Научная статья на тему 'Собственность религиозных общин и ее трансформация в советский период (на примере мусульманских общин Урала)'

Собственность религиозных общин и ее трансформация в советский период (на примере мусульманских общин Урала) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
138
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОБСТВЕННОСТЬ / PROPERTY / РЕЛИГИОЗНЫЕ ОБЩИНЫ / RELIGIOUS COMMUNITIES / МЕЧЕТИ / MOSQUES / ДОХОДЫ / НАЛОГИ / INCOME TAXES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Хакимов Рашид Шавкатович

Рассматривается трансформация института собственности религиозных объединений в советский период. Отмечается, что Советское государство проводило последовательную политику по ликвидации религии в стране, лишая ее экономической основы в виде собственности религиозных общин. Допускавшаяся в СССР собственность религиозных общин имела ущербный, ограниченный характер. Партийно-советские органы обладали полным контролем над религиозными общинами и в значительной степени использовали в своих целях их финансы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The property of religious communities and its transformation in the Soviet period (applied to Muslim communities of the Urals)

The article describes the transformation of property rights of religious associations in the Soviet period. It is noted that the Soviet government had a consistent policy of the elimination of religion in the country, depriving it of the economic framework in the form of property of religious communities. Accepted property of religious communities in the USSR was of poor, limited nature. The party-Soviet authorities had full control over the religious communities and largely used their finance.

Текст научной работы на тему «Собственность религиозных общин и ее трансформация в советский период (на примере мусульманских общин Урала)»

Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 14 (369). История. Вып. 64. С. 153-158.

УДК297 (470.5)

ББК86.38 (235.55)

Р. Ш. Хакимов

СОБСТВЕНОСТЬ РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЩИН И ЕЕ ТРАНСФОРМАЦИЯ

В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД (НА ПРИМЕРЕ МУСУЛЬМАНСКИХ ОБЩИН УРАЛА)

Рассматривается трансформация института собственности религиозных объединений в советский период. Отмечается, что Советское государство проводило последовательную политику по ликвидации религии в стране, лишая ее экономической основы в виде собственности религиозных общин. Допускавшаяся в СССР собственность религиозных общин имела ущербный, ограниченный характер. Партийно-советские органы обладали полным контролем над религиозными общинами и в значительной степени использовали в своих целях их финансы.

Ключевые слова: собственность; религиозные общины; мечети; доходы; налоги.

Любая идеологическая надстройка не может существовать без своей материальной основы, выраженной в институте собственности. История религии также подтверждает эту закономерность. Представляет значительный интерес исследование развития и трансформации института собственности религиозных объединений в СССР как ввиду актуальности темы, когда в настоящее время обсуждается вопрос реституции, так и ввиду ее недостаточной изученности в научной литературе. Кроме этого, в отечественной историографии до последнего времени преобладал взгляд на антирелигиозную борьбу КПСС лишь как на борьбу идеологий, затушевывалась экономическая составляющая этой борьбы - отъем огромной собственности, лишение экономической основы для деятельности религиозных обществ.

В Российской империи законодательство защищало как в целом частную собственность, так и собственность религиозных обществ. Русская православная церковь владела тысячами десятин земли, монастыри были крупными хозяйствами. Так, после 1917 г. было национализировано и перешло в общенародное достояние 8 млн 275 тыс. десятин земли, 424476 млн р. капитала, 84 завода (свечные и т. д.), 1816 доходных домов и гостиниц, 277 больниц и приютов, 436 молочных ферм и другое имущество РПЦ1. Меньшую, но также значительную собственность имели и мусульманские общины. К 1917 г. в России было более 10 млн мусульман и действовало около 30 тыс. мечетей. В Оренбургской и Пермской губерниях к 1917 г. проживало 556 тыс. 490 мусульман,

1 Зыбковец В. Ф. Национализация монастырских имущества С. 94.

действовало 794 мечети2. Все мечети строились на средства верующих села, деревни, города по их добровольному согласию. В Российской империи, где главенствующей религией законодательно было определено православие, государство не выделяло никаких средств на строительство молитвенных домов для мусульман, как, например, для строительства православных храмов. И можно говорить об общенародном характере собственности мусульманских общин.

