Научная статья на тему 'Сми как мера воздействия на уровень суицидальности и противодействия правонарушениям в этой сфере (социально-правовые аспекты)'

Сми как мера воздействия на уровень суицидальности и противодействия правонарушениям в этой сфере (социально-правовые аспекты) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
292
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / ИНФОРМАЦИОННАЯ КОММУНИКАЦИЯ / СУИЦИД / СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / УПРАВЛЕНИЕ СУИЦИДАЛЬНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / MASS MEDIA / INFORMATION COMMUNICATION / SUICIDE / SUICIDAL BEHAVIOR / MANAGEMENT OF SUICIDAL BEHAVIOR / LEGAL REGULATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Нечаева Ирина Игоревна, Шевченко Виктория Михайловна

В статье исследуются особенности влияния средств массовой информации и коммуникации на формирование негативного общественного сознания, в частности суицидального поведения. В неразрывной связи со спецификой подобного воздействия рассматриваются меры правового регулирования и особенности правоприменительной практики. Наибольшее внимание в статье уделено коммуникации с использованием ресурсов сети Интернет. Показана значимость Интернет-контента в социализации детей и подростков. СМИ рассматриваются в качестве основного социального института в формировании социально здорового общества и одного из главных механизмов в управлении суицидальным поведением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFECTS AND TECHNOLOGIES OF SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL IMPACT OF THE MEDIA ON THE TARGET AUDIENCE

The article examines the peculiarities of the influence of the media and communication on the formation of negative public consciousness, in particular suicidal behavior. In close connection with the specifics of such an impact are considered measures of legal regulation and peculiarities of law-enforcement practice. The most attention in the article is paid to communication using the Internet resources. The importance of Internet content in the socialization of children and adolescents is shown. The media are considered as the main social institution in the formation of a socially healthy society and one of the main mechanisms in the management of suicidal behavior

Текст научной работы на тему «Сми как мера воздействия на уровень суицидальности и противодействия правонарушениям в этой сфере (социально-правовые аспекты)»

СМИ КАК МЕРА ВОЗДЕЙСТВИЯ НА УРОВЕНЬ СУИЦИДАЛЬНОСТИ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРАВОНАРУШЕНИЯМ В ЭТОЙ СФЕРЕ (СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ)

Нечаева И. И.1, Шевченко В. М.2

1. Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых (ВлГУ), Владимир, Российская Федерация.

2. Владимирский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС), Владимир, Российская Федерация.

Аннотация. В статье исследуются особенности влияния средств массовой информации и коммуникации на формирование негативного общественного сознания, в частности суицидального поведения. В неразрывной связи со спецификой подобного воздействия рассматриваются меры правового регулирования и особенности правоприменительной практики. Наибольшее внимание в статье уделено коммуникации с использованием ресурсов сети Интернет. Показана значимость Интернет-контента в социализации детей и подростков. СМИ рассматриваются в качестве основного социального института в формировании социально здорового общества и одного из главных механизмов в управлении суицидальным поведением.

Ключевые слова: средства массовой информации, информационная коммуникация, суицид, суицидальное поведение, управление суицидальным поведением, правовое регулирование.

Для цитирования: Нечаева И. И., Шевченко В. М. СМИ как мера воздействия на уровень суицидальности и противодействия правонарушениям в этой сфере (социально-правовые аспекты)// Коммуникология: электронный научный журнал. 2019. Том 4. №1. С. 88

Сведения об авторах: Нечаева Ирина Игоревна, кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры социологии Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых (ВлГУ). Адрес: 600000, Российская Федерация, г. Владимир, ул. Горького, 87. Е-mail: nechaevaii@list.ru; Шевченко Виктория Михайловна, выпускник магистратуры по направлению «Юриспруденция» Владимирского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС). Адрес: 600017, Российская Федерация,

г. Владимир, ул. Горького, 59а. Е-mail: victoria_shevchenko@icloud.com Статья поступила в редакцию: 26.02. 2019. Принята к печати:22.03.2019.

Сегодня средства массовой информации занимают особое место в жизни и развитии общества, их роль в социализации людей растет с

каждым днем и их значение в современном глобализированном мире сложно переоценить. Бурное развитие информационных технологий и рост их влияния на складывание совершенно нового типа общества, совершенно нового сознания привело к необходимости оценки положительных и отрицательных последствий современной коммуникации.

