Научная статья на тему 'СМИ Приморья в контексте моря'

СМИ Приморья в контексте моря Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
135
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМИ / ПРИМОРЬЕ / МОРЕ / ФАКТОРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / MEDIA / PRIMORYE / SEA / ACTIVITY FACTORS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Копытов О.Н.

Автор выдвигает и обосновывает тезис о том, что СМИ Приморья в своей деятельности во многом зависят от моря, которое для них является не только мощным географическим фактором, но и рядом других.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRIMORYE MEDIA IN SEA CONTEXT

The author puts forward and proves the thesis that the Primorye media in his activity is largely dependent upon the sea, which for them is not only powerful geographical factors, but also a number of others.

Текст научной работы на тему «СМИ Приморья в контексте моря»

УДК 070.1

СМИ ПРИМОРЬЯ В КОНТЕКСТЕ МОРЯ О.Н.Копытов PRIMORYE MEDIA IN SEA CONTEXT O.N.Kopytov

Дальневосточный федеральный университет (Владивосток), oleg_kopytov@mail.ru

Автор выдвигает и обосновывает тезис о том, что СМИ Приморья в своей деятельности во многом зависят от моря, которое для них является не только мощным географическим фактором, но и рядом других. Ключевые слова: СМИ, Приморье, море, факторы деятельности

The author puts forward and proves the thesis that the Primorye media in his activity is largely dependent upon the sea, which for them is not only powerful geographical factors, but also a number of others. Keywords: media, Primorye, sea, activity factors

В идеале каждый региональный медиаконтекст должен быть уникален «по горизонтали», то есть иметь свои собственные характерные и отличительные от всех других, включая соседей, черты, но и встроен в вертикальный общенациональный медиа-поток на правах а) абсолютно равноправного примера, частной репрезентации какого-то эпизода, проблемы или вектора развития общественной и политической жизни страны; б) опять-таки примера своеобычного, репрезентации, местной маркированной особенностью [1].

В Приморье вообще и его столице Владивостоке в частности несколько таких черт: транспорт, логистика, пограничная служба и таможня, ориентированные на море или частично морем обусловленные, относительно развитая и живая даже в 1990-е и иные кризисные годы рыбодобывающая отрасль, судостроительная и судоремонтная промышленность; традиционно (с 1990-х) яркая политическая жизнь, крайняя удаленность от центра, большая насыщенность мифами [2] и историографией (включая немалое количество «ненаписанных» или вырванных из официальной истории страниц [3]) за очень короткую русскую биографию (в 155 лет, ср. Новгородчину, которая в этом отношении на 1000 лет «старше»), уникальность природы: в частности — архипелаги близ Владивостока и в других местах побережья, большая насыщенность эндемиками — тигры, леопарды и т.д., ширина и популярность и у местных, и у соседей по Дальнему Востоку курортной зоны и мест отдыха и туризма. Все вышеперечисленные генеральные черты Приморья вообще и Владивостока в частности связаны с морем. Даже тигры и леопарды (горами и морем в немалой степени сохраняемые) и особенности владивостокского климата (насыщенного ветрами, которые, как известно, дуют с моря).

Освещенная СМИ, начиная с первых флотских листков первых русских кораблей в бухте Порт Мэй (Золотой Рог) и дореволюционной газеты «Владивосток», жизнь русского Приморья не «так или иначе», а кардинально была, есть и будет связана с морем. В

первые годы первой приморской газеты «Владивосток», которая и задумывалась-то как флотская, в ней был морской раздел («отдел»), в котором регулярно выходили «морские заметки» — новости о навигации судов и их актуальном положении в море, о назначениях капитанов, о лоцманстве, о крушениях, о морских приказах [4]. Такие «морские заметки» — постоянный, родной и эксклюзивный жанр приморских СМИ за всю их историю. Именно море, с одной стороны, отличает Владивосток от соседних регионов, например, Хабаровского края, где тоже есть небольшой контекст моря, но удаленный от столицы края и другой, совсем другой контекст моря, а с другой стороны, такой доминаты моря и / или именно такого контекста моря нет в России ни в Санкт-Петербурге, ни в Мурманске, ни в Архангельске, ни в Певеке.

