Научная статья на тему 'Смыслообразующая деятельность учащихся как условие эффективного развития личности и мотивации на занятиях по английскому языку'

Смыслообразующая деятельность учащихся как условие эффективного развития личности и мотивации на занятиях по английскому языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
241
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / PERSONALITY / РАЗВИТИЕ / DEVELOPMENT / SENSE-MAKING / ЛИЧНОСТНЫЕ СМЫСЛЫ / PERSONAL SENSES / SENSE BEARING LINKS / МОТИВАЦИЯ / MOTIVATION / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / PSYCHOLOGICAL PECULIARITIES / УРОКИ АНГЛИЙСКОГО / ENGLISH LESSONS / ВОЗДЕЙСТВИЕ / IMPACT / SENSE SPHERE / СМЫСЛООБРАЗОВАНИЕ / СМЫСЛООБРАЗУЮЩИЕ СВЯЗИ / СМЫСЛОВАЯ СФЕРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жданько Анна Павловна

Автор статьи исходит из предположения, что смыслообразующая деятельность студентов на занятиях по английскому языку это мощный инструмент развития мотивации и личности. В статье мы доказываем то, что движущей силой смыслообразования является обмен ценностями педагога и его учащихся. Раскрывается сущность механизмов воздействия на смысловую сферу студентов. Показан алгоритм кодирования смысловой сферы учащихся, приводящий к определенной модели поведения. Первый этап кодирования заключается в поиске дополнительных мотивов. На втором этапе выбирается словесно-визуальный образ для установления личностно-смысловых связей. Также в статье подчеркивается важность интегрированного английского, что повышает значимость изучения иностранного языка, профильного предмета и приводит к образованию новых смыслов. В этом случае устанавливается взаимосвязь личностных смыслов и содержания образования. Благодаря этому содержание образования инициирует развитие студентов и повышает их успеваемость. В статье описаны методы, которые мы использовали для активизации смыслообразования. Мы применяли метод эвристического прогнозирования, аналитический метод, метод «мозгового штурма». Метод эвристического прогнозирования позволяет предвидеть события посредством анализа прошлого и настоящего опыта. Аналитический метод позволяет выявлять взаимосвязь объекта и факторов, влияющих на него. Метод «мозгового штурма» позволяет получить большое количество продуктивных идей. В статье описаны особенности психологического развития возрастной группы респондентов, учет которых способствует достижению цели исследования. В статье мы доказали большую значимость смыслообразующей деятельности студентов для их личностного развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Students'' Sense-Making as a condition of Effective Development of personality and Motivation During English lessons

The author of the article proceeds from the assumption that students' sense-making during English lessons is a powerful tool of development of motivation and personality. In this paper we prove that a driving force of sense-making is an exchange of values between teacher and students. The article represents the essence of mechanisms of impact on students' sense sphere. The procedure of coding of sense sphere that causes certain model of behavior is shown. The first step is finding of extra motives. The second step is a choice of verbal and visual image for establishing sense-bearing links. Also the article underlines the importance of English lessons' integration into major subjects for increasing meaningfulness of both subjects and appearing of new senses. In that case we deal with interconnection of personal senses and the content of education. Due to the above mentioned fact the content of education is a thing that causes students' development and academic progress. The article describes methods, which were used for sense-making activization. Among these methods are heuristic conceptual foresight, analytical method, brainstorming. Method of heuristic conceptual foresight allows predict some events by means of analyses of the past and present experience. Analytical method allows to find out the interconnection between the object and factors influencing this object. Brainstorming allows to get a big amount of productive ideas. The article describes psychological peculiarities of students' age group that contributes to achieving of the aim of the research. In this paper we prove a significant advantage of the sense-making activity for the development of students' personality.

Текст научной работы на тему «Смыслообразующая деятельность учащихся как условие эффективного развития личности и мотивации на занятиях по английскому языку»

ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

УДК 159.99

СМЫСЛООБРАЗУЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ КАК УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ И МОТИВАЦИИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

