Научная статья на тему 'Смысл жизни в религиозно-философской антропологии В. И. Несмелова'

Смысл жизни в религиозно-философской антропологии В. И. Несмелова Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
518
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ФИЛОСОФИЯ / В. И. НЕСМЕЛОВ / САМОИДЕНТИЧНОСТЬ / РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ / СМЫСЛ ЖИЗНИ / НРАВСТВЕННЫЙ ДОЛГ ЛИЧНОСТИ / БЛАГО ЖИЗНИ / ХРИСТИАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ / ФИЛОСОФИЯ ДОЛГА / ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ / САМООТВЕРЖЕНИЕ / RUSSIAN RELIGIOUS PHILOSOPHY / VICTOR NESMELOV / SELF-IDENTITY / RELIGIOUS AND PHILOSOPHICAL ANTHROPOLOGY / MEANING OF LIFE / INDIVIDUAL MORAL DUTY / BENEfiTS OF LIFE / CHRISTIAN PHILOSOPHY / PHILOSOPHY OF DUTY / EXISTENTIAL QUESTIONS / SELF-DENIAL

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Дворецкая Марианна Ярославовна, Турина Анна Олеговна

Приводится исследование антропологических идей русского философа и богослова В. И. Несмелова в контексте проблемы поиска смысла жизни. Изучение данного вопроса открывает перспективы для углубленного осмысления проблем духовно-нравственного развития и поиска самоидентичности человека в современном мире. С применением исторического метода систематизации идей излагается взгляд ученого на данный вопрос. Несмелов рассматривает человека с точки зрения совокупности трех направлений: православия, философии и психологии своего времени. Свое учение он назвал религиозно-философской антропологией. Виктор Иванович связывает смысл жизни с общественными благами, нравственным долгом личности, принципом самоотвержения и высочайшей свободой человека. Он также выделяет различные принципы жизни: смысл жизни, идеал, к которому человек старается приспособить свою жизнь; и блага жизни, действительность, которая требует приспособления к ней. Именно борьба этих принципов, элементов самосознания, и раскрывает проблему смысла жизни. Только с появлением христианства в учении новозаветного откровения раскрылись постановка и решение этого вопроса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEANING OF LIFE IN RELIGIOUS AND PHILOSOPHICAL ANTHROPOLOGY OF VIKTOR NESMELOV

This article deals with the anthropological ideas of the Russian philosopher and theologian V. I. Nesmelov (Russ. В.И. Несмелов) in the context of the problem of the search of the meaning of life. The study of this issue opens perspectives for the deeper understanding of spiritual and moral development and the search of self-identifi cation of the person in the present-day world. The study applies a historical method of systematisation of ideas and sets out the scholar’s view of this issue. Nesmelov considers the person from the point of view of three directions, namely Orthodoxy, philosophy and psychology of his time. He termed his doctrine religious and philosophical anthropology. The scholar associates the meaning of life with social benefits, moral duty of the person, the principle of self-denial and the sublime freedom of the person. He also distinguishes various principles of life: the meaning of life, the ideal, to which the person attempts to adjust his or her life; pleasures of life; reality which requires the person to adapt. It is just the struggle of these principles, elements of self-consciousness, that explicates the problem of the meaning of life. Only with the emergence of Christianity in the doctrine of the New Testament revelation was this problem raised and solved.

Текст научной работы на тему «Смысл жизни в религиозно-философской антропологии В. И. Несмелова»

Вестник ПСТГУ.

Серия IV: Педагогика. Психология.

