Научная статья на тему 'Служба в армии в системе ценностных ориентаций юношей призывного возраста'

Служба в армии в системе ценностных ориентаций юношей призывного возраста Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2370
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛУЖБА В АРМИИ / ПРОБЛЕМЫ АРМИИ / ГОТОВНОСТЬ К СЛУЖБЕ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ МОЛОДЕЖИ / ТРАНСФОРМАЦИЯ ЦЕННОСТЕЙ / MILITARY SERVICE / ARMY PROBLEMS / READINESS FOR SERVICE / VALUE ORIENTATION / IDENTITY OF YOUNG PEOPLE / TRANSFORMATION OF VALUES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Звездина Галина Павловна, Приймак Елена Николаевна

Цель статьи рассмотреть проблему трансформации ценностных ориентаций у юношей призывного возраста в условиях изменяющегося общества. Авторы показывают место службы в армии в системе ценностных ориентаций современных юношей. Раскрывая изменения, происходящие в обществе, в статье делается акцент на трансформациях, которые затронули армию, и тех психологических проблемах, с которыми она столкнулась. Эмпирическая часть исследования представляет анализ результатов многочисленных диагностических исследований и мониторингов по изучению отношения молодых людей к службе в Вооруженных силах России, изучению ценностных ориентаций и духовно-нравственных основ юношей, которые определяют их жизненную позицию. На основании анализа эмпирических исследований показано, что процесс самоидентификации молодежи не может проходить без процессов осмысления и смыслообразования, на что нужно обращать пристальное внимание, особенно в условиях перехода современной армии на профессиональную основу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Military service in the value orientations of young men of military age

The article focuses on consideration of the problem of transformation of value orientations of young men of military age in a changing society. The authors show the place of military service in the value orientations of modern young men. Revealing the changes taking place in society, the article focuses on the transformations that have affected the army, and the psychological problems that it faced. The empirical part of the study is the analysis of the results of multiple diagnostic tests and monitoring to study the attitudes of young people to serve in the Armed Forces of Russia, the study of value orientations and spiritual and moral foundations of young men that determines their position in life. Being based on the analysis of empirical studies the authors have shown that the process of self-identification of young people cannot take place without the process of reflection and sense formation, to which one should draw his/her close attention, especially in the transition of a modern army on a professional basis.

Текст научной работы на тему «Служба в армии в системе ценностных ориентаций юношей призывного возраста»

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Звездина Г.П., Приймак Е.Н.

Служба в армии в системе ценностных ориентаций юношей призывного возраста

Цель статьи - рассмотреть проблему трансформации ценностных ориентаций у юношей призывного возраста в условиях изменяющегося общества. Авторы показывают место службы в армии в системе ценностных ориентаций современных юношей. Раскрывая изменения, происходящие в обществе, в статье делается акцент на трансформациях, которые затронули армию, и тех психологических проблемах, с которыми она столкнулась. Эмпирическая часть исследования представляет анализ результатов многочисленных диагностических исследований и мониторингов по изучению отношения молодых людей к службе в Вооруженных силах России, изучению ценностных ориентаций и духовно-нравственных основ юношей, которые определяют их жизненную позицию. На основании анализа эмпирических исследований показано, что процесс самоидентификации молодежи не может проходить без процессов осмысления и смыслообразования, на что нужно обращать пристальное внимание, особенно в условиях перехода современной армии на профессиональную основу.

Ключевые слова: служба в армии, проблемы армии, готовность к службе, ценностные ориентации, самоидентификация молодежи, трансформация ценностей.

Современный цивилизованный мир переживает глубинные трансформации, которые не обошли стороной и Россию. Происходящие изменения затронули все сферы человеческого бытия: вместе с кардинальными реформами в социально-политической и экономической области происходят кардинальные перемены и в армии. Ученые - социологи, психологи, политологи и другие специалисты, занимающиеся изучением тенденций и закономерностей в развитии общественного и индивидуального сознания, которые происходят на этапе смены эпох, отмечают необходимость переоценки значимости многих фундаментальных ценностей, в том числе касающихся службы в Вооруженных Силах.

Армия тесно связана с основными сферами жизни общества. Функционирование и развитие армии определяется, прежде всего, уровнем материального производства, состоянием военно-промышленного комплекса, от которого зависит обеспечение ее техникой и вооружением, количественный

и качественный состав военнослужащих. Немаловажным является национальная и конфессиональная структуры армии, их влияние на личный состав армии, характер взаимоотношений между военнослужащими, морально-политическое единство армии и общества, морально-психологический климат в рядах Вооруженных сил. На состояние армии также влияют социальные и экономические процессы, происходящие в обществе, духовная жизнь, развитие культуры и науки.

