Научная статья на тему 'Снижение коррупционных рисков в республике Калмыкия'

Снижение коррупционных рисков в республике Калмыкия Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
137
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
коррупция / противодействие коррупции / снижение коррупционных рисков / информационная открытость / corruption / anti-corruption / reduction of corruption risks / information openness. corruption

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лиджи-Горяева С.Э., Оконов Б.А., Хашаева А.Б.

В статье обобщены некоторые результаты социологического мониторинга уровнякоррупции в Калмыкии за 2011-2013 годы. На базе полученных материалов сформулированырекомендации для органов исполнительной власти в целях снижения коррупционных рисков в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REDUCTION OF CORRUPTION RISKS IN THE REPUBLIC OF KALMYKIA

The article summarizes some of the results of sociological monitoring of the level of corruption in Kalmykia in 2011-2013. On the basis of the received materials are formulated recommendations for the bodies of Executive power in order to reduce corruption risks in the region.

Текст научной работы на тему «Снижение коррупционных рисков в республике Калмыкия»

ВЕСТНИК ИНСТИТУТА

ЛИДЖИ-ГОРЯЕВА С.Э., ОКОНОВ Б.А., ХАШАЕВА А.Б.

СНИЖЕНИЕ КОРРУПЦИОННЫХ РИСКОВ В РЕСПУБЛИКЕ КАЛМЫКИЯ

Аннотация: В статье обобщены некоторые результаты социологического мониторинга уровня коррупции в Калмыкии за 2011-2013 годы. На базе полученных материалов сформулированы рекомендации для органов исполнительной власти в целях снижения коррупционных рисков в регионе.

Ключевые слова: коррупция, противодействие коррупции, снижение коррупционных рисков, информационная открытость.

В современном российском обществе борьба с коррупцией признана стратегической задачей. В 2013 году размер ущерба, причиненного в результате коррупционных преступлений, превысил 10 млрд. рублей, и борьбу с этой бедой России решено усилить. В декабре 2013 глава государства подписал указ «Об Управлении Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции». Создана новая структура, которая станет координатором борьбы с коррупцией в различных сферах и разного уровня, поделенная в настоящее время между множеством ведомств. Очевидно: чтобы антикоррупционная политика проходила эффективно, а самое главное системно, необходимы специальные исследования антикоррупционной направленности. Следовательно, встает проблема организации систематизированных мониторингов со взяточничеством и коррупционными проявлениями различного характера в регионах страны для целенаправленного изучения ситуации, причем в динамике, оценки эффективности проводимых антикоррупционных мероприятий. Создание отдельной структуры, заточенной именно под коррупцию, даст возможность действовать более комплексно.

Институтом комплексных исследований аридных территорий с 2009 года проводится социологический мониторинг «Комплексное исследование коррупции и разработка рекомендаций по снижению коррупционных рисков в Республике Калмыкия».

В ходе реализации Плана по предупреждению и противодействию коррупции в Республике Калмыкия на 2009-2011 годы было положено начало проведению ежегодного социологического мониторинга уровня коррупции в республике (письмо Министерства экономического развития и внешнеэкономических связей РК от 23 апреля 2009 г. № ЭС-05-5-1075).

За эти годы Институтом осуществлен комплекс исследовательских мероприятий:

• массовый опрос населения (2009г.);

• формализованные интервью с экспертами (должностные лица различного уровня из различных сфер деятельности);

• социологический массовый опрос населения с целью выявления распространения коррупции в сфере образования (2010г.);

• формализованные интервью представителей бизнеса (индивидуальных предпринимателей и руководителей коммерческих организаций);

• опрос предпринимателей и руководителей коммерческих предприятий, ведущих свой бизнес без официальной регистрации;

• фокус-группы с представителями различных возрастных групп населения;

• массовый социологический опрос населения (2011 г., 2012 г., 2013 г.)

В процессе реализации республиканской целевой программы «Противодействие коррупции в Республике Калмыкия на 2009-2011 годы» достаточно успешно осуществлялись антикоррупционные мероприятия, позволившие заложить правовые и организационные основы противодействия этому явлению.

Комплексный анализ всего массива материалов, полученных в процессе социологических исследований, позволил констатировать, что деятельность федеральной, региональной и местной властей по противодействию коррупции дает определенные результаты.

Достаточно эффективно были проведены в республике мероприятия в рамках республиканской целевой программы «Противодействие коррупции в Республике Калмыкия на 2012 год», которая способствовала созданию эффективной системы предупреждения и противодействия коррупции в органах исполнительной власти и органах местного самоуправления муниципальных образований Республики Калмыкия. На этом этапе данной Программы были проведены социологические

48

№ 2(27), 2013 г.

