Научная статья на тему 'Смысл жизни человека: логические и мировоззренческие условия его возможности'

Смысл жизни человека: логические и мировоззренческие условия его возможности Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1653
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Ключевые слова
БЕССМЕРТИЕ ДУШИ / ВЕРА / МИРОВОЗЗРЕНИЕ / ПРИЗВАНИЕ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / СМЫСЛ ЖИЗНИ / LIFE’S MISSION / SOUL’S IMMORTALITY / FAITH / IDEOLOGY / MEANING OF LIFE / SELF-REALIZATION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Анисин Андрей Леонидович

В статье рассматриваются логические и мировоззренческие предпосылки постановки и решения вопроса о смысле жизни человека. Определены основы религиозного мировоззрения, позволяющего позитивно раскрывать тему смысла жизни. Проанализирован характер присутствия этой темы в рамках тех мировоззрений, которые не дают необходимых теоретических основ ее раскрытия. Указано, что способность ставить и решать проблему смысла жизни является важнейшим критерием оценки философских систем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Meaning of human life: the logical and ideological conditions of its possibility

The author considers logical and ideological preconditions of formation and decision of question about meaning of human’s life. He designates foundations of religion ideology that let positive disclose theme about meaning of life; analyzes character of presence of this theme within the confines of ideologies, that not give necessary theoretic foundations of its disclosing and specifies, that ability to pose and solve the problem of meaning of life is most important criterion of evaluation of philosophy's systems.

Текст научной работы на тему «Смысл жизни человека: логические и мировоззренческие условия его возможности»

научно-методический электронный журнал

Анисин А Л. Смысл жизни человека: логические и мировоззренческие условия его возможности // Концепт. - 2014. - № 09 (сентябрь). - ART 14230. -0,6 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2014/14230.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

ART 14230

УДК 128

Анисин Андрей Леонидович,

доктор философских наук, доцент, начальник кафедры философии, иностранных языков и гуманитарной подготовки сотрудников органов внутренних дел Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России, г. Тюмень anlsin@bk.ru

Смысл жизни человека: логические и мировоззренческие условия

его возможности

Аннотация. В статье рассматриваются логические и мировоззренческие предпосылки постановки и решения вопроса о смысле жизни человека. Определены основы религиозного мировоззрения, позволяющего позитивно раскрывать тему смысла жизни. Проанализирован характер присутствия этой темы в рамках тех мировоззрений, которые не дают необходимых теоретических основ ее раскрытия. Указано, что способность ставить и решать проблему смысла жизни является важнейшим критерием оценки философских систем.

Ключевые слова: смысл жизни, мировоззрение, бессмертие души, призвание, самореализация, вера.

Раздел: (03) философия; социология; политология; правоведение; науковедение.

Среди всех философских проблем вряд ли можно найти что-то более востребованное, что-нибудь более очевидно значимое для обыденного сознания, чем проблема смысла жизни. Для некоторых людей это просто единственное, что им нужно от философии, если им от нее вообще что-то нужно. И вряд ли какая другая мировоззренческая тема может соперничать с темой смысла жизни по обилию популярных текстов и фраз: запрос «смысл жизни» дает, например, в Яндексе 15 миллионов ответов, тогда как «философия любви» - только 2 миллиона. Похожее соотношение дают и другие поисковые системы - кроме, впрочем, Гугла, где «философия любви» все-таки в три раза популярнее (запросы произведены 09.07.2014). Подборки афоризмов на тему смысла жизни выходят и в печатном виде, составляя порой почти 80(!) печатных листов [1].

И вот при всем этом изобилии слов вряд ли найдется другая тема в философии, столь же невнятно и бессодержательно излагаемая в учебной литературе, столь же разочаровывающая всякого, кто имеет в этом вопросе серьезные намерения и серьезные ожидания. Большинство учебников по философии просто игнорируют эту тему, а в других ей отведен, например, четвертый пункт второй главы шестого раздела из восьми (9 страниц из 928) [2]. К этому в целом вполне достойному учебнику мы еще вернемся, чтобы предметно показать неудовлетворительность содержания этих девяти страниц, а пока отметим только вопиющую странность: одна из важнейших проблем философии, если не самая важная, если вообще не единственная настоящая ее проблема, занимает при изложении менее 1 % учебного текста. А ведь философия в каком-то смысле существует именно ради учебников. Это, конечно, не единственное ее предназначение, но, пожалуй, ключевое. Не ради собственного удовольствия и не ради тех житейских забот, которыми часто обременены взрослые люди, мыслит философ, а прежде всего, ради того, чтобы актуализировать культурный опыт человечества для людей, вступающих в жизнь, ради того, чтобы помочь им разобраться в жизни.

