Научная статья на тему 'Служение педагогике — подвиг (Михаилу Ефимовичу Хватцеву посвящается)'

Служение педагогике — подвиг (Михаилу Ефимовичу Хватцеву посвящается) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1186
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА РЕЧИ / ВЕРБАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ / ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ В ВУЗАХ / ИСТОРИЯ ЛОГОПЕДИИ В РОССИИ / МИХАИЛ ЕФИМОВИЧ ХВАТЦЕВ / SPEECH CULTURE / VERBAL COMMUNICATIONS / TRAINING OF SPECIALISTS IN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS / LOGOPEDIA'S HISTORY IN RUSSIA / MIKHAIL EFIMOVICH KHVATTSEV

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Русинова Юлия Анатольевна

В статье рассматриваются некоторые исторические аспекты развития логопедии в России, связанные с деятельностью выдающегося педагога и ученого М.Е. Хватцева. Автор предполагает, что знакомство с этим опытом позволит более успешно разрешить проблемы, стоящие сегодня перед средним и высшим образованием в России. К их числу относится рост числа речевых нарушений у детей. Это связано как с развитием цифровых технологий, так и с увеличением числа детей мигрантов, слабо владеющих русским языком. Автор настаивает на необходимости развития специальной службы для организации коррекционно-развивающей работы. Одном из образцов для создания системы оказания логопедической помощи автор полагает работу профессора Хватцева и его учеников в 1950 1970-х гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some historical aspects related to logopedia’s development in Russia and connected with activity of M.E. Khvattsev distinguished teacher and scientist are considered in this paper. The author assumes that acquaintance to this experience will allow resolve more successfully the problems facing today secondary and higher education in Russia. Growth of children’s articulation disorders number belongs to these problems range. This growth connected both with digital technologies development, and with increase in number of migrants children who are poorly speak Russian. The author insists on the need of development of special service for the correctional and developing work organization. The author suggests the work of professor Khvattsev and his pupils in 1950 1970s as one of examples for logopedic treatment system creation.

Текст научной работы на тему «Служение педагогике — подвиг (Михаилу Ефимовичу Хватцеву посвящается)»

УДК 376.37 РО! 10.12737/17064

Служение педагогике — подвиг

(Михаилу Ефимовичу Хватцеву посвящается)

Русинова Юлия Анатольевна

педагог высшей квалификационной категории ГБОУ СОШ №347 Невского района г. Санкт-Петербурга, почетный работник общего образования РФ Е-таН; gum-nauki@yandex.ru

В статье рассматриваются некоторые исторические аспекты развития логопедии в России, связанные с деятельностью выдающегося педагога и ученого М.Е. Хватцева. Автор предполагает, что знакомство с этим опытом позволит более успешно разрешить проблемы, стоящие сегодня перед средним и высшим образованием в России. К их числу относится рост числа речевых нарушений у детей. Это связано как с развитием цифровых технологий, так и с увеличением числа детей мигрантов, слабо владеющих русским языком. Автор настаивает на необходимости развития специальной службы для организации коррекционно-развивающей работы. Одном из образцов для создания системы оказания логопедической помощи автор полагает работу профессора Хватцева и его учеников в 1950 — 1970-х гг.

Ключевые слова; культура речи, вербальные коммуникации, подготовка специалистов в вузах, история логопедии в России, Михаил Ефимович Хватцев (1883-1977).

Service To Pedagogics As The Feat

(To Mikhail Efimovich Khvattsev is devoted)

Rusinova Yuliya Anatolievna

Highest Qualification Category Teacher, SBEI SGS No. 347, Nevsky District, St. Petersburg, Honorable Worker of the General Education of the Russian Federation E-mail: gum-nauki@yandex.ru

Some historical aspects related to logopedia's development in Russia and connected with activity of M.E. Khvattsev — distinguished teacher and scientist are considered in this paper. The author assumes that acquaintance to this experience will allow resolve more successfully the problems facing today secondary and higher education in Russia. Growth of children's articulation disorders number belongs to these problems range. This growth connected both with digital technologies development, and with increase in number of migrants children who are poorly speak Russian. The author insists on the need of development of special service for the correctional and developing work organization. The author suggests the work of professor Khvattsev and his pupils in 1950 — 1970s as one of examples for logopedic treatment system creation.