2018. Вып. 48. С. 121-127

Дворецкая Марианна Ярославовна, д-р психол. наук профессор кафедры психологии человека института психологии РГПУ им. А. И. Герцена Российская Федерация, 198261, г. Санкт-Петербург, ул. Стойкости, д. 35, кв. 23 dvoretskaya.marianna@yandex.ru

ОЯСГО: 0000-0003-4321-8360

Турина Анна Олеговна, аспирант кафедры психологии человека института психологии РГПУ им. А. И. Герцена Российская Федерация, 196158, г. Санкт-Петербург, ул. Пулковская, д. 6, к. 1, кв. 117 anna.turina.93@mail.ru ОЯСГО: 0000-0003-3140-617Х

Смысл жизни в религиозно-философской антропологии В. И. Несмелова

М. Я. Дворецкая, А. О. Турина

Приводится исследование антропологических идей русского философа и богослова В. И. Несмелова в контексте проблемы поиска смысла жизни. Изучение данного вопроса открывает перспективы для углубленного осмысления проблем духовно-нравственного развития и поиска самоидентичности человека в современном мире. С применением исторического метода систематизации идей излагается взгляд ученого на данный вопрос. Несмелов рассматривает человека с точки зрения совокупности трех направлений: православия, философии и психологии своего времени. Свое учение он назвал религиозно-философской антропологией. Виктор Иванович связывает смысл жизни с общественными благами, нравственным долгом личности, принципом самоотвержения и высочайшей свободой человека. Он также выделяет различные принципы жизни: смысл жизни, идеал, к которому человек старается приспособить свою жизнь; и блага жизни, действительность, которая требует приспособления к ней. Именно борьба этих принципов, элементов самосознания, и раскрывает проблему смысла жизни. Только с появлением христианства в учении новозаветного откровения раскрылись постановка и решение этого вопроса.

Русская религиозная философия России конца XIX — начала XX в. представляет собой уникальный этап развития русской философии, позволивший на основе синтеза науки, философии и религии по-новому взглянуть на человека. Это направление в истории русской философии возникло на волне православного духовного возрождения второй половины XVIII в. и получило в дальнейшем широкое распространение среди крупнейших философов Российской империи и русского зарубежья. Представителями данного направления были такие видные русские философы, как В. Соловьев, С. Трубецкой, Е. Трубецкой, Л. Лопатин,

A. Козлов, Н. Грот, А. Введенский, Н. Бердяев, С. Булгаков, Н. Лосский, В. Не-смелов, С. Франк и другие1.

Наиболее ценной областью для развития психологии стала религиозно-философская антропология, идеи которой развивал В. И. Несмелов. Виктор Иванович Несмелов (1 января 1863 — 30 июня 1937) являлся русским философом и богословом, профессором Казанской духовной академии, был учеником

B. А. Снегирева. Научная преемственность идей двух мыслителей была описана ранее М. Я. Дворецкой2. Как подчеркивал Николай Бердяев «...малоизвестный В. Несмелов — самое глубокое явление, порожденное оторванной и далекой интеллигентному сердцу почвой духовных академий»3. Он опубликовал множество трудов по философской антропологии, открывших новое направление в религиозной философии и богословии. Его учение о человеке интегрировало в себе религиозные, философские и психологические идеи. Рассмотрение трудов В. И. Несмелова весьма актуально для развития современной психологии, так как может послужить основанием для решения многих экзистенциальных проблем, в том числе смысложизненного самоопределения4. Творческое наследие Виктора Ивановича позволяет современным исследователям придать глубину учению о духовной и нравственной составляющих личности в нашем динамичном мире.

Одним из центральных вопросов, исследуемых Несмеловым, являлся вопрос о смысле жизни. Его лекция «Вопрос о смысле жизни в учении новозаветного Откровения» содержит в себе главные идеи его фундаментальной двухтомной работы «Наука о человеке».

Так, в частности, В. И. Несмелов начинает свои рассуждения с филогенетического развития нравственности и духовности в человеке. Изначально человек находился в безмятежном раю, однако, не удовлетворенный наличной действительностью, он захотел изменить свое положение и сделаться Богом. Данное отрицание действительности сопровождалось созданием желательной иллюзии, которая постоянно опровергалась реальностью — страдание, голод, холод и другие напасти утверждали полную зависимость человека от природы. Однако интересным в данном случае представляется сам факт желания божественной жизни и неудовлетворение своей собственной. Это говорит о том, что человек сам может творить свою жизнь, что и отличает его от остального животного мира.