В аспекте качества СМИ Приморья похожи на все региональные российские СМИ последних 25 лет: оно существенно ниже столичного, что доказывает хотя бы регулярный отток лучших молодых журналистских кадров из Владивостока (реже Находки или Большого Камня) в Москву и Санкт-Петербург. В аспекте количества, например, финансового обеспечения, — тоже. Но в аспекте особого регионального медиадискурса, если понимать под ним регулярное и взаимовлияющее циркулирование смыслов между медиатекстом и его денотатами и референтами, СМИ Приморья уникальны именно морем.

Море задает для СМИ Приморья совокупность факторов, доминантно определяющих уникальность данного медиадискурса как регионального, главный контекст, в который помещены его сообщения. Это следующие факторы: географический, тематический, фактор «дополнительной дистрибуции медиадискур-са», фактор «естественного дискурса», политико-экономический, СМИ-образующий, брендообразую-щий.

Теперь о каждом факторе отдельно.

Географический фактор. Нужно иметь перед собой карту Приморья вообще и Владивостока в частности, чтобы представить, что ни жизнь края, ни

его столицы (общественная, экономическая и связанная с природой) никак от моря независимыми быть не могут. А следовательно, и освещение этой жизни СМИ. Владивосток располагается на узком полуострове Муравьева-Амурского, с запада омываемом много большим по размерам-площади, чем полуостров с городом, Амурским заливом, а с востока — таким же большим Уссурийским (кстати, к рекам Амур и Уссури прямого отношения не имеющим: первый впадает в Охотское море, исток второго находится в горах Сихотэ-Алинь, а впадает Уссури в Амурскую протоку Казакевичево близ Хабаровска). Такая «за-жатость» морем Владивостока и «зажатость» всего Приморского края между морем и Китаем делают русскую часть Японского моря уникальным для России географическим фактором, который СМИ не только не могут не учитывать, но учитывают в первую очередь. Достаточно сказать, что железная дорога из «неморского» Хабаровска в «мегаморской» Владивосток местами проходит буквально в метре от моря, и вообще инфраструктура Приморского края и его столицы развивается ровно настолько и только там, где ему позволяет сделать это российское Японское море.

Тематический фактор, разумеется, сильно связан с географическим. Само море, побережье — от популярных пляжей до новой пешеходной тропы в центре Владивостока, от Золотого и Русского мостов, построенных к саммиту стран АТЭС «Владивосток-2012», до новой набережной — Цесаревича (названа в честь Николая II, который, будучи наследником российского престола, посетил Владивосток в мае 1891 и присутствовал при закладке одного из доков будущего Дальзавода), построенной практически под Золотым мостом и до цехов Дальзавода — одного из старейших в России судоремонтного. Немалая тематическая доля в СМИ Приморья приходится на события и новости из жизни военных моряков, морских пограничников, рыбаков и моряков торгового флота. Нужно сказать, что последние принадлежат структурам ДВМП — Дальневосточного морского пароходства, а готовят их два вуза — Дальрыбвтуз и МГУ им. адмирала Г.И.Невельского (о том, что в России есть два МГУ, к сожалению, знают только в Приморье, правда, «М» в аббревиатуре — морской, а не Московский, далее полное совпадение). Регулярная новость, распространяемая большим количеством СМИ Владивостока, с 1991-го года, когда город из «закрытого» превратился в «открытый» — визиты военных кораблей дружественных (и не очень) стран — не только КНР, Индии, Вьетнама, но и Японии, Южной Кореи, Австралии, США (как правило, к 33-му причалу, «военному», в самом центре Владивостока, на Корабельной набережной, где чаще всего стоит флагман Тихоокеанского флота — крейсер «Варяг»). Также регулярно освещаются заходы во Владивосток крупнейших круизных лайнеров, например, "Amadea", "Zaandam", "Dawn Princess", "Pacific Venus", "Legend of the Seas", "Diamond Princess", их бывает по 6-8 в год, некоторые из них приходят во Владивосток по 2-3 раза в год. Освещается и приход военных кораблей и научных (специализированных) судов из других морей России

(сегодня включая Черное у Крыма) на судоремонтные заводы Владивостока. Один из последних примеров

— прибытие на Дальзавод корабля «Маршал Крылов», который выполняет задачи по обеспечению запусков космических аппаратов, а также крылатых и баллистических ракет. Одной из важнейших задач экипажа «Маршала Крылова» после ремонта и модернизации оборудования, начавшихся в ноябре 2014-го, станет обеспечение пусков ракет-носителей со строящегося в Амурской области российского космодрома «Восточный» (хотя моря в Амурской области нет, а Амур там узкий). Основными жанрами, например, для рассказа о жизни моряков и членов их семей являются очерк, а также интервью. Оба жанра делятся на четыре главных группы — очерк о или интервью с (газетно-журнальное, радио или телевизионное, разумеется, включая вэб-версии) самими моряками, с детьми моряков, с женами моряков, с капитанами дальнего плавания. Бывает так, что разновидность жанра (жанровое название) включено в название материала [5].

