Научная статья на тему 'Со-конструирование: методико-дидактический подход без пассивных участников'

Со-конструирование: методико-дидактический подход без пассивных участников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1507
174
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СО-КОНСТРУИРОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ ИНТЕРАКЦИЯ / SOCIAL INTERACTION / СЕНСОРНЫЙ ОПЫТ / SENSORY EXPERIENCE / СОЦИАЛЬНЫЙ КОНСТРУКТИВИЗМ. CO-CONSTRUCTION / SOCIAL CONSTRUCTIVISM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фтенакис Василиос Эммануил

В статье рассказывается о процессе со-конструирования в дошкольном образовании, его преимуществах во взаимоотношениях взрослых и детей. Со-конструирование как педагогический подход означает, что обучение проходит как совместная работа, которая организуется совместно педагогическим персоналом и детьми. Ключом со-конструирования является социальная интеракция, которая способствует духовному, языковому, социальному развитию. Процесс со-конструирования обеспечивается при помощи оформления, документации и дискурса. Автор рассматривает специфические аспекты со-конструирования: межкультурный, гендерный и для детей с различными способностями. В качестве примера в статье анализируется повседневная жизнь в ДОУ, организованная по принципу со-конструирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Co-construction: methodological and didactic approach without passive participants

The article describes the process of co-construction in early childhood education, its advantages in the relationship of adults and children. Co-construction as a pedagogical approach means that learning takes place as collaboration, which is jointly organized by teaching staff and children. The key of coconstruction is the social interaction, which promotes the spiritual, linguistic, social development. The process of co-construction is ensured by the design, documentation and discourse. The author examines the specific aspects of the co-construction: intercultural, gender and children with different abilities. As an example, the article analyzes the daily life in pre-school, organized on the principle of co-construction.

Текст научной работы на тему «Со-конструирование: методико-дидактический подход без пассивных участников»

В.Э. Фтенакис

Со-конструирование: методико-дидактический подход без пассивных участников

Фтенакис Василиос Эммануил - профессор, президент объединения

«Дидакта» (Didacta Verbandes), Германия

В статье рассказывается о процессе со-конструирования в дошкольном образовании, его преимуществах во взаимоотношениях взрослых и детей. Со-конструирование как педагогический подход означает, что обучение проходит как совместная работа, которая организуется совместно педагогическим персоналом и детьми. Ключом со-конструирования является социальная интеракция, которая способствует духовному, языковому, социальному развитию. Процесс со-конструирования обеспечивается при помощи оформления, документации и дискурса. Автор рассматривает специфические аспекты со-конструирования: межкультурный, гендерный и для детей с различными способностями. В качестве примера в статье анализируется повседневная жизнь в ДОУ, организованная по принципу со-конструирования.

Ключевые слова: со-конструирование, социальная интеракция, сенсорный опыт, социальный конструктивизм.

Co-construction: methodological and didactic approach without passive participants Fthenakis Wassilios, professor, president of the association "Didacta", Germany The article describes the process of co-construction in early childhood education, its advantages in the relationship of adults and children. Co-construction as a pedagogical approach means that learning takes place as collaboration, which is jointly organized by teaching staff and children. The key of co-construction is the social interaction, which promotes the spiritual, linguistic, social development. The process of co-construction is ensured by the design, documentation and discourse. The author examines the specific aspects of the co-construction: intercultural, gender and children with different abilities. As an example, the article analyzes the daily life in pre-school, organized on the principle of co-construction. Keywords: co-construction, social interaction, sensory experience, social constructivism.

Со-конструирование как педагогический подход означает, что обучение происходит посредством сотрудничества, партнерского взаимодействия педагогов и детей. Основой этого подхода является социальная интеракция. Со-конструирование образовалось из философского подхода конструктивизма, после того как появилась необходимость интерпретации мира с целью его понимания. Согласно Пиаже, дети учатся посредством активного взаимодействия с окружающим их миром.

Социальный конструктивизм, который построен на работах Выготского, разделяет такой подход, но с учетом такого значимого фактора, как конструирование знаний в социальной интеракции. Так, дети учатся понимать мир, общаясь друг с другом и определяя важность взаимодействия. Это подразумевает также, что социальная интеракция содействует языковому, умственному (психологическому) и социальному развитию, в то время как, по Пиаже, в развитии языка и интеллекта дети в гораздо большей степени предоставлены сами себе.

