Научная статья на тему 'Смотр-конкурс как метод активизации учебно-воспитательного процесса на военных кафедрах'

Смотр-конкурс как метод активизации учебно-воспитательного процесса на военных кафедрах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
107
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМОТР-КОНКУРС / УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ВОЕННАЯ КАФЕДРА / CONTEST-PARADE / TEACHING AND EDUCATIONAL PROCESS / MILITARY ARTS DIVISION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Корабач В. Н., Глебов А. Н., Ивашин В. М., Флюрик С. В.

В статье анализируется значение смотра-конкурса среди военных кафедр и военных факультетов в оптими­зации учебно-воспитательного процесса по военной подготовке студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTEST-PARADE AS ACTIVIZATION METHOD OF TEACHING AND EDUCATIONAL PROCESS AT MILITARY DEPARTMENTS

The article analyses the importance of an annually held contest-parade in optimization of the teaching and educational process on the military training of students

Текст научной работы на тему «Смотр-конкурс как метод активизации учебно-воспитательного процесса на военных кафедрах»

УДК 378.14:355.5

СМОТР-КОНКУРС КАК МЕТОД АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ВОЕННЫХ КАФЕДРАХ

В.Н. Корабач, А.Н. Глебов, В.М. Ивашин, С.В. Флкрик

Военная кафедра УО «Гродненский государственный медицинский университет»

В статье анализируется значение смотра-конкурса среди военных кафедр и военных факультетов в оптимизации учебно-воспитательного процесса по военной подготовке студентов.

Ключевые слова: смотр-конкурс, учебно-воспитательный процесс, военная кафедра.

The article analyses the importance of an annually held contest-parade in optimization of the teaching and educational process on the military training of students.

Key words: contest-parade, teaching and educational process, military arts division.

В 2004 году, в соответствии с приказом Министра обороны Республики Беларусь, управлением военного образования и подготовки войск Вооруженных Сил стал ежегодно проводиться смотр-конкурс среди военных кафедр и военных факультетов гражданских учреждений, обеспечивающих получение высшего и среднего специального образования. Целью данного мероприятия является активизация работы руководства военных кафедр и профессорско-преподавательского состава по совершенствованию учебно-воспитательной работы, направленной на качественную подготовку офицеров запаса по военно-учетным специальностям в соответствии с квалификационными требованиями, совершенствование учебно-материальной базы, обобщение и распространение передового опыта обучения и воспитания студентов на военных кафедрах и факультетах.

При проведении смотра-конкурса комиссия Министерства обороны осуществляла проверку деятельности военных кафедр по следующим направлениям:

- организация учебной, методической, научноисследовательской работы;

- подготовка научно-педагогических кадров высшей квалификации;

- состояние учебно-материальной базы;

- организация и проведение воспитательной и военно-патриотической работы.

Для военных кафедр, факультетов смотр-кон-

курс стал своеобразным подведением итогов работы за год, что позволяет максимально объективно, насколько возможно, дать оценку проделанной работе, выявить недостатки и определить конкретные рекомендации по их устранению.

Одним из оцениваемых показателей являлась учебно-методическая работа кафедр. Здесь учитывалась редакционно-издательская деятельность, подготовка обучающих компьютерных программ, создание электронной библиотеки методических документов, наличие и укомплектованность методическим кабинетом. В лучшую сторону по этому показателю были отмечены кафедры Витебского и Гродненского медицинских университетов. Так, гродненцы отличились разработкой учебно-методических комплексов, представляющих собой систему дидактических средств обучения по дисциплинам военной подготовки и предназначенных для наиболее полной реализации целей и задач, изложенных в учебной программе.

Высокая оценка комиссии была дана методическому кабинету военной кафедры Гродненского медицинского университета (рис. 1). Важнейшим

Рис. 1. Методический кабинет военной кафедры ГрГМУ (2007 год)

Начальник военной кафедры -полковник м/с КОРАБА Ч Вячеслав Николаевич

Рис. 2. Результаты научной деятельности офицеров военной кафедры ГрГМУ (2007 год)

направлением его деятельности является информационно-справочное обеспечение учебно-воспитательного процесса. Содержание методического кабинета направлено на оказание помощи преподавателям в повышении уровня их методической подготовки. Здесь сосредоточены нормативно-правовые документы по организации учебно-воспитательного процесса, представлены материалы, обеспечивающие повышение уровня знаний преподавателей в области педагогики и дидактики высшей школы, педагогической психологии. В методическом кабинете размещены технические средства обучения и инструкции по их применению, а также учебная литература, слайдотека и фонотека, образцы различных учебно-методических документов, картотеки справочной литературы по дисциплинам и темам обучения. Кабинет служит местом проведения инструкторско-методических занятий, учебно-методических сборов, заседаний методической комиссии по военной и смежным дисциплинам.

Комиссия министерства обороны отметила активное участие профессорско-преподавательского состава военной кафедры Гродненского медицинского университета и студентов, обучающихся на ней, в проведении научно-исследовательских работ военно-исторической направленности, а также участие в конференциях по воспитательной и военно-патриотической работе.

Одним из важных показателей деятельности военных кафедр и факультетов стала подготовка научно-педагогических кадров высшей квалификации из числа офицеров-преподавателей. Сейчас в Вооруженных Силах среди офицеров ученую степень доктора наук имеет 24 человека, из них 3 являются докторами медицинских наук. Кандидатов наук 232, из них кандидатов медицинских наук 11 человек. В настоящее время на военной кафедре Гродненского медицинского университета преподают 2 кандидата медицинских наук - доцент Ива-

Рис. 3. Класс полевой кислородной аппаратуры (2007 год)

шин В.М. (полковник медицинской службы запаса) и начальник учебной части - заместитель начальника кафедры полковник медицинской службы Глебов А.Н. В сравнении с военными кафедрами других медицинских вузов это достаточно хороший показатель (рис. 2).

Состояние учебно-материальной базы военных кафедр и факультетов оценивалось комиссией по наличию и укомплектованности учебно-лабораторных классов, учебных групповых и поточных аудиторий, библиотек специальной учебной и методической литературы (рис. 3). Вывод комиссии был единодушен в том, что по этим показателям военная кафедра Гродненского медицинского университета одна из лучших в республике. В то же время комиссия отметила наличие недостаточного парка компьютерной техники, отсутствие мультимедийного оборудования, что не позволяет в полной мере использовать современные информационные технологии в учебно-воспитательном процессе.

По итогам смотра-конкурса военная кафедра Гродненского медицинского университета заняла второе место в 2005 году (в 2004 году - четвертое место). Однако в 2006 году наша кафедра немного уступила позиции и заняла почетное третье место среди военных кафедр других вузов. Это демонстрирует рост конкуренции среди военных кафедр и факультетов и, соответственно, стимулирует деятельность профессорско-преподавательского состава, что в целом оказывает положительное влияние на повышение качества учебно-воспитательного процесса.

Таким образом, смотр-конкурс может стать фактором активизации учебно-воспитательного процесса на военных кафедрах и факультетах, основой для обобщения и распространения передового опыты, что позволит, в конечном итоге, существенно повысить качество подготовки офицеров запаса из числа студентов высших учебных заведений.

Поступила 15.01.07

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.