Существовали также и мусульманские благотворительные общества. Общества способствовали открытию и дальнейшей деятельности исламских учебных заведений (медресе и мектебе), организовывали курсы, литературные чтения, вечера, лекции, открывали бесплатные библиотеки и столовые, выделяли стипендии нуждающимся учащимся, деньги на издание книг, на помощь сиротам, на устройство похорон неимущих, на благоустройство кладбищ. Масштабы деятельности мусульманских благотворительных обществ были значительными. Так, попечительский совет вакуфа3 А. Г. Хусаинова, известного оренбургского предпринимателя, был крупнейшей мусульманской благотворительной культурно-просветительской организацией в Российской империи со стоимостью вакуфного имущества в 553 тыс. р. к 1915 г. За счет прибыли на благотворительные цели в только в одном 1914 г. было потрачено свыше 18 тыс. р.4

2 Саматов Габдельхак. Миллэтебездэ Ислам дини. С. 130.

3 Вакуф (арабское вакф, буквально удержание) - это движимое и недвижимое имущество, земли, переданные или завещанные частными лицами мусульманской общине на религиозные и благотворительные цели. В странах Востока не отчуждается и не облагается налогом.

4 Ислам на Урале: энцикл. слов. С. 290.

Мусульманские общины в России, в том числе и на Урале, имели вакуфное имущество - недвижимость в виде земельных наделов, торговых лавок, мастерских, а также зданий медресе и мечетей. Вакуфная собственность была неотчуждаемой и необлагаемой налогами. В пореформенный период на Урале стали появляться торговые лавки, дома, ценные бумаги, ремесленные мастерские и небольшие участки земли, переданные или завещанные в вакуф. В октябре 1917 г. в ведение ОМДС находилось 91 учреждение с вакуфным имуществом1. Собственность религиозных обществ в Российской империи признавалась государством и находилась под защитой закона.

Декрет Совета Народных Комиссаров «О свободе совести, церковных и религиозных обществах» от 20 января (2 февраля) 1918 г. устанавливал, что здания и предметы культа отчуждаются от религиозных обществ и передаются религиозным обществам в бесплатное пользование для удовлетворения религиозных потребностей верующих. Церковь отделялась от государства, упразднялись все прежние формы союза церкви и государства. Религиозные общества объявлялись частными, не пользующимися какими-либо преимуществами и субсидиями от государства. Согласно Декрета СНК, церковь была лишена всего движимого и недвижимого имущества. Таким образом, произошла экспроприация всей церковной собственности, все церковное имущество, недвижимость объявлялась народным достоянием. Еще раньше по Декрету о земле была национализирована земля монастырей, церквей. Статья 12 Декрета от 20.01.1918 г. прямо запрещала религиозным организациям владеть вообще какой-либо собственностью, а также лишала их прав юридического лица. Декрет запретил принудительные взыскания сборов и обложений в пользу религиозных обществ, меры принуждения или наказания с их стороны в отношении верующих2.

Сильнейшим ударом по собственности церкви стало массовое изъятие церковных предметов из золота и драгоценностей в ходе объявленной кампании по борьбе с голодом в 1921-1922 гг. По мере укрепления Советского государства оно переходило к решительным действиям по устранению религии из жизни общества, считая ее своим идеологическим противником. Для вытеснения религии из жизни общества активно использовалось меры по налогообложению. Как отмечает К. Писенко, в советский период: «...под налоговой политикой

1 Климович Л. И. Ислам в царской России. С. 97-109; Сборник материалов по мусульманству. С. 46-47.

2 Декреты Советской власти. С. 371-374.

государства в отношении религиозных объединений и служителей культа лежала мощная идеологическая основа. Посредством жестокого налогового бремени государство пыталось материально задушить религиозную жизнь в стране. Практика обложения культовой деятельности берет свое начало именно в советские годы»3.

В сентябре 1929 г. Наркомфин особым циркуляром вводит промысловый и подоходный налог на продажу свечей, просфор и т. п. в молитвенных зданиях. Налог со строений, предназначенных для богослужебных целей, был повышен с 1\8 до 1\2 процента стоимости строений по оценке Госстраха. За неуплату налога в срок предусматривалось опечатывание зданий4. За подобное нарушение могли и изымать здание религиозной общины. Так, за неуплату местных налогов - земельной ренты и налога со строений - была изъята Янычевская мечеть Верхне-Муллинского района Пермской губернии5.