Данный взгляд на развитие нравственности и духовности пересекается с теорией нравственного чувства В. А. Снегирева. В рамках своей концепции Снегирев также описывал филогенетическое развитие нравственного чувства и

1 Русская религиозно-философская мысль XX века / Н. П. Полторацкий, ред. Питтсбург, 1975. С. 223-267.

2Дворецкая М. Я. Психологическое учение о человеке в трудах В. А. Снегирева и В. И. Не-смелова // Психологическая подготовка педагога в России: история и современность. 2006. С. 35-41.

3 Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции / Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, М. О. Гершензон и др., ред. М., 1909. С. 23-78.

4Дворецкая. Взаимосвязь жизненного и профессионального самоопределения у разных социальных групп: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. СПб., 2003.

выделил три стадии — низшая форма, средняя форма (следование синайскому закону) и высшее развитие нравственности (состояние совершенства).

Человек постоянно развивается в своем желании иметь лучшую жизнь и приспосабливает действительность к своим нуждам. Развивая культуру и цивилизацию, человек все больше стремится к благам жизни, к счастью и безмятежности. Однако пропасть между желанным и действительным становится все больше, каждому поколению людей время дедов и прадедов кажется лучше, чем их собственное. Из этого Виктор Иванович делает вывод, что страдания из поколения в поколение лишь увеличиваются, а значит, человек в своей жизни далек от принципа, которому он пытается следовать, — принципа блага жизни.

Центральным вопросом исследования смысла жизни в трудах В. И. Несмелова стало наполнение содержанием понятия «благо», потому как именно от него зависит определение смысла человеческой жизни. Философия выработала три подхода к решению этого вопроса. В соответствии с первым благо жизни заключается в удовольствии, со вторым — в достижении личной и общественной пользы, с третьим — в добродетели. Первое В. И. Несмелов предлагает признать основным, в силу того, что все люди от рождения ориентированы на его удовлетворение, другие два — дополнительными и ограничивающими принцип удовольствия. По мнению автора, только два последних толкования можно рассматривать как критерии для определения истинной ценности удовольствий в контексте блага жизни. Также философы выделяют два принципа удовольствия — принцип утилитаризма, заключающийся в материальных ценностях и социальных условиях, и идеализма, указывающий на собственно человеческую ценность. Именно последний принцип ставит перед человечеством вопрос: «Во имя чего собственно человеку следует жить на земле»5? Из ответа на этот вопрос следует новый принцип, который подчиняет себе принцип блага жизни, — идея смысла жизни (или разума жизни).

Помимо принципа блага жизни и смысла жизни В. И. Несмелов выделяет принцип счастья жизни. Этот принцип реализуется, когда основная цель жизни определяется страхом смерти и выражается лишь в поддержании своей физической жизни в условиях чувственного мира. В подобных условиях человек стремится к созданию неких идеальных условий, при которых жизнь не подвергается опасности неминуемого разрушения. Очевидно, что данный принцип имеет в своей основе «хотение жить», которое может создаваться только посредством жажды счастья.

Интересно отметить, что человек не помышляет совсем о счастье в минуты, когда он действительно счастлив и доволен жизнью. Вопросы о счастье остро возникают лишь в ситуациях страданий, когда человек мобилизует все свои силы, чтобы изменить наличную действительность. Каждый человек, испытав в своей жизни определенную долю горьких страданий, имеет свой образ иллюзорного счастья, который и формирует в нем желание жить. В действительности же, как утверждает Несмелов, идея счастья не имеет никакого содержания, она лишь определяется наличными условиями (общество, природа, возраст) и постоянно

5 Несмелое В. И. Вопрос о смысле жизни в учении новозаветного Откровения. Казань, 1895. С. 4.

меняется. То, что может представлять для нас счастье сегодня, не будет таковым завтра. Иными словами, счастье — это постоянно изменчивый процесс, постоянная смена очарований и разочарований.

Главная ошибка здесь заключается в том, что счастье человек осознает вне себя: желание обладать какими-то вещами внешнего мира, или достижение определенного социального статуса, или установление приятных отношений с людьми. Все это не принадлежит человеку, это вещи, которые он никогда не имел, а стало быть, которых он и не лишался. Из всего сказанного следует вывод, что счастье возможно, но никакого счастья человеку не будет достаточно. Таким образом, встает вопрос ценности обсуждаемого нами принципа счастья и принципа физической жизни. И именно здесь возникают вопросы чисто духовного содержания и становится очевидной ценность духовной жизни и, как следствие, попытка найти счастье внутри самого себя.

