Научная статья на тему 'Смысл жизни как основа формирования нравственности человека'

Смысл жизни как основа формирования нравственности человека Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1798
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМЫСЛ ЖИЗНИ / СУЩНОСТЬ / НРАВСТВЕННОСТЬ / СОВЕСТЬ / ОБРАЗ ЖИЗНИ / КАЧЕСТВА ВНУТРЕННЕГО МИРА ЧЕЛОВЕКА / MEANING OF LIFE / ESSENCE / MORALITY / CONSCIENCE / LIFESTYLE / INNER WORLD

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Барболин Михаил Павлович

В статье раскрывается понимание термина «смысл жизни человека» как его проявление через поступок, поведение, стиль и образ жизни

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The meaning of life as the basis for the development of morality

The article deals with the understanding of the term "meaning of human life" as its manifestation through action, behavior, style and way of life

Текст научной работы на тему «Смысл жизни как основа формирования нравственности человека»

М. П. Барболин

(Санкт-Петербург)

СМЫСЛ ЖИЗНИ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА

В статье понимание термина «смысл жизни

поступок, поведение, стиль и образ жизни

Нравственность и смысл жизни стали наиболее обсуждаемыми категориями (сущностями] современности. Вместе с тем, рассматриваются они, как правило, без должной связи друг с другом. Применительно к современной общественной жизни актуальным является развитие нравственности человека. При этом подразумевается нравственный образ жизни и ничего не говорится о нравственных качествах человека, о его внутренней нравственности. Известное фраза кантовское «не навреди» широко используется в современных трудах о «нравственности». Но ведь совершенно очевидно, что здесь речь идет о соблюдении определенных норм жизни, нарушение которых нежелательно потому, что может нанести вред другому. Но, как известно, понятия добра и зла относительны. Можно «не навредить» другому, но «навредить себе». Где та грань, которой необходимо придерживаться, чтобы «не навредить» ни себе, ни другим, и не только людям, а например, природе. Где тот механизм, который бы регулировал и направлял в должное русло поведение человека? Как сделать так, чтобы была польза?

Чтобы ответить на эти вопросы с позиций диалектики, синергетики, системности, необходимо выявить сущность, которая определит характер дальнейшего общественного, в частности нравственного, устройства мира, где не только не будут вредить, но и будут знать, как необходимо устраивать жизнь. Такой сущностью является смысл жизни. В выступлении академика Степина на «Днях петербургской философии» в 2009 г. подчеркивалось, что для того, чтобы обществу развиваться дальше, необходимо найти (определить, выделить] смысл современной цивилизации, с тем чтобы в дальнейшем он стал ключом к построению нового социального устройства. Кроме того, философы более ран-

человека» раскрывается как его проявление через

них периодов нравственность жизни связывали с ее смыслом, хотя и не рассматривали смысл как основу и ключевой механизм развития и формирования нравственного образа жизни или нравственности как таковой.

По сути, разговор идет о сущности, которая определяет устойчивость развития жизненного процесса, в данном случае - нравственный образ жизни. В этой связи Н. Я. Грот пишет: «Та истина, что устои нравственности находятся внутри человека, в его собственной психической природе, а не где-либо вне его, составляет одно из самых прочных приобретений философии двух последних веков. ...внешние условия и причины могут эти чувства и стремления только пробуждать или заглушать, а не создавать из ничего. ...сострадание и жалость, стремление к счастью и идея нравственного долга... все это факты душевной жизни субъекта, состояния и свойства нашего внутреннего «я» [4, с. 17].

Естественно, возникает вопрос, в каких сторонах человеческой природы надо искать истинные устои нравственной жизни и деятельности человека. ... Будем пытаться дать новое освещение этической проблеме «об основаниях нравственного поведения» на почве психологической.» [4, с. 19]. Иными словами, где в человеке и что из себя представляет та сущность, которая обеспечивает устойчивость жизни и деятельности человека, а значит, и определенного, детерминированного этой сущностью - образ жизни.

«Поэтому для автономной морали нашего времени, ищущей основного закона нравственных поступков внутри человека, а не вне его, - вопрос заключается только в том, в каких именно из перечисленных чувств, стремлений и идей следует искать самых коренных внутренних устоев нравственной жизни и деятельности, чтобы путем такого искания найти и представить перед сознанием и во-

лею человека вполне отчетливый идеал и ясный критерий нравственного поведения, в противоположность безнравственному» [4,

с. 18].

Главнейшие устои нравственной жизни человека сводится к жизни духовной, которая есть и мировая любовь, и мировое сознание безусловного нравственного долга [4].

Н. Я. Грот подчеркивает: «Личность человека не есть только его животно-психическая индивидуальность, а сочетание этой последней с мировым духовным началом, с божественною творческою силою, создавшей мир, и в этой последней находятся корни всей нашей нравственной жизни» [4, с. 37]. Таким образом, в человеке заложен нравственный творческий потенциал, который он должен реализовать определенным способом и в определенной сфере жизни (не случайно говорят о способностях и т.п.]. Иными словами, с возникновением человека, в нем самом содержится его предназначение в этой жизни, которое он должен реализовать в процессе проявления нравственности, сливаясь, соединяясь, взаимодействуя с внешней средой, реализуя и любовь, и долг.