Философия - это осмысление и сознательное выстраивание человеком своего мировоззрения, и главное ее призвание в том, чтобы открыть молодому человеку возможность для поиска личных ответов на вечные вопросы. И вот главная мировоззренческая проблема фактически игнорируется философией в ее обращении к

f\j ■Л f\j

http://e-koncept. ru/2014/14230.htm

научно-методический электронный журнал

Анисин А Л. Смысл жизни человека: логические и мировоззренческие условия его возможности // Концепт. - 2014. - № 09 (сентябрь). - ART 14230. -0,6 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2014/14230.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

ART 14230

УДК 128

учащейся молодежи. Современные учебники хотя бы иногда упоминают эту тему, не давая, правда, ясного ответа на вопрос под предлогом того, что смысл жизни - это очень «интимно», что только в индивидуальном проживании собственной жизни человек может эту проблему решать. А в советских учебниках философии - ни в одном! - даже словосочетания такого не было: «смысл жизни». При этом цель преподавания философии декларировалась предельно ясно: сформировать единственно правильное мировоззрение. Имея такую цель, казалось бы, совершенно невозможно было игнорировать проблему смысла жизни, но факт остается фактом: в этих учебниках освещалось все, кроме этого «единственного поистине серьезного и основополагающего вопроса философии» [3], который к тому же «есть неотложнейший из вопросов» [4]. Как же это объяснить?

Дело в том, что, будучи по своей сути центральной проблемой философии, вопрос о смысле жизни далеко не всякой философией может быть поставлен и решен. Парадокс заключается в том, что в рамках некоторых мировоззрений этот фундаментальный мировоззренческий вопрос попросту невозможен. Представители этих мировоззрений вынуждены либо - сохраняя строгую верность своим убеждениям -разъяснять, что вопрос о смысле жизни сам не имеет смысла, что он представляет собой некую «болезнь языка» и фантом непроясненного сознания, либо - все-таки пытаясь что-то говорить на эту тему - употреблять поэтические метафоры, не имеющие никакого смысла в рамках их собственной мировоззренческой системы. Целью настоящей статьи, как уже заявлено в названии, является прояснение логических и мировоззренческих оснований постановки и решения вопроса о смысле жизни.

Прежде всего, из того, что вопрос о смысле жизни есть вопрос мировоззренческий, следует, что невозможно даже доказать, есть ли вообще у жизни смысл, или его нет. Мировоззренческие убеждения - это область онтологической свободы человека: что есть мир вокруг меня, что есмь я в этом мире - этого никто за меня решить не может. Мнения других людей, конечно, оказывают влияние на человека, но последнее слово в этих вопросах - всегда за его собственной свободной волей. Можно верить, что у жизни есть какой-то смысл, можно верить, что никакого смысла жизнь не имеет и иметь не может.

Впрочем, кое-что, на наш взгляд, указывает на то, что смысл у жизни должен быть, что он есть и что найти его можно. Дело в том, что человек имеет потребность в том, чтобы жизнь была осмысленна, и это именно потребность, а не просто случайное желание - смысл необходим человеку, чтобы жить. Факт наличия некой потребности всегда означает принципиальную возможность эту потребность удовлетворить - сама жажда смысла жизни ясно говорит о его возможности, не отменяя, конечно, ни труда на пути к нему, ни риска остаться вовсе без него. Любой сознательный самоубийца своим поступком говорит, во-первых, что он не видит смысла жить, но и, во-вторых, - что без смысла ему невыносимо, что без него жить нельзя. Тем самым он от противного доказывает, что смысл у жизни должен быть. Сказанное, конечно, не обладает принудительной силой убеждения, но все-таки это -реальный довод в пользу наличия у жизни смысла.