Современная российская армия, на протяжении последних десятилетий претерпевающая существенные изменения под влиянием общественно-политических и социально-экономических факторов, столкнулась с рядом проблем:

- социальная аномия, когда отвергаются прежние духовные ценности и отсутствуют новые, что представляет опасность, как для общества в целом, так и для армии, в частности;

- сокращение призывных ресурсов, переход комплектования армии по смешанному принципу, когда основу структуры военнослужащих составляют военнослужащие по призыву и появились контрактники, пришедшие в армию на добровольной основе;

- снижение положительной мотивации молодежи на прохождение военной службы по призыву;

- снижения готовности юношей к службе в Вооруженных Силах, проявляющееся в ухудшении адаптации молодых воинов в первые месяцы службы на фоне повышенных информационных, физических и нервно-психических нагрузок, увеличении процента возврата военнослужащих из войск по нервно-психическим заболеваниям (H.H. Каменсков, 1987; С.А. Нужин, 1997);

- противоречие между относительной свободой общества и полной несвободой солдат, естественными правами и свободами личности и их неконституционным отчуждением в армии;

- ранний призывной возраст юношей и наметившаяся тенденция к удлинению периода детства, что зачастую определяет неготовность юношества к службе в армии.

Служба в армии как вид деятельности представляет собой систему взаимосвязанных действий, осуществляемых для достижения общественно значимых целей, основанных на реальном и потенциально возможном использовании оружия, боевой техники и других средств. По своим основным характеристикам военная служба отличается тем, что ей присущи ярко выраженный боевой характер, повышенная морально-психологическая и физическая нагрузка, требующая особой физической подготовки и эмоционально-волевой устойчивости, интеллектуальной подготовки по использованию современных инженерно-технических средств и телекоммуникационных технологий.

Организационная, правовая и психологическая неопределенность, вызванная переходным периодом в армии, ведет к тому, что не только снижается уровень дисциплинированности воинов, но, прежде всего, теряется личностно-ценностный смысл службы в армии. Согласно социологическим и психологическим исследованиям широкое распространение среди молодежи получили антиармейские настроения. У нынешних призывников и молодых солдат интерес к службе резко упал. Более чем в 3 раза возросло число тех, кто рассматривает военную службу как повинность. Все больше становится молодых людей, которые безразлично относятся к выполнению своего долга по защите Отечества.

По данным исследований Федеральной службы государственной статистики, имеют желание и готовы служить в армии чуть более половины опрошенных юношей (52 %). Больше всего таковых оказалось среди учащихся профессиональных училищ - 60 %, а меньше всего - среди студентов (40 %). Почти 90 % опрошенных юношей положительно относятся к службе по контракту. Больше половины респондентов (60 %) уклонились бы от службы в армии, будь у них такая возможность, и потратили бы это время на работу или учебу. Юношей, физически и психологически не готовых к службе в армии, становится все больше.

Анализ результатов многочисленных исследований убеждает, что в постсоветское время в молодежной среде произошли сложные процессы, свидетельствующие о переоценке культурных ценностей предыдущих поколений, нарушении преемственности в передаче социокультурного опыта. Гораздо большее значение в ценностной иерархии современной молодежи стали занимать материальные ценности. Жизненный успех и самореализация все больше связываются в сознании молодежи с материальным благополучием и достижением определенных статусных позиций в обществе. Материальный достаток и высокий статус в сознании общества и молодежи становятся неотъемлемыми атрибутами маскулинности [3, 8].

Для современной молодежи в целом характерно изменение направленности жизненных ориентаций от социальной (коллективистской) составляющей к индивидуальной. Материальное благосостояние стало цениться молодыми людьми гораздо выше свободы, ценность оплаты труда стала превалировать над ценностью интересной работы. Тяготение к индивидуалистской ценностной системе больше присущей западной культуре: установка на автономность личности, рациональность, уважение к частной собственности признаются значимыми современной молодежью России. В первую очередь, молодежь предпочитает заботиться о материальном достатке. Для большинства молодежи труд как средство самоутверждения, самореализации потерял смысл. В своем стремлении к хорошему заработку и высоким доходам многие молодые люди утрачивают нравственные ориентиры и нередко вступают в противоречие с правовыми нормами.