Жданько Анна Павловна

Автор статьи исходит из предположения, что смыслообразующая деятельность студентов на занятиях по английскому языку - это мощный инструмент развития мотивации и личности. В статье мы доказываем то, что движущей силой смыслообразования является обмен ценностями педагога и его учащихся. Раскрывается сущность механизмов воздействия на смысловую сферу студентов. Показан алгоритм кодирования смысловой сферы учащихся, приводящий к определенной модели поведения. Первый этап кодирования заключается в поиске дополнительных мотивов. На втором этапе выбирается словесно-визуальный образ для установления личностно-смысловых связей. Также в статье подчеркивается важность интегрированного английского, что повышает значимость изучения иностранного языка, профильного предмета и приводит к образованию новых смыслов. В этом случае устанавливается взаимосвязь личностных смыслов и содержания образования. Благодаря этому содержание образования инициирует развитие студентов и повышает ихуспеваемость. В статье описаны методы, которые мы использовали для активизации смыслообразования. Мы применяли метод эвристического прогнозирования, аналитический метод, метод «мозгового штурма». Метод эвристического прогнозирования позволяет предвидеть события посредством анализа прошлого и настоящего опыта. Аналитический метод позволяет выявлять взаимосвязь объекта и факторов, влияющих на него. Метод «мозгового штурма» позволяет получить большое количество продуктивных идей. В статье описаны особенности психологического развития возрастной группы респондентов, учет которых способствует достижению цели исследования. В статье мы доказали большую значимость смыслообра-зующей деятельности студентов для их личностного развития.

Ключевые слова: личность, развитие, смыслообразование, личностные смыслы, смыслообразующие связи, мотивация, психологические особенности, уроки английского, воздействие, смысловая сфера.

По справедливому мнению многих психологов и педагогов, содержание учебного процесса должно быть насыщено личностно значимыми смыслами, т. е. представлять интерес, ценность для самих учащихся. Личностно-смысловой характер содержания учебной деятельности успешно решает проблемы эффективного усвоения знаний, развития личности, формирования положительного отношения к учебному предмету [1, 16]. Необходимо установить смысловые связи между личным опытом учащихся и учебным материалом для того, чтобы изучаемый материал стал значимым для учащихся и был усвоен.

Так, например, в ходе работы над творческим проектом по английскому языку по теме «Leisure» («Досуг») были установлены смысловые связи между личным опытом учащихся и учебным материалом по теме, что усилило интерес учащихся к изучаемой теме, позволило раскрыть творческий потенциал учащихся, более глубоко усвоить учебный материал, выявить интересы и ценности учащихся. Творческий проект выявил разносторонний характер интересов учащихся. Студенты с удовольствием обсуждали свои увлечения, их пользу и значение в своей жизни. Положительные эмоции способствовали смыслообразующей деятельности учащихся, ведь смыслу присуща пристрастность [9].

Ценностные приоритеты человека раскрывают многие мотивы и цели его жизнедеятельности. Знание ценностей учащихся позволяет эффективно корректировать и развивать личность студентов. Смысл обучения - в обмене ценностями [3]. Регуляция смыслообразования учащихся может осуществляться с применением механизмов смыслотехнического воздействия. У Д. А. Леонтьева подробно описаны механизмы смыслотехнического воздействия [11]. Так, например, если у учащихся слабая мотивация к изучению иностранного языка, мы разработали и применяем следующую смыслотех-ническую схему для повышения мотивации:

1. Подключаем дополнительные мотивы изучения иностранного языка (знание английского пригодится при трудоустройстве, мотив соревнования, изучение английского в интеграции с профилем и т. д.).

2. Выбираем точный словесно-визуальный образ для установления смысловых связей. Например, на студентов, обучающихся по направлению «автомобилестроение», оказывают воздействие следующие образы: перспективная работа для специалистов со знанием английского на совместных предприятиях «Nissan Motor Company». Данная схема проходит кодирование и превращается в факты поведения [10].

На занятиях по иностранному языку, если иностранный язык не является профилем, смыслообразующей деятельности учащихся способствует интеграция иностранного языка в профильные дисциплины. Например, достаточно эффективно изучение иностранного языка на основе автомобилестроения, экономики,

менеджмента. Иностранный язык начинает в такой ситуации работать на профиль, помогая студентам осознать реальную значимость материала [2].

Вот пример интегрированного занятия по английскому языку на основе автомобилестроения. На занятии применялись технологии личностно-смыслового развития учащихся. Тема занятия: «The Car of the Future» («Автомобиль будущего»). Занятие было направлено на реализацию следующих задач: развитие мотивации учащихся; развитие критического мышления учащихся; творческую самореализацию учащихся; развитие навыков иноязычной коммуникативной компетенции; закрепление лексико-грамматического материала по разделу «Устройство автомобиля».