Далее мы будем рассуждать исходя из того, что смысл у жизни есть, и попробуем понять, что же способно обеспечить его возможность, а заодно при этом выяснится и то, почему в ряде мировоззренческих систем вопрос о смысле жизни вообще невозможен или решается отрицательно. Прежде всего, необходимо отчетливо сформулировать сам вопрос, на который мы ищем ответ. Дело в том, что часто, заговаривая о смысле жизни, люди моментально соскальзывают на другие вопросы -тоже значимым, но другим. Чаще всего начинается обсуждение различных точек

http://e-koncept. ru/2014/14230.htm

научно-методический электронный журнал

Анисин А Л. Смысл жизни человека: логические и мировоззренческие условия его возможности // Концепт. - 2014. - № 09 (сентябрь). - ART 14230. -0,6 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2014/14230.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

ART 14230

УДК 128

зрения на то, как человеку жить, что в жизни главное, чем хорошо бы наполнить жизнь и т. д. Все это, безусловно, важные для человека вопросы, но проблема смысла жизни формулируется по-другому: «зачем человеку жизнь?» Зачем моя жизнь нужна другим (родителям, жене, детям, начальству, подчиненным, друзьям, Родине, будущим поколениям), про это сказать легко, а вот зачем она мне самому? В чем смысл моей собственной жизни лично для меня самого - вот в чем вопрос.

Слова о том, что полнота жизни и человеческое счастье возможны только на путях самоотдачи и служения ближнему, заключают в себе великий смысл, но они не отменяют того факта, что если жизнь моя нужна всем вокруг, кроме меня самого, и жизнь других людей, о которых я забочусь, нужна не им самим, а только для пользы людей, их окружающих, то это прямой и неприкрытый абсурд. Человек в этом случае не просто обращается в средство - он обращается в средство, не служащее, по существу, никакой цели. Тогда как нравственное чувство повелевает нам поступать так, «чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству (курсив наш. - А. А.)» [5]. Точка зрения, сводящая жизнь людей к средству взаимного обеспечения жизни и не указывающая никакого личного смысла жизни, и безнравственна, и абсурдна.

Итак, что же можно сказать исходя из того, что смысл у жизни есть? Каковы, прежде всего, логические основания продуктивного размышления на тему смысла жизни? Представляется, во-первых, очевидным, что если жизнь заканчивается ничем, то в ней смысла быть не может. В сочетании с уже сказанным выше это означает, что логическим условием веры в наличие у жизни смысла является вера в продолжение моей личности за гранью смерти. Если я из ниоткуда появился и очень скоро сгину в никуда, то жизнь моя кому-то, может быть, и нужна, но только не мне.

Вера в личное бессмертие, как и вера в то, что жизнь имеет смысл, как уже было сказано, является свободным мировоззренческим самоопределением человека - принудительным образом доказать что-либо в этой сфере невозможно. Но речь идет о том, что эти две веры логически связаны нерасторжимым образом: первая является необходимым (хотя еще недостаточным) условием второй. Стоит отметить, что если иметь некую иллюзию бессмертия, то возникает иллюзия смысла жизни. Иллюзий бессмертия насчитывается три: потомство, память и дела. Так, например, в уже упомянутом учебнике автор соответствующего раздела А. Г. Мысливченко пишет в самом конце своего коротенького изложения темы смысла жизни: «Человек - единственное существо, знающее, что оно преходяще, и в то же время единственное существо, которое борется за вечность, за продление своей жизни, стремится к тому, чтобы оставить о себе добрую память в сознании последующих поколений... Если личность ставит перед собой социально значимые цели, вносит свой вклад в общее благо, то она как бы запечатлевает себя в создаваемых ею материальных и духовных ценностях, остается жить в этих ценностях, в памяти людей» (с. 677). При этом выше им уже было констатировано, что индивидуальность человека «не вечна и исчезает вместе со смертью данного индивида» (с. 669), а «свое бессмертие он утверждает посредством бессмертия дел и подвигов, своего вклада в материальный и духовный прогресс человечества» (с. 676). Даже если бы «дела и подвиги» действительно были бессмертны, а это совсем не так, то их «бессмертие» никак не означало бы бессмертия самого человека. «Жить в создаваемых материальных и духовных ценностях и в памяти людей» - это не более чем поэтическая метафора, и сам автор об этом проговаривается: «личность. как бы запечатлевает. остается жить.» -как бы. «Стройте, пишите, исследуйте, радуйтесь, грезьте, - формула, фраза останется, лучшее - с вами уйдет!» (Э. С.-В. Миллей «Погребальная без музыки»).

