали, ошибались, пробовали снова. И в конце праздника заслужили искренние слова благодарности и положительные отзывы, приобрели бесценный опыт и развитие комуника-ционно-личностного потенциала.

В первый год мы, руководители курсов и режиссеры Праздника Поэзии, по совместительству актрисы частного театра кукол «Наив» Н. Е. Хабарина и А. В. Борисова работали вместе с ребятами на площадках праздника и как актеры тоже. На закрытии праздника мы провели фольклорную театрализованную игровую программу, а затем разыграли с публикой интерактивный спектакль «Ночь перед Рождеством» по мотивам одноименного произведения Н. В. Гоголя, поскольку тема Праздника Поэзии того года была «Литература без границ!». Этот интерактивный и динамичный спектакль отвечал всем законам уличного театра, и поэтому лучше, как говорится, было один раз показать, чем много раз рассказать студентам об особенностях и нюансах подобных театральных действий, ведь в совместной работе лучше всего передавать профессиональный опыт.

Такие массовые мероприятия, как Праздники поэзии всегда таят в потенциале множество ситуаций, требующих импровизации, несмотря на то, что, казалось бы, все уже предусмотрено и рассчитано по минутам. Так проверкой на прочность участников праздников стали погодные условия. Первые два мероприятия в 2015 и 2016 гг. запомнились изнуряющей жарой. Некоторые студенты работали в тяжелых и плотных костюмах, а важно было играть и общаться легко и непринужденно, чтобы зрители не догадались о личном физическом дискомфорте. На последнем же Празднике (2017) с самого его начала и до завершения не переставая лил дождь. При этом ребята участвовали в интерактивном действии «Поэты всех времен» -представляя композиции из «живых скульптур» в пространстве открытой площадки партера парадного двора архитектурно-паркового ансамбля усадьбы. И они выстояли и в прямом, и переносном смыслах слова, в плотном гриме, легких белых костюмах, несмотря на промокшую под проливным дождем ткань и предательски растекающийся грим. При этом поставленные художественные задачи (образ Поэта) и педагогические (коммуникация со зрителем) осуществлялась ими постоянно. Естественно, это был форс-мажор, но актер должен быть готов к выполнению своей работы в любых условиях, и делать это честно. Таким образом, их профессиональная копилка пополнилась опытом выполнения профессиональных задач в экстремальных ситуациях.

Участие в подобного рода уличных интерактивных действах динамично расширяет личностные и творческие возможности студентов. За три года, что мы вместе со студентами курса работаем на Праздниках поэзии, я вижу актерский рост ребят, отмечаю, как развиваются их коммуникационные способности: умение общаться с людьми разных возрастов от малышей до людей почтенного возраста. Ребята научились сглаживать конфликтные ситуации, быть внимательными к зрителям.

Надо сказать, что благодаря этой совместной командной работе студентов и педагогов мы с коллегой А. В. Борисовой как режиссеры Праздника Поэзии профессионально растем и уже не просто выполняем задачи, поставленные музеем, но, сохраняя традиции, привносим в концепцию праздника, имеющего полувековую историю, новые идеи.

«Поэтический взрыв» как опыт самоактуализации студента (акция «Парк Советского периода в Музее истории города, «Ночь музеев»,

2017). Весной 2017 года, студенты на тот момент уже 3-го курма, обеспечивали работу площадки «Поэтический взрыв», в перформансе Музея истории города «Парк Советского периода», проходившего в рамках Всероссийской акции «Ночь музеев». Подобного рода задания рассчитаны, прежде всего, на воспитание самоорганизации и самообразования курса. В музее коротко и четко определили задачу: на площадке должны звучать стихи советских поэтов-«шестидесятников» периода «Оттепели». А вот форму сценического воплощения этого мероприятия студентам предложено было разработать и воплотить самим.

Мероприятие же оказалось весьма полезным и практически значимым, так как студентам представилась возможность на практике продемонстрировать уже не только свои коммуникативные способности, но и профессиональные навыки по специальным дисциплинам: сценической речи и актерскому мастерству. Кроме того, в силу специфичности «заказа» необходимо было решить и круг образовательных задач в области культуры повседневности, истории изобразительного искусства, художественной и документальной фотографии. Это помогло составить представление о моде, музыке, атмосфере окружавшей советского человека конца 1960-х годов.

