Научная статья на тему '«Скрытая педагогика» как средство культурной коммуникации и ценностно-экономической социализации (на материалах виртуального музея ФРГ)'

«Скрытая педагогика» как средство культурной коммуникации и ценностно-экономической социализации (на материалах виртуального музея ФРГ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
155
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SOCIALIZATION / PEDAGOGY / "THE HIDDEN PEDAGOGY" / CULTURE / MUSEUM / COMMUNICATION / BOOKMARK / INFLUENCE FACTOR / INFORMAL EDUCATION / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ПЕДАГОГИКА / "СКРЫТАЯ ПЕДАГОГИКА" / КУЛЬТУРА / МУЗЕЙ / КОММУНИКАЦИЯ / КНИЖНАЯ ЗАКЛАДКА / ФАКТОР ВОЗДЕЙСТВИЯ / ИНФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федотова Ольга Дмитриевна, Латун Владимир Владимирович, Парастатова Виктория Викторовна

В статье рассматриваются проблемы использования факторов формирующего воздействия, действующих за пределами стандартной образовательной среды в открытой социокультурной практике. Дается характеристика концепту «скрытая педагогика», который введен в научный оборот за рубежом на двух уровнях в качестве концептуальной метафоры и теоретической концептуализации, фиксирующей сферы влияния информального образования. На основе анализа экспозиции виртуального музея закладок, представленного в интернет-пространстве коллекционерами из ФРГ, показано, что ознакомление с экспонатами расширяет представление посетителей об экономических, культурных и ценностных ориентациях, доминировавших в прошлом. Показано, что книжная закладка для школьников, рекламирующая образцы поведения, направленные на накопление, сбережение, является косвенным, но действенным фактором формирующего воздействия. Дана характеристика деятельности финансовых учреждений и школьных сберегательных касс по формированию экономических установок взрослого и молодого населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Федотова Ольга Дмитриевна, Латун Владимир Владимирович, Парастатова Виктория Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«THE HIDDEN PEDAGOGY» AS MEANS OF CULTURAL COMMUNICATION AND VALUABLE AND ECONOMIC SOCIALIZATION (According to materials of the virtual museum of Germany)

In this article the problems of using the factors of the forming influence operating outside the standard educational environment in the open sociocultural practice are considered. The characteristic is given to the concept «the hidden pedagogy» which is introduced into scientific circulation abroad at two levels as the conceptual metaphor and theoretical conceptualization fixing spheres of influence of informal education. It is shown that acquaintance with exhibits expands the idea of visitors of the economic, cultural and valuable orientations dominating in the past on the basis of the analysis of an exposition of the virtual museum of the bookmarks presented in Internet space by collectors from Germany. It is shown that the bookmark for pupils advertizing the examples of behavior directed on accumulation, saving is an indirect, but effective factor of the forming influence. The characteristic of activity of financial institutions and school savings banks on formation of economic installations of the adult and young population is given.

Текст научной работы на тему ««Скрытая педагогика» как средство культурной коммуникации и ценностно-экономической социализации (на материалах виртуального музея ФРГ)»

DOI: 10.12731/2218-7405-2015-10-30 УДК 37.013.78

«СКРЫТАЯ ПЕДАГОГИКА» КАК СРЕДСТВО КУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ И ЦЕННОСТНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ (НА материалах ВИРТУАЛЬНОГО МУЗЕЯ ФРГ)

Федотова О.Д., Латун В.В., Парастатова В.В.

В статье рассматриваются проблемы использования факторов формирующего воздействия, действующих за пределами стандартной образовательной среды в открытой социокультурной практике. Дается характеристика концепту «скрытая педагогика», который введен в научный оборот за рубежом на двух уровнях - в качестве концептуальной метафоры и теоретической концептуализации, фиксирующей сферы влияния информального образования. На основе анализа экспозиции виртуального музея закладок, представленного в интернет-пространстве коллекционерами из ФРГ, показано, что ознакомление с экспонатами расширяет представление посетителей об экономических, культурных и ценностных ориентациях, доминировавших в прошлом. Показано, что книжная закладка для школьников, рекламирующая образцы поведения, направленные на накопление, сбережение, является косвенным, но действенным фактором формирующего воздействия. Дана характеристика деятельности финансовых учреждений и школьных сберегательных касс по формированию экономическихустано-вок взрослого и молодого населения.

