Научная статья на тему 'Слухи в информационном обществе: социокоммуникативный аспект'

Слухи в информационном обществе: социокоммуникативный аспект Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
399
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛУХИ / КОММУНИКАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ПЕРЕГРУЗКА / RUMOURS / COMMUNICATIVE SYSTEMS / INFORMATIVE SOCIETY / INFORMATIVE RESOURCES / INFORMATIVE OVERLOADING

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Куликов Евгений Михайлович

В статье рассматриваются особенности распространения слухов в коммуникационных системах формирующегося в России информационного общества. В ситуации, когда нивелируются национальные границы, снижается значение факторов пространства и времени в процессе коммуникации, наблюдается информационная перегрузка людей, «захламленность» их сознания нерелевантной информацией, слухи переживают эпоху «второго рождения». Прогресс коммуникативных технологий не только не прекратил хождение слухов, но и, напротив, предоставил им новые возможности для влияния на аудиторию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The rumours in the informative society: sociocommunicative aspect

The peculiarities of spreading rumours, in the communicative systems, the informative society being formed in Russia are considered in article. In the situation when national borders are negated, the meaning of factors of space and time in the process of communication is decreasing, the informative overloading of people is observed, there is the rubbishing of their consciousness by the irrelevant information, the rumours are surviving the epoch of "he second birth" The progress of communicative technologies has not only stopped the moving of rumours, but on the opposite, it gave them new possibilities for the influence on the audience.

Текст научной работы на тему «Слухи в информационном обществе: социокоммуникативный аспект»

УДК 316.77 К-90

Куликов Евгений Михайлович

кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии Кубанского государственного университета тел.: (988) 248-06-82

Слухи в информационном обществе: социокоммуникативный аспект [1]

Аннотация:

В статье рассматриваются особенности распространения слухов в коммуникационных системах формирующегося в России информационного общества. В ситуации, когда нивелируются национальные границы, снижается значение факторов пространства и времени в процессе коммуникации, наблюдается информационная перегрузка людей, «захламленность» их сознания нерелевантной информацией, слухи переживают эпоху «второго рождения». Прогресс коммуникативных технологий не только не прекратил хождение слухов, но и, напротив, предоставил им новые возможности для влияния на аудиторию.

Ключевые слова: слухи, коммуникационные системы, информационное общество, информационные ресурсы, информационная перегрузка.

В XXI в. человечество вступает в эпоху глобального информационного общества. Новый тип общества характеризуется такими признаками, как компьютеризация, расширение доступа граждан к информационным ресурсам общества, возрастание доли информационных услуг и компьютерных технологий в валовом внутреннем продукте. В современном обществе благодаря широкому использованию спутниковой связи, сотовой телефонии и Интернета фактор пространственной удаленности уже не играет существенной роли в доступе людей к информации и в коммуникациях. Предпосылки перехода к информационному обществу были подготовлены в позднем индустриальном обществе усложнением управления современным высокотехнологичным производством [2, с. 85].

В результате становления информационного общества у аудитории появилась возможность обращаться к событиям в режиме реального времени, становиться их соучастниками. В целом соединение возможностей компьютера с сетями телекоммуникации «сжимает» время и пространство, уменьшает значение национальных границ, дает индивидам ощущение приобщения к некоторой глобальной общности [3, с. 20].

Таким образом, информационное общество - теоретическая концепция постиндустриального общества; историческая фаза возможного развития цивилизации, в которой главными продуктами производства становятся информация и знания. Отличительные черты информационного общества:

- увеличение роли информации, знаний и информационных технологий в жизни общества;

- возрастание доли людей, занятых информационными технологиями, коммуникациями и производством информационных продуктов и услуг, в валовом внутреннем продукте;

- нарастающая информатизация общества с использованием телефонии, радио, телевидения, сети Интернет, а также традиционных и электронных СМИ;

- создание глобального информационного пространства, обеспечивающего эффективное информационное взаимодействие людей, их доступ к мировым информационным ресурсам и удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах [2, с. 37].

Стоит отметить, что налицо очевидные тенденции движения российского общества к новой социальной и социокультурной реальности, мы можем теоретически и эмпирически зафиксировать основные признаки такого перехода. Казалось бы, прогресс коммуникативных технологий должен привести к доминированию компьютерной коммуникации, инновационных СМК, где уже не будет места слухам, этим древним способам общения, передачи информации, сопровождавшим человечество тысячи лет. Вместе с тем проводимые нами исследования показывают, что это не так. Слухи вполне успешно адаптируются к реалиям информационного общества, интегрируются в социальные сети, используют возможности Интернета, сотовой связи. В результате резко возрастает скорость, а главное, эффективность воздействия слухов на ау-

56

диторию. События 2007-2009 гг. в России вынуждают ученых рассуждать о проблемах информационной безопасности России в связи с массовым распространением тревожных, а то и панических слухов, например, об аварии на Волгодонской АЭС, банкротстве финансовых учреждений, техногенной катастрофе на Саяно-Шушенской ГЭС. Почему так происходит?

По-видимому, в условиях трансформации социума, в частности, его коммуникационных систем налицо определенное «напряжение» в деятельности социальных институтов, призванных обеспечивать общество полноценной, всесторонней информацией. На смену традиционным СМК приходят сверхскоростные, инновационные, основанные на использовании компьютерной коммуникации. В целом ряде случаев аудитория испытывает трудности в получении информации, связанные с «конфликтом» традиционных и инновационных СМК.