исследования по вопросам коррупции в регионе в целом, формирования антикоррупционного общественного мнения, антикоррупционному воспитанию, образованию и просвещению населения, а также антикоррупционный мониторинг в органах исполнительной власти республики

Проводимые в рамках целевой республиканской программы мероприятия позволили в целом активизировать деятельность органов исполнительной власти Республики Калмыкия и органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Калмыкия по предупреждению и противодействию коррупции.

Анализ результатов социологического мониторинга показал, что нужен системный подход к решению задач профилактики преступлений коррупционной направленности и только системный подход способствует созданию условий для устранения их причин, ведет к снижению уровня коррупции на территории Республики Калмыкия, что, собственно, подтверждается результатами социологического мониторинга.

Реализация республиканской целевой программы «Противодействие коррупции в Республике Калмыкия на 2013-2015 годы» была обусловлена необходимостью продолжения антикоррупционной политики в республике. Неотъемлемой частью программы остается ежегодный социологический мониторинг уровня коррупции в республике.

В ходе мониторинга нами была выдвинута гипотеза о том, что разработанная и принятая республиканская целевая программа «Противодействие коррупции в Республике Калмыкия на 2013 -2015 годы», охватывающая федеральный, региональный и муниципальный уровни, направленная на устранение коренных причин коррупции в обществе, в рамках которой проводятся мероприятия по обеспечению прозрачности органов исполнительной власти, приводят к тому, что в республике увеличивается доля граждан, удовлетворенных информационной открытостью органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.

Однако результаты исследования неоднозначны (Диаграмма 1).

Диаграмма 1

Удовлетворены ли Вы информационной

открытостью деятельности органов исполнительной власти Республики Калмыкия и органов местного самоуправления? в %

SSS Результат исследований

Целевой показатель программы

Доля граждан, столкнувшихся с проявлениями коррупции, за период слежения заметно снизилась, о чем будет сказано ниже. В то же время доля граждан, удовлетворенных информационной открытостью органов исполнительной власти и муниципальных органов, не только не повысилась, но и несколько понизилась в 2013 г. Последнее, на наш взгляд, является тревожным сигналом для органов власти республики всех уровней, свидетельствующим о необходимости совершенствования деятельности в сфере информационной доступности и открытости для рядовых жителей республики.

В исследовании рассматриваются проблемы бытовой коррупции, т.е. коррупции, связанной с повседневной жизнью граждан и решением их насущных проблем.

В ходе исследования прослежены изменения общественного мнения населения за последние годы в отношении к коррупции как социальному явлению. Аналогичный вопрос был задан респондентам в ходе массового опроса населения за весь период слежения (Диаграмма 2).

49

ВЕСТНИК ИНСТИТУТА

Диаграмма 2

Скажите, пожалуйста, как Вы относитесь к тому, что в нашей стране для решения своих проблем гражданам приходится давать взятки. Какое из приведенных ниже суждений на этот счет ближе к Вашей точке зрения?

Сравнительный анализ по годам, в %

А 3. Этого нужно избегать, поскольку коррупция разлагает нас Щ 4. Затрудняюсь ответить

Основываясь на данных опросов населения, можно говорить о том, что проводимые федеральными и республиканскими органами власти антикоррупционные мероприятия приводят к определенным положительным сдвигам. Так, неуклонно снижается доля тех, кто считает, что «взятки необходимая часть жизни, без этого ничего не сделать» (с 19,2% до 12,6%). Одновременно увеличивается доля тех (с 42,4% до 49,1%), кто считает, что «взяток необходимо избегать, поскольку коррупция разлагает нас».

На наш взгляд, представляет интерес та часть населения, которая категорично настроена избегать взяток, считая это серьезным социальным злом для нашего общества (Диаграмма 3).

Диаграмма 3

Респонденты, ответившие, что избегают коррупции, сравнительный анализ по полу, возрасту, образованию, доходу, в %

Критерий —В целом по республике

Факторный анализ показал: наиболее высоки доли избегающих взяточничества среди женщин, чем среди мужчин; у людей без образования и со средним образованием, чем у высокообразованных. Заметно выражены следующие тенденции:

• чем старше возраст респондентов, тем больше среди них людей, считающих, что коррупцию необходимо избегать;

• чем ниже уровень образования, тем больше людей стремится избежать коррупцию;

• чем ниже доход респондентов, тем выше доля избегающих коррупции.

