Научная статья на тему 'Слова ограниченного употребления и работа над ними на занятиях практического курса русского языка'

Слова ограниченного употребления и работа над ними на занятиях практического курса русского языка Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
2755
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕУПОТРЕБИТЕЛЬНЫЕ / ПРОСТОРЕЧНЫЕ / РАЗГОВОРНО-БЫТОВЫЕ СЛОВА / ТЕРМИН / ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВАЯ ЛЕКСИКА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Магомед-касумов Грозбек Магомедрасулович

Статья посвящена лексике ограниченного употребления и работе над нею на занятиях практического курса русского языка. Упражнения, приведенные в ней, способствуют прочному усвоению студентами-дагестанцами лексических понятий, характеризующих слова с точки зрения сферы употребления, и выработке у них умений и навыков сознательного использования их в устной и письменной речи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Слова ограниченного употребления и работа над ними на занятиях практического курса русского языка»

Психолого-педагогические науки

• • •

93

УДК 378.02(471.67)

СЛОВА ОГРАНИЧЕННОГО УПОТРЕБЛЕНИЯ И РАБОТА НАД НИМИ НА ЗАНЯТИЯХ ПРАКТИЧЕСКОГО КУРСА РУССКОГО ЯЗЫКА

© 2о°8 Магомед-Касумов Г.М.

Дагестанский государственный педагогический университет

Статья посвящена лексике ограниченного употребления и работе над нею на занятиях практического курса русского языка. Упражнения, приведенные в ней, способствуют прочному усвоению студентами-дагестанцами лексических понятий, характеризующих слова с точки зрения сферы употребления, и выработке у них умений и навыков сознательного использования их в устной и письменной речи.

The article is dedicated to lexicon of the limited use and work over it during the lessons of the practical course of Russian. The exercises described in it, promote the Daghestan students’ strong perception of lexical notions, characterizing words with a view-point of the sphere of the use, and elaboration their skills and abilities of the conscious their use in colloquial and written speech.

Ключевые слова: общеупотребительные, просторечные, разговорнобытовые слова, термин, официально-деловая лексика.

Keywords: commonly used, vernacular, colloquial every day words, term, official business lexicon.

От общеупотребительных (или нейтральных) слов следует отличать слова ограниченного употребления:

- разговорно-бытовые: картошка, окошко, хворать, воротиться, вилок, затеять, балагур, балаболка, хлопать, студеный, парнишка, славный и

др.;

- просторечные: ухмылка, напялить, башка, жрать, работяга, рехнуться, орать, дрыхнуть, оплеуха, балбес, звякнуть, смуглявый, крайний и т.д.;

- научные термины: существительное, спряжение, лексика, сказуемое, гипотенуза, уравнение, трапеция, подлежащее, примыкание, наклонение, делимость, кислород, логарифм, тангенс, функция, вертикальный и т. д.;

- официально-деловая лексика: резолюция, протокол, постановление,

мандат, указ, доверенность, акт, расписка, заявление, приказ, распоряжение, свидетель, проживать, закон, поручать, рекомендовать, пребывать и т.д.

Разговорная и просторечная лексика употребляется преимущественно в бытовой, непринужденной речи.

Термины в основном встречаются в научных исследованиях и учебниках, а официально-деловая лексика используется при составлении деловых бумаг и т. д.

1. Найти в следующем диалоге слова и сочетания слов, имеющие разговорную или просторечную окраску.

- Катя, пожалуйста, не дуйся на меня, но я не смогу прийти завтра к вам.

- Ну, как же? Ведь ты обещал.

94

• • •

Известия ДГПУ, №2, 2008

- Да, конечно, но я не знал, что у нас завтра будет консультация по математике. Ведь скоро экзамен.

- А как спрашивает экзаменатор?

- Говорят, очень строго. Вчера на экзамене твоя подруга провалилась, получила двойку. Давай встретимся после экзамена, я тебе звякну.

2. Заменить в выделенных выражениях некоторые общеупотребительные слова разговорными или просторечными для усиления выразительности речи и придания ей характера непринужденности.

