Научная статья на тему 'Сквозной интегрированный подход к оценке программ социально-экономического развития территорий'

Сквозной интегрированный подход к оценке программ социально-экономического развития территорий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
532
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНИТОРИНГ / СКВОЗНОЙ ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД / СОГЛАСОВАННОСТЬ / ВНЕШНЯЯ СОГЛАСОВАННОСТЬ / ВНУТРЕННЯЯ СОГЛАСОВАННОСТЬ / ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / MONITORING / END-TO-END INTEGRATED APPROACH / CONSENSUS / EXTERNAL CONSENSUS / INTERNAL CONSENSUS / PROGRAM SOCIAL-ECONOMIC DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рощина Ирина Викторовна, Гринкевич Лариса Сергеевна, Кащук Ирина Вадимовна, Рощина Галина Сергеевна

Оценка программ развития является условием повышения качества и эффективности управления территорией. В статье рассматривается методика оценки программ местного экономического развития, основанная на сквозном интегрированном подходе. Оценка проводится с точки зрения внешней и внутренней согласованности программ разного уровня. Приведены результаты оценки на примере Томской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

End-to-end integrated approach to estimation of the programs social-economic development territory

Estimation of the programs of the development is a condition of increasing quality and efficiency of management territory. In article is considered methods of the estimation of the programs of the local economic development founded on End-to-end integrated approach. The Estimation is conducted with standpoint external and internal consensus of the programs of the miscellaneous level. In article results of the estimation are brought on example Tomsk area.

Текст научной работы на тему «Сквозной интегрированный подход к оценке программ социально-экономического развития территорий»

2008 Экономика №3(4)

УДК 330.342.24

И.В. Рощина, Л.С. Гринкевич, И.В. Кащук, Г.С. Рощина

СКВОЗНОЙ ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ ПРОГРАММ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

ТЕРРИТОРИЙ1

Оценка программ развития является условием повышения качества и эффективности управления территорией. В статье рассматривается методика оценки программ местного экономического развития, основанная на сквозном интегрированном подходе. Оценка проводится с точки зрения внешней и внутренней согласованности программ разного уровня. Приведены результаты оценки на примере Томской области.

Ключевые слова: мониторинг, сквозной интегрированный подход, согласованность, внешняя согласованность, внутренняя согласованность, программа социальноэкономического развития

Для дальнейшего повышения качества программ социальноэкономического развития в рамках стратегического планирования территории необходима оценка, позволяющая выявить их достоинства и/или недостатки на различных этапах, а также обеспечить своевременную и адекватную корректировку.

Обращение к международной практике показывает необходимость индивидуального подхода к управлению местным экономическим развитием с учётом следующих принципов [1]:

1. Интегрированный подход, включая социальные, экологические и экономические вопросы.

2. Стратегия, тщательно разработанная с участием всех заинтересованных сторон и основанная на общем видении.

3. Ряд инициатив — кратко-, средне- и долгосрочных - как катализатор партнерств и основа формирования уверенности заинтересованных сторон.

4. Эффективно работающие местные лидеры, которые привносят приверженность, доверие и способность объединять группы интереса.

5. Укрепление потенциала управления и групп, действующих на местах, имеет большое значение в реализации программы.

6. Местный орган управления, который должен иметь чувство сопричастности к стратегии местного экономического развития и демонстрировать сильную политическую волю для ее реализации.

7. Политическая, финансовая и техническая поддержка других уровней органа управления, также являющаяся ценной.

8. Интегрированный подход к мониторингу и оценке местного экономического развития.

1 Работа выполнена при поддержке РГНФ, проект № 08-02-64208а/Т.

