Научная статья на тему '\ собственники \ клуб путешественников'

\ собственники \ клуб путешественников Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
106
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «\ собственники \ клуб путешественников»

Клуб

путешественников

Иван ЯКУБОВ

2010 год стал рекордным по количеству выезжающих туристов из России. За рубеж наших соотечественников вывозят не только российские компании, но и крупные международные холдинги, которые пришли сюда с надеждой заработать на растущем спросе россиян на доступный отдых.

Перманентный отдых становится в России нормой жизни. По данным Росстата и информации Пограничной службы ФСБ России, общее количество граждан, выехавших в первом полугодии 2010 года за границу с целью туризма, составило более 5 млн. человек. Для сравнения: год назад за этот период в путешествия отправились только 3,8 млн. человек.

«После кризисного прошлого года, когда россияне вынуждены были экономить на всем, включая поездки за рубеж, на рынке восстанавливается спрос на отдых за границей, — говорит заместитель председателя международного холдинга ОН Holding Джошкун Юрт. — Россияне могут себе позволить расходы на отпуск за рубежом. Показательно, что восстанавливается спрос не только на отели уровня 3-5 звезд, растет и востребованность гостиниц премиум-класса». С этим согласна и исполнительный директор Ассоциации туроператоров (ATOP) и Майя Ломидзе: ^ «Различные индика-3 торы рынка, а также

официальная статистика показывают, что кризис в секторе туризма закончился в январе 2010 года. Данные Росстата подтверждаются авиационной статистикой: за девять месяцев этого года пассажирооборот российских авиакомпаний увеличился на 32,7% по сравнению с 2009 годом и на 13,5% по сравнению с 2008 годом. В абсолютном выражении на международных рейсах в 2010 году было перевезено около 60 млн. пассажиров».

В 2009 году фактическая емкость российского рынка выездного туризма составила 9,6 млн. человек. 2010 год может стать рекордным для России по количеству туристов, выехавших на зарубежные курорты, опередив по тур-потоку предкризисный 2008 год. Об этом сообщил недавно Анатолий Ярочкин, руководитель Федерального агентства по туризму.

«2008 год оказался для отечественной туротрасли лучшим по объему туристических потоков за рубеж. Согласно статистике, тогда из России выехало 11,34 млн. туристов. И хотя в этом году еще нет данных за последние месяцы, темпы продаж первого полугодия, а также отзывы туроператоров по продажам последнего времени говорят, что рубеж 2008 года будет взят. Это будет рекордным показателем для туристического рынка России за все время его существования», — объявил Анатолий Ярочкин. Более того, по его мнению, предстоящий зимний сезон также обещает быть на редкость удачным.

Майя Ломидзе: «Рентабельность туроператорского бизнеса невысокая — в среднем не более 5%. Если рассматривать с точки зрения количества участников рынка, то рынок перенасыщен. Если говорить о качестве, то требуется повышение уровня обслуживания клиента, улучшение условий перевозок (воздушных, морских, железнодорожных, автодорожных), разработка гибкой системы скидок для привлечения туристов со сравнительно невысокими доходами, преклонного возраста, а также молодежи, открытие интересных и доступных по цене маршрутов, новых направлений и курортов. И в первую очередь это касается внутреннего туризма».

«Рентабельность агентского бизнеса — около 3-4%, у операторов — около 2-3%, — признает президент ВАО «Интурист» Александр Арутюнов. — И это не особенность российского рынка, в отчетности зарубежных компаний вы увидите такие же цифры. Бизнес низкомаржинальный, однако в абсолютном выражении приносит его владельцам прибыль за счет незначительных капиталовложений. В то же время нужны приличные оборотные средства».

Что касается конкуренции, то сейчас в российском турбизнесе формируется явная тенденция к укрупнению бизнеса. Пример — недавнее объединение компаний «Рострэвел» и «Асент Трэвел», на который указывает заместитель главного редактора «Туринфо» Ирина Шульга. Интересы двух компаний пересекаются в Скандинавии,

\ реальный сектор \

Зимними Юго-Восточной Азии и Китае. «Рострэвел» — один из ста-

хитами по- рейших на российском рынке операторов по Скандинавии.

прежнему оста- «Асент» же располагает мощной сетью агентств, шестью ре-ются туры в Ан- гиональными представительствами, благодаря чему про-дорру, Австрию граммы в Скандинавию теперь будут предлагать и в регио-и Болгарию. нах. Такой ход позволит партнерам утроить объемы продаж

по Скандинавии и удвоить — по Юго-Восточной Азии.