СМИ как в сознании общества, так и в реальности играют большую роль в формировании личности и ее жизнедеятельности. Но влияют они не только на социализацию отдельной личности, но и на общественное сознание в целом, формируя качественно новые модели поведения, не только побуждая людей к достижению тех или иных целей, но и «формулируя» эти цели. Это часть неизбежного общественного процесса, однако, органично вписывающиеся в процесс эволюционного развития общества функции СМИ, в переходные периоды, периоды аномии, превращают массовую коммуникацию во внеинституциональные формы, что проявляется в выражении идей, целей и интересов, порой несовпадающих с потребностями общества. С одной стороны, легкость информационного потребления, всеобщая доступность,

разнонаправленность информации дают возможность формировать грамотное, политически активное, поликультурное общество, с другой стороны, именно эти факторы способствуют закладке антиобщественных, деструктивных суррогатов ценностей.

Социальное управление суицидальными процессами через основные социальные институты

Принципы демократии подразумевают свободу СМИ и отсутствие цензуры, которая практически во всех толковых словарях определяется как система государственного надзора за печатью и средствами массовой информации. Однако, без подобного надзора, СМИ (возможно без умысла) могут стать рассадником антигуманных, деструктивных идей, чем и пользуются криминогенные структуры. В частности, неоднозначно влияние электронных СМИ и других коммуникационных ресурсов сети Интернет, через которые идет воздействие на сознание и поведение самой незащищенной группы - молодежи. В данной статье обратимся к роли средств массовой информации в формировании суицидорискового поведения.

Современная обстановка растущей безнормности и безнравственности ставит перед исследователями абсолютно новую проблему - управления суицидальными процессами, в том числе суицидальными рисками. На арену выходят, с одной стороны, криминогенные объединения с деструктивным влиянием, с другой стороны, государство и гражданское общество, с их институтами социализации и механизмами позитивного воздействия на аутоагрессивное

поведение. На фоне этого возникает актуальная задача выявления тонкой грани между двумя этими действиями и выработки эффективного управления суицидальными процессами. Именно социальное управление в целом и государственное управление, как его важнейшая часть, призваны воздействовать на общество с целью его упорядочивания и сохранения качественной специфики. Государственное и муниципальное управление призвано регулировать общественные отношения или отношения, приобретающие общественное значение.

На сегодняшний день именно СМИ являются наиболее действенным механизмом управления суицидальными рисками и суицидальным поведением. Ответственный контент, поступающий в широкие массы может, по нашему мнению, в значительной степени снизить суицидальную активность.

Основы правового регулирования ответственности за распространение информации

На сегодняшний день ответственность за распространение информации, склоняющей к суициду, регламентирует:

- Федеральный закон от 27. 07. 2006 № 149 - ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» дополнен статьей 15. 3, регламентирующей порядок ограничения доступа к информации, распространяемой с нарушением закона.

- Федеральный закон от 28. 12. 2013 № 398 - ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»». Согласно указанным изменениям у прокуратуры появляется возможность проведения досудебной блокировки доступа к сайтам.

Согласно Закону, Генеральный прокурор Российской Федерации или его заместители в случае обнаружения в информационно -телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет» информации, распространяемой с нарушением закона (в частности, информации, содержащей призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка) направляют требование в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи (Роскомнадзор), о принятии мер по ограничению доступа к информационным ресурсам, распространяющим такую информацию. Закон расширяет перечень способов защиты граждан от противоправной информации, распространяемой в сети «Интернет».

- Федеральный закон от 2.07. 2013 года № 187-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации по вопросам

защиты интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях» (ранее Законопроект № 292521-6, в СМИ также известен как «Антипиратский закон», «Русская SOPA», «Закон против интернета» и «Закон о произвольных блокировках»).

- Федеральный закон от 5 мая 2014 г. N 97-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»» и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам упорядочения обмена информацией с использованием информационно-телекоммуникационных сетей».

- Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. № 436-Ф3 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

В частности, в этом законе к ней относится информация: •побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству;

•способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;

•обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным;

•отрицающая семейные ценности, пропагандирующая нетрадиционные сексуальные отношения и формирующая неуважение к родителям или другим членам семьи;

•оправдывающая противоправное поведение; •содержащая нецензурную брань;

•содержащая информацию порнографического характера; •о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), включая фамилии, имена, отчества, фото- и видеоизображения такого несовершеннолетнего, его родителей и иных законных представителей, дату рождения такого несовершеннолетнего, аудиозапись его голоса, место его жительства или место временного пребывания, место его учебы или работы, иную информацию, позволяющую прямо или косвенно установить личность такого несовершеннолетнего (ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2010 г. № 436-Ф3 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию») [Гарант. РУ].

На данный момент законодательством уже предусмотрены категории информации, доступ которых в Интернете может быть ограничен без какого-либо судебного акта по решению федеральных органов исполнительной власти: детская порнография, материалы об изготовлении

наркотиков, способах совершения самоубийства, информация о детях, пострадавших от противоправных действий и др. (см. ст. 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).

Однако на практике законы, ограничивающие информацию, зачастую скованы недолжным исполнением своих функций органами, относящимися к материальным институтам, непосредственно обеспечивающими реализацию правовых норм и гарантий в конкретных правоотношениях, множество примеров можно найти в судебной практике [Официальный сайт.. -]1.

Приведем правовые нормы в их взаимосвязи, устанавливающие запрет на распространение и необходимость ограничения доступа к сведениям, которые могут оказать негативное влияние на нравственное, духовное, психическое и физическое развитие, здоровье, жизнь несовершеннолетних.

В силу п. 1 ст. 10 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.

В силу ст. 9 указанного Федерального закона ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно ст. 4 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 «О средствах массовой информации» не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости.

Статьей 17 Конвенции о правах ребенка провозглашено, что государства-участники поощряют разработку надлежащих принципов защиты ребенка от информации и материалов, наносящих вред его благополучию.

Пунктом 1 ст. 4 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»

1 Оператор связи, предоставляющий техническую возможность доступа своих абонентов к сети Интернет, обязан ограничивать доступ к информации, распространение которой среди несовершеннолетних запрещено законом.

установлено, что целью государственной политики в интересах детей является, в том числе, защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.

В соответствии с п. 1 ст. 14 ФЗ органы государственной власти в Российской Федерации принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию.

Между тем, судами зачастую данные требования закона не учитываются, что влечет нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних, в отношении которых законодателем с учетом их возрастных особенностей установлен повышенный уровень правовой защиты.

Опасный контент и практика правоприменения в ресурсах сети Интернет

Чаще всего Интернет-посредники предпочитают не доводить дело до суда, убирая запрещенный контент. По данным Роскомнадзора, за время действия закона Мосгорсуд принял 97 определений об ограничении доступа к пиратским сайтам по просьбе правообладателей, из которых 33 были отменены, в 49 случаях нелегальный контент был удален администрацией сайтов и лишь в 12 случаях доступ к сайтам был ограничен решением суда. В 99% случаев суд наказывает Оператора штрафом 30 тысяч рублей [Запрет доступа...].

Обязанностью Роскомнадзора является обеспечение скорейшей и эффективной блокировки, и восстановление доступа к заблокированным ресурсам, где удалена запретная информация.

Однако, несмотря на действующие законы, по нашему запросу в поисковой системе появились не только советы по борьбе с депрессией, телефоны горячих линий и пр. Нами была обнаружена ссылка на чат по теме суицида (в том числе и с рекомендациями) на Mail.ru [URL3].