Ценности всегда несут в себе нравственные представления индивида о том, что является правильным, положительным или желательным, они - осознанный или интуитивный нравственный выбор того, что для человека является важным и стоящим.

Особое место в ценностной сфере занимают ценности труда, и многие психологи считают именно их базовыми координатами всей ценностной сферы человека. В контексте многих социальных наук ценности труда рассматриваются как чрезвычайно важный фактор человеческой истории, обусловивший не только экономическое развитие, но и расцвет и закат целых цивилизаций. Прагматическое отношение молодежи к труду как основе материального благополучия часто приводит к внутриличностному кризису, неспособности прогнозирования собственного будущего и самореализации.

При определении ценности армейской службы молодые люди в большей степени также аппелируют к экономическим выгодам и индивидуальным ценностям. Как показывает исследование Р. Емцова и М. Локшина, бывшие призывники теряют от 5 до 15 % своих годовых доходов в течение жизни. Приобретенные же в армии военные навыки и специальности зачастую не отвечают потребностям гражданской жизни [4]. Служба в армии вступает в противоречие с жизненными планами молодежи, затрудняет реализацию значимых индивидуальных ценностей. В связи с этим ценности военной службы теряют свою актуальность в сознании молодежи, приобретают второстепенный характер, формируются установки на ее активное избежание, к которым общество относится весьма лояльно. Как следствие снижения положительной мотивации на прохождение службы по призыву увеличилась активность молодежи в вопросе ее избегания.

А.В. Смирнов, проводивший изучение установок допризывной молодежи, отмечает, что с высказыванием, утверждающим, что «каждый мужчина должен пройти военную службу в армии, даже если это не отвечает его личным интересам», согласились 26,6 % школьников. Другой точки зрения, т. е. считающих, что «военная служба - личное дело человека, каждый сам должен решать, служить ему или не служить», придерживаются значительно больше старшеклассников - 59 %. Около 12 % старшеклассников вообще затруднились ответить на этот вопрос. Около 3 % из числа опрошенных обозначили собственную позицию в отношении военной службы, не согласившись ни с одной из предложенных точек зрения. Исследователь отмечает, что взгляды школьников по данному вопросу разделяют и студенты. Среди них доля согласных с обязательным прохождением военной службы составляет 18,6 % доля сторонников комплектования Вооруженных Сил на добровольных началах составляет 60 %. Около 5 % студентов отметили собственную позицию, по сути являющуюся конкретизацией первых двух точек зрения, 16,6 % затруднились с ответом [9].

То есть доля юношей, считающим службу в армии обязательной, в студенческой среде еще меньше, чем в среде старшеклассников.

Свои особенности и проблемы имеет и реализация контрактного принципа службы в Вооруженных силах. Переход к комплектованию армии на контрактную основу предполагает кардинальные изменения не только структуры армии, но и содержания многих понятий, в том числе и понятия «воинского долга». На сегодняшний день одной из основных проблем в реформировании Вооруженных Сил являются возникшие противоречия между моральным долгом воина и его правовым статусом. Морально-психологический фактор всегда имел большое значение для боеспособности войск. Об этом убедительно говорит опыт отечественной и мировой истории. Однако сегодня, в современной российской действительности проблема морально-психологического состояния войск приобретает особую остроту.

Воинская обязанность гражданина перед государством и обществом как нравственная категория и поступление на службу по контракту как категория рыночная предполагают совершенно разные морально-нравственные и правовые основы исполнения воинского долга. Важность и необходимость переноса ориентиров воспитания военнослужащих на формирование гражданственности обусловлена и тем, что армия по контракту будет уступать армии по призыву по ряду политических и социальных позиций. В первую очередь, в ослаблении связи армии с обществом. По мнению специалистов, воинская служба по призыву является важным фактором социальной мобильности и межэтнического общения населения, «школой жизни». Контрактная армия по своему характеру является кастовой, корпоративной, что объективно снизит уровень доверия граждан к армии, с одной стороны, и чувство личной ответственности за защиту Отечества - с другой. Эта нетождественность армии и общества обуславливает необходимость постоянных усилий, направленных на интеграцию вооруженных сил с гражданским обществом [7].

Нравственное обоснование, идеологическое «подкрепление» для выполнения военного долга резко ослаблено с введением контрактной службы. Тем самым сильно возрастает роль правового регулирования, которое только начинает налаживаться, и материального стимулирования, которое сегодня не может быть гарантировано, бюджетно обеспечено.