Эффективное внедрение со-конструирования

Педагоги могут вместе с детьми со-кон-струировать знания, больше акцентируя внимание на исследовании значений, чем на получении фактов. Для получения фактов дети должны наблюдать, слушать и что-то подмечать. Исследование же значения (смысла, предназначения), напротив, включает другие действия: открыть значение, выразить его, сообщить о нем другим, а также узнать об открытиях и мыслях других.

Таким образом, изучение выявления смысла является со-конструктивным процессом, в котором дети и взрослые совместно обсуждают и договариваются о понимании и интерпретации вещей.

Процесс со-конструирования обеспечивается при помощи оформления, документации и дискурса. Оформление (например, иллюстрации) и документация (например, чертежи, зарисовки и заметки педагогов) помогают детям выразить собственные идеи и поделиться ими с другими. Дискурс - это процесс, когда с детьми говорят о значениях, которые выражаются, сообщаются другим, обсуждаются с другими, в это время каждый ребенок пытается осознать сущность оформления и документации.

Педагогам следует внимательно относиться к теориям, предположениям, противоречиям,

недопониманиям детей и их обсуждать. Так педагоги могут убедиться, что они поддерживают ребенка в его изучении значений, а не просто обеспечивают его фактами.

Цель со-конструирования

Со-конструирование со взрослыми помогает детям научиться, как нужно решать проблемы совместно с другими. Поэтому со-конструирование является важным методом повышения актуального уровня способности детей к пониманию и выражению вещей, касающихся всех направлений их развития.

Этот процесс особенно устойчив, если педагоги побуждают детей к выражению посредством всего многообразия медиасредств. Через со-конструирование достигается лучший обучающий эффект, чем через обучение путем самостоятельных открытий или через индивидуальное конструирование значений.

При помощи со-конструирования значений дети изучают, что

- мир может быть объяснен различными способами;

- можно поделиться своими открытиями друг с другом и обсудить их;

- проблему или феномен можно решить различным образом;

- идеи и мысли можно преобразовывать, дополнять, расширять;

- идеями можно обмениваться;

- понимание можно обогатить и углубить;

- совместное исследование, изучение значений детьми и взрослыми является обогащающим.

Когда нужно внедрять со-конструирование?

Со-конструирование можно внедрять в то время, когда ребенок пытается объяснить мир вокруг себя. Согласно новейшим исследованиям, этот «познавательный» период начинается сразу после рождения. Чтобы дети могли со-конструировать значения, необходимы разнообразные медиасредства, при помощи которых дети выражают свое понимание мира и делятся этим пониманием с другими. Вспомогательные медиасредства должны быть подходящими развитию и способностям детей. К тому же нужны взрослые, которые слушают детей, видят их усилия и должным образом реагируют.

На первом плане у детей стоит сенсорный опыт. Поэтому детям нужно предлагать

разнообразные возможности исследовать окружающий мир при помощи вкусов, запахов, прикосновений, движений, звуков и т.д. Малыши быстро развивают способность открывать мир и его истолковывать при помощи речи, картинок, моделей и строительных конструкций.

Эта способность к символическому выражению усиливается у детей дошкольного возраста. В школьном возрасте у детей всегда лучше получается понять точку зрения и чувства других. При помощи таких средств, как танец и музыка, дети могут выразить собственное понимание, сообщить о нем другим и таким образом повысить способность к конструированию значений.

Согласно Гарднеру (1983), чтобы понять значение и сообщить о нем, дети могут прибегнуть к семи направлениям умственной деятельности: логико-математическому, языковому, музыкальному, пространственному, телесно-кинестетическому, а также межличностному и личностному.

Эти умственные способности дают педагогам отправные точки, насколько разнообразными способами дети воспринимают окружающий мир и как при помощи этого можно конструировать значения. Например, деревья можно исследовать с музыкальной стороны (передать шум листвы), представления их в пространстве (при помощи модели); движения деревьев под действием ветра можно передать своими движениями.

Таким образом, ребенок может раскрывать различные восприятия и понимания об одном и том же предмете, об одной и той же теме, обменяться этим с другими детьми и так со-конструировать значения.

Специфические аспекты со-конструирования

Часто процесс со-конструирования представляется как возможность дать детям больше свободы в организации образовательного процесса. Но это, в большой степени, зависит от способности детей самовыражаться, и в этом случае молчание очень быстро начинают недооценивать. Поэтому нужно всегда держать в уме, что и молчание является формой выражения.