Тем не менее на рынке присутствуют несколько ведущих игроков, и основная конкурентная борьба происходит между ними. Кроме того, в лидеры выходят компании с иностранным капиталом, которые работают в России в результате создания ряда известных российских марок (например, турецкий OTI Holding создал в России бренд Coral) или слияния (международного лидера TUI с российской компанией S-Group Capital Management). Пока их количество в отечественной туриндустрии некритично, балом правят российские операторы.

Между тем, по словам Ирины Шульги, крупнейший британский туроператор Thomas Cook в течение года неоднократно проводил переговоры с крупными российскими операторами, намереваясь купить одну из российских компаний. В результате в конце ноября Thomas Cook создал совместное предприятие с «Интуристом». Так что интерес у зарубежных холдингов к нашей стране в плане вло-На междуна- жений в туриндустрию достаточно высок. родных рейсах Согласно рейтингу «Крупнейшие туристические ком-

в этом году было пании России в 2009 году», составленному агентством перевезено около «Туринфо», лидерами отрасли в 2009 году стали ВАО «Ин-60млн. пасса- турист», «OTI-Россия», «Капитал Тур», «Натали Турс» и TUI жиров. Russia & CIS.

В кризисной ситуации выиграли компании, которые смогли вовремя пересмотреть продуктовую линейку, оптимизировать издержки, скорректировать систему отношений с партнерами — в общем, те, кто предпринял ряд динамичных антикризисных мер. «Мы одни из первых отреагировали на изменившиеся условия, — считает гендиректор «Интуриста» Александр Арутюнов. — В частности, оптимизировали ЛЯ*; j свой продуктовый портфель,

быстро уйдя из премиум-сегмента в экономкласс. Ряд мер, в число которых вошла работа по обновлению и продвижению бренда и возвращению его в сознание потребителей, а также поддержка розничной сети, принесли свои плоды». «Уже осенью стало очевидно, что более высоким спросом в этом году пользуются горнолыжные туры, — отмечает Майя Ломидзе. — В частности, Австрия, Италия. В этом сегменте ожидается рост минимум на 25% по сравнению с прошлогодним сезоном. Если учесть рост цен на авиабилеты в среднем на 10-15%, можно утверждать, что стоимость горнолыжных туров возрастет на 10-18% по сравнению с 2009 годом». Связано это с тем, что, по словам Ирины Шульги, на некоторых горнолыжных направлениях допуск получили не все желающие авиакомпании. А ряд компаний, которым Росавиация на чартерные полеты дала добро, пытаются сыграть на дефиците перевозки и поднимают контрактные цены для туроператоров едва ли не до уровня Аэрофлота.

Скоро в тур

Tez Tour является одной из ведущих туристических компаний в России и лидером по отправке российских туристов за рубеж. Компания была основана в 1994 году и первоначально занималась организацией отдыха в Турции. Отсюда и ее название: tez по-турецки означает «скоро». Спустя три года к этому направлению добавился Таиланд. Таким образом, туроператор рассчитывал сгладить сезонность бизнеса: летом продавал в основном Турцию, а зимой — Юго-Восточную Азию.

Сегодня компания работает уже по 12 направлениям. К Египту, Испании, Кубе, Мальдивам, Греции и другим недавно добавили горнолыжные курорты Австрии и Андорры. При этом руководство компании не рассматривает горнолыжный рынок как интересный для операторского бизнеса из-за короткого сезона. Австрия была выбрана потому, что зимой там можно предлагать лыжи, а летом — экскурсионные туры в Вену.

Сведения о владельцах не разглашаются, но известно, что основателями, владельцами и топ-менеджерами Tez Tour являются Александр Синигибский и Александр

\ реальный сектор \

ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / № 12 (104) 2010 47

Прирост выезда идет в основном за счет той категории клиентов, которые выкупали бюджетные туры и туры средней стоимостной категории.

Буртин. Александр Синигибский родился в 1964 году в городе Красноярске, окончил среднюю школу в Омске, затем МИФИ (по специальности «Физика твердого тела»), где познакомился с Александром Буртиным. По словам аналитика УК «Финам Менеджмент» Максима Кля-гина, собственный трафик Tez Tour в Турцию кризисом существенно не был скорректирован и составил более 1 млн. туристов. Он не исключил, что в целом, в условиях достаточно сложной конъюнктуры рынка, выручка компании в 2009 году могла сократиться на 10-20% по сравнению с годом ранее. Согласно рейтингу «Туринфо», оборот туроператора в 2008 году составил $920 млн., он перевез 1,1 млн. человек. Таким образом, выручка компании могла составить порядка $740-830 млн.