http://e-koncept. ru/2014/14230.htm

научно-методический электронный журнал

Анисин А Л. Смысл жизни человека: логические и мировоззренческие условия его возможности // Концепт. - 2014. - № 09 (сентябрь). - ART 14230. -0,6 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2014/14230.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

ART 14230

УДК 128

Иллюзия бессмертия создает у человека ощущение, «что его жизнь была прожита не бесцельно» (с. 676), создает иллюзию смысла, но, чтобы иметь реальный и полноценный смысл жизни, необходимо исходить из признания реального и полноценного личного бессмертия. Разумеется, речь должна идти не о растворении личности в безличном духовном Абсолюте и не о «перерождении» души во все новые тела для бесконечного повторения жизненного цикла, поскольку такие мировоззренческие установки радикально обессмысливают жизнь, логически подводя к тому, что «жизнь есть страдание, которое можно и нужно прекратить» (Будда и его четыре благородные истины). Недопустимо и полное обесценивание этой земной временной жизни перед лицом вечности, ведь проблема смысла жизни заключается именно в том, что эта временная жизнь мне зачем-то очень нужна и для меня очень важно понять: зачем? Основанием для ответа на этот предельный по значимости вопрос является размыкание временной конечности жизни и ее реальная связь с жизнью совершенной и вечной.

Религиозная мировоззренческая перспектива образует только логическое условие возможности осмыслить жизнь, но не дает автоматического ответа на поставленный вопрос. Как мы только что отметили, не всякое мировоззрение, даже и религиозное, способно раскрыть настоящий смысл жизни. Не только упомянутая пантеистическая восточная философия, но и деистический вариант мировоззрения не дают такой возможности. Для того чтобы жизнь могла иметь смысл, необходимо понимать ее так, что она человеку дана, дана свыше, и притом дана с определенной целью, предполагающей личное усилие человека.

Заметим, кстати, что слово «предназначение» вынуждены использовать также и атеистические авторы, даже несмотря на дискредитирующий это слово контекст, когда биологические потребности осознаются и выступают «в форме целей и интересов, в реализации которых человек видит свое предназначение» (с. 670). Самого себя предназначить на удовлетворение собственных потребностей, то есть уже не инстинктивно, а сознательно заняться простым продолжением собственной и коллективной жизни, - это единственное, что может предложить человеку атеизм. Только нужно забыть, что по его доктрине как собственная, так и коллективная жизнь закончится и все следы ее сотрутся - жизнь все равно закончится ничем, воспроизводить ли ее инстинктивно или с полной сознательной самоотдачей.

Если жизнь дана человеку Богом, причем с определенной целью, дана как дар и задание, то в ней может быть смысл. При этом слово «предназначение» хоть и вполне уместно тут, но все-таки не до конца способно выразить фундаментальные предпосылки этого смысла. Предназначение вполне может быть и у неодушевленных предметов, а человек - это не просто вещь, и даже не просто живой организм, - человек это свободная личность. И вот поэтому ключевым в теме смысла жизни является другое слово: «призвание». Тот, Кто человеку жизнь дал, не просто предназначил его на что-то, Он еще и призывает человека это предназначение исполнить. Единственный возможный смысл слова «призвание» состоит в том, что это призыв свыше, обращенный к уму и сердцу человека, к его свободной воле, к его жизни. Этот призыв не покушается на свободу человека: человек способен как откликнуться на него, так и его игнорировать. Слово «призвание» может иметь реальный смысл только в рамках того мировоззрения, которое утверждает наличие у человека богоданной, неотмирной свободы, свободы по отношению к этому миру, свободы самоопределения в нем. Над этой свободой не властен сам Творец, с которым человек способен вступать в свободные отношения, который зовет человека, но не принуждает его, так что «Божественная воля будет всегда покоряться блужданиям, уклонениям, даже бунтам воли человеческой, чтобы привести ее к свободному согласию» [6].

