Вестник ПСТГУ
IV: Педагогика. Психология
2011. Вып. 3 (22). С. 139-151
Смысложизненные ориентации религиозной ЛИЧНОСТИ
А. М. Двойнин
Статья посвящена исследованию уровня осмысленности жизни религиозной личностью. В качестве гипотезы высказано предположение, что вербально выражаемая религиозная ценностно-смысловая ориентация личности прямо не связана со степенью осмысленности личностью собственной жизни. Было проведено исследование среди студентов православного и светского вузов с использованием метода исследования религиозной ценностно-смысловой ориентации (модификация методики «ЦОЛ-8» Г. Е. Леевика) и теста смысложизненных ориентаций (Д. А. Леонтьев). Сравнительный и корреляционный анализ подтвердил гипотезу исследования.
Введение
В современном постиндустриальном обществе, в котором господствуют рыночные отношения, религия остается одним из немногих социальных институтов, выражающих гуманное отношение к человеку, дающих возможность сохранить нравственные устои, найти смысл жизни и личностную «точку опоры». В психологическом плане религия способствует формированию у личности соответствующей системы ценностно-смысловых ориентаций, определяющих отношение личности к жизни, к миру в целом и регулирующих ее сознательное поведение.
Ценностно-смысловые ориентации конкретной личности могут быть не столь системными, как это иногда постулируется психологической наукой, а представлять собой достаточно сложный синкрет разнонаправленных тенденций, в той или иной степени приближающихся к структурной организации. Это определяется неоднозначностью и вариативностью тех жизненных обстоятельств, того реального бытия личности, в котором складываются ее индивидуальные ценностно-смысловые ориентации и которые, в свою очередь, нередко делают поведение личности противоречивым и иррациональным.
Среди различных ценностно-смысловых ориентаций, присущих личности, принято выделять ориентации смысложизненные. По существу, это понимание (содержание и степень этого понимания) того, что для личности является главным в жизни, ради чего она живет. Психологически значимым при изучении личности является вопрос: в каком временном отрезке «локализован» смысл ее жизни, в прошлом, настоящем или будущем? Также смысл жизни непосредствен-
но связан с представлениями личности о возможности управлять собственной жизнью. Является ли личность действительным субъектом своей жизни, способным изменять ее, или личность — заложник жизненных обстоятельств, плод непредсказуемой игры фатума?
Ввиду того, что любая религия несет в себе определенное понимание места и роли человека в мире, можно полагать, что у личности с религиозным мировоззрением присутствует ясное понимание смысла собственной жизни, а общий уровень осмысленности жизни в целом высок. Также логично полагать, что ценностно-смысловые ориентации религиозной личности в большей степени структурны и иерархизированны, чем у человека, не придерживающегося какой-либо идейной доктрины. По крайней мере, верующему легче вербализи-ровать свой смысл жизни и религиозную ценностно-смысловую ориентацию, в которой субъективная значимость и смысл явлений действительности определяется причастностью к сверхъестественной реальности и соотнесенностью с Божественными целями и законами мироздания.
Однако действительно ли вербально выражаемая верующим религиозная ценностно-смысловая ориентация означает осмысленное проживание им собственной жизни? Частичному решению этой проблемы посвящено проведенное эмпирическое исследование смысложизненных ориентаций студентов православного и светского вузов.
Основной гипотезой исследования было предположение, что вербально выражаемая религиозная ценностно-смысловая ориентация личности прямо не связана со степенью осмысленности личностью собственной жизни.
Эмпирической базой исследования стали богословский и миссионерский факультеты Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ, Москва) и факультет педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета (МПГУ, Москва).
В исследовании приняли участие 46 студентов 1—У курсов ПСТГУ в возрасте от 17 до 25 лет и 50 студентов МПГУ 1—У курсов в возрасте от 17 до 26 лет. Гендерные различия в исследовании не учитывались.