Например, в ситуации появления ложной информации об аварии на Волгодонской АЭС в мае 2007 г. традиционные СМК (в первую очередь, пресса, радио, телевидение) упустили вещательную инициативу, которая перешла к инновационным СМК (в данном случае, глобальной сети Интернет и спутниковой связи). В результате в течение 2-3 дней аудитория получала непроверенную, подчас откровенно ложную, нелепую, фантастическую информацию, а традиционные СМК не могли удовлетворить информационные потребности людей, вернуть себе вещательную инициативу. Ситуация усугубилась тем обстоятельством, что традиционные СМК, вернув себе вещательную инициативу, сами включились в процесс муссирования слухов, а не их дезавуирования [5, с. 74-80].

Проблема заключается в том, что инновационные СМК (в первую очередь, Интернет) намного оперативнее и доступнее традиционных, и в ситуации дефицита информации они, по определению, первыми предоставляют ее аудитории. Учитывая, что контроль со стороны государства и общества за глобальной сетью Интернет практически отсутствует, мы будем периодически сталкиваться с ситуацией, когда аудиторию охватывают панические слухи. Первыми попадают под влияние слухов пользователи сети Интернет, затем передавая их по каналам межличностного общения, опосредованного в ряде случаев спутниковой связью. Именно так нарастала «спираль» тревожных слухов в 2007-2009 гг. Острота проблемы в том, что, как показывают наши исследования, российская аудитория подвержена влиянию многочисленных фобий, находится в состоянии боязливого предвидения неких неприятных событий, могущих кардинально изменить жизнь, повлиять на безопасность людей. Не удивительно, что слухи, попав на «благодатную почву» сконструированного сознанием людей социально-мифологического образа, начинают активно распространяться, вызывая доверие аудитории.

Отдельно стоит коснуться проблемы информационной перегрузки. Известно, что в последнее десятилетие происходит резкое увеличение общей численности транслируемых сообщений на аудиторию. По мнению А.Д. Елякова, революция в сфере информации приобретает характер глобального процесса. В ходе него разрешается противоречие между существующими возможностями информационной индустрии и ограниченностью средств, необходимых для удовлетворения информационных потребностей людей и общества. Накопление больших массивов хаотичной, фрагментарной, сырой информации затрудняет оперативное принятие решений делового и личностного характера. Обществу недостает продуктивных организационных форм и методов извлечения нужной информации, ее анализа и приведения в состояние, пригодное для употребления.

Информация, будучи благом, когда общество умеет обращаться с ней, превращается во зло, когда информационные потоки «выходят из берегов». Они могут «захлестнуть», а затем и «утопить» как специалистов, так и органы управления. Не случайно столько заинтересованных и даже страстных описаний посвящено «Океану», «Гималаям», «Трясине» информации. В этих условиях сама информация становится объектом упорядочения, регулирования. От успехов в данной области деятельности зависит использование ее в качестве глобального стратегического ресурса выживаемости общества и его расцвета [6, с. 29-36]. Информационная среда сегодня имеет общепланетарный характер. Лавинообразный поток информации затрудняет ее восприятие, осмысление и даже простое обозрение [7, с. 26].

Информационная перегрузка аудитории выступает в качестве одного из основных факторов снижения слухоустойчивости коммуникационных систем современного общества. В сложившейся ситуации, когда количество транслируемых сообщений в несколько раз превышает возможности человеческого сознания (и, судя по числу коммуникативных инноваций, привносимых в жизнь общества, ситуация с каждым годом будет только усугубляться), происходит значительное снижение качества самой информации. В «хаосе», потоке информации сложно следовать каким-то критериям достоверности, надежности информации, то есть мы наблюдаем фактическое снятие границ между слухом и «просто информацией», носящей достоверный характер. Как известно, некоторые ученые, определяя понятие «слух», указывают в качестве отличительной черты именно недостоверный характер содержащихся в нем сведений [8, с. 12].

57

Анализ событий 2007-2009 гг., когда в ряде регионов России происходило массовое распространение слухов, показывает, что именно снятие границ между достоверной информацией и слухом, характерное, в первую очередь, для глобальной сети Интернет, привело к возникновению большинства панических слухов. Слухи, зарождавшиеся на форумах, в блогах, затем, выходя за пределы сети Интернет, активно передавались в процессах межличностного общения. В результате, когда массовое сознание доходило до «точки кипения», новостные агентства сообщали об «эпидемии слухов», таким образом, замыкался цикл: инновационные СМК-аудитория-традиционные СМК.

Не стоит забывать, что в слухах заложен значительный ресурс воздействия на сознание и поведение людей. Несмотря на развитие информационно-коммуникационных систем российского общества, его активную интеграцию в глобальное информационное общество, слухи отнюдь не утратили своего значения в системе массовой коммуникации, о чем свидетельствуют события 2007-2009 гг.

Ссылки:

1. Материал статьи подготовлен при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект 10-03-38320 а/Ю

2. Еляков А.Д. Российское общество в информационном измерении // Социс. 2009. № 7.

3. Иванов В.Н., Назаров М.М. Массовая коммуникация в условиях глобализации // Социс. 2003. № 10.

4. Новикова И.И. Роль и место средств массовой информации в развитии информационного общества // Власть. 2009. № 8.

5. Куликов Е.М., Кубякин Е.О. Слухи как коммуникативный и социокультурный феномен современного общества. Краснодар, 2009.

6. Еляков А.Д. Современная информационная революция // Социс. 2003. № 10.

7. Темрезов Р.Б. Информационно-коммуникативные технологии как ресурс политической власти в условиях политической глобализации // Власть. 2010. № 6.

8. Латынов В.В. Слухи: социальные функции и условия появления // Социс. 1995. № 1.

58

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.