По мнению В. И. Несмелова, постановка и решение этой проблемы были осуществлены только с зарождением христианства в учении новозаветного откровения и в области христианской философии.

Разумеется, основной идеей православной христианской философии является идея вечной жизни в Царствии Божием. В эту идею входит не только бессмертие души человека, но и «восстановление всего существа его в воскресении от мертвых»6. Таким образом, христианство внесло уникальный смысл в конечную истину человеческой жизни, наполнив ее верховной целью — бесконечным совершенством в развитии духа ради обретения в себе Царства Божия. Человеческая душа в этом учении становится бесценной, так как ничто не может быть так важно для человека, как спасение души для вечности. Смерть при этом рассматривается как переход из конечной жизни, наполненной страданиями, в новую, вечную жизнь. И именно вера в вечную жизнь помогает обрести смысл в земном человеческом существовании. Добродетель, таким образом, в жизни человека уже не цель жизни, а средство к достижению цели.

Несмелов приходит к выводу, что самосознание человека наполнено борьбой двух разных принципов жизни — идеала, к которому человек старается приспособить свою жизнь, и действительности, которая, в свою очередь, требует приспособления к ней. Первый принцип определяется смыслом жизни, второй — благами жизни. Таким образом, В. И. Несмелов выделяет две группы элементов самосознания — эмпирические и идеальные. Борьбой этих элементов управляет совесть человека, которая устраивает «внутренний суд»7.

В поиске истинного смысла жизни, по мнению Виктора Ивановича, необходимо исходить не столько из личных интересов, сколько из интересов общественных. Цель жизни должна служить всем людям и гарантировать личное благо каждого отдельного человека. И здесь на человека накладывается обязанность искать в жизни блага для всех людей. Именно эта обязанность становится ключевым моментом в процессе определения личного вклада в создание идеальной общественной жизни. В.И. Несмелов предлагает представить данную обязан-

6 Несмелое. Вопрос о смысле жизни... С. 6.

7 Несмелов В. И. Наука о человеке. Казань, 1906. Т. 1: Опыт психологической истории и критика основных вопросов жизни. С. 370.

ность не в виде абстрактного и далекого понятия, а в виде значимой для духовного становления личности деятельности, которую человек готов самостоятельно принять как внутреннюю обязанность.

В продолжение обсуждения этой темы Несмелов приходит к необходимости разработки моральной философии долга, ибо реализация такой внутренней обязанности возможна только при развитой в человеке нравственной природе. Только при наличии нравственного чувства долга человек будет стремиться к духовному совершенству, и тогда принцип блага жизни сменится принципом смысла жизни. Однако, как отмечает Виктор Иванович, нравственный долг должен иметь в своем основании ориентацию на общественную, а не на личную жизнь. Личная же жизнь должна определяться принципом самоотвержения. Евангельский принцип самоотвержения отрицает все конечные цели в наличных условиях земной жизни ради цели бесконечной — жизни вечной. Автор подчеркивает, что высочайшая свобода человека и есть христианское самоотвержение.

В итоге Несмелов делает вывод о смысле жизни человека: «Кто видит свое назначение в бесконечном осуществлении вечной для него цели, тот может иметь и вечную ценность по содержанию той цели, какая осуществляется им»8.

Обобщая учение Виктора Ивановича Несмелова, следует отметить, что он касался глубинных нравственных оснований в решении вопроса о смысле человеческой жизни. Для этого он рассмотрел филогенетическое становление религиозной и нравственной личности (начиная от этапа язычества и заканчивая появлением учения новозаветного Откровения), проанализировал принцип блага жизни, смысла жизни и счастья жизни, выделил элементы самосознания, обратился к содержанию понятия «нравственный долг личности», дал толкование принципу самоотвержения и высочайшей свободы человека.