Ключевые слова: социализация; педагогика; «скрытая педагогика»; культура; музей; коммуникация; книжная закладка; фактор воздействия; информальное образование.

«THE HIDDEN PEDAGOGY» AS MEANS OF CULTURAL COMMUNICATION

AND VALUABLE AND ECONOMIC SOCIALIZATION (ACCORDING TO MATERIALS OF THE VIRTUAL MUSEUM OF GERMANY)

Fedotova O.D., Latun V.V., Parastatova V.V.

In this article the problems of using the factors of the forming influence operating outside

the standard educational environment in the open sociocultural practice are considered. The characteristic is given to the concept «the hidden pedagogy» which is introduced into scientific circulation abroad at two levels - as the conceptual metaphor and theoretical conceptualization fixing spheres of influence of informal education. It is shown that acquaintance with exhibits expands the idea of visitors of the economic, cultural and valuable orientations dominating in the past on the basis of the analysis of an exposition of the virtual museum of the bookmarks presented in Internet space by collectors from Germany. It is shown that the bookmark for pupils advertizing the examples of behavior directed on accumulation, saving is an indirect, but effective factor of the forming influence. The characteristic of activity of financial institutions and school savings banks on formation of economic installations of the adult and young population is given.

Keywords: socialization; pedagogy; «the hidden pedagogy»; culture; museum; communication; a bookmark; influence factor; informal education.

Современный человек живет в динамичном мире, построенном на сложном балансе интересов. На него оказывают формирующее воздействие потоки разнонаправленной информации, имеющей для каждого разную ценность, полезность и актуальность. Зачастую человек не оценивает сведения, воспринимаемые в контексте различных видов коммуникации, как объективированное желание социальных акторов, владеющих и регулирующих распространение информации, побудить усвоить некоторые нематериальные формы движения контента, генерируемые каждым в виде понятий, представлений и категорий культурологического, социального, экономического, мировоззренческого уровня. Он не задумывается над тем, что, помимо всего прочего, является экономическим субъектом и представителем целевой аудитории, на которого воздействуют средства неперсонализированной коммуникации, осуществляемой в определенных целях.

Тот факт, что на человека в любом возрасте прямо или косвенно оказываются воздействия, побуждающие его к определенному стилю мышления и алгоритму поведения, не оспаривается никем. В научно-педагогический аппарат введено понятие «информальное образование», которое фиксирует многочисленные возможности расширения кругозора и получения образования за пределами стандартной образовательной среды, в том числе в форме различных видов активности индивидов в культурно-образовательной среде и досуговой деятельности. Признается, что информальное образование имеет контекстный характер, использует социокультурные потенциалы общества, которые каждый человек может превратить в действенные

факторы своего развития [4]. В научной традиции ФРГ феномен неявного формирующего воздействия закреплен термином «скрытая педагогика» [12], который одновременно является и концептуальной метафорой, и, наряду с другими теоретическими концептуализациями [5, 6, 13], теоретической проекцией неявных формирующих эффектов. В этом плане нельзя недооценивать роль музеев, собирающих, экспонирующих и исследующих памятники духовной и материальной культуры прошлого. В современном обществе в связи с развитием его технико-технологического потенциала появляются и реализуются новые концепции музеев, которые существуют не только в виде кабинетов, кунсткамер и экспозиционных галерей, но и виртуально, в пространстве интернета, что дает возможность расширить рамки просветительской деятельности и придать культурному наследию публичность, доступность и открытый общественный характер.

Одной из тенденций социокультурного развития высокоразвитых европейских стран является стремление финансовых организаций, обладающих мощным материальным потенциалом и экспозиционными ресурсами, представлять оригинальные тематические собрания широкой публике. Экспозиции Музея денег Немецкого Федерального банка (Франкфурт-на Майне, ФРГ) [14], Музея денег в Утрехте (Нидерланды), финансируемого Нидерландским банком, Министерством образования и Министерством финансов [15], Музея денег в Вене, находящегося на балансе Национального банка Австрии [16] дают представления об истории денег, характере включенности населения в структуру экономических процессов и явлений, влияния финансов на экономическое поведение и социальные ценности субъектов, относящихся к различным типологическим группам. Помимо значительной исторической и художественной ценности, связанной с возможностью познания исторического контекста появления экспонируемых артефактов, тематические выставки позволяют составить представление о таком виде общественного сознания, как экономическое сознание, являющегося формой идеального воспроизведения людьми экономических отношений [8].