Примеры тематической связанности Владивостока и Приморья с морем можно перечислять бесконечно.

СМИ Приморья связаны с морем также фактором, который мы назвали фактором «дополнительной дистрибуции медиадискурса». Это дополнительное, скрытое или изначальное включение контекста моря в иные контексты. Здесь главный пример — все то, что связано с ввозом в Приморье — разумеется, морем, — подержанных и новых автомобилей из Японии. Причем так давно, регулярно и в таком количестве, что Приморье стало самым автомобильным регионом России (в начале 2014-го на 1000 жителей

— 572 легковых автомобиля, тогда как в Москве — 311; по данным сайта «За рулем.РФ»: http://www.zr.ru/content/articles/752284). Естественно, это и самый «праворульный» город. Любая автомобильная тема именно в городе Владивостоке имеет особый колорит (потому что так или иначе связана с морем) — от «домохозяек за рулем» (этот руль прибыл морем) до безумных владивостокских пробок (в городе, зажатом между заливами, бухтами, побережьями и проливами между островами и материком, один из которых называется Босфор Восточный) и джипов, потонувших на зимней рыбалке (естественно, на застывшем, но с тонким льдом, море). Один из самых популярных и быстроразвивающихся специализированных сегментов СМИ рынка Приморья — автомобильный. Новейшие проекты — газета «Правый руль» и журнал «Автогид-Владивосток» (тираж обоих сегодня — по 5000 экз.). Есть и местный отдел известного делового издания «За рулём». Тема «правого руля» (точнее, правый руль в качестве символа особого духа сибиряков и дальневосточников) стала главной в одном из вариантов политизированной беллетристики — трилогии «Тойота-Креста» сибиряка Михаила Тарковского, частого гостя Владивостока, друга известного приморского издателя и главреда журнала «Рубеж» Александра Колесова. Другие примеры — они же направления, данного фактора: гастрономическая тема в СМИ Приморья весьма сильно

по сравнению с другими регионами России связана с морепродуктами, блюдами из них; туризм здесь в большой части морской, также и курортное оздоровление — на море, возле моря. Ономастика городов, сел Приморья, их улиц и других объектов во многом в контексте моря, так же как и название новой хоккейной команды (конечно — «Адмирал»). А знаменитая на всю страну кошка, объевшая в декабре 2014-го рыбный магазин на тысячу долларов (уже по новому курсу), которую приютила команда, разумеется, наречена Матроскиной.

Фактор «естественного дискурса», влияющий на медиа. Понимаем под таковым интенсивность морской и близкой ей тематики в прямой зависимости от развитости референтов. Например, развита (в 1970-е, 1980-е) судостроительная и судоремонтная промышленность Владивостока — много о ней и в СМИ Приморья. В упадке эти отрасли (в 1990-е) — мало о них в прессе (не о чем писать). Не было мостового сообщения между центром города и полуостровом Голдобина (в народном варианте имени — Чуркин) — одна ситуация, построили через бухту Золотой Рог уникальный вантовый мост, назвали Золотым — «естественный дискурс» СМИ вокруг данной бухты изменился кардинально. Конечно, с особой силой этот фактор в контексте моря (как и в иных) повлиял на медиатексты Владивостока и вообще Приморья во время и после саммита 2012. Здесь и оба моста — Русский и Золотой, и строительство нового грузового терминала на мысе Поспелова (между прочим, практически там, где проходит некое общекомандное утреннее действие на Русском острове в тексте моноспектакля Евгения Гришковца «Как я съел собаку»), и реконструкция 1-го и 2-го причалов морского пассажирского вокзала, а также реконструкция 30-го и 36-го причалов порта Владивосток, и строительство автомобильной дороги «бухта Патрокл — мостовой переход через бухту Золотой Рог», и прочие изменения в инфраструктуре города, так или иначе связанные с морем. Кстати, строительство Русского моста отменило паром с гражданского причала Корабельной набережной на остров Русский. Этот паром и вообще «тогдашнее» транспортное единственно морское сообщение с островом было постоянной темой СМИ. Оно не претерпело изменений, а отпало за ненадобностью. Тоже «естественный дискурс».