- Слушай, Коля, а не пойти ли нам сегодня ловить рыбу? Ты говорил, что приблизительно в десяти километрах есть глубокий омут. Может, туда отправимся и переночуем? Нам бы хоть двадцать окуней наловить и ухи сварить на берегу ... Как ты на это смотришь, Коля?

- Я так смотрю: до двенадцати -сборы, затем запрягаю в дрожки Воронка и - поехали.

Для справок: айда, десятка два, махнуть на рыбалку, закатиться с ночевкой, километрах в десяти, наварить ушицы.

3. Подобрать к словам, имеющим разговорную или просторечную окраску, синонимы.

1. Жгучая боль пронизывала все тело. Избитый, он едва доплелся домой. 2. Вакуленко, предпочитая суд за дезертирство смерти от пули бандита, утром удрал в город. 3. Банка перевернулась в воздухе и шлепнулась в воду. 4. Он нелепо взмахнул руками и тяжело, всем телом, плюхнулся в воду. 5. Эта неожиданная новость огорошила меня.

2. В отрывке из фельетона А. Одинцова «На участке языка» найти канцелярские обороты, над которыми смеется автор.

Однажды я наблюдал трогательную сцену: Михаил Потапович подошел к капризничающему ребенку, стал гладить его по головке и утирать ему слезы своим платком.

- По какому вопросу плачешь? -заботливо спрашивал он ребенка. -

Нехорошо. Нет у тебя конкретного возражения, а ты уж в слезы. Ведь голословно плачешь-то ... Верно?

3. Прочитать главу «О награде» из поэмы А. Т. Твардовского «Василий Теркин», выделить разговорную лексику и особо отметить нейтральные слова, которые в данном контексте получают разговорную окраску.

В лексике русского языка имеются слова, которые употребляются только в определенной местности. Это диалектизмы, например: бирюк

(волк), кочет (петух), векша (белка), балка (овраг), гуторить (говорить), курень (изба), грудок (костер), шибко (быстро), жамки (пряники), баз

(двор), дюже (очень), понева (домотканая юбка), худой (плохой), баской (красивый), скрябка (лопата), куток (угол), скородить (боронить), слега или вага (жердь), пырок (индюк), бурак (свекла), зараз (сейчас), беремя (охапка).

Некоторые диалектные слова становятся общеупотребительными, например: лебезить, зазнайка, тайга, вобла, земляника, вспашка, неуклюжий, щупальце, батрак, улыбаться, пахать, почин, новосел, умелец, сопка, борона, доярка, хлебороб, косовица, напарник, ушанка, учеба, занятый, филин, хилый, пойма, мямлить, щуплый, гадюка, зря, коржик и др.

Диалектизмы используются писателями в художественных произведениях при описании определенной местности и для речевой характеристики персонажей. Уместное и умеренное использование диалектизмов не затрудняет, а облегчает раскрытие образа персонажа, а чрезмерное увлечение ими снижает художественные достоинства произведения.

Порой писатели используют диалектизмы, попутно объясняя их. Так, М. Ю. Лермонтов в «Герое нашего времени» поясняет местное слово так:

Крепость наша стояла на высоком месте, и вид был с вала пре-

Психолого-педагогические науки • • •

красный: с одной стороны широкая поляна, изрытая несколькими балками (в сноске: оврагами), оканчивалась лесом, который тянулся до самого хребта гор ...

H. В. Гоголь, И. С. Тургенев подобные объяснения дают в самом тексте:

Дом господский стоял одиночкой на юру, то есть на возвышении, открытом всем ветрам, каким только вздумается подуть («Мертвые души»).

В Орловской губернии последние леса и площадя (большие сплошные массы кустов) исчезнут лет через пять ...; «У Сучка есть дощаник», -заметил Владимир (плоская лодка, сколоченная из старых барочных досок) («Записки охотника») и т.д.

Диалектные слова иногда могут употребляться и в научной речи для объяснения общеизвестного понятия, например:

Местные прозвища ландыша чрезвычайно обширны. Ярославцы и воронежцы его называют «ландушка», костромичи - «мытная трава», калужане - «заячья соль», тамбовцы -«виновник». Известен он ещё как ванник, гладыш, воронец, заячьи уши, кукушкины уши, язычник и язык лесной. Слово «ландыш» происхождением восходит к понятию «гладкий». Возможно, из-за гладких, мягких листьев. (А. Стрижев, «Ландыш»).