Методы исследования:
1) метод исследования религиозной ценностно-смысловой ориентации (модификация методики «ЦОЛ-8» Г. Е. Леевика);
2) тест смысложизненных ориентаций (СЖО) (Д. А. Леонтьев).
Метод исследования религиозной ценностно-смысловой ориентации является модификацией методики изучения ценностных ориентаций личности «ЦОЛ-8» Г. Е. Леевика1. Методика «ЦОЛ-8» представляет собой опросник, выявляющий базовые ценностные ориентации личности. В него нами были включены утверждения, направленные на выявление религиозной ценностносмысловой ориентации.
Следует подчеркнуть, что метод исследования религиозной ценностносмысловой ориентации диагностирует не реальные ценности личности, а вербально выражаемую ценностно-смысловую ориентацию. При этом вербально выра-
1 Леевик Г. Е. Руководство по методике изучения ценностных ориентаций личности. Л.,
1990.
жаемая ориентация личности может отличаться от проявляемых в ее поведении реальных ценностей, что подтверждено многими исследованиями2.
Метод представляет набор утверждений, касающихся различных сторон религиозного опыта личности и раскрывающих содержание религиозной ценностно-смысловой ориентации. Испытуемым предлагается оценить значимость этих утверждений по 7-балльной шкале (от 1 до 7). Остальные утверждения, составляющие содержание методики «ЦОЛ-8», выполняют функцию маскировки. Поскольку утверждения, относящиеся к религиозной ценностносмысловой ориентации, носят личный характер, маскировка дает возможность свободной ориентировки.
Использование методики «ЦОЛ-8» для исследования религиозной ценностно-смысловой ориентации обосновано тем, что структура методики Г. Е. Леевика дает оптимальную возможность модификации в соответствии с целями настоящего исследования. Методика представляет собой 50 утверждений, касающихся профессиональной, личной, общественной, экономической и др. сфер индивидуальной жизни личности. Это позволяет естественным образом ввести в содержание «ЦОЛ-8» утверждения, отражающие религиозную сферу жизни.
Религиозная ценностно-смысловая ориентация, диагностируемая данной методикой, показывает значимость для личности различных составляющих религиозного опыта: доверительных отношений с Богом, духовного роста в религиозном познании, нравственного совершенствования, реализации воли Бога в своей жизни и т. п.
Опросник «ЦОЛ-8» применялся целостно, но анализу подвергались только утверждения, характеризующую религиозную ценностно-смысловую ориентацию.
Одна группа этих утверждений построена таким образом, чтобы соответствовать фундаментальным составляющим внутреннего мира личности — сфере отношений, эмоциональной, смысловой сфере личности и самосознанию. Это утверждения:
1. «Иметь глубокие личные отношения с Богом» (сфера отношений). Данное утверждение позволяет диагностировать значимость для человека религиозной веры как психологического явления.
2. «Чувствовать действие Бога в своей жизни» (эмоциональная сфера). Это утверждение раскрывает эмоциональное содержание отношений человека с Богом в связи с проявлениями Божественного в жизни человека.
3. «Иметь духовную опору в Боге» (смысловая сфера). Поиск внутренней духовной опоры (в психологическом плане — поиск смысла жизни) является распространенным мотивом обращения человека к религии. Поэтому выявление значимости данного аспекта жизни личности представляется необходимым.
2 См.: Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Психологическое исследование. М., 1968; Неймарк М. З. К вопросу об экспериментальном изучении направленности личности // Вопросы психологии. М., 1963. № 1. С. 3—12; Ольшанский В. Б. Личность и социальные ценности // Социология в СССР: В 2 т. М., 1966. Т. 1. С. 470—530; Саморегуляция и прогнозирование социального поведения. Л., 1979.
4. «Осознавать себя христианином» (самосознание). Данное утверждение направлено на диагностику ценностно-смыслового компонента религиозного самосознания личности. В том варианте метода, который предлагался учащимся светского учебного заведения, данное утверждение выглядело следующим образом: «Осознавать себя христианином, мусульманином, буддистом, иудеем, кришнаитом или др.». Испытуемым необходимо было не только оценить степень значимости утверждения, но и отнести себя к конкретной конфессии (если это возможно), выбрав соответствующий вариант.