Гостеприимство на конвейере

Основанный в 1929 году, «Интурист» в советский период был лидером отечественного туристического рынка на направлениях как въездного (прием иностранцев в СССР), так и выездного (поездки советских граждан за рубеж) туризма. В конце 1980-х «Интурист» обеспечивал въезд в страну более 2 млн. иностранцев в год, доходы компании превышали $700 млн. После распада Союза на туристическом рынке произошли серьезные изменения: если раньше «Интурист» фактически был монополистом, то в результате перестройки возникли многочисленные туркомпании.

В апреле 2005 года компанию возглавил Александр Арутюнов. Новая команда топ-менеджеров решила превратить «Интурист» в крупнейшего оператора массового туризма и максимально нарастить финансовые обороты компании. «Мы изначально позиционировали «Интурист» как конвейер по производству услуг гостеприимства на всем земном шаре», — говорит президент компании Александр Арутюнов.

В 2006-м компания приобрела контрольные пакеты двух ведущих туроператоров, специализирующихся на выездном туризме: «Скайвея» в Москве и «Ривьеры» в Санкт-Петербурге. В конце ноября «Интурист» создал совместное предприятие с Thomas Cook (50,1% долей принадлежит Thomas Cook, 49,9% — ВАО « Интурист»). Британский оператор вложит в СП как денежные средства, так и собственные акции, российский партнер — свое туроператорское подразделение (въездной, выездной,

48 ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ | № 12 (104) 2010

внутренний, корпоративный туризм, VIP-обслуживание) и сеть турагентств в Москве, регионах РФ и странах СНГ. Thomas Cook получит возможность приобрести долю ВАО «Интурист» в СП в последующие пять лет. Гостиничный бизнес (управление отелями в России и за рубежом) «Интурист» оставляет себе. Контрольный пакет акций «Интуриста» принадлежит АФК «Система».

Сога1'овые курорты

Турецкий OTI Holding создал российскую марку Coral в начале 1995 года. Обладая богатым профессиональным опытом в сфере выездного туризма, за 16 лет работы компания по праву заслужила звание одного из ведущих туроператоров России. Главными акционерами холдинга являются турецкие граждане Айхан Бекташ, Джош-кун Юрт и Ахмет Бекташ. Сегодня компания отправляет на отдых более 1 млн. туристов в год. Осуществляются программы авиаперевозок на чартерной и регулярной основе из всех аэропортов Москвы и более чем из 30 городов Российской Федерации.

«Во всех компаниях нашего холдинга практикуется комплексный системный подход к ведению бизнеса, — отмечает заместитель председателя OTI Holding Джош-кун Юрт. — Мы внимательно анализируем состояние дел на рынке, проводим регулярный сбор данных о состоянии спроса и предложения. В 2009 году мы сделали ставку на российские регионы, расширили программы по городам России. По результатам прошлого года можно сказать, что данная стратегия себя оправдала, так как мы смогли удержать объемы продаж по Москве на прежнем уровне, а объемы по регионам значительно увеличились».

Общий итог по группе компаний «OTI-Россия» (а сегодня вместе с Coral Travel в российское отделение холдинга входит SUNMAR TOUR, A-CLASS TRAVEL, Blue Sky) — увеличение в 2009 году выручки на 39,43%, рост числа туристов на 44,31% по сравнению с прошлым годом. Таким образом, выручка за 2009 год группы составила 18 792,47 млн. руб. Количество туристов в 2009 году — 774 936 человек. Только компания Coral Travel с октября

2009 года по сентябрь 2010 года обслужила 1,05 млн. российских туристов. Выручка этой компании по итогам

2010 года ожидается на уровне более $1 млрд.

Кому достанется «Капитал»?

«Капитал Тур» — один из крупнейших в России международный многопрофильный туроператор по результатам прошлого года и девяти месяцев нынешнего. Это проект, созданный известными профессионалами российского тур-бизнеса Инной и Игорем Бельтюковыми в 2003 году. Инна родилась в 1963 году в Москве. Семейная чета неслучайно оказалась в туристическом бизнесе. Инна начала изучать экономику туризма, еще будучи студенткой экономического факультета МГУ. Осенью 1991 года, как участник советско-американской программы «Развитие малого бизнеса в СССР», она прошла стажировку в американском турагентстве, получив первый практический опыт. Игорь долгое время работал

\ реальный сектор \

в Институте повышения квалификации работников туризма и на различных предприятиях индустрии туризма.