В ФРГ имеются музеи, фонды которых удовлетворяют познавательные потребности самых разных посетителей, в том числе археологические, краеведческие, прикладного искусства, военно-исторические, изобразительных искусств и др., к числу которых относится и новый тип музея - языковедческий музей [17]. В них собраны уникальные коллекции, ознакомление с которыми расширяет культурный и мировоззренческий кругозор взрослых и детей.

В ФРГ существует уникальный электронный музей, в которым собраны оригинальные экспонаты - книжные закладки (bookmark, das Lesezeichen), выпущенные в Германии, ФРГ

и ГДР в ХХ веке. Немецкий Музей закладок расположен по электронному адресу http://www. lesezeichenmuseum.de [18]. Его фонды составляют более 20000 экспонатов.

Следует отметить, что виртуальная коллекция книжных закладок существует и в Российской Федерации [19]. Книжная закладка рассматривается как особый элемент оформления книги [2], атрибут культуры чтения [1], объект коллекционирования [20]. Согласно определению, данному в А.Э. Мильчиным, «закладка - листовое издание, предназначенное для вкладывания между страницами изданий, чтобы быстро находить место, на котором прервано чтение или к которому надо вернуться. Используется также для рекламы издательства или выпускаемых ими книг» [3, с. 126]. Помимо рекламного назначения в отечественном социокультурном пространстве утвердилось мнение о том, что закладка может иметь дидактический смысл, если рассматривать ее как забаву и/или поделку, в процессе изготовления которой у детей и взрослых формируются навыки совместной работы, развивается эстетическое чувство и трудовые навыки [21, 22].

Однако книжную закладку как артефакт культуры можно рассмотреть еще и как скрытый фактор формирующего воздействия, сочетающего элементы наставительного текста и дидактической иллюстрации [7, 11]. Потенциал любой изобразительной публикации неявно заключает в себе идею отражения образовательного и гражданского идеала определенной эпохи. Поэтому, на наш гипотетический взгляд, анализ данных экспонатов, рассмотренных как эмпирический массив исследования, позволит прояснить намерения художников-коммуникаторов, касающихся распространения информации по различным аспектам формирования и реализации ценностных ориентаций читателей всех типологических групп, причисленных к миру книжной культуры. Таким образом, представляется целесообразным провести анализ представленных в музее тематических книжных закладок, сюжеты которых прямо или косвенно обращены к экономической проблематике. Решение данной задачи облегчает тот факт, что в виртуальном музее выделена рубрика, посвященная деятельности финансовых учреждений Германии с начала века до 1949 года.

Эмпирический объект исследования: коллекция тематических закладок по проблемам деятельности сберегательных учреждений, объединенная в экспозицию музея «Финансовые институты» («Geldinstituten»). Общее количество экспонатов - 55.

Методика исследования заключается в использовании методов теоретического и эмпирического исследования, включающих анализ, интерпретацию содержания, контент-анализ и кластерный анализ. При проведении контент-аналитического исследования мы руководствовались нормативными требованиями к проведению, что позволяет установить частотность

проявления интересующих исследователя признаков на разном эмпирическом массиве [9, 10] была выделена категория контент-анализа - смысловые единицы, обозначающие эмпирические признаки понятия «политика финансового учреждения». В отдельную позицию выделены экспонаты, не имеющие явных признаков, характеризующих ведущий смысловой концепт. В данную рубрику попали экспонаты, имеющие только иллюстративный ряд. При этом книжная закладка, имеющая печатный текст, была отнесена к одному из признаковых пространств. Единицей счета являлась закладка, имеющая инвентарный номер, что позволяла рассматривать ее как музейный экспонат.

Результаты и обсуждение

На основе квантификации признакового пространства были выделены тематические кластеры, включающие пять позиций. После распределения по признаку принадлежности к той или иной позиции данные были занесены в таблицу программы ЕХЕЬ, на основе которой построена гистограмма (рис. 1).