Введение следующей группы утверждений обосновано тем, что они отражают основные формы реализации отношений человека с Богом в общении, познании и деятельности.
5. «Пребывать в состоянии общения с Богом» (общение). Общение человека с Богом выражается в форме молитвы.
6. «Познавать, открывать для себя Божественные истины» (познание). Познание осуществляется в форме откровения, созерцания Божественной истины.
7. «Совершать поступки во имя Бога» (деятельность). Деятельность человека выступает как служение Богу.
8. «Стремиться к духовной чистоте, соблюдать заповеди Бога» (нравственность). Поскольку нравственное совершенствование (стремление к духовной чистоте, праведности) — одно из приоритетных направлений индивидуальной жизни верующего, введение данного утверждения представляется обоснованным.
9. «Быть ближе к Богу» (экзистенция). Утверждение обобщает предыдущие и носит не психологический, а экзистенциальный характер. Его введение необходимо для установления соответствия между психологическим уровнем религиозной ценностно-смысловой ориентации (осознавать, чувствовать, иметь отношения и др.) и экзистенциальным (быть). Данное утверждение показывает уровень согласованности составляющих религиозной ценностно-смысловой ориентации.
Таким образом, проведенная модификация в соответствии с целями нашего исследования расширила возможности методики «ЦОЛ-8» Г. Е. Леевика, а также позволила измерить интересующие нас показатели.
Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Д. А. Леонтьева3 представляет собой адаптированную русскоязычную версию известного метода «Цель в жизни» («Purpose-in-Life Test», PIL), созданного J. S. Crambaugh и L. T. Maholick4. Тест смысложизненных ориентаций диагностирует степень осмысленности жизни в контекстах прошлого, настоящего и будущего, а также убеждение человека в том, что он сам может контролировать свою жизнь и что такой контроль возможен.
При оценке результатов по тесту смысложизненных ориентаций мы руководствовались максимальными и минимальными значениями, которые можно
3 Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). М., 2006.
4 Crumbaugh J. S., Maholick L. T. An experimental study in existentialism: The psychometric approach to Frankl’s concept of noogenic neurosis // Journal of Clinical Psychology. 1964. Vol. 20 (2). P. 200—207; Crumbaugh J. S. Cross-validation of Purpose-in-Life Test based on Frankl’s concept // Journal of Individual Psychology. 1968. Vol. 24 (1). P. 74-81.
получить по отдельным факторам. Поскольку данные значения для разных факторов различны, мы составили таблицу, в которой выделены нормативные интервалы низких, средних и высоких показателей (см. таблицу 1).
Таблица 1
Нормативные значения для теста смысложизненных ориентаций (в баллах)
№ Смысложизненные ориентации Значения Интервальная «единица» Значения
min max Низкие Средние Высокие
1 Цели в жизни 6 42 12 6-18 18-30 30-42
2 Процесс жизни 6 42 12 6-18 18-30 30-42
3 Результат жизни 5 35 10 5-15 15-25 25-35
4 Локус контроля — Я 4 28 8 4-12 12-20 20-28
5 Локус контроля — жизнь 6 42 12 6-18 18-30 30-42
Общий показатель осмысленности жизни 20 140 40 20-60 60-100 100-140
Сравнительный анализ результатов исследования религиозной ценностносмысловой ориентации
Результаты исследования религиозной ценностно-смысловой ориентации (РЦСО) представлены в таблице 2. В таблице содержатся утверждения, значимость которых испытуемые оценивали по 7-балльной шкале. Утверждения отражают ту или иную сферу внутреннего мира личности и сферу активности (бытия), в которой реализуется религиозная ценностно-смысловая ориентация.