Keywords: speech culture, verbal communications, training of specialists in higher education institutions, logopedia's history in Russia, Mikhail Efimovich Khvattsev (1883-1977).

«Не начинай обучать того, кто не подготовлен к обучению» Ян Амос Коменский

Современные условия работы высшей школы, реализация ФГОС третьего поколения, разработка и внедрение профессиональных стандартов

= № 4(:

и т.д. ставят перед вузами задачу перейти на качественно новый уровень работы. Но одними технологическими новшествами — внедрением разнообразных гаджетов и применением связанных с ними новых методик преподавания — эту задачу не решить. Боле того, наметились тенденции, способные привести к потере существующего уровня. Не секрет,

2015 =

что в настоящее время обучающиеся приходят с каждым годом со все более слабым здоровьем, и это необходимо учитывать в учебном процессе. Кроме того, нестабильная политическая и финансовая обстановка приводит к притоку детей мигрантов, которые, как правило, слабо владеют русским языком. В результате возникает необходимость экспресс-диагностики для определения уровня речевого развития как школьников, так и студентов, программ коррекционно-развивающей работы. Иными словами, прежде, чем задуматься о том, как вузу выпускать специалиста в той или иной области знаний, приходиться решать проблему как научить обучающегося умению грамотно излагать свои мысли. Возможно, пришло время предусмотреть в вузах, независимо от их профиля, специальную службу сопровождения, включающую специалиста-логопеда.

В этом свете представляется бесценным отечественный опыт [1, 2], и в первую очередь деятельность незаурядного ученого и педагога Михаила Ефимовича Хватцева [3, 4]. Вся его научная жизнь была связана с Ленинградским государственным педагогическим институтом имени А.И. Герцена (ныне РГПИ им. А.И. Герцена). В институте в 1932—1935 гг. работала кафедра физиологии, патофизиологии речи, логотерапии и логопедии. В связи с реорганизацией кафедры из ее состава было выделено медицинское (лечебное) направление, которое возглавил С.М. До-брогаев, и воссоздано педагогическое направление.

В 1935 г. старшего научного сотрудника М.Е. Хватцева пригласили на должность доцента, а в 1936 г. ему предложили возглавить кафедру сурдопедагогики и логопедии. Главным в работе молодого руководителя стало укрепление кафедры научно-педагогическими кадрами. На кафедру пригласили доцентов А.М. Кузьмина и М.Л. Шкловского. В 1939 г. коллектив кафедры пополнился такими опытными специалистами, как М.Е. Гейльман, В.К. Орфинская и др.

Сразу после снятия блокады и успехов наших войск на Ленинградском фронте, еще до окончания Великой Отечественной войны, началось восстановление научно-педагогической деятельности дефектологического факультета и кафедры. Составлялись новые программы по всем дисциплинам учебного плана (М.Е Хватцев впервые в России разработал вузовские учебные планы и программы по подготовке логопедов и дефектологов), создавались заново методические и наглядные пособия, учебная и научная литература. В 1947—1948 гг. кафедра вновь разделена на две самостоятельные кафедры: сурдопедагогики и тифлопедагогики. Заве-

дующим кафедрой сурдопедагогики назначен М.Е. Хватцев. Выполняя указания Министерства просвещения, он установил тесные связи со специальными школами. Кафедра вновь укрепляется высококлассными специалистами, такими как доцент М.А. Томилова, ассистент З.М. Ежова, сурдопедагог И.Н. Борисова, врач-отоларинголог Ю.Б. Эпштейн, преподаватель-методист Б.Н. Мельников, преподаватель Л.С. Двоеглазова (Волкова), ассистенты О.Н. Поляхина и О.М. Потапова. Это способствует повышению качества учебного процесса и активизации научной работы на кафедре.

Уделяя значительное внимание не только подготовке научно-педагогических кадров, но и процессу практического применения теории на практике, профессор Хватцев добился расширения практической базы. В 1949 г. было создано методическое объединение, которое он возглавлял многие годы.