Учащиеся выполняли проектную работу поэтапно:

1. What will be the car fuel of the future? (Какое топливо для автомобилей будет использоваться в будущем?)

2. Find out the pros and cons about gasoline, diesel, hydrogen, electric power (Выделите плюсы и минусы бензина, дизельного топлива, водорода, электрической энергии).

3. Complete your results with fuel options chart (Дополните ваши результаты информацией из таблицы 1).

Таблица 1.

Pros and Cons of Fuels

gasoline diesel hydrogen electric power

pros cons pros cons pros cons pros cons

accesible expensive produces less co NOx oxides of nitrogen are bed no pollution highly explosive lower permile fuel costs costs more than equivalent gas cars

easy to buy less efficient cheaper than gas superior fuel expensive technology lower maintenance costs added cost of in-home charge

polluter clean diesel or biodiesel no smell difficult to collect powertrain is under warranty for longer than most gas engines typical range of only 75 to 100 miles

smells gas stations exist inexpensive material new engine /car can be more fun to drive than gas cars because electric power has continuous torque popularity has made availability of public charging stations a challenge in some areas

efficient plentiful

efficient

4. What will the car of the future look like? (Как будет выглядеть машина будущего?)

Вышеперечисленные задания студенты выполняли вначале индивидуально, затем в ходе групповой дискуссии учащиеся дополняли свои выводы, находили новые решения. Задания носили проблемно-творческий характер и были направлены на развитие критического мышления. Задания развивают навыки прогнозирования, так необходимые для жизни в 21 в.

Прогнозирование - это способность предвидеть какие-либо явления, посредством анализа прошлого и настоящего опыта. При прогнозировании мы использовали аналитический метод, метод «коллективной генерации идей», метод эвристического прогнозирования [19]. У каждого из вышеперечисленных методов есть свои преимущества.

Аналитический метод позволяет выявить взаимосвязь объекта прогнозирования и факторов, влияющих на него. Так, при проектировании автомобиля будущего, учащиеся учитывали распространенность того или иного вида топлива, его стоимость, его влияние на экологию, затраты на создание нового двигателя и частей автомобиля при условии использования нового вида топлива, внешний вид кузова в зависимости от скорости автомобиля, состояния дорог и т. д.

Метод «коллективной генерации идей», или метод «мозгового штурма» позволяет обработать индивидуальные независимые идеи и получить большое количество новых продуктивных идей [14, 20]. В ходе «мозгового штурма» была получена как общеизвестная информация, так и новые ценные идеи. К достоинствам метода «мозгового штурма» также можно отнести наличие комфортного психологического климата, способствующего активизации воображения, генерированию идей [15].

Суть метода эвристического прогнозирования заключается в построении и дальнейшем усечении «дерева поиска» [12]. Достоинством данного метода является то, что он может применяться для прогнозирования любых явлений, независимо от их природы и уровня знаний о предмете исследования.

Таким образом, задачи развития критического мышления, мотивации, самореализации учащихся были успешно осуществлены с помощью технологии личностно-смыслового развития, где мыслительная деятельность студентов была источником развития учащихся [5, 18]. Приведем еще один пример занятия по английскому языку со студентами первого курса с применением технологии личностно-смыслового развития. Тема занятия: «People's Character and Personality» («Характер людей и личность»). Занятие было направлено на реализацию следующих задач: развитие навыков самоанализа учащихся; развитие критического мышления учащихся; развитие мотивации учащихся;

ШББ™ РБУСНОЮаСМ JOURNAL • 2015 VOL. 12 # 1

корректировка развития личности учащихся; тренировка и закрепление лексико-грамматического материала по теме.

Занятие было составлено с учетом возрастных психолого-педагогических особенностей развития студентов. Студенты относятся к юношескому возрастному периоду. В этом возрасте проявляется большая избирательность к учебным предметам, вызванная желанием получить хорошую профессию [7]. Юноши и девушки продолжают открывать в себе какие-то новые качества. По нашему мнению, задача преподавателя - помочь студентам открыть и развить в себе положительные качества. Также у молодых людей возникает острая потребность в эмоциональном контакте, общении.

