Научная статья на тему 'Сми как мониторинг политических интересов в регионе'

Сми как мониторинг политических интересов в регионе Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
522
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Коростина Полина Вадимовна

В статье рассматриваются реализация политических интересов общества в региональных СМИ, а также предпринимается попытка охарактеризовать взаимодействие власти и средств информации в политическом процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mass media is monitoring of politic interests in region

This article is about realization of politic interests of society in the Mass media in regions and about interaction of the goverment and Mass media in political process.

Текст научной работы на тему «Сми как мониторинг политических интересов в регионе»

ББКФ011.3 + Ф2

П. В. Коростина

СМИ КАК МОНИТОРИНГ ПОЛИТИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ В РЕГИОНЕ

Специфическим социальным институтом, играющим заметную роль в современной политической жизни, являются средства массовой информации. Их политическая роль обусловлена прежде всего тем, что они являются самостоятельным учреждением по производству политической информации. К политической информации относятся те «сведения, которые имеют общественную значимость и требуют внимания со стороны государственных органов, оказывают на них воздействие. На основе получаемой информации у граждан формируется мнение о деятельности правительства, партий, политических лидерах и других политических институтов, о состоянии дел в различных сферах жизни и т. д. Именно неограниченные возможности в формировании общественного мнения по тому или иному кругу вопросов и превращают СМИ как политического субъекта в «четвертую власть» [1, с. 67].

СМИ по своему усмотрению тщательно отбирают и интерпретируют происходящие в мире события. Трактовка этих событий, распространяемая печатными средствами, как правило, становится точкой зрения миллионов людей, поскольку основной массе граждан невозможно самостоятельно ориентироваться в колоссальном потоке современной информации.

Основной причиной завоевания СМИ столь высокого места в политической жизни современного общества является то, что с их помощью государство и другие политические субъекты могут не только информировать население о целях и ценностях своей политики, но и моделировать отношения с общественностью, касающиеся формирования представительных органов власти и правящих элит, поддержания авторитета, соответствующих целей, традиций и стереотипов. Иначе говоря, СМИ стали мощнейшим инструментом целенаправленного конструирования политических порядков, средством выстраивания необходимых власти связей и отношений с общественностью.

СМИ превратились в одного из наиболее эффективных в настоящее время посредников в отношениях населения с властью. Вследствие определенной открытости, оперативности в формулировании оценок и позиций, благодаря своим возможностям в отображении интересов и чаяний самых разнообразных групп и слоев населения, СМИ стали едва ли не ведущим инструментом в системе социального представительства интересов граждан. В этом смысле они могут существенно влиять на правила политической игры и даже модифицировать их, формировать новые отношения между «верхами» и «низами». Информационная деятельность СМИ может не только предотвращать развитие конфлик-

тов, но и делать доступной для общества определенную информацию. Одновременно, будучи и главным «подогревателем» общественного мнения, стимулирующим его активность по общественно значимым вопросам политического развития, СМИ могут и спровоцировать массовый протест или политический скандал, чреватые кризисом в отношениях власти и общества.

Потребности политической системы в средствах коммуникации прямо зависят от ее функций в обществе, численности агентов политики, способов принятия политических решений и размеров государства. В постиндустриальном обществе власть знаний и информации становится решающей в управлении обществом, оттесняя на второй план влияние денег и государственного принуждения. СМИ являются непосредственными носителями и, особенно, распространителями знаний и другой политически важной информации.

Как сфера общественных отношений политика— это, прежде всего, «объективно существующие отношения между большими общественными группами (классовыми, национальными, региональными, религиозными и др.) внутри стран и между странами по поводу получения, удержания, организации и использования власти для реализации своих нужд, интересов и идеалов. В основе политических отношений лежит стремление к обладанию рычагами власти, к участию в государственных делах, к определению и проведению внутренней и внешней политики в тех или иных ее областях и сферах» [3, с. 5].

Любой возникающий в ходе общественной жизни вопрос приобретает политический характер, если затрагивает интересы больших социальных групп и если для его решения требуется государственное вмешательство на уровне президента, правительства, других государственных органов или общественно-политических институтов.

Объективно складывающиеся с учетом коренных нужд социальных групп общества политические отношения так или иначе (поскольку в них задействованы люди) осознаются людьми — верно или извращенно, последовательно или противоречиво.

В зависимости оттого, чьи интересы представляет журналист, как он их понимает и соотносит с потребностями общественного развития, общечеловеческими нуждами, явлениями и закономерностями общественной жизни, «желаемое будущее» и пути к нему видятся в том или ином свете, в тех или иных конкретных оценках сущего и мерах его преобразования. В силу различия видения современности и будущего возникают разные политические концепции, находящие выражение в программах различных политических сил и выража-

П. В. Коростина

СМИ как мониторинг политических интересов в регионе

ющих и отстаивающих их в средствах массовой информации.

Журналист, представляя политические интересы, должен ориентироваться на достоверность, правдивость информации.