Государственная политика отличалась дискриминационным характером по отношению к религиозным общинам как хозяйствующим субъектам. Высшие партийные и советские органы принимали постановления, которые ставили религиозные общины в неравное положение с государственными, кооперативными хозяйствующими субъектами. Так, 28 декабря 1923 г. НКВД утвердило Циркуляр № 467, по которому страховые премии за сгоревшие молитвенные здания ни в коем случае не выдаются группам верующих, а поступают в ведение исполкомов. На основании этого Циркуляра Уралоблисполком объявил постановление Пермского Окружного исполкома о зачислении и использовании этой премии действием вполне закономерным и не подлежащим отмене. Таким был ответ верующим села Оку-лово Оханского района на жалобу на действия Пермского окружного исполкома, направившего страховую премию, полученную после пожара мечети, в размере 50 % на строительство детского сада в городе и 50 % на ремонт жилья6.

Борьба против религии в целом, так ислама в частности, велась по всем направлениям: административному, идеологическому, политическому, финансовому, экономическому. В конце 1920-х гг. в стране начинается коллективизация, большей частью ставшая насильственно-прину-

3 Писенко К. Налоги и религиозные организации.

4 Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. 5263. Оп. 3. Д. 1. Л. 2.

5 Государственный архив Пермского края (ГАПК). Ф. Р-883. Оп. 1. Д. 4. Л. 116.

6 Государственный архив Свердловской области (ГАСО) Ф.Р-102. Оп. 1. Д. 797. Л. 24, 25.

дительным обобществлением крестьянских единоличных хозяйств. 12 августа 1929 г. отдел ЦК ВКП (б) по работе в деревне принял решение о начале сплошной коллективизации. В декабре 1929 г. пленум Уральского обкома ВКП (б) принял решение коллективизировать в 1930 г. не менее 80 % крестьянских хозяйств1.

Коллективизация стала формой уничтожения экономической основы мусульманской общины. Обобществление результатов труда колхозника, жесткий контроль в колхозе за распределением урожая и полученного в процессе производства продукта, когда колхознику оставляли лишь минимум для жизни, лишали общину всякой возможности получить какую-либо натуральную или денежную помощь (закят или обязательный налог в размере 1\40 от нажитого благосостояния за год и садака - добровольное подаяние). Это был экономический подрыв мусульманской общины.

К 1937 г. в СССР вместо ранее существовавших до революции более чем 14300 мечетей осталось лишь 1502. Конфискованные здания мечетей по решению местных советских органов передавались под школы, клубы, в них размещали склады, зернохранилища, использовали их и под общежития, мастерские, в некоторых даже размещали морги, винно-водочные заводы. Часть религиозных зданий была разрушена. Фактически произошла окончательная экспроприация (насильственное изъятие) собственности религиозных обществ, в основе которой были народные пожертвования.

Только в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. была сделано некоторое послабление религиозным обществам. Разрешено было открыть некоторые мечети. Однако общее число мечетей в стране не превышало трехсот. На Урале количество мечетей после 1945 г. не превышало 12. Местные советские органы передавали здания по договору в пользование религиозных учреждений. По отношению к действующим религиозным общинам органами власти проводилась жесткая запретительная линия. Так, руководство Оренбургской соборной мечети просило разрешить строительство при мечети нового дома для имама, а также устроить в отремонтированной секции подвального помещения мечети комнаты для молитвенных собраний женщин. Однако в этих просьбах общине было категорически отказано3.

Мусульманские религиозные объединения несли все бремя по содержанию зданий и находились на полном «самообеспечении». Финансы

1 Урал: век двадцатый... С. 100.

2 Мусульманин Прикамья. 2004. № 1 (10). Апрель.

3 Центр документации новейшей истории Оренбургской области (ЦДНИОО). Ф. Р-371. Оп. 20. Д. 853. Л. 10.

мечетей формировались из добровольных пожертвований и от исполнения религиозных обрядов. Материальные поступления могли быть и в форме подношения каких-либо вещей (ковры, посуда) и жертвоприношений скота.