Первое задание на занятии было направлено на саморефлексию и развитие навыков перевода. Задания, направленные на саморефлексию, способствуют становлению и развитию смысловой сферы, т. е. смыслообразо-ванию [8]. Студентам было предложено перевести и пройти англоязычный тест, выявляющий тип личности - идентификатор типов Майерс-Бриггс. Студенты прошли тестирование на английском языке. Далее учащиеся проанализировали результаты тестирования, которые были представлены в виде аутентичных англоязычных текстов. Анализ включал в себя выявление своих сильных и слабых сторон, и с учетом этого прогнозирование способов корректировки своего поведения, мировоззрения, с целью достижения благополучия в личной и профессиональной сфере. Иными словами, студенты активно извлекали смыслы из предложенного материала [11, 13]. Также присутствовал момент смыслотворчества, когда учащиеся открывали для себя новые смыслы. С занятия студенты ушли с установкой на дальнейший поиск решений поставленной проблемы, что, по мнению многих ученых, способствует более успешному достижению целей и задач занятия [6].

Таким образом, смыслообразующая деятельность учащихся на занятиях по английскому языку способствовала личностно-смысловому развитию учащихся, развитию мотивации, реализации принципов межпредметной интеграции, диалогового, рефлексивного, текстосозидающего обучения.

Литература

1. Абакумова И. В., Ермаков П. Н., Фоменко В. Т. Новодидактика. Книга 1. Методология и технологии обучения: в поисках развивающего ресурса. - М.: КРЕДО, 2013. - 162 с.

2. Абакумова И. В., Ермаков П. Н., Фоменко В. Т. Новодидактика. Книга 2. Образовательные технологии: новые ракурсы. - М.: КРЕДО, 2013. - 122 с.

3. Абакумова И. В., Ермаков П. Н., Фоменко В. Т. Новодидактика. Книга 3. От классической дидактики - к дидактической инноватике. - М.: КРЕДО, 2013. - 134 с.

4. Абакумова И. В., Ермаков П. Н., Фоменко В. Т. Новодидактика. Книга 4. Структурная дидактика как направление современной педагогики. -М.: КРЕДО, 2013. - 152 с.

5. Абакумова И. В. Обучение и смысл: смыслообразование в учебном процессе. - Ростов н/Д: Изд-во Рост. ун-та, 2003. - 480 с.

6. Асмолов А. Г. По ту сторону сознания: методологические проблемы неклассической психологии. - М.: Смысл, 2002. - 480 с.

7. Донцов Д., Сенкевич Л. Психологические особенности, социально-психологические закономерности и специфика развития личности в юношеском возрасте // Российский научный журнал. - 2013. - № 1 (32). -С. 198-207.

8. Ермаков П. Н., Лабунская В. А. Психология личности. - М.: Эксмо, 2007. -656 с.

9. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Смысл, Академия, 2005. - 352 с.

10. Леонтьев А. А. Основы психолингвистики. - М.: Смысл, 1997. - 287 с.

11. Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. 2-е, испр. изд. - М.: Смысл, 2003. - 487 с.

12. Amabile T. M., Barsade S. G., Mueller J. S., Staw B. M. Affect and creativity at work // Administrative Science Quarterly. - 2005. - Vol. 50. - no. 3. -pp. 367-403.

13. Amabile T. M., Hennessey B. A. Creativity // Annual Review of Psychology. -2010. - no. 61. - pp. 569-598.

14. BoroditskyL. Does Language Shape Thought?: Mandarin and English Speakers' Conceptions of Time // Cognitive Psychology. - 2001. - no. 43. - pp. 1-22.

15. Browne M. N., Keely S. M. Asking the right questions: A guide to critical thinking. - Upper Saddle River, NJ: Pearson Prentice-Hall, 2009. - 212 p.

16. Cameron J., Banko K. M., Pierce W. D. The pervasive negative effects of rewards on intrinsic motivation: The myth continues // The Behavior Analyst. - 2001. -Vol. 24. - no. 1. - pp. 1-44.

17. Cattell R. B. Personality structure and the new fifth edition of the 16 PF // Educational and Psychological Measurement. - 1995. - Vol. 55. -pp. 926-937.

18. Chomsky N. Language and mind. - New York: Cambridge University Press, 2006. - 209 p.

19. Collins A. M., Loftus E. F. A spreading-activation theory of semantic processing // Psychological Review. - 1975. - Vol. 82. - no. 6. - pp. 407-428.

20. Zhang L. Does student-teacher thinking style match/mismatch matter in students' achievement? // Educational psychology. - 2006. - Vol. 26. -no. 3. - pp. 395-409.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.