Межкультурный аспект

Культурная и этническая идентичность может влиять на процесс со-конструирования. При этом важную роль играет приобретенное

до этого самосознание, которое необходимо, чтобы отстаивать собственные взгляды.

Дети, которые находятся в нескольких культурных группах, испытывают боязнь, что они не смогут адаптироваться ни к одной из таких групп, и из-за этого у них формируется слабая вера в себя. Они часто стесняются высказаться перед теми, у кого нет схожего с ними опыта. При этом дети используют культурно-специфические средства выражения, которые не всегда принимаются или верно интерпретируются.

Со-конструирование может способствовать развитию веры в себя, при этом взрослые поддерживают детей, подбадривают в высказывании личного мнения, демонстрируя интерес к мнению ребенка и ценя его.

К тому же со-конструирование обеспечивает готовность понимать и уважать взгляды других, благодаря чему развивается осознание и ценность разнообразия.

Кроме этого, дети целенаправленно воодушевляются на нахождение и выражение собственного понимания культурных различий.

Гендерный аспект

Поскольку мальчики, как правило, стремятся разрешить конфликт при помощи силы и агрессии, а девочки, напротив, посредством языка, аргументации, переговоров, то в смешанных группах девочки оказываются несколько позади. Это может привести к тому, что в со-конструктивном процессе мальчики будут доминировать, озвучивать будут только значения, обнаруженные мальчиками. Педагоги могут содействовать урегулированию этого процесса, поощряя девочек в конструировании значений. При этом педагоги также могут подталкивать мальчиков к выражению своего мнения исключительно при помощи языковых средств.

Дети с различными способностями

В группах, где есть дети с различными способностями, процесс со-конструирования может стать особенно обогащающим, если детям будет предоставлен широкий спектр возможностей, чтобы выразить соответствующим образом их особые специфические способности.

Следует поощрять детей с языковыми сложностями выражаться при помощи рисунков, музыки, движения и т.д. Педагоги помогают детям развивать внимание и уважение по отношению к разнообразию, в котором ценятся различные способы выражения и с детьми разговаривают о различных способах восприятия мира. ■

От инструкции к со-конструкции. Повседневная жизнь в ДОУ, организованная по принципу со-конструирования

Данный материал базируется на интервьюировании ДОУ. Подготовлен Анитой Кофлер ^

Данный пример из практики представляет собой описание изменений, произошедших в команде детского сада, в процессе внедрения HBEP, и как эти изменения сказались на повседневной жизни детского сада Комментарий к обра-зовательно-воспита-тельным процессам

Подробное описание процесса

Возраст: 3-6 лет

Внедрение Гессенской образовательной программы в 2007 году послужило поводом к организации повседневной жизни маленького детского сада (2 группы) по принципу со-конструкции. Этот раздел образовательной программы получил в этом образовательном учреждении особую значимость. Процесс был инициирован путем проведения многодневного повышения квалификации, в ходе которого при использовании игр, докладов, дискуссий были осмыслены основные педагогические положения, заложенные в образовательную программу. «Таким образом, мы смогли прочувствовать, а не просто что-то услышать об этом, а именно вникнуть и истолковать для себя» Место проведения: ДОУ (KITA)

Затем руководители рассказали своей команде, что они прочувствовали, что пережили и что из услышанного произвело впечатление. Благодаря «педагогическому дню», повышению квалификации в детских садах, сотрудничеству с начальной школой состоялась рефлексия по поводу полученных новых знаний в сопоставлении с накопленным опытом и сложившимися ценностями. Так возникло решение команды детского сада обдумать, как можно организовать процессы и уклад повседневной жизни вместе с детьми, чтобы на самом деле был использован со-конструктивный подход. Дополнительно была использована возможность не просто несколько переработать концепцию детского сада, а принципиально изменить ее. Несмотря на сложную ситуацию с персоналом, команда еженедельно занимается вопросами содержания. Время проведения: с 2007 года

Совместная организация образовательных процессов

Раньше, докладывает команда, было много предписаний. Было четко зафиксировано, что «мы сверху инструктируем детей, таков был стиль работы». Детям давались задания, существовало также рамочное и еженедельное планирование, которое ориентировалось скорее на представления команды. Конечно, интересы детей учитывались, но, в целом, не была заложена воля детей, не было фокуса внимания на способности детей. Это было относительно быстро замечено и обдумано командой в процессе повышения квалификации в связи с внедрением воспитательно-образовательной программы. Начались преобразования, которые продолжаются по сей день. К тому же критическим образом были пересмотрены собственные позиции по воспитанию. Команда, состоящая из педагогов с большим профессиональным опытом, рефлексирует: «привычные образцы, которые шли от нас, педагогов, но в процессе повышения квалификации стало ясно, что так дальше продолжаться не может». Программа воспитания и образования Гессена: Со-конструирование, как педагогический подход, означает, что обучение проходит как совместная работа, которая организуется совместно педагогическим персоналом и детьми.