Рис. 1. Тематические распределения коллекции книжных закладок как музейных экспонатов [17]

Из данных, представленных на гистограмме, следует, что наибольшее число единиц счета приходится на позицию «Расчетливость, бережливость». Это ментальное основание близко национальным установкам немцев, согласно которым все личное достояние нажито добросовестным трудом и должно быть сохранено для дальнейшего использования с пользой для дела. Обращает на себя внимание тематическая серия книжных закладок, которая посвящена сбору и вторичной переработки сырья - металла, в том числе используемого в быту алюминия, бы-

товых отходов (костей), из которых можно изготовить соответственно новые рельсы, пищевую фольгу и костную муку как эффективное удобрение. В серии закладок, посвященных природе Германии, в стихотворной форме проводится мысль о том, что накопленные средства внесут вклад в сохранение природы Отечества.

Позиция «Безопасность, доступность» включает книжные закладки, отражающие как мотивы борьбы со стихийными бедствиями (пожары), так и сохранность финансов от мошенников и удобства пользования новыми банковскими продуктами - дорожными чеками, почтовыми сберегательными книжками, а также закладки, пропагандирующие культурный расцвет национальных меньшинств Германии (здесь: лужицких сербов), умело пользующихся преимуществами системы накопления в немецких финансовых учреждениях.

Прирост капитала за счет высоких процентов также достаточно широко представлен в коллекции экспонатов.

Вклад в будущее остается одной из ведущих тематических линий, которая популяризируется как путем показа желательного образца достойной обеспеченной старости, так и динамичными позами молодых граждан, которые в прямом смысле и на уровне концептуальной метафоры являются сеятелями, возделывающими поля отечества.

Большой интерес представляют экспонаты, рекламирующие деятельность школьных сберегательных касс. Они выполнены в различных концептуальных и стилистических вариантах, учитывают широкий спектр познавательных и материальных потребностей школьников (рис. 2).

Рис. 2. Закладка для книги в форме линейки, содержащая призыв к школьнику пользоваться школьной сберегательной кассой [17]

Некоторые из книжных закладок были ориентированы на учащихся начальной школы и, наряду с поучительными призывами к накоплению денег через школьные сберегательные кассы, обеспечивали школьников линейками, позволяющими производить измерения простые малых

расстояний. Книжная закладка содержит иллюстрацию образовательного идеала - прилежных детей обоего пола, занятых выполнением уроков (рис. 3).

г Ь с d е

Рис. 3. Закладки для книг, содержащие рекламу копилок и школьных сберегательных касс [17]

Книжные закладки, представленные на рисунке 3, содержат визуализацию образцов желательного поведения школьников. Обращает на себя внимание, что наряду с такими символами сбережения, как копилки, увенчивающая весь путь ребенка от пупса до принца (рис. 3 а) и отражающего глубокое удовлетворение ребенка от накопления (рис. 3 с), на закладке (рис. 3d) изображена детская сберегательная книжка, которой, судя по позе, мальчик-вкладчик очень гордится. Подпись на рисунке 3d «Ты будешь уважаемым человеком». Закладки, представленные на рисунках 3Ь и 3е, выпущенные немецкими сберегательными кассами, несут идеал рачительности и любви к собственным животным, а также отражают образец поощряемого поведения, включающего патриотический настрой и символизирующего национальное единение.

Безобидные печатные издания, к которым относятся закладки, являются, таким образом, дидактическим средством неличного представления и продвижения идей ценностно-экономической социализации, участником которой может стать и представитель определенной соци-

альной страты и/или возрастной группы, и посетитель сайта музея, реализующий познавательные потребности в социокультурной сфере. Социальный и экономический мир предстает в экспонатах Музея закладок как достаточно четко оформленный комплекс ценностно-нормативных моделей и образцов социально поощряемого поведения. Вместе с тем факт наличия подобных образцов и моделей не становится автоматически регулятором индивидуального поведения. «Скрытая педагогика» запускает механизм смыслообразования и критико-анали-тического освоения культурного наследия, ориентируя на солидаризацию или размежевание с идейными основами жизни «экономического человека». Она использует нестандартные средства формирования ценностных оснований и приоритетов личности.

Список литературы

1. Булкина, Е.В. Книжная закладка. История и традиции // От свитка до Интернета: библиотека, образование, чтение. - М.: Экзамен, 2011. С. 229-234.

2. Кустова, Н.А. Вечная спутница книги // Панорама библиотечной жизни области: опыт, новые идеи, тенденции развития. Вып. 3 (71). - Нижний Новгород, 2013. С. 40-43.