Студенты должны научиться определять роль диалектных слов в художественном произведении. Целесообразно ознакомить их с диалектной лексикой через речевые ситуации, в которых использованы диалектизмы. Такие ситуации представлены в учебнике в виде диалогов, взятых из произведений, изучаемых в школе.

Для закрепления полученных знаний о разговорных и просторечных словах и диалектизмах полезно использовать следующие упражнения:

I. Выписать слова в три столбика: в первый - нейтральные, во

95

второй - разговорные и в третий -просторечные.

Жадина, обман, смутьян, жадюга, деляга, рассеянный человек, скандалист, брехня, дельный, жадный, разиня, вранье, бузотер, деловой, раззява.

2. Найти с помощью толкового словаря русского языка диалектизмы и определить их значение.

Покос, козюля, качка, рушник, кочет, рогач, баз, зараз, бирюк, курень, грудок, векша, куток, понёва.

3. Объяснить значения диалектизмов в следующих предложениях.

1) Векша летала с дерева на дерево, распушив рыжий хвост.

2) Липовый взвар, который иногда пьют вместо чая, очень полезен.

3) Из труб куреней по утрам строевым лесом высятся прямые оранжевые стволы дыма.

4) Векша стрекочет - гостей пророчит.

4. Найти в следующем отрывке диалектизмы и объяснить их.

В девятнадцатом году с нами бился, супротивничал, и зараз против? Ну, тогда и от меня миру не жди. Я тебя, гада, так гробану, что всем чертям муторно станет! (М. А. Шолохов, Поднятая целина).

5. Прочитать миниатюрный рассказ В. Бокова «Синонимы» и ответить, куда же все-таки ушла Люба.

Мы подошли с учительницей Полиной к дому бабки Труновой, чтобы поговорить с ее внучкой, не сыграет ли она роль в пьесе ...

- Где Люба? - спросил я.

- По батожья ушла.

- По что?

- Ну, по столбцы.

- По что?

- Ну, по петушки.

- По что? По что?

- По стебени.

- Не понимаю вас.

- Ах, батюшка, какой ты бестолковый. По ... (щавель).

96

• • •

Известия ДГПУ, №2, 2008

Профессионализмы существенно отличаются от диалектизмов тем, что, во-первых, они входят в состав лексики литературного языка, во-вторых, их сфера употребления ограничена не территориально, а социально.

Профессионализмы функционируют преимущественно в устной речи представителей какой-либо профессии как «полуофициальные» слова, не имеющие строго научного характера: консилиум «совещание врачей», скальпель «небольшой хирургический нож», восьмерка «зуб мудрости», шканцы «часть верхней палубы военного корабля», мостик «место на палубе, откуда командир командует кораблем», кортик «холодное оружие», камбуз «кухня на судне», балда «тяжелый молот для дробления камней», глинка «высший сорт глины», хорошист «ученик, не имеющий троек», окно «ничем не занятый промежуток между уроками», мездра «изнанка выделанной кожи», баранка «руль», горбыль «крайняя доска при продольной распилке бревна, с одной стороны выпуклая», шапка «общий заголовок в газете», асбест «волокнистый белый материал, из которого вырабатываются несгораемые изделия», козел «гимнастический снаряд - короткий брус на ножках»; елочки «кавычки, лапки» - у полиграфистов, пестун «медведь старше одного года» - у охотников, абрашка «багор для ловли рыбы» - у рыболовов и т.д.

В ряде случаев сфера употребления некоторых профессионализмов расширяется настолько, что они становятся общеупотребительными:

комбайн, глобус, экран, кортик, аврал, квадрат, микроб, капрон, суфлер, брожение, мягкотелый и т. д.

Профессионализмы используются в художественной литературе как стилистическое средство для изображения трудовой деятельности человека.

Для закрепления темы полезно предложить учащимся задание подоб-

рать профессиональные слова, используемые людьми различных профессий. В этом учащимся может помочь выполнение следующего упражнения:

Угадать, о какой профессии идет речь.