Изменение педагогической деятельности Конечно, и до начала преобразований были «лесные дни». По существу, они ориентировались на подходящую погоду и, по мнению команды, должны были соответствовать теме. После повышения квалификации было обстоятельно проработано, являются ли такие установки правильными в проведении «лесного дня». Сейчас с детьми обсуждается, куда идти, идти ли в «плохую» погоду, дети выдвигают свои предложения, обучаясь при этом обосновывать, почему они хотели бы сделать именно так. Они обсуждают это друг с другом, команда педагогов не говорит «по какой причине и для чего мы это делаем», напротив, дети обсуждают между собой, рисуют при этом символы, куда они хотели бы пойти, и согласовывают это при помощи разноцветных камешков. «Сначала дети были недовольны, если их предложения не принимались, постепенно они стали замечать, что предложения не остаются незамеченными, и если сейчас не принято твое предложение, то в следующий раз оно будет принято». «Лесной день» больше не называется «Лесным днем», а называется «Подвижным днем», потому что может произойти, что дети не захотят пойти в лес, а захотят пойти в гости к кому-нибудь из детей или, например, пойти в ветропарк. Программа воспитания и образования Гессена: Ключом со-конструирования является социальная интеракция, которая способствует духовному, языковому, социальному развитию.

Что конкретно изменилось в детском учреждении? «В принципе изменилось все. И мы сейчас не находимся в стадии завершения этого процесса, мы лишь в середине пути, ведущего к переменам». Самое новаторское в происходящих переменах - команда все больше переходит к тому, что детям позволяется не только участвовать в принятии решений, касающихся различных мероприятий, но и в обсуждении текущих повседневных процессов, при этом дети и взрослые ведут совместные переговоры и принимают решения. Для педагогов это не всегда легко, так как у команды есть свои желания и представления. Раньше команда работала согласно своим идеям и только время от времени включала в этот процесс желания детей. Такой процесс преобразований требует от команды высокого напряжения. Программа воспитания и образования Гессена: Со-конструирование поддерживается посредством использования оформления, документации и дискурса. Оформление и документация способствуют процессу выражения детьми своих мыслей и знакомству с идеями и мыслями других.

Изменения в повседневных процессах на уровне детей. Изменения в распорядке дня Распорядок дня теперь уже не так строго структурирован: «Мы знаем и это важно, что режим дня имеет структуру, последовательность, но распорядок теперь больше касается того, что важно для детей, а не того, что хотели бы мы. И это не просто». Раньше: В 8 часов дети шли в соответствующие группы. Затем в 9 часов проводился «утренний круг» (дети и воспитатели садятся в круг, поют, играют, что-нибудь рассказывают) и свободные игры для детей. Сейчас: этот период отличается несущественно, но исходит от детей, а не от персонала. Педагоги больше не говорят: «сегодня мы делаем это и это...», а выясняют, что исходит от детей, чего бы они хотели. Программа воспитания и образования Гессена: Посредством дискурса с детьми обсуждаются значения, которые дети истолковывают друг другу.

Как выясняется, что дети переживают и чего хотят? Расспросы во время «утреннего круга»: - чем дети хотели бы заняться (выйти на улицу, поиграть с водой, послушать музыку, построить что-либо, послушать чтение вслух); - нужна им помощь или нет, например, в постройке «домика» (берлоги); - результаты таких обсуждений в кругу передаются родителям и вносятся в портфолио.