В свете поставленной проблемы обратимся к такому феномену как «смысл жизни», который, как мы увидим, является исходным пунктом реализации предназначения человека посредством связи внутренней сущности человека, внутреннего нравственного закона с внешней средой. Другими словами, смысл -первичное средство проявления внутренней сущности человека.

Если учесть, что назначение вещи определяется ее сущностью и, значит, речь может идти только о целостности, то современное определение понятия «смысл» с позиций синергетики может выглядеть таким образом.

Смысл жизни - системный результат жизнедеятельности (функционирования] человеческого организма. Формами выражения его могут быть мысленное представление, мысленный образ, идея, идеал, идеальный образ, проявляющиеся в поступке, поведении, стиле жизни, образе жизни.

С точки зрения психофизиологической смысл - системный результат взаимодействия человеческого организма с внешней средой, характеризуемый доминантой Ухтомского, в результате действия закона опережающего отражения (Анохин).

В соответствии с таким пониманием с позиций процессуального подхода, синергетики и энергетической сущности протекающих в природе и жизни процессов смысл есть синергетический результат (эффект) взаимодействия внешних и внутренних процессов жизнедеятельности.

Сам термин «с-мы-сл» автоматически предполагает соединение, слияние ЧЕГО-ТО с нашим внутренним миром, с нашим внутренним «Я», выступая тем самым регулятором отношений внутреннего и внешнего миров жизни человека. Если же такого слияния не происходит, то говорят о бессмысленности взаимодействия (с чем или кем-либо], отношений с внешней средой. И в этом выражается его сущность. Вообще говоря, с точки зрения теории смысл - это абстракция, которая может быть выражена термином, понятием, символом, в котором зафиксирована связь (отношение и т.п.] чего-либо с чем-либо. Поэтому смысл в самом широком понимании - это мыслимая форма соединения, связи чего-либо (кого-либо] с чем либо (кем-либо].

Значение смысла в жизнедеятельности человека заключается в том, что он является опосредующим звеном между психической деятельностью и объективной действительностью в силу того, что смысл жизни одновременно принадлежит и субъекту и объекту, оказывается уникальным связующим звеном между психическим и физическим миром. «Человеческий смысл и встретившийся феномен связывают личность и мир, субъект и объект и устанавливают взаимоотношение быть вместе», - писал Р. фон Экартберг [5].

С учетом сказанного можно утверждать, что смысл жизни, обеспечивая качественный переход, выступает как закон, связывающий материю (человека] и явление (проявленные действия], энергию (внутреннюю энергию человека] и информацию (проявленную энергию в виде материализованной формы], меру жизни (предопределенную генетическим потенциалом] и размеры жизни (человеческого тела и его функций]. Применительно к человеку и его общественной компоненте, отражающейся в трактовке понятия личности как совокупности общественных отношений, закон смысла жизни обеспечивает интеграцию нравственных качеств внутреннего мира человека и их проявлений. Посредством мысли, смысла, ума происходит настрой между внут-

ренними качествами - характеристиками функционирования организма (процессов внутреннего мира] - природой человека (его внутренним «Я», которое, вообще говоря, не всегда совпадает с природой]: совестью, памятью и их сначала идеальными проявлениями - воображением, волей, характером, а затем материальными - действиями, поступками, процессами жизнедеятельности [2].

Истинный смысл жизни - в бесконечном продолжении жизни. Такое понимание смысла жизни вытекает непосредственно из закона опережающего воспроизводства жизненного потенциала [2].

В результате смыслового синергетического эффекта возникает качественно новая смысловая сущность, которая устанавливает качественно новые отношения в пространстве общественной жизни. Если образ жизни рассматривать как ограниченную организацию отношений (в частности общественных отношений], то становится очевидным, что качественно новая сущность порождает и качественно новый образ жизни.

Поскольку смысл выводит жизненный процесс на качественно новый уровень и это его главный результат, то очевидно, что речь идет о развитии истинного природного жизненного процесса. Смысл обеспечивает реализацию качественных переходов в этом процессе. Тогда содержательный смысл жизни (содержательная сторона смысла жизни] - в бесконечном продолжении жизни через поступок, поведение, образ жизни.

К выводу о смысле как о бесконечном продолжении жизни, только без указания содержания процесса и средств достижения, а потому в несколько идеализированной форме и религиозном понимании этой цели - пришли философы. «Если же „.мы верим или хотим верить в смысл жизни и в то же время не хотим нарушать ни логических, ни нравственных требований, то мы обязаны верить и в бессмертие. Другими словами: вера в личное бессмертие есть условие и логической, и нравственной позволительности веры в смысл жизни» [3, с. 53].