Различного рода «внеплановые» материальные сборы с верующих пресекались уполномоченным Совета по делам религиозных культов. Доходы мусульманских мечетей находились под пристальным вниманием местных властей. Общины представляли ежемесячный отчет в райисполком и через них уполномоченному Совета. Комиссии содействия контролю за соблюдением законодательства о религиозных культах при исполкомах Советов могли в любое время инициировать финансовые проверки общин.

Все мусульманские общины часть своих средств с момента создания Советского Фонда Мира в 1961 г. перечисляли на его счет. Хотя они формально были добровольными, но на деле являлись обязательными. Перечисляемые суммы были значительными, и при том они год от года увеличивались. Отчисление значительных средств в Фонд мира для партийно-советских органов являлось возможностью сократить прямые расходы общины на внутрицерковную деятельность. Так, Челябинский облисполком в письме от 18 июля 1973 г. в райгорисполкомы в качестве одной из мер по усилению контроля за финансово-хозяйственной деятельностью религиозных объединений предлагал всемерно поддерживать добровольные отчисления денежных средств религиозных обществ в Фонд мира4.

До 1989 г. в Челябинской области действовали всего две мечети: на хуторе Миасский в областном центре и соборная мечеть № 3 в городе Троицке. Если в 1969 г. община мечети хутора Миасский города Челябинск направила в Фонд мира 7 тыс. р., то в 1982 г. она перечислила в Фонд мира 19 тыс. р., в 1983 г. - 17 тыс. р. Это составило соответственно 33,5 и 25,3 % доходов мечети за 1982 и 1983 гг.5

Если в 1969 г. мечеть города Троицка направила в Фонд мира 2 тыс. р., то с 1973 по 1979 г. ежегодно перечисляла в Фонд мира по 4 тыс. р., что составляло треть ее доходов6. Мечети Пермской области в 1971 г. перечислили в Фонд мира 2 тыс. р., в 1975 г. - 5500 р., в 1982 г. - 10500 р.7

4 Архивный отдел Кыштымского городского округа. Ф. 3. Оп. 1. Д. 366. Л. 11.

5 Личный архив автора. Материалы 2011 года.

6 Объединенный государственный архив Челябинской области (ОГАЧО). Ф. Р-1490. Оп. 1. Д. 363. Л. 110; Д. 373. Л. 41.

7 Михалева А. В. История ислама в Пермской губернии... С. 53.

Религиозные общества также уплачивали налог со строений, плату в Госстрах, взнос в фонд охраны памятников культуры.

Несмотря на всю антирелигиозную работу, религиозное сознание в стране сохранялось. Верующие направляли свои пожертвования немногочисленным мечетям. Можно сделать вывод о неуклонном росте доходов мечетей. Об этом было сказано на Ташкентском совещании уполномоченных Совета по делам религиозных культов в 1968 г.: «Нет ни одной области и республики, где бы не имелась тенденция к росту доходов объединений мусульман. В 1967 году мусульманский культ в целом по стране дал по сравнению с 1966 годом среди других культов наибольший процент роста доходов - 23 процента. Доходы мечетей за год выросли почти на 400 тысяч рублей и достигли 2 млн 154 тысяч рублей»1. Следует отметить, что подобное положение было и в Русской православной церкви. Так, доходы РПЦ с 1948 по 1957 г. увеличились с 180 млн р. до 667 млн р. в год2.

И вполне реальную основу имел приписываемый муфтию ДУМЕС Ш. Ш. Хиялетдинову ответ на вопрос иностранных журналистов: «Какая главная проблема ислама в СССР?» - «Некуда девать деньги.». Действительно, ДУМЕС и религиозные общины не могли покупать недвижимость, вести строительство новых мечетей, любой ремонт необходимо было согласовывать с органами власти, не могли проводить благотворительную деятельность, организовывать школы и вести обучение, проводить какие-либо мероприятия вне мечетей. Государство предоставляло возможность религиозной общине перечислять средства лишь на счета официально разрешенных фондов.

Подобное отношение государства можно определить как практику двойных стандартов, отмечает А. Н. Марченко3. С одной стороны, государство запрещало благотворительную деятельность религиозных общин, а с другой стороны, охотно пользовалось церковными финансами, перечисляемыми на «патриотическую деятельность».

Отстраненность религиозных обществ от государства, низкий контроль за финансами внутри общин приводили к частым финансовым нарушениям в религиозных общинах.