С политической точки зрения наиболее важной дифференциацией СМИ является их подразделение на правительственные, оппозиционные и независимые. Выделение этих категорий СМИ показывает наличие разных, в том числе противоположных задач, которые постоянно присутствуют на информационном рынке. В самом общем плане такая структура показывает, что никакие, в том числе правительственные, постановления не обладают монополией в информационном пространстве, предполагая наличие сил, намеренно действующих в целях дискредитации и ослабления влияния официальных властей. При этом независимые СМИ усиливают как про-, так и антиправительственные позиции или за-нимают самостоятельную позицию, критически оценивая деятельность и тех, и других. Но в любом случае общественное мнение сталкивается с разнонаправленными информационными потоками, вырабатывая свои оценки и подходы в идейно конкурентной среде.

Главное влияние на политику СМИ осуществляют через информационный процесс. Информированность граждан, в том числе политиков, прямо зависит от того, как, с какими целями и по каким критериям отбирается информация, насколько глубоко она отражает реальные факты после ее препарирования и редукции, осуществленных газетами, радио и телевидением, а также от способа и форм подачи информации.

Одним из каналов представления политических интересов является общественное мнение. Это важнейший партнер государства, СМИ и других полита ческих субъектов, заинтересованных в расшире-нии своей политической поддержки. С социальной точки зрения общественное мнение—это важнейший источник информации об интересах граждан, механизм выражения их отношения к власти и ее конкретным действиям. Например, опросы общественного мнения являются важнейшим инструментом выявления политических предпочтений населения (представленных в виде рейтингов лидеров или партий), их отношения к действиям правительства в условиях кризисов.

Долгое время политические журналисты высказывались лишь от имени своих читателей. Они представляли себя «лидерами общественного мнения», то есть агентами, которые активно участвуют в создании общественного мнения. Сегодня институты общественного мнения позволяют им выступать от своего имени в целом: они уже не являются составляющей его частью, но, как и политики, легитимируют свои соображения, ссылаясь на опросы. Журналисты привлекают внимание широкой публики к

определенным фактам, которые они конституируют в «события»; они их подробно комментируют, опрашивают политических лидеров или специалистов, чтобы понять, «что нужно о них думать». Затем на основе мониторинга они задаются вопросом, каковы наиболее важные события и как их следует понимать, и в результате дают комментарий к тому, что думает «народ» по проблемам, которые они же сами и решали. Реакция широкой публики всегда является лишь деформированным и зачастую искусственным откликом на мнения, которые раннее были публично высказаны профессионалами по части общественного мнения, борющимися за навязывание своей точки зрения и не всегда замечающими, что все они частично сходятся в том, о чем следует говорить, и как об этом следует говорить.

Наибольшую опасность для граждан и демократического государственного управления представляет использование СМИ для политического манипулирования —«скрытого управления политическим сознанием и поведением с целью принудить их действовать (или бездействовать) вопреки собственным интересам» [4, с. 57]. Манипулирование основано на лжи и обмане, внедрении в массовое сознание социально политических мифов, иллюзорных идей, утверждающих определенные ценности и нормы, воспринимаемых преимущественно на веру без рационального, критического осмысления.

В течение длительного времени было выработано множество приемов манипулирования. К ним относятся не только прямая подтасовка фактов, замалчивание неугодной информации, распространение лжи и клеветы, но и более тонкие, рафинированные способы: полуправда, когда наряду с достоверной информацией подается ложь с заданной направленностью, наклеивание ярлыков, вызывающих у людей определенные негативные ассоциации.

Всегда использовались и используются в политических целях оформление, верстка газет, расположение материала. Оформительные приемы, внешний облик газеты должны соответствовать ее политическому характеру, ее содержанию. Если этого нет, значит нарушается диалектический закон всякого творчества о взаимосвязи формы и содержания. По данным критериям можно судить о способности издания втягивать в информационный обмен все территориальные и социальные части общества и отражать их социальное бытие.

В большинстве случаев этим критериям отвечают издания универсально-тематические, у которых аудитория всегда больше, чем у специализированных газет. К ним относятся занимающие устойчивые позиции в рейтинге популярности газеты: «Аргументы и Факты», Комсомольская правда», «Московский комсомолец». Они ориентированы на разнообразные интересы, вкусы, определенную усред-ненность интеллектуальных запросов читателя, адаптированность сложных политико-экономичес-

Серия «Социально-гуманитарные науки», выпуск 4

115

Журналистика

ких и социальных проблем и повышенное внимание к поп-культуре. Эти издания в предметно-со-держательном плане выстроены с целью быть доступными каждому.

Таким образом, масс-медиа выражают интересы общества, различных социальных групп, отдельных личностей. Их деятельность имеет важные общественно- политические следствия, так как характер информации, адресуемой аудитории, определяет её отношение к действительности. «СМИ не просто информируют, сообщают новости, но и пропагандируют определённые идеи, взгляды, учения, политические программы и тем самым участвуют в социальном управлении. Путём формирования общественного мнения, выработки определённых социальных установок, формирования убеждений

СМИ подталкивают человека к определённым поступкам, действиям» [5, с. 55].

Литература

1. Прохоров Е. П. Введение в теорию журналистики. — М.: Аспект Пресс, 2001. — 310с.

2. Актуальные проблемы современного общественного развития // Межвузовский сборник научных работ молодых ученых. — Уфа, 2000. — Ч.П.— 25 с.

3. Шиллер Г. Манипуляторы сознанием.—М.: Политиздат, 1980. — 320 с.

4. Пугачев В. П. Соловьев А. И. Введение в политологию. — М.: Аспект Пресс, 1999. — 350 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.