1. Лешему он (Римский-Корсаков) придумал два лейтмотива. Один поручил струнным инструментам. Второй играют четыре валторны и тарелки. Сурово и уныло звучит лейтмотив Деда Мороза. Тембр деревянных духовых инструментов передает ощущение зимней скованности природы.

2. В мастерской находились мольберт, палитра, кисти, краски. Он показал мне свои акварели и натюрморты. Это яркий, пестрый ковер красок, переливающихся и искрящихся всеми цветами палитры.

3. На мостике тральщика была боевая тишина. Ровно гудели вентиляторы, низко рычало в дымовой трубе горячее бесцветное дыхание топок. И только один голос звучал в этой тишине - дальномерщик каждые полминуты называл расстояние до катеров ...

4. - Вон за елкой на снегу появился цветок!

- А это след от полена?

- Нет, от правила!

От диалектной и профессиональной лексики отличаются жаргонизмы - слова, ограниченные употреблением в какой-либо группе людей. Так, в речи молодежи нередко можно услышать такие слова, как скачки (танцы), прикол (забавно), классно, клево (хорошо), облом (неудача), тормоз (тугодум), чайник (неопытный, неумелый человек), баксы (доллары), хвост (несданный экзамен), общага (общежитие), законно, шикарно (отлично, прекрасно), волочь, сечь (понимать), арбуз, тыква, черепок, башня (голова), стипуха (стипендия), засыпался (не выдержал экзамена), предки (родители) [1. С. 233].

Молодежный жаргон в целом еще называют сленгом. Жаргоны считаются «принадлежностью относительно открытых социальных групп людей,

Психолого-педагогические науки • • •

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

объединенных общностью интересов, привычек, занятий ...» [5. С. 82].

В 90-х годах ХХ века возникают узкогрупповые жаргоны вуза, школы, армии и т.д.: удочка (удовлетворительно), шпоры (шпаргалки), алибаба (директор школы), сорок разбойников (учителя), улитка (учительница ботаники), ботаник (старательный, прилежный ученик), параша (двойка), нормально (тройка), гуляем (четверка), празднуля (пятерка); дух (солдат, прослуживший полгода), черпак (солдат, прослуживший год), дед (солдат до приказа об увольнении со службы), дембель (солдат до увольнения из армии после приказа об увольнении) [7. C 339 - 340].

К ограниченной в употреблении лексике относятся и арготизмы - элементы из речевого обихода преимущественно деклассированных групп (воров, бродяг, заключенных): слямзил, стибрил, свистнул (украл), шмон (обыск), стукач, гусь (доносчик), урка (вор), объегорил (обманул), кимарить [8. С. 227] или кемарить [4. С. 118] (спать), раскололся (предал), малина (воровской притон), фраер (мелкий, неопытный вор), мочить, пришить (убить), вышка (расстрел), перо (нож), шмотки (вещи), мочалка, кадр, чувиха (девушка), заложить (выдать), балерина (отмычка), медведь (сейф), академия (тюрьма), мокрушник (убийца), браслеты (наручники), кореш (друг, приятель), авторитет (человек, имеющий власть в уголовной среде), бухарик (пьяница), громила (грабитель), бобик (милицейская машина), собачник (камера в тюрьме), грач (простофиля, лопух), дятел (дурак), медведка (взломщик сейфов), очкарик (вор, крадущий через окно) и т. д.

Некоторые жаргонизмы и арготизмы со временем становятся общеупотребительными. Так, бывшими жаргонизмами или арготизмами являются слова хохма (что-то забавное или анекдотическое), загорать (бездельничать), вкалывать (усердно работать), баланда (похлёбка), шмотки

97

(вещи), двурушник, двурушничать (из арго нищих) и др.

Жаргонизмы и арготизмы засоряют речь, снижают ее культуру. Обычно они используются в ограниченном количестве в языке художественной литературы как средство речевой характеристики некоторых персонажей (см. произведения Л. Толстого, В. Распутина, Л. Соболева, В. Шукшина, Д. Гранина, Ю. Нагибина и др.).