Политико-экономический фактор жизни русского Приморья в контексте моря актуализируется в СМИ прежде всего там, где политика сливается с экономикой в области городов и весей как портов. С 2013 года это введенные президентом страны идеи территорий опережающего развития (ТОРов), а с конца 2014 — идея Владивостока как «порто франко», порта, не входящего в состав таможенных территорий государства. А еще есть правительственная стратегия развития Дальнего Востока до 2020 года. То есть это фактор на уровне развития идей, планирования, проектов, а не уже воплощенной в жизнь политики и экономики, во-первых, и, во-вторых, он связан более с федеральной властью, задумывающей перейти от поддержки одного приморского проекта — саммита АТЭС-2012, к комплексному развитию

Приморья. Материалов в СМИ Приморья на тему идей ТОРов и порто франко немало, среди них выделяются аналитические, где расставляются акценты. Например, портала EastRussia.ru (информационно-аналитическое агентство «Восток России»), который, подводя итоги 2014-го года, пишет: На фоне повышенного внимания центра к Дальнему Востоку актуальным остается и вопрос сбалансированности его развития. Ранее, в «эпоху» саммита А ТЭС, львиную долю средств в рамках макрорегиональной ФЦП получал Приморский край. Сейчас возникают условия для более равномерного распределения ресурсов и задействования всех регионов. Тем не менее, тот же Приморский край в прошлом году все равно выделялся на общем фоне. Примечательно уже то, что именно во Владивостоке, а не в Хабаровске, как при прежнем министре, размещается главная региональная «ставка» Минвостокразвития. На Приморье ориентированы некоторые ключевые проекты ТОРов, приоритетные инвестиционные проекты, свободные порты... [6]. ТОРам посвящена специальная страничка портала (http://eastrussia.ru/project/4664/). В Приморье ТОРов 5. Для сравнения: в Хабаровском крае их 3, а в Якутии и Приамурье — по 2. Приморские ТОРы так или иначе связаны с морем. В частности, в самом проработанном из них — Надеждинском промышленном парке, в 2017 году предполагается строительство логистического центра, а вокруг него планируется разместить не много не мало, а более 200 промышленных предприятий. Грузы для них будут проходить через сухой и морской порты. Ну а в рамках стратегии развития Дальнего Востока-2020 особое внимание будет уделено судостроительной отрасли. К уже устанавливаемому современному высокотехнологичному оборудованию на заводе «Звезда», что лично проинспектировал президент страны в ноябре 2014, добавится на базе того же завода в г. Большой Камень целый судостроительный кластер. О чем СМИ Приморья с конца 2014 постоянно пишут, как бы подгоняя уже начавшиеся процессы. (См. например, интервью Олега Сурова газете «Остров.ру», март 2015).

СМИ-образующий фактор вроде бы должен господствовать безраздельно, но нет. Ныне в Приморье едва жива только одна специализированная морская СМИ площадка — газета «Дальневосточный моряк». Учреждена ОАО «Дальневосточное морское пароходство». Выходит нерегулярно, сайта не имеет.

Так было не всегда. Газета с названием «Дальневосточный моряк» выходила во Владивостоке с 1930 года. Была и газета «Рыбак Приморья» (теперь только полупустая вкладка сайта медиахолдинга «Фишньюс»). Сейчас ниша специализированной морской прессы в Приморье практически пустует, но о ее возможном заполнении в будущем говорят несколько моментов — от тривиального логического посыла, что в крупном городе-порте эта ниша долго пустовать не может, до Международного фестиваля телевизионных программ и документальных фильмов «Человек и море», «прописавшегося» во Владивостоке (после Риги и Астрахани, побывавшего и в Японии и Корее) с 2009 года. В 2014 году проводился по тематическим номинациям «Экология», «История»,

«ВМФ», «АТЭС», «Подводная камера», «Морской спорт». В числе главных организаторов фестиваля — ГТРК «Владивосток». Идея фестиваля — представ -лять документальную маринистику на суд аудитории, так или иначе связанной с морем, но прежде всего связанной профессионально. Фестиваль поддерживает поиск новых имен и форм в морской тематике для телевизионных компаний. А значит, на ТВ и широком экране СМИ-маринистика в Приморье не умерла, а наоборот, сама выращивает свое будущее.