гм yj nj

http://e-koncept. ru/2014/14230.htm

научно-методический электронный журнал

Анисин А Л. Смысл жизни человека: логические и мировоззренческие условия его возможности // Концепт. - 2014. - № 09 (сентябрь). - ART 14230. -0,6 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2014/14230.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

ART 14230

УДК 128

В рамках атеистического мировоззрения слово «призвание» не может значить ничего, но, берясь говорить о смысле жизни, даже атеистические авторы не могут без него обойтись. В учебнике, взятом нами для примера, на девяти страницах, отведенных под смысл жизни, о призвании так или иначе говорится пять раз. А заканчивается изложение таким поэтическим пассажем: «Призвание, назначение каждого человека в том, чтобы всесторонне развивать свои физические и духовные силы, все свои способности, в том числе способности мышления и любви. Содействуя созданию достойных человека условий жизни, в борьбе с многоликими формами зла формируется человек большой души и светлой мечты, преисполненный веры в значимость ценностей, ради которых стоит жить» (с. 677). Весь высокий смысл, содержащийся в этих красивых словах, совершенно улетучивается, как только мы переводим их на язык точной терминологии атеистического мировоззрения. Если развитие всех сил и способностей человека, и мышления в том числе, означает лишь приспособление организма к окружающей среде, если любовь - это не более чем инстинкт коммуникации и размножения, если «большая душа» - это просто особенности протекания биохимических процессов в головном мозге, а «светлая мечта» - это те же биохимические импульсы, при этом совершенно неадекватные реальности, и если ценностями называется «положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира, определяемая не их свойствами самими по себе, а их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности, интересов и потребностей, социальных отношений» [7], то почему же ради всего этого «стоит жить» и кто же призвал человека к этому?

Итак, для того чтобы можно было предполагать в жизни смысл и продвигаться к его пониманию, необходимо исходить из признания бессмертия души и утверждения полноценной и вечной жизни человеческой личности за гранью смерти с Богом и в Боге. Необходимо исходить из того, что жизнь человеку дана свыше и с определенной целью. Необходимо признавать реальность и ключевую значимость жизненного призвания, видя в нем призыв свыше, обращенный к свободной личности человека, и считая залогом осмысленности жизни, во-первых, осознание человеком своего призвания, во-вторых, принятие им этого призвания как руководящего начала жизни и, в-третьих, верность этому призванию. Все это необходимо, чтобы жизнь имела смысл, а в чем же этот смысл состоит?

Чтобы сказать об этом, нужно раскрыть, хотя бы в общих чертах, - к чему же призван человек. Индивидуальные призвания, конечно, бывают разные, однако вполне оправдан вопрос и в общей форме: к чему вообще призван человек как таковой в этом мире, в этой жизни? Слово, являющееся ответом, конечно, общеизвестно и употребляется достаточно часто. Вот только большое недоразумение связано с этим словом: произнося его, люди, как правило, имеют в виду вовсе не то, что оно действительно значит, а нечто совсем другое. Необходимо вспомнить о настоящем смысле этого слова, восстановить этот смысл для того, чтобы он смог стать настоящим смыслом человеческой жизни.

Человек призван к самореализации. Человек призван не что-то в жизни сделать, и даже не усовершенствовать себя, а себя реализовать. Это означает, что, пока тебя еще нет, ты себя должен сделать. Замысел о тебе, видимо, есть, но реализовывать этот замысел должен ты сам, и никто другой, и даже сам Бог, тебя замысливший, без тебя осуществить этот замысел не может. И прирожденные задатки, и внешние обстоятельства жизни, и само призвание свыше есть только материал и возможность - и шанс - что-то сделать из себя, определить себя в бытии. Человек призван стать не кем-то, а самим собой, а вот кем он реально станет, зависит только

(V Г /V

http://e-koncept. ru/2014/14230.htm

научно-методический электронный журнал

Анисин А Л. Смысл жизни человека: логические и мировоззренческие условия его возможности // Концепт. - 2014. - № 09 (сентябрь). - ART 14230. -0,6 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2014/14230.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

ART 14230

УДК 128

от него. Быть человеком - это риск: риск не стать самим собой настоящим. Но быть человеком - это и шанс: шанс свободно выбрать себя настоящего и продвигаться к своей настоящей жизни. Эта настоящая жизнь обретается ее еще и в рамках земного бытия, а входит в нее безраздельно человек уже за этими рамками.