Кроме того, «самым крупным и известным сайтом для самоубийц Wired называет alt.suicide.holiday (a.s.h). Участники этой группы называют себя эшерами (Ashers), а СМИ считают этот ресурс виновным как минимум в трех случаях суицида» пишет Константин Болотов (Membrana.ru) [Болотов]. Этот клуб можно найти как в англоязычной версии, так и на русском языке [URL2]. Здесь описываются (достаточно подробно) способы лишения себя жизни. В рамках тематического исследования, нами по запросу было найдено следующее на страницах wikipedia.org: alt.suicide.holiday (a.s.h, ASH, пепел - в переводе с английского) - англоязычная конференция Usenet, в настоящее время доступна через Google Groups. С течением времени ASH стала местом, где депрессивные и суицидальные люди могут свободно общаться друг с

другом и высказывать свои мысли. Не все участники собираются убивать себя, но общаются с целью оказания психологической поддержки, помощи найти выход из ситуации или выход из депрессии. Согласно FAQ конференции, ее цель не состоит в том, чтобы поощрять или препятствовать самоубийству. «ASH часто ошибочно называют вебсайтом. В действительности это конференция Usenet. Это имеет существенное значение для легализации и позволяет ASH существовать, несмотря на попытки закрывать веб-сайты о суициде. В отличие от вебсайтов, конференции Usenet не регулируются какой-либо центральной властью или индивидуумом, ответственным за специфическую конференцию» [URL1]. Здесь мы видим проблему даже не действия закона или его несоблюдения, а несовершенства предпринимаемых мер.

Статья «Группы смерти (18+)», опубликованная в электронной версии «Новой газеты» в мае 2016 года, вызвала множество спорных дискуссий: «с детьми в социальных сетях работают системно и планомерно, шаг за шагом подталкивая к последней черте. Мы насчитали 130 (!) суицидов детей, случившихся в России с ноября 2015-го по апрель 2016 года, - почти все они были членами одних и тех же групп в интернете, жили в благополучных и любящих семьях. Новые смерти анонсированы там же «...»» [Мурсалиева]. Одной из целей печати данной статьи, указанной редакцией, было привлечение внимания правоохранительных органов. В статье описываются ситуации подростков, состоящих в одной группе «Вконтакте». Никаких мер по блокированию информации мы не нашли. По словам автора статьи в Новой газете, в закрытой группе «Вконтакте» (например, группа «F57») [Группа «Вконтакте»] приводили полные инструкции о том, как и какой способ выбрать. Это и многое другое легло в предположение о взаимосвязи 130 случаев подросткового суицида осенью 2015 - весной 2016 г. в РФ.

Правоприменительная практика Роспотребнадзора

продемонстрировала также, что несмотря на многократное вынесение решения в отношении одного и того же контента, пользователи продолжают их распространение на этих, либо иных ресурсах. При этом, не смотря на предусмотренные Законом последствия внесения в Единый реестр, владельцы сайтов и провайдеры хостинга, будучи уведомленными о принятых решениях, не предпринимают должных мер по предотвращению повторного распространения запрещенного контента. Так, в отношении одного и того же видео ролика, демонстрирующего групповой суицид девушек - подростков на ресурсе Youtube.com, решение принималось дважды. Подобные примеры можно привести и в отношении ролика «Видео суицида On-line». Решение по указанному материалу принималось Роспотребнадзором трижды, а в отношении видеоролика «Экстрим в суициде» - решение принималось четыре раза [Управление Федеральной службы...].

Выводы

Таким образом, ощущение незащищенности, ценностные суррогаты, возрастающая социальная и материальная дифференциация, отсутствие основ национального самосознания, ранняя сексуальная инициация, утрата регуляторов поведения, правовая неграмотность, чрезмерная доступность информации разного качества и многое другое на фоне несовершенства законодательства приводят нас к констатации факта: правовой механизм регуляции суицидального поведения, в частности, в сфере массовой коммуникации, недейственен. Особенно этот факт пугает, когда речь идет о самоубийствах детей и подростков.

Негативную роль СМИ в этих процессах отрицать невозможно, однако стоит отметить, что грамотное правовое регулирование, активность гражданского общества и ответственность представителей различных видов СМИ, интернет провайдеров и других участников коммуникации может в корне изменить существующую ситуацию.

Источники

Биткина С. (2004). «Пойду повешусь...»// Российская газета. № 24. С. 9. Болотов К. Онлайновый клуб самоубийц учит людей суициду.// http://www.membrana.ru/particle/1553

Бутылин, В. Н. (2001). Институт государственно-правовой охраны конституционных прав и свобод граждан /В. Н. Бутылин //Журнал российского права. № 12. С. 80-91.