В имеющихся работах отечественных авторов реализуются различные подходы к проведению мониторинга и оценки социально-экономического развития муниципального образования. В данной методике при оценке реализации программ и их качества применяется сквозной интегрированный подход, позволяющий обеспечить согласованность используемого инструментария на всех уровнях планирования (целей, задач, показателей, индикаторов и т.д.), а также их увязку (интеграцию) по уровням иерархии рассматриваемых объектов территории (муниципальный район-регион). Рассмотрение согласованности (в рамках данной методики) с двух сторон позволяет выделить внешнюю и внутреннюю согласованность. При этом согласованность оценивается с точки зрения:

1) непротиворечивости (целей, задач, мероприятий);

2) адекватности (полнота учёта специфики развития муниципального образования);

3) релевантности;

4) сопоставимости (привязка к временному интервалу).

Интегрированная оценка, как правило, осуществляется с позиций сочетания основных аспектов развития системы: социальных, экономических и экологических. В данной методике интегрированность рассматривается с позиции согласованности целей, задач и мероприятий программы социальноэкономического развития муниципального образования и региона. Таким образом, интегрированность отождествляется с внешней согласованностью, т.е. с согласованностью основных тенденций развития. Внутренняя согласованность трактуется, прежде всего, как согласованность всех элементов системы (территориального образования соответствующего уровня) между собой. При этом на уровне региона внешняя согласованность (интегрированность) и внутренняя согласованность становятся тождественными понятиями, что, по нашему мнению, не противоречит системному подходу.

Программы социально-экономического развития муниципального образования предлагается анализировать в соответствии с основными направлениями оценки по следующим этапам:

1. Анализ структуры программы социально-экономического развития муниципального образования.

2. Внутренняя согласованность программы.

3. Интегрированность.

Данная методика базируется на общепризнанных принципах территориального планирования и методах оценки программ социальноэкономического развития территорий, представленных не только в научных публикациях, но и в практических документах по стратегическому планиро-ванию1. Основные положения методики были апробированы при анализе

1 При работе над методикой оценки и мониторинга программ муниципальных образований использовались следующие практические документы: Пособие МЦСЭИ «Леонтьевский центр» «Территориальное стратегическое планирование. Как оценить качество стратегического планирования» (Т. 2); материалы итогового отчета «Интегрированная оценка программы социальноэкономического развития Томского района на 2003-2005 гг.», выполненного в рамках совместного проекта «Развитие потенциала интегрированной оценки и планирования для устойчивого

программ социально-экономического развития муниципальных районов Томской области, что позволяет её рекомендовать для специалистов по стратегическому планированию социально-экономического развития территориальных образований разного уровня, а также экспертов, привлекаемых для проведения оценки программ социально-экономического развития.

Анализ программ социально-экономического развития муниципальных образований целесообразно проводить по указанным направлениям, предусматривающим возможность их дальнейшей детализации.

В рамках первого этапа «Анализ структуры программы социальноэкономического развития муниципального образования» проводится анализ содержания программы по следующим направлениям:

1.1. Анализ паспорта программы.

1.2. Стартовые условия и оценка исходной социально-экономической ситуации муниципального образования.

При обосновании необходимости решения проблем программными методами на уровне программ муниципального образования должны учитываться цели социально-экономического развития соответствующего региона и Российской Федерации в целом, результаты анализа экономического, социального и экологического состояния региона.

В процессе анализа проводится оценка программы муниципального образования, позволяющая выявить:

1. Степень завершенности анализа.

2. Уровень конкурентоспособности.

3. Тенденции социально-экономических процессов.

4. Влияние внешних факторов, определяющих условия развития муниципального образования.

5. Комплексную оценку социально-экономического положения муниципального образования.

1.3. SWOT-анализ (обоснованность SWOT-анализарезультатами анализа внешних условий и внутренних факторов развития муниципального образования).

1.4. Стратегическая цель социально-экономического развития муниципального образования.

1.5. Стратегические приоритеты развития и задачи.

Анализ призван выявить и исключить возможные противоречия между приоритетами и задачами.

1.6. Программа социально-экономического развития муниципального образования:

1.6.1. Система программных мероприятий.

развития» Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП) и администрации Томской области при поддержке Министерства экономического развития и торговли и Главного управления природных ресурсов по Томской области МПР России; результаты оценки «Программы социально-экономического развития Томской области до 2005 года», проведенной Фондом «Агентство развития Томской области» совместно с Фондом «Институт развития города» (г. Москва) и др.

