Научная статья на тему 'Собственный стиль творчества преподавателя как фактор улучшения качества дистанционного обучения в высшей школе'

Собственный стиль творчества преподавателя как фактор улучшения качества дистанционного обучения в высшей школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
263
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / КОМПЕТЕНЦИИ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО / СТУДЕНТЫ / ВЫСШАЯ ШКОЛА / DISTANCE LEARNING / COMPETENCE / PEDAGOGICAL CREATIVITY / STUDENTS / HIGHER SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Исаев Ризван Абдуллаевич, Панова Ольга Сергеевна

В статье выявлены и обоснованы основные элементы проявления творчества и творческого потенциала педагога высшей школы в дистанционном обучении студентов, а также определены основные этапы формирования стиля педагогического творчества высшей школы. Приведены основные функции преподавателя в дистанционном обучении. Описаны и проанализированы главные составляющие педагогического творчества педагога высшей школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A TEACHER''S PERSONAL STYLE OF CREATIVITY AS A FACTOR OF QUALITY IMPROVEMENT OF DISTANCE LEARNING AT HIGHER SCHOOLS

The paper identifies and justifies the essential elements of manifestations of creativity and creative potential of higher school teachers in distance training of students. The author defines the main development stages of creative style of teaching at higher schools. The basic functions of the teacher in distance learning are defined. The paper describes and analyses the main components of pedagogical creativity of higher school teachers.

Текст научной работы на тему «Собственный стиль творчества преподавателя как фактор улучшения качества дистанционного обучения в высшей школе»

УДК 378.126

Исаев Ризван Абдуллаевич

Isaev Rizvan Abdulayevich

кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры физической подготовки Волгоградской академии МВД России

Панова Ольга Сергеевна

PhD in Education Science, Senior Lecturer, Physical Education Department, Volgograd Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Panova Olga Sergeyevna

кандидат педагогических наук, преподаватель кафедры физической подготовки Волгоградской академии МВД России

собственный стиль творчества преподавателя как фактор улучшения качества дистанционного обучения в высшей школе

PhD in Education Science, Senior Lecturer, Physical Education Department, Volgograd Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia

a teacher's personal style of creativity as a factor of quality improvement of distance learning at higher schools

Аннотация:

В статье выявлены и обоснованы основные элементы проявления творчества и творческого потенциала педагога высшей школы в дистанционном обучении студентов, а также определены основные этапы формирования стиля педагогического творчества высшей школы. Приведены основные функции преподавателя в дистанционном обучении. Описаны и проанализированы главные составляющие педагогического творчества педагога высшей школы.

Ключевые слова:

дистанционное обучение, компетенции, педагогическое творчество, студенты, высшая школа.

Summary:

The paper identifies and justifies the essential elements of manifestations of creativity and creative potential of higher school teachers in distance training of students. The author defines the main development stages of creative style of teaching at higher schools. The basic functions of the teacher in distance learning are defined. The paper describes and analyses the main components of pedagogical creativity of higher school teachers.

Keywords:

distance learning, competence, pedagogical creativity, students, higher school.

В контексте инновационной стратегии целостного педагогического процесса в профессиональном образовании возрастает роль педагога как носителя новаторских процессов.

В профессиональном образовании инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения, создание творческой атмосферы в образовательном процессе, создание экспериментальных пособий, организацию сотворчества преподавателей и студентов.

В российской системе получения образования традиционные формы и модели обучения не могут удовлетворить все усложняющиеся и постоянно меняющиеся потребности общества в образовательных услугах, особенно в условиях концентрации учебных заведений в крупных городах. Удовлетворить эти потребности поможет развивающаяся система дистанционного обучения, позволяющая преодолеть расстояние между потребителем образовательных услуг и его поставщиком - вузом [1].

Дистанционное обучение вошло в XXI в. как самая эффективная система подготовки и непрерывного поддержания высокого квалификационного уровня специалистов.

Актуальность раскрытия личности педагога в процессе дистанционного обучения студентов обусловлена особенностями современного состояния образования в России. С одной стороны, в силу развития процесса открытости системы образования развивается стремление к повышению качества профессиональной деятельности педагога, с другой - проявляется индивидуально-креативное начало, стремление педагога к профессиональным вершинам, к профессиональному успеху [2].

Исследования проблемы творческого саморазвития В.И. Андреева, Н.Р. Битяновой, А.И. Бурениной, Е.А. Варнавских, Г.И. Иванова, Н.Е. Коробкиной, А.С. Косоговой, Ю.Н. Кулюткина, Ю.А. Лобейко, Г.А. Медяника, Е.Е. Чудиной, Г.А. Федотовой и других ученых показали, что требованиям современного этапа развития системы образования соответствует саморазвивающаяся личность, способная осознать и принять ценностно-целевые установки на овладение механизмом творческого саморазвития в рамках субъектной позиции к собственной жизнедеятельности.

Творческий педагог способен решить проблемы развития индивидуальности, творческих проявлений и способностей, активности, самостоятельности, ответственности, мобильности студентов, так как он сам обладает этими качествами, осознает собственную творческую позицию.

Педагог вуза рассматривается нами как творческая, свободная, конкурентоспособная, интеллигентная личность, а его самореализация и осознание себя творческой индивидуальностью - как проявление педагогического мастерства, высшим уровнем которого является индивидуальный стиль творчества [3; 4].

Современная система образования концептуально основана на гуманистической педагогике, где обучение ориентировано на каждого обучающегося с опорой на его индивидуальные способности и возможности. Отношения педагога (как гуманной личности) и студента основываются на уважительном отношении и сотрудничестве. Раскрытие потенциала каждого студента и способствование развитию его личности - главные задачи педагога. Владение современными педагогическими технологиями является одной из составляющих стиля творчества преподавателя вуза.