Студенты православного вуза. Как видим, для студентов православного вуза в целом характерна высокая выраженность религиозной ценностно-смысловой ориентации (общий показатель РЦСО = 6,41 балла, о = 0,6). Это означает то, что их основные жизненные смыслы определяются религией. Данный результат вполне ожидаем у этой категории испытуемых. Вербально выражаемая религиозная ориентация является необходимым внутренним условием выбора духовного жизненного пути, в частности учебы в религиозном учреждении. Идейным контекстом обучения студентов православного вуза являются ценности православной религии.
Таблица 2
Религиозная ценностно-смысловая ориентация студентов православного и светского вузов (в баллах)
Религиозная ценностно-смысловая ориентация (РЦСО)* Сферы проявления Выраженность РЦСО
Студенты православного вуза Студенты светского вуза
1. «Иметь глубокие личные отношения с Богом» Сфера отношений 6,41 3,44
2. «Чувствовать действие Бога в своей жизни» Эмоциональная сфера 6,20 3,36
3. «Иметь духовную опору в Боге» Смысловая сфера 6,80 3,68
4. «Осознавать себя христианином» Самосознание 6,37 3,06
5. «Пребывать в состоянии общения с Богом» Общение 6,54 3,58
6. «Познавать, открывать для себя Божественные истины» Познание 6,22 3,60
7. «Совершать поступки во имя Бога» Деятельность 6,09 2,84
8. «Стремиться к духовной чистоте, соблюдать заповеди Бога» Нравственность 6,50 3,62
9. «Быть ближе к Богу» Экзистенция 6,57 3,46
Общий показатель РЦСО 6,41 3,40
* Утверждения из метода исследования религиозной ценностно-смысловой ориентации.
При этом, как показывает стандартное отклонение, данную группу испытуемых можно охарактеризовать как однородную — для всех учащихся характерна высокая степень выраженности религиозной ценностно-смысловой ориентации.
Среди составляющих религиозную ценностно-смысловую ориентацию утверждений разброса в значениях у студентов православного вуза не наблюдается. Показатели по каждому утверждению высоки; уровень отклонения от общего показателя РЦСО составляет о = 0,22 балла. При этом наибольшую значимость учащиеся видят в том, чтобы «Иметь духовную опору в Боге» (смысловая сфера) = 6,8 балла, а наименьшую — в том, чтобы «Совершать поступки во имя Бога» (деятельность) = 6,09 балла.
Это означает высокую степень внутренней согласованности религиозной ценностно-смысловой ориентации — испытуемые обнаруживают тенденцию достаточно последовательно оценивать значимость ее составляющих.
Студенты светского вуза. У студентов светского вуза выраженность религиозной ориентации имеет среднее значение (общий показатель РЦСО = 3,40 балла, о = 1,49). Данный результат закономерен, т. к. идейно-мировоззренческая
среда светских учебных заведений достаточно разнородна в плане ценностносмысловых ориентаций. В данной среде одновременно могут существовать ориентации, прямо противоположные по своему ценностно-смысловому наполнению. Это объясняется отсутствием ярко выраженной религиозной, атеистической или какой-либо иной идеологии, а также мировоззренческим плюрализмом.
Достаточно высокий показатель стандартного отклонения показывает меньшее единодушие испытуемых в степени выраженности религиозной ориентации, чем в предыдущей группе. Это значит, что в группе есть люди как с низким, так и с высоким показателем РЦСО.
У студентов светского вуза, как и у православных учащихся, разброс оценок отдельных утверждений небольшой. Он приближается к общему показателю РЦСО — уровень стандартного отклонения составляет о = 0,28 балла. При этом обнаруживается та же тенденция, что и у учащихся православного вуза, — наибольшая значимость утверждения «Иметь духовную опору в Боге» (смысловая сфера) = 3,68 балла и наименьшая — «Совершать поступки во имя Бога» (деятельность) = 2,84 балла.
Это также свидетельствует о согласованности оценок утверждений каждым конкретным испытуемым. Студенты с низким показателем РСЦО последовательно оценивают все утверждения как незначимые, и наоборот.