Зарубежный опыт реформирования вооруженных сил, выявление неблагоприятных изменений в армии также свидетельствуют о том, что повышая «технический», узкопрофессиональный уровень военнослужащих, часто не решаются проблемы социально-психологические, в том числе вопросы дисциплины. Так, американские эксперты считают, что основным фактором, обеспечивающим снижение числа дисциплинарных нарушений, является то, что высокая дисциплина поддерживается, прежде всего, административно-правовыми методами, а уже потом осознанием военнослужащими своего долга [11].

В условиях девальвации ценностей в современном обществе национальные духовные ценности, которые всегда, независимо от политической конъюнктуры являлись цементирующими в обществе, в армии - чувство патриотизма, готовность служить Отечеству, верность воинскому долгу, гордость за принадлежность к Вооруженным Силам России утрачивают свою значимость и регулирующую функцию.

Известно, что в переходный период обостряются многие противоречия и болезни. Переход российской армии на смешанный тип несения службы активизирует многие социально-психологические проблемы и конфликты, которые существовали и раньше, пусть даже в зачаточном виде. На сегодняшний день можно констатировать обострение таких «традиционных» для армий многих стран (хотя и в разной степени) явлений, как дедовщина, протекционизм, межнациональные конфликты (национальная, расовая, земляческая групповщина), злоупотребление служебным положением, отклоняющееся поведение (алкоголизм, наркомания, гомосексуализм). Исследователи в качестве причин обострения этих проблем называют характерные для переходного общества:

- «размывание» нормативно-ценностной системы, регулирующей поведение людей;

- ослабление социального контроля;

- обострение социальных интересов, неизбежно приводящее к объединению по социальным, территориальным, этническим, клановым и т. п. интегрирующим признакам.

Основное условие для решения или хотя бы смягчения этих проблем -формирование новой устойчивой системы ценностей, моральных и правовых норм поведения. Военная реформа в состоянии решать их в той мере, в какой это будет способствовать процессу нормативно-правовой стабилизации общества [7].

Целенаправленная работа по формированию ценностных ориентаций молодежи должна учитывать как трансформационные процессы, происходящие в обществе, так и механизмы трансформации ценностно-смысловой сферы личности. Согласно существующему определению, «трансформация ценностных ориентаций личности заключается в преобразовании внутренней основы существующей системы ценностей, характеризующимися качественными изменениями ее системообразующих элементов на основе политических интересов власти и общества с учетом особенностей менталитета и традиционной культуры какие бы изменения не происходили» [8].

Д.А. Леонтьев раскрывает механизмы трансформации смысловой сферы личности через процесс превращения, в результате которого «исходная система отношений сворачивается, редуцируются и выпадают опосредующие звенья и промежуточные зависимости, обнаруживаются одни характеристики

предмета, функционально значимые в данной превращенной форме, и стираются другие, не имеющие значения для соответствующих аспектов его функционирования. Все эти трансформации определяются не чем иным, как свойствам субстрата, в котором получает воплощение исходное предметное содержание» [5].

Нормативно-ценностные системы, которые задаются существующим уровнем культуры, порождаются общественной практикой и социальным опытом. Динамика нормативно-ценностной системы «предстает развитием от осмысления на уровне личностного смысла к формированию социального значения вплоть до полной институализации программы социальной деятельности, лежащей в ее основе» [10]. Г.Л. Тульчинский отмечает, что, выявляя соотношения индивидуально-личностного и социального, можно указать на их взаимообусловленность и взаимопроникновение. «Однако нельзя не признать очевидного факта: источником, средством, "механизмом" динамики осмысления и смыслообразования выступает личность. Именно она - то поле, на котором развертывается эта динамика, и именно ее энергетика порождает эту динамику, потенцируя бытие» [10].

Ценностно-смысловые структуры сознания при всех обстоятельствах и изменениях остаются присущими внутреннему миру личности. В силу этого ценностные ориентации и установки могут быть рассмотрены как важнейший инструмент саморегуляции личности. Ценностные ориентации лежат в основе поиска идентичности личности со своим внутренним «Я». Поэтому они представляют собой гибкую и постоянно корректируемую связь между личностью и обществом, творящим сознанием субъекта и его ответственным личностным выбором [2].