Брендообразующий фактор, в отличие от СМИ-образующего, в контексте моря в СМИ Приморье если не широк, то очевиден. «Шапки» газет и заставки передач телевизионных компаний (например, новостей «8-го канала») и в целом символический СМИ-дизайн в Приморье используют морские мотивы — чаек, паруса, новые мосты Владивостока, пор -товые краны, и т.д. Например, в логотипе газеты «Владивосток» к названию примыкает абрис Золотого моста и силуэты кораблей под ним. Сегодняшний лидер деловой прессы Дальнего Востока, образованная в 1992 году газета взяла имя главной бухты Вла-дивостока — «Золотой Рог».

Географический, тематический, политико-экономический и другие факторы как движущие силы, задающие процессы в СМИ Приморья вообще и Владивостока в частности и отдельные черты этих медиа, в том числе отличающие их от других региональных, определены, заданы, вытекают из моря — русской части акватории Японского моря. Можно сказать иначе: СМИ Приморья во многом вытекают — прямо или косвенно — из Японского моря.

1. Чернов А.В., Иванова Е.М. Региональные медиасистемы как предмет дискурсивных исследований // Вестник

НовГУ. 2013. № 73. Т. 1. С. 37-41.

2. Авченко В. Мифы Владивостока [Электр. ресурс]. URL: http://2013.vladivostok3000.ru/city/5375-vasilij-avchenko-7-mifov-o-vladivostoke/ (дата обращения: 01.04.2015).

3. Оккупация русского Дальнего Востока армией США [Электр. ресурс]. URL: http://oko-planet. su/history/historydiscussions/117151 -okkupaciya-russkogo-dalnego-vostoka-armiey-ssha.html (дата обращения: 01.04.2015).

4. Сквирская Л.М. Краткий очерк истории журналистики на Дальнем Востоке в XIX — начале XX вв. Владивосток: Изд-во ДВГУ, 1971. 48 с.

5. Кравцова М. Жизнь на суше глазами дочери моряка [Электр. ресурс]. URL: http://www.otvprim.ru/ blog/12/10557 (дата обращения: 01.04.2015).

6. Дальневосточная политика федерального центра: год «великого перелома»? [Электр. ресурс]. URL: http://eastrussia.ru/region/5Z6309/ (дата обращения: 01.04.2015).

References

1. Chernov A.V., Ivanova E.M. Regional'nye mediasistemy kak predmet diskursivnykh issledovaniy [Regional media system as an object of discourse research]. Vestnik NovSU, 2013, no. 73, vol. 1, pp. 37-41.

2. Avchenko V. Mify Vladivostoka [Myths of Vladivostok]. Available at: http://2013.vladivostok3000.ru/city/5375-vasilij -avchenko-7-mifov-o-vladivostoke/ (accessed 01.04.2015).

3. Okkupatsiya russkogo Dal'nego Vostoka armiey SShA [US Army occupation of the Russian Far East], Available at: http://oko-planet. su/history/historydiscussions/117151-okkupaciya-russkogo-dalnego-vostoka-armiey-ssha.html (accessed 01.04.2015).

4. Skvirskaya L.M. Kratkiy ocherk istorii zhurnalistiki na Dal'nem Vostoke v XIX — nachale XX vv [A brief essay of the history of journalism in the Far East in the XIX — early XX centuries]. Vladivostok, DVGU Publ., 1971. 48 p.

5. Kravtsova M. Zhizn' na sushe glazami docheri moryaka [Life on the land through the eyes of daughter of sailor]. Available at: http://www.otvprim.ru/blog/12/10557 (accessed 01.04.2015).

6. Dal'nevostochnaya politika federal'nogo tsentra: god «ve-likogo pereloma»? [Far Eastern policy of the federal center: this is a year of great change?]. Available at: http://eastrussia.ru/region/5Z6309/ (accessed 01.04.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.