Научная статья на тему 'Словообразовательное гнездо со сложными глаголами от имен существительных в лезгинском языке'

Словообразовательное гнездо со сложными глаголами от имен существительных в лезгинском языке Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
251
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ГНЕЗДО / СЛОЖНЫЕ ГЛАГОЛЫ / ДЕРИВАЦИОННЫЙ ШАГ / ВЕРШИНА / ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Тагирова Таисия Леонардовна, Велиханова Фатима Мирзабалаевна

В статье идет речь о формировании сложных глаголов, которые имеют в своем составе вспомогательные глаголы «авун» и «хьун». Проводится исследование зависимости строения сложных глаголов и словообразовательного гнезда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Словообразовательное гнездо со сложными глаголами от имен существительных в лезгинском языке»

УДК 809.46

СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ГНЕЗДО СО СЛОЖНЫМИ ГЛАГОЛАМИ ОТ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

В ЛЕЗГИНСКОМ ЯЗЫКЕ

© 2008 Тагирова Т.Л., Велиханова Ф.М. Дагестанский государственный педагогический университет

В статье идет речь о формировании сложных глаголов, которые имеют в своем составе вспомогательные глаголы «авун» и «хьун». Проводится исследование зависимости строения сложных глаголов и словообразовательного гнезда.

The authors of the article narrate about the formation of complex verbs that have the auxiliary verbs "авун " and "хьун " in its structure, investigate the dependence of the structure of the complex verbs and the word-building family.

Ключевые слова: word-building nest, complex verbs, derivational step, top, имя существительное.

Keywords: word-building nest, complex verbs, derivational step, top, noun.

Проблема формирования сложных глаголов в лезгинском языке не рассматривалась в контексте однокоренных слов, организованных в гнездо. На конкретных примерах мы стараемся раскрыть особенности словообразовательного анализа подобных глаголов. В лезгинском языке зарегистрированы гнезда, в которых есть только существительное и производный от него глагол.

Приведем примеры и рассмотрим количественные и качественные характеристики словообразовательных гнезд, которые соответствуют указанной модели.

Глаголы со вспомогательным словом авун:

- багърагъ звукоподражание грому, звуку выстрела и т.п. - багърагъ авун 'греметь, грохотать' = багърагъун;

- барчим 'заклепка' - барчим авун 'клепать', 'укреплять';

- басма 'печатание' - басма авун 'печатать';

- буйругъ 'приказ - буйругъ авун 'приказывать';

- гьужум 'атака' - гьужум авун 'атаковать' = гьужумун;

- къадагъа 'запрет' - къадагъа авун 'запрещать';

- къелет 'промах' - къелет авун 'делать глупости', 'мудрить';

- къурбанд 'жертва' - къурбанд авун 'жертвовать, приносить в жертву';

- кьат1 'отрезок' - кьат1 авун 'резать на части';

- кьуьл 'пляска'- кьуьл авун 'плясать';

- куьч 'скарб' - куьч авун 'переселять кого-то'=куьчарун;

- кул 'рой' - кул авун 'роиться (о пчелах)';

- кушкуш 'шепот' - кушкуш авун 'шептать, нашептывать'.

Глаголы со вспомогательным словом хьун:

- къавум 'кум' - къавумар хьун 'родниться';

- къевз ' запор (кишечный') - къебз хьун ' страдать кишечным запором';

- кьат 'отрезок' - кьат хьун 'рваться';

- бугъ 'пар' - бугъ хьун 'превращаться в пар, испаряться';

- вафат 'кончина' - вафат хьун 'скончаться';

- гьавалат 'приставание' - гьавалат хьун 'приставать';

- гьайиф 'огорчение' - гьайиф хьун 'огорчаться, чувствовать обиду';

- гьасрет 'тоска' - гьасрет хьун 'тосковать (по ком-чем-либо)';

- гьекь 'пот' - гьекь хьун 'потеть';

- бархун 'гной' - бархун хьун 'гноиться'.

Производные с другими вспомогательными глаголами:

- кьуьнт 'локоть' - кьуьнт ягьун 'облокачиваться (на что-либо)';

- куьлег 'ключ' - куьлег ягъун 'запирать на замок'; куьлегда тун 'воткнуть (ключ) в замок';

- куьнуь 'точило' - куьнуь ягъун 'точить (что-л.)';

- куьр 'икра' - куьр вегьин 'метать икру';

- къайтан 'шнур' - къайтан тун 'шнуровать';

- къакъа 'кудахтанье' - къакъа ягъун ' кудахтать';

- къал акъудун 'скандалить' = къал тун 'скандалить, интриговать';

- къеле 'олово' - къеле гун = къеле ягъун 'лудить', перен. 'обманывать';

- къай 'ветер' - къай гун 'освежаться на ветру, выходить на воздух';

къай галукьун 'простудиться'; къай фин 'схватить простуду'; къаю ягъун 'замерзать'; къаю тухун 'обмораживаться';

- къакъра 'кудахтанье' - къакъра ягъун 'кудахтать'; перен. 'пустословить'.