Обсуждение решений Например, по мнению воспитателя, в игровой секции слишком много игрушек. В кругу (во время встречи) этот вопрос был обсужден. Детей опросили, воспринимают ли они эту ситуацию так же. Дети ответили отрицательно. Затем совместно обсудили, какая игрушка наиболее важная в игровой секции. «В конце все осталось, как было в начале, но дети осознали, сколько всего есть в игровой секции, и они сказали, что им важно и почему им это важно. Мы все это записали в присутствии детей для того, чтобы было понятно, что мы это учли». Портфолио Во время образовательных процессов за детьми наблюдают и их фотографируют. Затем педагоги совместно с детьми записывают, на что все обратили внимание, что они еще об этом знают и как они об этом говорят. «Таким образом, мы подходим к детям очень близко, мы значительно лучше знакомимся с ними, чем это было раньше, когда мы, имея фото, сами между собой что-то к нему писали, что мы, педагоги, думаем. Сейчас мы также пишем, что думают дети. Так мы осознаем то, что раньше вообще не замечали».

Изменения в организации групп Преобразования последовали и в структурной организации групп, от фиксированных групп к частично открытым группам «по интересам». - Работа с символическими карточками - дети сами решают, куда они хотели бы пойти, например, встретиться с детьми из других групп на общей территории. - Педагоги также фиксируют, кто где играет, например, на тот случай, если детей необходимо утешить, потому что игровое место, где они хотят поиграть, уже занято. Это фиксируется и на следующий день учитывается.

Иное использование правил Раньше: существовали четкие правила, например, сколько детей могут играть в секции для строительства, предположим 5. Если там играло больше детей, то один ребенок должен был уйти. Сейчас: правила все еще существуют, но они теперь разные. Есть правила, которые необходимы с точки зрения педагогов, например, для выполнения обязанностей по присмотру за детьми. Есть правила, которые дети сами разработали и могут их изменить. Есть правила, которые не так важны, и те, которые нужно обязательно выполнять, например, правило об одновременном пребывании только 5 детей в строительной секции. Программа воспитания и образования Гессена: Через игровой опыт дети знакомятся с принципами демократического общества. Они учатся защищать свои права и устанавливать взаимоотношения.

«Сейчас складываются такие ситуации, когда играет более 5 детей, и мы заметили, что дети играют в хорошую игру, что в этой игре важное для детей содержание, но в нее вовлечены 7 детей, и все они чувствуют себя хорошо. Затем к нам подходит ребенок и говорит: «Посмотрите, в строительном уголке больше, чем 5 детей». С одной стороны, я нахожу положительным, что ребенок был внимательным к происходящему, сосчитал детей и высказался, что правила должны соблюдаться. Затем состоялся разговор со всеми детьми с постановкой вопроса: «Можем ли мы иногда делать исключения из правил, и если да, то в каких случаях?». Мы замечаем: чем больше мы вовлекаем детей, тем больше они идентифицируют себя с группой детского сада». Программа воспитания и образования Гессена: Благодаря со-конструированию дети учатся тому, что идеями можно обмениваться, они могут трансформироваться, их можно распространять.

л1

М И Р О В О И О П Ы Т

Изменение образовательной среды / организации пространства Оформление помещения сейчас стало мобильным. Команда педагогов ушла от того, что группа целый год должна быть оформлена одинаково. «Мы расставляем с детьми все так, как замечаем, что и как детям необходимо». При необходимости перестановки могут происходить ежедневно, по срокам это согласуется только с потребностями детей. Раньше: существовали различные разграниченные игровые зоны, например, уголок с куклами, строительный уголок, уголок для рисования, стол для завтраков и т.д. Сейчас: зонирование тоже есть, но частично. В прошлом году было много трехлетних мальчиков с повышенной двигательной потребностью. В связи с этим дети и педагоги объединили две зоны (уголок для отдыха и уголок для чтения были перенесены в бывшую столовую), которые давали мальчикам возможность свободно двигаться. Совместно с детьми обсудили, какой игровой материал должен быть убран, чтобы организовать расширенную игровую зону. Зоны ежедневно переформируются, например, строительные кубики переезжают под стол и представляют собой каменоломню. Зона для рисования очень мобильна, теперь есть новая древесная мастерская и т.д.

Изменения в педагогическом планировании Пример: Раньше: на встрече в кругу говорилось о фруктах: «Мы могли бы сделать салат, принесите фрукты». На следующий день дети, возможно, приносили фрукты. Сейчас: «Все происходит по-другому, без планирования, однажды утром детям приходит идея, что мы могли бы сделать фруктовый салат. Теперь это исходит от детей, и ребенок говорит маме: «Ты знаешь, я хочу принести фрукты». Или мы делаем с детьми так, как они сказали, но мы не знаем, вспомнят ли они записки, на которых сами рисуют фрукты. Дети на следующий день приносят фрукты и спрашивают, когда же мы будем делать салат».