Общие тенденции. В целом, общий показатель РЦСО учащихся православного вуза (6,41 балла) выше, чем студентов светского вуза (3,40 балла). Однако достоверно ли это различие статистически? Критерий Манна-Уитни показал, что выраженность религиозной ценностно-смысловой ориентации учащихся православного вуза достоверно выше, чем студентов светского вуза: и = 65, р < 0,01.
Сравнительный анализ результатов исследования смысложизненных ориентаций
Результаты исследования смысложизненных ориентаций студентов православного и светского вузов представлены на рис. 1.
Достоверность различий между выборками в степени выраженности факторов определялась при помощи 1-критерия Стьюдента.
Рассмотрим полученные значения по каждому фактору.
1. «Цели в жизни». У студентов православного вуза наблюдается высокий показатель по данному фактору — 39 баллов, о = 5,35. Это позволяет характеризовать испытуемых как достаточно целеустремленных людей, имеющих определенные цели в будущем, придающие жизни осмысленность, направленность и временную перспективу. У студентов светского вуза этот показатель также высокий — 37,44 балла, о = 5,50. При этом статистически значимых различий между обеими группами испытуемых по данному фактору не выявлено — 1-критерий Стьюдента показал их отсутствие: 1 = 1,41, р > 0,05.
Данные результаты естественны для молодежи и обусловлены возрастными особенностями испытуемых обеих групп: для возрастного этапа молодости естественна высокая степень целеполагания и устремленность в будущее, тенденция строить планы и предъявлять свои притязания.
50 45 40 35 30 25 20 15 10
33,02
ол то 31,62
29,68 30>78
25,09 25,16 25,70 26’34
□ Студенты православного вуза
□ Студенты светского вуза
I/
т
К
0 к ^ «
1 Е
^ о
р
т
н
о
к
о ' л
> к I
ку л з 0 2 1
н
о
к
Рис. 1. Смысложизненные ориентации учащихся православного и светского вузов по факторам (в баллах)
5
0
2. «Процесс жизни, или интерес и эмоциональная насыщенность жизни». Студенты православного вуза демонстрируют по данному фактору показатель выше среднего — 33,02 балла, о = 4,02. Это означает, что, в целом, им свойственна удовлетворенность своей жизнью в настоящем, восприятие процесса своей жизни как интересного, эмоционально насыщенного и наполненного смыслом.
Студенты светского вуза демонстрируют среднюю степень удовлетворенности процессом жизни с тенденцией к высокому показателю — 29,68 балла, о = 5,62. Как показал 1-критерий Стьюдента, различия между выборками по данному фактору статистически значимы: 1 = 3,37, р < 0,01.
Исходя из этого можно заключить, что религиозный образ жизни способствует ощущению эмоциональной насыщенности жизни, ее наполненности смыслом «здесь и сейчас». В Евангелии от Иоанна Христос обещает это уверовавшим в Него: «Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви. Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна» (Ин 15. 10-11). Апостол Павел в своих Посланиях также призывает верующих пребывать в пол-
ноте жизни: «Бог же надежды да исполнит вас всякой радости и мира в вере, дабы вы, силою Духа Святаго, обогатились надеждою» (Рим 15. 13); «Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь» (Флп 4. 4).
3. «Результативность жизни, или удовлетворенность самореализацией». Все испытуемые имеют практически одинаковые средние показатели по данному фактору с тенденцией к высокому показателю (25,09 баллов, о = 3,78 у студентов православного вуза и 25,16 баллов, о = 4,78 у студентов светского вуза). Критерий Стьюдента показал отсутствие статистически значимых различий 1 = 0,08, р > 0,05. Таким образом, для обеих групп испытуемых характерна средняя степень удовлетворенности прожитой частью жизни, а также средняя степень ощущения продуктивности и осмысленности пройденного отрезка жизни.