Так же пришлось не только более глубоко и внимательно изучить историю своей страны этого периода, но и взглянуть на нее через призму творчества и судеб Беллы Ахмадулиной, Давида Самойлова, Булата Окуджавы, Евгения Евтушенко, чьи произведения оказались наиболее понятны и близки студентам.

В результате появилась форма «поэтического диспута»: советская рабочая молодежь, собирается вечером в парке у поэтической эстрады, чтобы поделиться со сверстниками тем, о чем стучат их сердца! Но лучше, чем поэты об этом не скажешь, и молодые люди начинают наперебой, поддерживая и подбадривая друг друга, а иногда не соглашаясь и протестуя читать стихи из записных книжек или по памяти. Было задумано, что ребята находятся вместе с зрителями, вовлекают их в действие, провоцируют на живое общение, и именно из этой смешанной актерско-зрительской толпы, собравшейся возле эстрады начинается «Поэтический взрыв»...

Это общение, такой активный эмоциональный, вербальный и даже иногда тактильный контакт с публикой, в свою очередь, спровоцировал студентов на ряд личных творческих открытий: необходимость глубокого понимания и приятия произве-

дений, которые берутся для чтения зрителям; эмоциональность и заразительность - одно из основных качеств успешности для актера; чтение любого литературного произведения всегда адресное для зрителя, а не для себя; важность владения техникой речи.

После этого очень важного «Поэтическог бунта», студенты курса стали по-иному относиться к Слову. Для меня, как его художественного руководителя, этот опыт публичного выступления стал значимой педагогической победой, поскольку студентами было осознана на собственном опыте значимость профессиональных навыков, которыми они овладевали в учебных аудиториях. Самым трудным для них оказалось удержание зрительского внимания при исполнении поэтического произведения в ситуации отсутствия «четвертой стены». Вдисциплине «сценическая речь» была открыта ими новая грань - инструментарий заинтересовать и удержать внимание зрителя, поскольку без него не только актер, но и само понятие «театр» становится бессмысленным.

Конная феерия «Синяя птица» инклюзивного Арт-проекта «Доступные сердца» как опыт толерантности. Участие в этом проекте стало своеобразным психологическим испытанием для студентов (и не только!). По сравнению с предыдущими проектами, здесь задачи усложнились, так как надо было работать вместе с людьми, имеющими ограниченные физические возможностями. В октябре 2017 года студенты уже ГУ-го -выпускного - курса стали участниками инклюзивного Арт-проекта «Доступные сердца», инициатором которого выступил конно-спортивный клуб «Кентавр», в котором уже четыре года ставят инклюзивные конные спектакли с участием детей и взрослых с инвалидностью. Руководитель клуба - мастер спорта, тренер-иппотерапевт и тренер по паралимпийской выездке С. В. Смурыгина. Творческий результат проекта - конная феерия по мотивам одноименной пьесы Мориса Метерлинка «Синяя птица», премьера которой состоялась 3 декабря 2017 года. Режиссером спектакля и одним из вдохновителей проекта стала доцент, кандидат педагогических наук кафедры дополнительного и неформального образования ИРО

Н. В. Румянцева.

Здесь мы вновь вернулись к решению коммуникативных задач, но уже на другом уровне. Особая категория коллег и зрителей требовала иных, нешаблонных решений в ситуациях общения. По большей части ведущим методом для нас на первом этапе погружения в инклюзивный проект ста-

ло наблюдение за этим контингентом участников проекта и «точечное» взаимодействие. Студенты открыли для себя диапазон «специфических» средств коммуникаций в зависимости от типа и степени инвалидности человека.

В начале октября, на открытии инклюзивного арт-проекта, где в творческой непринужденной атмосфере проходило знакомство всех участников, а их число было более 80 человек, она определила его задачи так: «Объединение разных по возрасту людей и особенностям развития в коллективной творческой деятельности и снижение социальных барьеров, существующих между людьми с инвалидностью и обществом». На протяжении двух месяцев актеры проекта, а это проживающие Нор-ского геронтопсихиатрического центра и Красно-перекопского психоневрологического интерната, танцевальный коллектив «Варенька» Ярославской общественной организации инвалидов «Лицом к миру», «особенные» всадники конно-спортивного клуба «Кентавр», учащиеся центров детского творчества «Витязь» и «Горизонт» и детского киножурнала «Компот» и студенты ЯГТИ репетировали спектакль. У всех участников был свой «фронт работы». Так, например, в эпизодах «Сады земных блаженств и радостей» были заняты проживающие Красноперекопского психоневрологического интерната, а «Страну воспоминаний» создавали танцевальный коллектив «Варенька» и проживающие Норского геронтопсихиатрического центра. Победой проекта было участие в этой части спектакля инвалидов- колясочников. Финальную песню исполняла вокальная группа центра детского творчества «Горизонт», а студенты ЯГТИ должны были создать таинственную и пугающую атмосферу «Царства ночи» средствами театра кукол.