В заключение хотелось бы отметить, что психологические идеи В. И. Несмелова о нравственном чувстве, чувстве долга и смысложизненном самоопределении могут быть с успехом применены при работе с экзистенциальными проблемами личности, давая возможность для решения вопроса о направленности ее развития, с достижением высшей свободы, что актуально для современной психологии и педагогики. Религиозно-философская антропология В. И. Несме-лова может дать ответы на многие запросы современного человека, особенно в условиях духовного кризиса России.

Ключевые слова: русская религиозная философия, В. И. Несмелов, самоидентичность, религиозно-философская антропология, смысл жизни, нравственный долг личности, благо жизни, христианская философия, философия долга, экзистенциальные вопросы, самоотвержение.

8 Он же. Вопрос о смысле жизни. С. 36.

Список литературы

Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции / Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, М. О. Гер-шензон и др., ред. М., 1909.

Дворецкая М. Я. Взаимосвязь жизненного и профессионального самоопределения у разных социальных групп. Автореф. дис. ... канд. психол. наук. СПб., 2003.

Дворецкая М. Я. Психологическое учение о человеке в трудах В. А. Снегирева и В. И. Не-смелова // Психологическая подготовка педагога в России: история и современность. СПб., 2006. С. 35-41.

Несмелое В. И. Наука о человеке. Казань, 1906. Т. 1: Опыт психологической истории и критика основных вопросов жизни.

Несмелое В. И. Вопрос о смысле жизни в учении новозаветного Откровения. Казань, 1895.

Русская религиозно-философская мысль XX века / Н. П. Полторацкий, ред. Питтсбург, 1975.

St. Tikhon's University Review. Series IV: Pedagogy. Psychology.

2018. Vol. 48. P. 121-127

Marianna Dvoretskaya, Doctor of Sciences in Psychology, Professor

Department of Human Psychology, Institute of Psychology, Herzen State Pedagogical University 23-35 Stoikosti Str., St. Petersburg 198261, Russian Federation dvoretskaya.marianna@yandex.ru

ORCID: 0000-0003-4321-8360

Anna Turina, Postgraduate Student Department of Human Psychology, Institute of Psychology, Herzen State Pedagogical University 6/1-117 Pulkovskaia Str., St. Petersburg 196158, Russian Federation anna.turina.93@mail.ru ORCID: 0000-0003-3140-617X

Meaning of Life in Religious and Philosophical Anthropology of Viktor Nesmelov

M. Dvoretskaya, A. Turina

This article deals with the anthropological ideas ofthe Russian philosopher and theologian V. I. Nesmelov (Russ. В.И. Несмелое) in the context of the problem of the search of the meaning of life. The study of this issue opens perspectives for the deeper understanding of spiritual and moral development and the search of self-identification of the person in the present-day world. The study applies a historical method of systematisation of ideas and sets out the scholar's view of this issue. Nesmelov considers the person from the point of view of three directions, namely Orthodoxy, philosophy and psychology

of his time. He termed his doctrine religious and philosophical anthropology. The scholar associates the meaning of life with social benefits, moral duty of the person, the principle of self-denial and the sublime freedom of the person. He also distinguishes various principles of life: the meaning of life, the ideal, to which the person attempts to adjust his or her life; pleasures of life; reality which requires the person to adapt. It is just the struggle of these principles, elements of self-consciousness, that explicates the problem of the meaning of life. Only with the emergence of Christianity in the doctrine of the New Testament revelation was this problem raised and solved.

Keywords: Russian religious philosophy, Victor Nesmelov, self-identity, religious and philosophical anthropology, meaning of life, individual moral duty, benefits of life, Christian philosophy, philosophy of duty, existential questions, self-denial.

References

Dvoreckaja M. Ja., "Psihologicheskoe uchenie Poltorackij N. P., ed., Russkaja religiozno-filo-o cheloveke v trudah V. A. Snegireva i V. I. sofskaja mysl'XXveka, Pittsburg, 1975. Nesmelova", in: Psihologicheskaja podgo-tovka pedagoga v Rossii: istorij a i sovremen-nost', 2006, 35-41.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.