В учебнике, уже многократно нами цитированном, тоже говорится о «самоосу-ществлении, реализации себя в мире» (с. 660), но там имеется в виду, конечно, внешняя деятельность человека, а все «внутреннее» является для автора только следствием и обеспечением этой внешней деятельности: «”овнутряемое” внешнее становится важным опосредствующим моментом творческой деятельности человека» (с. 661). Действительно, для того чтобы реализовать себя, много что нужно в жизни делать, но все эти внешние дела имеют смысл и значимость не сами по себе - все они распадутся в прах в очень короткой перспективе. Единственно важно во всем этом то, что, занимаясь внешней деятельностью, человек делает себя, созидает свою уникальную сущность и возделывает свою бессмертную душу. Это «внутреннее делание» - единственное настоящее дело человека, которое не уходит, как вода в песок, а укореняет его жизнь в вечности.

Жизненное призвание человека, конечно, сопряжено определенным образом с его профессиональной деятельностью, и именно с профессиональным самоопределением, с тем, чтобы «найти свое место в жизни», отождествляется для многих тема самореализации. Однако, по прямому смыслу латинского слова ргОеввю, профессия - это то, что человек сам о себе заявляет, это его официально объявленный статус в системе социальных отношений. Человеческое призвание и человеческая самореализация имеют более глубокие бытийные основания и значимость. Самое главное, к чему призван человек на путях самореализации, - стать в полной мере человеком, реализовать в себе полноту человечности.

Если у жизни может быть вообще какой-то смысл, то он именно такой. Этот смысл жизни можно раскрывать разными словами, но он один и другим быть не может. В конечном счете именно об этом говорит человеку любая философия: о его призвании и самореализации, о том, что значит быть по-настоящему человеком и каким путем возможно продвигаться к этой полноте человеческого бытия. Самая главная разница между философиями заключается именно в том, насколько в рамках той или иной философской системы возможно обоснование и раскрытие проблемы смысла жизни, насколько те необходимые человеку слова, которые образуют логическую структуру решения вопроса о смысле жизни человека, имеют реальный вес в рамках того или иного мировоззрения. Разумеется, далеко не все философы разделяют изложенное выше религиозное понимание жизни. Однако здесь вступает в силу намеченное у И. Канта различие между теоретическим разумом и разумом практическим. Мы позволим себе, не придерживаясь буквально историко-философской конкретики взглядов этого мыслителя, воспроизвести их вольным пересказом со своими акцентами (впрочем, дух кантовской моральной философии, как нам представляется, в этом пересказе сохранен).

В пределах теоретического разума, вооруженного всеми трансцендентальными предпосылками познания, совершенно невозможно построить ни рациональную психологию, ни рациональную космологию, ни рациональную теологию: душа, мир в целом и Бог не могут быть предметами теоретического разума. Лучше всего для мыслителя даже и не пытаться проникнуть в эти области и оставаться «в пределах только разума». Если же метафизические притязания все-таки возникают, то разум на теоретическом уровне способен с равным успехом как доказывать, так и опровергать, например, сво-

http://e-koncept. ru/2014/14230.htm

научно-методический электронный журнал

Анисин А Л. Смысл жизни человека: логические и мировоззренческие условия его возможности // Концепт. - 2014. - № 09 (сентябрь). - ART 14230. -0,6 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2014/14230.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

ART 14230

УДК 128

боду воли, бессмертие души и бытие Бога. Однако в том случае, когда человек, даже отрицающий все это, в своей практической жизни выносит нравственные оценки, имеет сознание нравственного долга и поступает, соотносясь с нравственными нормами, - он при этом мыслит и действует так, как если бы верил в реальность свободы, в реальное бессмертие души и в реальное бытие Бога. Тот факт, что практический, то есть моральный, разум имеет своими постулатами признание свободы воли, бессмертия души и бытия Бога, не может заставить человека отказаться от теоретического отрицания этих вещей. Просто такое отрицание ведет к тому, что в рамках его философии нравственные понятия и нормы теряют онтологическое обоснование.