3. Мильчин А.Э. Издательский словарь - справочник. - М.: Юристъ, 1998. 472 с.

4. Митусова О.А. Архитектоника и логико-смысловое содержание языкового образовательного пространства: формальное, неформальное, информальное образование студентов // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2011. № 3. С. 171-176.

5. Федотова О.Д. Структуралистская педагогика ФРГ: истоки, предпосылки, гносеологические источники // Интернет-журнал Науковедение. 2014. № 6 (25). С. 184.

6. Федотова О.Д. Немецкая феноменологическая педагогика // Педагогика. 2006. № 3. С. 2129.

7. Федотова О.Д., Богданова Н.А. Формирующий потенциал наставительного и учебного текста в истории европейской образовательной практики // Интернет-журнал Науковедение. 2014. № 1 (20). С. 106.

8. Федотова О.Д., Гиль О.В., Латун В.В. Этнопедагогический потенциал экономического знания как фактор формирующего воздействия // Северо-Кавказский психологический вестник. 2014. № 12-3. С. 18-23.

9. Федотова О.Д., Катичева М.А. Контент как методологический индикатор реформы образования // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2011. № 2. С. 19-29.

10. Федотова О.Д., Латун В.В. Образование в Китае: психолого-педагогическая проблематика диссертационных исследований // Интернет-журнал Науковедение. 2013. № 6 (19). С. 204.

11. Федотова О.Д., Латун В.В., Пивненко С.Н. Дидактические иллюстрации XVIII века как инструмент создания новой коммуникативной стратегии (на примере педагогических текстов по проблемам безопасности) // Интернет-журнал Науковедение. 2014. № 3 (22). С. 161.

12. Bubolz, G. Versteckte Pädagogik im Fernsehen? // Pädagogikunterricht. Überlegungen für den Praxis. Frankfurt/Main: Peter Verlag, 1984. Рр. 59-83.

13. Fedotova, O., Nikolaeva, E. Radical Pedagogy: Theoretical Concept and/or Alternative Practice? // Procedia - Social and Behavioral Sciences. Vol. 186, 13 May 2015. Pр. 785-789.

14. URL: http://www.geldmuseum.de

15. URL:http://www.dagjeweg.nl/tip/2657/Geldmuseum—gesloten

16. URL:https://www.oenb.at/Ueber-Uns/Geldmuseum.html

17. URL:http://www.goethe.de/ins/ru/lp/kul/dur/wis/bil/ru8892602.htm

18. URL:http://www.lesezeichenmuseum.de

19. URL:http://lib2.urfu.ru/rus/our_resources/exhibitions/newexhibitiob/bookmarks/

20. URL:http://mymomsbookmarks.blogspot.ru/2012/05/blog-post.html

21. URL:http://teamcreative.ru/blog/zakladki

22. URL:http://teamcreative.ru/blog/zakladki

23. URL:http://www.tavika.ru/2012/08/book-mark.html

References

1. Bulkina, E.V. Knizhnaya zakladka. Istoriya i traditsii // Ot svitka do In-terneta: biblioteka, obra-zovanie, chtenie. - Moskva: Ekzamen, 2011. Рр. 229-234.

2. Kustova, N.A. Vechnaya sputnitsa knigi // Panorama bibliotechnoy zhiz-ni oblasti: opyt, novye idei, tendentsii razvitiya. Vyp. 3 (71). - Nizhniy Novgorod, 2013. Рр. 40-43.

3. Mil'chin A.E. Izdatel'skiy slovar' - spravochnik. - M.: Yurist, 1998. 472 р.

4. Mitusova O.A. Arkhitektonika i logiko-smyslovoe soderzhanie yazykovogo obrazovatel'nogo prostranstva: formal'noe, neformal'noe, informal'noe obrazovanie studentov // Gosudarstvennoe i munitsipal'noe upravlenie. Uchenye zapiski SKAGS. 2011. № 3. Рр. 171-176.

5. Fedotova O.D. Ctrukturalistskaya pedagogika FRG: istoki, predposylki, gnoseologicheskie istochniki // Internet-zhurnal Naukovedenie. 2014. № 6 (25). Р. 184.