50

№ 2(27), 2013 г.

Данные опросов позволяют, по нашему мнению, говорить о том, что все же в сознании наших граждан происходят позитивные сдвиги в сторону противодействия (противостояния) коррупции.

В ходе исследования была сделана попытка выявить отношение населения республики к распространенному общественному мнению, согласно которому имеют место взяточничество, злоупотребление полномочиями и превышение должностного положения среди чиновников и должностных лиц в нашей республике. Большинство (75,9%) респондентов, в настоящее время разделяет мнение о наличии взяточничества, злоупотреблений полномочиями среди чиновников и должностных лиц в нашей республике.

По результатам исследования также была предпринята попытка проследить изменение общественного мнения населения по этой проблеме (Диаграмма 4).

Диаграмма 4

На Ваш взгляд, взяточничество, злоупотребления полномочиями и превышение должностного положения имеют место среди чиновников и должностных лиц в

нашей республике? в %

Такой же вопрос респондентам был задан в ходе массового опроса населения в 2011-2013 годах. Согласно полученным данным, в общественном мнении граждан нашей республики наблюдаются положительные изменения. Так, снизилась доля людей, считающих, что имеют место взяточничество, злоупотребления полномочиями и превышение должностного положения среди чиновников и должностных лиц (с 88,3% до 75,9%).

Сравнительный анализ полученных материалов по различным параметрам (Диаграмма 5) (пол, возраст, социальное и материальное положение) респондентов, которые сказали, что имеют место взяточничество и злоупотребления среди чиновников и должностных лиц, показал: наиболее высоки доли придерживающихся такого мнения среди госслужащих, людей, занятых сельскохозяйственным трудом, служащих, предпринимателей, студентов, людей с высоким уровнем образования и граждан с наиболее высоким уровнем доходов. Это позволяет нам предположить, что мнение граждан республики по проблеме коррупции основано не только на стереотипах, созданных СМИ, но и на личном опыте.

Диаграмма 5

Респонденты, ответившие,что среди чиновников имеют место злоупотребления полномочиями и превышение должностного положения, сравнительный анализ по полу, образованию, социально му положению и доходу, в %

I I Критерий —♦— В целом по республике

51

ВЕСТНИК ИНСТИТУТА

Как уже говорилось выше, проведенное исследование предусматривало оценку населением бытовой коррупции в регионе. Вопрос об уровне деловой и политической коррупции респондентам не задавался, поскольку рядовые граждане в большинстве своем не сталкиваются напрямую с такими видами коррупции. Респондентам предлагалось назвать, в каких сферах жизнедеятельности они сталкивались с проявлениями коррупции в регионе (см. диаграмму 6).

Выяснилось, что каждый второй от числа столкнувшихся с коррупцией (49,4%) за последний год отметил медицинские учреждения. Значительная часть опрошенных (42,2%) назвали образовательные учреждения. Каждый третий (34,6%) ответивший сталкивался с проявлениями коррупции за последний год в ГИБДД. Более десятой части (11,0%) респондентов признались, что коррупция имеет место в муниципальных органах власти. Небольшая доля граждан из числа признавшихся, что имели дело с проявлениями коррупции, отметила налоговую инспекцию (7,6%), органы МВД (роме ГИБДД) (6,8%), республиканскую администрацию (6,5%), Роспотребнадзор (5,7%). Менее пяти процентов опрошенных отметили суд (4,6%), прокуратуру (3,8%), государственную противопожарную службу МЧС (2,7%), транспортную инспекцию (0,4%).

В открытых вариантах ответов были указаны: «БТИ», «ДОСААФ (покупал права членам семьи)», «Центр занятости», «Минзем», «Минсельхоз», «Правительство РК и РФ», «Минздрав», «таможня», «УФ РС», «Нац.банк РК банка России».

Диаграмма 6

В каких учреждениях и организациях за последний год лично Вы сталкивались с

52

№ 2(27), 2013 г.

Сравнительный анализ по времени исследования выявил следующее: несколько большие доли опрошенных в 2013 году назвали коррумпированными ГИБДД, медицинские, образовательные учреждения, прокуратуру, суд, республиканскую и муниципальную администрации. Одновременно меньшие доли участников опроса сказали, что приходится сталкиваться с коррупционной ситуацией в органах МВД (кроме ГИБДД), налоговой инспекции (Диаграмма 6).