Едва начав свою деятельность, компания сразу заняла прочные позиции в отрасли: работала по 40 направлениям и предлагала турпродукт в сегменте средне-и высокобюджетных туров, реализуя его исключительно через агентскую сеть: более 7000 турфирм в России, СНГ и странах Балтии. Валовая выручка в 2009 году

Рентабельность туроператорского бизнеса невысокая — в среднем не более 5%.-

составила 16,1 млрд. руб. Количество туристов, отправленных в 2009 году, — 1,71 млн. человек.

В середине ноября 2010 года у компании начались проблемы с рядом кредиторов, которые могут довести ее до банкротства. Так, по заявлению Московского кредитного банка (МКБ), которому «Капитал Тур» задолжал 45 млн. руб., суд арестовал банковские счета этой компании. В результате за рубежом остались более двух тысяч клиентов «Капитал Тура», которые из-за несвоевременной оплаты со стороны туроператора не смогли выехать на родину. В российских аэропортах сотни людей так же не могли выехать в места отдыха. На ближайшие месяцы «Капитал Тур» продал 8323 тура, более 90% из которых были полностью оплачены туристами, сообщила Инна Бельтюкова на пресс-конференции, посвященной конфликту.

Сейчас общая сумма долга туроператора перед банкирами достигает 1,3 млрд. руб. «В начале осени 2010 года мы столкнулись с тем, что один из наших восьми кредиторов в связи со сменой руководства в банке не пролонгировал нам кредиты», — сказала Инна Бельтюкова.

Один из кредиторов туроператора — банк МФК, подконтрольный Михаилу Прохорову, — едва разгорелся конфликт, предложил Инне Бельтюковой 450 млн. руб.

в обмен на контрольный пакет «Капитал Тура». Одним из условий сделки было «достижение договоренности с банками-кредиторами о комплексной и полной реструктуризации всей финансовой задолженности компании. Однако крупнейшие банки-кредиторы не приняли предложение МФК. В этой связи МФК официально отозвал свое предложение. Инна Бельтюкова считает, что «информация банка является лишь декларацией о намерениях на сегодня и не означает отказа МФК от сделки». На момент сдачи номера в печать владелица «Капитал Тура» продолжала переговоры с банками о дальнейшей судьбе ее компании. По ее словам, переговоры все еще продолжаются, но не все из девяти кредиторов готовы финансировать деятельность «Капитал Тура».

«Натали Турс» открывает Австрию

Многопрофильный туроператор «Натали Турс» специализируется на массовом туризме с 1992 года. Путь в бизнесе гендиректор компании 45-летняя Наталия Воробьева, в честь которой названа компания, начинала в семейной фирме. В начале 1990-х Наталия работала научным сотрудником на кафедре теории вероятностей Московского авиационного института. Умение рассчитывать риски бизнеса, тур-направлений, связанные с чартерными рейсами, бронированием отелей, нужным набором туристов, с помощью сложных математических методов пригодилось, когда ее компания «Натали Турс» стала каждую неделю отправлять за рубеж десятки тысяч человек. На данный момент- под брендом «Натали Турс» работают фирменные тwурагентства в 29 городах России. В 2009 году компания обслужила 405 тыс. человек, а ее оборот составил $485 млн. «В этом году мы открываем новое горнолыжное направление — Австрию, — отмечает руководитель горнолыжного направления «Натали Турс» Наталья Александрова. — У этой страны есть ряд особенностей, которые делают ее привлекательной для туристов. Это круглогодичное направление, летом там можно кататься на ледниках курортов Майрхофен, Зельден и др. Непродолжительные трансферы до курортов (один-два часа), хорошее соотношение цены и качества — все это делает Австрию очень привлекательной для туристов».

Ведущие туроператоры России в 2009 году

6

Место

TUI Russia & CIS Название

TUI Travel PLC и компания

Алексея Владельцы

Мордашева

«Северсталь-

групп»

\ реальный сектор \

Количество 514 клиентов,

тыс. чел.

Выручка, млрд. руб.,

2009

ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / № 12 (104) 2010 49

Так, курорты Бад-Гастайн и Бад-Хофгастайн идеально подходят для респектабельных горнолыжников. Здесь есть уникальные радоновые штольни, при которых работает специализированная клиника. В ней лечат заболевания дыхательных путей (астмы, бронхиты, синуситы), ревматизм, артрозы, заболевания опорно-двигательного аппарата, кожные заболевания, аллергии, вегетативные нарушения, урологические и гинекологические заболевания.

Курорты Заальбах и Хинтерглемм идеальны для новичков и лыжников среднего уровня, где 200 км трасс примерно в равной пропорции делятся на «синие» и «красные».