Если в 1950-х гг. в Ленинграде имелось не больше 6 логопедических пунктов на весь город, то в 1965 г. их насчитывалось 26. Благодаря настойчивой деятельности М.Е. Хватцева и его единомышленников, в 1980-х гг. уже в каждом районе города их было открыто более десяти. На них проходили практику студенты из РГПУ (ЛГПИ) им. А.И. Герцена и ЛГОУ им. А.С. Пушкина.

В 1950-х гг. значительно возросло количество специальных школ не только в Ленинграде, но и по всей стране. Это потребовало увеличения приема студентов на первый курс до 150 человек, что автоматически вызвало определенные трудности в работе кафедры, обеспечивающей учебный процесс. Удвоилось количество лекционных потоков, учебных групп, повысились требования к подаче материала (применение экрана, наглядных пособий большого размера и т.п.). Это повлекло за собой необходимость привлечения новых высококвалифицированных кадров. Их приходилось не только искать на стороне, но и самостоятельно готовить из своих сотрудников. В рамках НИР преподаватели кафедры стали проводить исследования, разрабатывать учебно-методические пособия для студентов и будущих учителей специальных школ, готовить кандидатские и докторские диссертации. Однако в столь идеологизированной области, как педагогика, свободно вести научную работу было сложно. В 1948 г. М.Е. Хватцев на ученом совете МГПИ им. В.И. Ленина защитил докторскую диссертацию, однако ВАК не утвердил научное исследование. Эта ситуация разрешилась только в 1964 г., когда докторская диссертация была защищена в форме учебного пособия «Логопедия». Этот фундаментальный труд [5], ставший основным

источником знаний для многих поколений педагогов, заслуживает особого внимания: ведь это первый в России научно обоснованный учебник по логопедии.

Отличительной чертой ученого было то, что он умел увидеть молодую талантливую молодежь, раскрыть их педагогический и научный потенциал, направить их работу на проведение перспективных конкретных экспериментальных исследований. Например, в 1955 г. преподаватель кафедры Е.И. Андреева, под научным руководством Хватцева, успешно защитила кандидатскую диссертацию, аспирант кафедры А.Н. Кожин успешно завершил свое диссертационное исследование. Хватцев не только успевал заниматься научной деятельностью с преподавателями и аспирантами, но и руководил студенческим научным обществом, где наиболее одаренных поддерживал в их стремлении заниматься наукой. Например, студент Валерий Анатольевич Ковшиков по совету Хватцева стал ученым, внес значительный вклад в логопедическую науку и практику.

Сформировалась научная школа профессора Хватцева. Конкретные результаты научно-теоретических и экспериментальных исследований нашли отражение в многочисленных публикациях. Педагогический состав кафедры стал чаще выступать на научных конференциях с докладами, на совещаниях методического объединения и курсах повышения квалификации, писать и рецензировать научные статьи. Здесь необходимо сказать, что Михаил Ефимович написал ряд книг и статей специально для родителей, воспитателей детских садов и самих страдающих нарушениями речи подростков и взрослых.

Михаил Ефимович не только требовал постоянного совершенствования профессионального мастерства от каждого члена кафедры, но и сам совершенствовался, используя в своей работе лучшие достижения мировой и отечественной педагогической науки. В частности, он опирался на такие методы обучения, как метод Безольда-Кройса, аналитико-синтетические методы К. Малиша и Н.А. Рау, «ки-ношрифтный метод» И.А. Васильева. Как дополнение к устному методу, активно использовал маноральную (устно-ручную) систему Г. Форхгаммера. Хватцев владел несколькими иностранными языками, и со многими коллегами во всем мире поддерживал переписку, будучи в курсе всех научных новостей.

Для кафедры, руководимой профессором М.Е. Хват-цевым, особенно тяжелыми стал 1956/1957 учебный год, когда пришлось разрабатывать новый учебный план, предусматривавший подготовку специалистов широкого профиля. В соответствии с этим планом

изменилось чтение курсов общей и специальной педагогики, вновь введены изъятые ранее курсы специальных методик географии, истории и естествознания, усилена самостоятельная работа студентов. Пришлось переделывать все учебные программы, а по новым, вновь введенным дисциплинам — составлять новые.

