Научная статья на тему 'Скульптура и пластическая анатомия в профессиональной подготовке учителя изобразительного искусства'

Скульптура и пластическая анатомия в профессиональной подготовке учителя изобразительного искусства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
451
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СКУЛЬПТУРА И ПЛАСТИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ / КРИТЕРИИ / СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / МЕТОДИКА / SCULPTURE AND PLASTIC ANATOMY / CRITERIA / SPECIALIZED TRAINING / METHODOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Башкатов Иван Александрович

В статье поднимается проблема повышения методической подготовки учителей изобразительного искусства по дисциплинам художественного цикла, в частности скульптуре и пластической анатомии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Башкатов Иван Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCULPTURE AND PLASTIC ANATOMY IN TRAINING OF FINE ARTS TEACHERS

The article raises the problem of increasing methodological training for teachers of fine arts in he disciplines of art series in particular sculpture and plastic anatomy.

Текст научной работы на тему «Скульптура и пластическая анатомия в профессиональной подготовке учителя изобразительного искусства»

УДК 377.8

СКУЛЬПТУРА И ПЛАСТИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

© Иван Александрович БАШКАТОВ

Липецкий государственный педагогический университет, г. Липецк, Российская Федерация, кандидат педагогических наук, доцент кафедры изобразительного искусства, член Союза художников России, e-mail: bashkatov_ivan@mail.ru

В статье поднимается проблема повышения методической подготовки учителей изобразительного искусства по дисциплинам художественного цикла, в частности скульптуре и пластической анатомии. Ключевые слова: скульптура и пластическая анатомия; критерии; специальная подготовка; методика.

Художественно-графические факультеты педагогических институтов и университетов по специальности 03.08.00 (05.06.02) - «Изобразительное искусство» готовят учителей изобразительного искусства для общеобразовательных школ. Выпускники работают не только в общеобразовательных школах, но и в сфере дополнительного образования: в детских художественных школах, школах искусств, кружках изобразительного искусства. Все это требует определенной профессиональной подготовки в области изобразительного искусства, с одной стороны, и педагогического мастерства - с другой. Будущие учителя изобразительного искусства и преподаватели дополнительного образования должны находить в теории обучения и воспитания идеи, выводы, принципы, адекватные логике, правильно диагностировать явление, определять, к какой категории психо-лого-педагогических понятий оно относится, находить основную педагогическую задачу и способы ее оптимального решения.

На художественно-графических факультетах скульптуру и пластическую анатомию студенты изучают как дисциплину художественного цикла, наряду с рисунком, живо-

писью, композицией, цветоведением и т. д. Также предусмотрены дисциплины педагогического цикла: психология, педагогика, методика и т. п.

Занятия по скульптуре и пластической анатомии на художественно-графических факультетах дают учащимся представление об ее основных видах, способствуют приобретению фундаментальных знаний и умений в изображении человека, его анатомического строения, способствуют развитию объемнопространственного мышления и пластического чувства, приобретению необходимых умений и навыков самостоятельно решать поставленные задачи.

Занятия скульптурой и пластической анатомией оказывают огромное влияние на приобретение профессиональных навыков будущего учителя изобразительного искусства.

Знания, полученные студентами по скульптуре и пластической анатомии на художественно-графическом факультете, нуждаются в практической доводке, в осмыслении и апробации в школе. Этому служит специально организованная в школе система методической работы.

Стоит вопрос, должно ли на занятиях художественного цикла, в частности занятиях скульптурой и пластической анатомии, уделяться внимание проблеме методики обучения.

Чтобы стать мастером, творцом, учителю необходимо овладеть не только профессиональными художественными знаниями и навыками, но и закономерностями и механизмами педагогического процесса. Изучение методики обучения, в данном случае скульптуры и пластической анатомии, позволит ему самостоятельно анализировать деятельность учащихся, расчленять их на составные элементы, осмысливать каждую часть в связи с целым.

Учитель не может передать знаний больше, чем имеет сам. Важно в общеобразовательной школе, а также в системе дополнительного образования детей, где ученики получают начальное профессиональное образование по изобразительному искусству, чтобы учитель-преподаватель владел профессиональными художественными знаниями и навыками, которые дает художественно-графический факультет. В свою очередь эти знания и навыки слагаются из теории и практики.

По скульптуре и пластической анатомии в качестве критериев теоретической подготовки можно выделить: знания пластической анатомии, истории развития скульптуры, а также специфических особенностей скульптуры. Критериями оценки практических умений и навыков будут умения передавать движение, пропорции, форму, образ, слагающийся из чувства материала, чувства тяжести и цельности.

Пластический язык скульптуры должен быть подчинен аналогичным требованиям передачи объемно-пространственной характеристики предмета.

Для того чтобы эта характеристика была точной и выразительной, необходимо изучить строение предмета, определить его главные составные части, их взаимосвязь и взаимозависимость, уяснить основные формы этих частей и их влияние на форму предмета в целом. Иными словами, нужно проанализировать конструкцию модели и, исходя из этого анализа, определить структуру объема и характер поверхности предмета, своеобразие его форм.

Под движением понимается передача расположения частей в пространстве. Б.Е. Ка-плянский пишет «Работая над движением, нужно чувствовать, как движение одной части ... с необходимостью вызывает ответ в движении другой.» [1, с. 56].

Под пропорциями понимается передача относительных размеров частей.

Ученики простят своим учителям и строгость, и сухость, и даже придирчивость, но не простят плохого знания дела. Выше всего они ценят в педагоге уверенное и четкое знание, умение, ясное изложение, знание процесса воспитания. А.С. Макаренко говорил: «Я на опыте пришел к убеждению, что решает вопрос мастерство, основанное на умении, на квалификации» [2, с. 377].

Профессиональное мастерство, владение методикой его передачи и педагогическое мастерство - залог успеха в практике будущего учителя.

Профессиональная подготовка учителя не заканчивается в стенах художественнографического факультета, она продолжается на протяжении всего периода профессиональной деятельности. Непрерывность профессионального образования учителя является необходимой предпосылкой развития и роста его как профессионала.

Рост профессионального мастерства и педагогической культуры учителя изобразительного искусства и педагога дополнительного образования идет более интенсивно, если практические индивидуальные умения и навыки в области скульптуры и пластической анатомии осмысливаются и соединяются с педагогическим и методическим опытом, умением передавать свои навыки. Поэтому при подготовке учителей изобразительного искусства на художественнографических факультетах на занятиях художественного цикла, в частности скульптуре и пластической анатомии, необходимо уделять особое внимание методической последовательности хода выполнения каждого задания, последовательно ставя задачи от первого этапа выполнения до конечного.

1. Каплянский Б.Е. Записки об искусстве и художниках // Советская скульптура 8. М., 1984. С. 48-67.

2. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н.

Педагогика / под ред. RA.. Сластенина. М., Поступила в редакцию 21.07.2011 г.

2002.

UDC 377.8

SCULPTURE AND PLASTIC ANATOMY IN TRAINING OF FINE ARTS TEACHERS

Ivan Aleksandrovich BASHKATOV, Lipetsk State Pedagogical University, Lipetsk, Russian Federation, Candidate of Education, Associate Professor of Fine Art Department, Member of Russian Artists Union, e-mail: bashkatov_ivan@mail.ru The article raises the problem of increasing methodological training for teachers of fine arts in he disciplines of art series in particular sculpture and plastic anatomy.

Key words: sculpture and plastic anatomy; criteria; specialized training; methodology.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.