Нечто подобное происходит и с проблемой смысла жизни. Все, что различные мыслители на эту тему говорят и пишут по-настоящему глубокого, логически предполагает в качестве своих мировоззренческих предпосылок вполне определенное религиозное понимание человеческой жизни, изложенное выше. При мировоззренческом несогласии с таким пониманием единственной опорой для рассуждений о смысле жизни остается эмоциональная апелляция к нравственному чувству без всякой возможности систематически обосновать применяемые понятия и связать эти рассуждения с основополагающими постулатами собственного мировоззрения. В результате эти рассуждения, оторванные от логически необходимого мировоззренческого основания, сохраняя определенную суггестивность, во-первых, лишаются возможности дойти до настоящего ответа, а во-вторых, превращаются в чистую условность.

Мы уже упоминали, что сфера мировоззренческих идей и принципов есть область свободы, доказать принудительным образом в этой сфере ничего нельзя. Так, например, можно верить, что у жизни есть смысл, а можно верить, что никакого смысла жизнь не имеет. Теперь добавим, что наряду с той и другой верой человек может не верить ни в то, ни в другое, и этот случай достаточно распространен. Дело ведь в том, что вера - это не просто умственное признание истинности некоего предположения, это не просто интуитивное ощущение правильности некоего поступка, - вера - это акт воли, ставящий определенное знание и определенные нормы в центр собственной жизни. Много есть того, что знает или чувствует человек, бывают и такие знания и чувства, которые сильно влияют на его жизнь помимо его воли, но вера - это свободное самоопределение к тому, чтобы некая информация стала для меня главным ориентиром и руководством к действию.

Веру часто противопоставляют знанию, имея в виду, что она есть «убеждение в реальном существовании предметов религии или фантазии, а также в истинности того, что не доказано с несомненностью» (словари Т. Ф. Ефремовой и Д. Н. Ушакова), а также «позиция разума, принимающего некоторые положения, которые не могут быть доказаны» (Логический словарь) [8]. Под знанием в этом случае понимают проверенные практикой и доказанные (желательно с несомненностью) понятия о действительности. Однако слабая обоснованность вовсе не является сущностным признаком веры, даже недостаточно обоснованная гипотеза традиционно признается все-таки формой научного знания, а не веры. Дело просто в том, что быть предметом веры, то есть являться для человека центром его жизненных интересов и жизненного самоопределения, становиться убеждениями могут не только хорошо обоснованные знания, но и принципиально недоказуемые положения. Существенна для веры не степень рациональной и материальной обоснованности, а именно руководящая роль в жизни человека. В этом смысле и было сказано выше, что многие люди не имеют никакой веры по поводу наличия у жизни смысла или его отсутствия: признание ими той или иной позиции не оказывает никакого значимого воздействия на их реальную жизнь.

pu "7 fu

http://e-koncept. ru/2014/14230.htm

КОНТ ТЕГГТ

Анисин А Л. Смысл жизни человека: логические и мировоззренческие условия его возможности // Концепт. - 2014. - № 09 (сентябрь). - ART 14230. -0,6 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2014/14230.htm. -

Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

ART 14230 УДК 128

На наш взгляд, очень значимым фактором в придании жизни подлинно человеческого качества является именно вера в то, что у жизни есть смысл, то есть такая убежденность в этом, которая оказывает преобразующее воздействие на жизнь. А кроме того, эта вера, на наш взгляд, должна иметь прочное теоретическое обоснование, доказательную силу, опираться не только на интуитивное ощущение смысла, не только на волевое самопонуждение к тому, что «жить все-таки стоит», но и на ясное разумное понимание того, почему и зачем стоит жить. Вера в наличие у жизни смысла должна быть логическим образом вписана в целостную систему мировоззрения человека так, чтобы он мог подобно апостолу Павлу сказать: «Я знаю, во что уверовал!» (сам апостол написал не «во что», а «в Кого» (2 Тим. 1:12)).