После проведенной значительной организаторской работы в 1960 г. М.Е. Хватцев ушел с должности заведующего кафедрой по состоянию здоровья, но остался в коллективе на должности профессора и продолжал активно трудиться до 1968 г. Именно последние годы его работы стали наиболее плодотворными. Он подготовил целую плеяду ученых и педагогов, таких как М.И. Никитина, Л.Г. Парамонова, Л.М. Быкова и др., ставших гордостью отечественной педагогической науки.

Традиции и идеи, заложенные профессором Хват-цевым, продолжили наставники педагогической науки — Л.Я. Гадасина, В.П. Малинская., А.А. Ру-синова, ТА. Трубникова, Н.А. Соколова, И.Г Шмелева и многие другие.

Многие ленинградские педагоги были награждены орденами и медалями. Первым учителем-логопедом Ленинграда, единственным в Советском Союзе награжденным орденом Ленина и орденом «Знак почета», стала Мария Ивановна Подшивалова (1887 г.р.). Под руководством Хватцева она написала книгу по практической работе педагога. Ее дочь и внучка продолжили традиции бабушки.

В настоящее время действует инновационный «Совет логопедов», возродилась работа «Школы молодого логопеда». Благодаря инициативе опытных педагогов И.Г. Шмелевой, Л.Я Гадасиной был организован многоэтапный проект, посвященный 50-летию со дня основания профессором Хватцевым логопедических пунктов в Ленинграде. Этот проект активно поддержала кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой специальной педагогики СПб АППО Н.Н. Яковлева. Проедена значительная работа по обобщению и распространению опыта работы школьных логопедических пунктов, специальных школ и логопедической службы города Санкт-Петербурга. Подводя некоторые итоги 65-летней работы, педагоги и ученые пришли к выводу, что в практике обучения детей в школах и вузах необходимо объединение усилий самого обучающегося, его родителей и педагогов образовательного учреждения. А это одно из основных положений Михаила Ефимовича Хватцева, чье научное наследие может стать опорой при решении актуальных современных проблем.

№ 4(20)/2015

ЛИТЕРАТУРА

1. Возьмемся за руки, друзья! Сборник учебно-методических материалов общего и специального образования. Выпуск 2 // Под редакцией Ю.А. Русиновой. СПб., 2013.

2. Юбилейный сборник исторических и учебно-методических материалов в области специального образования // Под общ. редакцией Ю.А. Русиновой. СПб., 2014.

3. Хватцев М.Е.: к 100-летию со дня рождения // Дефектология. 1984. № 1. С. 89.

4. Селиверстов В.И. История логопедии: Медико-педагогические основы: Учебное пособие для вузов. Московский открытый социальный университет. Москва: Академический Проект, 2004.

5. Хватцев М.Е. Логопедия: Книга для высших педагогических учебных заведений: В 2 кн.; Под науч. ред. Р.И. Лалае-вой и С.Н. Шаховской. М.: Владос, 2010.

REFERENCES

1. Voz'memsya za ruki, druz'ya! Sbornik uchebno-metodicheskikh materialov obshchego i spetsial'nogo obrazovaniya [Hold hands, friends! Collection of educational materials, educational and training]. I. 2. St. Petersburg, 2013.

2. Yubileynyy sbornik istoricheskikh i uchebno-metodicheskikh materialov v oblasti spetsial'nogo obrazovaniya [Jubilee collection of historical and educational materials in the field of special education]. St. Petersburg, 2014.

3. Khvattsev M.E. K 100-letiyu so dnya rozhdeniya [Khvattsev: the 100th anniversary of his birth]. Defektologiya [Defectology], 1984, № 1, рр. 89.

4. Seliverstov V.I. Istoriya logopedii: Mediko-pedagogicheskie osnovy: Uchebnoeposobie dlya vuzov [History of speech therapy. Medical-pedagogical bases. Textbook for high schools]. Moscow, Akademicheskiy Proekt Publ., 2004.

5. Khvattsev M.E. Logopediya: Kniga dlya vysshikh pedagogicheskikh uchebnykh zavedeniy: V2 kn. [Speech therapy: A book for higher educational establishments]. Moscow, Vlados Publ., 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.