В дистанционном обучении педагогом используются традиционные и инновационные формы обучения. К традиционным формам относим лекции, семинары, лабораторные занятия, контрольные и курсовые работы, зачеты, экзамены, консультации, самостоятельную работу студентов. Преподаватель, проявляя профессионализм, должен адаптировать вышеперечисленные формы для дистанционного обучения. Сегодня в обучении активно практикуются видеолекции, чат-занятия, веб-занятия (дистанционные уроки, конференции, семинары, деловые игры, лабораторные работы, практикумы и другие формы учебных занятий, проводимые с помощью средств телекоммуникаций и возможностей сети Интернет), мультимедиалекции, интерактивные компьютерные лекции с синхронной демонстрацией слайдов, офлайн-консультации, что позволяет осуществлять выработку нестандартных педагогических практик.

Создавая дистанционные проекты, педагог одновременно повышает собственный уровень творчества, инициативности, получает возможность осознать, сравнить свои умения со способностями коллег. Среда дистанционных форм обеспечивает интенсивный образовательный рост.

Стиль творчества педагога в дистанционном обучении студентов подразумевает комплексное и вариативное использование полученных знаний и практических умений и заключается в выявлении, переосмыслении и решении появляющихся проблем, стремлении к новым отношениям и взаимодействию, осуществлении рефлексии, выявлении в будущих студентах субъектов образовательного процесса.

Мы считаем, что современный педагог высшей школы через собственный стиль творчества способен создать особую творческую атмосферу, тем самым реализуя в дистанционном обучении студентов субъект-субъектное сотрудничество и взаимодействие всех участников образовательного процесса через обеспечение возможности обучения студентов по индивидуальной, оптимальной программе, учитывающей в полной мере их познавательные способности, мотивы, склонности и другие личностные качества.

Важным признаком дистанционного обучения является применение инновационных, активных методов и приемов обучения. Педагог, как правило, использует кейс-метод, методы портфолио, проектов, проблемного обучения, исследовательский метод обучения, методы стимулирования и мотивации учения, контроля и самоконтроля с использованием программированного контроля.

Образовательная среда подготовки специалиста включает в себя проект содержания учебной дисциплины, профессионального модуля, подбор или разработку необходимого программного обеспечения. Поэтому от профессиональных и личностных качеств преподавателя целиком зависит сформированность ведущих компетенций будущего специалиста [5].

Функции преподавателя дистанционного образования не ограничиваются пересылкой и получением информации через интернет. Он должен обладать компетентностью во всех областях, которые так или иначе затрагивают его профессиональную деятельность. Педагог дистанционного образования должен владеть системой профессионально значимых качеств. Именно системой, а не отдельно взятыми навыками и компетенциями в какой-то из смежных областей. На наш взгляд, данная система должна включать в себя компетенции в областях педагогики, психологии, информационных технологий.

Дистанционное обучение создает условия для изменения роли педагога и расширения его возможностей. Автоматизация образовательного процесса изменяет, разгружает рабочее время преподавателя, позволяет ему творить, формировать собственный стиль творчества.

Творчество педагога вуза представляется высшей формой активной деятельности преподавателя по преобразованию педагогической действительности, в центре которой стоит студент.

Для совершенствования творческой деятельности педагога высшей школы необходимы соответствующие условия: поддержка администрации вуза, возможность повышения квалификации очно и дистанционно, возможность заниматься самообразованием, используя домашний

компьютер, и т. д. Педагог, ориентированный на развитие и творчество, может выбрать в сети Интернет любую форму повышения квалификации.

Таким образом, внедрение дистанционного обучения в образовательный процесс вуза способствует проявлению индивидуальности педагога высшей школы, формированию стиля педагогического творчества.

Ссылки:

1. Белоусов А.И., Громова Т.В. Определение готовности преподавателя вуза к дистанционному обучению в контексте модернизации системы образования // Вестник Самарского государственного аэрокосмического университета им. академика С.П. Королева. 2011. № 3-2 (27). С. 287-295.

2. Панова О.С. Основные условия эффективного внедрения и содержание инновационной деятельности в системе подготовки высококвалифицированных легкоатлетов // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. № 2. С. 281-283.

3. Панова О.С. Целесообразные направления совершенствования организационных основ системы подготовки спортивного резерва российских легкоатлетов // European Research. 2015. № 1 (2). С. 54-58.

4. Панова О.С., Юдин А.С. Эффективность блочно-модульной технологии построения тренировочного процесса квалифицированных спринтеров в годичном цикле подготовки // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. № 3-2. С. 136-141.

5. Кремнева А.Ю. Дистанционное обучение в современных вузах // Приоритетные научные направления: от теории к практике. 2012. № 1. С. 95-98.

References:

1. Belousov, AI & Gromova, TV 2011, 'Definition of readiness of the teacher of high school to distance education in the context of the modernization of the education system', Vestnik of Samara State Aerospace University. Academician SP Korolev, no. 3-2 (27), pp. 287-295.

2. Panova, OS 2015, 'Basic conditions for effective implementation and maintenance of innovative activity in system of preparation of highly skilled athletes', Humanitarian, socio-economic, and social sciences, no. 2, pp. 281-283.

3. Panova, OS 2015, 'Appropriate ways of improving the organizational foundations of the system of training of the sports reserve Russian athletes', European Research, no. 1 (2), pp. 54-58.

4. Panova, OS & Yudin, AS 2015, 'The effectiveness of block-modular technology of construction of training process of the qualified sprinters in a year cycle of preparation', Actual problems of the humanities and natural sciences, no. 3-2, pp. 136-141.

5. Kremneva, AY 2012, 'Distance education in modern universities', Priority research areas: from theory to practice, no. 1, pp. 95-98.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.