В 1954-1955 гг. происходили серьезные финансовые нарушения в Троицкой мусульманской общине. Так, например, 3 июля 1955 г. от Троицкой мусульманской общины в ДУМЕС по поводу председателя совета общины, присвоившего 30 тыс. р., была направлена телеграмма такого со-

1 ГАПК. Ф.Р-1204. Оп. 2. Д. 18. Л. 92.

2 Марченко А. Н. Благотворительная деятельность. С. 123.

3 Там же. С. 124.

держания: «Мухаметшакиров сбежал от ревизии. Не принимайте отчетов. Обнаружена растрата. Выезжайте. Тугузбаев. Материалы ожидайте почтой. Председатель ревкомиссии Фахретдинов»4.

Последовали обращения общины в прокуратуру города Троицк, в Троицкий ГК КПСС, Троицкий горсовет, уполномоченному Совета по делам религиозных культов по Челябинской области Букрину, председателю Совета по делам религий при СМ СССР И. В. Полянскому. Однако обнаружить каких-либо данных о предпринятых данными органами мерах в отношении данного обращения в архивных фондах не удалось.

Объяснение этому можно найти в том, что партийные комитеты, советские органы видели в религиозных общинах своих идеологических противников, соответственно этому и вели свою работу. Примечательна в этом отношении информация уполномоченного СРК по Оренбургской области П. Вдовина от 28 января 1960 г., направленная заместителю председателя облисполкома А. М. Данилову, где, характеризуя деятельность церкви в области за 1959 г., он пишет: «Мной получено 37 жалоб и заявлений. В 22 заявлениях содержатся жалобы на воровство в церкви. В этих заявлениях верующие возмущаются действиями старост, которые присваивают средства церкви. Вполне понятно, что такого рода жалобы оставались без последствия. Чем больше будут "отвращать от церкви" подобные старосты, тем лучше для разложения прихода»5.

В качестве вывода можно отметить, что собственность религиозных общин, бывшая в Российской империи до 1917 г. значительной, уже в первые годы существования советской политической системы была национализирована и объявлена государственной. Этот процесс огосударствления затем только усиливался. По отношению к собственности религиозных общин в советский период, исходя из действовавшего законодательства, проявлялся дискриминационный подход. Она была лишена двух основных признаков - владение и распоряжение, за общинами было оставлено только право ограниченного пользования. Государственные и местные органы власти оставляли за собой право изъятия у общин здания церкви или мечети. Был установлен жесткий контроль над использованием финансов религиозных общин. Лишение и ограничение прав собственности было подчинено основной задаче - ограничению и ликвидации религии и всех ее институтов.

4 МБУ «Архив города Троицка». Ф. 20. Оп. 2. Д. 211. Л. 96.

5 Государственный архив Оренбургской области (ГАОО). Ф.Р-617. Оп. 1. Д. 387. Л. 59, 60.

Список литературы

1. Декреты Советской власти. - М.: Госполитиздат, 1957. - Т. 1. - 626 с.

2. Зыбковец, В. Ф. Национализация монастырских имуществ в Советской России (1917-1921) / В. Ф. Зыбковец. - М.: Наука, 1975. - 259 с.

3. Ислам на Урале: энцикл. слов. - Сер. «Ислам в Российской Федерации». - Вып. V. - М.; Н. Новгород: ИД «Медина», 2009. - 476 с.

4. Климович, Л. И. Ислам в царской России / Л. И. Климович. - М., 1936. - С. 97-109.

5. Конституция (Основной закон). СССР. - М.: Политиздат, 1977. - 32 с.

6. Марченко, А. Н. Благотворительная деятельность Русской Православной Церкви в Советском государстве (1918-1964-е годы) / А. Н. Марченко // Вестн. Челяб. гос. ун-та. - 2008. - № 15 (116). -История. - Вып. 24. - С. 123, 124.

7. Михалева, А. В. История ислама в Пермской губернии, области, крае / А. В. Михалева. - Пермь, 2009. - 106 с.

8. Мусульманин Прикамья. - 2004. - № 1 (10). Апрель.

9. Писенко, К. Налоги и религиозные организации в истории России / К. Писенко // Православие. RU. Интернет-журнал. - 2004. - 9 дек.

10. Саматов, Габдельхак. Миллэтебездэ Ислам дини (=Ислам в нашей нации): на татар. яз. - Казан: Иман нэшриятэ, 1998. - 180 с.

