Наниз З.З. ©
Кандидат педагогических наук, МБОУ «СОШ №1 им.Ю.К.Намитокова», а.Понежукай, Республика Адыгея
СЛОВОСОЧЕТАНИЕ КАК СИНТАКСИЧЕСКАЯ ЕДИНИЦА В РУССКОМ И АДЫГЕЙСКОМ ЯЗЫКАХ
Аннотация
В статье исследуется типология словосочетания в русском и адыгейском языках, их сходства и различия, грамматическая связь слов в структуре словосочетания.
Ключевые слова: словосочетание, различия, сходства, русский язык, адыгейский язык. Keywords: word combinations, differences, similarities, Russian language, Alyghe language.
Проблема словочетания издавна привлекала внимание русских лингвистов. А.Х.Востоков в «Русской грамматике»(1831) дает довольно подробное описание системы словосочетаний русского языка (именно он впервые употребил термин «словосочетание»).
В адыгейском языкознании лингвисты обратились к словосочетанию как особой языковой единице в последнее время. Оно нашло отражение в отдельных работах Х.Б.Даурова, У.С.Зекоха, М.Х.Шхапацевой.
Словосочетания различаются по своей структуре и семантике. По своей структуре в русском и адыгейском языках словосочетания могут быть простыми, сложными и комбинированными.
Словосочетания одинаковых моделей в русском и адыгейском языках существенно различаются порядком расположения компонентов.
В русском языке: В адыгейском языке:
глагол+существительное существительное +глагол
прилагательное+существительное существительное+прилагательное
существительное (главный и прилагательное+существительное
компонент)+существительное существительное (зависимый
(главный компонент) компонент)+существительное
(главный компонент)
В результате этого в речи учащихся-адыгейцев весьма распространены ошибки типа: «книгу прочитал», «улицы зеленые», «отца дом» которые переносятся и в структуру предложения (М. Х. Шхапацева).
В русском языке грамматическая связь слов в структуре словосочетания сводится традиционно к согласованию, управлению и примыканию.
Грамматическая связь слов в словосочетании в адыгейском языке, как и в русском, сводится к согласованию, управлению, примыканию. Вместе с тем наблюдаются существенные различия в оформлении одинаковых типов связи слов в словосочетании в русском и адыгейском языках, в лексической сочетаемости слов, в порядке расположения компонентов в словосочетаниях одинаковых структур.
Существенные расхождения, наблюдающиеся в оформлении синтаксических связей слов в русском и адыгейском языках, обусловлены различиями в грамматическом строе данных языков:
а) отсутствием категории рода в адыгейском языке;
б) грамматической не выраженностью в нем категории одушевленности и неодушевленности;
© Наниз З.З., 2016 г.
в) несоответствием падежной, предложно-падежной системы в этих языках;
г) несоответствием в данных языках грамматических средств выражения связи слов;
д) различиями в характере выражения переходности и непереходности глагола [5,с.51-
Согласование в русском языке носит однонаправленный субординативный характер (от главного к зависимому), а в адыгейском языке это координативная взаимонаправленная связь. В русском языке согласование слов осуществляется при помощи флексий (родовых, падежных, числа), которые присоединяются к зависимому слову (зеленая трава, маленького мальчика), а в адыгейском языке по типу согласования соединяются слова в определительном словосочетании. Согласование происходит по линии числа, падежа и лица. Аффиксы числа присоединяются к последнему компоненту словосочетания, независимо от того, главное оно или зависимое.
Проведенный сопоставительный анализ словосочетания в русском и адыгейском языках в учебных целях показал, что данная синтаксическая единица существенно различается в сопоставляемых языках по своей структуре, грамматическим связям компонентов, что приводит к интерферентным явлениям.
Литература
1. Блягоз ЗУ. Адыгейско-русское двуязычие. - Майкоп, 1982.-136с.
2. Блягоз З.У. Типы ошибок в русской речи учащихся-адыгейцев и их источники. - Майкоп,1987.-159с.
3. Виноградов В.В. Исследования по русской грамматике: Избранные труды.-М.:Наука,1975.-558с.
4. Шхапацева М.Х. Изучение словосочетаний в адыгейской школе. Пособие для учителей рус. Яз. 4-8 кл .-Майкоп, 1976.-96с.
5. Шхапацева М.Х. Обучение синтаксическому строю русского языка.- Пособие для учителей общеобразовательных школ Республики Адыгея.-Майкоп,1993.-333с.