С конца прошлого века в разговорный язык или просторечие стали проникать арготические слова путем прямого заимствования слов, сохранивших свое арготическое значение (бухать, стучать, кореш), и различных семантических трансформаций, связанных с расширением корпоративного значения: тусоваться (прост. и разг.) «собираться вместе для общения, совме-стного препровождения свободного времени» - тусоваться (арг.) «толкаться»; разборка (разг.) «крупная ссора с дракой между враждующими группами» - разборка (арг.) «выяснение отношений, самосуд». В то же время общеупотребительные слова, сужая свой смысловой потенциал, проникают в речь заключенных (авторитет, академия и т.д.) [7. C. 341-342].

Упражнения для закрепления лексических понятий жаргонизмы и арготизмы:

1. Найти в следующем диалоге слова ограниченного употребления и объяснить их значения.

Взъерошенный Димка выскочил из класса. Его окружили, засыпая вопросами:

- Тебя отпустили? Ты завалил? Что дали?

Он вздохнул и сказал: «Заметано!»

Но ребята не унимались:

- Что делал Сам?

- Режет всех подряд.

- А Русалка?

- Топит.

- Ну, а их ассистент?

- Засыпает.

98

• • •

Известия ДГПУ, №2, 2008

- А как же ты?

- Я немного секу, но и то, чуть не схлопотал пару.

- А Васька?

- Плавает на шпорах.

2. Определить, как называются

слова и выражения в шутливом тексте, составленном в свое время Л. Н. Гумилевым, и подобрать к ним литературные соответствия.

В 1565 году по всей Голландии прошла параша, что папа - Антихрист.

Голландцы начали шипеть на папу и раскурочивать монастыри. Римская курия, обиженная на пахана, подначила испанское правительство. Испанцы стали качать права - нахально тащили голландцев на исповедь. Отказчиков сажали в кандей на трехсотку, отрица-ловку пускали налево. По всей стране пошли шмоны и стук. Спешно стряпали липу. Граф Эгмонт на пару с графом Горном попали в непонятное. Их по запарке замели, пришили дело и дали вышку ...

Примечания

1. Лемов А.В. Русский язык и культура речи. Подготовка к тестированию: Учеб, пособие. - М.: Высшая школа, 2004. - 264 с. 2. Магомед-Касумов Г.М. Слова общеупотребительные и ограниченного употребления. // Проблемы общего и дагестанского языкознания. Вып. 2. Научное издание. - Махачкала, 2004. - С. 127- 131. 3. Мурашов А.А. Культура речи: Учеб, пособие. 2-е изд. - М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2004. - 576 с. 4. Розенталь Д.Э. и др. Современный русский язык: Учеб, пособие для студентов-филологов заочного обучения. - М.: Высшая школа, 1991. - 559 с. 5. Русский язык: Энциклопедия / Гл. ред. Ф. П. Филин. - М., 1979. - 432 с. 6. Русский язык/ Под ред. Л. Л. Касаткина,- 3-е изд., стер. - М.: Изд. центр «Академия», 2005. - 768 с. 7. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: В 2 ч. - Ч. 1 / Под ред. Е. И. Дибровой. - М.: Изд. центр «Академия», 2002. - 544 с. 8. Фомина М.И. Современный русский язык. Лексикология. - 4-е изд., испр. - М.: Высшая школа, 2003. -415 с.

3. Найти в следующем диалоге слова и выражения ограниченного употребления и заменить их нейтральными.

- Как не любит?! Ты нормально проси л-то?

- Я ее в мороженицу приглашал.

- И что?

- Не пошла.

- Во, морковка! Давай я с ней побазарю. Чего выкобенивается? Шоугерл рыночная. Затащу во дворик и объясню - либо с Дыней в мороженицу идешь, либо морду ножиком накрашу. Не пойму я баб. Чего им надо?

- На фиг мне Светка с порезанной рожей? Она некрасивая будет по жизни.

- Торчу я с тебя, Дыня. Ты и рыбку хочешь съест, и бутылки сдать.

- Какие бутылки?

- Из-под «фанты», блин.

(А. Кивинов «Сделано из отходов»).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.