Среднее значение данного фактора в обеих выборках легко объяснимо. Молодость является только начальной фазой для претворения жизненных планов, достижения целей и самореализации. Поэтому некоторым молодым людям свойственна неудовлетворенность достигнутым, устремленность к каким-либо целям. При этом самореализация и претворение жизненных планов «локализуются» в будущем. Высокий показатель по данной шкале был бы более характерен для зрелой, уже состоявшейся личности.
Отсутствие различий в показателях студентов православного и светского вузов означает то, что религиозная ценностно-смысловая ориентация не определяет удовлетворенность прожитой частью жизни. Данный фактор не зависит от степени выраженности религиозной ориентации.
Кроме того, полученные результаты разрушают миф о том, что религиозные люди — преимущественно неудовлетворенные своей прожитой жизнью, неудачники в прошлом и те, у кого до момента религиозного обращения отсутствовал смысл жизни.
4. «Локус контроля — Я (Я — хозяин жизни)». Результаты в обеих группах по данному фактору высокие и составляют у учащихся православного вуза 25,7 балла, о = 3,86; у студентов светского вуза 26,34 балла, о = 3,40. Существенных различий между выборками также не наблюдается: 1 = 0,87, р > 0,05. Таким образом, учащимся свойственно не только представление о возможности контроля над событиями собственной жизни, но и уверенность в своей способности воплотить цели в жизнь, независимо от складывающихся обстоятельств.
Высокий показатель по этому фактору в обеих группах испытуемых объясняется небольшим жизненным опытом и его однообразием у молодых людей. Напротив, богатый жизненный опыт, его качественное разнообразие дает возможность человеку судить о степени контроля жизненных событий в категориях относительности.
Отсутствие различий по данному фактору между группами говорит о том, что религиозная ценностно-смысловая ориентация не является существенной для представлений личности о возможности контроля над собственной жизнью.
5. «Локус контроля — жизнь, или управляемость жизни». В обеих группах показатели немногим выше средних: у учащихся православного вуза — 30,78 балла, о = 4,91; у студентов светского вуза — 31,62 балла, о = 5,17. Критерий Стьюдента показал отсутствие различий 1 = 0,81, р > 0,05. Можно сказать, что всем
испытуемым свойственна убежденность в том, что человек способен контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь, а также убежденность в том, что жизнь человека подвластна сознательному контролю.
Ожидалось, что показатели православных учащихся будут несколько выше показателей светских студентов. Однако в процессе исследования верующая молодежь нередко воспринимала отсутствие сознательного контроля над жизнью как предопределение и контроль жизни со стороны Бога. Контроль со стороны Бога при этом понимался как управляемость жизни закономерностями более высокого порядка, чем случайные обстоятельства.
Общий показатель осмысленности жизни. Студенты православного и светского вузов имеют одинаковые средние значения с тенденцией к высоким (105,1 балла, о = 10,55 и 103,44 балла, о = 13,35 соответственно, 1 = 0,68, р > 0,05).
По составу входящих в общую осмысленность жизни факторов большого разброса в значениях у молодежи не наблюдается. Все факторы имеют высокие показатели или средние с тенденцией к высоким.
На основе полученных усредненных данных можно описать черты «типичного» испытуемого. Это достаточно целеустремленный молодой человек, ощущающий себя хозяином жизни, планы которого большей частью имеют реальную основу в настоящем и в достаточной мере подкрепляются личностной ответственностью за их реализацию. При этом он не лишает себя удовольствия эмоционально и насыщенно проживать жизнь, а свое прошлое воспринимает, в целом, с удовлетворением. Следует подчеркнуть, что реальные особенности испытуемых в определенной мере отличаются от усредненного профиля в ту или иную сторону.
Материалы исследования, проведенного при помощи теста J. 8. СгашЬа^Ь и L. Т. МаИоИск «Цель в жизни» среди китайских студентов, показали, что показатель осмысленности жизни у людей с религиозными убеждениями выше, чем у неверующих5.