1.6.2. Перечень инвестиционных проектов.

Учитывая значение привлечения бизнеса к разработке и реализации программы, необходимо также отражение в инвестиционных проектах участия всех заинтересованных сторон, в том числе через частно-государственное партнёрство.

1.6.3. Ресурсное обеспечение реализации программы.

1.7. Механизмы реализации программы:

1.7.1. Организация управления программой.

1.7.2. Организация мониторинга и оценки программы.

1.8. Механизмы корректировки.

Проведённая оценка на примере муниципальных образований Томской области позволила сделать выводы, что в девятнадцати муниципальных образованиях структура программ в целом соответствует основным подходам и принципам стратегического планирования, хотя имеется ряд недостатков, требующих устранения или определённой корректировки. Всем муниципальным образованиям рекомендовано включить в программу «Карту заинтересованных сторон» по реализации программы социально-экономического развития района, поскольку это позволит полнее отразить участие общественности и бизнеса в разработке и реализации программ социальноэкономического развития. В «Карте заинтересованных лиц» содержится информация о формах взаимодействия (круглый стол, встреча с главой муниципального образования, общественные слушания и т.д.), достигнутых соглашениях, вид участия (бизнес-проект, программное мероприятие), объём ресурсов, приоритетное направление программы.

Шести муниципальным образованиям рекомендовано откорректировать раздел «Программные мероприятия» в соответствии с разработанной формой, представленной в приложении методики. Это позволит обеспечить необходимую полноту и единообразие подачи информации, поскольку она не ограничивается только перечнем основных мероприятий, а даётся развёрнутая их структура, объём и источники финансирования с обязательным указанием размеров финансирования за счёт областного, местного, федерального бюджетов и прочих источников.

Десяти муниципальным образованиям предложено откорректировать раздел «Инвестиционные проекты» в соответствии с разработанной формой, представленной в приложении методики, где должна быть приведена информация о числе рабочих мест, эффекте от реализации проекта (в том числе объёме производства, прибыли, рентабельности), платежах в бюджет (в том числе местный, областной, федеральный).

В рамках второго этапа реализации сквозного интегрированного подхода к оценке программ социально-экономического развития муниципальных образований «Внутренняя согласованность программы» проводится анализ по следующим направлениям:

2.1. Адекватность (соответствие стартовых условий и результатов

SWOT-анализа стратегической цели и приоритетам социально-

экономического развития муниципального образования).

2.2. Непротиворечивость.

Формируемые цели и задачи социально-экономического развития муниципального образования должны, с одной стороны, учитывать основные стратегические направления развития, обозначенные в программе социальноэкономического развития региона. С другой стороны, должны быть ориентированы на решения основных проблем, выявленных в процессе анализа социально-экономического положения муниципального образования.

Наличие в программе взаимоувязанных элементов логической цепочки «стратегические приоритеты - задачи - программные мероприятия - ожидаемые результаты» является одним из основных условий ее эффективности и предполагает определённую последовательность при ее разработке, оценке и корректировке с учётом особенностей программных мероприятий.

2.3. Релевантность.

При оценке реализации программы с точки зрения соответствия индикаторов поставленным целям следует определять соблюдение/нарушение требования для системы показателей - минимизация числа индикаторов и контрольных показателей при сохранении полноты информации и своевременности ее предоставления.

2.4. Сопоставимость.

Оценку соответствия программных мероприятий и системы целеполага-ния необходимо осуществлять по следующим направлениям: 1) взаимосвязь программных мероприятий, проектов с целями и задачами в рамках стратегического направления; 2) ресурсная обеспеченность программных мероприятий для достижения поставленных целей и задач развития муниципального образования; 3) достаточность программных мероприятий по достижению целей.

В процессе проведённого анализа программ социально-экономического развития муниципальных образований Томской области с применением сквозного интегрированного подхода были выявлены следующие типичные ошибки:

1. Недостаточно отражаются результаты анализа социально-экономического развития района в SWOT- анализе муниципального образования.