Перемены, происходящие в детях «Мы замечаем перемены в детях, как они отстаивают то, что делают, насколько самостоятельными они становятся в своих действиях, мыслях, разговорах друг с другом. Раньше многое осуществлялось через нас, теперь это происходит между детьми». - Изменения среди старших детей: они обсуждают друг с другом игры и занятия, занимаются образовательной деятельностью, развлекают друг друга, затевая различные игры, действуют сообща и идентифицируют себя со всем, что происходит в детском саду. - Старшие дети с большим уважением обходятся с младшими детьми, особенно когда оказывают им помощь. - «Игра и общение в игре стали больше определяться и согласовываться самими детьми, и мы теперь не являемся теми, к кому дети постоянно обращаются. Раньше я постоянно слышала свое имя, потому что каждый что-то хотел от меня, теперь дети больше обращаются друг к другу и отвечают друг другу». - Дети избирают формы согласования в своих играх, которые они знают, например, посчитать. - Повышенная культура спора: дети более самостоятельно решают конфликты между собой. - Дети стали более самостоятельными, от них исходит больше идей. Они решают, что они хотят изучить, что они хотят делать. Программа воспитания и образования Гессена: Чувство принадлежности может в особой мере уменьшить стресс и поддержать их комфорт и хорошее самочувствие, усилить их внутреннюю мотивацию обучения и про-социальное поведение, чувство идентичности, улучшить поведенческое регулирование, повысить их заинтересованность и сотрудничество.

МИРОВОЙ ОПЫТ _I

Изменение собственных педагогических установок «Процесс не закончился, он пока еще не осуществлен во всех сферах. Я одна из самых старших педагогов и все еще замечаю, что в некоторых сферах у меня сохраняется тенденция опасения выпустить все из своих рук и принять то, что предлагают дети. Я должна над собой работать, наблюдать за собой и разговаривать об этом в группе и с коллегами в ДОУ. Я сама себя тогда настраиваю наблюдать и спрашивать, спрашивать ребенка, что он хочет. Я даю детям больше свободы и больше наблюдаю». Были ли препятствия или проблемы в процессе преобразований, и если да, то как они были преодолены? «Препятствия в нас это то, что мы до этого делали, и то, что в нас по-прежнему сидит, когда мы иногда замечаем, что вернулись в прежнее русло и думаем, что должны все регулировать, раздавать инструкции,решать, что нужно делать. Мы это тоже потом обсуждаем. Если я замечаю, что коллега попала в трудную ситуацию, то я потом спрашиваю, почему она так действовала, и я замечаю, что она рада, что я спросила, у нее при этом нет чувства, что ее критикуют. С другой стороны, я тоже рада, если коллеги мне напоминают, что мы хотели действовать по-другому». Программа воспитания и образования Гессена: Процессы преобразования необходимо строить конструктивно, постоянно критически оценивать, организовывать их во взаимодействии и перепроверять течение этих процессов.

Изменения на уровне учреждения - Новая концепция учреждения. - Циркулярные встречи детских садов и школ. Встречи с уполномоченными по программе воспитания и образования Гессена сотрудниками порядка 3-4 раз в год. - Работа с портфолио детей, которые затем передаются в школы. - Усиленная совместная работа с другими учреждениями, например, детский сад и школа (знакомство с расписанием транспорта, перемен, уроков). - Концепция повышения квалификации в команде.

Изменения на уровне команды и родителей С одной стороны, важные административные процессы подробно планируются на служебных заседаниях. С другой стороны, команда все больше уходит от точнейшего планирования всех педагогических процессов. Рефлексия по общению с родителями. «Мы стали более свободными, и мы перепроверили наше отношение с родителями и дали родителям больше возможностей участвовать в совместных обсуждениях с детьми. Мы исходили из того, что родители хотят учить и воспитывать. Мы рассматриваем родителей как экспертов по своим детям и поэтому пытаемся определить самое лучшее для их детей». Программа воспитания и образования Гессена: Партнерство с родителями в воспитании и образовании детей. Здесь обе стороны открываются друг для друга, обмениваются позициями по воспитательному процессу и объединяются для благополучия детей.

Изменения на уровне руководства «Наш руководитель доверяет нам в том, с чем мы уже справляемся. Он позволяет нам свободно, так как мы считаем правильным, действовать в содержательном и педагогическом плане».

Перевод Эллы Емельяновой. Статья поступила в редакцию 25.12.2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.