Между тем наше исследование свидетельствует, что общая осмысленность жизни верующей молодежи и молодежи с секулярным сознанием совпадает, что свидетельствует об отсутствии связи между религиозной ценностно-смысловой ориентацией и степенью осмысленности жизни личностью. Кроме того, кросс-культурное исследование В. С. Собкина и П. С. Писарского показало, что при определенных условиях эмпирические структуры ценностных представлений у верующих и неверующих могут совпадать6.
В условиях противоречивых сравнительных данных для проверки обоснованности сделанного заключения проведем корреляционный анализ.
5 ShekD., HongE., CheungM. The Purpose in Life Quastionnaire in a Chinese context // Journal of Psychology. 1987. Vol. 121 (1). P. 77-83.
6 Собкин В. С., Писарский П. С. Жизненные ценности и отношение к образованию: кросс-культурный анализ, Москва-Амстердам. По материалам социологического опроса учителей, учащихся и родителей. М., 1994.
Корреляционный анализ результатов
В ходе данного анализа осуществлялся поиск связи между:
1. Показателем религиозной ценностно-смысловой ориентации (РЦСО) и показателем каждого из пяти факторов, характеризующих осмысленность жизни (ОЖ): 1) «Цели в жизни», 2) «Процесс жизни, или интерес и эмоциональная насыщенность жизни», 3) «Результативность жизни, или удовлетворенность самореализацией», 4) «Локус контроля — Я (Я — хозяин жизни)», 5) «Локус контроля — жизнь, или управляемость жизни».
2. Показателем религиозной ценностно-смысловой ориентации и общим показателем осмысленности жизни.
Поиск связи между данными показателями осуществлялся в группе учащихся как православного, так и светского вуза. Применялся ранговый коэффициент корреляции Спирмена (г).
Результаты корреляционного анализа представлены в таблице 3.
Корреляции РСЦО с отдельными факторами ОЖ. Между показателем религиозной ценностно-смысловой ориентации и отдельными факторами осмысленности жизни в обеих группах испытуемых ни одной значимой корреляции не найдено — все полученные значения не достигают уровня достоверности.
Таблица 3
Корреляции между религиозной ценностно-смысловой и смысложизненными ориентациями (в значениях коэффициента Спирмена)
Смысложизненные ориентации Религиозная ценностно-смысловая ориентация
Студенты православного вуза Студенты светского вуза
1 Цели в жизни 0,260 (р=0,081) 0,216 (р=0,133)
2 Процесс жизни 0,164 (р=0,277) -0,117 (р=0,420)
3 Результат жизни 0,033 (р=0,826) —0,065 (р=0,655)
4 Локус контроля — Я 0,168 (р=0,263) —0,059 (р=0,682)
5 Локус контроля — жизнь 0,101 (р=0,503) —0,054 (р=0,710)
Общий показатель осмысленности жизни 0,229 (р=0,125) —0,045 (р=0,758)
Наибольшую тенденцию к связи с религиозной ориентацией обнаруживает фактор «Цели в жизни» (у учащихся православного вуза г8 = 0,260, р = 0,081; у студентов светского вуза г8 = 0,216, р = 0,133). Сходство показателей корреляции в обеих группах свидетельствует о единой закономерности в согласованности признаков вне зависимости от того, выражена ли религиозная ориентация высоко или в средней степени.
Можно прогнозировать, что при большей численности выборки данная связь обнаружится более отчетливо. Однако даже в этом случае нельзя будет сказать, что религиозная ориентация обуславливает полагание жизненных смыслов в будущее (целеполагание) или влияет на него.
Дело в том, что термин «влияние» характеризует зависимость между признаками, а «обуславливание» является зависимостью особого рода — причинноследственной. При этом, как отмечает Е. В. Сидоренко, «согласованные изменения признаков и отражающая это корреляционная связь между ними может свидетельствовать не о зависимости этих признаков между собой, а о зависимости обоих этих признаков от какого-то третьего признака или сочетания признаков, не рассматриваемых в исследовании»7. Таким образом, не всякая корреляционная связь является зависимостью. Вполне возможно, что если проявится связь между наличием целей в жизни и выраженностью религиозной ценностносмысловой ориентации, то она окажется не прямой, а опосредствованной другими признаками.