2. Слабо увязываются приоритеты и задачи социально-экономического развития муниципального образования с результатами SWOT- анализа.

3. Некорректно формулируются цели и задачи развития муниципального образования (часто вместо задачи указываются программные мероприятия).

4. Нарушается целостность логической цепочки (стратегические приоритеты-задачи - программные мероприятия) из-за отсутствия программных мероприятий по достижению некоторых задач.

5. Не согласуются сроки реализации программы с планом финансирования программных мероприятий.

6. Недостаточно прорабатываются программные мероприятия.

В рамках третьего этапа реализации сквозного интегрированного подхода к оценке программ социально-экономического развития муниципальных образований «Интегрированность» проводится анализ содержания программы по следующим направлениям:

3.1. Непротиворечивость.

Оценка осуществляется посредством сопоставления системы целеполага-ния программы муниципального образования (в увязке с его SWOT-анализом) и системы целеполагания региона. При этом недопустимо формальное сопоставление (с точки зрения имеется/отсутствует та или иная цель или задача) без учёта специфики, присущей как муниципальному образованию, так и имеющейся в регионе типологии.

3.2. Адекватность.

В процессе оценки определяется степень «включенности» проблем и потенциальных возможностей развития муниципального образования (SWOT-анализ) в основные проблемы и потенциальные возможности развития Томской области (SWOT-анализ).

3.3. Релевантность.

Оценка призвана определить наличие качественно выполненного анализа отраслевой взаимосвязи региона и муниципального образования, что обусловлено необходимостью:

• обеспечить целенаправленный поиск стратегических инвесторов для развития территории;

• повысить интегрированность целей развития отдельных муниципальных образований в систему целей развития региона;

• сформировать рациональную структуру экономики региона и экономики конкретных муниципальных образований с учётом их специфики и необходимости реализации условий для устойчивого развития;

• своевременно выявлять несоответствие отраслевых структур экономик разного уровня и вносить необходимые коррективы;

• обеспечивать оптимизацию экономики региона, устраняя дублирование и непродуктивную межрайонную конкуренцию для создания условий их самодостаточности и интегрированности в экономику региона.

Данная оценка основывается на результатах анализа сложившейся отраслевой структуры и имеющихся потенциалов территории и призвана определить степень её рациональности и перспектив совершенствования с целью непрерывного поиска резервов экономического роста.

Для оценки программы с точки зрения релевантности в ней должна содержаться информация по следующим направлениям:

1. Анализ имеющейся структуры экономики муниципального образования и её связей с экономикой соседних муниципальных образований и региона в целом.

2. Механизм структурной перестройки экономики муниципального образования.

3. Обоснование привлекательности территории, в том числе инвестиционной, рекреационной и т. д.

3.4. Сопоставимость.

Проводится оценка программ посредством определения наличия программных мероприятий, направленных на решение проблем муниципального образования и финансируемых из разных источников.

При оценке интегрированности программ социально-экономического развития муниципальных образований Томской области было выявлено, что:

1. Программы социально-экономического развития двух муниципальных образований необходимо откорректировать, поскольку невозможно обеспечить анализ согласования с ПСЭР Томской области. Это обусловлено тем, что в одном муниципальном образовании при разработке программы использован отраслевой подход, а в другом - не соблюдены основные подходы к стратегическому планированию.

2. Достаточный уровень согласованности с ПСЭР Томской области показали 15 программ муниципальных образований.

3. Недостаточный уровень согласованности с ПСЭР Томской области показали 3 программы муниципальных образований.

Таким образом, применение данной методики позволяет выявить недостатки программ социально-экономического развития посредством сквозного интегрированного подхода и устранить их в процессе последующей корректировки, тем самым повысив эффективность планирования на территории не только отдельного муниципального образования, но и субъекта Федерации в целом.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература

1. Местное экономическое развитие: Краткий справочник. Гвен Свинбурн. Отдел городского развития. Всемирный банк. Вашингтон, Округ Колумбия, 2006 [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.worldbank.org/urban/led- С. 12-13

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.