Ссылки на источники

1. В поисках смысла / сост. А. Е. Мачехин; изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Олма-Пресс, 2004. - 912 с.

2. Философия: учеб. для вузов / под общ. ред. В. В. Миронова. - М.: Норма, 2005. - 928 с. - Далее в тексте ссылки на это издание даются в круглых скобках с указанием страниц.

3. Камю А. Счастливая смерть: роман; Посторонний: повесть; Чума: роман; Падение: повесть; Калигула: пьеса; Миф о Сизифе: эссе; Нобелевская речь. - М.: Фабр, 1993. - С. 471.

4. Там же. - С. 472.

5. Кант И. Сочинени: в 6 т. / под общ. ред. В. Ф. Асмуса. Т. 4. Ч. 1. - М.: Мысль, 1965. - С. 270.

6. Лосский В. Н. Догматическое богословие // Лосский В. Н. Боговидение / пер. с фр. В. А. Рещико-вой. - М.: АСТ, 2003. - С. 502.

7. Советский энциклопедический словарь / гл. ред. А. М. Прохоров. - Изд. 4-е, испр. и доп. - М.: Сов. энцикл., 1989. - С. 1487.

8. Вера // Tolkslovar.ru: общий толковый словарь русского языка. - URL:

http://tolkslovar.ru/v1824.html.

Andrey Anisin, ISSN 2304-120Х

Doctor of Philosophical Sciences, Associate Professor, head of the chair of philosophy, foreign languages and humanitarian training of law enforcement, Tyumen Advanced Training Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation, Tyumen anisin@bk.ru

Meaning of human life: logical and ideological conditions of its possibility Abstract. The author considers logical and ideological preconditions of formation and

decision of question about meaning of human’s life. He designates foundations of religion ideology that let positive disclose theme about meaning of life; analyzes character of presence of this theme within the confines of ideologies, that not give necessary theoretic foundations of its disclosing and specifies, that ability to pose and solve the problem of meaning of life is most important criterion of evaluation of philosophy's systems.

Key words: meaning of life, ideology, soul’s immortality, life’s mission, self-realization, faith.

References

1. Machehin, A. E. (ed.) (2004) Vpoiskah smysla, izd. 2-e, pererab. i dop, Olma-Press, Moscow, 912 p. (in Russian).

2. Mironov, V. V. (ed.) (2005) Filosofija: ucheb. dlja vuzov, Norma, Moscow, 928 p. Dalee v tekste ssylki na jeto izdanie dajutsja v kruglyh skobkah s ukazaniem stranic (in Russian).

3. Kamju, A. (1993) Schastlivaja smert': roman; Postoronnij: povest'; Chuma: roman; Padenie: povest'; Kaligula: p'esa; Mif o Sizife: jesse; Nobelevskaja rech', Fabr, Moscow, p. 471 (in Russian).

4. Ibid., p. 472.

5. Kant, I., Asmus V. F. (ed.) (1965) Sochineni: 6 vol., vol. 4, ch. 1, Mysl', Moscow, p. 270 (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Losskij, V. N. (2003) “Dogmaticheskoe bogoslovi”, in Losskij, V. N. Bogovidenie, per. s fr. V. A. Resh-hikovoj, AST, Moscow, p. 502 (in Russian).

7. Prohorov, A. M. (ed.) Sovetskij jenciklopedicheskij slovar1, Sov. jencikl., Moscow, 1989, p. 1487 (in Russian).

8. “Vera”, in Tolkslovar.ru: obshhij tolkovyj slovar' russkogo jazyka. Available at:

http://tolkslovar.ru/v1824.html (data obrashhenija 12.07.2014) (in Russian) (in Russian).

Рекомендовано к публикации:

Некрасовой Г. Н., доктором педагогических наук, профессором, членом редакционной коллегии журнала «Концепт»

гм g ГМ

977230412014209

http://e-koncept. ru/2014/14230.htm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.