В ходе исследования была выдвинута гипотеза: разработанная и принятая система антикоррупционных мер, направленная на искоренение причин коррупции, условий ее развития, приводит постепенно, пусть и медленными темпами, к снижению коррупции в нашем регионе. А это значит, что доля граждан, столкнувшихся с коррупцией, должна тоже неуклонно снижаться. В этой связи мы сравнили результаты исследований за последние три года (Диаграмма 7).

Диаграмма 7

Вспомните, пожалуйста, приходилось ли лично Вам за прошедший год давать взятку, делать подарки, осуществлять подкуп или оказывать ответные услуги чиновникам и должностным лицам? Сравнительный анализ, в %

Наглядно видно, что в 2011 году доля столкнувшихся с проявлениями коррупции была 46,0%, в 2013 году - 22,8%. Это ответы наших граждан. Следовательно, мы можем говорить, что выдвинутая нами гипотеза нашла свое подтверждение и определенные положительные сдвиги есть.

В рамках мониторинга мы выявляем учреждения и организации, где наши граждане наиболее часто подвержены риску коррупции. За период мониторинга прослежена следующая тенденция: на 1-ом месте по числу столкнувшихся с проявлениями коррупции за последний год (на момент опроса) находится сфера здравоохранения; на 2-м месте - образовательные учреждения; на 3-м - ГИБДД; на 4-м месте - муниципальная администрация; на 5-м месте - налоговая инспекция.

На наш взгляд, особое внимание следует обратить на тот факт, что муниципальные органы попали в число наиболее коррумпированных организаций. Граждане обращаются, в первую очередь, в муниципалитеты для решения своих повседневных проблем. Кроме того, именно муниципальные органы ответственны за предоставление качественных услуг в сфере медицины и образования и во всех других сферах жизнедеятельности. Коррупция в этих органах власти может вызвать социальное недовольство граждан.

Социологический мониторинг проводится в целях реализации республиканской целевой программы «Противодействие коррупции в Республике Калмыкия» с 2009 года. Настоящее исследование носит масштабный характер, впервые охватившее всю республику, позволившее получить целостное представление населения о коррупции в регионе и об уровне ее распространения.

Результаты комплексного социологического исследования показывают, что разработанная и принятая в нашей стране, в регионе, в частности, система мер противодействия коррупции, направленная на выявление и устранение коренных причин коррупции в обществе и последовательно реализуемая федеральными и республиканскими органами власти, институтами гражданского общества, приводит постепенно к снижению коррупции в нашем обществе. В этой связи рекомендуем в рамках антикоррупционной пропаганды в целях укрепления доверия к власти полнее освещать мероприятия анктиоррупционной направленности, привлекать к таким акциям высших должностных лиц и известных общественных деятелей.

Вместе с тем, несмотря на положительные изменения, есть и негативные моменты. Как уже отмечалось, половина населения республики считает, что коррупция - это социальное зло, и ее необходимо избегать. Однако факторный анализ показал, что в этой доле респондентов преобладают люди старшего возраста, пенсионеры, госслужащие, работники финансовой и банковской сферы, работники промышленности. Таким образом, социальная база негативно настроенных к коррупции граждан является

53

ВЕСТНИК ИНСТИТУТА

довольно узкой. В этой связи рекомендуем в рамках антикоррупционной пропаганды больше внимания уделять служащим, индивидуальным предпринимателям, учащимся, студентам, людям молодого и среднего возраста.

Материалы, полученные нами за довольно длительный период слежения за коррупционной ситуацией, позволяют говорить о том, что в республике практически нет организаций и учреждений, не подверженных этой социальной болезни общества. Практически не снижаются доли респондентов, считающих, что наиболее часто им приходится сталкиваться с коррупционными проявлениями в ГИБДД, суде, прокуратуре. Довольно высок уровень коррумпированности муниципальных и республиканской администраций, причем, доля граждан, отмечающих коррупционные риски в республиканской администрации, не снижается. Особое внимание заслуживает тот факт, что в рейтинге реального столкновения с коррупционными проявлениями муниципальные органы власти занимают 4 место. Рекомендуем Федеральной службе финансово-бюджетного надзора обратить внимание на финансовую деятельность сельских и районных муниципальных образований, в первую очередь, на те, где уровень коррупции выше среднего по республике.

Нельзя не отметить тот факт, что доля удовлетворенных информационной открытостью органов исполнительной власти и муниципальных органов не только не повысилась, но и несколько понизилась в 2013 году. Последнее, на наш взгляд, является тревожным сигналом для органов власти республики всех уровней, свидетельствующим о необходимости совершенствования деятельности органов власти в сфере информационной доступности и открытости для рядовых жителей республики.

54

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.