Улыбка TUI и сталь

TUI Russia & CIS — совместное предприятие, созданное 15 апреля 2009 года в результате подписания договора между мировым лидером туристической индустрии — компанией TUI Travel PLC и компанией S-Group Capital Management, входящей в холдинг «Северсталь-групп» Алексея Мордашова. В состав TUI Russia & CIS входят также компании VKO Group, Mostravel, «Вояж Киев».

TUI Travel PLC — ведущая международная туристическая компания, работающая почти в 180 странах мира, обслуживающая свыше 30 млн. клиентов из более чем 25 стран. Штаб-квартира расположена в пригороде Лондона Кроули. По всему миру работают около 50 000 сотрудников компании. TUI Travel PLC управляет авиакомпанией, осуществляющей перевозки по всей территории Европы и располагающей парком свыше 150 воздушных судов.

Стартовавшая в апреле этого года рекламная кампания со слоганом «Все ради Вашей улыбки!» должна принести TUI Russia & CIS ощутимые результаты. До конца года TUI планирует организовать отпуск более 500 тыс. туристов из Москвы и Санкт-Петербурга. В 2009 году компания вывезла 514 тыс. туристов, заработав 14,9 млрд. рублей.

Компания активно работает на 20 направлениях, среди которых в зимний период можно выделить горнолыжные курорты Австрии, Андорры, Франции, Италии, Болгарии. К примеру, гостеприимная Андорра, расположенная на Пиренейском высокогорье, — прекрасное место для отдыха не только для взрослых лыжников, но и для маленьких спортсменов. Для них TUI подготовила «Детский сад у горы», который будет бесплатно работать в период школьных каникул с 26 декабря по 12 января.

\В БИБЛИОТЕКУ \

В.Л. Макаров. Социальный кластеризм. Российский

вызов. М.: Бизнес Атлас, 2010.

Имеющиеся типы общественного устройства несовершенны. «Невидимая рука» Адама Смита доказала свою потрясающую эффективность, но и у нее есть принципиальные недостатки, и «рука» эта все чаще промахивается. Однако есть и другие экономические механизмы, есть другие типы общественного устройства. Например, кластерная организация людей (от англ. cluster — группа, скопление). Пока такое общество нигде не сложилось, но оно приближается. Все люди разные, добиться равноправия всех невозможно. Но можно установить равноправие социальных кластеров. Автор убежден, что такое общество будет устойчивым, решит многие проблемы, нас беспокоящие, и природа человека как высокоразумного существа проявится в нем в полной мере. Интервью с Валерием Макаровым, директором Центрального экономико-математического института и академиком РАН читайте на с. 8.

Сергей Гуриев, Эндрю Качинс и Андерс Ослунд. Россия

после кризиса. М.: Альпина Бизнес Букс, 2010.

Это совместная работа двух исследовательских институтов — Центра стратегических и международных исследований и Института международной экономики Питерсона. В книге рассматривается ситуация в России после финансового кризиса 2007-2009 годов. Каков нынешний экономический статус России и ее роль в мировом сообществе? Как кризис изменил движение к инновационной экономике, подпитываемой передовыми технологиями? Каким образом рассуждения о коррумпированности власти воздействовали на внутриполитический климат в России, а также на восприятие России миром? Отвечая на эти вопросы, авторы рассматривают внешнюю политику России по отношению к соседям, изменения климата, роль России в мире, а также ее внутреннюю политику.

кххия ¡¿к

ПОСЛЕ КРИЗИСА

№ „_

Малкольм Гладуэлл. Что видела собака. М.: Альпина Паблишерз, 2010.

Это не пособие для собаководов. Скорее, эта книга — о человеческом любопытстве. «Секрет новых идей, — пишет Малкольм, много лет проработавший в журнале New Yorker, — заключается в том, чтобы убедить себя: любой человек и любая вещь могут поведать увлекательную историю. Я говорю «секрет», но на самом деле это проблема». Он не просто знает множество таких занятных историй. Он делает из них выводы и обобщения. Например, история про то, как Джеффри Скиллинг, глава Enron, получил 24 года тюрьмы «за обман акционеров». А он-то никого и не обманывал. Он подробно описывал состояние компании на миллионе (!) страниц отчетов. Разобраться в этом никто не мог. Когда журналисты «отжали» эту информацию до 200 страниц плотного и сложного текста, стало ясно, что Enron уже давно банкрот. Вероятно, идея «полного раскрытия информации» себя изжила.

ЧТО ВИДЕЛА

СОБАКА

— И' ■

N i ---

50 ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / № 12 (104) 2010

\ реальный сектор \

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.