6. Fedotova O.D. Nemetskaya fenomenologicheskaya pedagogika // Pedagogika. 2006. № 3. Рр. 21-29.

7. Fedotova O.D., Bogdanova N.A. Formiruyushchiy potentsial nastavitel'no-go i uchebnogo teksta v istorii evropeyskoy obrazovatel'noy praktiki // Internet-zhurnal Naukovedenie. 2014. № 1 (20). Р. 106.

8. Fedotova O.D., Gil' O.V., Latun V.V. Etnopedagogicheskiy potentsial ekonomicheskogo zna-niya kak faktor formiruyushchego vozdeystviya // Severo-Kavkazskiy psikhologicheskiy vestnik. 2014. № 12-3. Рр. 18-23.

9. Fedotova O.D., Katicheva M.A. Kontent kak metodologicheskiy indikator reformy obrazovaniya // Izvestiya Yuzhnogo federal'nogo universiteta. Pedagogicheskie nauki. 2011. № 2. Рр. 19-29.

10. Fedotova O.D., Latun V.V. Obrazovanie v Kitae: psikhologo-pedagogicheskaya problematika dissertatsionnykh issledovaniy // Internet-zhurnal Naukovedenie. 2013. № 6 (19). Р. 204.

11. Fedotova O.D., Latun V.V, Pivnenko S.N. Didakticheskie illyustratsii XVIII veka kak instrument sozdaniya novoy kommunikativnoy strategii (na primere pedagogicheskikh tekstov po prob-lemam bezopasnosti) // In-ternet-zhurnal Naukovedenie. 2014. № 3 (22). Р. 161.

12. Bubolz, G. Versteckte Pädagogik im Fernsehen? // Pädagogikunterricht. Über-legungen für den Praxis. - Frankfurt/Main: Peter Verlag, 1984. Рр. 59-83.

13. Fedotova, O., Nikolaeva, E. Radical Pedagogy: Theoretical Concept and/or Alternative Practice? // Procedia - Social and Behavioral Sciences. Vol. 186, 13 May 2015. Pр. 785-789.

14. URL: http://www.geldmuseum.de

15. URL:http://www.dagjeweg.nl/tip/2657/Geldmuseum—gesloten

16. URL:https://www.oenb.at/Ueber-Uns/Geldmuseum.html

17. URL:http://www. goethe.de/ins/ru/lp/kul/dur/wis/bil/ru8892602.htm

18. URL:http://www.lesezeichenmuseum.de

19.URL:RL::http://lib2.urfu.ru/rus/our_resources/exhibitions/newexhibitiob/bookmarks

20. URL: http://mymomsbookmarks.blogspot.ru/2012/05/blog-post.html

21. URL: http://teamcreative.ru/blog/zakladki

22. URL:http://www.tavika.ru/2012/08/book-mark.html

ДАННЫЕ ОБ АВТОРАх

Федотова Ольга Дмитриевна, зав. кафедрой образования и педагогических наук, доктор педагогических наук, профессор

Южный федеральный университет

ул. Большая Садовая, 105, г. Ростов-на-Дону, 344000, Россия

e-mail: odfedotova@sfedu.ru

SPIN-код в SCIENCE INDEX: 4963-9339

Латун Владимир Владимирович, доцент кафедры социально-экономической географии, кандидат географических наук, доцент Южный федеральный университет

ул. Большая Садовая, 105, г. Ростов-на-Дону, 344000, Россия

Парастатова Виктория Викторовна, аспирант кафедры образования и педагогических наук

Южный федеральный университет

ул. Большая Садовая, 105, г. Ростов-на-Дону, 344000, Россия DATA ABOUT THE AUTHORS

Fedotova Olga Dmitrievna, Head of the Departmentof Education and Pedagogical Sciences, Doctor of Pedagogy, Professor South Federal University

st. Bolshaya Sadovaya, 105, Rostov-on-Don, 344000, Russia e-mail: odfedotova@sfedu.ru

Latun Vladimir Vladimirovich, associate professor of social and economic geography, the candidate of geographical sciences South Federal University

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

st. Bolshaya Sadovaya, 105, Rostov-on-Don, 344000, Russia

Parastatova Viktoriya Viktorovna, graduate student education and Pedagogical Sciences South Federal University

st. Bolshaya Sadovaya, 105, Rostov-on-Don, 344000, Russia

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.