Можно сказать, задача проекта в части «объединение разных по возрасту людей и особенностям развития в коллективной творческой деятельности» была выполнена еще на старте. На самом деле ничто так не объединяет людей как общее дело - совместные репетиции спектакля и общая цель - его премьера. А вот в части «снижения социальных барьеров, существующих между людьми с инвалидностью и обществом» были сложности.

Точнее сложности были у нас - у студентов-участников проекта и у меня- их руководителя. Внешне все было в порядке. Ребята честно репетировали сначала сами, потом на общих сводных репетициях. Но до закрытия проекта 18 декабря на предновогодней встрече участников, ребята, и я тоже, прошли несколько стадий отношения к это-

му новому для нас опыту подобного общения с людьми с ограниченными возможностями. Слезы и ощущение «кома в горле» на открытии, непонимания и даже неприятия в середине проекта и радости от встречи со знакомыми людьми на закрытии. Оказалось, что толерантность на субьектив-но-личностном уровне формируется не только сложно, но и, порой, болезненно.

Что дает студентам 4-го курса участие в проекте? Возможность применить профессиональные навыки в комплексе - самостоятельная разработка образов персонажей от проектирования и создания кукол до их актерского воплощения. Студенты получают условия для корректировки опыта самоорганизации.

Сам факт контакта с потенциальным инклюзивным зрителем является актуальным опытом. Ведь многие современные театры часто обращают свое внимание на зрителей с ограниченными возможностями и создают спектакли специально для них, например, спектакль для незрячих и слабовидящих детей «Сказка с закрытыми глазами» в Московском театре кукол. Участие в этом инклюзивном проекте, в таком близком контакте и живом общении приблизило ребят к пониманию специфический природы аудитории этих спектаклей. Воспитание моральных качеств поможет в будущем найти верную актерскую и человеческую интонацию в подобных спектаклях, а также дать точный эмоциональный посыл зрителям в зале. Уверена, что инклюзивный арт-проект «Доступные сердца» стал для его участников важным не только профессиональным, но и психологическим опытом.

Подводя итог анализа основных методов неформального образования в процессе воспитания актера-кукольника, констатируем следующее. Использование неформального образования активизирует самостоятельную работу студентов; способствует раскрытию их творческого потенциала; дает представление о реальной зрительской аудитории и понимание ее интересов; обогащает личностные и расширяет диапазон творческих возможностей. Получаемый таким образом коммуникативный опыт становится важным элементом при дальнейшей работе актера с персонажем-куклой.

Библиографический список

1. Азеева, И. В. Страницы истории Ярославской театральной школы [Текст] / И. В. Азеева // «Русская театральная школа». - М. : ПанЪинтер, 2004. -С. 234-251.

2. Андрианова, Т. П. Тренинг актера в театре кукол [Текст] : учебное пособие / Т. П. Андрианова. - СПб. : Изд.-во Санкт-Петербургской гос. акад. театрального искусства, 2015.

3. Кириллова, E. И., Латышева, Н. А. Сценическая речь в театре кукол [Текст] : учебное пособие / Е. И. Кириллова, Н. А. Латышева. - СПб. : Изд.-во Санкт-Петерб. гос. академия театр. искусства, 2009.

4. Кузин, А. С. Театральная педагогика: исторические и социально-психологические аспекты [Текст] : монография / А. С. Кузин. - Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2003.

5. Куценко, С. Ф., Куценко, Т. Н. Мастерство актера: от первых уроков к дипломному спектаклю [Текст] / С. Ф. Куценко, Т. Н. Куценко. - Ярославль : ЯГТИ, 2014.

6. Куценко, Т. Н. О некоторых проблемах воспитания драматического актера [Текст] / Т. Н. Куценко // Российская театральная школа в XXI веке: материалы Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции, приуроченной к празднованию 35-летия ЯГТИ / редкол. И. В. Азеева, И. С. Белова. - Ярославль : Ярославский государственный театральный институт, 2016. - С. 258-266.

7. Летин, В. А. Островский в доме Некрасова. Символическая встреча [Электронный ресурс] / В. А. Летин. - Режим доступа: http://www.strast10.ru/node/3579.