Верховный Суд Российской Федерации. Официальный сайт./ http://www.supcourt.ru/

Всемирная организация здравоохранения. Официальный сайт. // Самоубийство: факты и цифры.// http://www.who.int/mental_health/suicide-prevention/infographic/ru/ Гафарлы М. Самоубийственный рекорд//Новые Известия 18.11.2004, с.4 Жильцова В.М. Социально философские и политико-правовые аспекты феномена суицида: оценка его государством и гражданским обществом.// Официальный сайт Красноярского Педагогического Университетаhttp://www.kspu.ru/

Ковалева И.А. (2003). Концепция социализации молодежи: нормы, отклонения, социализационная траектория// СоцИс. № 1. С. 110-115.

Коркейла, Ю. (2013). Предупреждение самоубийств в Финляндии - очевидный успех?//Социальная и клиническая психиатрия. №1.

Мещеряков А. Четверо молодых Суздальцев покончили с собой.// Комсомольская правда, 2003, 12 ноября.

Мурсалиева, Г. Группы смерти (18+)//Новая газета. Выпуск №51 от 16 мая 2016// www.novayagazeta.ru/society

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.01.2000 № 22-06-86. О мерах профилактики суицида среди детей и подростков.

Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 16.08.2012 N 864"О Стратегии действий в интересах детей в Санкт-Петербурге на 2012-2017 годы» Социальная поддержка граждан в Санкт-Петербурге на 2015-2020 годы Шевченко В.М, Рузевич О.Р. (2016). Историко-правовой аспект рассмотрения феномена самоубийства как акта гражданской самозащиты // Ученые записки. Научно-практический журнал. №1 (17) РАНХиГС. г. Владимир. С. 182-186.

ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.rU/article/510868/#ixzz3o8zsUTC2 [дата обращения 18/05/2019].

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Смоленской области. 10 сентября Всемирный день борьбы с суицидом//http://67.rospotrebnadzor.ru/content/143/53088/ [дата обращения 13/02/2019].

Группа «Вконтакте» 1141 участник [дата обращения 13/08/2018].

URL1: https://ru.wikipedia.org/wiki/Alt.suicide.holiday [дата обращения 18/05/2019].

URL2: http://lajli.gau.hu/~xx/suicide.htm [дата обращения 08/013/2019].

URL3: https://otvet.mail.ru/question/44195551 [дата обращения 18/05/2019].

Официальный сайт Верховного Суда Российской Федерации. Бюллетень № 4 2013 года.5. Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 16 октября 2012nN 41-КГПр12-13(Извлечение)// http://www.supcourt.ru/print_page.php?id=8605 [дата обращения 18/05/2019].

Запрет доступа к информации в Интернете: законы, практика, инициативы. История: три изменения трехглавого Закона «Об информации...» N 149-ФЗ от 27.06.06// http://www.ordercom.ru/zapret.htm

MASS MEDIA AS A MEASURE OF INFLUENCE ON THE LEVEL OF SUICIDALITY AND COUNTERING OFFENSES IN THIS AREA (SOCIAL AND LEGAL ASPECTS)

Irina I.Nechaeva,1 Victoria M. Shevchenko2

1.Vladimir State University named after Alexander Grigorievich and Nikolai Grigorievich Stoletovs (Vladimir State University), Vladimir.

2.Vladimir Branch of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation (RANEPA), Vladimir.

Abstract. The article examines the peculiarities of the influence of the media and communication on the formation of negative public consciousness, in particular suicidal behavior. In close connection with the specifics of such an impact are considered measures of legal regulation and peculiarities of law-enforcement practice. The most attention in the article is paid to communication using the Internet resources. The importance of Internet content in the socialization of children and adolescents is shown. The media are considered as the main social institution in the formation of a socially healthy society and one of the main mechanisms in the management of suicidal behavior.

Keywords: mass media, information communication, suicide, suicidal behavior, management of suicidal behavior, legal regulation.