При таком понимании жизненный процесс, процесс жизнедеятельности, поступки, поведение, стиль жизни, образ жизни становятся средством достижения смысла жизни, заключающегося в бесконечном продолжении жизни, т.е. в бессмертии рода человече-

ского и конкретной родословной. На бытовом уровне известно, что безнравственный образ жизни (пьянство и т.п.] ведет к прерыванию рода, к разного рода мутациям и к прерыванию родословной, а значит, нет гарантий, что подобный процесс не может привести и к уничтожению генетического потенциала жизни на планете Земля.

Поскольку истинный смысл жизни реализует предназначение человека - то, что заложено природой в человеке, его истинные потребности, поэтому истинный смысл обладает свойством нравственности (понимаемой в своей сущности как природосообразность]. Но поскольку смысл является сущностью, определяющей образ жизни, то и об образе жизни можно говорить, что он обладает свойством нравственности.

С учетом изложенного можно дать определение нравственного образа жизни.

Нравственный образ жизни - нравственная ограниченная организация отношений. Ключевым звеном нравственного образа жизни являются нравственные отношения, подчиняющиеся нравственным законам организации жизни и реализующиеся через нравственные поступки, нравственное поведение, нравственный образ жизни.

Упорядоченная последовательность нравственных отношений образует нравственный жизненный процесс. Поэтому в более широком понимании образ жизни - ограниченная организация нравственных жизненных (внутренних и внешних] процессов. Если речь идет об общественном (социальном] образе жизни, то говорят о процессах жизнедеятельности и, соответственно. о нравственном пространстве жизни.

«Особенности становления смысла обусловливают его свойства, о наличии которых писал ряд психологов и философов. Это, во-первых, неизменность, устойчивость и определенность смысла, во-вторых, внутренняя логическая упорядоченность, законченность и структурированность, в-третьих, субъективная достоверность (основанная на внутренней непротиворечивости], в-четвертых, предметность.

Эти свойства смысла позволяют человеческому сознанию удерживать изменяющуюся действительность» [6, с. 263].

Смысл становится опорой бытия человека, превращая зыбкость мира в логически строй-

ное здание целесообразных связей и отношений. Смысл выступает в качестве ориентира в процессе жизни человека и позволяет ему строить целенаправленную деятельность [5].

Наконец, необходимо сказать о критериях нравственности образа жизни, порождаемого смыслом жизни. Очевидно, что только следование истинному смыслу жизни и соответствие поведения и образа жизни истинному (коренному] предназначению человека, а в результате - и предназначению общества может служить критерием нравственного поведения и образа жизни человека. Основным критерием является степень соответствия образа жизни нравственным качествам таким, как (нравственность, совесть, память, настрой, воображение, воля, характер] и степень подчинения аналогичным законам. Поскольку каждый осуществленный - реально существующий образ жизни, будучи осмысленным (и в соответствии с диалектикой развития], порождает внутри себя качественно новый смысл, выводящий его на качественно новый уровень развития, то с позиций обес-

печения устойчивости - он должен обладать теми же качествами, что и порождающая его сущность.

В более глубоком понимании критериев нравственности образа жизни имеет смысл говорить о степени совпадения образа жизни и образа, потенциально существующего в генетическом потенциале человека. Ибо от степени совпадения внутренних, чаще всего еще не проявленных, существующих в неявном виде в форме смутных ощущений и идей, реализующих смысл жизни, и внешних образов жизни находится в прямой зависимости реализация творческого и созидательного потенциала личности.

Таким образом, мы можем говорить о смысле жизни не только как о сущности, определяющей качество образа жизни, но и как о способности проявить и реализовать потенциал человека, его истинное предназначение, заключающееся в бесконечном продолжении жизни через каждый поступок, поведение, стиль жизни, образ жизни.

Литература

1. Акофф Р. Л., Эмери Ф. И. О целеустремленных системах : пер. с англ. - М.: Сов. радио, 1974. - 270 с.

2. Барболин М. П. Социализация личности: методология, теория, практика. Изд. 2-е / науч.ред. проф. В. Т. Пуляев. - СПб.: Петрополис, 2008. - 372 с.

3. Введенский А. И. Условие позволительности веры в смысл жизни // Смысл жизни в русской философии / отв. ред. А.Ф.Зама-леев. - СПб.: Наука, 1995. - С. 40-74.

4. Грот Н. Я. Устои нравственной жизни и деятельности // Смысл жизни в русской философии / отв. ред. А.Ф.Замалеев. -СПб.: Наука, 1995.

5. Зоткин Н. В. Психологическая концепция смысла [1998 г.]

// Forшt : [мировоззренческий сайт]. - URL:

http://www.scorcher.ru/ аЛ/ЦРе/аЛ/7.Ыт

6. Трубецкой Е. Н. Смысл жизни // Смысл жизни в русской философии / отв. ред. А. Ф. Замалеев. - СПб.: Наука, 1995. - С. 259341.

--------^----------

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.