8. Летин, В. А.; Хабарина, Н. Е. «Культурологическое сопровождение работы по созданию спектакля „Почему люди не летают"» // Ярославский педагогический вестник, 2017. - № 3. - С. 322-327.

Bibliograficheskij spisok

1. Azeeva, I. V. Stranicy istorii Jaroslavskoj teatral'noj shkoly [Tekst] / I. V. Azeeva // «Russkaja teatral'naja shkola». - M. : Izd.-vo «Paninter», 2004. - S. 234-251.

2. Andrianova, T. P. Trening aktera v teatre kukol [Tekst] : uchebnoe posobie / T. P. Andrianova. - SPb. : Izd-vo Sankt-Peterburgskoj gos. akad. teatral'nogo iskusstva, 2015.

3. Kirillova, E. I., Latysheva, N. A. Scenicheskaja rech' v teatre kukol [Tekst] : uchebnoe posobie / E. I. Kirillova, N. A. Latysheva. - SPb. : Izd.-vo Sankt-Peterb. gos. akademija teatr. iskusstva, 2009.

4. Kuzin, A. S. Teatral'naja pedagogika: istoricheskie i social'no-psihologicheskie aspekty [Tekst] : monografija / A. S. Kuzin. - Jaroslavl' : Izd-vo JaGPU, 2003.

5. Kucenko, S. F., Kucenko, T. N. Masterstvo aktera: ot pervyh urokov k diplomnomu spektaklju [Tekst] / S. F. Kucenko, T. N. Kucenko. - Jaroslavl' : JaGTI, 2014.

6. Kucenko, T. N. O nekotoryh problemah vospitanija dramaticheskogo aktera [Tekst] / T. N. Kucenko // Rossijskaja teatral'naja shkola v XXI veke: materialy Vserossijskoj (s mezhdunarodnym uchastiem) nauchno-prakticheskoj konferencii, priurochennoj k prazdnovaniju 35-letija JaGTI / redkol. I. V Azeeva, I. S. Belova. - Jaroslavl' : Jaroslavskij gosudarstvennyj teatral'nyj institut,

2016. - S. 258-266.

7. Ljotin, V A. Ostrovskij v dome Nekrasova. Simvolicheskaja vstrecha [Jelektronnyj resurs] / V. A. Ljotin. - Rezhim dostupa: http://www.strast10.ru/node/3579.

8. Ljotin, V A.; Habarina, N. E. «Kul'turologicheskoe soprovozhdenie raboty po sozdaniju spektaklja „Pochemu ljudi ne letajut"» // Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik,

2017. - № 3. - S. 322-327.

Reference List

1. Azeeva I. V Pages of history of Yaroslavl drama school // «The Russian drama school». - M. : Publishing House. - Paninter, 2004. - Page 234-251.

2. Andrianova T. P. Training of the actor in puppet theater: manual / T. P. Andrianova. - SPb. : Publishing House of in St. Petersburg State Academy Theater of Arts, 2015.

3. Kirillova E. I., Latysheva N. A. The scenic speech in puppet theater: manual / E. I. Kirillova, N. A. Latysheva. - SPb. : Publishing House of in Saint-Petersburg State Academy theater of Arts, 2009.

4. Kuzin A. S. Theatrical pedagogics: historical and social-psychological aspects: monograph. - Yaroslavl : YSPU Publishing House, 2003.

5. Kutsenko S. F., Kutsenko T. N. Skill of the actor: from the first lessons to a degree performance. - Yaroslavl : YSTI, 2014.

6. Kutsenko T. N. About some problems in education of the drama actor // the Russian drama school in the 21st century: materials of the All-Russian (with the international participation) scientific and practical conference dated for the celebration of the 35 anniversary of YSTI / editorial board. I. V Azeeva I. S. Belova. - Yaroslavl: Yaroslavl State Theatrical Institute, 2016. - Page 258-266.

7. Liotin V. A. Ostrovsky in Nekrasov's house. Symbolical meeting [An electronic resource] / V. A. Liotin. -Access mode: http://www.strast10.ru/node/3579.

8. Liotin V. A., Khabarina N. E. «Culturological support of work on creation of the performance „Why People Do Not Fly"»//Yaroslavl pedagogical bulletin, 2017. -No. 3. - Page 322-327.

Дата поступления статьи в редакцию: 11.02.2018 Дата принятия статьи к печати: 16.02.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.