For citation: Nechaeva I. I., Shevchenko V. M. mass media as a measure of influence on the level of suicide and counteraction to offenses in this area (social and legal aspects)// Communicology: electronic scientific journal. 2019. Volume 4. No. 1. P.88

Information about the authors: Nechaeva Irina I., Candidate of Sociological Sciences, associate Professor, associate Professor Department of sociology, Vladimir state University named after Alexander Grigoryevich and Nikolai Grigoryevich Stoletov (VlSU). Address: 600000, Russia, Vladimir, Gorkogo, 87. E-mail: nechaevaii@list.ru; Shevchenko Victoria Mikhailovna, graduate of the master's degree in "Jurisprudence" Vladimir branch of the Russian Academy of national economy and public administration under the President of the Russian Federation (Ranepa). Address: 600017, Russian Federation, Vladimir, Gorky street, 59A. E-mail: victoria_shevchenko@icloud.com

Received: 26.02. 2019. Accepted:22.03.2009.

References

Bitkina S. "I will go hang myself ..." // Russian newspaper. 2004. № 24., p. 9. (In

Rus.)

Bolotov K. Online suicide club teaches people suicide. In: http://www.membrana.ru/particle/1553 ( In Rus.).

Butylin, V.N. (2001). Institute of State and Legal Protection of Constitutional Rights and Freedoms of Citizens / V. N. Butylin. In: Journal of Russian law. № 12. P. 80-91 (In Rus.).

The Supreme Court of the Russian Federation. Official site. / http://www.supcourt.ru/ ( In Rus.).

World Health Organization. Official site. Suicide: facts and figures. In: http://www.who.int/mental_health/suicide-prevention/infographic/ru/ ( In Rus.).

Gafarly M. (2004). Suicide record In: New News 18.11.2004. P.4 (In Rus.).

Zhiltsova V.M. Socio-philosophical and political-legal aspects of the phenomenon of suicide: its assessment by the state and civil society. In: The official website of the Krasnoyarsk Pedagogical University http://www.kspu.ru/ ( In Rus.).

Kovaleva, I.A. (2003). The concept of youth socialization: norms, deviations, socialization trajectory In: Soc.. № 1. P. 110-115 (In Rus.).

Korkalea, Y. (2013). Is suicide prevention in Finland an obvious success? // Social and clinical psychiatry. №1 (In Rus.).

Mescheryakov A. (2003). Four young Suzdaltsevs committed suicide. In: Komsomolskaya Pravda, November 12. P. 16 (In Rus.).

Mursaliyeva, G. (2016). Death groups (18 +) In: Novaya Gazeta. Release №51 of May 16, 2016 // www.novayagazeta.ru/society ( In Rus.).

Letter of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation dated January 26, 2000 No. 22-06-86. About measures to prevent suicide among children and adolescents (In Rus.).

Resolution of the Government of St. Petersburg dated August 16, 2012 No. 864 "On the Strategy for Action for Children in St. Petersburg for 2012-2017" (In Rus.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Social support of citizens in St. Petersburg for 2015-2020 (In Rus.).

Shevchenko V.M., Ruzevich O.R. (2016). Historical and legal aspect of considering the phenomenon of suicide as an act of civil self-defense In: Uchenye zapiski. Scientific and practical journal. №1 (17). RANEPA. Vladimir. P. 182-186 (In Rus.).

GUARANT.RU: http://www.garant.ru/article/510868/#ixzz3o8zsUTC2 [accessed 18/05/2019].

Office of the Federal service for supervision of consumer rights protection and human welfare in the Smolensk region. September 10 is world day against suicide//http://67.rospotrebnadzor.EN/content/143/53088/ [accessed 13/02/2019].

Group "Vkontakte" 1141 participant [accessed 13/08/2018].

URL1: https://ru.wikipedia.org/wiki/Alt.suicide.holiday [accessed 18/05/2019].

URL2: http://lajli.gau.hu/~xx/suicide.htm [accessed 08/013/2019].

URL3: https://otvet.mail.ru/question/44195551 [accessed 18/05/2019].

Official website of the Supreme Court of the Russian Federation. Bulletin No. 4 of 2013.5. Definition of Judicial Board on civil cases of the Supreme Court of the Russian Federation of October 16, 2012.N 41-Kgpr12-13(Extraction)// http://www.supcourt.ru/print_page.php?id=8605 [date of application 18/05/2019].

Prohibition of access to information on the Internet: laws, practices, initiatives. History: three changes of the three-Chapter Law "On information..." N 149-FZ of 27.06.06// http://www.ordercom.ru/zapret.htm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.