11. Сборник материалов по мусульманству. - СПб., 1899.

12. Урал: век двадцатый. Люди. События. Жизнь. Очерки истории / науч. ред.: А. Д. Кириллов, Н. Н. Попов. Екатеринбург: Урал. рабочий, 2000. - 416 с.

Сведения об авторе

Хакимов Рашид Шавкатович - кандидат исторических наук, доцент кафедры экономики отраслей и рынков Института экономики отраслей рынков, бизнеса и администрирования Челябинского государственного университета.

hakra51@mail.ru

Bulletin of Chelyabinsk State University. 2015. № 14 (369). History. Issue 64. P. 153-158.

THE PROPERTY OF RELIGIOUS COMMUNITIES AND ITS TRANSFORMATION IN THE SOVIET PERIOD (APPLIED TO MUSLIM COMMUNITIES OF THE URALS)

R. Sh. Khakimov

Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of the Department of Economics of Industries and Markets, Institute of Economy, Industries, Markets, Business and Administration of Chelyabinsk State University. hakra 51@mail.ru

The article describes the transformation of property rights of religious associations in the Soviet period. It is noted that the Soviet government had a consistent policy of the elimination of religion in the country, depriving it of the economic framework in the form of property of religious communities. Accepted property of religious communities in the USSR was of poor, limited nature. The party-Soviet authorities had full control over the religious communities and largely used their finance.

Keywords: property; religious communities; mosques; income taxes.

References

1. Dekrety Sovetskojvlasti [The decrees of the Soviet power], vol. 1. Moscow, Gospolitizdat, 1957. 626 p. (In Russ.).

2. Zybkovec V.F. Nacionalizacija monastyrskih imushhestv v Sovetskoj Rossii (1917-1921) [Nationalization of monastic estates in Soviet Russia 1917-1921]. Moscow, Nauka Publ., 1975. 259 p. (In Russ.).

158

P. №. XaKUMoe

3. Islam na Urale: jenciklopedicheskij slovar' [Islam in the Urals: an encyclopedic dictionary]. Serija «Islam v Rossijskoj Federacii», vol. V, Moscow, Nizhnij Novgorod, Medina Publ., 2009. 476 p. (In Russ.).

4. Klimovich L.I. Islam v carskoj Rossii [Islam in tsarist Russia]. Moscow, 1936. Pp. 97-109. (In Russ.).

5. Konstitucija (Osnovnoj zakon) [The Constitution of the Russian Federation] SSSR. Moscow, Politizdat Publ., 1977. 32 p. (In Russ.).

6. Marchenko A.N. Blagotvoritel'naja dejatel'nost' Russkoj Pravoslavnoj Cerkvi v Sovetskom gosu-darstve (1918-1964-e gody) [Charitable activities of the Russian Orthodox Church in the Soviet state 19181964]. Vestnik Cheljabinskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Chelyabinsk state University], 2008, no. 15 (116), History, iss. 24, pp. 123, 124. (In Russ.).

7. Mihaleva A.V. Istorija islama v Permskoj gubernii, oblasti, krae [The history of Islam in the Perm province, oblast, Krai]. Perm', 2009. 106 p. (In Russ.).

8. Musul'manin Prikam'ja [Muslim Perm], 2004, no. 1 (10), Aprel'. (In Russ.).

9. Pisenko K. Nalogi I religioznye organizacii v istorii Rossii [Taxes and religious organizations in the history of Russia]. Pravoslavie.RU [Orthodoxy], Internet-zhurnal, 2004, December 9. (In Russ.).

10. Samatov, Gabdel'hak. Milljetebezdje Islam dini (Islam v nashej nacii) [Islam in our Nations]. Kazan, Iman njeshrijatje Publ., 1998. 180 p. (In Tatar.).

11. Sbornikmaterialovpo musul'manstvu [The collection of materials on Islam]. St. Petersburg, 1899. (In Russ).

12. Ural: vekdvadcatyj. Ljudi. Sobytija. Zhizn'. Ocherki istorii: nauch. red. A. D. Kirillov, N. N. Popov. [Ural: the twentieth century. People. Events. Life. Essays on the history of]. Ekaterinburg, Ural'skij rabochij Publ., 2000. 416 p. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.