Важной составляющей воспитания подрастающего поколения являются духовно-нравственные основы и ценности. Усваивая поведенческие стандарты доминирующих социальных отношений, молодой человек может определить границы своей внешней идентификации лишь в рамках культуры, унифицирующей его духовные потребности, выводя их в основном в рекреативную сферу. Подобная внешняя идентификация носит конформистский характер и формирует установку на квазипотребление духовных ценностей. Обретение же индивидом осознанных убеждений и ценностных ориентации, определяющих его социальную роль, есть процесс самоидентификации. Суть самоидентификации заключается в понимании себя как целостности в процессе определения границ собственной культурной идентичности. Процесс самоидентификации не может проходить без процессов осмысления и смыслообразования. И.В. Абакумова, конкретизируя механизмы смыслообразования, отмечает принципиальную значимость жизненных смыслов как атрибут жизненного мира, с одной стороны, а с другой - устойчивую стержневую систему смыслов его субъективного мира. «Замыкание

смысловой компоненты субъектного опыта человека, смысловой матрицы его сознания на жизненных ценностях жизненного мира человека переводят их в ранг личностных смыслов, обратным образом влияющих на породившую их устойчивую смысловую структуру» [1].

Укрепление духовно-нравственных основ Вооруженных сил, опора на исторический опыт, сочетание реальностей настоящего и перспектив будущего в развитии нации и государства позволят молодым людям прийти к социокультурной и гражданской идентичности и будут способствовать формированию, прежде всего, нравственных целей и ценностей.

Нравственная цель вызывает огромную мобилизацию сил на долгое время - на перспективу творческой деятельности и самореализации. Конкретные цели таким свойством не обладают, после их достижения быстро наступает спад активности, чреватый депрессией и скукой. В принятии жизненно важных решений надо отвести место явлению, которое можно назвать социально-психологическим реализмом, способностью определить соответствие своего «Я» тому социальному пространству, которое предполагает жизненная ситуация. Именно «смысловая стержневая структура личности, составляя ее базовое «Я», и реализуют смысловую регуляцию жизнедеятельности человека» [2].

Переход армии на профессиональную основу требует особого подхода к организации социальной среды для военнослужащих, которая отличается своей субкультурой, совокупностью специфических ценностей и норм, регулирующих поведение человека, опорой на его личностный потенциал. Подготовка и обучение новичков - это виды «военной социализации», усвоения соответствующих ценностей и норм, среди которых важное место должны занимать ценности гуманизма и патриотизма, ценности свободного демократического общества и изменение «имиджа» армии в сознании военнослужащих и всего населения.

Литература

1. Абакумова И.В. Смыслодидактика. Учебник для магистров педагогики и психологи. - М.: КРЕДО, 2008. - 368 с.

2. Ванакова Г.В. Жизнестойкость как осознанный выбор современной молодежи// Народное образование. - 2012. - № 1. - С. 234-239.

3. Думчене А.О., Даукилас С.О. сочетании прагматических и гуманистических ценностей студентов // Социологические исследования. - 2007. - № 5.

4. Емцов Р., Локшин М. Экономическое бремя призыва на военную службу в России: результаты микроэкономического анализа // Вопросы экономики. - 2006. - № 1.

5. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. 2-е, испр. изд. - М.: Смысл, 2003. - 487 с.

6. Локова М.Ю. Структурная трансформация ценностных ориентаций молодежи в модернизирующемся российском социуме (социально-философский аспект): автореф. дис____канд. философ. наук. - М., 2007.

7. Наумова Н.Ф., Сычева Б.С. Общественное мнение о социальных проблемах армии России // Социологические исследования. - 1993. - № 12. - С. 73-83.

8. Новейший философский словарь / сост. А.А. Грицианов. - М., 1998.

9. Смирнов А.В. Установки допризывной молодежи на прохождение военной службы по призыву (по материалам Ивановской области) // Вестник Нижегородского ун-та им. Н.И. Лобачевского. Серия «Соц. Науки». - 2011. - № 4 (24). - С. 60-67.

10. Тульчинский Г.Л. Смысл и гуманитарное знание / Проблема смысла в науках о человеке (к 100-летию Виктора Франкла) // Материалы международной конференции (Москва, 19-21 мая 2005 г.). - М.: Смысл, 2005. - 280 с.

11. John T. Bennett Think tank calls budget cuts an opportunity to reform military. - URL: http://www.usnews.com/news/blogs/dotmil/2012/05/25/think-tank-calls-budget-cuts-an-opportunity-to-reform-military (дата посещения 05.05.2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.