Наименьшую тенденцию к связи с религиозной ценностно-смысловой ориентацией обнаруживают факторы «Результативность жизни, или удовлетворенность самореализацией» (в группе учащихся православного вуза г8 = 0,033, р = 0,826) и «Локус контроля — жизнь» (у студентов светского вуза г8 = -0,054, р = 0,710). Можно с достаточной степенью уверенности утверждать, что взаимозависимости между этими психологическими явлениями нет.
По остальным факторам полученные значения коэффициента Спирмена настолько малы, что практически не позволяют говорить о наличии значимых тенденций.
Корреляции между РЦСО и общим показателем ОЖ. Степень согласованности между религиозной ценностно-смысловой ориентацией и общей осмысленностью жизни у православных учащихся настолько слабая, что не достигает уровня статистической значимости (г8 = 0,229, р = 0,125). В группе студентов светского вуза связь между показателями религиозной ориентации и осмысленности жизни не прослеживается вовсе (г8 = -0,045, р = 0,758).
Таким образом, можно сказать, что данные явления психологически прямо не связаны между собой. Степень их связи определяется другими факторами.
Результаты ранее проведенного исследования Ф. Б. Яшина подтверждают правильность сделанного заключения. Попытка найти связь между осмысленностью жизни и ценностными представлениями личности не увенчалась успехом. Обнаруженные между отдельными показателями теста смысложизненных ориентаций и методикой изучения ценностных ориентаций М. Рокича корреляции проявляют себя очень слабо. Таким образом, автор статьи вынужден был прийти к выводу, что между содержанием ценностных представлений и осмысленностью жизни связь отсутствует8.
Выводы
Обобщая результаты эмпирического исследования, мы увидели, что вербальная выраженность религиозной ценностно-смысловой ориентации у православных учащихся, живущих в миру, выше, чем у студентов светского вуза.
7 Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. СПб, 2004. С. 201.
8 См.: Яшин Ф. Б. Структура и динамика ценностных ориентаций студентов вуза (на материале МПГУ и МГПУ): Дис ... канд. психол. наук. М., 2006.
При этом общая осмысленность молодежью собственной жизни одинакова. На основе сравнительного и корреляционного анализа можно заключить, что вербально выражаемая религиозная ценностно-смысловая ориентация личности прямо не связана со степенью осмысленности личностью собственной жизни и функционирует относительно автономно от смысложизненных ориентаций.
Экстраполируя результаты настоящего исследования на религиозную личность в целом, важно понимать, что данный вывод касается эмпирически фиксируемых феноменов внутреннего мира человека, отражает статистический факт и не является общезначимым теоретическим законом. Возможно, отношение между наблюдаемыми психологическими переменными будет несколько меняться на разновозрастных выборках, что должно стать предметом дальнейших научных изысканий.
Ключевые слова: смысложизненные ориентации, уровень осмысленности жизни, ценностно-смысловые ориентации, религиозная ценностно-смысловая ориентация, религиозная личность, студенты православного и светского вузов.
Meaning of Life Orientations of a Religious Person
Alexey M. Dvoinin
The article deals with research in the degree of realization of life’s meaning in religious person’s life. A hypothesis is put forward that verbally expressed religious orientation of a person is not directly connected with the degree of meaning of life awareness in the person’s own life. Using the method for the research in the religious value and meaning orientation (modification of the method “VOP-8” by G. E. Leevik) and meaning of life evaluation test (D. A. Leont’ev), students of Orthodox and secular colleges have been diagnosed. Comparative and correlative analysis has confirmed the research hypothesis.
Keywords: meaning of life orientations, degree of meaning presence in life, value and meaning orientations, religious value and meaning orientation, religious person, students of Orthodox and secular colleges.