Лезгинские производные глаголы от существительных порой образуют серии словообразовательных вариантов, не разграниченных по значению. Формально разграничены только вспомогательные глаголы:

- къал 'скандал' - къал авун = къал акъудун = къал тун 'скандалить, поднимать скандал' (къал тун имеет еще одно значение: 'интриговать');

- къай 'ветер' - кьаю гъун = кьаю тухун 'обмораживаться';

- гьарай 'тревога' - гьарайдиз атун = гьарайдиз акъатун = гьарайдиз атана акъатун 'приходить (за кем-чем-л.)', искать, доставать что-л.;

- муьрхъ 'ржавчина' - муьрхъ акъатун = муьрхъ ягъун 'ржаветь';

- бугъ 'пар' - бугъ алахьун 'испаряться' = бугь хьун = бугъадиз элкъуьн;

- кьисас 'месть' - кьисас къахчун = къисас хъувун = къисасдиз къисас хъувун 'мстить'.

Обращает на себя внимание тот факт, что вспомогательный глагол авун может быть по значению равен вспомогательному глаголу хьун в составе производного слова. Словообразовательные варианты оказываются равными по значению. Например:

- к1валах авун 'трудиться, работать' = к1валахик хьун 'работать, быть у дела';

- гьуьрмет авун 'уважать (кого-что-л.)' = гьуьрмет хьун 'относиться с уважением'.

Таких примеров немного. Чаще вспомогательный глагол хьун в составе производного оказывается словообразовательным вариантом для другого произ-

водного со вспомогательным глаголом кьун:

- дав 'мерзлота' - дав хьун = дав кьун 'мерзнуть (о почве)'.

Вспомогательный глагол авун в составе производного чаще оказывается словообразовательным вариантом для другого образования со вспомогательным глаголом гун:

- зарар 'вред, убыток' - зарар авун 'приносить убыток' = зарар гун' приносить убыток';

- эвер 'зов, клич' - эвер авун = эвер гун 'звать кого-л.'.

Словообразовательная вариативность часто накладывается на синтаксические отношения лезгинских глаголов.

Тогда производные со вспомогательными глаголами авун и хьун находятся в отношении каузации:

- къурвах авун 'заставлять страдать'; -къурваххьун 'страдать, мучиться';

- къурху авун 'пугать' - къурху хьун 'пугаться'.

Производные со вспомогательными авун и хьун находятся в отношении антонимии: хъвер авун 'смеяться' - хъвер хьун 'сдерживать смех'.

Отношение каузации присуще и производным с парой вспомогательных глаголов гун и кьун - къелем гун 'прививать' - къелем кьун 'прививаться'.

На уровне словообразования данный пример является свидетельством регулярной синонимии, которая в процессе деривации создает своеобразный квадрат:

авун = гун и хьун - кьун

авун: хьун гун: кьун

Помимо словообразовательной вариативности отношения производности между отыменными глаголами со вспомогательными авун и хьун регулируются также лексической многозначностью. Если исходное имя многозначно, то каждый лексико-семантический вариант в процессе деривации связан параллельно со своим производным. Производные не связаны между собой. Например:

- къерех 'окраина, край' - къерех элягъун 'обшивать по краю';

къерех авун 'отлучать от чего-либо';

къерех хьун 'становиться в сторону';

- жалгъа 'саженец' - жалгъар ягъун 'разбивать сад';

'сустав' - жалгъада хтун 'вправить сустав';

- верем 'чахотка' - верем хьун 'болеть чахоткой', перен. 'терзание' - верем авун 'мучить'.

Разные ЛСВ производящего связаны отношением многозначности с разными

вспомогательными глаголами у производных. Это словообразовательная про-изводность. Она опосредована многозначностью вершины. Производные не связаны между собой:

Кул 'палец ноги' - куларал кьуьл авун 'танцевать на пальчиках';

'рой' - кул авун 'роиться (о пчелах)';

'ливень' - кул акатун 'хлынуть (о ливне)'.

Словообразовательное варьирование, накладываясь на морфологию, может выглядеть как синонимия производных разных частей речи. Производные одинаковы по значению и принадлежат, как правило, к глаголам и существительным. В таких случаях Р.И. Гайдаров говорит об обособлении словоформ глагольных образований. Рассмотрим примеры:

- кул 'рой' - кул авун 'роение' и 'роиться';

- чан-рик1: чан-рик1 авун 'ласка' и 'ласкать';

- эвер 'зов' - эвергун 'призыв' и 'призывать'.

Анализируя обособление грамматических форм, Р.И. Гайдаров мотивирует данное явление тем, что в лезгинском языке слово обладает множеством форм [2. С.146]. В системе глагола многообразие форм зависит от характеристики действия в его отношении к моменту речи, к моменту времени. Кроме того, лезгинский язык отличается многовариантностью оформления той или иной категории. Так, эргатив существительных только первого склонения имеет 15 формантов. Вместе с тем лезгинский язык обладает многозначностью словоформ. Одна и та же словоформа одновременно совмещает признаки и функции. В системе глагола к подобного рода категориям относятся формы масдара и причастия [3].

Итак, в статье вопросы формирования сложных глаголов лезгинского языка со вспомогательным авун и хьун рассмотрены в комплексе проблем строения словообразовательного гнезда, явлений многозначности и строения языковых конструкций.

Примечания

1. Винокур Г.О. Заметки по русскому словообразованию. Избранные работы по русскому языку.

- М., 1959. 2. Гайдаров Р.И. Основы словообразования и словоизменения в лезгинском языке.

- Махачкала, 1991. 3. Хайдаков И.П. Система глагола в дагестанских языках. - Махачкала, 1975.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.